Научная статья на тему 'Технологизация правовых решений в сфере международного торгового комплаенса'

Технологизация правовых решений в сфере международного торгового комплаенса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологизация / автоматизация / международный торговый комплаенс / приведение в соответствие / базы данных / экспортные списки / экспорт / импорт / технологии / США / КНР / technologization / automation / international trade compliance / alignment / databases / export lists / export / import / technologies / USA / China

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахназаров Бениамин Александрович

Современные технологии, и прежде всего информационные, играют существенную роль в навигации по сложному нормативному и организационному ландшафту соблюдения правил международной торговли и управления в системе международной торговли. Технологизация программ международного торгового комплаенса, программ внутреннего соответствия, процессы систематизации и автоматизации работы с базами данных должны разрабатываться и внедряться во всех организациях, занимающихся международной торговлей, как неотъемлемая часть ведения бизнеса, систематизации международных торговых операций. С учетом характера международных торговых операций и их даже минимальной связи с конкретными государствами, помимо четкой выработки программ соответствия международным стандартам торговых, таможенных операций, оправдан и дифференцированный подход к международному торговому комплаенсу, предполагающий учет нормативных требований отдельных государств и отдельный мониторинг соответствия требованиям государства, с которым отношение связано, а также дифференцированный предметный подход к комплаенс-процедурам в торговле с использованием различных программных инструментов мониторинга и обеспечения соответствия в условиях отсутствия в большинстве случаев именно детального международно-правового регулирования (на основе международных договоров) экспортно-импортных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шахназаров Бениамин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologization of Legal Solutions in the field of International Trade Compliance

Modern technologies, and above all — information technologies, do play a significant role in navigating the complex regulatory and organizational landscape of compliance with international trade rules and management in the international trade system. The technologization of international trade compliance programs, internal compliance programs, the processes of systematization and automation of work with databases should be developed and implemented in all organizations engaged in international trade as an integral part of doing business and systematization of international trade operations. Taking into account the nature of international trade operations and their even minimal connection with specific States, in addition to clearly developing programs for compliance with international standards of trade and customs operations, the author substantiates a differentiated approach to international trade compliance, involving consideration of regulatory requirements of individual States and separate monitoring of compliance with the requirements of the State with which the relationship is associated. The author also dwells on a differentiated substantive approach to compliance procedures in trade using various software tools for monitoring and ensuring compliance in the absence, in most cases, of detailed international legal regulation (based on international treaties) of export-import operations.

Текст научной работы на тему «Технологизация правовых решений в сфере международного торгового комплаенса»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2024.164.7.101-111

Б. А. Шахназаров*

Технологизация правовых решений в сфере международного торгового комплаенса

Аннотация. Современные технологии, и прежде всего информационные, играют существенную роль в навигации по сложному нормативному и организационному ландшафту соблюдения правил международной торговли и управления в системе международной торговли. Технологизация программ международного торгового комплаенса, программ внутреннего соответствия, процессы систематизации и автоматизации работы с базами данных должны разрабатываться и внедряться во всех организациях, занимающихся международной торговлей, как неотъемлемая часть ведения бизнеса, систематизации международных торговых операций. С учетом характера международных торговых операций и их даже минимальной связи с конкретными государствами, помимо четкой выработки программ соответствия международным стандартам торговых, таможенных операций, оправдан и дифференцированный подход к международному торговому комплаенсу, предполагающий учет нормативных требований отдельных государств и отдельный мониторинг соответствия требованиям государства, с которым отношение связано, а также дифференцированный предметный подход к комплаенс-процедурам в торговле с использованием различных программных инструментов мониторинга и обеспечения соответствия в условиях отсутствия в большинстве случаев именно детального международно-правового регулирования (на основе международных договоров) экспортно-импортных операций.

Ключевые слова: технологизация; автоматизация; международный торговый комплаенс; приведение в соответствие; базы данных; экспортные списки; экспорт; импорт; технологии; США; КНР. Для цитирования: Шахназаров Б. А. Технологизация правовых решений в сфере международного торгового комплаенса // Актуальные проблемы российского права. — 2024. — Т. 19. — № 7. — С. 101-111. — DOI: 10.17803/1994-1471.2024.164.7.101-111.

