Научная статья на тему 'Педагогическая и просветительская деятельность Е. И. Козубского'

Педагогическая и просветительская деятельность Е. И. Козубского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЗУБСКИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ТЕМИР-ХАН-ШУРА / ПЕДАГОГ / ВОСПИТАНИЕ / ДАГЕСТАН / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КУЛЬТУРА / УЧАЩИЕСЯ / ИСТОРИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Разия-Ханум Гаджиевна, Махаева Гюльнара Магомедтагировна

В статье раскрываются некоторые малоизвестные стороны педагогической деятельности известного представителя русской интеллигенции второй половины XIX начала ХХ веков Е. И. Козубского, оставившего яркий след в деле образования и воспитания подрастающего поколения в Дагестанской области. Приводятся выдержки из архивных документов и материалов, выявленных автором публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Разия-Ханум Гаджиевна, Махаева Гюльнара Магомедтагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и просветительская деятельность Е. И. Козубского»

правового государства в наше стране предполагает применение разнообразных форм и методов проведения занятий с учащимися, студентами и аспирантами. Важно учитывать достижения советской педагогической науки в консонансном, синкретичном единстве с наработками постсоветской российской педагогической науки. Вкрапливать в образовательный процесс компьютерные, мультимедийные и интерактивные формы обучения. Активно совмещать усилия семьи, образовательных учреждений в направлении образования и воспитания подрастающего поколе-

ния. При составлении новых государственных образовательных стандартов последующих поколений предусмотреть возможность существенного увеличения количества аудиторной нагрузки на субъекты образовательного процесса, отводимой на изучение основ действующего в России права. Это необходимо для коренного изменения содержания и сущности правового сознания подрастающего поколения, формирования у них высокого уровня правовой грамотности, правовой культуры и преодоления процессов аномии права, массового правового нигилизма.

Литература

1. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М.: Изд-во политической литературы, 1984. 198 с.

2. Миронов А. В. Еще раз о том, что происходит с духовной культурой в России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. C. 178-179. 3. Абдуллаев М. А. Нравственные традиции горцев и современная молодежь // Наше культурное наследие. Информационный бюллетень. № 2. Махачкала. 2005. C. 8. References

1. Brief Pedagogical Dictionary of propagandist. M.: Political Literature Publishing, 1984. 198 p. 2. Mironov A. V. Once again, what happens to the spiritual culture in Russia // Social-humanitarian knowledge, 2012, # 4. P. 178-179. 3. Abdullaev M. A. Moral traditions of mountaineers and modern youth // Our cultural heritage.

A. V. Once again, what happens to the spiritual culture in Russia // Social-humanitarian knowledge, 2012, # 4. P. 178-179. 3. Abdullaev M. A. Moral traditions of mountaineers and modern youth // Our cultural heritage. Newsletter, # 2. Makhachkala. 2005. P. 8. Literatura

1. Kratkij pedagogicheskij slovar' propagandista. M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1984. 198 s. 2. Mironov

A. V. Eshhe raz o tom, chto proishodit s duhovnoj kul'turoj v Rossii // Social'no-gumanitarnye znanij. 2012. № 4. S. 178-179. 3. Abdullaev M. A. Nravstvennye tradicii gorcev i sovremennaja molodezh' // Nashe kul'turnoe nasledie. Informacionnyj bjulleten'. № 2. Mahachkala. 2005. S. 8.

Статья поступила в редакцию 21.12.2015 г.

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Е. И. КОЗУБСКОГО

E. I. KOZUBSKY'S PEDAGOGICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

© 2016 Магомедова Р. Г., Махаева Г. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2016 Magomedova R. G., Makhaeva G. V.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье раскрываются некоторые малоизвестные стороны педагогической деятельности известного представителя русской интеллигенции второй половины XIX - начала ХХ веков Е. И. Козубского, оставившего яркий след в деле образования и воспитания подрастающего поколения в Дагестанской области. Приводятся выдержки из архивных документов и материалов, выявленных автором публикации.

Abstract. The article reveals some little-known sides of the pedagogical activity of E. I. Kozubskу, the famous representative of the R ussian intelligence of the second half of 19th - the early 20th centuries, who had left a bright trace in the education and upbringing of the younger generation in the Dagestan region. The authors of the publication give the excerpts from archival documents and materials.

