36
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
УДК 37
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 2-ой ПОЛОВИНЫ XIX в. РОССИИ НА РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ДАГЕСТАНЕ
© 2013 Атаева Д. З.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье освещается влияние общественно-педагогического движения 2-ой половины XIX в. России на развитие светского образования в Дагестане на основе архивных документов и других материалов.
The article deals with the impact of the Russian socio-pedagogical movement of the secondhalf of the XIX century on the development of secular education in Daghestan on the basis of archives documents and other materials.
V stat’e osveshhaetsja vlijanie obshhestvenno-pedagogicheskogo dvizhenija 2-oj poloviny XIX v. Rossii na razvitie svetskogo obrazovanija v Dagestane na osnove arhivnyh dokumentov i drugih ma-terialov.
Ключевые слова: Дагестанская область, Темир-Хан-Шура, Дербент, Россия, реальное училище, гимназия, школа, светское образование.
Keywords: Daghestan region,Temir-Khan-Shura, Derbent, Russia, vocational school, high school, school, secular education.
Kljuchevye slova: Dagestanskaja oblast’, Temir-Han-Shura, Derbent, Rossija, real’noe uchil-ishhe, gimnazija, shkola, svetskoe obrazovanie.
Демократическое движение, возникшее в 1860-х годах в России, вызвало могучий подъем прогрессивной демократической педагогической мысли, давшее начало общественно-педагогическому движению, не имевшему себе равного в мире по размаху и идейному содержанию. Среди множества вопросов, выдвинутых в 1860-1870 гг., проблемы нравственного и физического воспитания молодого поколения явились перед российским обществом со всей остротой. Вокруг вопросов воспитания, ставшими «вопросами жизни», разгоралась острейшая классовая борьба с жаркими спорами. В эти годы свою активную творческую деятельность развернули крупные классики русской педагогической мысли (П. Ф. Каптерев и Н. А. Добролюбов,
Л. Н. Толстой и Н. И. Пирогов, Н. Г.
Чернышевский и К. Д. Ушинский), которые оставили яркий след в истории развития мировой педагогики и, обеспечившие народу приоритет в решении принципиальных и важных вопросов в области педагогической теории и прак-
тики. Прогрессивные русские педагоги подвергали аргументированной критике крепостническое воспитание, выступали против механического перенимания иностранных педагогических теорий и систем и за создание массовой народной школы, тем самым внеся заметный вклад в основу разработки теории начального образования. Вместе с такими педагогическими периодическими изданиями, как «Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель» вопросами воспитания начал заниматься и популярный в то время журнал «Современник». При этом в Санкт-Петербурге начала свою деятельность общественная организация «Педагогическое собрание», с открывшейся при ней временной Комиссией детских садов (1867-1869). Все вышеперечисленное отражалось на политике в области образования. Число всевозможных учебных заведений в империи росло, увеличивался и процент грамотности.
Согласно устава от 1864 года гимназия считалась всесословной школой и
Психолого-педагогические науки •••
делилась на семиклассную, классическую и реальную. В 1872 году по новому уставу обучение в классической гимназии увеличилось до восьми лет, а реальная гимназия была преобразована в семиклассное реальное училище. Предполагалось, что выпускники гимназисты будут иметь возможность поступать для дальнейшей учебы в университеты, а реалисты же - только в высшие технические училища или в университет, но предварительно, в объеме гимназического курса, изучив греческий языки и латынь. В связи с этим возникала некоторая сословная особенность в специализации учебных заведений, то есть по составу учеников реальные гимназии были более демократичны. За нравственностью и поведением как преподавателей, так и учеников школ и гимназий строго следили инспекторы министерства просвещения, причем не только в учебных классах, но и в свободное время. Имела место традиция карцеров и телесных наказаний учеников. Определенные проблемы имела земская школа, ставшая прибежищем учителей, желающих трудиться на пользу народа. Вместе с тем, она ставила их в непосредственную материальную зависимость от земского общества и сельских старост, склонных к нововведениям в школах. Народное образование являлось не единственным вопросом борьбы между официальными инстанциями и обществом. Так, создание женских курсов в стране было делом непростым, а первые соотечественницы, которые захотели получить высшее образование, поступали учиться в зарубежные университеты, где женщин также не приветствовали, но всё же допускали. При всем этом, надо отметить и такие проблемы, как студенческие беспорядки, постоянная борьба за университетское самоуправление, которые становились заметными факторами общественной жизни. К тому же, с 1863 года цензура окончательно перешла в ведение министерства внутренних дел.
