28
ART / «ШШЮШУМ-ШЦГМак» 2023
УДК 745/749
Севиндж Алекпер кызы Алескерова Диссертант Азербайджанской Государственной
Академии Художеств РР1: 10.24412/2520-6990-2023-15174-28-30 ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА МАРАЛ РАХМАНЗАДЕ
Sevinj Alakbar gizi Alasgarova
Azerbaijan State Academy of Arts Post graduate student
VARIETY OF THEMES AND GENRES IN MARAL RAHMANZADE'S ACTIVITY
Аннотация.
Народная художница Марал Рахманзаде - одна из выдающихся художниц азербайджанского изобразительного искусства ХХ века, отличающаяся своим неповторимым стилем. Произведения, созданные им в техниках линогравюры и литографии, отличаются разнообразием тем и жанров, но также отражают единство традиции и современности. В этом смысле можно упомянуть линогравюры художницы «Азербайджанская женщина в прошлом и сейчас», «На нашем Каспии», «Сумгаит-Рустави», «Наши девушки», «Моя родина», «Азербайджан», «Мои сестры» и др.
Марал Рахманзаде также является автором интересных книжных иллюстраций, основанных на образцах азербайджанской классической литературы. К ним относятся книги Драмы Джафара Джаб-барлы «Огтай Элоглу», «Айдын», «Насреддин шах», поэма «Девичий замок», «Дахнаме» Шаха Исмаила Хатаи, «Обманутые звезды» Мирзы Фатали Ахундзаде, «Меч и перо» Мамед Саида Ордубади, «Азербайджанские сказки» и т.д.
Abstract.
People's artist Maral Rahmanzade is one of the outstanding women artists of the 20th century, distinguished by own unique set in the Azerbaijani fine art. Her works in linogravure and lithography techniques are distinguished by their diversity of themes and genres and reflect the unity of tradition and modernity. In this sense the paintings by the artist such as "Azerbaijani woman in the past and now ", "Our Caspian", "Sumgayit-Rustavi", "Our girls", "My native homeland", "Azerbaijan", "My sisters" and other linogravures can be noted. Maral Rahmanzade is also the author of interesting book illustrations drawn on examples of Azerbaijani classical literature.
The paintings devoted to some books of various writers such as "Ogtay Eloglu ", "Aydin ", "Nasreddin shah ", "Pale flowers", the poem "Maiden Tower" by Jafar Jabbarli, "Dahname" by Shah Ismail Khatai, "Deceived star" by Mirza Fatali Akhundzade, "Sword and pen " and "Azerbaijani tales" by Mammad Said Ordubadi belong to it.
Ключевые слова: Марал Рахманзаде, Азербайджан, художник, графика, тема, жанр, линогравюра, литография
Keywords: Maral Rahmanzade, Azerbaijan, artist, graphics, subject, genre, linogravura, lithography
Народная художница Марал Рахманзаде - одна из выдающихся художниц азербайджанского изобразительного искусства ХХ века, отличающаяся своим неповторимым стилем. Специальное образование получил сначала в Азербайджанском государственном художественно-техническом училище (1930-1933), а затем в Московском художественном институте (1934-1940).
Работы, созданные Марал Рахманзаде в технике линогравюры и литографии, отличаются разнообразием тем и жанров, но также отражают единство традиции и современности. Это видно по сериям картин, созданных художником в области станковой графики: «Азербайджанская женщина в прошлом и настоящем», «Женщины в годы войны», «На нашем Каспии», «Социалистический город Баку», «Сумгаит - Рустави», «Наши девушки», «Мой край родной», «Азербайджан», «Мои сестры».
В серии картин «Старый и новый Азербайджан» на раннем этапе своего творчества Марал
Рахманзаде смогла создать художественный образ азербайджанской действительности, полной контрастов, объединив увиденное и услышанное. В этом смысле можно назвать ее работы «Отдых колхозников» (1939), «Нищета» (1940), «Право на труд» (1940), «Неравный брак» (1940), «Старый город» (1940), «Шахсей-Вахсей» (1940) и т.д. Во многих из этих работ проявляется определенное идейное влияние художника, вытекающее из окружающей ее социально-политической действительности. Новый режим требовал интерпретации ее произведений и представления тех, что существовали до нее, в черно-белом цвете, иначе такие работы не могли попасть в выставочные залы и музейные хранилища.
