Научная статья на тему 'Роль первых дагестанских светских образовательных учреждений в приобщении народов Дагестана к достижениям европейской культуры'

Роль первых дагестанских светских образовательных учреждений в приобщении народов Дагестана к достижениям европейской культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ДАГЕСТАН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ГОРСКАЯ ШКОЛА / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюбова Шуайнат Исрапиловна, Шигабудинов Джамалудин Магомедович

На основе фактического материала в статье освещается история создания светских образовательных учреждений в Дагестане, показана роль приобщения народов Дагестана к достижениям европейской культуры. Для построения нового общества и управления страной требовалось образованное общество. И решающая роль в их подготовке принадлежит светским образовательным учреждениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аюбова Шуайнат Исрапиловна, Шигабудинов Джамалудин Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль первых дагестанских светских образовательных учреждений в приобщении народов Дагестана к достижениям европейской культуры»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

17

УДК 94(470.67)

РОЛЬ ПЕРВЫХ ДАГЕСТАНСКИХ СВЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРИОБЩЕНИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА К ДОСТИЖЕНИЯМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

THE ROLE OF THE FIRST DAGESTAN SECULAR EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN INTRODUCING THE EUROPEAN CULTURE ACHIEVEMENTS TO

THE PEOPLES OF DAGESTAN

© 2014 Аюбова Ш. И., Шигабудинов Д. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Ayubova Sh. I., Shigabudinov D. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме: На основе фактического материала в статье освещается история создания светских образовательных учреждений в Дагестане, показана роль приобщения народов Дагестана к достижениям европейской культуры. Для построения нового общества и управления страной требовалось образованное общество. И решающая роль в их подготовке принадлежит светским образовательным учреждениям.

Abstract: Basing on the actual material the authors of the article highlight the history of establishing the secular educational institutions in Dagestan, show the role of introducing the European culture achievements to the peoples of Dagestan. To build a new society and governance well-educated society was required. And the decisive role in the process of their training belonged to the secular educational institutions.

Rezjume: Na osnove fakticheskogo materiala v stat'e osveshhaetsja istorija sozdanija svetskih obrazovatel'nyh uchrezhdenij v Dagestane, pokazana rol' priobshhenija narodov Dagestana k dostizhenijam evropejskoj kul'tury. Dlja postroenija novogo obshhestva i upravlenija stranoj trebovalos' obrazovannoe obshhestvo. I reshajushhaja rol' v ih podgotovke prinadlezhit svetskim obrazovatel'nym uchrezhdenijam.

Ключевые слова: образование, культура, Дагестан, модернизация, идеология, горская школа, традиции.

Keywords: education, culture, Dagestan, modernization, ideology, mountain school, traditions.

Kljuchevyeslova: obrazovanie, kul'tura, Dagestan, modernizacija, ideologija, gorskaja shkola, tradicii.

С окончательной интеграцией Дагестана в состав России, он, не имея собственной светской культуры и идеологии, втягивается в процессы модернизации. Дагестанское традиционное общество во второй половине XIX в. почти исключало возможность внутреннего прогресса. Основным его социальным сословием являлось сельское население, крестьянство. Даже по переписи 1926 г. 95 % населения Дагестана проживало в селах, которые сохраняли многие признаки традиционного общества. Период перехода такой цивилизации к либеральной получил название «модернизация».

Восприятие российских ментальных стереотипов осложнялось устойчивостью в общественном сознании традиционных и мусульманских ценностей. Это обусловило значительные трения, с одной стороны, - принуждение, с другой - неподатливость и сопротивление. Подтверждением этого являются восстания горцев, наиболее значительным из которых было восстание 1877 года, охватившее свыше 400 аулов Дагестана [6. С. 318].

Р. А. Фадеев, мыслитель имперской закваски, которого трудно заподозрить в излишнем гуманизме по отношению к горцам, как незаурядный человек и хороший знаток Кавказа, понимал суть развивающегося конфликта как столкновение европейской системы мировиде-ния с мусульманским вообще и горским в частности [5. С. 579-580].

В 1859 г. в № 6 «Военного сборника» в статье «О сближении горцев с русскими на Кавказе» С. Иванов обдумывает невоенные методы умиротворения горцев Кавказа, способы их расположения к русским и органичного существования в составе империи. Он предлагает расширять общественные и торговые связи горцев с русскими, которые помогут смягчить их характер, осознать преимущества цивилизованной жизни, воспринимать «русских не как грозных победителей, ищущих кровопролития, а как заботящихся об улучшении их состояния. Построение мечетей, открытие первоначальных училищ, назначение базарных дней в аулах развило бы общественную жизнь между гор-

18

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

цами и облегчило бы их сближение с русскими» [5. С. 579-580].

