Научная статья на тему 'САНКЦИИ ЕС В ОТНОШЕНИИ РФ В СФЕРЕ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ И ОБОРОТА ТОВАРОВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (2014-2022)'

САНКЦИИ ЕС В ОТНОШЕНИИ РФ В СФЕРЕ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ И ОБОРОТА ТОВАРОВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (2014-2022) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1256
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТОВАРЫ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селезенев Роман Сергеевич, Дементьев Денис Вячеславович

Статья посвящена изучению теоретических (правовых) и практических аспектов использования экспортного контроля ЕС за оборотом товаров двойного назначения в качестве санкционной меры в отношении России в 2014-2022 гг. Дан краткий обзор единых правил и принципов ЕС в области контроля экспорта товаров двойного назначения. Основное внимание уделено содержанию и динамике санкционных мер ЕС в отношении РФ в сфере экспортного контроля и оборота ТДН, включая последние (на дату подготовки материала к печати) ужесточения данных ограничительных мер, правовой основе, содержанию, развитию и реализации особого санкционного режима, действующего в данной сфере в отношении России, на практике. Проведен сравнительный анализ ограничений в сфере оборота товаров двойного назначения, действующих до и после ужесточения ограничительных мер ЕС в феврале-марте 2022 г. В качестве изучения механизмов контроля ЕС за соблюдением введенных ограничений рассматриваются судебные разбирательства в отношении лиц, заподозренных в торговле товарами двойного назначения с Россией в обход санкций. На основании доступных статистических данных ЕС за 2013-2021 гг., касающихся экспорта товаров двойного назначения, проведен анализ влияния санкций на сотрудничество ЕС и РФ в сфере экспорта товаров двойного назначения. Сделан вывод, что реализация ограничительных мер в сфере экспортного контроля - это интересный и в некотором роде уникальный кейс применения инструментов ОВПБ в условиях реализации принципов общей торговой политики ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селезенев Роман Сергеевич, Дементьев Денис Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU ANTI-RUSSIAN SANCTIONS IN THE SPHERE OF EXPORT CONTROL AND DUAL-USE GOODS CIRCULATION IN 2014-2022

The research features the theoretical (legal) and practical aspects of EU’s export control over the dual-use goods circulation as a sanction measure against Russia in 2014-2022. It gives a brief overview of the common EU approach to the dual-use goods export control. The authors focus on the special sanctions regime against Russia in this sphere, i.e., its legal basis, content, development, and implementation. The article introduces a comparative analysis of restrictions in the sphere of dual-use goods circulation before and after the tightening of EU sanctions in February-March 2022. The theory is illustrated by several court cases against individuals suspected of violating the sanctions regime. Based on the available EU statistics for 2013-2021, the authors analyzed the impact of the sanctions on cooperation between the EU and Russia in the sphere of dual-use goods export. Restrictive measures in the sphere of export control are a unique case of using Common Foreign and Security Policy (CFSP) instruments in the context of implementing the principles of the EU Common Commercial Policy (CCP).

Текст научной работы на тему «САНКЦИИ ЕС В ОТНОШЕНИИ РФ В СФЕРЕ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ И ОБОРОТА ТОВАРОВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (2014-2022)»

Санкции ЕС в отношении РФ

оригинальная статья

Санкции ЕС в отношении РФ в сфере экспортного контроля и оборота товаров двойного назначения (2014-2022)

Селезенев Роман Сергеевич Дементьев Денис Вячеславович

Кемеровский государственный университет, Россия, Кемеровский государственный университет, Россия,

г. Кемерово г. Кемерово

Roman3340@mail.ru

Поступила в редакцию 19.04.2022. Принята после рецензирования 18.05.2022. Принята в печать 20.05.2022.

Аннотация: Статья посвящена изучению теоретических (правовых) и практических аспектов использования экспортного контроля ЕС за оборотом товаров двойного назначения в качестве санкционной меры в отношении России в 2014-2022 гг. Дан краткий обзор единых правил и принципов ЕС в области контроля экспорта товаров двойного назначения. Основное внимание уделено содержанию и динамике санкционных мер ЕС в отношении РФ в сфере экспортного контроля и оборота ТДН, включая последние (на дату подготовки материала к печати) ужесточения данных ограничительных мер, правовой основе, содержанию, развитию и реализации особого санкционного режима, действующего в данной сфере в отношении России, на практике. Проведен сравнительный анализ ограничений в сфере оборота товаров двойного назначения, действующих до и после ужесточения ограничительных мер ЕС в феврале-марте 2022 г. В качестве изучения механизмов контроля ЕС за соблюдением введенных ограничений рассматриваются судебные разбирательства в отношении лиц, заподозренных в торговле товарами двойного назначения с Россией в обход санкций. На основании доступных статистических данных ЕС за 2013-2021 гг., касающихся экспорта товаров двойного назначения, проведен анализ влияния санкций на сотрудничество ЕС и РФ в сфере экспорта товаров двойного назначения. Сделан вывод, что реализация ограничительных мер в сфере экспортного контроля - это интересный и в некотором роде уникальный кейс применения инструментов ОВПБ в условиях реализации принципов общей торговой политики ЕС. Ключевые слова: санкционная политика ЕС, ограничительные меры в отношении России, экспортный контроль, товары двойного назначения

Цитирование: Селезенев Р. С., Дементьев Д. В. Санкции ЕС в отношении РФ в сфере экспортного контроля и оборота товаров двойного назначения (2014-2022). Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 3. С. 349-358. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-3-349-358

full article

EU Anti-Russian Sanctions in the Sphere of Export Control and Dual-Use Goods Circulation in 2014-2022

Roman S. Selezenev Denis V. Dementiev

Kemerovo State University, Kemerovo, Russia Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

Roman3340@mail.ru

Received 19 Apr 2022. Accepted after peer review 18 May, 2022. Accepted for publication 20 May, 2022.

