О ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНГРИЗМА (Тенгризма, Тенгрианства, Тангараизма)
Томский Г.В.
Международная академия КОНКОРД [email protected]
Тангризм (тенгризм, тенгрианство, тангрианство) было религией Аттилы и Чингисхана, официальной религией многих империй и государств степных народов и их потомков, включая великие Тюркские каганаты и Монгольскую империю. Таким образом, в течении многих веков она была распространена на огромном пространстве от Тихого океана до Балканского полуострова.
Возрождение тангризма показывает возможность существования религии, базис которой может быть использован всеми другими религиями, желающими добиться совместимости с научным мировоззрением и играть положительную роль в деле сплочения человечества.
Этот базис современного тангризма в силу его естественности и универсальности может быть также использован всеми творческими людьми для систематизации своих индивидуальных верований. На нем могут быть возведены любые надстройки, навеянные родной культурой личности или отвечающие ее потребностям в укреплении духа, во вдохновении, в улучшение качества жизни.
Истолкование основ тангризма в том или ином духе никак не отражается в ее практике: простых обычаях и стремлении придерживаться норм морали, содержании коротких молитв и благословений. Практика тангризма может сводиться к украшению интерьера или двора несколькими приятными для глаза или полезными для медитации произведениями или сувенирами с тангрианской символикой, чтению поднимающих настроение и способствующих мобилизации психологических и других ресурсов молитв. Эти символы благодаря их простоте и естественности показывают поразительную живучесть и легко подвергаются творческому развитию.
Ключевые слова: Кредо современного тангризма, системный подход, персоннализация религий, тангранская символика, равносторонний крест, талисман "5 глаз", восьмиконечная звезда, искусство степей, изображения великих тангрианцев, Аттила, Чингисхан.
Персонализация религий
Мы придерживаемся концепции религии как совокупности совместимых между собой индивидуальных верований [1-3]. Даже последователи традиционных верований воспринимают различным образом свои верования. Все идет к тому, что каждый думающий человек будет иметь свою индивидуальную веру. Люди с близкими убеждениями будут группироваться в новые или модернизированные религиозные течения.
Признание кредо религии, то есть системы догматов этого вероучения, изложенных в сжатой форме, является первой ступенью приобщения к ней. Напомним, что мы формулируем кредо тангризма в современных терминах в соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом:
«Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!»
Для ученых и всех, кто сомневается в существовании Бога-создателя мы предлагаем воспринимать Бога как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку. Понимаемого таким образом Бога мы называем Тангра, чтобы отличить от восприятия как Творца, ибо при нашем определении не возникает вопроса о его местожительстве, облике и роли в создании Вселенной. Эту точку зрения мы никому не навязываем, каждый волен представлять Тангра или единого и всемогущего Бога по своему.
При такой интерпретации базиса современного тангризма мы можем причислить к его приверженцам миллиарды людей доброй воли [4].
Мы считаем однако, что наиболее обоснованным методом оценки численности приверженцов тангризма использование критерия участия в тангрианских праздниках и обрядах. Наиболее массовыми тангрианскими праздниками в настоящее время являются:
- якутский национальный праздник ысыах (ыкыах) и аналогичные
праздники других тюркских и монгольских народов, проводимым со включением
древних обрядов;
- Ердынские игры, курултай степных народов в Венгрии и другие
международные праздники, проводимым со включением обрядов тенгрианской эпохи.
Тангрианские обряды отличаются большим разнообразием. К ним можно отнести, например:
- свадьбы и другие торжественные мероприятия в Якутии, во время которых произносятся традиционные благословения и молитвы на якутском языке и совершаются некоторые распространенные народные обряды, например,
«кормление духа огня»;
- уважительное отношение к «духам природы и предков», совершение связанных с этим обрядов, которые могут проводиться в одиночестве или с близкими людьми, а также во время охоты, рыбалки и других событий;
- почтительное отношение к древнему искусстве степей и тангрианским символам.
Распространение информации о классическом и современном тангризме приведет к резкому росту людей, считающих себя тангристами, не отвергая своей принадлежности к другим религиям или мировоззрениям. Заметим, что большинство методов определения численности последователей различных религий основана на самоидентификации (self-identification) ([5], с. 41-42).
Таким образом, представляет интерес развитие тангрианской практики для привлечения к ней внимания широкого круга людей доброй воли с современным мировоззрением.
Декоративные кресты и талисманы на их основе
Равносторонний крест является древнейшим символом тангрианской религии. Г.В. Ксенофонтов считал, что равносторонний крест для якутов является символом солнечного света и графическим изображением древнего бога солнца.
Тангрианские кресты выгравированы на дверях Парламента Якутии
Мы видим кресты и крестообразный орнамент на гуннских коврах, а также на самом древнем в мире ковре, сотканном древними саками примерно 2500 лет назад и найденном в одном из Пазырыкских курганов на Алтае.
Особое внимание привлекает традиционный пятиглазый крестообразный оберег саха-якутов (биэс харах):
Г.С.УГАРОВ
ТА НАРАИАНСТВО
АРА ИТЭЧЭЛЭ)
На основе этого талисмана автор составил настенную декоративную мозаику
На ней можно насчитать 11 равносторонних крестов, что усиливает психологическое воздействие этой разновидности древнего талисмана и возможность ее использования для созерцания и медитации.
Другая разновидность пятиглазого талисмана получается незначительной модификацией крестообразного орнамента на древнем алтайском ковре
Красота и древность этого мотива усиливает благоприятное воздействие этого популярного оберега.
Мы находим пятиглазый крест среди аксессуаров литургического одеяния римского папы
На этой иконе папа Святой Леон изображен в одежде с равносторонними крестами и держит книгу с пятиглазым крестом.