Что касается образования, то в Дагестане к началу исследуемого периода функционировало три типа учебных заведении, которые государством определялись понятием «национальная школа»: государственные (министерские), конфессиональные (школы при местном религиозном центре) и частные. Они подчинялись разным министерствам и ведомствам, и имели разный юридический статус: Министерству народного просвещения, Министерству внутренних дел, Святому Синоду и Министерству земледелия и землепользования. Конфессиональные школы подчинялись духовной администрации собственной конфессии. Государственные национальные школы открывались Министерством народного просвещения специально для обучения детей нерусских народов, по отношению к которым применялся термин «инородческая школа». К конфессиональным школам относились школы, открытые на базе религиозных центров нехристианских конфессий. Для мусульман это были медресе и мектебы, открытые при мечетях. Третий тип национальных школ - частные национальные учебные заведения. Они открывались за счет частных лиц или всей национальной общины [9. С. 119].

Помимо арабо-мусульманских школ в Дагестане на протяжении XIX века был открыт ряд светских учебных заведений, в которых учились и дети дагестанцев.

Особое отношение государства к школам коренных мусульманских народов Кавказа, выражалось в распространении просвещения через правительственные общеобразовательные школы, «с устранением мер, которые могли бы породить у этого народа опасения в посягательстве правительства на отклонение их детей от веры». Поэтому мусульманские конфессиональные школы пользовались широкой свободой. Однако государство старалось привлекать как можно больше детей в свои министерские школы и проводить в них свою политику. Между национальными конфессиональными и государственными школами шла конкурентная борьба за привлечение детей коренного населения Кавказа. Для вовлечения детей в государственные школы правительство старалось обеспечить в них высокий уровень преподавания предметов, необходимых кавказским народам в практической деятельности [9. С. 121].

Первое русское учебное заведение (уездное училище) на 30 человек в Дагестане было открыто еще в 1837 г. [3. С. 189] в г. Дербент. В нем учились, помимо детей русских чиновников и офицеров, дети местных жителей. В соответствии с Положением от 12 мая 1835 г. Дербентское училище давало начальную подготовку и готовило «учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии» [3. С. 198].

Училище имело 3 класса, в том числе один был подготовительным. С 1 июня 1877 г. оно было преобразовано в 3-хклассное городское, а в 1898 г. - в 4-х классное училище. В 1902 г. директор народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области инициировал преобразование 4-х классного уездного училище в

г. Дербент в 5-классное. Однако собрание уполномоченных Дербентского городского общественного управления отдало предпочтение открытию в Дербенте мужской гимназии нового типа и сельскохозяйственной школы [10.Ф.6. Оп.4. Д.3.Л.152.].

Большую популярность у горцев приобрела школа, организованная в декабре 1856 г. в с. Н. Дженгутай штаб-лекарем конноиррегулярного полка И. С. Костемеревским для подготовки из местного населения «фельдшерских учеников оспопрививателей» [1. С. 49]. В школе обучалось 25 мальчиков.

Одноклассное начальное училище грамотности и ремесла было открыто в Петровске в 1870 г. По Уставу 1885 г. «Попечительство Петровской городской начальной школы» ставило своей целью оказание финансовой поддержки школе и ее ремесленного (столярного) отделения. Средства попечительства формировались из ежегодных взносов его членов, пожертвований, сборов праздничных визитов и устраиваемых концертов и спектаклей.

Слабая материальная база, дефицит средств, отсутствие подготовленных учителей и единых образовательных требований являлись причиной нежизнеспособности подобных школ. Работая с перерывами и имея малый контингент учащихся, школы при воинских частях, просуществовав некоторое время, закрывались.

Наместник Кавказа А. И. Барятинский, понимая полезность образования детей горцев, поручил главному штабу Кавказской армии разработать проект создания особых горских школ. 20 октября 1859 г. царь в порядке эксперимента утвердил «Устав горских школ» сроком на 4 года на уровне «уездных и первоначальных училищ». В Уставе указана их главная цель «распространение гражданственности и образования между покорившимися горцами и для предоставления семейным офицерам и чиновникам на Кавказе средств к воспитанию и обучению детей» [3. С. 205].

Для стимулирования родителей в посылке детей в горские школы и оказания им материальной помощи в содержании детей были учреждены пансионы, что существенно облегчало задачу «разумным и правильным воспитанием вкоренить в молодом поколении горского юношества испытанные правила чести, долга, трудолюбия и порядка» [4. С. 3].