Annotation: The research features the theoretical (legal) and practical aspects of EU's export control over the dual-use goods g circulation as a sanction measure against Russia in 2014-2022. It gives a brief overview of the common EU approach to the dual-

use goods export control. The authors focus on the special sanctions regime against Russia in this sphere, i.e., its legal basis, |

content, development, and implementation. The article introduces a comparative analysis of restrictions in the sphere of dual-use >

goods circulation before and after the tightening of EU sanctions in February-March 2022. The theory is illustrated by several p court cases against individuals suspected of violating the sanctions regime. Based on the available EU statistics for 2013-2021,

the authors analyzed the impact of the sanctions on cooperation between the EU and Russia in the sphere of dual-use goods s

export. Restrictive measures in the sphere of export control are a unique case of using Common Foreign and Security Policy >

(CFSP) instruments in the context of implementing the principles of the EU Common Commercial Policy (CCP). g

Keywords: EU sanctions policy, restrictive measures against Russia, export control, dual-use goods M

Citation: Selezenev R. S., Dementiev D. V. EU Anti-Russian Sanctions in the Sphere of Export Control and Dual-Use Goods |

Circulation in 2014-2022. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, 24(3): 349-358. (In Russ.) https:// а

doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-3-349-358 е

© 2022. Автор(ы). Статья распространяется на условиях международной лицензии CC BY 4.0 349

EU Anti-Russian Sanctions

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

Введение

С 2014 г. взаимоотношения РФ и ЕС реализуются в условиях санкционной политики, которая является реакцией Союза на «действия России, дестабилизирующие ситуацию в Украине»1. То, что принято называть понятием санкции в терминологии Евросоюза, обозначается как ограничительные меры (restrictive measures), данные меры - важный инструмент Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (CFSP). Правовой основой для введения ограничительных мер выступает ст. 29 Договора о Европейском союзе (ДЕС), позволяющая Союзу принимать решения по отдельным вопросам географического или тематического характера. Но уполномочивающей статьей для введения restrictive measures является ст. 215 Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС).

Согласно ст. 215 ДФЕС, ограничительные меры предполагают «прекращение или сокращение, частично или полностью, экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами»2. Дополнительно основные принципы реализации Евросоюзом ограничительных мер прописаны в «Руководящих принципах по осуществлению и оценке ограничительных мер», которые были приняты Советом в 2003 г.3

31 июля 2014 г. Европейский совет вводит против России т. н. секторальные санкции - «в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине» (официальное наименование санкционного режима), закрепленные Решением Совета № 2014/512/CFSP84 и Регламентом Совета № 8 33 /20 1 45 - они включают ограничения в финансовой, военной и технологической сферах в ответ на военные действия на юго-востоке Украины и невыполнение Минских соглашений. Персональные санкции, а также санкции в отношении Крыма регулируются другими постановлениями. Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP устанавливает режим персональных санкций «в отношении действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины» -он включает санкции против физических и юридических лиц, участвующих или поддерживающих присоединение Крыма к России6. Решение Совета ЕС № 2014/386/CFSP устанавливает санкционный режим «в ответ на незаконную

аннексию Крыма и Севастополя» - он включает запрет на взаимодействие с Крымом в экономической, финансовой и туристической сферах7.

Практическое применение санкций предполагает теоретическое их изучение. Санкционные меры анализируются исследователями как метод / инструмент внешней политики стран и международных организаций [1-3]. Оцениваются их эффективность [4; 5] и противоречивость [6; 7]. Предметом внимания исследователей являются и санкционные меры в отношении конкретных стран, в том числе и России [8; 9]. Проблематике экспортного контроля в ЕС, в частности его правовым аспектам, посвящены работы зарубежных [10; 11] и отечественных авторов [12-14].

Методы и материалы

Методологическую основу статьи составил системный подход, предполагающий рассмотрение ограничительных мер как инструмента внешней политики ЕС. В этом же контексте был использован метод системного анализа. В работе применялись общенаучные и специальные методы исторической науки. Общенаучные методы - сбор, анализ и синтез материала - использовались, прежде всего, при работе с источниками.

Авторы использовали несколько типов источников: правовые акты ЕС (Council Regulation и Council Decision и др.), статистика ЕС (отчеты Еврокомиссии перед Европарламентом), материалы СМИ (Die Welt, Der Spiegel и др.), документы высших органов судебной власти РФ (определение Верховного Суда РФ). Специальный научный метод - сравнительно-исторический - позволил анализировать санкционную политику ЕС на разных этапах развития, т. е. проследить динамику с 2014 по 2022 г.

Результаты

Решение Совета № 2014/512/CFSP8 и Регламент Совета № 833/2014 являются основой секторальной санкционной политики Евросоюза в отношении РФ, в том числе в такой специфической сфере, как экспортный контроль и торговля товарами двойного назначения (ТДН). ЕС-это единственный в настоящее время регион / региональное

s и

s Oi

2 С

S D

s к

x E-

1 Council Regulation (EU) № 833/2014 of 31 July 2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014R0833 (accessed 5 Mar 2022). Здесь и далее по тексту перевод выполнен авторами статьи.

2 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. 7 Jun 2016. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A12016E%2FTXT (accessed 5 Mar 2022).

3 Sanctions: how and when the EU adopts restrictive measures. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/ (accessed 5 Mar 2022).

4 Council Decision 2014/512/CFSP of 31 July 2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32014D0512 (accessed 5 Mar 2022).

5 Council Regulation (EU) № 833/2014 of 31 July 2014...

6 Council Decision 2014/145/CFSP of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014D0145 (accessed 10 Mar 2022).

7 Council Decision 2014/386/CFSP of 23 June 2014 concerning restrictions on goods originating in Crimea or Sevastopol, in response to the illegal annexation of Crimea and Sevastopol. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32014D0386 (accessed 10 Mar 2022).

Санкции ЕС в отношении РФ

объединение, имеющее общую (согласованную и юридически обязывающую) правовую базу для контроля за экспортом, посредничеством, перевозкой и перевалкой ТДН [15].

Сразу же необходимо обратить внимание на один немаловажный нюанс - в Союзе экспорт продукции двойного назначения регулируется по правилам Общей торговой политики (ОТП) ЕС, а не в рамках Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ)! Этот нюанс важен в контексте именно санкционной политики.

До недавнего времени единые для всего Союза правила осуществления экспортного контроля были прописаны в Регламенте от 5 мая 2009 г. (Council Regulation (EC) No 428/2009) - «Регламент о правилах сообщества по контролю за экспортом, расходованием, посредничеством и транзитом товаров двойного назначения»8 (данный документ отменял Регламент Совета (ЕС) № 1334/2000 от 22 июня 2000 г.).

Согласно данному Регламенту, каждые три года Комиссия рассматривает вопрос о его выполнении и представляет доклад Европейскому парламенту и Совету, где могут содержаться предложения по изменению, т. е. периодически данный регламент пересматривается (в том числе в контексте санкционной политики). В 2019 г. был запущен процесс очередного пересмотра принципов функционирования режима контроля за экспортом ТДН, результатом чего стало обновление Регламента 2009 г.

