Научная статья на тему 'Темир-Хан-Шуринское реальное училище в образовательном пространстве Дагестана пореформенного периода'

Темир-Хан-Шуринское реальное училище в образовательном пространстве Дагестана пореформенного периода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
894
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТЕМИР-ХАН-ШУРА / РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна

В статье освещается история создания реального училища в столице Дагестанской области Темир-Хан-Шуре и особенности организации образования и воспитания в нем, на основе архивных документов и других материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Темир-Хан-Шуринское реальное училище в образовательном пространстве Дагестана пореформенного периода»

ТЕМИР-ХАН-ШУРИНСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДАГЕСТАНА ПОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА

© гоп Атаева Д.З.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье освещается история создания реального училища в столице Дагестанской области Темир-Хан-Шуре и особенности организации образования и воспитания в нем, на основе архивных документов и других материалов.

The author of the article through the light upon the history of the non-classical secondary school in Temir-Khan-Shura, the capital of the Dagestan region and peculiarities of organizing the education and training in it, based on the archival documents and other materials.

Ключевые слова: Дагестанская область, Темир-Хан-Шура, реальное училище, светское образование.

Keywords: Daghestan region, Temir-Khan-Shura, a technical school, a secular education.

После окончания Кавказской войны на территории Дагестана (1859 г.) начинается новый этап в просвещении горских народов, который

характеризуется появлением сети светских русскоязычных учебных заведений. Позитивными результатами их создания следует считать предоставление молодежи Дагестана возможностей получения современного светского образования; расширение культурно-образовательного пространства как России, так и Дагестана; создание и расширение «рынка образовательных услуг».

8 сентября 1880 г. в столице Дагестанской области городе Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакск) открылось реальное училище, единственное среднее учебное заведение подобного профиля в Дагестане. Оно было организовано на базе горской школы в составе трех классов. Последняя была учреждена на основании устава горских школ, утвержденного царем 20 октября 1859 г., с целью «распространения

гражданственности и образования между покорившимися горцами» и

«доставления служащим на Кавказе

семейным офицерам и чиновникам средств к воспитанию и обучению детей» [3. С. 205].

Однако горская школа не могла удовлетворить потребности населения в силу малочисленности контингента учащихся, поэтому 14 сентября 1874 г. она была преобразована в прогимназию, где через два года уже обучалось более 200 учащихся. После трех выпусков (1878, 1879, 1880 гг.) Темир-Хан-

Шуринская прогимназия перестала существовать, и вместо нее с 1880/81 учебного года открылось реальное училище. Веским аргументом в пользу реального образования, по словам попечителя Кавказского учебного округа, являлось то, что «... наш край, так сказать, непочатый, требует более практических знаний, нежели

теоретических» [7. Л. 14].

Итак, с начала 1880/1881 учебного года шестиклассное реальное училище с основным отделением и механикотехническим отделением

дополнительного класса начало работать. Штат училища включал: директора,

инспектора, законоучителя

православного исповедания, учителей

русского языка, словесности, логики, нового иностранного языка, другого нового языка, математики, механики, черчения, естественной истории, физики, химии, географии, истории, рисования, чистописания, классных наставников, их помощников, врача, библиотекаря, письмоводителя и приходящими учителями пения и гимнастики [4. С. 75]. При училище существовал пансион с воспитателями, надзирателем при больнице, экономом и врачом на 60 воспитанников. Первым директором реального училища стал А. Д. Тирютин [4. С. 121].

Научная и просветительская деятельность учителей, имевших высшее образование и солидный педагогический стаж работы, заключалась в подготовке и издании ими учебных и наглядных пособий, чтении публичных лекций, организации различных памятных и воспитательных мероприятий [4. С. 99]. Неудивительно, что труд целого ряда преподавателей и воспитателей был высоко отмечен правительством, многие из них были награждены орденами и званиями [4. С. 101], что говорит о том, что преподавательский состав реального училища был достаточно авторитетным и компетентным.

В училище регулярно заседал

педагогический совет, работа которого заключалась в ведении учебного

процесса, решении вопросов по

поддержанию дисциплины,

благоустройстве быта учеников,

живущих на квартирах, пополнении библиотеки и пр.