Rezjume. V stat'e raskryvajutsja nekotorye maloizvestnye storony pedagogicheskoj dejatel'nosti izvest-nogo predstavitelja russkoj intelligencii vtoroj poloviny XIX - nachala ХХ vekov E. I. Kozubskogo, osta-vivshego jarkij sled v dele obrazovanija i vospitanija podrastajushhego pokolenija v Dagestanskoj oblasti. Privodjatsja vyderzhki iz arhivnyh dokumentov i materialov, vyjavlennyh avtorom publikacii.

Ключевые слова: Козубский, образование, реальное училище, Темир-Хан-Шура, педагог, воспитание, Дагестан, педагогическая деятельность, учебные заведения, культура, учащиеся, история, статистический комитет, Кавказ.

Keywords: Kozubsky, education, real school, Temir-Khan-Shura, teacher, education, Dagestan, pedagogical activity, educational institutions, culture, students, pupils, history, Committee for Statistics, the Caucasus.

Kljuchevje slova: Kozubsky, obrazovanije, realnoe uchilishe, Temir-Han-Shura, pedagog, vospitanije, Dagestan, pedagogicheskaya deyatelnost, uchebnie zavedeniya, kultura, uchashiesya, istoria, statisticheskiy komitet, Kavkaz

Одним из ярких представителей русской интеллигенции второй половины XIX-начала ХХ веков, связавших свою жизнь с Дагестаном и внесшим значительный вклад в изучение истории, культуры и этнографии Страны гор, является Евгений Иванович Козубский. По мнению современников, он «считался авторитетом по многим вопросам, касавшихся жизни Дагестана, в которой принимал самое близкое и горячее участие», «первым подробно поведал образованному миру о судьбах и бытии Дагестана», который любил, «умом и чувством сжился с его народом» [13].

Творческая жизнь Евгения Ивановича Козубского поражает своей насыщенностью, своеобразием, неутомимостью: научные достижения в Новороссийском и Киевском университетах, преподавательская деятельность в Тифлисе и Темир-Хан-Шуре, сотрудничество с газетой «Кавказ», журналом «Русская Старина» и другими периодическими изданиями, целый ряд серьезных изданий, таких как «Дагестанский Сборник», «Памятная книжка Дагестанской области 1895 года», «Опыт библиографии Дагестанской области», «История горного Дагестана», «История Дагестанского конного полка», «История города Дербента», «Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 18801889», «Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 18901899» и другие уникальные источники по истории Дагестана - все это он совмещал с работой в областном статистическом комитете.

Его фундаментальные, насыщенные архивными документами, редкими полевыми материалами, примерами и фактами, научные труды, несомненно, свидетельствуют о том, что Е. И. Козубский любил и ценил Дагестан, справедливо считал этот край интересным и в то же время малоизученным местом.

Велика заслуга Е. И. Козубского в деле просвещения жителей Дагестана, в изучении истории, этнографии и культуры Страны гор. Его труды - это не просто сбор материалов, но и их всесторонний вдумчивый анализ, они по сей день используются в научной деятельности многими отечественными учеными.

Несмотря на целый ряд исследований специалистами жизни и творчества Козубского, как историка, статиста, краеведа, остаются актуальными вопросы его педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая компетентность Козубского рассматривается специалистами не достаточно глубоко, в основном делается акцент на его активную работу в деле изучения истории Дагестана, в области статистики, журналистики.

Анализ многочисленных работ по данной проблеме показывает, что, будучи широко образованным человеком, Е. И. Козубский придавал огромное значение делу образования и воспитания подрастающего поколения. Ярким примером сказанному может служить его педагогическая деятельность в реальном училище и женской прогимназии в Темир-Хан-Шуре, продолжавшаяся с 1881 по 1902 гг.

Характеризуя Е. И. Козубского как человека консервативных политических убеждений, много сделавшего для популяризации исторических, этнографических материалов о Дагестане, Г. Ш. Каймаразов [6. С. 143] то-логическую ценность его трудов в деле изучения народного образования.

В освещении истории создания реального училища в Темир-Хан-Шуре и особенностей организации образования и воспитания Д. З. Атаева [3. С. 51] подчеркивает активную деятельность Е. И. Козубского в пополнении библиотеки училища.

Отмечая интерес Е. И. Козубского к проблемам образования в Дагестанской области, Л. Г. Каймаразова [7] характеризует его работы по написанию истории реального училища в Темир-Хан-Шуре, созданной на базе горской школы и прогимназии, где автор (Е. И. Козубский) анализирует учебные планы, программы училища, приводит состав учащихся и прочее, при этом ничего не говорится о преподавании Козубским в этом учебном заведении.