Таким образом, на данный момент действует обновленная редакция от 20 мая 2021 г. - «Регламент о создании союзного режима контроля за экспортом, брокерской деятельностью, технической помощью, транзитом и передачей товаров двойного назначения»9. Регламент ЕС 2021/821 отменяет Регламент № 428/2009.

Ключевое правило, которое действует в сфере экспорта dual-use items - это необходимость экспортеру получать разрешение на экспорт данного вида товаров. Согласно Регламенту, в Евросоюзе под «предметами / товарами двойного назначения понимаются - предметы, включая программное обеспечение и технологии, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях, и включают предметы, которые могут быть

использованы для проектирования, разработки, производства или применения ядерного, химического или биологического оружия или средств его доставки, включая все предметы, которые могут быть использованы как для невзрывоопасных целей, так и для оказания какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств»10. Перечень продукции двойного назначения, на экспорт которой требуется получение разрешения, приведен в Приложении I к Регламенту11.

Санкционная политика Европейского союза в отношении России в сфере оборота товаров двойного назначения

Согласно Решению Совета ЕС № 2014/512/СБ8Р8 и Регламенту Совета № 833/2014 от 31 июля 2014 г. вводился запрет на прямую или косвенную продажу, поставку, передачу или экспорт товаров и технологий двойного назначения (из перечня в Приложении I Регламента № 428/2009) любому физическому или юридическому лицу в России или для использования в России, если эти предметы полностью или частично предназначены или могут быть предназначены для военного использования. Также вводился запрет на предоставление финансовой и технической помощи, брокерских услуг и иных услуг в отношении ТДН. При этом, если конечным пользователем являются российские военные, любые приобретенные ими товары и технологии двойного назначения считаются предназначенными для военного использования. Вместе с тем делалась оговорка, что указанные ограничения не распространяются на контракты и соглашения, заключенные до 1 августа 2014 г., в последующих постановлениях срок уточнен - 12 сентября 2014 г.

Данные решения Совета ЕС являются по-прежнему действующими, однако за прошедшие почти восемь лет они неоднократно продлевались (последовательно, каждые полгода), уточнялись и дополнялись. Последнее продление действия Решения Совета ЕС № 2014/512/СБ8Р8 состоялось 13 января 2022 г., до 31 июля 2022 г.12 Последние изменения в Регламент Совета № 833/2014 внесены 8 апреля 2022 г.13

8 Council Regulation (EC) № 428/2009 of 5 May 2009 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual-use items. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/?uri=celex:32009R0428 (accessed 10 Mar 2022).

9 Regulation (EU) 2021/821 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2021 setting up a Union regime for the control of exports, brokering, technical assistance, transit and transfer of dual use items (recast). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32021R0821 (accessed

10 Mar 2022).

10 Ibid.

11 Подробный анализ функционирования союзного режима экспортного контроля не входит в задачи нашего исследования. Общий обзор режима контроля за торговлей товарами двойного назначения можно посмотреть на сайте Еврокомиссии: URL: https://ec.europa.eu/trade/import-and-export-rules/ export-from-eu/dual-use-controls// (accessed 10 Mar 2022). Для более подробного ознакомления с деятельностью ЕС в сфере экспортного контроля см. сайт «Программы экспортного контроля ЕС P2P»: URL: https://cbrn-risk-mitigation.network.europa.eu/eu-p2p-export-control-programme_en (accessed 10 Mar 2022).

12 Council Decision (CFSP) 2022/52 of 13 January 2022 amending Decision 2014/512/CFSP concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32022D0052 (accessed 10 Mar 2022).

13 Council Regulation (EU) 2022/576 of 8 April 2022 amending Regulation (EU) № 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32022R0576 (accessed 12 Apr 2022).

ЧЭ

О

о r: s s

s U

s Oi

2 С 2 D

s к

x E-

Наиболее серьезные уточнения (в сторону ужесточения) ограничительных мер в сфере export control произошли (и, возможно, будут происходить и далее) в феврале-марте 2022 г., после признания Россией независимости ЛНР и ДНР и начала военной спецоперации на территории Украины. 24 февраля при обсуждении новых санкций страны ЕС продемонстрировали неожиданное единство -новый пакет санкций был принят меньше чем за 20 минут и опубликован в журнале ЕС уже на следующий день [16].

Необходимо учитывать, что последние санкционные решения в области экспортного контроля опираются уже на обновленный Регламент ЕС 2021/821, где, среди прочего, расширен перечень товаров двойного назначения. При этом последние постановления в этой сфере по-прежнему используют установленную еще в 2014 г. формулу, что «запрещен экспорт товаров двойного назначения любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России».

Вместе с тем в рамках «второго пакета санкций ЕС» (новый отсчет т. н. пакетов санкций ЕС пошел в феврале-марте 2022 г. после признания ЛНР и ДНР), согласно Решению Совета (CFSP) 2022/32714 и Регламенту Совета (ЕС) 2022/32815 от 25 февраля 2022 г., существенно расширяется сфера экспортных ограничений.

1. Теперь запрет может применяться даже в тех случаях, когда экспортируемые ТДН предназначены для гражданских целей, с очень ограниченными «исключениями и отступлениями». Иными словами, с 26 февраля 2022 г. экспорт ТДН в Россию запрещен даже для гражданского использования!

2. Уточняется и жестко оговаривается перечень «исключений и отступлений», которые позволяют осуществить экспорт ТДН, но при одном условии - если экспортер в таможенной декларации заявит о «невоенной цели» (согласно перечню), а компетентные органы стран-членов определят «невоенный характер использования» и / или «невоенного конечного потребителя». Согласно Решению Совета, к невоенным целям (т. е. к «исключениям и отступлениям») относятся гуманитарные, медицинские цели, для сотрудничества в космических программах, предоставление услуг Интернета, для личного пользования и др. Важный нюанс - «исключения и отступления» разделены на два списка. Список, содержащийся в ст. 2(3), не требует получения специального разрешения на экспорт, а список в ст. 2(4) обязывает экспортера получать разрешение.

3. Расширяется список ТДН, экспорт которых либо полностью запрещен, либо крайне ограничен. В Приложении VII Регламента Совета (ЕС) 2022/328 подробно перечислены дополнительные товары и технологии двойного назначения, подпадающие под санкции, на экспорт которых в РФ требуется получение специального разрешения. Все товары распределены по нескольким категориям: электроника, компьютеры, информационная безопасность и др. Данный перечень товаров позволяет сделать заключение, что под действие европейских санкций подпадает часть оборудования (выборочно) из групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) 84, 85, 88, 89, 90. В основном это микроэлектроника и оборудование для военной и космической промышленности16.