При открытии училища по

ходатайству педагогического совета была продолжена производившаяся в

прогимназии выплата стипендии в размере 10 руб. в месяц одному ученику до конца 1880 г. В конце этого же года совет постановил просить разрешения попечителя об учреждении пяти

стипендий для беднейших и лучших учеников по 60 руб. в год каждому из суммы сбора за право обучения, с тем, чтобы по усмотрению совета сумма эта могла быть распределена между большим числом учеников [1. С. 23]. Кроме того, помимо обычных стипендий,

существовали так называемые кавказские стипендии.

По справедливому мнению Г. Ш. Каймаразова, «высокая плата за обучение являлась основной причиной

малочисленности учащихся из местных народностей» [2. С. 131]. В основном только состоятельные семьи могли содержать своих детей в городе и платить за их обучение. Поэтому не случайно 4 февраля 1881 г. педагогический совет обсудил проект устава «Общества вспомоществования нуждающимся

ученикам Темир-Хан-Шуринского

реального училища», утвержденный 20 марта того же года. Председателем общества был избран князь Н. 3.

Чавчавадзе.

Совет рекомендовал «Обществу» учеников, принадлежащих «к

недостаточным семьям», для опеки этих учеников на протяжении всего периода учебы. Кроме того, один ученик получал стипендию императора Александра I, «за которого уплата за право учения

производилась из процентов на стипендиальный капитал» [4. С. 166].

Свои заседания комитет общества регулярно посвящал изысканию способов для увеличения средств общества

(приглашением новых членов,

устройством спектаклей и т.д.) и вопросам о выдаче пособий бедным ученикам.

Так называемые второгодники, засиживающиеся иногда вследствие лени или неуспеваемости по нескольку лет в подготовительном классе, лишали таким образом более способных детей

возможности занять их места и воспользоваться воспитанием за счет казны. Поэтому совет пришел к заключению об определении срока в 2 года для остающихся на второй год из-за неуспеваемости [4. С. 155].

В 1888 г. совет принимал меры по улучшению учебно-воспитательной части в училище, которые заключались: 1) в проведении в школьную практику постановлений предметных комиссий, имевших целью способствовать единству преподавания и успешному усвоению учащимися частей изучаемого курса, 2) в приведении преподаваемого в

соответствие силам учащихся и о поднятии среднего уровня успешности в каждом классе, 3) в исполнении

постановлений об улучшении поведения учащихся в школе и вне ее, приучении их к порядку и опрятности не только в книгах и тетрадях, но и в одежде [6. С. 15].

Большое значение уделялось чтению, в том числе и внеклассному, поскольку педагогический совет считал

первостепенным для учеников умение грамотно и быстро читать.

Ввиду недостатка помещения для уроков гимнастики учащиеся были разделены на две группы, которые занимались по очереди во дворе, и происходило это только в марте-октябре, в остальное же время года гимнастикой занимались только пансионеры в зале.

С самого начала обучение в реальном училище осуществилось по программе, утвержденной министерством народного просвещения и сообразно с ней назначенному для каждого предмета числу часов классных занятий.

Постановлением педагогического совета от 17 августа 1889 г. в училище были приняты следующие учебники и учебные пособия для занятий:

1) По закону Божьему: Базаров,

Библейская история, Соколов, Молитвы, Ветхий завет, Новый завет; Рудаков, Богослужение; Катехизис митрополита Филарета.

2) По русскому языку: Ушинский, Родное слово, Детский мир; Синтаксический задачник Барсова; Полевой, Хрестоматия; Буслаев, Русская грамматика; Светилин, Логика; Петров, Историческая хрестоматия.

3) По французскому языку: Margot, Cours elementaire; Levrie et domenie; Крестлинг, Грамматика.

4) По немецкому языку: Керковиус, Практический курс немецкого языка; Берте, Хрестоматия; Масон, Сборник статей.

5) По математике: Малинин и

Буренин, Арифметика, Арифметические задачи; Евтушевский, Собрание задач; Малинин, Алгебра; Бычков, Собрание алгебраических задач; Давыдов,

Геометрия; Бремикер, Логарифмические таблицы.