Благодарности. Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

© Шахназаров Б. А., 2024

* Шахназаров Бениамин Александрович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры международного частного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 ben_raf@mail.ru

Technologization of Legal Solutions in the field of International Trade Compliance

Beniamin A. Shakhnazarov, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Professor

of the Department of International Private Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Moscow, Russian Federation

ben_raf@mail.ru

Abstract. Modern technologies, and above all — information technologies, do play a significant role in navigating the complex regulatory and organizational landscape of compliance with international trade rules and management in the international trade system. The technologization of international trade compliance programs, internal compliance programs, the processes of systematization and automation of work with databases should be developed and implemented in all organizations engaged in international trade as an integral part of doing business and systematization of international trade operations. Taking into account the nature of international trade operations and their even minimal connection with specific States, in addition to clearly developing programs for compliance with international standards of trade and customs operations, the author substantiates a differentiated approach to international trade compliance, involving consideration of regulatory requirements of individual States and separate monitoring of compliance with the requirements of the State with which the relationship is associated. The author also dwells on a differentiated substantive approach to compliance procedures in trade using various software tools for monitoring and ensuring compliance in the absence, in most cases, of detailed international legal regulation (based on international treaties) of export-import operations. Keywords: technologization; automation; international trade compliance; alignment; databases; export lists; export; import; technologies; USA; China.

Cite as: Shakhnazarov BA. Technologization of Legal Solutions in the field of International Trade Compliance. Aktuai'nye problemy rossijskogo prava. 2024;19(7):101-111. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2024.164.7.101111.

Acknowledgements. The research was carried out within the framework of the «Priority-2030» Strategic Academic Leadership Program.

Современные технологии, прежде всего информационные, играют существенную роль в навигации по сложному нормативному и организационному ландшафту соблюдения правил международной торговли и управления в системе международной торговли. Специализированные программные решения, разработанные для обеспечения соответствия требованиям отдельных национальных ведомств, такие как инструменты проверки соответствия требованиям OFAC (Управление по контролю за иностранными активами при Министерстве финансов США, занимающееся вопросами выявления финансовых операций, планированием и применением экономических и торговых санкций в целях обеспечения национальной

безопасности и внешней политики США) и классификационного номера экспортного контроля (ЕСС^, предлагают существенные преимущества за счет упрощения и оптимизации сложных торговых правил1. Эти решения упрощают выполнение различных задач по обеспечению соответствия правилам глобальной торговли: от подготовки, систематизации и учета документов до мониторинга и анализа, обеспечивая точность, достоверность и эффективность.

Кроме того, крайне важно быть в курсе технологических достижений в области международного торгового комплаенса и конкретных программ его осуществления. Нормативно-правовая база международных торговых операций постоянно меняется, требуя от бизнеса адап-

1 См.: Essential Guide to Global Trade Compliance and Regulation // URL: https://www.gocomet.com/blog/ essential-guide-to-global-trade-compliance-and-regulation/ (дата обращения: 05.02.2024).

тации и оперативности в принятии решений. Использование технологических инноваций позволяет компаниям активно реагировать на текущие и даже будущие вызовы международного торгового комплаенса. Например, информационные решения в области аналитики на основе искусственного интеллекта или систем на основе блокчейна предлагают расширенные возможности для мониторинга в реальном времени оценки рисков и обеспечения целостности трансграничных трансакций.

Понимая и используя эти развивающиеся технологические инструменты, организации могут не только оптимизировать свои текущие усилия по соблюдению требований, но и оставаться на шаг впереди, эффективно адаптируясь к будущим нормативным изменениям и вызовам глобальной торговли. Такой упреждающий подход позволяет предприятиям сохранять конкурентные преимущества, обеспечивая строгое соблюдение стандартов соответствия, предъявляемым к международной торговле требованиям.

Говоря об использовании технологий в ком-плаенсе, стоит отметить, что не существует унифицированных стандартов или единых интегрированных технологий, которые могли бы объединить усилия регуляторов и обеспечить широкое внедрение автоматизированных процессов обеспечения соответствия, что делает многие современные технические подходы, даже передовые и надежные, изолированными2. Однако растущая вариативность наборов данных / информационных моделей реализации активов означает, что интеграция данных/ инструментов теперь возможна и целесообразна в разных комплаенс-процедурах.

Кроме того, текущие решения в области автоматизированной проверки соответствия тради-

ционно фокусируются на оцифровке предложений и простых предложений в единый машинно исполняемый результат3.

Система международного торгового комплаенса становится более эффективной благодаря использованию автоматизации процессов обработки данных.

Независимо от сферы торговли, эффективно выстроенные с использованием информационных технологий процессы в сфере международного торгового комплаенса позволят получить значительно большее количество данных для анализа, использования и получения конурент-ного преимуществ: эти данные должны быть тщательно обработаны, проанализированы и представлены надлежащим образом. Для этого требуется технология, достаточно оптимизированная, чтобы решить все эти проблемы, но достаточно простая в установке, использовании и обслуживании. Благодаря автоматизации процессов обработки и учета данных, организации смогут использовать свои операционные модели, что также позволит консультантам предоставлять значительно улучшенные услуги большему количеству клиентов, одновременно снижая административную нагрузку.