Внутри равносторонних крестов видны изображения звезд.
Нам кажется такой облик папы Леона не мог не понравиться Аттиле во время их исторической встречи, над тайной которого ламают головы поколения историков [6].
На иконах Святого Леона звезды внутри крестов имеют по 4 основных и по 4 диогональных луча
Декоративные кресты и талисманы на их основе
К тангрианским символам относятся также восьмиконечная звезда, называемая иногда «Звездой Чингис-хана».
Автор создал свою композицию:
Мы видим в ней три восьмилучевые звезды, что усиливает эффект от ее созерцания.
ж
Отметим, что восьмилучевая звезда предлагается в качестве символа на большинстве предлагаемых вариантов флага Евразийского союза:
Заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Юрий Кофнер пишет:
«Восьмиконечная звезда — глубоко духовный символ. В Православии она известна как «Звезда Богородицы» и изображается в иконах, например в иконе «Неопалимой Купины». Православный крест часто изображают звездообразно с восьми конечностями. Некоторые могут ее знать под названием «Звезда Руси» или «Звезда Сварога». В Исламе ее называют «Руб аль-хизб» (араб. ¿о), где она встречается в Коране после каждой Суры и на орнаментах мечетей. В Буддизме восьмиконечной звезды нет, насколько я знаю, за то его главным символом является «Дхармачакра» (санскр. — «колесо закона» с
восемью спицами. Восьмиконечная звезда встречается на флагах многих республик постсоветского пространства — Азербайджана, Узбекистана, Туркмении, Удмертии, Чувашии, Карелии, Абхазии...
Восьмиконечная звезда в качестве эмблемой Евразийского Экономического Союза, как мы это предлагаем, означала бы «общность судьбы» евразийских народов и приоритет духовных ценностей над материальными. » (Юрий Кофнер:
О флаге Евразийского Союза // https://contws/@razkolmk/62082)
Новое тангрианское (тенгрианское) искусство
Использование в прикладном искусстве традиций великого искусства степей «звериного стиля», созданных в эпоху широкого распространения тангрианской религии, привело фактически к созданию Нового тангрианского искусства (Art nouveau tangriste).
Из декоративного убранства Байтерека в Астане
Автор также использует элементы этого престижного древнего искусства для усиления эффекта от своих композиций:
Об игровой компоненте тангризма
Якутский тангризм по системе Тэриса включает игровую компоненту в виде игр-гаданий такха (тангха), проводимых одновременно с народными рождественскими гаданиями с 7 по 19 января или в любое другое время.
Среди 2480 версий игры JIPTO / ЖИПТО (Jeux intellectuels de Poursuite de Tomski / Интеллектуально-развивающие игры преследования Томского) [7] имеется развлекательная версия Жиптоманси, которая может интепретироваться как безобидная игра-гадание.
Декоративные и художественные композии ЖИПТО используются не только для игры и развлечения, но и для украшения интерьера и для медитации
Декоративная композиция ЖИПТО для сада, нарисованная магнитными красками и украшенная тангрианскими символами
За ней видна скульптура в виде Листа Мебиуса, симполизирующая бесконечность и составленная из нескольких полей для ЖИПТО:
CONCORDE, 2018, N 5 Повседневная медитация
Общий вид тангрианской стены
До украшения описанными тангрианскими символами стена не притягивала взгляда и служила обычной оградой. Но теперь она стала служить для приятной и полезной медитации. Но что такое медитация?
Привдем отрывок из статьи [8]:
«Многочисленными исследователями предпринимались и предпринимаются попытки каким-то образом определить и обобщить те практики, которые связываются с этим словом на Востоке и на Западе, в религии, психотерапии и саморегуляции. И всегда остается впечатление, что, сколь широким ни было бы такое обобщение, оно не охватывает всего богатства этих техник, и, сколь бы тщательно ни было сформулировано их определение, оно может быть оспорено...
Не существует никаких общеприемлемых представлений ни о том, какова цель медитации, зачем она вообще затевается, ни о том, что в ней является существенным и, собственно,«работающим» элементом, а что -второстепенными условиями, которыми обставлено обучение неофитов.»
Что касается автора, то у него просто повышается настроение и работоспособность после созерцания своей стены.
Разумеется перед таким алтарем можно цитировать тангрианские молитвы, ибо для нас короткая тангрианская молитва является способом мобилизации своих жизненных сил, «подзарядки» дополнительными ресурсами из окружающей среды, включая неизвестные нам силы, поля и их источники. Таким образом, Тангра является для нас, в значительной мере, символом, позволяющим мобилизовать психологические и другие внутренние известные и неизвестные ресурсы.
Поэтому мы перевели на русский, французский и английский языки собранные и отредактированные Л.В. Афансасьевым-Тэрис молитвы 63 ипостасям Тангра [1, 9-11].
Христиан Годфруа пишет:
« Во все времена сила слова была признана. Стоит только вспомнить важность молитвы в большинстве религий. А что говорить о восточных религиях, об использовании мантра, повторяемой неустанно, служащей основой для медитации и имеющей удивительные свойства. Самовнушение путем повторения одного слова или фразы является научной формой мантры, использумой во многих формах медицины во всем мире. В магии также используются формулы, о которых говорят, что они действительно магические. » ([12], с. 24).
Заметим, что менее 28 % французов заявляют, что никогда не молятся, а 51 % граждан более 65 лет и 36 % французов 24-34 лет молятся часто, некоторые каждый день. Эффективность молитв связывают с эффектом плацебо. Профессор Эдуард Зарифьян пишет:
«Эффект плацебо (effet placebo) - это не только использование для лечения субстанции, похожей на лекарство; это также отношение, которое возникает между двумя личностями...
