УДК 371
Багатырадаева Аида Руслановна,
соискатель кафедры общей и теоретической педагогики Дагестанского государственного педагогического университета katiba@yandex.ru
ЗНАЧЕНИЕ ГИМНАЗИЙ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.
В статье раскрывается положение гимназий в Дагестане в конце в конце XIX - начале ХХ в.
Bagatyradaeva Aida Ruslanovna,
Candidate for a Degree, Chair of General and Theoretical Pedagogics, Daghestan State Pedagogical University
katiba@yandex.ru
MAJOR PART TAKEN BY A CLASSICAL HIGH SCHOOL IN GENERATING CULTURE-AND-UPBRINGING ENVIRONMENT IN DAGHESTAN OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
The paper revealed the position of classical high schools (gymnasiums) in Daghestan of the late XIX - early XX centuries.
Ключевые слова: гимназия, учащиеся, народное об- Keywords: classical high school (gymnasium), students, разование, школа, просвещение, Дагестан. public education, school, Enlightenment, Daghestan.
Виды учебных заведений, создаваемые российским правительством в Дагестане в конце XIX - начале ХХ в., можно объяснить и оценить как «как создание широкого рынка разнообразных образовательных услуг для разных слоев населения» [3, с. 14], то есть: раскрытие для горской молодежи возможностей получения современного качественного светского образования; расширение культурно-образовательного пространства, создание и расширение «рынка образовательных услуг» разнотипных учебных заведений. В номенклатуре наименований типов образовательных учреждений видное место занимали гимназии, как мужские, так и женские. Гимназическое образование, строившееся в соответствии с новыми образовательными моделями, ставшими результатом эпохи реформ в царствование Александра II, существовало в лице нескольких мужских и женских прогимназий и гимназий, возникших на базе других учебных заведений (школ, училищ и пр.) Это Темир-Хан-Шуринская мужская прогимназия (1874 -1880), Те-мир-Хан-Шуринская женская гимназия (1881 -1914), Петровская мужская гимназия (1905 -1919), Петровская женская гимназия (1902 -1920), Дербентская женская прогимназия (1900 -1919). Акцентируя внимание на некоторых особенностях названных гимназий, стоит отметить их популярность у местного населения. Например, если Темир-Хан-Шуринская мужская прогимназия открылась в 1874 г. с приготовительным и первым классами, то в 1875, 1876, 1877 гг. в ней уже начали действовать соответственно второй, третий и четвертый классы [5, л. 34]. В связи с тем, что количество учащихся в приготовительный и первый классы оказалось выше нормы, руководством прогимназии было принято решение о разделении первого класса на два отделения. По этому поводу управляющий учебным округом Ф.Д. Илляшенко предложил совету: «1) требовать от вновь поступающих в 1 класс такой подготовки, которая давала бы им возможность не затрудняться курсом, и 2) так как невозможно требовать, чтобы учебное заведение, открывая доступ к образованию, в то же время было обязано принимать всех желающих поступить и при наплыве их тотчас же открывать параллели, - при том в то время, когда самое заведение не организовалось еще вполне, то ясно, что следует ограничить прием только тем числом, которое возможно поместить в классах, и для этого произвести прием по конкурентному экзамену» [5, л. 64]. Следует также отметить, что прием в прогимназию осуществлялся на конкурсной основе, большое внимание в учебном заведении уделялось дисциплине, руководством проявлялась забота об учениках в бытовом отношении.
1 сентября 1910 г. Петровская шестиклассная мужская прогимназия стараниями общественности города и родителей учащихся была преобразована в полную 8-классную классическую гимназию. В это время в ней обучалось 193 ученика, из них 35 иногородних (среди них горцев - 9 человек) [7, л. 73]. В 1914 г. в учебном процессе Петровской мужской гимназии расширился и углубился курс общеобразовательных предметов, стали изучаться естествознание и законоведение. Восьмиклассная гимназия, подчинявшаяся распоряжениям местного учебного округа и придерживавшаяся правил и программ, установленных министерством народного просвещения, рассматривалась в первую очередь как базовое учебное заведение для поступления учащихся на гуманитарные, медицинский или богословский факультеты в университет.
В 1875 г. по предложению Государственного совета, вместо бесплатной женской школы в Темир-Хан-Шуре, в отведенном местным благотворительным обществом доме открылась четырехклассная прогимназия в составе 89 учениц, на работу которой «было отпущено 1 500 руб-
лей» [2, с. 73]. Уже первый выпуск четырехклассной прогимназии насчитывал 114 человек [5, л. 27], а через пять лет был открыт следующий, 5-й класс, когда возросло и число учащихся женской прогимназии. Учебное заведение успешно функционировало, несмотря на то, что 18 июня 1887 г. министром просвещения был издан циркуляр, ограничивающий доступ в прогимназии и гимназии выходцам из малообеспеченных семей, в связи с чем во всех гимназиях и прогимназиях Кавказского учебного округа плата за обучение была повышена с 30 до 40 рублей [1, с. 3].
В 1897 г. стараниями начальницы прогимназии А. Поликострицкой на базе женской прогимназии в Темир-Хан-Шуре была открыта женская гимназия, просуществовавшая до 1914 г. Подчеркивая значение и пользу для Дагестана гимназии, А. Поликострицкая напоминала властям, что «Дагестанская область населена исключительно мусульманами; гимназия же, как рассадница высшего женского образования, будет весьма полезна для правительства в отношении искоренения развитого между мусульманами фанатизма и, кроме того, дала бы немало преподавательниц для женского образования среди мусульманского населения Дагестана» [6, л. 32]. По данным 1914 г. в гимназии обучалось 207 учениц [9, л. 61].