Вместе с тем, в графических работах Марал Рахманзаде («Старый город», «Шаксей-ваксей») наблюдается пейзаж Старого Баку, в том числе проведение религиозных обрядов в Азербайджане - воплощение религиозных обрядов. Так что сегодня и
«шушетим-шигмау» жш / лят
старый пейзаж Баку, который достаточно обновился, и религиозный обряд, являются историческим событием.
Хотя большинство произведений, созданных в первые годы после Великой Отечественной войны, были посвящены масштабным строительным работам в стране и республике, они считаются историческими из-за масштаба работ, проделанных в тот период. В этом смысле особого внимания заслуживают графические работы Марал Рахманзаде, созданные в жанре индустриального пейзажа. Памятным произведением, посвященным истории «черного золота» в Азербайджане, можно считать созданную ей автолитографию «Нефть» (1947 г.), состоящую из десяти картин.
Глядя в далекое прошлое нефтяной страны, художница-график хотела показать, что «черное золото», дарованное людям Богом, существовало в этих местах издавна, изобразив храм Атешгях, который отражает существование этого природного ресурса на Апшероне и огнепоклонники, которые поклоняются ему. В своих автолитографиях «Нефтяная вышка», «Фонтан», «Бурение в море» и «Танкер выходит в море» (все датированы 1947 годом) художница предлагает зрителю заочно познакомиться с условиями, в которых добывается нефть и условия, в которых оно получено.
Историчность серии «Нефтяные камни», созданной ею в 1956-1957 и 1971 годах, бесспорна. Так, Марал Рахманзаде была одной из первых художниц, ступивших на обнаруженные в 1949 году нефтяные камни и придавших здешнему уникальному ландшафту художественный образ. На картинах, выполненных в различных графических техниках, «Морская скважина», «Бурение в море», «Нефтяная скважина в открытом море», «Богатства Каспия», «Металлическая дорога», «Во время бури», «Эстакада», «Мост рядом с эстакадой», «Автокран на эстакаде», «Лунная ночь», «Тихий день», «Те, кто спешит на работу», «В очереди», «Парк нефтецистерн», «Буровая в нефтяных камнях», «Нефтяники в танкере», «У моста», «Солнечные лучи», «Хазри» и др. отражены обновленные образы легендарного нефтяного городка, построенного в открытом море. Иногда эти изображения Нефтяных камней, обработанные в технике литографии, цветной линогравюры и акварели, вариативны и притягательны, от лирико-романтических до драматических.
Можно сказать, что художница, постоянно возвращавшаяся к теме Нефтяных камней в своих последующих работах, смогла показать окружающим бесконечность индустриальных мотивов в пространстве, которое многим кажется обыденным на первый взгляд. В этом смысле можно назвать ее графические работы, которые входят в серию «Баку» («Вид моря на фоне мостов, кранов и кораблей», «Рабочий транспорт», «Бакинский порт» и др.) и альбом «Азербайджан» («Морские скважины», «Индустриальный мотив», «Цистерны» и др.).
_29_
Вполне понятно стремление Марала Рахман-заде использовать историю в художественном решении других затронутых ею тем. В этом смысле можно назвать графические серии, созданные ею после творческих поездок в разные регионы нашей республики. В этих работах запоминающимися графическими линиями изображена прекрасная природа родного края, его неповторимая архитектура, трудолюбивые сыновья и дочери. Это работы созданные выдающимся художником в разные годы: «На нашем Каспии» (1957), «Баку» (1960), «Сум-гаит-Рустави» (1961-1963), «Нахчыван» (1963), «Моя родина» ( 1964 г.), «Азербайджан» (1970 г.), «Губа» (1970 г.), «Ленкорань» (1970 г.), «Лачин» (1973 г.) и др.
Все эти вышеуказанные серии, вызывают определенные ностальгические чувства у каждого зрителя, увидевшего их. Историко-этнографиче-ские ценности, которые несут в себе большинство этих произведений, независимо от того, насколько они художественно оформлены, обладают достаточной исторической нагрузкой, поскольку связаны с событиями, традициями, промышленными объектами, зданиями и материально-культурными образцами, которые были донесены до нас каменной памятью веков во многих сферах жизни нашего народа.
Хотя тематика нефтяной промышленности и природные пейзажи занимают в творчестве Марала Рахманзаде ведущее место, но особое значение в его творчестве имеют и женские образы, отличающиеся тонкой лиричностью. В этом смысле можно назвать художественные картины «Женщины заменяют мужей» (1940), «Выступление женского ансамбля перед солдатами» (1940), «Связистка» (1940), «Дочь партизана» (1940), «Фронтовые подруги» (1941-1945), «Женский портрет» (1948), «Девушки-монтажницы» (1948), «Хлопкоробки» (1950).
