Научная статья на тему 'Формирование и развитие культурно-образовательных учреждений в процессе становления культурно-образовательного пространства в Дагестане во II половине XIX века'

Формирование и развитие культурно-образовательных учреждений в процессе становления культурно-образовательного пространства в Дагестане во II половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИЛИЩЕ / ГИМНАЗИЯ / ШКОЛА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багатырадаева Аида Руслановна

В статье раскрываются особенности формирования и развития культурно-образовательных учреждений в процессе становления культурно-образовательного пространства в Дагестане во 2-ой половине XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багатырадаева Аида Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие культурно-образовательных учреждений в процессе становления культурно-образовательного пространства в Дагестане во II половине XIX века»

УДК 377(470.67)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДАГЕСТАНЕ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

© 2013Багатырадаева А.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются особенности формирования и развития культурно-образовательных учреждений в процессе становления культурно-образовательного пространства в Дагестане во 2-ой половине XIX века.

The article describes the characteristics of the establishment and development of the cultural and educational institutions during the making of the cultural and educational space in Dagestan in the second half of the 19th century.

Ключевые слова: народное образование, училище, гимназия, школа, просвещение, Дагестан.

Keywords: popular schooling, school, specialized school, grammar school, school, enlightenment, Dagestan.

Народное образование в Дагестане до присоединения к России представляло собой конфессиональную систему обучения подрастающего поколения, включающую религиозные мектебы и медресе. После окончания военных действий (1859 г.) в истории просвещения горских народов начинается новый период. Изучение причин и обстоятельств появления светских учебных заведений, где выходцы, в основном, из состоятельной прослойки населения стали получать современные знания, проходить предварительную ступень, необходимую для подготовки в последующем к службе в военно-административном аппарате

правительства, является актуальной задачей отечественной педагогической историографии. Она представляет научный, познавательный и

политический интерес, так как культурно-образова-тельное пространство, рассматриваемое как

процесс и совокупный результат взаимодействия и функционирования образования и культуры с учетом региональной специфики

социокультурных, антропологических и системно-структурных аспектов

историко-образовательных процессов, традиционно является показателем уровня национального, здорового общества.

Первым светским учебным заведением в Дагестане считается Дербентское уездное училище, открытое в 1837 г. в составе трех классов, которое имело целью распространение в крае «начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии». В первые годы число учеников Дербентского училища едва достигало 35 человек, в 1848 г. здесь обучалось 57 учащихся, в 1858 г. - 84, в 1868 г. - 84, а в 1878 г. после преобразования в трехклассное городское

их количество возросло до 125 учащихся [4. С. 198].

В конце 40-х годов в Дербенте открывается второе учебное заведение (мусульманская школа), куда в отличие от уездного училища принимались только дети мусульман, как говорилось в уставе, «всех свободных состояний» [8. С. 125]. В этой школе обучались дети со всего Дагестана, большинство из которых уже в первом году изучали помимо арабского и русский язык. В последующие годы количество учащихся из-за материальных затруднений, жаркого климата и «отдаленности Дербента от главных пунктов суннитского населения» сократилось, в связи с чем властями было признано целесообразным перевести школу в Темир-Хан-Шуру. Данный шаг мотивировался еще и тем, что в окрестностях Шуры было много «почетных лиц и служащих офицеров из мусульман, дети которых нуждались в образовании по арабскому и русскому языкам» [8. С. 24].

В январе 1855 г. Дербентская мусульманская школа была переведена в Темир-Хан-Шуру, куда перешли и 13 учащихся. В 1857 г. была расширена учебная программа школы, где кроме обучения чтению и письму, учащиеся стали изучать грамматику, арифметику, знакомиться с начальными сведениями по истории и географии.

В 1861 г. мусульманская школа вошла в состав открывшейся в Темир-Хан-Шуре горской школы, ориентированной на «распространение гражданственности и образования между покорившимися горцами» и «доставление служащим на Кавказе семейным офицерам и чиновникам средств к воспитанию и обучению детей» [6. С. 34]. Горская школа в составе трех классов содержалась на средства, отпускавшиеся военным ведомством, где был учрежден пансион на 65 воспитанников. Обучение в горской школе велось по программам, принятым в закавказских уездных училищах, причем особое внимание уделялось преподаванию мусульманского вероучения, по которому, так же как и по

арабскому языку, учащиеся сдавали переводные экзамены [3, 4].