Компании — поставщики технологий становятся основой рынков капитала, создавая решения, которые способствуют дальнейшей автоматизации комплаенс-процессов, в том числе в финансовой сфере.

Облачные решения выходят за рамки классической автоматизации и уже используют передовые когнитивные вычисления на основе систем искусственного интеллекта, адаптивные алгоритмы, прогнозную аналитику для интерпретации новых правил и составления отчетов практически в реальном времени.

2 См.: Beach T., Yeung J., Nisbet N., Rezgui Y. Digital approaches to construction compliance checking: Validating the suitability of an ecosystem approach to compliance checking // Advanced Engineering Informatics. 2024. Vol. 59. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1474034623004160 (дата обращения: 17.02.2024) ; Noardo F., Guler D., Fauth J., Malacarne G., Mastrolembo Ventura S., Azenha M., Olsson P.-O., Senger L. Unveiling the actual progress of Digital Building Permit: Getting awareness through a critical state of the art review // Build. Environ. 213 (2022). URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0360132322001007 (дата обращения: 17.02.2024).

3 См.: PreidelC., Borrmann A. Towards code compliance checking on the basis of a visual programming language // J. Inf. Technol. Constr. (ITcon). 21 (25) (2016). P. 402-421.

Технологические решения позволяют учитывать правила международной торговли на основе информации из нормативно-правовой базы, как правило, в рамках одной юрисдикции или на региональном уровне, обеспечивая дополнительную ясность и эффективность в том, как интерпретируется регулирование, как осуществляется управление в сфере соблюдения требований и как автоматизируется отчетность.

Еще одним технологическим решением проблем обеспечения соответствия правилам международной торговли являются интегрированные платформы.

В процессе осуществления международных торговых операций приходится иметь дело со многими различными поставщиками, удовлетворяя их различающиеся требования, что крайне проблематично выполнять большинству организаций: это слишком сложно, и различные решения часто нелегко интегрировать в единую систему. Интегрированные комплексные платформы от одного поставщика, охватывающие все необходимые функции, представляются здесь прогрессивным решением. Действительно, использование оптимальных решений в сфере обеспечения соответствия требованиям с точки зрения платформенных инструментов на протяжении всего жизненного цикла компании позволит оперативно моделировать новые опции в сфере международного торгового ком-плаенса и интегрировать сторонние источники с меньшими затратами.

С учетом необходимости оптимизации бюджетов, выделяемых на цикл процедур в сфере международных торговых операций, связанных с обеспечением соблюдения правил международной торговли, использование программного обеспечения, которое сводится к формированию платформенных решений, с помощью которых пользователи могут настраивать, конфигурировать и самостоятельно обслуживать свои уникальные потребности, будет приобретать всё большее значение. Такой вариант «приобретения для сборки» позволяет избежать первоначальных затрат на кодирование с нуля и затрат

на замену негибких поставщиков. Как представляется, здесь целесообразно использовать комплексные интегрированные платформы управления рисками и обеспечения соответствия требованиям с модульным подходом и специальной настройкой. Цифровые платформы, будучи основанными на настраиваемом программном обеспечении, могут быть предназначены и для автоматизации, регистрации и составления отчетов о соблюдении обязательств.

В контексте санкционной риторики важной частью международного торгового комплаенса представляется автоматизация и систематизация санкционных, антисанкционных решений. Если российским компаниям работа с нормативными правовыми актами, в которых выражены антисанкционные меры, понятна ввиду доступности российского нормативного ландшафта, то санкционные меры зарубежных государств требуют особого мониторинга и оценки. Так, Управление международной торговли США (как наиболее показательный пример страны со сложной системой управления санкциями в отношении России) рекомендует американским экспортерам рассмотреть возможность проведения комплексной проверки всех трансакций с участием России и российских юридических и физических лиц, принимая во внимание санкции, введенные против российского банковского и финансового сектора, которые значительно усложняют платежи, транспортировку и логистику, которые также усложнились отчасти из-за ограничений на воздушное и морское сообщение, а также санкции, введенные иными странами в отношении России4. Управление международной торговли США не предоставляет юридические консультации американским компаниям по вопросам санкций или экспортного контроля, а также не применяет санкции или экспортный контроль, однако американским экспортерам доступно множество информационных ресурсов правительства США, которые могут помочь компаниям провести комплексную проверку при рассмотрении возможностей в России. Например, Управление международ-

4 См.: Sanctions and export controls on Russia // URL: https://www.trade.gov/russia-sanctions-and-export-controls (дата обращения: 07.02.2024).