О деятельности Е. И. Козубского в учебных заведениях Дагестана упоминается в работах М. Д. Адухова [1] и А. М. Адуховой [2].

Особо надо отметить труды В. П. Егоровой [4, 5], которая в изучении истории деятельности представителей русской интеллигенции в Дагестане главную роль по праву отводит Козубскому. При этом особое значение приобретает не только подробное освещение его жизненного пути в историческом аспекте, но и исследование и обобщение его научной и педагогической деятельности, анализ авторских сочинений.

Актуальность такой практики обусловлена назревшей необходимостью подробнее высветить некоторые стороны педагогической деятельности Е. И. Козубского на основе выявленных архивных документов.

Уроженец Одессы, Е. И. Козубский, окончив Ришельевскую гимназию, поступил в Новороссийский университет на историко-филологический факультет. Успешно завершив учебу, он по предложению начальства остался в университете, защитил диссертацию по истории, но вскоре перевелся на работу в Киевский университет, где готовился к профессорской деятельности. Однако вскоре в его жизни наступает резкий перелом - по каким-то причинам, он меняет место работы, более того, переезжает в Грузию. В одном из своих отчетов губернатору Дагестанской области он писал, что был «вызван на службу в Закавказский край» [11], где с

1878 по 1881 гг. преподавал историю в Тифлисской прогимназии.

Тем временем в Темир-Хан-Шуре на базе существующей прогимназии открылось шестиклассное реальное училище с основным и техническим отделениями, в связи с чем Козубский был переведен в Дагестан, где начав преподавать историю и географию, проявил свой талант педагога. В Темир-Хан-Шуринском реальном училище Козубский преподавал с 1881 по 1902 гг.

Нередко, а точнее в 1882-1884, 18881889 гг., Козубский, ввиду отсутствия в училище преподавателя французского языка, вел и этот предмет [8. С. 8б], а в 1883-1884 годах исполнял должность инспектора училища.

Параллельно с работой в реальном училище Козубский был востребован и в женской прогимназии, где также преподавал историю и географию. Более того, здесь он являлся постоянным членом педагогического совета, а в 1884-1887 годах исполнял и обязанности секретаря педагогического совета [14].

Архивные материалы позволяют определить учебную нагрузку Козубского в одну из недель 1891 года, т. е. с 20 по 25 мая он вел по два урока географии в 1-4 классах и по два урока истории в 3-5 классах, что в сумме составляло 14 недельных часов [12]. Если к этому прибавить еще и уроки, проводимые им в женской прогимназии, то «количество уроков в неделю в то время у него превышало нагрузку современного учителя» [5. С. 16].

Заслуживает внимания компетентность Козубского в деле подборки учебников, доступных и понятных для учащихся. Так, при утверждении педагогическим советом Те-мир-Хан-Шуринского реального училища списков учебников, которыми можно было пользоваться, по предложению Козубского были заменены учебники Корнеля по географии, Рожденственского и Беллярминова - по истории. Прислушавшись к мнению Козубского, Совет постановил заменить их учебниками Смирнова («Общие сведения из географии») и Иловайского («Руководство к всеобщей истории»), мотивировав это тем, что вводимые учебники больше приспособлены к реальным училищам, к тому же дешевле, чем другие.

Составленная Козубским программа по истории, свидетельствует о материале, изучаемом в конце XIX века в реальном училище и женской прогимназии города Темир-Хан-Шуры [13]. В ней содержится довольно обширный материал по истории Древнего мира и истории России.

Нельзя не отметить работу Козубского на дополнительных занятиях для учащихся, проживавших в пансионате при училище. Так, в 1882-1883 учебном году в связи с тем, что число воспитанников в училище достигло 90 человек, что затрудняло работу и учащихся, и учителей, руководство училища открыло в пансионате репетиционную комнату. По решению педагогического совета училища, Козубский значился среди «особых лиц», которые должны были приходить в пансионат один раз в неделю и в течение трех часов помогать учащимся выполнять их домашние задания [12].

Значительную часть рабочего времени составляла проверка знаний учащихся, в том числе с помощью экзаменационных билетов. Исходя из данных таблицы «Число испытаний», приведенных в «Исторической записке», становится известным, что в среднем с 1884 по 1889 год было опрошено устно 882 учащихся, письменно - 562, что свидетельствует о том, что количество устных экзаменов превалировало над письменными. В указанный период Козубский принял 71 экзамен по истории и 61 - по географии [10, 11]. К этому следует прибавить еще экзамены, которые он принимал в женской прогимназии, а также те, где он присутствовал как ассистент.