Эффект плацебо приводит в 30% случаях к заживлению язвы желудка, нормализует артериальное давление, избавляет от бородавки за одну ночь. Зная, что в случае депрессии эффект плацебо доходит до 50 или 60% даже для глубоких меланхоликов, что эффект плацебо в случае общего беспокойства с хорошим «лекарем-знахарем» может, вероятно, превзойти эти цифры, мы имеем право интересоваться этим явлением. » ([13], с. 162-164).
Фредерик Ленуар объясняет:
«Мне кажется, что возрождение религиозно-магических обрядов в нашем обществе должно быть понято как желание эффективности. Используются различные техники медитации или определенного типа молитвы, потому что "это работает". Стоит отметить, в этом контексте необычайный успех многих
Il II « F4
методов "позитивного мышления", в том числе релаксационной терапии. В религиозно-магических рамках используются "мантры" и соответствующие ритуалы, другие формы молитвы или медитации, считающиеся способными облегчить достижения успеха или помочь в исцелении... » ([14], с. 62-63).
Самоуважение и уважение к предкам
Одним из основных характеристик тангризма является уважение к великим историческим деятелям, к которым относятся прежде всего Аттила и Чингисхан, сыгравшую огромную роль в развитии человеческой цивилизации.
Обратим внимание в связи этим на существование среди якутских айыы (ипостасей Тангра) обожествленных могущественных правителей: Чингис-хана, Одун-хана (первого гуннского императора Модуна), Бильге-хана (скорее всего, тюркского Бильге-хана, правившего с 716 по 734 год), Танха хана (мудрого Тоньюкука?) [15]. Имена некоторых других айыы вероятно также происходят от имен неизвестных нам исторических личностей. Всех этих айыы можно также сравнивать с христианскими святыми и поэтому следовало бы рисовать портреты (иконы) танграиских святых Чингиса, Одуна и Бильге согласно существующим историческим источникам. Заметим, что у карлуков в X веке был храм «на стенах которого изображены их прежние государи», а дунху почитали «покойных старейшин, которые прославились своими подвигами» ([16], с. 94).
Высокую оценку роли Аттилы в истории Европы дал французский
академик Марсель Брион:
«Государственные деятели, к какой бы нации они не принадлежали, не могут сегодня отрицать, что планом этого царя, одного из самых великих правителей в истории мира, было европейское единство» ([17], с. 162).
Автор живет на южной окраине Каталаунских полей в Шампани — месте знаменитой битвы народов 451 года. В 9 километрах от его дпма находится местность «Овраг Аттилы», а на таком же расстоянии в противоположном направлении «Гуннский брод» через протоку Сены. В 45 километрах находится город Труа. Приведу отрывок из своего исторического романа [18-23]:
"Лу, епископ города Труа на берегу Сены, ободренный примером Женевьевы и Ананиуса, смело вышел из своего города навстечу Аттиле и быстро договорился с ним. Было решено, что Труа заплатит выкуп гуннам, не будет участвовать в военных действиях против Аттилы и предоставит заложников. Лу был готов сам идти в заложники, чтобы спасти жителей города, но гуннский император отпустил старого епископа после дружеской беседы. Лу рассказал Аттиле, что он хорошо знает Женевьеву из Парижа, что более двадцати лет назад по пути на Британские острова, он с Жерменом, епископом Оксера, гостил у ее богатых и знатных родителей в их вилле в Нантере под Парижем. Девочка произвела на них большое впечатление своими способностями. Два епископа
крестили и благословили ее.
Жители Труа восприняли свое спасение, как великое чудо и Лу, как
Ананиус в Орлеане и Женевьева в Париже, еще при жизни стал восприниматься
как святой."
Благодаря одному Аттиле, католическая церковь получила четырех
святых: Леона, Женевьеву, Ананиуса и Лу, с которых не упал ни один волос.
До этого святыми становились почти исключительно мученики.
Поэтому неудивительно, что тангранская стена автора украшена силуэтом Аттилы:
Интересна предистория создания этой иконы. В 2012 году на севере Каталаунских полей был воздвигнут памятник Аттиле:
Рисунок на обложки одной из моих книг об Аттиле, использованный Одил
Нижаковски - преподавателем Технического лицея имени Эйфеля в городе Ремсе
5/06/12 La Cheppe / Projet pluridisciplinaire Attila trône place de la mairie
fiimon
CHAMPAGNt AHDENNI PICARDIE
[HUArdennais O^
La Cheppe / Projet pluridisciplinaire Attila trône place de la mairie
Par Anonyme
Créé le 15/06/2012 11:00
Le projet pluridisciplinaire « Attila, ma passion » mis en œuvre par Odile Nijakowski, professeur au lycée professionnel (LP), M. Cosson, proviseur, Mme Régnier-Lelong proviseur-adjointe, les professeurs dont MM. Bellouin et Desban, M. Guérin (chaudronnerie), M. Luthar (dessin en construction) et les élèves de TBAC cechnicien en chaudronnerie industrielle et CAP peinture en carrosserie, a vu son apogée à La Cheppe, place de la Mairie.
En présence de nombreuses personnalités, M. Bonnet, maire de La Cheppe et Omirbech Baïgeldi, 1er président du sénat au Kazakhstan ont coupé le ruban tricolore et dévoilé le guerrier hun au profil d'Attila installé sur une yourte sculptée en pierre de Savonnières. Cette belle pièce a été confectionnée par les élèves du LP des Métiers Gustave Eiffel « Cette structure métallique n'a pas une valeur historique en soi. Elle s'est affinée au fur et à mesure des lectures, des écrits, des témoignages, des documents dont ceux reçus par les professeurs Omarof etTomski... Voilà ce que l'on obtient, après plus de six cents heures de travail, lorsque toutes les énergies convergent vers un même point. Attila a permis de réaliser de belles choses », a souligné Odile Nijakowski.