Правление последнего царя наглядно показывает, что власть и интеллигенция не только не смогли найти путь взаимного примирения, но и не пожелали его искать. Правительство под давлением общества и обстоятельств длительное время вынуждено было сдавать одну за другой позиции, дозволяя то существование женских курсов, то открытие вос-
37
кресных школ, то расширение сети земских школ. При всем этом росло взаимное раздражение гораздо более быстрыми темпами, чем грамотность народа.
Поскольку установление российского правления на Кавказе вызвало необходимость расширения и пополнения гражданского ведомства, ставленники колониальных властей нередко шли навстречу образовательным потребностям местного населения, создавая школы различного типа. В таких условиях росла потребность в обучении и подготовке служащих из представителей местного населения, знавших язык, местные обычаи, особенности общественного строя. Тем самым, кадровая проблема приобретала актуальность, выдвигая в первостепенные задачи, стоящие перед российской администрацией, необходимость организации светских учебных заведений на Кавказе, привлечения материальных ресурсов для решения этой проблемы, значительного числа педагогических кадров из центральной России. Дагестан был не исключением, и для характеристики данного явления необходимо, на наш взгляд, отметить его административнополитическое положение.
С окончанием военных действий в Дагестане (1859 г.) российское правительство поставило задачу по созданию в крае единой однотипной системы административного устройства и правления. 5 апреля 1860 г. главнокомандующий Кавказской армией А. И. Барятинский утвердил проект Положения об управлении Дагестанской областью и Закаталь-ским округом, одобренный императором Александром II 18 июля 1860 года. Согласно этому положению была создана Дагестанская область, в которую включили бывший Прикаспийский край, а также весь Горный Дагестан [1. Л. 19]. Военная администрация, основой которой было подчинение гражданской власти военной, считалась единственной пригодной формой административного управления в Дагестанской области в сложившихся условиях. Высшее гражданское и военное управление Дагестанской областью было предоставлено начальнику области (с 1883 г. военному губернатору), который одновременно являлся командующим расположенными здесь войсками [13. С. 3]. Включение Дагестана в состав Российской империи привнесло светский элемент в местную
38
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
систему образования, что привело к постепенному вхождению этого края в российское образовательное и социокультурное пространство. Этот процесс характеризуется появлением светских учебных заведений, при котором в достаточной степени сохранялось влияние действующих здесь мусульманских арабоязычных школ, «отношение к которым было достаточно осторожным со стороны царского правительства» [3. С. 11]. Достаточно широкий спектр видов образовательных заведений, создаваемых российскими властями в Дагестане, с позиций деидеологизации истории педагогики и образования может быть объясним не как бессистемность образовательной политики государства, а как создание рынка образовательных услуг для различных слоев местного населения. Эта тенденция, заслуживающая внимания исследователей, актуальна для экономики, культуры и образовательной политики современного Дагестана. Номенклатура наименований типов учебных заведений, созданных правительством для жителей Дагестанской области, включала: трех, четырех- и пятиклассные уездные училища; мусульманское училище с преподаванием русского языка; школы армейских воспитанников при линейных батальонах и полках (18501860 гг.); горские школы со статусом первоначальных и уездных училищ (в том числе с пансионатами); гимназии и прогимназии; одноклассные начальные училища; четырехлетние прогимназии с подготовительным классом; реальные училища; городские окружные школы; сельские школы с общежитиями (на статусе двухклассных училищ); начальные женские училища; частные женские школы с 6-летним курсом преподавания; женские прогимназии и гимназии.