Темир-Хан-Шуринская окружная школа была открыта в 1861 г. с пансионом на 65 воспитанников, из которых казеннокоштных - 40. Из них -25 горцев из почетных фамилий северного и южного Дагестана и детей русских чиновников. Просуществовала она до 9 сентября 1874 г. Ежегодно в ней обучалось в среднем 75 учеников. За время своего существования полный курс школы окончили 66 человек, из которых 12 (18 %) были горцы. Для привлечения горцев в школу было введено изучение мусульманского вероучения и арабского языка. Итоги выпуска показывают, что эти меры не дали заметного эффекта. В отличие от школ в округах, Темир-Хан-Шуринская окружная школа находилась в заметно лучших условиях: она имела лучшую материальную базу и была обеспечена подго-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

19

товленными учителями [4. С. 4]. Но деятельность ее продолжалась всего 13 лет.

Горские школы пополнялись преимущественно детьми и из лиц простого народа, которые благодаря умению объясняться по-русски, выдвигались и приобретали известное значение в глазах жителей и администрации, и даже получали доступ к власти. В то же время дети из привилегированного класса, не желали обучаться в одном заведении с детьми своих зависимых, и «оставались в прежнем диком состоянии, вдали от администрации и стушевывались перед детьми простолюдинов. Чувствуя свое унижение и сохраняя непоколебимый свой фанатизм, они, пользуясь своим традиционным влиянием среди населения, действовали на него в антиправительственном направлении» [11]. В связи с этим было решено, с одной стороны, привлечь к образованию детей привилегированных сословий приемом в средние учебные заведения, и по возможности, в среду детей чисто русских; а с другой, предоставить возможность учащимся горских школ продолжать и получить более широкое ремесленное и сельскохозяйственное образование.

В 1861 г. в с. Ахты Самурского округа открылась первая сельская школа в Дагестане с 44 учениками с обучением грамоте на русском и азербайджанском зыках.

Вторая половина XIX века в истории Дагестана стала временем адаптации местного населения к системе российского просвещения. Появляется практический интерес и альтернатива конфессиональной арабоязычной школе в пользу светского образования.

С 1870-х гг. начинается новый этап в развитии светского образования в России в целом и на Северном Кавказе в частности. В 1869 г. Министерство народного просвещения издало «Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев», в котором отмечалось, что «конечной целью образования всех инородцев в пределах отечества, бесспорно, должно быть обрусение их» и слияние с русским народом.

Базовыми школами повышенного типа, дающими среднее образование, могли стать учебные заведения с хорошим опытом работы, составом педагогов, и имеющими авторитетных родителей учащимися. С учетом этих обстоятельств начальство области поставило вопрос о преобразовании Темир-Хан-Шуринской горской школы в прогимназию. 14 сентября 1874 г. вопрос решается положительно открытием прогимназии в составе приготовительного и первого классов. В 1875-1877 гг. открылись II, III—IV классы, а 1878 г. - и приготовительный класс для детей горцев. Ежегодно в прогимназии обучалось в среднем 196 учеников [4. С. 161].

В 1874-1880 гг. в прогимназии училось 137 детей дагестанцев. Из них 25 человек были переведены в Ставропольскую гимназию, 4 - в Бакинское реальное училище, 2 - в учительскую семинарию, 48 поступили в Темир-Хан-Шуринское реальное училище, открывшееся в 1880 г., остальные окончили курс [4. С. 161]. Был открыт пансион на 60 человек: из которых 45 выделили детям почетных горцев Дагестана,

и 15 детям русских чиновников и офицеров. Ежегодно на содержание пансиона выделялись 13620 рублей. За 3 выпуска с 1878 по 1880 гг. прогимназию окончило 38 человек, из них 4 горцев (10 %) [2. С. 41.].

В 1880 г. по ходатайству князей, беков и офицеров прогимназия была преобразована в реальное училище, с приготовительным и 5-ю классами.

В сентябре 1881 г. был открыт VI класс, а в сентябре 1882 г. - VII класс. Кроме того, с учетом местных условий при Темир-Хан-Шуринском училище был открыт подготовительный класс.

За 20 лет училище выпустило 210 чел., из них поступило в высшие учебные заведения -81, на военную службу - 116 чел. Из общего числа выпускников уроженцев Дагестана было 128 или 60,9 %, в том числе горцев 29, из которых 7 поступили в вузы [3. С. 163].