Сотрудничая с преподавателями-филологами, Е. И. Козубский входил в комиссию, готовившую для Кавказского учебного округа материал по вопросу об улучшении преподавания русского языка и литературы. В частности, он имел непосредственное отношение в выработке одного из пунктов постановления Тифлисской комиссии по обсуждению преподавания русского языка и литературы. В нем говорилось: «При всяких условиях (а при местных преимущественно) руководящею целью преподавания отечественного языка и литературы должна быть морально-эстетическая. Преподаватель русского языка должен знакомить учащихся с русской литературой, с целью разъяснить «лучшие стороны человеческого духа», то есть мышление, волю, чувство, а параллельно с этим дар слова. Теоретическое изучение формальной стороны языка (грамматики) должно играть только служебную роль. Сочинения должны вести к большему усвоению и переработке материала, данного чтением: ученики так бедны опытом, что поневоле им приходится перерабатывать то, что они узнали из книг...» [8. С. 106].

Е. И. Козубский был не только специалистом, хорошо разбирающимся в организации учебного процесса в училище, в том числе составлении расписания занятий и экзаменов, проведении работы учащихся на уроках и во внеурочное время, деятельности педагогического совета по улучшению учебно-методической и воспитательной работы, но и классным наставником.

Эту должность во II-VI классах он занимал в течение 20 лет, хорошо знал эту сторону преподавательского труда, придавал данной работе большое значение, считая, что классные наставники определяют «надлежащее направление внешкольной жизни учащихся» [10, 11].

Заслугой Е. И. Козубского в образовательно-воспитательном процессе следует считать его активное участие в проведении вне-класснных мероприятий, посвященных знаменательным историческим событиям и датам. Ему принадлежит подготовка и выступление с «торжественными словами» по таким темам, как «Историческое и общественное значение деятельности И. С. Тургенева» (1883 г.), «Об истории как науке» (1888 г.), «Отчет о десятилетней деятельности училища» (1890 г.), «П. К. Услар и его деятельность в Дагестане» (1895 г.) и др.

Помимо педагогической практики, Е. И. Козубский внес в дело образования ценный вклад своими исследованиями процесса формирования русских школ в Дагестане, обосновывая его цели и задачи. Собранный им материал был проанализирован и издан в виде большого очерка [9], в котором он в хронологической последовательности воспроизводит картину создания и развития в Дагестане школ, уездных и реальных училищ, прогимназий и гимназии, показал, как через «открытие доступа горским народам в средние и высшие учебные заведения Ставрополя, Баку, Тифлиса, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов Дагестан включался в российское образовательное пространство» [4, 5].

При этом Козубский, отмечая недостаточность финансовых средств, выделяемых государством на народное образование в Дагестанской области, констатировал низкие темпы роста школьной сети. Талант преподавателя и ученого-исследователя снискали Евгению Ивановичу Козубскому уважение со стороны местного населения и высокий авторитет среди коллег-педагогов. Его педагогические заслуги были не раз высоко оценены правительством и общественностью, в том числе и присвоение почетного звания «Заслуженный учитель».

Литература

1. Адухов М. Д. Становление и развитие светского образования в Дагестане: Вторая половина XIX-XX вв.: Дисс. ... д-ра ист. наук. Махачкала. 2004. 500 с. 2. Адухова А. М. Русско-дагестанские педагогические связи (вторая половина Х1Х-начало ХХ вв.): Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 175 с. 3. Атаева Д. З. Темир-Хан-Шуринское реальное училище в образовательном пространстве Дагестана пореформенного периода // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 4. С. 48-52. 4. Егорова В. П. Е. И. Козубский и его педагогическая деятельность в Темир-Хан-Шуре // Вестник ДНЦ РАО. Вып. III. Махачкала. 2004. С. 78-83. 5. Егорова В. П. Педагогическая и административная служба Е. И. Козубского в Дагестане (1881-1911 гг.). Махачкала: Дагестанский гос. ун-т, 2012. 220 с. 6. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Изд-во «Наука», 1971. 476 с. 7. Каймаразова Л. Г. Е. И. Козубский - педагог, ученый-историк // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12), в 3-х ч. Ч. 1. С. 91-94. 8. Козубский Е. И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища (1880-1889). Петровск. 1890. 211 с. 9. Козубский Е. И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Вып. I. Темир-Хан-Шура. 1902. 326 с. 10. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 6. Д. 10. 11. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 6. Д. 17. 12. ЦГА РД. Ф. 76. Оп. 5. Д. 3. 13. ЦГА РД. Ф. 77. Оп. 1. Д. 2. 14. ЦГА РД. Ф. 77. Оп. 1. Д. 4.