Первым русским учебным заведением в Дагестане считается трехклассное Дербентское уездное училище, открытое в 1837 г. на основании Положения от 12 мая 1835 г., имевшее целью «распространить в крае начальные сведения и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии» [4. С. 198].
В конце 1840-х годов в Дербенте открылась мусульманская школа, куда на учебу принимались только дети мусульман «всех свободных состояний» в отличие от уездного училища. Школа призвана была «вооружать» детей знаниями
«по законам их веры» и помогать им «изучить русский язык в объеме, потребном для них в общежитии» [5. С. 199]. К концу 1851 г. в ней обучалось 56 учеников, из которых 8 жителей Дербента (остальные 48 учащихся из других мест Дагестана). В дальнейшем в связи с материальными затруднениями, жарким климатом и «отдаленностью Дербента от главных пунктов суннитского населения» количество учащихся сократилось, было признано целесообразным в январе 1855 г. перевести школу в Темир-Хан-Шуру, столицу Дагестанской области, куда перешла и часть учащихся. Вскоре была расширена и учебная программа школы, помимо обучения чтению и письму, учащиеся начали изучать арифметику, грамматику, знакомиться с начальными сведениями по географии и истории.
В 1861 г. мусульманская школа вошла в состав горской школы, открывшейся в Темир-Хан-Шуре. Последняя была учреждена на основании «устава горских школ», утвержденного царем 20 октября 1859 г., ставившая целью «распространить гражданственность и образование между покоренными горцами» и «доставить семейным офицерам и чиновникам, служащим на Кавказе, средства к воспитанию и обучению детей» [6. С. 49]. Горская школа содержалась на отпускавшиеся военным ведомством средства, и находилась в непосредственном ведении военного командования на Кавказе. Учрежденный при школе пансион, был рассчитан на 65 воспитанников, из которых 40 казеннокоштных, в том числе 26 горцев из «почетных фамилий» Южного и Северного Дагестана, и 14 детей русских чиновников [7. С. 3].
С 1870 г. в школе были введены курсы обучения токарному и столярному ремеслу, а с 1872 г. - садоводству и огородничеству. Тем не менее, в силу ограниченности контингента, горская школа все же не могла удовлетворить потребности местных жителей, в связи с чем в 1860-х годах был поднят вопрос о преобразовании школы в прогимназию, что и осуществилось 14 сентября 1874 г., в состав которой вошли приготовительный и первый классы, а в 1875, 1876, 1877 гг. открылись второй, третий и четвертый классы соответственно. Выпустив три курса воспитанников (1878, 1879, 1880 гг.) прогимназия в Темир-Хан-Шуре пе-
Психолого-педагогические науки •••
рестала существовать, и с 1880/81 учебного года здесь открылось реальное училище, являвшееся первым и на то время единственным средним учебным заведением в Дагестане.
1860-е годы ознаменовались созданием в Темир-Хан-Шуре и Дербенте первых женских бесплатных учебных заведений, содержащихся на средства общественной благотворительности и имевших небольшой контингент учащихся. Основной целью этих школ являлась подготовка из учениц хороших домашних хозяек. Внимание к этим школам со стороны общественности было немалым. Например, в Темир-Хан-Шуре любителями сценического искусства давались спектакли, весь сбор с которых шел на нужды школы. В прессе того времени говорилось по этому поводу, что «существующая в Темир-Хан-Шуре школа для обучения девочек, из которых 16 пользуются полным содержанием, не имеют никакого определенного источника, обеспечивающего ее существования. Поэтому, любители спектакля предложили дать ряд спектаклей, с целью употребить сборы от них на поддержание школы» [8. С. 12]. В 1875 г. вместо бесплатной женской школы в Темир-Хан-Шуре открылась четырех-классная прогимназия, первый выпуск которой насчитывал 114 человек.