В рамках т. н. четвертого пакета санкций ЕС, согласно Решению Совета (СБ8Р) 2022/430 от 15 марта 2022 г., уточняется и расширяется список конечных потребителей (организаций) в России, взаимодействие с которыми запрещается при реализации мер экспортного контроля (расширение данного списка было и в предыдущих «пакетах»). Иными словами, расширяется список российских юридических лиц, которым запрещено продавать товары

17

двойного назначения17.

Таким образом, основное уточнение и ужесточение санкционных мер ЕС в сфере оборота ТДН связано с расширением / уточнением:

1) сферы охвата ограничений - теперь и в сторону гражданского назначения;

2) перечня товаров, попадающих под ограничительные меры;

3) списка российских юридических лиц, взаимодействие с которыми запрещено для всех участников внешнеэкономической деятельности со стороны Союза;

4) оснований («исключений и отступлений»), по которым могут быть выданы разрешения на экспорт ТДН, так или иначе это разнообразные «невоенные цели», и / или «невоенные потребители».

Теперь европейский экспортер, намеревающийся осуществить поставку в РФ, должен сверить номенклатуру товара с Приложением I к Регламенту ЕС 2021/821 об экспортном контроле, а затем обратиться к Приложению VII Регламента о санкциях и убедиться, что его товар попадает или не попадает под «исключения и отступления». Если «предполагаемое конечное использование»

14 Council Decision (CFSP) 2022/327 of 25 February 2022 amending Decision 2014/512/CFSP concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32022D0327 (accessed 17 Mar 2022).

15 Council Regulation (EU) 2022/328 of 25 February 2022 amending Regulation (EU) № 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32022R0328 (accessed 17 Mar 2022).

16 Как санкции влияют на экспорт и импорт в России. Тинькофф. Журнал. 22.04.2022. URL: https://journal.tinkoff.ru/ved-challenges/ (дата обращения: 24.04.2022).

17 Council Decision (CFSP) 2022/430 of 15 March 2022 amending Decision 2014/512/CFSP concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3A0J.LI.2022.087.01.0056.01.ENG&toc=0J %3AL%3A2022%3A087I%3AT0C (accessed 17 Mar 2022).

Санкции ЕС в отношении РФ

попадает под исключения по ст. 2(3), тогда экспортеру нет необходимости запрашивать разрешение в соответствии с Регламентом о санкциях. Если «предполагаемое конечное использование» попадает под исключение по ст. 2(4), экспортер должен подать заявку на получение разрешения в компетентный орган государства-члена ЕС, в котором находится экспортер. И даже если товар не числится в перечне ТДН, он все-равно может находиться в других санкционных списках. Важно, что по контрактам, заключенным до 26 февраля 2022 г., экспортер должен был успеть запросить разрешение на экспорт до 1 мая текущего года. Точно так же и завершение уже заключенных контрактов (например, техническое обслуживание проданного оборудования) требует получения разрешения18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всё это создает дополнительные сложности и серьезные «санкционные риски» для европейских компаний, работающих с партнерами в России, и для российских компаний, работающих с европейскими партнерами [17; 18]. Дополнительные риски создает применяемое в рамках санкционной политики ЕС «правило 50 %», которое автоматически распространяет санкции на компании, 50 % акций которых (или более) прямо или косвенно контролируются одним или совокупно несколькими лицам из санкционных списков (например, 25 % - одним, 30 % - вторым)19. Таким образом, европейские компании вынуждены все время мониторить активно расширяющееся и ужесточающееся санкционное законодательство ЕС и разбираться в его юридических тонкостях. Данная задача не всегда под силу представителям среднего и малого бизнеса - на этом фоне особо востребованными становятся услуги профессиональных юристов в сфере санкционного права. Они предоставляют услуги по «санкционному комплаенсу» (compliance) - то есть проверки физических и юридических лиц, с которыми взаимодействуют европейские компании, на соответствие санкционному законодательству ЕС [19; 20].

Однако не всегда удается избежать рисков и финансовых потерь в условиях ужесточения санкционного режима. Это приводит к нарушению сроков поставки и другим сбоям контрактного сотрудничества, что становится поводом к судебным тяжбам в рамках гражданского судопроизводства.

С 2014 г. в практике российских судов все чаще появляются дела, где фигурирует санкционная тема. Например,

поставщик или не исполнил свое обязательство по поставке продукции, или допустил нарушение сроков в связи с введенными ограничениями [21-23]. В конкретной практике судопроизводства это ставит проблему признания или непризнания санкций обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). Это позволяет ответчикам избежать (или не избежать) ответственности в ситуации, когда именно санкции являются причиной нарушения контрактов. Но единого подхода здесь нет, процесс признания санкций форс-мажором в нашей стране только запущен20. Поэтому суды принимают решения в каждом конкретном случае.

В качестве примера приведем судебное решение, по которому суд освободил поставщика от ответственности за нарушение сроков поставки оборудования из-за введенных санкций. Согласно Определению ВС РФ № 307-ЭС18-11373 от 20.08.2018 по делу № А56-89542/2016 санкции были признаны обстоятельством непреодолимой силы. Ключевой довод - основной причиной нарушения сроков поставки стало то, что поставщик длительное время ожидал получения немецкой экспортной лицензии от Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии (ВЛЕЛ)21. Данное ведомство в Германии выдает разрешения на экспорт в том числе и ТДН.

Очередной виток санкционных ограничений в текущем году вновь актуализировал тему ответственности (в т. ч. уголовной) за соблюдение иностранных экономических санкций [23]. Первая попытка ввести подобную ответственность была предпринята еще в 2018 г. В текущем году пока результатом стало внесение в ГД законопроекта об уголовной ответственности за соблюдение санкций. Можем предположить - в том числе и в сфере экспортного контроля данная мера приведет к еще более серьезному давлению на бизнес22. Сложится ситуация, по сути, двусторонней ответственности и «замкнутого круга» - в России будут наказывать за соблюдение, а в ЕС - за несоблюдение санкций (или за попытку их обойти).

Введение ограничительных мер в сфере оборота ТДН не отменяет полностью данную сферу взаимодействия между РФ и ЕС, но устанавливает чрезвычайно тяжелые «правила игры» для игроков на этом рынке, степень регламентации возросла на порядок. Отсюда и желание некоторых участников рынка обойти столь жесткие ограничения.