Для оказания помощи населению горных округов в получении детьми начального образования, военный губернатор предложил Главноначальствующему гражданской частью на Кавказе «увеличить средств на образование и открытие школ в с. Ботлих, Андийского округа и Хунзах, Аварского округа» [12]. Предложение было поддержано, и на открытие каждой школ было отпущено по 1750 руб.

При 5 сельских школах: Ахтынской, Левашинской, Ходжал-Махинской, Хунзахской и Ботлихской имелись общежития на 20 мест с годовым содержанием в 600 руб. [13]. В 1872 г. было открыто начальное училище в Чирюрте, в 1878 г. - 2 новые школы в Касумкенте (Кюринский округ) - в 1880 г. - 2-х классное училище в Дешлагаре (Кайтаго-Табасаранский округ) [13].

Развивались и более высокие уровни образования. В 1871 г. был принят новый школьный устав, согласно которому оставался один тип гимназии - классический, а реальная гимназия заменялась реальным училищем. Эти реформы отразились на сети образовательных учреждений Дагестана. В Темир-Хан-Шуре мужская гимназия была преобразована в реальное училище. Процесс обучения в реальных училищах находился под строгим контролем государства. Темир-Хан-Шуринское реальное училище давало общее образование в первых 4-х классах, а с 5-го начиналась специализация по 2-м отделениям: основному и коммерческому. После 6 лет обучения в 7-м - дополнительном классе учащиеся выбирали одно из 3-х направлений: общее, механическое и химическое. В учебном плане были такие предметы, как счетоводство и письмоводство.

Таким образом, реальное училище в основном готовило к поступлению средние специальные учебные заведения, тогда как в гимназиях должны были готовить выпускников к поступлению в университет, дальнейшей научной деятельности.

К более успешному этапу создания школьного типа на Северном Кавказе относится конец 1890-х гг., когда во всем регионе были организованы аульные начальные школы. К концу XIX в. светские школы функционировали во всех 9 округах Дагестана, но открытие новых школ шло медленно. Военный губернатор при-

20

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

знал, что многие туземцы Дагестана уже убедились в полезности и необходимости для него русской речи и грамоты и вполне сознательно стремятся к их усвоению. Однако до настоящего времени для образования сельского населения области, несмотря на его трудолюбивый и миролюбивый характер, способности и энергию, сравнительно с образованием в других губерниях и областях Кавказского края, сделано было весьма мало. Сознание это тем более грустно, что для образования, служащего единственным основанием экономического и нравственного благосостояния, население безвозвратно потеряло много времени» [8. С. 161].

Во всех сельских школах Дагестана в 1896 г. обучалось 372 учащихся, в том числе девочек - 34; 1 школа приходилась на 37750 горожан и 1 учащийся - в среднем на 628 человек, в сельской местности 1 школа приходилась на 71695 человек, 1 учащийся - более чем на 1540 человек [14].

К концу 90-х гг. XIX в. в Дагестане открылось еще 10 школ, в том числе 4 в селах. Таким образом, к исходу XIX века в Дагестане имелось 26 светских школ на русском языке обучения, из них 14 - в городах и 12 в сельской местности.

Школ повышенного типа было 2 в Темир-Хан-Шуре. В них обучалось 1896 учащихся, из них 495 девочек. В сельских школах Дагестана обучалось 493 ребенка, или менее 26 % от общего числа учащихся в области. Среди них было всего 25 девочек.

До последней четверти XIX в. светские школы создавались преимущественно частными лицами, но существовали они, как правило, не долго. Русская школа, демократическая русскоязычная педагогическая интеллигенция сыграли существенную роль и в формировании и развитии молодого поколения дагестанцев. Новые идеи, проникавшие в школу, оказывали влияние на горскую молодежь, вовлекали ее в водоворот происходящего общественнополитического движения.

Все эти процессы стимулировались активным развитием русского капитализма, который втягивал в свою орбиту интегрированные национальные районы, нивелировал местные особенности, внедрял в эти регионы новые социально-экономические, производственные

отношения, вызывал растущую потребность в специалистах производственной, социальнокультурной и духовной сфер.

Литература

1. Каймаразов Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. 2. Каймаразов Г. Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец Х1Х-30-е годы ХХ в.). Махачкала, 2008. 3. Козубский Е. И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие: Дагестанский сборник. Вып. I. Те-мир-Хан-Шура, 1902 г. 4. Козубский Е. И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 1880-1889. Порт-Петровск, 1890. 5. Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX-начало XX вв. СПб., 2005. 6. Магомедов Р. М. История Дагестана. Махачкала, 1968.

