Научная статья на тему 'Значение гимназий в развитии культурно-образовательного пространства Дагестана в конце XIX начале ХХ в'

Значение гимназий в развитии культурно-образовательного пространства Дагестана в конце XIX начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багатырадаева Аида Руслановна

В статье раскрывается положение гимназий в Дагестане в конце в конце XIX начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багатырадаева Аида Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR PART TAKEN BY A CLASSICAL HIGH SCHOOL IN GENERATING CULTURE-AND-UPBRINGING ENVIRONMENT IN DAGHESTAN OF THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES

The paper revealed the position of classical high schools (gymnasiums) in Daghestan of the late XIX early XX centuries.

Текст научной работы на тему «Значение гимназий в развитии культурно-образовательного пространства Дагестана в конце XIX начале ХХ в»

УДК 371

Багатырадаева Аида Руслановна,

соискатель кафедры общей и теоретической педагогики Дагестанского государственного педагогического университета katiba@yandex.ru

ЗНАЧЕНИЕ ГИМНАЗИЙ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАГЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.

В статье раскрывается положение гимназий в Дагестане в конце в конце XIX - начале ХХ в.

Bagatyradaeva Aida Ruslanovna,

Candidate for a Degree, Chair of General and Theoretical Pedagogics, Daghestan State Pedagogical University

katiba@yandex.ru

MAJOR PART TAKEN BY A CLASSICAL HIGH SCHOOL IN GENERATING CULTURE-AND-UPBRINGING ENVIRONMENT IN DAGHESTAN OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

The paper revealed the position of classical high schools (gymnasiums) in Daghestan of the late XIX - early XX centuries.

Ключевые слова: гимназия, учащиеся, народное об- Keywords: classical high school (gymnasium), students, разование, школа, просвещение, Дагестан. public education, school, Enlightenment, Daghestan.

Виды учебных заведений, создаваемые российским правительством в Дагестане в конце XIX - начале ХХ в., можно объяснить и оценить как «как создание широкого рынка разнообразных образовательных услуг для разных слоев населения» [3, с. 14], то есть: раскрытие для горской молодежи возможностей получения современного качественного светского образования; расширение культурно-образовательного пространства, создание и расширение «рынка образовательных услуг» разнотипных учебных заведений. В номенклатуре наименований типов образовательных учреждений видное место занимали гимназии, как мужские, так и женские. Гимназическое образование, строившееся в соответствии с новыми образовательными моделями, ставшими результатом эпохи реформ в царствование Александра II, существовало в лице нескольких мужских и женских прогимназий и гимназий, возникших на базе других учебных заведений (школ, училищ и пр.) Это Темир-Хан-Шуринская мужская прогимназия (1874 -1880), Те-мир-Хан-Шуринская женская гимназия (1881 -1914), Петровская мужская гимназия (1905 -1919), Петровская женская гимназия (1902 -1920), Дербентская женская прогимназия (1900 -1919). Акцентируя внимание на некоторых особенностях названных гимназий, стоит отметить их популярность у местного населения. Например, если Темир-Хан-Шуринская мужская прогимназия открылась в 1874 г. с приготовительным и первым классами, то в 1875, 1876, 1877 гг. в ней уже начали действовать соответственно второй, третий и четвертый классы [5, л. 34]. В связи с тем, что количество учащихся в приготовительный и первый классы оказалось выше нормы, руководством прогимназии было принято решение о разделении первого класса на два отделения. По этому поводу управляющий учебным округом Ф.Д. Илляшенко предложил совету: «1) требовать от вновь поступающих в 1 класс такой подготовки, которая давала бы им возможность не затрудняться курсом, и 2) так как невозможно требовать, чтобы учебное заведение, открывая доступ к образованию, в то же время было обязано принимать всех желающих поступить и при наплыве их тотчас же открывать параллели, - при том в то время, когда самое заведение не организовалось еще вполне, то ясно, что следует ограничить прием только тем числом, которое возможно поместить в классах, и для этого произвести прием по конкурентному экзамену» [5, л. 64]. Следует также отметить, что прием в прогимназию осуществлялся на конкурсной основе, большое внимание в учебном заведении уделялось дисциплине, руководством проявлялась забота об учениках в бытовом отношении.