18 Frequently Asked Questions on export-related restrictions pursuant to Articles 2, 2a and 2b of Council Regulation № 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine, as amended by Council Regulation (EU) 2022/328 of 25 February 2022. 16 Mar 2022. URL https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2022/march/tradoc_160081.pdf (accessed 17 Mar 2022).

19 ЕС начал применять «правило 50 %» в санкциях против России. Ведомости. 28.03.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/03/28/915563-es-nachal-primenyat-pravilo-50-v-sanktsiyah-protiv-rossii (дата обращения: 09.04.2022).

20 Кокорева М. Правительство собирается признать санкции форс-мажором для бизнеса. Forbes. 17.03.2022. URL: https://www.forbes.ru/finansy/459403-pravitel-stvo-sobiraetsa-priznat-sankcii-fors-mazorom-dla-biznesa (дата обращения: 09.04.2022).

21 Определение Верховного Суда РФ № 307-ЭС18-11373 от 20.08.2018 по делу № А56-89542/2016. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20082018-n-307-es18-11373-po-delu-n-a56-895422016/ (дата обращения: 17.03.2022).

22 Бизнесу хотят добавить ответственности. Коммерсант. 04.04.2022. URL: https://www.kommeisant.ru/doc/5293311 (дата обращения: 05.04.2022).

13

О

о Г!

s s

Борьба в Еропейском союзе с нарушениями режима ограничительных мер

Реализация мер ЕС в отношении РФ в сфере оборота ТДН предполагает, конечно же, и меру ответственности за нарушения санкционного режима. И здесь мы вновь касаемся интересного аспекта нашей темы, связанного с борьбой в ЕС с нарушениями режима ограничительных мер и соответствующей судебной практикой уже в рамках не только гражданского, но и уголовного судопроизводства.

Вопрос «санкций за нарушение санкций» [24] актуализирует проблему полномочий между союзным и национальным законодательством. Согласно ст. 25 Регламента ЕС 2021/821 «каждое государство-член должно принять соответствующие меры для обеспечения надлежащего исполнения настоящего Регламента», причем эти меры должны быть «эффективными, соразмерными и сдерживающими»23. То есть в традициях реализации ОВПБ ЕС определяет общие контуры ответственности за нарушения санкционного режима, а конкретные меры (статьи, сроки наказания и т. п.) устанавливаются уже на уровне национального законодательства24 [10; 14; 25]. Большинство стран использует сочетание административных и уголовных наказаний за нарушение санкционных правил [13].

Интересно рассмотреть несколько конкретных судебных прецедентов, связанных с установлением меры ответственности за нарушение режима санкций.

Первым процессом в Германии касательно нарушения санкционного законодательства ЕС стало дело против россиянина, проживающего и владеющего фирмой в Германии. Прокуратура обвинила предпринимателя в нарушении эмбарго ЕС на поставку ТДН в Россию - речь шла о поставках химического вещества декаборана (4,5 кг), которое используется для производства ракетных и взрывчатых веществ, а также специальных прессов, которые могут быть использованы для изготовления ракетных деталей. Главной темой дебатов в ходе судебного разбирательства стал вопрос - попадали ли поставленные в Россию товары под ограничения ЕС (адвокат и обвиняемый попытались доказать обратное) и предназначались ли данные товары

для военного применения. В итоге суд пришел к выводу о «конечном военном применении» товаров исходя из данных немецкой разведки и специализации конечных получателей. 9 января 2020 г. Верховный суд Гамбурга приговорил предпринимателя к семи годам лишения свободы и конфискации активов его немецкой фирмы на сумму около 1,5 млн евро25.

Второй похожий судебный прецедент был связан с делом в отношении двух предпринимателей, граждан Германии, за нарушение эмбарго на поставки ТДН в Россию. В данном случае речь идет о поставках российскому предприятию ВПК 15 металлообрабатывающих станков, пригодных для производства ракетной техники, на общую сумму 8 млн евро. По данным следствия, обвиняемые пытались обойти запреты ЕС, указывая в качестве покупателей гражданские фирмы. В марте 2021 г. главный обвиняемый (Александр С., 41 год, Аугсбург), признавший вину в нарушении эмбарго ЕС, получил наказание в виде 3 лет и 9 месяцев тюремного заключения и штраф в размере 8 млн евро, которое нарушитель получил за запрещенные поставки. Второй обвиняемый (Александр О., 40 лет, Мюнхен), признанный соучастником, был приговорен к 2 годам условно за пособничество, к штрафу в размере 184 тыс. евро и залогу 150 тыс. евро за условно-досрочное освобождение26.

Примечательно, что вышеуказанные прецеденты датируются 2020-2021 гг., т. е. еще до ужесточения режима в текущем году. Можно предположить, что в условиях усиления мер контроля по новым правилам 2022 г. новых судебных процессов не избежать. Так, уже 18 марта 2022 г. в СМИ появилась информация о начале расследования Федерального министерства экономики ФРГ в отношении концерна Bosch в связи с возможными поставками компанией в Россию ТДН, запрещенных еще в 2014 г. Расследование было спровоцировано заявлениями официальных лиц Украины об обнаружении запчастей производства немецкой компании в российских военных автомобилях, которые используются при проведении Россией специальной военной операции27.

s и

s Oi

2 С 2 э

s к

х Е-

23 Regulation (EU) 2021/821 ofthe European Parliament and ofthe Council of20 May 2021...

24 Report from the Commission to the European Parliament and the Council on the implementation of Regulation (EC) № 428/2009 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual-use items, including a report on the exercise of the power to adopt delegated acts conferred on the Commission pursuant to Regulation (EU) № 599/2014 of the European Parliament and the Council of 16 April 2014 amending Council Regulation (EC) № 428/2009 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual-use items. URL: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52019DC0562&qid=1605625795550 (accessed 1 Apr 2022).

25 Гончаренко Р. Санкции и ядерные ракеты - как инженер-россиянин стал контрабандистом. Deutsche Welle. 11.01.2020. URL: https://www.dw.com/ru/ санкции-и-ядерные-ракеты-как-инженер-россиянин-сгал-контрабандистом-в-фрг/a-51958574 (дата обращения: 01.04.2022); Exportkontrollnews: Verstoß gegen Russland-Sanktionen kann zu Gefängnisstrafe führen. Rold & Partner. 2 Mar 2020. URL: https://www.roedl.de/themen/export-russland-sanktionen-verstoss-strafe-gefaengnis (accessed 1 Apr 2022).