Первой школой, открытой в сельской местности была Ахтынская школа в Са-мурском округе (26 сентября 1861 г.) с контингентом 44 ученика. По свидетельству военного начальника Южного Дагестана, почти все учащиеся Ахтынской школы отличались «хорошими способностями»^ С. 19].
К 1860-м годам относится открытие вакансий для дагестанцев в средних учебных заведениях за пределами области, в Ставропольской (1866 г.) и Бакинской гимназиях (1868 г.).
Вслед за Темир-Хан-Шуринской, Дербентской, Ахтынской школами и упомянутыми женскими учебными заведениями в Порт-Петровске (1870 г.) открывается новое «одноклассное начальное училище грамотности и ремесел», а через два года в Чирюрте, населенном в основном русскими отставными военнослужащими - начальное училище [10. Л. 23].
Первое содержалось на средства, отпускаемые администрацией города
39
Порт-Петровск и за счет частной благотворительности, финансирование же Чирюртовского училища занималось местное слободское общество.
Две сельские школы (в Касумкенте и Дешлагаре) были открыты в 1878 г. Общества этих селений выделили для школ помещения и взяли на себя расходы по отоплению, освещению и найму прислуги. В 1880 г. начала функционировать школа в сел. Карабудахкент Темир-Хан -Шуринского округа. Однако в начале 1891 г. эта школа была закрыта, а средства, отпускавшиеся на ее содержание, были направлены на финансирование Хун-захского сельского училища, преобразованного в нормальное училище.
Несколько сельских учебных заведений появилось в конце 1880-х и начале 1890-х годов. Так, в 1889 г. открылись школы в сел. Хаджал-Махи (Даргинского округа), Кумухе (Казикумухского округа) и Хунзахе (Аварского округа), в 1891 г. - Ботлихская сельская школа в Андийском округе. К середине 1890-х годов в восьми округах Дагестанской области из девяти, за исключением Гунибского, существовали сельские или слободские одноклассные школы с небольшим числом учеников.
К концу 1890-х годов в Дагестанской области функционировало 26 русских школ, из которых 14 в городах и 12 в сельской местности вместе с двумя средними школами в Темир-Хан-Шуре. Во всех действовавших школах области обучение проходило 1896 учащихся (из них 495 девочек). Примечательно, что в сельской местности области, где проживало примерно 95% населения всей области, в школах обучались 493 ребенка (из них 25 девочек), то есть менее 26% от общего числа учащихся в Дагестане [11. С. 135].
Здесь уместно напомнить о рапорте попечителя Кавказского учебного округа исполнявшего должность главноначальствующего гражданской частью на Кавказе от 22 января 1896 г., содержащим официальную характеристику состояния народного образования в крае: «Что мы видим вокруг себя, сколько разных местностей Кавказа все еще остаются без школ, сколько местностей, где тысячи жителей, желающих привести детей к свету истины, не находят для них места в темных, тесных, бедных народных школах! Сколько еще есть людей, жаждущих света и не находящих его...» [12. Л. 2].
40
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
18 июня 1887 г. в правительстве был издан циркуляр, ограничивавший выходцам из бедных семей доступ в прогимназии и гимназии, а во всех мужских гимназиях и прогимназиях Кавказского учебного округа плата за обучение повысилась с 30 до 40 рублей [2. С. 213]. Тем не менее, в Дагестане число школ с 1899 по 1906 г., а также количество учащихся удвоилось [14. С. 204].