Tous les invités se sont rendus à la salle des fêtes : « Nous voici rassemblés pour marquer un fait des années 451 avec Attila, chef du peuple Hun... Pour ce, il a fallu mobiliser toute une équipe. Cet exercice pratique a demandé un investissement tout particulier : dessiner, informatiser, découper, souder, meuler, galvaniser, peindre, en un mot, se perfectionner au travers de l'apprentissage d'un métier. Vous, les élèves du LP des Métiers, vous êtes fiers de votre travail et vous le pouvez, vous avez apporté tout le soin nécessaire sous la houlette de vos professeurs, mais au delà, vous préparez votre avenir.... Cette œuvre apportera au village une touche particulière ». Le 2 200e anniversaire !
Il semblait tout à fait normal que les Kazakhs soient associés à la fête. Ils sont venus à La Cheppe au camp dit d'Attila plusieurs fois en 2011 pour célébrer le 2 200e anniversaire de l'empire hunnique. Ils pouvaient parler de ce guerrier hun au profil d'Attila que l'on venait d'inaugurer, mieux que quiconque.
« La délégation kazakh est venue prendre part à cet événement avec joie et intérêt et nous tenons à remercier tous les initiateurs et organisateurs de cet événement, précise Omïrbek Baïgeldi... Evidemment, l'attitude des gens est ambiguë à l'égard de personnalités comme Attila, surtout lorsqu'ils ont mené des opérations militaires en territoire étranger. Beaucoup les considèrent comme des envahisseurs et ils ont sans doute raison... Attila était un guerrier intrépide et courageux, un homme décidé et audacieux, un chef sage et juste. Tout le monde
vww.lunlon.presse.fr/print/1187636?title=La Cheppe %2F Projet pluridisciplinaire Attila trône place ...
Памятник был создан в рамках педагогического проекта "Аттила - моя страсть. Тиким я его представляю себе "
Я не мог не использовать этот шаблон и нарисовать на небе тангрианскую звезду!
Считаю, что дух Аттилы витает над этими местами, связанными с его великими делами, и покровительствует первому тангрианцу, живущему на Каталаунских полях и, несомненно, имеющего среди своих тысяч предков, живших в 451 году, хотя бы одного воина из его армии. Ведь без учета фактора кровного родства в это время у каждого из нас могло бы быть астрономическое количество предков — уже в 21-м поколении из было бы более миллиона ...
Об уважении к Чингисхану
Военные победы были всегда источником гордости народов и пока Европа будет гордиться Александром Македонским и Цезарем, потомки степных народов имеют полное право гордиться своими великими полководцами.
«Субэдэй-багатур, готовя и осуществляя поход через Карпаты и за Вислу, имеет по его результатам все права на место в истории, как величайший стратег всех времен. Ну а если говорить о времени, то лишь глянув на карту боевых действий можно однозначно утверждать, что он это время обогнал на столетия. Развивая свой опыт ведения фронтального наступления на противника, который был опробован в 1228/29 и успешно развит в 1236/37 годах. Субэдэй, начиная очередную кампанию на Западе, пятью колоннами осуществлял наступление, на южном фланге которого была Валахия, а на северном Пруссия. Вплоть до Первой мировой войны история европейского и мирового военного противостояния не ведала подобного размаха.
Императоры, князья, принцы, генералиссимусы, маршалы и генерал-аншефы последующих столетий на европейском театре военных действий будут сражаться иначе. Вспомним походы Ольгерда и Витовта, Луи де Бурбона (Конде) и I устава-Адольфа, Фридриха Великого и Наполеона, А. В. Суворова и М. И. Кутузова ... Отдавая дань всем вышеперечисленным и бесспорно выдающимся полководцам, важно отметить, что их походы в войнах, являвшихся отражением определенных этапов развития общества, никогда не достигали масштабов, сравнимых с событиями 1241 года. Не стоит забывать, что 600-тысячная Великая армия Наполеона на начальной фазе вторжения в Россию, в 1812 году двигалась фронтом шириной 300 километров. Бонапарт не решился одновременно атаковать и Москву, и Перербург, и Киев, в отличие от Субэдэя, тумены которого закрутили дьявольский хоровод от Прибалтики до Причерноморья.» ([24], Глава девятая. Опережая века).
Надо также уметь защищаться от обвинений об особой жестокости
тангрианских полководцев, ибо часто в современных исследованиях мы можем
встретить буквальное прочтение средневековых текстов.
Казахский поэт и ученый Мурат Уали объясняет:
«Здесь хочется предостеречь легковерного читателя от мнений псевдоморалистов о жестокости кочевников, об их склонности к грабежу и насилию, об уничтожении ими цивилизованных государств. Это всего лишь часть правды, вырванная из контекства исторической действительности. Кочевники были продуктом своей эпохи, детьми окружающей природы и действовали согласно существовавшим в их среде законам . Но это было требованием времени. Гораздо позже оседлые земледельцы в угоду умозрительных идеологий проявляли неоправданную жестокость. Можно вспомнить, как цивилизованные китайцы в 1757 году вырезали целый народ — кочевников-джунгар. Можно вспомнить, как российские генералы
приблизительно в это же время и теми же методами приводили к покорности ногайские степи и Северный Кавказ. Можно вспомнить, как цивилизованные англичане или испанцы уничтожали индейцев Америки. Да что говорить про чужой народ, когда деятели Великой Французской революции изощренно уничтожали представителей собственного народа. Да и это были еще цветочки. Пик всемирного насилия, грабежей пришелся на середину XX в. и осуществляли его цивилизованные страны: Германия и СССР в угоду придуманной идеологии о превосходства одной расы и класса.» ([25], с. 222)
Далее он пишет:
«Древние тюрки в исторической ретроперспективе выступали не столько как жестокие завоеватели, а скорее как объединители, первые глобалисты» (с. 222-223).