Вследствие крайней ограниченности программы трехклассная школа не могла служить подготовительной ступенью к поступлению ее питомцев в средние учебные заведения, в связи с чем обсуждался вопрос о преобразовании школы в прогимназию. Обосновывая необходимость преобразования, начальник Дагестанской области Л. Меликов писал кавказскому наместнику в 1869 г.: «Ввиду того значения, которое имеет воспитание дагестанских горцев в наших учебных заведениях, и при увеличивающемся год от году стремлении самих горцев отдавать детей своих в эти заведения, а также для предоставления здешнему служащему сословию русских офицеров и чиновников возможности дать своим детям первоначальное образование... преобразование Темир-Хан-Шуринской горской школы в прогимназию с пансионом с соответствующим потребности числом воспитанников для русских детей и горцев, представляется неотложной необходимостью» [4. С. 33].

Темир-Хан-Шуринская прогимназия была открыта 14 сентября 1874 г. в составе приготовительного и первого классов, где в последующем открылись второй, третий и четвертый классы. Прогимназия являлась самой крупной по составу учащихся и лучше организованной школой Дагестанской области, чему подтверждением стало число учащихся прогимназии к концу 70-х годов (227 человек). После трех выпусков (1878, 1879, 1880 гг.) Темир-Хан-Шуринская прогимназия закрылась, и вместо нее с 1880/81 учебного года открылось реальное училище, являвшееся первым и единственным до 1897 г. средним учебным заведением в Дагестане [6. С. 21].

В 1870 г. открывается «одноклассное начальное училище грамотности и ремесел» в Порт-Петровске, а через два года - начальное училище в Чирюрте, населенном русскими отставными военнослужащими. Первое содержалось на средства города и частной

благотворительности, а финансирование Чирюртовского училища осуществлялось слободским обществом [4. С. 215].

В начале 1860-х годов школы для обучения детей горцев появляются и в сельской местности, где первой была Ахтынская школа в Самурском округе, открывшаяся в 1861 г. с контингентом 44 ученика, в которой детей-лезгин обучали грамоте на русском и азербайджанском языках. По свидетельству военного начальника южного Дагестана, почти все учащиеся Ахтынской школы отличались прекрасными способностями [10. С. 19].

В 1878 г. начинают работать две сельские школы, в Касумкенте и Дешлагаре, для чего общества этих селений выделили помещения и взяли на себя расходы по отоплению, освещению и найму прислуги.

В этот же период несколько школ было открыто при воинских частях, дислоцированных в различных пунктах Дагестанской области, в частности, в сел. Ахты (при линейном батальоне), Дешлагаре (при 83-м Самурском пехотном полку), Темир-Хан-Шуре (при Апшеронском полку), в Нижнем Дженгутае (при Дагестанском конном иррегулярном полку), где обучались и дети горцев, часть которых впоследствии продолжала свое образование в других учебных заведениях.

При Дагестанском конно-иррегуляр-ном полку, расквартированном в Нижнем Дженгутае, функционировала школа, которая «подготовляет к усвоению цивилизации русских в среде диких сынов гор». Школа находилась при штабе полка, поддерживалась полковым командиром, а заведовал ею медик полка [2, 5]. Как свидетельствуют архивные материалы, школы при воинских частях были непостоянными и

функционировали, как правило, с перерывами, плохо обеспечивались средствами, имели незначительный контингент учащихся. Поэтому такие школы не могли оказать заметного влияния на развитие просвещения и культуры в горах.

По мнению Г. Ш. Каймаразова, местное население отдавало своих детей

даже в эти школы, что свидетельствует о наметившемся уже в 60-х годах XIX века сдвиге в сознании горского общества, о стремлении дагестанцев к получению современного образования [2. С. 69].

Шестидесятые годы ознаменовались открытием в Дагестане первых женских учебных заведений, которые в основном были ориентированы на привлечение в учебу детей военного персонала и гражданской администрации, т. е. в тех местах, где было сосредоточено русскоязычное население. Вовлечению же горянок в светское образование долгое время мешали местные стереотипы.