Однако если за эти годы в городах Дагестана открылось 17 школ, то в сельской местности всего 9. Основная масса сельского населения по-прежнему не имела возможности отдавать детей в школу. «Посетив в текущем марте месяце одноклассное начальное училище в Казику-мухе, - писал в своем рапорте в Кавказский учебный округ от 20 марта 1901 г. инспектор народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области - я застал там около 70 учеников и одного учителя. Число учащихся могло быть большим, если не приходилось бы отказывать в приеме ввиду неимения мест многим детям, которые желают учиться. Например, в текущем, году было отказано более 50 детям в приеме в училище, вследствие чего существует крайняя необходимость в расширении училища в Казикумухе. Целесообразнее было бы
это училище преобразовать в двухклассное, для чего необходимо увеличить ежегодный расход на училище на 600 рублей» [15. Л. 203].
Таким образом, на развитие светского образования в Дагестане значительное влияние оказало общественно-педагогическое движение 2-й половины XIX в. России, что включило в местную систему образования светский элемент и привело к постепенному вхождению данного региона в российское социокультурное и образовательное пространство.
Положительными результатами создания и развития в Дагестане системы светского образования на основе русскоязычных школ следует считать реальную возможность для дагестанцев получить современное светское образование; расширение культурно-образовательного пространства в Дагестане, создание и увеличение «рынка образовательных услуг» разнопрофильных учебных заведений. При этом в организации системы светского образования в Дагестанской области существовали определенные проблемы, такие как недостаточность государственного финансирования организации необходимого числа школ, а также отсутствие в области учреждений высшей профессиональной школы.
Примечания
1. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана: от времен присоединения к России до наших дней. М., 1971. 2. Кавказский учебный округ. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1898 г. Тифлис, 1899. 3. Козубский Е. И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. 4. Там же. 5. Козубский Е. И. К истории
народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура, 1902. 6. Козубский Е. И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 1880-1889 гг. Порт-Петровск, 1890.
7. Козубский Е. И. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 18901899 гг. Темир-Хан-Шура, 1901. 8. Мамедов С. М. Становление и развитие светского
образования в дореволюционном Дагестане. Автореф. дис... канд. пед. наук. Махачкала, 1998. 9. Обзор Дагестанской области за 1899 г. Темир-Хан-Шура, 1900. 10. Обзор Дагестанской
области за 1906 год. Темир-Хан-Шура, 1907. 11. РГВИА. Ф. 400. Оп. 1. Д. 126. 12. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. 13. ЦГА РД. Ф. 76. Оп. 2. Д. 6. 14. ЦГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 420. 15. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1.
Notes
1. Kaimarazov G. Sh. Essays of the history of Dagestan people' culture: from the time of accession of Russia to the present day. M., 1971. 2. Caucasus school district. The report of the trustee of the Caucasus school district about the state educational institutions for the 1898. Tiflis, 1899.
3. Kozubsky E. I. The History of the city of Derbent. Temir-Khan-Shura, 1906. 4. The same.
5. Kozubsky H. I. The history of public education in the Dagestan region in the first fifty years // Dagestani collection. Vol. 1. Temir-Khan-Shura, 1902. 6. Kozubsky E. I. A historical note about the first decade of Temir-Khan-Sulinskogo real rallege of 1880-1889. Port-Petrovsk, 1890. 7. Kozubsky H. Report of the second decade of Temir-Khan-Shurinskogo real allege of 1890-1899. Temir-Khan-Shura, 1901. 8. Mamedov S. M. The formation and development of secular education in pre-
revolutionary Dagestan. Avtoref. dis... Cand. PED. Sciences. Makhachkala, 1998. 9. Overview Dag-Kazakhstan region for 1899 Temir-Khan-Shura, 1900. 10. Overview of the Dagestan region during
Психолого-педагогические науки
• ••
41
the year 1906. Temir-Khan-Shura, 1907. 11. Rgvia. F. 400. Op. 1. D. 126. 12. THE ARCHIVES RD.