ной торговли США модерирует сводный список скрининга, список сторон, в отношении которых правительство США установило ограничения на определенный экспорт, реэкспорт или передачу товаров.

Эти инструменты представляют собой объединение многочисленных списков проверки экспорта, составленных министерствами торговли, штата и казначейства, и могут использоваться в качестве вспомогательного инструмента при проведении электронных проверок потенциальных сторон регулируемых сделок.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что обязанности по соблюдению правил международной торговли включают: определение того, какое государственное учреждение имеет юрисдикцию в отношении искомых товаров; определение правильной классификации товара; определение того, требуется ли для экспортируемой продукции экспортная лицензия; обеспечение гарантии того обстоятельства, что контрагенты по международным торговым операциям не будут использовать поставляемые товары в незаконных целях. Систематизация работы по обеспечению выполнения такого рода обязанностей возможна с использованием и детальным анализом систем и других государственных органов.

Так, Бюро промышленности и безопасности (BIS) — орган Министерства торговли США, под юрисдикцией которого находится большинство товаров, экспортируемых из Соединенных Штатов, администрирует несколько инструментов, которые позволяют компаниям ориентироваться в экспортных правилах США, включая интерактивные инструменты обеспечения соблюдения экспортных требований5. Существует инструмент проверки Списка торгового контроля (CCL — перечень товаров и услуг, подлежащих экспортному контролю): если товары подпадают под юрисдикцию Министерства торговли США, ключом к классификации товаров является определение классификационного номера экспортного контроля (ECCN), ECCN перечислены в Списке торгового контроля, который является

дополнением № 1 к ч. 774 EAR (Правил администрирования экспорта).

Инструмент принятия решения о порядке проверки Списка торгового контроля позволяет понять, какие шаги необходимы для классификации товара, чтобы не допустить ошибку, которая может привести к штрафам и пеням.

Кроме того, при экспорно-импортных операциях, связанных с США, можно использовать инструменты принятия решений, позволяющие установить, является ли товар «специально созданным» в соответствии с Правилами администрирования экспорта (EAR). Термин «специально созданный товар» был введен для того, чтобы создать своего рода стандарт, общий для Правил администрирования экспорта (EAR) и Правил международной торговли оружием (ITAR), хотя небольшие различия в формулировках делают определение специфичным для EAR или ITAR.

Еще одним вспомогательным механизмом представляется программный инструмент обеспечения соответствия стратегическому торговому разрешению (STA). Он позволяет определить, соответствует ли товар конкретному лицензионному исключению STA, а также понять, готова ли компания выполнять требования соответствия этому лицензионному исключению. Этот инструмент разрешает экспорт, реэкспорт и передачу (внутри страны), включая выпуск в пределах одной страны исходного кода программного обеспечения и технологий иностранным гражданам вместо лицензии, которая в противном случае потребовалась бы в соответствии с п. 742 Правил администрирования экспорта (EAR). Список исключений из лицензии может меняться, поэтому роль комплаенс-процедур здесь особо значима.

Кроме того, для целей реэкспорта, международной торговли товарами, не происходящими из США, целесообразно использовать и программные решения, позволяющие определить, подпадает ли под действие Правил администрирования экспорта (EAR) товар, произведенный не в США, если он находится за пределами США.

5 См.: Noah D. 6 BIS Tools to Help with Export Compliance Responsibilities // URL: https://www.shippingsolutions. com/blog/6-bis-tools-to-help-with-export-compliance-responsibilities (дата обращения: 09.02.2024).

Скрининговые инструменты важны для оценки и анализа списка потенциальных сторон, с которыми может быть запрещено вести торговые отношения. Если юридическое или физическое лицо из списка — сторона, потенциально участвующая в экспортной сделке, необходимо предпринять дополнительные меры и провести комплексную проверку, прежде чем продолжить трансакцию.

В рамках соответствующих процедур проверяются ограничительные (санкционные) списки США, основные из которых будут рассмотрены ниже.

Прежде всего стоит отметить Список специально обозначенных граждан и заблокированных лиц (Specially Designated Nationals List, SDN) — список лиц и компаний, происходящих из определенных подсанкционных государств или контролируемых подсанкционными государствами, а также действующих от их имени или в их интересах. Список администрируется Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC, Office of Foreign Assets Control) Министерства финансов США. В этот список также включаются отдельные лица, группы лиц и организации, такие как террористы и торговцы наркотиками, включенные в программы, неспецифичные для конкретной страны. В совокупности такие лица и компании называются «специально обозначенными гражданами», их активы блокируются, а гражданам США обычно запрещено вступать с ними в правоотношения.