Благодаря А. Поликострицкой в Темир-Хан-Шуре был открыт первый детсад, обучение в котором проводилось таким образом, чтобы у детей вырабатывались грамотность по звуковому методу и решение легких начальных арифметических задач по наглядному способу [2, с. 291].
В 1902 г. в Порт-Петровске открылась женская гимназия, разместившаяся в арендованном частном доме и существовавшая за счет бюджета города и платы учащихся за обучение. В гимназии существовала библиотека, в которой можно было пользоваться книгами, журналами, газетами, издававшимися в России и за границей. По количеству учениц Петровская гимназия стала лидером среди других женских гимназий Дагестанской области. По данным 1915 г. в ней обучались 343 ученицы [8, л. 59].
В 1900 г. на базе женской школы, основанной в 1865 г., в Дербенте была открыта женская трехклассная прогимназия с приготовительным классом. Отмечая важность существования данного учебного заведения, попечительный совет прогимназии в письме к Военному губернатору Дагестанской области отмечал, что, «представляя собой единственное женское учебное заведение в городе, школа с каждым годом привлекает все большее и большее число желающих в нее поступить детей и число учениц» [10, л. 5]. Контингент желающих отдать своих детей учиться в Дербентскую прогимназию был самым разным: купцы, чиновники, военные, железнодорожные служащие, садовладельцы и пр. В прогимназии практиковались такие мероприятия, как общение с местными народными учителями через устройство семейных вечеров с педагогическими беседами. Прогимназия располагалась в частном доме Л.Я. Аветова на Губернаторской улице, сдававшего его за 400 руб. в год, и в последующем был поставлен вопрос о необходимости постройки собственного дома для женской прогимназии, решение которого, однако, растянулось на несколько лет. Наконец в марте 1915 г. произошла закладка собственного здания прогимназии, в этом же месяце открылся 8-й педагогический класс, а всего в заведении обучалась 291 ученица [10, л. 112].
Заслуживает внимания и такое явление в культурно-образовательном пространстве Дагестана, как частные гимназии. Так, частная прогимназия в Порт-Петровске (1876) состояла из приготовительного и трех классов. К третьему году существования в прогимназии обучались 17 учениц, однако в 1881 г. учебное заведение вынуждено было прекратить свою работу ввиду нехватки педагогов и других причин.
Темир-Хан-Шуринская, Петровская и Дербентская женские гимназии состояли из семи классов и восьмого дополнительного (педагогического) класса. Предметы подразделялись на обязательные (закон Божий, русский язык, арифметика с приложением к счетоводству и основы геометрии, география всеобщая и русская, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики «с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене», чистописание, рукоделие) и необязательные (французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы). В плане культурных мероприятий ученицы обычно посещали театр, при этом строго запрещалось находиться на маскарадах, в клубах и других публичных увеселительных заведениях. Заканчивая учебу, выпускница гимназии получала аттестат, где указывалось ее поведение на протяжении всей учебы, в каком году была переводима в очередной класс, возраст, сословие, вероисповедание и оценки. Ученица, закончившая 8-й, дополнительный класс для специального изучения, например, математики и при отличном поведении, на основании установленных правил считалась как «удовлетворившая всем требованиям Высочайше утвержденного 24 мая 1870 года Положения о женских гимназиях ведомства Министерства Народного Просвещении и учебного плана 8-го дополнительного класса женских гимназий,
утвержденного г. Министром народного Просвещения 31 августа 1874 года, и приобретает право на звание домашней учительницы по математике» [8, л. 4].
Согласно данным «Обзора Дагестанской области за 1915 год» очевидно, что расходы на 3 женские гимназии и 3 женские 1-классные училища по Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровску и Дербенту в 1910 г. составили при 1 020 учащихся 60 373 руб., а в 1915 г. при 1 367 учащихся -89 000 руб. [4, с. 182].
Гимназии, предназначенные первоначально для обучения детей русских чиновников и военных, притягивали к себе и детей дагестанцев. Главная цель данных учебных заведений заключалась в овладении учащимися системой научных знаний, умений и навыков, что обеспечивало всестороннее развитие умственных и физических способностей, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни, к труду. Вместе с тем, архивные документы, учебно-методическая литература и другие материалы свидетельствуют, что методика проведения уроков в гимназиях страдала определенными недостатками, а именно: отсутствовала правильная постановка индивидуальной и фронтальной работы на уроке, типичными были механические методы обучения, между классом и учителем часто не было необходимого контакта и др.
Если Февральская революция 1917 г. в целом подвела черту гимназического образования в России, то некоторые гимназии в Дагестане (Петровская мужская гимназия, Петровская женская гимназия, Дербентская женская прогимназия) продолжали функционировать еще вплоть до 1919-1920 гг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Кавказский учебный округ. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1898 г. - Тифлис, 1899.
2. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие / Е. И. Козубский // Дагестанский сборник. - Вып. 1. - Темир-Хан-Шура, 1902.
3. Мамедов С.М. Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С.М. Мамедов ; Даггоспедуниверситет. - Махачкала, 1998.
4. Обзор Дагестанской области за 1915 год. -Темир-Хан-Шура, 1916.
5. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. Канцелярия Военного губернатора Дагестанской области, г. Темир-Хан-Шура.
6. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9а. Рапорты начальников округов с отчетами о состоянии городов Дагестанской области за 1895 год.
7. ЦГА РД. Ф. 53. Оп. 1. Д. 1. Порт-Петровская мужская гимназия.
8. ЦГА РД. Ф. 54. Оп. 1. Д. 2. Порт-Петровская женская гимназия.
9. ЦГА РД. Ф. 77. Оп. 1. Д. 3. Темир-Хан-Шуринская женская гимназия.
10. ЦГА РД. Ф. 85. Оп. 1. Д. 3. Дербентская женская гимназия.