6) По физике: Малинин, Руководство физики.

7) По естественной истории: Михайлов, Зоология; Бекетов, Ботаника; Александров, Минералогия.

8) По истории: Беллярминов,

Элементарный курс; Рождественский, Русская история в связи с всеобщей.

9) По географии: Корнель, Семенов. Уроки географии; Белоха, География России; Атлас Ильина [7. С. 14].

В последующие годы решениями педагогического совета некоторые учебники были заменены или дополнены новыми, более доступными для учеников.

Своеобразная ситуация сложилась с преподаванием Закона Божьего, поскольку в училище, наряду с православными, учились мусульмане, армяне и евреи. В примечании устава реального училище по этому поводу говорилось: «На обучение иноверцев

закону Божьему не назначается особой суммы, но оно, при достаточном числе учащихся того или другого исповедания, может вводимо, с разрешения Наместника Кавказского, или на счет специальных средств заведения, или же на счет остатков от сумм, отпускаемых на его содержание» [4. С. 124].

В связи с этим на заседании совета от 4 ноября 1880 г. обсуждался вопрос ходатайствовать ли о введении уроков армянского и мусульманского исповеданий, но ввиду незначительного контингента учеников выше названных конфессий было решено воздержаться. Но с 31 октября 1881 г. в училище все-таки началось преподавание армяногригорианского и мусульманского учения параллельно с уроками православного закона Божьего. Что касается программы мусульманского законоучения, то она включала в приготовительном классе ознакомление с арабским языком и чтением Корана; в 1 и 2 классах - чтение Корана и изучение главных молитв с переводом их на местные языки, письмо по-арабски; в 3 и 4 классах - изучение истории ислама, письма арабскими буквами; в 5 и 6 классах - изучение

истории ислама, занятия переводов с арабского языка [8. С. 27].

Положение же с местными национальными языками было сложным. Они в училище не преподавались, но на них было обращено внимание начальства, которое разрешило воспитанникам в пансионе изучать один из местных языков. С 1887 г. учащиеся ознакомились с горской азбукой по системе барона П. Услара, с помощью которой они должны были записать народные произведения с дословным переводом, что было успешно исполнено учениками-горцами старших классов [6. С. 113].

Обучение пению осуществлялось в подготовительном, приготовительном, первом и втором классах по 2 часа в неделю и лишь в 1882 г. преподавалось в 3 и 4 классах по 1 часу. Кроме того, со дня основания училища из учеников составлялся хор, который пел в православной церкви по праздникам. Иногда хор пел на венчаниях и свадебных церемониях, за что плата вносилась в пользу вспомоществования нуждающимся ученикам училища. Но в 1884 г. по распоряжению окружного начальства, «во избежание могущих быть недоразумений, хору было дозволено петь только во время богослужения в церкви при совершении литургии или всенощной. Пение во время венчания ни в учебное, ни в неучебное время не было разрешено, за исключением венчаний лиц, принадлежащих к училищной корпорации» [8. Л. 25].

В целях улучшения успеваемости учащихся педагогический совет принимал соответствующие меры. Так, советом были избраны комиссии для обсуждения вопросов по улучшению преподавания иностранных и русского языков (1882 г.), математики (1883 г.), по правилам и приемам обучения письму в приготовительном и младших классах. Ежегодно в начале учебного года пересматривалось расписание уроков, на дом ученикам задавалось не более трех уроков, при этом рекомендовалось задавать только такие уроки, которые предварительно были разучены в классе. К слабым ученикам внимание

преподавателей было особенно пристальным. Для учеников старших классов предусматривались внеклассные занятия. За небрежное приготовление уроков ученики оставались в училище после занятий и выполняли работу в присутствии инспектора, воспитателей, классных наставников и их помощников.

С 1883 г. в училище стало практиковаться выставление оценок за поведение и успеваемость каждую четверть в году «ввиду достижения возможно большего единства и правильности в суждениях относительно умственных успехов и нравственного состояния учащихся» [4. С. 133]. При этом уделялось большое внимание опросам учащихся на уроках, учителя старались охватить как можно больше учеников, выставляя им оценки в классном журнале.