26 Haft für Verstöße gegen Russland-Embargo. Süddeutsche Zeitung. 4 Mar 2021. URL: https://www.sueddeutsche.de/bayern/prozesse-hamburg-haft-fuer-verstoesse-gegen-russland-embargo-dpa.urn-newsml-dpa-com-20090101-210303-99-676270 (accessed 1 Apr 2022); В Германии двух человек осудили за нарушение санкций против России. РБК. 05.03.2021. URL: https://www.rbc.ru/politics/05/03/2021/604163749a79475946251e0d (дата обращения: 01.04.2022).

27 Ukrainekrieg: Wirtschaftsministerium lässt mögliche Verstöße gegen Exportauflagen prüfen. Der Spiegel. 18 Mar 2022. URL: https://www.spiegel.de/politik/ deutschland/ukrainekrieg-wirtschaftsministerium-laesst-moegliche-verstoesse-gegen-exportauflagen-pruefen-a-5e05d0ec-4166-4815-9b3a-428a064becc7 (accessed 1 Apr 2022).

Санкции ЕС в отношении РФ

Выше уже шла речь о том, что экспорт ТДН в ЕС регулируется в рамках ОТП (где ключевые полномочия у Еврокомиссии), а санкционная политика проводится в рамках ОВПБ (где уполномочен в своих решениях Совет). Таким образом, применение санкций в сфере экспорта ТДН является опытом реализации ОВПБ через ОТП, что демонстрирует устойчивый компромисс между национальным (Совет) и наднациональным (Еврокомиссия) подходом в управлении. Так, согласно ст. 15 Регламента ЕС 2021/821, при выдаче лицензии на транзит ТДН компетентный орган государства-члена обязан учитывать интересы национальной и общей внешней политики и политики безопасности, в том числе обязательства по санкциям, введенные решением Совета28.

И здесь мы касаемся проблемы полномочий между союзным и национальным законодательством. В сфере ОВПБ ключевые решения принимаются на уровне государств-членов. Союз определяет только общие рамки, оставляя на усмотрение государств-членов принятие конкретных мер, направленных на продвижение общесоюзного подхода [26]. На уровне таких узких вопросов, как контроль экспорта ТДН, также ключевую роль играют национальные органы - функция контроля соблюдения режима санкций лежит на государствах-членах Союза, как и наказание за нарушение режима, экспортные лицензии выдают национальные уполномоченные органы (например, в Германии - это Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля - ВАЕА)29.

Фактически в условиях распространения санкционных мер на торговлю ТДН экспортеры Евросоюза вынуждены нести двойную ответственность, соблюдать двойные правила и ограничения, прописанные в Регламенте по экспортному контролю и в Регламенте по санкциям. Отсюда, видимо, и вытекает несовершенство евросоюзного санкционного режима. Показателем несовершенства санкционного режима, в том числе в сфере экспорта ТДН, являются дискуссии, которые идут на национальном уровне. В Германии некоторые эксперты и депутаты Бундестага от партии Зеленых призывают к ужесточению критериев выдачи лицензий в сфере экспортного контроля - «ВАЕА должна внимательно отслеживать, что происходит с товарами двойного назначения, и исключать использование в военных целях»30. Звучат призывы к более жесткому контролю и проверке уже выданных лицензий, особенно в части конечного получателя, чтобы исключить риск появления «конечного военного пользователя».

Интересно, что сторонники ужесточения подходов к системе экспортного контроля приводят данные, согласно которым по итогам 2020 г. РФ оказалась на четвертом месте по объему закупок товаров двойного назначения из Германии после Китая (1,6 млрд евро), США (1 млрд) и Бразилии (371 млн). По данным ВАБА, за 2020 г. было выдано 673 лицензии на экспорт в Россию товаров, которые могут быть использованы и в военных целях, на сумму почти 366 млн евро31. Публикация этих данных вызвала критику Федерального правительства со стороны некоторых политических сил внутри страны и на международной арене - Россия в условиях санкций ЕС оказалась более важным направлением экспорта ТДН Германии, чем, например, Франция (274 млн евро) и тем более Украина (17 млн евро). Более того, некоторые СМИ и политики сочли подобные цифры свидетельством обхода санкций ЕС со стороны Германии.

Однако на этом фоне показательно, что немецкая статистика в целом совпадает с общесоюзной. Так, согласно последнему Докладу Комиссии Европарламенту и Совету о осуществлении Регламента в сфере экспортного контроля, в котором представлены данные за 2019 г., Россия заняла 4 место по экспорту ТДН за пределы ЕС после США, Китая и Швейцарии32. Согласно ежегодным Докладам Европейской Комиссии Европарламенту и Совету об осуществлении Регламента в сфере экспортного контроля, в 2013 г. (т. е. до введения санкций) Россия занимала 3 место (после США и Китая) среди стран, в которые ЕС экспортирует ТДН33. Однако согласно все тем же отчетам, в 2014 г. (после введения санкций) Россия опускается на 4 место (после США, Китая и Швейцарии) и остается на данной позиции согласно статистике за 2015, 2016, 2017 и 2019 г.34, составляя в эти годы около 4 % экспорта ТДН из ЕС. При этом наблюдается тенденция к постепенному отставанию России от своего ближайшего «конкурента» - Швейцарии, занимающей 3 место среди направлений экспорта ТДН из ЕС с 2014 г.

Статистика показывает, что взаимодействие между ЕС и РФ в сфере экспортного контроля осуществлялось и после 2014 г., даже в условиях введения ограничительных мер. До каких показателей оно снизится после введения очередных «пакетов санкций» в 2022 г. - пока можно лишь предполагать.

28 Regulation (EU) 2021/821 ofthe European Parliament and ofthe Council of 20 May 2021...

29 Dual Use Export Control National Competent Authorities (February 2022 Update). URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2022/february/ tradoc_160036.pdf (accessed 3 Apr 2022).

30 Deutsche Unternehmen lieferten militärisch nutzbare Güter für Russland. Die Welt. 13 Feb 2022. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/ article236869121/Umstrittene-Exporte-Deutsche-Unternehmen-lieferten-militaerisch-nutzbare-Gueter-i^er-Russland.html (accessed 3 Apr 2022).

31 Ibid.

32 Report from the Commission to the European Parliament and the Council on the implementation of Regulation (EC) № 428/2009.