Первым учебным заведением для девочек в Дагестане считается школа, открытая по инициативе В. Есиповой и А. Лосевой в Темир-Хан-Шуре (1859), где с 1864 г. функционировал пансион. В 1865 г. наместник Кавказа Михаил Николаевич утвердил проект устава Темир-Хан-Шуринского общественного училища, открытого для бедных девиц и ставшего известным как «Дом женской бесплатной школы», который содержался за счет частных пожертвований и ежегодных взносов членов общества, учредившего училище. К концу 60-х годов в Темир-Хан-Шуринской женской школе обучалось 50 учениц, существовал пансион на 10 девочек, из которых 6 были мусульманками [9. С. 42].

Темир-Хан-Шуринская и Дербентская женские школы имели незначительный контингент учащихся и содержались в основном на средства общественной благотворительности, вследствие чего главной целью школ являлась подготовка домашних хозяек. Соответственно учебные программы включали в себя: закон Божий, чтение и письмо, четыре действия арифметики, рукоделие (шитье, вязание и пр.) и домашнее хозяйство (приготовление пищи, выпечка хлеба, стирка белья и т. д.) [7. С. 68].

Заслуживает внимания попытка С. Я Петровой, жены начальника 21 -й пехотной дивизии, открыть школу в Дешлагаре с программой

приготовительного и первого классов женских прогимназий, которая

существовала на личные средства и собираемые ею пожертвования, где число учениц доходило до 50 человек. В связи с переводом штаба 21-й пехотной дивизии в Порт-Петровск (1873 г.) Дешлагарская школа закрылась.

В 1875 г. вместо бесплатной женской школы в Темир-Хан-Шуре открывается четырехклассная прогимназия, в которой 5-й класс был открыт лишь спустя пять лет (в 1880 г.), где значительно возросло число учащихся. Об успешной работе прогимназии и популярности, которая она имела среди местного населения, говорит тот факт, что уже первый ее выпуск насчитывал 114 человек [7. С. 71].

К 1860-м годам открываются вакансии для уроженцев Дагестана в средних учебных заведениях за пределами области. Например, в 1866 г. вакансии открылись в Ставропольской, а в 1868 г. - в Бакинской гимназии (впоследствии преобразованной в реальное училище). При этом в 1869 г. первые дагестанцы -выпускники Ставропольской гимназии -были посланы в высшие учебные заведения Москвы, Петербурга и Харькова, а 47 дагестанцев были отправлены в Бакинскую гимназию, из которых 10 человек окончили курс и поступили на военную службу [4. С. 195].

Параллельно с русскими во второй половине XIX в. в Дагестане продолжали функционировать религиозные

мусульманские школы-медресе и мектебы, система обучения и методы преподавания в которых к тому времени не претерпели существенных изменений, в чем отчетливо проявлялись господствовавшие, явно устаревшие и тормозившие умственное развитие подрастающего поколения методы преподавания. Включение в «учебные планы» этих школ светских предметов не приветствовалось устоями

мусульманской религии, хотя

впоследствии мусульманские школы Дагестана стали на путь приближения к светским школам.

Следует отметить факт, что царское правительство открыто не вмешивалось в дела примечетских религиозных школ и не поддерживало их материально. При

этом за работой преподавателей мектебов и медресе был установлен надзор местной администрации, которая должна была доносить вышестоящим властям об их деятельности, что объяснялось подозреванием ряда мусульманских лидеров в протурецкой ориентации и открытой антирусской агитации среди населения. Особенно подобные подозрения усиливались в моменты осложнения внешнеполитических

отношений России и, прежде всего при ухудшении взаимоотношений с Турцией.

В последней трети XIX в., когда в экономику Дагестана постепенно проникали капиталистические элементы, подверглись ломке старые формы хозяйствования, происходили

существенные изменения в общественной жизни, примечетские школы со своими схоластическими методами преподавания тормозили культурное развитие общества. Жизнь настоятельно требовала коренных реформ в системе обучения в конфессиональных школах и прежде всего введения в их учебные планы светских дисциплин.

В XIX в. в Дагестане существовали и параллельно развивались школы двух типов: светские школы, в которых обучение проводилось на русском языке, и религиозные мусульманские школы с преподаванием на арабском языке. При этом главное назначение школ первого типа сводилось к подготовке из представителей чиновников военно-административного аппарата, а в учебных заведениях второго типа система подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов,

богословов, определялась

историческими, национально-

религиозными особенностями. В целом школы были недоступны большей части горских детей, о чем свидетельствует тот факт, что в школах обоих типов к концу XIX в. обучалось примерно 7,5% всех детей школьного возраста.