Немалое внимание руководство училища уделяло так называемым «графическим искусствам». И в этом направлении результаты не заставили себя долго ждать. В 1885 г. от училища были посланы на конкурс Академии художеств 104 работы учеников: 1-4 классов по рисованию с оригиналов, с проволочных и непрозрачных геометрических моделей; 67 классов - по математическому черчению и начертательной геометрии и 7 класса по исполнительному черчению частей машин. Комиссия, рассматривавшая представленные работы, присудила общую похвалу ученикам училища за черчение и объявила благодарность учителю технического черчения в 7 классе И. И. Пламеневскому. А работы учеников 4-6 классов по математическому черчению, 7 класса по техническому черчению и 1-4 классов по рисованию были выставлены на Кавказской сельскохозяйственной выставке 1889 г. в Тифлисе и удостоились почетного диплома 2 разряда, соответствующего серебряноймедали [4. С. 140].

При училище функционировала библиотека пособий, из которой по указанию классных наставников выдавались для пользования с обязательным возвратом по окончании занятий учебники и учебные пособия бедным ученикам. Активное участие в пополнении библиотеки училища

принимал Е. И. Козубский, о котором современники говорили, что «создание библиотек вообще было любимым его делом», он «хлопотал над оборудованием библиотеки при реальном училище, которой заведовал много лет» [5. С. 4]. Будучи учителем реального училища, он профессионально комплектовал книжные фонды фундаментальной и ученической библиотек реального училища и женской прогимназии в Темир-Хан-Шуре, а также определял списки периодических изданий, которые выписывали эти учебные заведения.

Руководствуясь уставом,

педагогический совет училища не раз выносил на обсуждение поступки учеников. Так, на заседании 4 ноября 1880 г. было принято решение, что, если неизвестно имя провинившегося, наказание за его поступок должен нести весь класс.

Заслуживает внимания и бытовая жизнь учеников училища. Большинство из них жили у родителей, родственников или лиц, которым они были поручены своими родителями. Устройство ученических квартир началось в 1884 г. по требованию училищного начальства, но в местных условиях таких было мало, к тому же не совсем благоустроенных. Каждый классный наставник имел обязанность наблюдать за учениками своего класса, жившими на квартирах.

Среди выпускников училища, а всего об окончании курса 6 класса было выдано 122 аттестата, были: русские - 70,

Примечания

грузины - 13, армяне - 12, татары - 1, горцы - 18, евреи - 4, немцы - 1, поляки - 3. Детей дворян и чиновников - 66, представителей духовного звания - 4, городских сословий - 23, сельских

сословий - 9, нижних чинов - 20. Из окончивших реальное училище поступили на военную службу - 34, в Московское техническое училище - 12, в технологический институт - 9, в

земледельческую академию - 6, в лесной институт - 4, в сельскохозяйственный институт - 2, в ветеринарный институт -2, в телеграфное училище - 1, в институт гражданских инженеров - 1, на частную деятельность - 2. Один выпускник умер по окончании курса [4. С. 141].

Итак, Темир-Хан-Шуринское

реальное училище было первым и ведущим и до 1897 г. единственным средним учебным заведением в Дагестане. Создавая реальное училище, представители администрации шли навстречу образовательным

потребностям местного населения, что проявилось в высоком образовательном статусе заведения, более содержательных программах (в том числе и с профессиональным уклоном), в создании системы пансиона для детей горцев, учреждении стипендий. В целом, разные виды образовательных учреждений, создаваемые русским правительством в Дагестане, можно рассматривать как создание широкого рынка разнообразных образовательных услуг для разных слоев населения.

1. Кавказский учебный округ. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1898 г. Тифлис, 1899. С. 23. 2. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971. 3. Козубский Е. И. К истории народного образования вДагестанской области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. Вып. 1. С. 205. 4. Козубский Е. И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища 1880-1889. Порт-Петровск, 1890. С. 75. 5. Поцхверов Д. Е. Скромное торжество // Дагестанские областные ведомости. 1916. № 44. С. 4. 6. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. 7. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 3. Д. 26. 8. ЦГА РД. Ф. 6. Оп. 5. Д. 7.

Статъя поступила вредакцию 11.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.