Многих воинов вела тангрианская мечта о всеобщем мире. Жан-Поль Ру пишет:
«После длительных походов они мечтали лишь об одном: возвратиться к себе и жить в своих юртах. Так поступил один из самых крупных монгольских полководцев — Субэтэй, который мог бы управлять странами и народами, но вместо этого скромно окончил жизнь в родной юрте в степи» ([26], с. 62).
Субэтей часто показывал яркие примеры умения добиваться успеха
малыми силами. Приведем потрясающую воображение карту его походов
(https: //coollib.eom/b/279848/read) от Тихого океана до Адриатического моря:
|1М9-иИ*. X' И- ПН1.М1 я 114 иди»
. ичини ЦтьНЩи (>н 17П-1Ж1Г.
ИМ» ЧЮг Ц»1М(Т.
Эта карта показывает необычную мобильность степных всадников и
подтверждает, что кто-то из предков любого потомка степных народов скорее
всего был в армии Аттилы.
Процитируем теперь Джека Уэзерфорда [27]:
«Империя Чингисхана соединила и сплавила множество подчиненных им цивилизаций в новый мировой порядок. К моменту его рождения в 1162 году Старый Свет представлял собой множество региональных цивилизаций, каждая из которых буквально ничего не знала про другие ... К моменту его смерти в 1227 году он соединил их дипломатическими и торговыми узами, которые остаются действенными и по сей день. Он уничтожил старую феодальную систему родовых прав и привилегий и создал новую уникальную систему управления, которая основывалась на личных качествах, преданности и достигнутых успехах. Он захватил разрозненные и вялые города по Великому Шелковому Пути и организовал на их основе величайшую в истории зону свободной торговли. Он снизил налоги для всех и полностью отменил их для врачей, учителей, священников и учебных заведений. Он проводил переписи населения и создал первую международную почтовую систему ... Он создал международное законодательство и признавал высший закон Вечно Синего Неба над всеми людьми. Во времена, когда большинство властителей полагали себя стоящими выше закона, Чингисхан создал законы, которые касались равно правителей и бедных пастухов ... » (с. 15-17)
«При учете таких невиданных достижений монголов, неудивительным кажется то, что Джефри Чосер, первый автор, который стал писать на английском языке, посвятил самый длинный из своих «Кентерберийских рассказов» азиатскому завоевателю Чингисхану. Текст Чосера проникнут искренним восхищением этим человеком и его деяниями. И в то же время, нам кажется удивительным, что образованный человек эпохи Возрождения мог так отзываться о монголах, которых весь мир теперь воспринимает типичными кровожадными варварами. Описание монголов оставленное Чосером и Бэконом имеет мало общего с теми образами, которые мы вынесли из более поздних книг или фильмов, которые изображают Чингисхана и его воинов дикими ордами жадных до золота и женщин варваров.» (с. 25)
«По прошествии столетий ученые рассматривали жестокости и зверства, совершенные людьми вроде Александра, Цезаря, Шарлеманя (Карла Великого) или Наполеона, на фоне их свершений или их особой миссии в истории. В случае Чингисхана и монголов, их достижения забываются, преступления и жестокость раздуваются стократ ...
В эпоху Просвещения, в конце XVIII века, этот грозный образ появляется в «Китайском сироте» Вольтера. Пьеса посвящена завоеванию Чингисханом Китая. «Его зовут царем царей, яростным Чингисханом, тем, кто превращает плодородные поля Азии в пустыню». В отличие от Чосера Вольтер описывает Чингисхана так: «Сей разрушительный тиран... который гордо... ступает по шеям царей», но «все же сам не более чем дикий скифский воин, рожденный для войны и кровопролития» (Акт I, сцена I).» (с. 27-28)
«Он снял шапку и развязал пояс, поклонился Вечно Синему Небу, и попросил совета у своих духов-хранителей. Он перечислил все горести, которые испытали многие поколения его народа по вине чжурчженей и красочно описал детали мук и убийств своих предков. Он отметил, что он сам не искал войны с Золотым Ханом, и не он начал эту вражду.» (с. 181)
«Император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, который считается одним из величайших исторических и культурных героев Германии, лучше всех проиллюстрировал использование массового страха и террора на Западе. Когда он пытался взять североитальянский город Кремона в 1160 году, он провел ряд действий, которые должны были вселить ужас в горожан. Его солдаты обезглавливали пленных под стенами города и играли их головами, как в мяч.
Тогда жители Кремоны вывели на стены плененных немцев и отрезали им члены на глазах у их товарищей. Германцы собрали еще больше пленных и всех их повесили. Городские власти ответили тем, что повесили оставшихся пленных на стенах города. Вместо того, чтобы сражаться друг с другом, обе армии продолжали проводить эскалацию страха. Германцы собрали пленных детей и стали использовать их вместо снарядов для своих катапульт. Он запускали живых детей в воздух, чтобы они разбивались от удара о городские стены.