33 Ibid.

34 Ibid.

13

О

о r: s s

EU Anti-Russian Sanctions

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

S U

S Oi

2 С 2 D

s к

x E-

Евросоюзные санкции не сыграли роль «амбарного замка», который бы полностью закрыл данное направление торгового взаимодействия РФ и ЕС после 2014 г. Россия по-прежнему занимает достаточно высокое место среди 25 ведущих стран назначения экспорта ТДН. И здесь есть несколько причин:

1. Экспортные лицензии выдавались и, видимо, будут продолжать выдаваться по тем контрактам, которые заключались и будут заключаться в рамках «правового поля», т. е. при соблюдении санкционных правил. Можно лишь предположить, что их объем существенно сократится после ужесточений 2022 г.

2. Следует учитывать, что санкционные решения еще в 2014 г. предполагали оговорку, согласно которой ограничения не распространяются на контракты и соглашения, заключенные до 1 августа 2014 г. В последних решениях указана дата до 26 февраля 2022 г. при условии запроса лицензии до 1 мая 2022 г.

3. Нельзя забывать и сделки вне «правового поля», т. е. попытки нелегальной продажи санкционных товаров в Россию. Впрочем с «черным рынком» торговли ТДН ЕС настроен достаточно жестко бороться.

Заключение

Ограничительные меры ЕС в сфере экспортного контроля являются значимым элементом общей санкционной политики, проводимой Союзом в отношении РФ. Можно предположить, что именно данный кластер санкционных мер еще не исчерпан и сохраняется потенциал ужесточения ограничений со стороны ЕС. При нынешнем уровне кризиса взаимоотношений между ЕС и РФ оценить предел ужесточения ограничительных мер достаточно сложно, очевидно лишь направление в сторону дальнейшего «закручивания гаек» [16]. Санкции в сфере экспортного контроля - это интересный и в некотором роде уникальный кейс применения инструментов ОВПБ в условиях реализации принципов общей торговой политики ЕС. Введение ограничительных мер при реализации ОТП диктует необходимость периодически примирять наднациональный и национальный подходы. Это, конечно, провоцирует дискуссии на государственном и союзном уровнях о пределах жесткости ограничительных мер, о степени и правилах их исполнения. Но дискуссии лишь подтверждают тот факт, что в долгосрочной перспективе Союзу удастся найти компромисс / баланс между наднациональным и национальным подходами в управлении.

Литература / References

1. Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B. Economic sanctions reconsidered. 3rd ed. Peterson Institute for International Economies, 2009, 248.

2. Hinz J. The cost of sanctions: estimating lost trade with gravity. Kiel Working Paper, 2017, (2093): 25.

3. Виноградова Е. В. Экономические санкции как инструмент международной политики. Экономические и социальные проблемы России. 2016. № 2. С. 9-23.

Vinogradova E. V. Economic sanctions as a tool of international politics. Economic and socialproblems of Russia, 2016, (2): 9-23. (In Russ.)

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflicting interests: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: Р. С. Селезенев- формирование идеи, формулировка и развитие ключевой цели и задач статьи; сбор источниковой базы исследования, накопление и анализ историографии проблемы, первичный анализ источников и литературы; подготовка черновика рукописи. Д. В. Дементьев - корректировка идейного содержания, цели и задач статьи; сбор источниковой базы исследования, накопление и анализ историографии проблемы, первичный анализ источников и литературы; критический пересмотр чернового варианта рукописи статьи с внесением ценных правок и дополнений по сути темы. Contribution: R. S. Selezenev developed the research concept, collected the source base, analyzed the historiography, and drafted the manuscript. D. V. Dementiev corrected the ideological content, formulated goals and objectives, collected the research material, analyzed the historiography, and proofread the manuscript.

Финансирование: Публикация статьи подготовлена в рамках гранта Erasmus + Jean Monnet Chair "Russia and the EU: Issues of Partnership and Competition in International Relations" / «Россия и ЕС: вопросы партнёрства и конкуренции в международных отношениях» (612037-EPP-1-2019-1-RUEPPJM0-CHAIR). Поддержка Европейской Комиссией выпуска данной публикации не означает одобрения ее содержания. Публикация отражает только точку зрения авторов, Европейская Комиссия не несет ответственность за любое использование содержащейся в ней информации.

Funding: This research was supported by the Erasmus + Jean Monnet Chair "Russia and the EU: Issues of Partnership and Competition in International Relations" (612037-EPP-1-2019-1-RUEPPJMO-CHAIR). The European Commission's support for the production of this publication does not constitute an endorsement of the contents, which reflect the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.

Санкции ЕС в отношении РФ

4. Drezner D. W. Economic sanctions in theory and practice: how smart are they? Coercion: the power to hurt in international politics, eds. Greenhill K. M., Krause P. N. Y.: Oxford University Press, 2018, 251-270.

5. Силаева В. А. Эффективность санкций в международной политике. Вестник МГИМО-Университета. 2021. Т. 14. № 4. С. 136-153. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-4-79-136-153

Silaeva V. A. Effectiveness of sanctions in international politics. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2021, 14(4): 136-153. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-4-79-136-153

6. Pape R. Why economic sanctions do not work? International Security, 1998, 22(2): 90-136.

7. Drezner D. W. The sanctions paradox: economic statecraft and international relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1999, 364. https://doi.org/10.1017/CB09780511549366

8. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты. 2-е изд., перераб. и доп., сост. И. Н. Тимофеев, В. А. Морозов, Ю. С. Тимофеева. М.: НП РСМД, 2020. 452 с.

Sanctions policy: strategies and tools. 2nd ed., comps. Timofeev I. N., Morozov V. A., Timofeeva Yu. S. Moscow: RIAC, 2020, 452. (In Russ.)

9. Тимофеев И. Н. Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия. Доклад РСМД № 37/2018. 32 с.

Timofeev I. N. Sanctions against Russia: directions of escalation and policy of counteraction. Report of the Russian International Affairs Council. 2018, (37): 32. (In Russ.)

10. Non-proliferation export controls: origins, challenges and proposals for strengthening, ed. Joyner D. Ashgate: Routledge, 2015, 254.

11. Chapman B. Export controls: a contemporary history. University Press ofAmerica, 2015, 444.

12. Осипова Н. Ю. Контроль в отношении экспорта технологий: новые тенденции правового регулирования. Государство и право. 2009. № 2. С. 111-115.

Osipova N. Iu. Control over technology exports: new trends in legal regulation. Gosudarstvo i pravo, 2009, (2): 111-115. (In Russ.)