F. 2. Op. 1. D. 1. 13. THE ARCHIVES RD. F. 76. Op. 2. D. 6. 14. Chia. F. 821. Op. 150. D. 420.
15. THE ARCHIVES RD. F. 2. Op. 1. D. 1.
Primechanija
1. Kajmarazov G. Sh. Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana: ot vremen prisoedinenija k Rossii do nashih dnej. M., 1971. 2. Kavkazskij uchebnyj okrug. Otchet popechitelja Kavkazskogo uchebnogo okruga o sostojanii uchebnyh zavedenij za 1898 g. Tiflis, 1899. 3. Kozubskij E. I. Istorija goroda
Derbenta. Temir-Han-Shura, 1906. 4. Tam zhe. 5. Kozubskij E. I. K istorii narodnogo obrazovanija v Dagestanskoj oblasti v pervoe pjatidesjatiletie // Dagestanskij sbornik. Vyp. 1. Temir-Han-Shura, 1902. 6. Kozubskij E. I. Istoricheskaja zapiska o pervom desjatiletii Temir-Han-Shurinskogo
real'nogo uchilishha 1880-1889. Port-Petrovsk, 1890. 7. Kozubskij E. I. Otchet o vtorom desjatiletii Temir-Han-Shurinskogo real'nogo uchilishha. 1890-1899. Temir-Han-Shura, 1901. 8. Mamedov
S. M. Stanovlenie i razvitie svetskogo obrazovanija v dorevoljucionnom Dagestane. Avtoref. dis... kand. ped. nauk. Mahachkala, 1998. 9. Obzor Dage-stanskoj oblasti za 1899 g. Temir-Han-Shura, 1900. 10. Obzor Dagestanskoj oblasti za 1906 god. Temir-Han-Shura, 1907. 11. RGVIA. F. 400. Op. 1. D. 126. 12. CGA RD. F. 2. Op. 1. D. 1. 13. CGA RD. F. 76. Op. 2. D. 6. 14. CGIA. F. 821. Op. 150. D. 420. 15. CGA RD. F. 2. Op. 1. D. 1.
Статья поступила в редакцию 30.10.2013 г.
УДК 371.3
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
© 2013 Атлуханова Л. А., Нурмагомедов Д. М. Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена проблеме формирования алгоритмической культуры у младших школьников в процессе обучения математике средствами УМК «Школа России». Выделены. умения, входящие в понятие «алгоритмическая культура». Определены, основные этапы. формирования алгоритмической культуры, у учащихся: 1) мотивация введения алгоритма; 2) введение алгоритма; 3) усвоение алгоритма; 4) применение алгоритма. Конкретизированы эти этапы, на примере ознакомления учащихся с алгоритмом деления с остатком.
The article deals wish the problem of forming the algorithmic culture of primary schoolchildren during the education of the mathematics by mean of UMK “Russian’s School”. The author have defined main steps of forming the algorithm culture of pupils. The author have divan this steps by mean of examples of the teaching pupils using the algorithm of the division wish radio.
Stat'ya posvyaschena probleme formirovaniya algoritmicheskoi kul'tury u mladshih shkol’nikov v processe obucheniya matematike sredstvami UMK «Shkola Rossii». Vydeleny umeniya, vhodyaschie v ponyatie «algoritmicheskaya kul'tura». Opredeleny osnovnye etapy formirovaniya algoritmicheskoi kul'tury u uchaschihsya: 1) motivaciya vvedeniya algoritma; 2) vvedenie algoritma; 3) usvoenie algoritma; 4) primenenie algoritma. Konkretizirovany eti etapy, na primere oznakomleniya uchaschihsya s algoritmom deleniya s ostatkom.
Ключевые слова: алгоритм, алгоритмическая культура, поэтапное формирование умственных действий.
Keywords: algorithm, algorithmic culture, cost age forming of intellectual actions.
Klyuchevye slova: algoritm, algoritmicheskaya kul'tura, poetapnoe formirovanie um-stvennyh deistvii.