В отличие от цивилизованных армий монголы внушали ужас не столько яростью и жестокостью, сколько быстротой, с которой они покоряли один город за другим ...» (с. 234)
Переходим к описанию Уэзерфордом «советсткой власти» при монгольской династии в Китае:
«Всюду, где это только было возможно, монголы старались заменить бюрократию советами, организованными так же, как малые курултаи в степи. Местные советы должны были собираться ежедневно, а каждое новое решение должно было быть одобрено как минимум двумя чиновниками. Члены совета должны были обсуждать вопросы и конфликты и достигать по ним компромисс ... Монголы по-разному поощряли использование таких советов. Пациенты, которых не удовлетворяли результаты лечения, могли обратиться за разбирательством в совет, состоящий из врачей и нескольких других чиновников. Подобные группы были созданы для ряда профессий — от воинов до музыкантов.» (с. 374)
О системе образования:
«Хубилай строил школы и вновь открыл Академию Ханьлинь, под эгидой которой самые блестящие умы страны занимались развитием некоторых традиционных наук и искусств. В 1269 он основал монгольскую языковую школу, в 1271 — открыл Монгольский национальный университет в Ханбалыке. Он открывал новые управления и нанимал ученых, чтобы они записывали происходящие события, редактировали и переиздавали древние тексты, и заботились о ведении архивов.» (с. 376)
«До сих пор только у богатых было время и желание обучать своих детей. Таким образом, власть имущие из поколения в поколение укрепляли свою власть над неграмотным большинством. Монголы поняли, что зимой у крестьянских детей есть время, чтобы учиться. Вместо того чтобы учить их классическому китайскому языку, учителя в крестьянских школах использовали народное наречие для более практических уроков. Согласно монгольским записям за время правления Хубилая было создано 20,166 таких общеобразовательных школ. Вероятно, чиновники слегка раздули это число, но это никак не преуменьшает умопомрачительного достижения монголов на фоне остальных государств мира. На Западе потребовался еще целый век, прежде чем писать стали на романских языках, а не на латыни, и прошло еще более пяти сотен лет, прежде чем государство приняло на себя ответственность за общее образование для детей всех слоев населения.» (с. 378-379)
Приведем мнение Рафаэля Хакимова, директора Института истории им. Марджани в Казани:
«Почему капитализм не появился в Орде при наличии всех предпосылок, вплоть до вексельного обращения и бумажных денег? Чего же не было в Орде из того, что появилось в Генуе и Венеции? Это — возможность получения займа. Кредит был необходимостью для земледельческих экономик, подверженных катастрофам и повторяющимся случайностям погоды. С ускорением денежной экономики, у которой никогда не хватало золотой или серебряной монеты для функционирования, стало неизбежным признание за «осуждаемым» ростовщичеством права действовать в открытую.
В Европе борьбу с ростовщическим заемом вела церковь со всей суровостью - нераскаявшегося ростовщика не допускали к причастию и он не мог быть погребен в освященной земле. Схоластику преодолели, признав, что процент-де становился законным, когда для заимодавца возникал либо риск (damnum emergens), либо невозможность получить прибыль (lucrum cessans)... Экономический подъем во многом проистекал из-за большой легкости получения займа, а, следовательно, из большей дешевизны денег, что стало отличительным признаком капитализма...
Для Золотой Орды не были присущи те политические и идейные свободы, которые утвердились в Генуе и Венеции, а потому богословская мысль придерживалась жестких норм шариата, запрещавших взимание процента. Останься Золотая Орда в рамках Великой Ясы Чингизхана, капитализм непременно пришел бы к нам уже в XIV веке одновременно с Генуей и Венецией. Шариат на долгие годы стал тормозом трансформации татар в новые экономические и политические отношения. Так мы и застряли в Долгом Средневековье.» ([28], с. 88-89)
Хакимов цитирует татарскую пословицу: «Кто не знает памяти предков, тот не почувствует вкуса Жизни».
Конечно, войны и связанные с ними подвиги относятся к «детству человечества» и нам не стоит слишком увлекаться восхвалением полководцев, в частности, тех, кто отличился в сражениях между самими народами степей.
Нам надо больше думать об участии в будущих великих завоеваниях разума и о воспитании у подрастающего поколения необходимых для этого качеств.
Приведем в связи с этим наши рассуждения о различных доктринах вечного мира из книги [1].
Чингисхан придерживался следующей доктрины установления вечного
мира:
1) все степные тангрианские народы должны объединиться и хранить единство, чтобы составить непобедимую армию;
2) все народы должны быть завоеваны, чтобы потом «жить в мире и радости»;
3) создается единая мировая империя, представляющая собой светскую федерацию;
4) порядок в мировой федерации обеспечивается единой мировой армией потомков степных народов, которые обязаны сохранять на высоком уровне свои боевые качества, но среди мирного населения должны «быть смирны, как малый теленок»;
5) население мира облагается умеренными налогами, обеспечивается безопасное движение людей и товаров, чтобы «девушка с золотым блюдом могла пройти от Желтого моря до Черного, не опасаясь ни за блюдо, ни за свою честь» ([29]; [30], с. 316).
Доктрина Чингисхана была основана на вере в силу и мобильность объединенной кавалерии степных народов, способной быстро достичь любой точки Евразии.
Джувейни Ата Мелик (1226-1283) в своей книге Чингисхан. История завоевателя мира передает свои ощущения от великих событий своего времени в восторженных терминах [31]:
«В 650 году (1253-1954) судьба была добра ко мне, и фортуна мне улыбнулась, и выпала мне честь целовать порог дворца Императора Мира, Повелителя Земли и века, даравовшего благословенный мир и безопасность» (с4).
«В согласии с Ясой и обычаем монголов каждый, кто покоряется и подчиняется им, получает безопасность и освобождается от ужаса и немилости их жестокости ... Они освободили наиболее ученых из приверженцев каждой религии от любых налогов» (с. 13).
«Всевышний выделил Чингисхана умом и рассудком среди равных, а по мудрости и могуществу вознес его над всеми царями мира, поэтому все, что уже известно о порядках могущественных хосроев и записано об обычаях фараонов и кесарей, Чингисхан, без утомительного изучения летописей и сообразования с древностями, изобретал лишь из страниц своего собственного ума; а все, что было связано со способами завоевания стран и относилось к сокрушению мощи врагов и возвышению друзей, было порождением его собственной мудрости и следствием его размышлений» (с. 18).