13. Слепак В. Ю. Правовое регулирование торговли вооружениями и товарами оборонного значения в Европейском союзе. М.: Проспект, 2020. 208 с. https://doi.org/10.31085/9785392337620-2020-208

Slepak V. Yu. Legal regulation of trade in arms and dual-use items. Moscow: Prospekt, 2020, 208. (In Russ.) https://doi. org/10.31085/9785392337620-2020-208

14. Слепак В. Ю., Романова М. Е. Правовые аспекты экспортного контроля за перемещением вооружений и продукцией военного и двойного назначения в Европейском союзе: современное состояние и проблемные вопросы. Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 7. С. 168-178. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.128.7.168-178 Slepak V. Yu., Romanova M. E. Legal aspects of export control over the movement of arms and military and dual-use products

in the European union: current state and problematic issues. Aktualnyeproblemy rossijskogoprava, 2021, 16(7): 168-178. з (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.128.7.168-178 |

15. Ежегодник СИПРИ 2019: вооружения, разоружение и международная безопасность, ред. колл.: А. А. Дынкин, д А. Г. Арбатов, В. Г. Барановский, И. С. Иванов, С. К. Ознобищев, М. Г. Евдотьева. М.: ИМЭМО РАН, 2020. 893 с. ТТ

https://doi.org/10.20542/978-5-9535-0577-2 и

Е

SIPRI Yearbook 2019: armament, disarmament and international security, ed. board: Dynkin A. A., Arbatov A. G., В

Baranovskiy V. G., Ivanov I. S., Oznobishchev S. K., Evdotieva M. G. Moscow: IMEMO RAS, 2019-2020, 893. (In Russ.) g

https://doi.org/10.20542/978-5-9535-0577-2 С

16. Кавешников Н. Ю. Антироссийская политика Европейского союза как реакция на украинский кризис. РСМД. g 06.04.2022. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/antirossiyskaya-politika-evropeyskogo-soyuza-kak-reaktsiya-na-ukrainskiy-krizis/ (дата обращения: 07.04.2022). g Kaveshnikov N. Yu. Anti-Russian policy of the European Union as a reaction to the Ukrainian crisis. Russian International А Affairs Council, 6 Apr 2022. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/antirossiyskaya-politika- р evropeyskogo-soyuza-kak-reaktsiya-na-ukrainskiy-krizis/ (accessed 7 Apr 2022). (In Russ.)

17. Роскошная М. С. Выявление актуальных угроз системы экспортного контроля: международный и российский опыт. s Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. № 3. С. 320-325. А Roskoshnaya M. S. Identification of actual threats for export control system: international and Russian experience. Izvestiya g of Saratov University. Economics. Management. Law, 2016, (3): 320-325. (In Russ.) М

18. Линников А. С. Влияние международных санкций на деятельность иностранных компаний в России. Вестник Н Финансового университета. 2017. Т. 21. № 3. С. 141-148. | Linnikov A. S. The impact of international sanctions on activities of foreign companies in Russia. Vestnik Finansovogo А universiteta, 2017, 21(3): 141-148. (In Russ.) Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Гландин С., Примаков Д. Санкционный комплаенс в 2019 г.: тенденции и новые веяния. Legal Insight. 2019. № 4. С. 36-39. Glandin S., Primakov D. Sanctions compliance in 2019: trends and new trends. Legal Insight, 2019, (4): 36-39. (I n Russ.)

20. Примаков Д. Я. Специальные виды комплаенса: антикоррупционный, банковский, санкционный и розыск активов (форензик). Infotropik Media, 2019. 270 с.

Primakov D. Ya. Compliance practices: anti-corruption, banking compliance, sanction compliance and asset tracing. Infotropik Media, 2019, 270. (In Russ.)

21. Фролова Е. К. Внешнеторговые сделки с объектами экспортного контроля в условиях экономических санкций в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки. Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 141-145.

Frolova E. K. Foreign trade transactions with products subject to export control in the context of economic sanctions in the Russian Federation and the United States of America. Economic Problems and Legal Practice, 2018, (6): 141-145. (In Russ.)

22. Мельник Н. Н. Вопросы исключительной юрисдикции российских судов по делам юридических лиц, являющихся субъектами секторальных санкций США и Евросоюза. Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 1. С. 33-42. https://doi.org/10.34076/2410_2709_2021_1_33

Melnik N. N. Issues of exclusive jurisdiction of Russian courts over legal persons subject to sectoral sanctions of the USA and the European Union. Rossiiskoepravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2021, (1): 33-42. (In Russ.) https://doi.org/1 0.34076/2410_2709_2021_1_33

23. Старженецкий В., Бутырина В., Драгунова Ю. Экономические санкции глазами российских судей: между защитой публичного порядка и интересов бизнеса. Международное правосудие. 2018. № 4. С. 126-141. https://doi. org/10.21128/2226-2059-2018-4-126-139

Starzhenetskiy V., Butyrina V., Dragunova I. Russian judges on economic sanctions: balancing between protecting the national public order and business interests. International Justice, 2018, (4): 126-141. (In Russ.) https://doi. org/10.21128/2226-2059-2018-4-126-139

24. Тимофеев И. Санкции за нарушение санкций: бизнес на радарах минфина США. Международный дискуссионный клуб «Валдай». 28.11.2018. Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/sanktsii-za-sanktsii/ (дата обращения: 25.03.2022).

Timofeev I. Sanctions for violating sanctions: business on the radar of the US Treasury. 28 Nov 2018. URL: https:// ru.valdaiclub.com/a/highlights/sanktsii-za-sanktsii/ (accessed 25 Mar 2022). (In Russ.)

25. Ириарте А. Х. Л., Линников А. С., Середа А. В., Минаков А. С. Актуальные способы юридической защиты российских лиц в обстановке международных экономических санкций. Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. № 1. С. 198-214. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-1-198-214

Iriarte A. J. L., Linnikov A. S., Sereda A. V., Minakov A. S. Current ways to protect the rights and ensure the economic security of Russian individuals and legal entities in the context of international economic sanctions. Finance: Theory and Practice, 2022, 26(1): 198-214. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-1-198-214

26. Кавешников Н. Ю. Европейский союз: история, институты, деятельность. М.: Аспект Пресс, 2021. 368 с. Kaveshnikov N. Yu. European Union: history, institutions, and activities. Moscow: Aspekt Press, 2021, 368. (In Russ.)

s и

s 0i

N oI IN

D

s к

x E-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.