1 сентября 1910 г. Петровская шестиклассная мужская прогимназия стараниями общественности города и родителей учащихся была преобразована в полную 8-классную классическую гимназию. В это время в ней обучалось 193 ученика, из них 35 иногородних (среди них горцев - 9 человек) [7, л. 73]. В 1914 г. в учебном процессе Петровской мужской гимназии расширился и углубился курс общеобразовательных предметов, стали изучаться естествознание и законоведение. Восьмиклассная гимназия, подчинявшаяся распоряжениям местного учебного округа и придерживавшаяся правил и программ, установленных министерством народного просвещения, рассматривалась в первую очередь как базовое учебное заведение для поступления учащихся на гуманитарные, медицинский или богословский факультеты в университет.

В 1875 г. по предложению Государственного совета, вместо бесплатной женской школы в Темир-Хан-Шуре, в отведенном местным благотворительным обществом доме открылась четырехклассная прогимназия в составе 89 учениц, на работу которой «было отпущено 1 500 руб-

лей» [2, с. 73]. Уже первый выпуск четырехклассной прогимназии насчитывал 114 человек [5, л. 27], а через пять лет был открыт следующий, 5-й класс, когда возросло и число учащихся женской прогимназии. Учебное заведение успешно функционировало, несмотря на то, что 18 июня 1887 г. министром просвещения был издан циркуляр, ограничивающий доступ в прогимназии и гимназии выходцам из малообеспеченных семей, в связи с чем во всех гимназиях и прогимназиях Кавказского учебного округа плата за обучение была повышена с 30 до 40 рублей [1, с. 3].

В 1897 г. стараниями начальницы прогимназии А. Поликострицкой на базе женской прогимназии в Темир-Хан-Шуре была открыта женская гимназия, просуществовавшая до 1914 г. Подчеркивая значение и пользу для Дагестана гимназии, А. Поликострицкая напоминала властям, что «Дагестанская область населена исключительно мусульманами; гимназия же, как рассадница высшего женского образования, будет весьма полезна для правительства в отношении искоренения развитого между мусульманами фанатизма и, кроме того, дала бы немало преподавательниц для женского образования среди мусульманского населения Дагестана» [6, л. 32]. По данным 1914 г. в гимназии обучалось 207 учениц [9, л. 61].

Благодаря А. Поликострицкой в Темир-Хан-Шуре был открыт первый детсад, обучение в котором проводилось таким образом, чтобы у детей вырабатывались грамотность по звуковому методу и решение легких начальных арифметических задач по наглядному способу [2, с. 291].

В 1902 г. в Порт-Петровске открылась женская гимназия, разместившаяся в арендованном частном доме и существовавшая за счет бюджета города и платы учащихся за обучение. В гимназии существовала библиотека, в которой можно было пользоваться книгами, журналами, газетами, издававшимися в России и за границей. По количеству учениц Петровская гимназия стала лидером среди других женских гимназий Дагестанской области. По данным 1915 г. в ней обучались 343 ученицы [8, л. 59].

В 1900 г. на базе женской школы, основанной в 1865 г., в Дербенте была открыта женская трехклассная прогимназия с приготовительным классом. Отмечая важность существования данного учебного заведения, попечительный совет прогимназии в письме к Военному губернатору Дагестанской области отмечал, что, «представляя собой единственное женское учебное заведение в городе, школа с каждым годом привлекает все большее и большее число желающих в нее поступить детей и число учениц» [10, л. 5]. Контингент желающих отдать своих детей учиться в Дербентскую прогимназию был самым разным: купцы, чиновники, военные, железнодорожные служащие, садовладельцы и пр. В прогимназии практиковались такие мероприятия, как общение с местными народными учителями через устройство семейных вечеров с педагогическими беседами. Прогимназия располагалась в частном доме Л.Я. Аветова на Губернаторской улице, сдававшего его за 400 руб. в год, и в последующем был поставлен вопрос о необходимости постройки собственного дома для женской прогимназии, решение которого, однако, растянулось на несколько лет. Наконец в марте 1915 г. произошла закладка собственного здания прогимназии, в этом же месяце открылся 8-й педагогический класс, а всего в заведении обучалась 291 ученица [10, л. 112].