«Какое же войско во всем мире может сравниться с татарской армией? В бою они, нападая и атакуя, подобны натасканным диким зверям, в дни мира и спокойствия они как овцы, дающее молоко, шерсть и многую другую пользу.» (с. 22).
«Во второй половине своего царствования он установил мир и спокойствие, безопасность и порядок достиг наивысшего расцвета и благоденствия» (с. 51).
«Из страха перед его ясой и наказанием среди его приближенных царила такая строгая дисциплина, что в его царствование ни один путешественник, пока он находился неподалеку от его войска, не нуждался в охране или сопровождении ни на одном отрезке пути; И, как говорится, хоть с преувеличением, женщина с золотым кувшином на голове могла идти одна без страха и опасений» (с. 187).
Такой армии, способной стать ядром единой мировой армии, до него не было ни у одного государства, включая Римскую империю, основу могущества которой составляли пехотные легионы и гребной флот.
Вождями Древнего Рима двигало стремление к усилению своей власти и к порабощению, а не мечты о вечном мире между всеми народами:
«Цезарь идет один по лагерю. Он представляет себе, какое могущество ему дадут эти завоевания; эти сокровища; эти народы, которых он сможет продавать как рабов ...
Я, Гай Юлий Цезарь.
И Галлия, защищенная новыми завоеваниями от Германии и Британских островов будет сокровищем Рима с ее трудолюбивым и многочисленным народом, с ее широкими реками и плодородными хлебными полями, его домами и большими амбарами.
Моим богатством!» ([32], с. 245-246).
Римляне отличались своей жестокостью. Заметим, что по расчетам самого Цезаря его войска при завоевании Галлии убили 1 192 000 человек. Было обращено в рабство до миллиона жителей в стране с населением в 10-12 миллионов жителей. Ни один другой народ не додумался до проводимых с размахом гладиаторских играх и строительстве специальных арен типа Колизея.
Тем не менее продолжает культивироваться восхищение над тем, как Рим — практически «деревня с 200 семействами» завоевал огромные территории (однако в 8 раз меньше по территории, чем Монгольская империя и примерно в 15 раз медленнее). Цезарю прощаются все его недостатки из-за «цивилизованности». Нельзя не признавать способности римлян к государствеенному строительству, но им не уступали степные народы, что было оценено Рене Груссе в следующих терминах:
«Настояших командующих императорских народов мало. Наряду с римлянами тюрко-монголы были такими народами» ([30], с. 28).
Вспомним, что Чингисхан вырос не в деревне с 200 семейств, а в одинокой семье, покинутой всеми после смерти отца в полной опасностей и суровой степи, в таких условиях у него не могла не зародиться и укрепиться мечта о безопасности и мире.
Что касается римской цивилизации, то она многое приняла сначала от этрусков — народа с агглютинативным языком, то есть скорее всего степного происхождения; потом она использовала почти все достижения греческой цивилизации, впитывала все полезные достижения у покоренных народов. Интересно, что главным богом этрусков был Тин - бог Неба, которого во многом соотносят с греческим Зевсом и римским Юпитером. Его имя созвучно с тюркским Тан. (Небо, Утренняя заря). Добавим, что колесница, без которой невозможно представить историю Рима, Греции, Египта, Китая, пришла во все центры Древнего мира из степей.
Поэтому мы считает легитимным наше стремление к как можно более объективной трактовке образов Аттилы, Чингисхана и других великих тангрианских исторических деятелей, не жалевших усилий для реализации кредо тангризма, заключавшегося в стремлении к установлению доступными им средствами всеобщего мира и толерантности.
Вся система мирового государства Чингисхана держалась на выполнении его законов:
«Если ханы, которые придут к власти после меня, а также их великие князья и военачальники не будут в обязательном порядке соблюдать законы Ясы, государство поколеблется и вскоре полностью разрушится. Тогда будут искать Чингиза, (но) не найдут.»
Но Чингисхан не смог подготовить себе достойную замену. он «часто отсутствовал на длительное время и мало проводил время со своей семьей, к тому же гениальность и талант не передаются по наследству» ([33], с. 39). Поэтому законы Чингисхана стали постепенно вытесняться в разных частях империи мусульманскими, китайскими и другими законами.
Ставшая классической доктрина вечного мира Канта [34] основана на договорных отношениях между государствами, ведущей к созданию всемирной федерации и, как правило, критикуются как излишне идеалистические:
«Взгляды Канта, как и любая философская идея, противоречивы. С одной стороны, перед нами проникнутая идеализмом теория, описывающая идеал мироустройства, реализация чего была бы весьма затруднительна в любой исторической эпохе. С другой стороны, в трактате «К вечному миру» Кант рассказывает о некоторых тенденциях, характерных для современного этапа мировой политики: опасности доминирования одного глобального государства, частичного правового нигилизма международных отношений, необходимости создания структуры, регламентирующей взаимоотношения между различными государствами и т. д.
При всей кажущейся утопичности теории Канта концепция вечного мира скорее является проктопией - идеей, которая может быть реализована при определенных благоприятных обстоятельствах. На рубеже XVIII и XIX вв. - в эпоху войн и революций - идея Канта не была реализована. В этой связи современность представляется еще менее подходящей для этого средой. Однако, сотрудничество международных организаций и лидеров разных стран способно изменить ситуацию к лучшему, напомнив тем самым, что дипломатия необходима не только для заключения мира, но и для недопущения войны.» ([35], с. 16)
Более реалистическая доктрина вечного мира Чингисхана не была реализована из-за нарушения единства степных народов, основанного на нейтральном тангризме, по вине их руководителей, подвергшихся влиянию других религий.