Рассмотрению также подлежат Список исключенных лиц (Denied Persons List, DPL) — список юридических и физических лиц, которым запрещен экспорт для американских компаний; Список по нераспространению (Nonproliferation Sanctions) — санкционный список иностранных физических, юридических лиц и правительств, которые участвуют в деятельности по распространению оружия массового уничтожения; Список запрещенных лиц AECA (AECA Debarred List) — перечень физических и юридических лиц, которым запрещено прямо или косвенно участвовать в экспорте оборонной продукции, включая технические данные и оборонные услуги.

Отдельно стоит отметить Неверифициро-ванный список (Unverified List, UVL) — список

торговых ограничений, опубликованный Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США, в который входят иностранные лица, организации или правительства. Включение в Неверифицированный список не рассматривается как мера ответственности и не позиционируется как наказание субъекта за нарушение нормативных требований. Иностранные лица, которые являются сторонами экспорта, реэкспорта и передачи (внутри страны), подпадающей под действие Правил администрирования экспорта EAR, могут быть добавлены в Неверифицированный список, если BIS или федеральные должностные лица, действующие от его имени, не могут проверить добросовестность таких лиц (законность и надежность в отношении конечного использования и конечного пользователя товаров, подпадающих под действие EAR), поскольку проверка конечного использования, такие как предлицензионная проверка (PLC) или проверка после отгрузки (PSV), не может быть объективно завершена по причинам, не зависящим от правительства США.

Кроме того, проверяется Список субъектов (Entity List). Положения об экспортном контроле (EAR) содержат указание на Список субъектов — перечень наименований иностранных лиц, включая предприятия, исследовательские институты, государственные и частные организации, физических лиц и различные виды юридических лиц, к которым применяются особые лицензионные требования для экспорта, реэкспорта или передачи (внутри страны) определенных товаров. Список субъектов содержится в Дополнении № 4 к п. 744 EAR. В индивидуальном порядке на лиц, включенных в Список субъектов, распространяются лицензионные требования и правила, дополняющие те, которые существуют в других частях EAR.

Отдельное внимание в контексте антироссийских санкций необходимо уделять анализу Списка секторальных санкций (Sectoral Sanctions Identifications, SSI). Управление по контролю за инострнными активами публикует список лиц, работающих в секторах российской экономики, определенных Министром финансов в соответствии с указом № 13662. В положениях,

включенных в список, описываются запреты на взаимодействие с указанными лицами.

Необходимо также проверять список иностранных лиц, уклоняющихся от санкций (Foreign Sanctions Evaders, FSE). Управление по контролю за иностранными активами публикует список иностранных физических и юридических лиц, признанных нарушившими, пытавшимися нарушить, сговорившимися с целью нарушения или вызвавшими нарушение санкций США в отношении Сирии или Ирана. В нем также перечислены иностранные лица, которые способствовали мошенническим сделкам в пользу или от имени лиц, подвергшихся санкциям США. В совокупности таких лиц и компании называют «иностранными уклонистами от санкций», или FSE. Сделки лиц из США или внутри Соединенных Штатов с участием FSE запрещены.

Еще одним релевантным перечнем представляется Список лиц, относящихся к Палестинскому законодательному совету (Palestinian Legislative Council, PLC List). Управление по контролю за иностранными активами администрирует данный список в отношении лиц, которые идентифицированы как члены Палестинского законодательного совета. Финансовым учреждениям разрешается отклонять сделки с членами Палестинского законодательного совета, которые были избраны в него по партийному списку ХАМАС или иностранной террористической организации (FTO), специально обозначенными террористами (SDT) или специально обозначенными мировыми террористами (SDGT), при условии, что имена таких лиц не включены в список граждан особых категорий и заблокированных лиц OFAC (Список SDN).

В финансовом контексте стоит отметить Список иностранных финансовых учреждений, к которым применяются санкции в отношении корреспондентских или транзитных счетов (The List of Foreign Financial Institutions List of Foreign Financial Institutions Subject to Correspondent Account or Payable-Through Account Sanctions CAPTA).

Соответствующий список, администрируе-мый Управлением по контролю за иностранными активами, разработан как справочный инструмент, предоставляющий фактическое уве-

домление о действиях Управления в отношении иностранных финансовых учреждений (FFI), для которых открытие или ведение корреспондентского счета или транзитного счета запрещено, либо подлежит одному или нескольким ограничениям, либо возможно при соблюдении ряда строгих условий. При установлении того, что FFI соответствует одному или нескольким критериям, могут быть наложены соответствующие ограничения, включая запрет на открытие или ведение корреспондентского счета или транзитного счета для такого FFI. После введения запретов или строгих условий Управление включает наименование и иные реквизиты FFI в список CAPTA. В этом списке также указываются применимые запреты или строгие условия, которые предъявляются финансовому учреждению для открытия или ведения корреспондентского или транзитного счета.