References

1. Adukhov M. D. The formation and development of secular education in Dagestan: The second half of the 19th-the 20th cc. : Diss. ... Dr. Hist. Makhachkal. 2004. 500 p. 2. Adukhova A. M. Russian-Dagestan pedagogical relationships (the second half of the 19th-the beginning of the 20th cc.): Diss. ... Cand. Ped. M., 2004. 175 p. 3. Ataeva D. Z. Temir-Khan-Shura real school in the educational space of Dagestan in the post-reform period // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2011. # 4. P. 48-52. 4. Egorova V P. E. I. Kozubsky and his teaching activity in Temir-Khan-Shura // Bulletin of Dagestan Scientific Center RAS. Vol. III. Makhachkala. 2004. P. 78-83. 5. Egorova V. P. Teaching and administrative service of E. I. Kozubsky in Dagestan (1881-1911.). Makhachkala: Dagestan State University, 2012. 220 p. 6. Kaymarazov G. S. Essays on the history of culture of peoples of Dagestan. M.: Nauka, 1971. 476 p. 7. Kay-marazova L. E. G. I. Kozubsky, the teacher, scholar and historian // Historical, philosophical, political and law Sciences, Culturology and study of art. Issues of theory and practice. Tambov: Gramota, 2011. # 6 (12): in 3 parts. Part 1. P. 91-94. 8. Kozubsky E. I. Historical note on the first decade of the Temir-Khan-Shura real school (1880-1889). Petrovsk. 1890. 211 p. 9. Kozubsky E. I. The history of public education in the Dagestan region in the first fifty years // Dagestan collection. Vol. I. Temir-Khan-Shura. 1902. 326 p. 10. CSA RD. F. 21. Op. 6. C. 10. 11. CSA RD. F. 21. Op. 6. C. 17. 12. CSA RD. F. 76. Op. 5. C. 3. 13. CSA RD. F. 77. Op. 1. C. 2. 14. CSA RD. F. 77. Op. 1. C. 4.

Literatura

1. Aduhov M. D. Stanovlenie i razvitie svetskogo obrazovanija v Dagestane: Vtoraja polovina XIX-XX vv.: Diss. ... d-ra ist. nauk. Mahachkala, 2004. 500 c. 2. Aduhova A. M. Russko-dagestanskie pedagogicheskie svjazi (vtoraja polovina XIX-nachalo XX vv.): Diss. ... kand. ped. nauk. Mahachkala. 2004. 175 s. 3. Ataeva D. Z. Temir-Han-Shurinskoe real'noe uchilishhe v obrazovatel'nom prostranstve Dagestana poreformennogo perioda // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011. № 4. S. 48-52. 4. Egorova V. P. E. I. Kozubskij i ego pedagogicheskaja dejatel'nost' v Temir-Han-Shure // Vestnik DNC RAO. Vyp. III. Mahachkala. 2004. S. 78-83. 5. Egorova V. P. Pedagogicheskaja i administrativnaja sluzhba E. I. Kozubskogo v Dagestane (1881-1911 gg.). Mahachkala: Dagestanskij gos. un-t, 2012. 220 s. 6. Kajmarazov G. Sh. Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana. M.: Izd-vo «Nauka», 1971. 476 s. 7. Kajmarazova L. G. E. I. Kozubskij - pedagog, uchenyj-istorik // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i ju-ridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2011. № 6 (12), v 3-h ch. Ch. 1. S. 91-94. 8. Kozubskij E. I. Istoricheskaja zapiska o pervom desjatiletii Temir-Han-Shurinskogo real'nogo uchilishha (1880-1889). Petrovsk. 1890. 211 s. 9. Kozubskij E. I. K istorii narodnogo obrazovanija v Dagestanskoj oblasti v pervoe pjatidesjatiletie // Dagestanskij sbornik. Vyp. I. Temir-Han-Shura. 1902. 326 c. 10. CGA RD. F. 21. Op. 6. D. 10. 11. CGA RD. F. 21. Op. 6. D. 17. 12. CGA RD. F. 76. Op. 5. D. 3. 13. CGA RD. F. 77. Op. 1. D. 2. 14. CGA RD. F. 77. Op. 1. D. 4.

Статья поступила в редакцию 16.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.