7. Обзор Дагестанской области за 1896 год. Темир-Хан-Шура, 1897 г. 8. Обзор Дагестанской области за 1899 год. Темир-Хан-Шура, 1900. 9. Ткаченко Д. С. Из истории национально-просветительной политики российской импе-

рии на Северном Кавказе в конце XIX-начале XX вв. // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов (27-28 августа 1999 г.) / под ред. Игнатова В. Г.. Ростов н/Д., 2000 г. 10. ЦГА РД. Ф.6. Оп.4. Д.3.Л.152. 11. ЦГА РД. Ф.2. Оп 2.Д.107. Л.4. 12. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 99. Л. 1. 13. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 3. Д. 28. Л. 72. 14. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 20. Л. 72.

References

1. Kaymarazov G. Sh Public education in pre-revolutionary Dagestan. Makhachkala, 1989. 2. Kaymarazov G.Sh. Russia and culture progress of the peoples of Dagestan (the end of the 19th-30s of the 20th cc.). Makhachkala, 2008.

3. Kozubsky E. I. The history of public education in Dagestan region in the first 50 years: Dagestan collection. Issue. I. Temir-Khan-Shura, 1902. 4. Kozubsky E. I. Historical note on the first decade of the Temir-Khan-Shura real school.

1880-1889. Port-Petrovsk, 1890. 5. Caucasus and the Russian Empire: projects, ideas, illusions and reality. Beginning of 19th-beginning of the 20th cc. SPb., 2005. 6. Magomedov R. M. History of Dagestan. Makhachkala, 1968.

7. Overview of Dagestan region for 1896. Temir-Khan-Shura, 1897. 8. Overview of the Dagestan region for 1899. Te-mir-Khan-Shura, 1900. 9. Tkachenko D. S. From the history of the national educational policy of the Russian Empire in the North Caucasus at the end of the 19th-the beginning of the 20th cc. // The Science of the Caucasus: problems and prospects. Proceedings of the I Congress of Caucasian Researchers (27-28 August, 1999) / ed. by Ignatov V. G. Rostov on/D., 2000. 10. CSA RD. F.6. Op.4. D.3. L.152. 11. CSA RD. F.2. Op 2. D. 107. L. 4. 12. CSA RD. F. 2.Op. 2. D. 99.

L. 1. 13. CSA RD. F. 2.Op. 3. D. 28. L. 72. 14. CSA RD. F. 21. Op. 3. D. 20. L. 72.

Literatura

1. Kajmarazov G. Sh. Prosveshhenie v dorevoljucionnom Dagestane. Mahachkala, 1989. 2. Kajmarazov G. Sh. Rossija

i progress kul'tury narodov Dagestana (konec XIX - 30-e gody XX v.). Mahachkala, 2008. 3. Kozubskij E. I. K istorii

narodnogo obrazovanija v Dagestanskoj oblasti v pervoe pjatidesjatiletie: Dagestanskij sbornik. Vyp. I. Temir-Han-Shura, 1902 g. 4. Kozubskij E. I. Istoricheskaja zapiska o pervom desjatiletii Temir-Han-Shurinskogo real'nogo uchilishha.

1880-1889. Port-Petrovsk, 1890. 5. Kavkaz i Rossijskaja imperija: proekty, idei, illjuzii i real'nost'. Nachalo XIX-

nachalo XX vv. SPb., 2005. 6. Magomedov R. M. Istorija Dagestana. Mahachkala, 1968. 7. Obzor Dagestanskoj oblasti za 1896 god. Temir-Han-Shura, 1897 g. 8. Obzor Dagestanskoj oblasti za 1899 god. Temir-Han-Shura, 1900.

9. Tkachenko D. S. Iz istorii nacional'no-prosvetitel'noj politiki rossijskoj imperii na Severnom Kavkaze v konce XIX-nachale XX vv. // Nauka o Kavkaze: problemy i perspektivy. Materialy I s#ezda uchenyh-kavkazovedov (27-28 avgusta 1999 g.) / pod red. Ignatova V. G.. Rostov n/D., 2000 g. 10. CGA RD. F.6. Op.4. D.3.L.152. 11. CGA RD. F.2. Op

2. D.107. L.4. 12. CGA RD. F. 2. Op. 2. D. 99. L. 1. 13. CGA RD. F. 2. Op. 3. D. 28. L. 72. 14. CGA RD. F. 21. Op. 3. D. 20. L. 72.

Статья поступила в редакцию 24.07.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.