На программном уровне реализованы также решения по использованию, интеграции модуля аудита Программы управления экспортом и соблюдения требований (EMCP) как инструмента самоанализа, который помогает создать такую Программу (план). Для того чтобы гарантировать, что решения об экспорте, реэкспорте, трансферу соответствуют правилам экспортного контроля, компаниям настоятельно рекомендуется разработать ряд официальных письменных политик и процедур — Руководство по программе управления экспортом и соблюдением требований (EMCP), которое обеспечит достаточные гарантии на каждом ключевом этапе управления цепочкой поставок для защиты от рисков продажи конфиденциальных технологий или технологий двойного назначения неавторизованным сторонам или от несанкционированной деятельности. Политики и процедуры должны применяться во всей структуре компании, включая любые подразделения и дочерние компании, а также поэтапно охватывать каждый из ключевых элементов EMCP.

Отдельного внимания в условиях трансформации современных геополитических процессов в контексте роста объема торговли российских компаний с китайскими, заслуживают правовые основы КНР в сфере торговых отношений.

Китай придает большое значение сбору информации и анализу статистики нарушений6. Основная информация о вовлеченных компаниях интегрирована с описаниями случаев посредством использования информационных технологий. Чтобы повысить правоприменительный потенциал, правоохранительные органы регулярно обучают правоприменителей законам и правилам экспортного контроля, а также навыкам выявления нарушений и правоприменения.

Китай привержен развитию систем соблюдения экспортного контроля. Основываясь на принципе действий под руководством правительства, бизнеса и скоординированных действий, Китай добился заметного прогресса в построении систем соблюдения экспортного контроля за счет консолидации правовых основ, совершенствования политических рамок и инвестиций в технологии, рекламу и обучение.

Так, в 2021 г. Министерство торговли запустило платформу информационных услуг по экспортному контролю для предоставления более качественных рекомендаций и услуг. Китайское правительство предоставляет рекомендации бизнес-ассоциациям, торговым палатам, посредническим агентствам, экспертам и аналитическим центрам, помогая им изучать экспортный контроль, предоставлять консультации и играть активную роль в соблюдении экспортного законодательства, в том числе посредством специальных технических средств и приложений.

Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, а также крупнейшим торговцем и производителем товаров, Китай всегда был привержен принципу защиты национальной безопасности, мира во всем мире и региональной безопасности путем постоянного совершенствования управления экспортным контролем. Руководствуясь идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи, Китай придерживается целостного подхода к

национальной безопасности и предпринимает более активные шаги по интеграции в процесс экономической глобализации.

Система экспортного контроля в материковом Китае представляет собой набор правил, предназначенных для ограничения экспорта конкретных товаров в целях выполнения требований нераспространения и других международных обязательств, поддержания национальной безопасности и защиты интересов развития, гарантируя, что конкретные контролируемые товары не будут использованы в неоговоренных целях или неавторизованным пользователям7. Система включает в себя различные правовые основы, среди которых Закон об экспортном контроле, Закон о внешней торговле и положения, касающиеся запрета и ограничения импорта и экспорта технологий. В дополнение к Закону об экспортном контроле, Закон Китая о внешней торговле, Закон о национальной безопасности, Закон о безопасности данных, Закон о ядерной безопасности, Таможенный кодекс, Закон об административном лицензировании, Административный кодекс и Уголовный кодекс также обеспечивают прочную правовую основу для обеспечения соблюдения экспортного контроля.

В соответствии с Законом об экспортном контроле, Законом о внешней торговле и соответствующими экспортными положениями, экспортеры должны получить китайские экспортные лицензии от компетентных органов для экспорта контролируемых КНР товаров и технологий или временно контролируемых товаров и технологий, перечисленных в списках контролируемых товаров.

Считается, что товары, не включенные в списки контролируемых товаров, и товары, которые не идентифицированы как временно контролируемые товары, о которых экспортерам известно или должно быть известно или о которых было уведомлено органами государственного

6 China's Export Controls. BEIJING — The State Council Information Office of the People's Republic of China published a white paper titled «China's Export Controls» on Dec. 29 2021 // URL: https://english.www.gov.cn/ archive/whitepaper/202112/29/content_WS61cc01b8c6d09c94e48a2df0.htmlM (дата обращения: 17.02.2024).

7 См.: Mengyun Q., Xiaoxi H. China's export control system and tips for compliance // URL: https://law.asia/ china-export-control-system/ (дата обращения: 10.02.2024).