Таким образом, состояние школьного образования в Дагестанской области до конца XIX в. оставалось на низком уровне, чем объяснялась и низкая грамотность местного населения,

которая, по данным первой всеобщей переписи 1897 г., составляла более 9% .

Важным аспектом становления культурно-образовательного пространства выступает печать. Как своеобразный показатель и качественный критерий определенного уровня культуры возникновение прессы в Дагестане связывают с Темир-Хан-Шуринской сатирической газетой «Черепки», редактор которой пытался издать лаконичные, меткие заметки, затрагивавшие различные стороны жизни

[3, 7].

По мнению А. А. Исаева, типографии как полиграфические предприятия, выпускающие печатную продукцию, в Дагестане функционировали в последней трети XIX века [1. С. 28].

Самым ранним изданием с полными выходными данными считается брошюра «Хазихикаваид» («Положение о гражданстве, о правах и обязанностях граждан. Для населения Дагестана»), представляющая перевод с русского на арабский язык и изданная литографским способом в типографии штаба Дагестанской области в г. Темир-Хан-Шуре в 1868 году.

В 1867 году в Темир-Хан-Шуре были напечатаны учебные пособия на аварском языке «Сказки и песни», «Аварская азбука», «О пользе чтения», составленные Айдемиром Чиркеевским на усларовском алфавите. В 1871 г. в типографии штаба войск Дагестанской области вышла в свет «Кюредин эвелимжи абжуз» («Кюринская азбука»), составленная К. Зульфукаровым на лезгинском языке для обучения алфавиту П. К. Услара.

1870-е годы знаменательны тем, что в Дагестане по разрешению местной администрации было создано несколько частных полиграфических предприятий, где наибольших успехов достиг коллежский секретарь А. М. Михайлов, который в 1876 г. выкупил в г. Порт-Петровске у купца З. Самойлова

небольшую бездействующую

типографию, привел ее в порядок, купив в г. Москве «совершенно новую скоропечатную машину фабрики Иогансберга и другие разные типографские принадлежности в солидных количествах, начал выпускать печатную продукцию [1. С. 29].

Период вхождения Дагестана в Россию совпал с переломным периодом истории народов, имевших элементы арабо-мусульманской системы

образования, которая продолжала функционировать параллельно с нарождающейся системой

русскоязычного светского образования. Новый период истории просвещения горских народов характеризуется появлением светских учебных заведений, где дагестанцы стали обучаться основам современных знаний, проходить предварительную ступень, необходимую для подготовки в последующем к службе в местном военно-административном аппарате

самодержавия.

Развитие образования на территории Дагестана отличалось определенной гибкостью, терпимостью к арабо-мусульманским школам, попыткой воспользоваться ими как очагами распространения образования.

Культурно-образовательные процессы протекали неоднозначно, сдерживаемые как административной системой, так и сложностью образовательной ситуации в Дагестане, дефицитом

квалифицированных педагогических кадров и традиционализмом.

Особенности культурно-образовательного пространства Дагестана 2-ой половины XIX века подводят нас к осмыслению новых сторон развития культуры и образования в Дагестане на современном этапе, динамики

регионального культурно-

образовательного пространства в условиях полиэтничности и

поликультурности.

Примечания

1. Исаев А. А. Печать Дагестана. Махачкала, 1983. 2. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана: от времен присоединения к России до наших дней. М., 1971. 3. Каримулаева Э. М. Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (последняя четверть XIX - первая половина XX вв.): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2005. 4. Козубский Е. И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища 1880-1889. Порт-Петровск, 1890. 5. Опыт распространения русской грамоты между аварцами // Кавказ. Тифлис. 1858. № 40. 6. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. Канцелярия Военного губернатора Дагестанской области, г. Темир-Хан-Шура. 7. ЦГА РД. Ф. 77. Оп. 1. Д. 2. Темир-Хан-Шуринская женская гимназия. 8. ЦГА РД. Ф. 84. Оп. 1. Д. 4. Дагестанская область. 9. ЦГА РД. Ф. 85. Оп. 1. Д. 4. Дербентская женская гимназия. 10. ЦГА РД. Ф. 126. Оп. 2. Д. 71. Канцелярия Начальника Дагестанской области, г. Темир-Хан-Шура.

Статья поступила в редакцию 17.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.