Заключение
Каждый думающий человек имеет свою индивидуальную веру, полученную чаще всего путем персонализации традиционной религии своего народа. Подчеркнем близость тангризма с естественной религией философов эпохи Просвещения, ибо Дидро и многие другие мыслители понимали под естественной религией общую основу всех религий, остающуюся после удаления их фольклорной надстройки и рассказов о божественном откровении [36, 37].
Преимуществом такой религии, содержащей общие для всех верования, является универсальность, исключающая догматизм и фанатизм. Но в отличии от искусственных построений типа религии Разума французской революции тангризм имеет реальные исторические традиции.
Универсальность тангризма проявляется в легкости модернизации ее понятий и обрядов, возможности творческого преобразования символов для усиления их эстетического и психологического восприятия. Наиболее удачные из таких символов могут быть использованы всеми любителями медитации и получить самое широкое распространение.
CONCORDE, 2018, N 5 Литература
1. Томский Г.В. ТАНГРИЗМ: Религия Аттилы и Чигрисхана и ее современные версии, 2018 (Amazon Kindle). - 460 c. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, Editions du JIPTO, 2018, N 1-3).
2. Томский Г.В. Системная архитектура современного тангризма // CONCORDE, N 1, p. 33-71.
3. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Философия // CONCORDE, 2018, N 4, р. 49-52.
4. Томский Г.В. Тангрианский анализ мировоззрения Бенджамина Франклина // CONCORDE, 2018, N 2, p. 40-61.
5. Les Français et leurs croyances. Sondage exclusif CFA / La VIE / LE MONDE, Mars 2003. - 108 p.
6. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Исторические науки // CONCORDE, 2018, N 4, р. 83-88.
7. Томский Г.В. ЖИПТО в образовании и творчестве // Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP, 2018, N 2, р. 38-80.
8. ЮНГ И ИСКУССТВО ПРОСТО СМОТРЕТЬ (медитация в юнгианской перспективе) // Журнал «Юнгианский анализ»: http://maap.ru/library/book/240/
9. Томский Г.В. Якутский тангризм: Схема Тэриса // CONCORDE, N 3, p. 3-109.
10. Tomski G. Tangrisme sakha : Schéma de Teris // CONCORDE, N 3, p. 3-109.
11. Tomski G. TANGRISM : Religion of Attila and Genghis Khan and its modern versions, 2017 (Amazon Kindle). - 193 p.
12. Godefroy Ch. H. S'aider soi-même par l'auto-hypnose. - La Ferrière sur Risle,
1988.
13. Zarifian E. Des paradis plein la tête. - Odile Jacob, 1994. - 256 p.
14. Lenoir F. Les métamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualité occidentale. - Plon, 2003. - 403 p.
15. Баишев И.Г. Айыы тангара итэгэлин сайдыыта //Саха итэгэлин туhунан маннайгы конференция, Якутск, 1995, с. 13-16.
16. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.: Рольф, 2002. - 560 с.
17. Brion M. Théodoric, roi des Ostrogoth. - Tallendier, 1979. - 365 p.
18. Tomski G. Les amis d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 360 p.
19. Tomski G. Attila : IlkAvruplu. - Istanbul : Papirus, 2005. - 360 p.
20. Томский Г.В. Аттила хааны анд нехед. - Улаанбаатар: Хех судар принтинг, 2008. -274 с.
21. Томский Г.В. Аттила. - Якутск: Бичик, 2009. - 256 с.
22. Томский Г.В. Друзья Аттилы, 2016 (Amazon Kindle). - 221 c.
23. Tomski G. The Friends of Attila (Historical novel), 2017 (Amazon Kindle). - 379
p.
25. Злыгостев В. А. Субэдэй. Всадник, покорявший вселенную. - Уфа : Дизайн Полиграф Сервис, 2011. - 398 с
25. Уали М. Тюркские мотивы. - Алматы: Галым, 2009. - 304 с.
26. Ру Ж.-П. Чингисхан и империя монголов. - М.: Йстрель: АСЛ, 2005. - 144 с.
27. Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. - М: ACT; Владимир: ВКТ, 2008. - 493 с.
28. Хакимов Р.С. Каково быть татарином? - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 201б. - 252 с.
29. Фурсов А.И. Срединность Срединной Азии: долгосрочный взгляд на место Центральной Азии в макрорегиональной системе Старого Света // Русский исторический журнал: журнал Института русской истории РГГУ - Москва, 1998. - Т. I, № 4. - с. 1б5-185.
30. Grousset R. L'Empire des steppes. - Payot, 19б5. - б5б р.
31. Джувейни Ата Мелик. Чингисхан. История завоевателя мира. - М.: ЮНЕСКО/Магистр-Пресс, 2004. - б90 с.
32. Gallo M. César Imperator. - XO Editions, 2003. - 453 p.
33. Безертинов Р.Н. Геополитика и правители татаро-монгольских империй. -
Казань: Изд-во ^Слово», 2013. - 174 с.
34. Кант И. К вечному миру // Электронная библиотека «Граждан-ское
общество». URL: http://www.civisbook.ru/
35. Вялых В.В., Кузьмина В.В. Современное значение концепции вечного мира
И.Канта // Общество, философия, культура, 2015, N 1, с. 14-1б.
3б. Chirpaz F. La religion naturelle, 2005 // www.contrepointphilosophique.ch
37. Tomski G. Tangrisme et religion naturelle // CONCORDE, 2014, N 1, p. 11-24.
(Томский Г.В. Тангризм и естественная религия)