экспортного контроля, могут представлять риск создания угрозы национальной безопасности и интересам; могут использоваться при проектировании, разработке, производстве или использовании оружия массового поражения и средств его доставки или использоваться в террористических целях. В этих случаях экспортерам также следует получить экспортные лицензии от органов государственного экспортного контроля на экспорт этих товаров.

При принятии решения о том, является ли товар товаром, контролируемым КНР, экспортеры могут обращаться к следующим спискам: Список контроля за экспортом вооружений; Список (каталог) товаров и технологий двойного назначения, на которые распространяется действие лицензий на импорт и экспорт, и Список (каталог) технологий, экспорт которых запрещен или ограничен.

Помимо вышеуказанных списков, отдельные позиции контролируются письмами или постановлениями. Например, о мерах по контролю за экспортом перхлората калия и водометов высокого давления отдельно было объявлено в письме Министерства торговли (MOFCOM) и Главного таможенного управления.

Что касается лицензий на экспорт, то для экспорта товаров, включенных в Список контроля за экспортом вооружений, экспортер должен получить лицензию на экспорт оружия от Центральной комиссии по науке и технологиям и Департамента разработки оборудования Министерства национальной обороны КНР. Для экспорта товаров, перечисленных в Списке экспорта товаров и технологий двойного назначения, экспортер должен получить лицензию в соответствующем департаменте Министерства торговли. Для экспорта технологий, в отношении которых распространяются ограничения по Списку (Каталогу) технологий, экспорт которых запрещен или ограничен, экспортеру необходимо получить лицензию на экспорт технологий в отделе внешнеэкономической и торговой деятельности Государственного совета КНР. В декабре 2023 г. Министерство торговли Китая выпустило уведомление о внесении изменений в Каталог технологий, экспорт которых из Китая запрещен или ограничен. Пересмотр

был инициирован в соответствии с Законом о внешней торговле Китайской Народной Республики и Положением об управлении импортом и экспортом технологий Китайской Народной Республики. Пересмотр включал удаление 34 технологий, модификацию 37 и добавление 4 новых технологий. Пересмотренный Каталог теперь включает 134 позиции, 24 из которых строго запрещены к экспорту, а экспорт остальных ограничен. 9 января 2024 г. Министерство торговли Китая опубликовало новую версию Руководства по процедурам, связанным с лицензиями на импорт и экспорт технологий (именуемого «Процедурные инструкции»). В новом документе кратко разъясняются процедуры, которым должны следовать предприятия при получении лицензий на импорт и экспорт технологий, которые запрещены или ограничены законом.

Говоря об использовании экспортируемых товаров и конечных пользователях, стоит отметить, что Закон об экспортном контроле КНР ограничивает конечных пользователей и конечное использование товаров, контролируемых КНР.

Для того чтобы подать заявку на экспортную лицензию, экспортеру необходимо предоставить в органы государственного экспортного контроля документы, указывающие на конечного пользователя и раскрывающие конечное использование контролируемых товаров КНР. Такие документы должны быть выданы соответствующим правительством страны или региона, где находится конечный пользователь. Конечный пользователь обязуется не менять конечное использование товаров, контролируемых КНР, и не передавать их третьим лицам без согласия органов государственного экспортного контроля.

Как экспортер, так и импортер обязаны сообщить органам экспортного контроля в случае обнаружения, что конечный пользователь или конечное использование контролируемых товаров КНР может быть изменено. Кроме того, экспортерам рекомендуется регулярно проверять, включены ли они или их конечные пользователи в Список контроля, Список ненадежных организаций, Список контрмер или решений по

отдельным санкциям (китайские списки организаций). Китайским экспортерам также рекомендуется не проводить операции с компаниями и конечными пользователями, указанными в данных списках.

Согласно Закону об экспортном контроле, если экспортер не может определить, находится ли экспорт товаров, технологий или услуг под ограничением, он может подать запрос в органы экспортного контроля для разъяснений.

Для экспортеров соблюдение китайских законов и правил экспортного контроля является важнейшим аспектом международных сделок. Здесь можно выделить следующие траектории международного торгового компла-енса. Прежде всего это внедрение надежных процессов комплексной проверки эспортных операций для определения того, попадают ли товары, технологии или услуги в списки контролируемых товаров; обеспечение получения всех необходимых экспортных лицензий перед отправкой любых контролируемых товаров и регулярные проверки лицензионных требований; регулярные проверки корректности классифиций товаров и технологий в соответствии со списками контролируемых товаров КНР; разработка и поддержка программы внутреннего соответствия, в которой описываются процедуры соблюдения экспортного контроля, включая аудит и ведение учета; обеспечение регулярного обучения сотрудников правилам экспортного контроля и процедурам внутреннего контроля; мониторинг внутренних и международных изменений в правилах экспортного контроля с целью последующих корректировок программы соответствия; проведение периодической оценки рисков соблюдения экспортного контроля и внедрение стратегии управления

рисками; ведение детального учета экспортных операций, лицензионной документации и мер комплексной проверки в соответствии с требованиями китайского законодательства.