Заслуживает внимания и такое явление в культурно-образовательном пространстве Дагестана, как частные гимназии. Так, частная прогимназия в Порт-Петровске (1876) состояла из приготовительного и трех классов. К третьему году существования в прогимназии обучались 17 учениц, однако в 1881 г. учебное заведение вынуждено было прекратить свою работу ввиду нехватки педагогов и других причин.

Темир-Хан-Шуринская, Петровская и Дербентская женские гимназии состояли из семи классов и восьмого дополнительного (педагогического) класса. Предметы подразделялись на обязательные (закон Божий, русский язык, арифметика с приложением к счетоводству и основы геометрии, география всеобщая и русская, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики «с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене», чистописание, рукоделие) и необязательные (французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы). В плане культурных мероприятий ученицы обычно посещали театр, при этом строго запрещалось находиться на маскарадах, в клубах и других публичных увеселительных заведениях. Заканчивая учебу, выпускница гимназии получала аттестат, где указывалось ее поведение на протяжении всей учебы, в каком году была переводима в очередной класс, возраст, сословие, вероисповедание и оценки. Ученица, закончившая 8-й, дополнительный класс для специального изучения, например, математики и при отличном поведении, на основании установленных правил считалась как «удовлетворившая всем требованиям Высочайше утвержденного 24 мая 1870 года Положения о женских гимназиях ведомства Министерства Народного Просвещении и учебного плана 8-го дополнительного класса женских гимназий,

утвержденного г. Министром народного Просвещения 31 августа 1874 года, и приобретает право на звание домашней учительницы по математике» [8, л. 4].

Согласно данным «Обзора Дагестанской области за 1915 год» очевидно, что расходы на 3 женские гимназии и 3 женские 1-классные училища по Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровску и Дербенту в 1910 г. составили при 1 020 учащихся 60 373 руб., а в 1915 г. при 1 367 учащихся -89 000 руб. [4, с. 182].

Гимназии, предназначенные первоначально для обучения детей русских чиновников и военных, притягивали к себе и детей дагестанцев. Главная цель данных учебных заведений заключалась в овладении учащимися системой научных знаний, умений и навыков, что обеспечивало всестороннее развитие умственных и физических способностей, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни, к труду. Вместе с тем, архивные документы, учебно-методическая литература и другие материалы свидетельствуют, что методика проведения уроков в гимназиях страдала определенными недостатками, а именно: отсутствовала правильная постановка индивидуальной и фронтальной работы на уроке, типичными были механические методы обучения, между классом и учителем часто не было необходимого контакта и др.

Если Февральская революция 1917 г. в целом подвела черту гимназического образования в России, то некоторые гимназии в Дагестане (Петровская мужская гимназия, Петровская женская гимназия, Дербентская женская прогимназия) продолжали функционировать еще вплоть до 1919-1920 гг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кавказский учебный округ. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1898 г. - Тифлис, 1899.

2. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие / Е. И. Козубский // Дагестанский сборник. - Вып. 1. - Темир-Хан-Шура, 1902.

3. Мамедов С.М. Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С.М. Мамедов ; Даггоспедуниверситет. - Махачкала, 1998.

4. Обзор Дагестанской области за 1915 год. -Темир-Хан-Шура, 1916.

5. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. Канцелярия Военного губернатора Дагестанской области, г. Темир-Хан-Шура.

6. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9а. Рапорты начальников округов с отчетами о состоянии городов Дагестанской области за 1895 год.

7. ЦГА РД. Ф. 53. Оп. 1. Д. 1. Порт-Петровская мужская гимназия.

8. ЦГА РД. Ф. 54. Оп. 1. Д. 2. Порт-Петровская женская гимназия.

9. ЦГА РД. Ф. 77. Оп. 1. Д. 3. Темир-Хан-Шуринская женская гимназия.

10. ЦГА РД. Ф. 85. Оп. 1. Д. 3. Дербентская женская гимназия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.