Работа «Женщины-монтажницы», созданная художником в 1948 году, привлекает особое внимание в силу воздействия образа: «В работе, построенной на сравнении, мягкие и заботливые взгляды и деликатность работницы даны на фоне огромных железных конструкций, труб и тяжелых винтов. Мысль, которую вызывают у зрителя контрасты, заключается в том, что тонкий характер обладает более сильной волей, чем железо, и может противостоять этим сложным приемам. Литография выполнена в стиле художницы - четкая и выразительная композиция, пластика линий, ритм темных и светлых плоскостей. В этой композиции художница помогает открыть произведение пейзажем, отражающим на заднем плане развитие промышленности, являющейся продуктом человеческого труда. На заднем плане отражается обновленный и модернизированный вид города» (1, 39).
Следует отметить, что в начале XX века тема азербайджанских женщин считалась одной из самых актуальных тем. Одним из факторов, характерных для того периода, была борьба женщин того времени за свою свободу, право на образование и
ART / «ШШЮШУМ-ШЦГМак» #15(174), 2023
30
стать полноправными членами общества. Для Марал Рахманзаде, обратившейся к теме женщин еще в студенческие годы, было очень важно донести до зрителей образ женщины, матери, сестры, подруги, работницы, сформированный ее морально-нравственными качествами. Создавая свои произведения на эту тему, художница прислушивалась к голосу своего сердца и создавала женские образы, которые она привносила в художественный образ, лишь в неповторимом лирическом качестве, другими словами, она создавала их с отличным от обыденного обаянием.
Весьма примечательно умение художницы использовать гармонию ритмических контрастов в женских образах, которые она решает преимущественно в технике черно-белой линогравюры. Анализируя графические работы на эту тему, мы наблюдаем, что композиция произведения и пространство в нем находятся в противоречии друг с другом, но образуют в определенном смысле гармоничное единство. У художницы есть ряд работ, сочетающих в себе изысканную нежность, пышную орнаментальность, движение и пластику поз, линий и силуэтов. В этом смысле можно отметить серии «Мои сестры», «Наши девушки», «Три цветка», «Девушки страны огней» и др., которые она привнесла в художественный образ в 1970-е гг. «Неслучайно в творчестве художницы звучит то динамичная и чарующая, то лирическая, грустная музыка. Потому что Марал Рахманзаде всегда работала и творила под звуки музыки. В мастерской художницы был патефон и бесчисленное множество пластинок, которые она привозил из каждой поездки. Она с одинаковой глубиной чувствовала и мугам-ные, и национальные танцевальные настроения, и классические оперы Бизе, Пуччини и Верди. Именно в женских образах она добивалась особой
музыкальности. Девушки на чайной плантации, в поле, в тени деревьев или идущие к роднику за водой одинаково нежны и очаровательны» (4, 103).
Марал Рахманзаде также является автором интересных книжных иллюстраций, основанных на образцах азербайджанской классической литературы. Большинство ее работ в области книжной графики посвящены известным творцам азербайджанской литературы, и это очень ценно с точки зрения первого изображения художественных образов этих поэтов. Ярким тому подтверждением являются ее иллюстрации к книгам «Азербайджанские женщины-ашуги и поэтессы» и «Хейран ха-нум», драмы Джафара Джаббарлы «Огтай Элоглу», «Айдын», «Насреддин шах», поэма «Девичья башня», «Дахнаме» Шаха Исмаила Хатаи, «Обманутые звезды» Мирзы Фатали Ахундзаде, «Меч и перо» Мамед Саида Ордубади» и «Азербайджанские сказки».
В заключении отметим, что Марал Рахманзаде - одна из выдающихся художниц Азербайджанской графики ХХ века, чье творчество отличается богатством - разнообразием тем и жанров. За заслуги в этой области ей было присвоено почетное звание «Народный артист Азербайджанской ССР» в 1964 году и Государственная премия Азербайджанской ССР в 1965 году.
Литература
1. Axundova, N. Azarbaycan rassamlarinin yaradiciliginda sanaye manzarasi jann. Falsafa dokt. diss. Baki: 2014 // Ахундова, Н. Жанр индустриального пейзажа в творчестве Азербайджанских художников. Диссертация кандидата наук. Баку: 2014
2. Malikova, §. Maral Rahmanzada. Rangkarliq va qrafika. Baki: §arq-Qarb, 2011 // Меликова, Ш. Марал Рахманзаде. Живопись и графика. Баку: Восток-Запад, 2011