Резюмируя анализ особенностей процедур международного торгового комплаенса в современных условиях, в том числе на примере правовых подходов к экспортно-импортным операциям в таких ключевых с точки зрения объемов международной торговли государствах, как США и КНР, стоит заключить, что технологизация программ международного торгового комплаенса, программ внутреннего соответствия, процессы систематизации и автоматизации работы с базами данных должны разрабатываться и внедряться во всех организациях, занимающихся международной торговлей, как неотъемлемая часть ведения бизнеса, систематизации международных торговых операций. С учетом характера международных торговых операций и их даже минимальной связи с конкретными государствами, помимо четкой выработки программ соответствия международным стандартам торговых, таможенных операций, оправдан и дифференцированный подход к международному торговому комплаенсу, предполагающий учет нормативных требований отдельных государств и отдельный мониторинг соответствия требованиям государства, с которым отношение связано, а также дифференцированный предметный подход к комплаенс-процедурам в торговле с использованием различных программных инструментов мониторинга и обеспечения соответствия в условиях отсутствия в большинстве случаев именно детального международно-правового регулирования (на основе международных договоров) экспортно-импортных операций.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Beach T., Yeung J., Nisbet N., Rezgui Y. Digital approaches to construction compliance checking: Validating the suitability of an ecosystem approach to compliance checking // Advanced Engineering Informatics. — 2024. — Vol. 59. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1474034623004160 (дата обращения: 17.02.2024).

2. Essential Guide to Global Trade Compliance and Regulation // URL: https://www.gocomet.com/blog/ essential-guide-to-global-trade-compliance-and-regulation/ (дата обращения: 05.02.2024).

3. Mengyun Q.,XiaoxiH. China's export control system and tips for compliance // URL: https://law.asia/china-export-control-system/ (дата обращения: 10.02.2024).

4. Noah D. 6 BIS Tools to Help with Export Compliance Responsibilities // URL: https://www.shippingsolutions. com/blog/6-bis-tools-to-help-with-export-compliance-responsibilities (дата обращения: 09.02.2024).

5. Noardo F., Guler D., Fauth J., Malacarne G., Mastrolembo Ventura S., Azenha M., Olsson P.-O., Senger L. Unveiling the actual progress of Digital Building Permit: Getting awareness through a critical state of the art review // Build. Environ. — 213 (2022). — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0360132322001007 (дата обращения: 17.02.2024).

6. Preidel C., Borrmann A. Towards code compliance checking on the basis of a visual programming language // J. Inf. Technol. Constr. (ITcon). — 21 (25) (2016). — P. 402-421.

7. Sanctions and export controls on Russia. — URL: https://www.trade.gov/russia-sanctions-and-export-controls (дата обращения: 07.02.2024).

Материал поступил в редакцию 18 февраля 2024 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Beach T., Yeung J., Nisbet N., Rezgui Y. Digital approaches to construction compliance checking: Validating the suitability of an ecosystem approach to compliance checking // Advanced Engineering Informatics. — 2024. — Vol. 59. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1474034623004160 (data obrashcheniya: 17.02.2024).

2. Essential Guide to Global Trade Compliance and Regulation // URL: https://www.gocomet.com/blog/ essential-guide-to-global-trade-compliance-and-regulation/ (data obrashcheniya: 05.02.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Mengyun Q., Xiaoxi H. China's export control system and tips for compliance // URL: https://law.asia/china-export-control-system/ (data obrashcheniya: 10.02.2024).

4. Noah D. 6 BIS Tools to Help with Export Compliance Responsibilities // URL: https://www.shippingsolutions. com/blog/6-bis-tools-to-help-with-export-compliance-responsibilities (data obrashcheniya: 09.02.2024).

5. Noardo F., Guler D., Fauth J., Malacarne G., Mastrolembo Ventura S., Azenha M., Olsson P.-O., Senger L. Unveiling the actual progress of Digital Building Permit: Getting awareness through a critical state of the art review // Build. Environ. — 213 (2022). — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0360132322001007 (data obrashcheniya: 17.02.2024).

6. Preidel C., Borrmann A. Towards code compliance checking on the basis of a visual programming language // J. Inf. Technol. Constr. (ITcon). — 21 (25) (2016). — P. 402-421.

7. Sanctions and export controls on Russia. — URL: https://www.trade.gov/russia-sanctions-and-export-controls (data obrashcheniya: 07.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.