Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление педагога / проектная деятельность / активизация творческого потенциала личности / модель / моделирование / технология / визуальное моделирование / педагогическое проектирование и моделирование / визуализация учебного контента / технология визуальной коммуникации / визуальное мышление / коммуникативная культура педагога / professional formation of a teacher / project activity / activation of the creative potential of a person / model / modeling / technology / visual modeling / pedagogical design and modeling / visualization of educational content / visual communication technology / visual thinking / communicative culture of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Быстрова Наталья Васильевна, Назарова Екатерина Николаевна

В данной статье рассматривается проблема обучения будущих педагогов проектной деятельности, предлагаются конкретные предложения по решению проблемы заинтересованности студентов учебно-проектной деятельностью; особое внимание уделяется вопросу развития у будущего педагога способности проектировать, моделировать и визуализировать учебный материал; дается трактовка понятий «модель», «моделирование», «визуализация», «проектирование», «технология», «коммуникативная культура», «визуальное мышление», «визуальная коммуникация», «технология визуальной коммуникации»; авторами научно обосновывается технология визуальной коммуникации как современное средство обучения специалиста в области педагогики, как способ формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как способ активизации проектной деятельности студентов, как средство формирования визуально-коммуникативной культуры педагога, как важное профессиональное качество педагога, как эффективный способ развития визуального мышления студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Быстрова Наталья Васильевна, Назарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problem of teaching future teachers of project activities, offers concrete proposals to solve the problem of students' interest in educational and project activities; special attention is paid to the development of the future teacher's ability to design, model and visualize educational material; the interpretation of the concepts of "model", "modeling", "visualization", "design", "technology", "communicative culture", "visual thinking", "visual communication", "visual communication technology"; the authors scientifically substantiate the technology of visual communication as a modern means of educating a specialist in the field of pedagogy, as a way of forming general professional and professional competencies, as a way of activating students' project activities, as a means of forming visual-the teacher's communicative culture, as an important professional quality of a teacher, as an effective way to develop a student's visual thinking.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема обучения будущих педагогов проектной деятельности, предлагаются конкретные предложения по решению проблемы заинтересованности студентов учебно-проектной деятельностью; особое внимание уделяется вопросу развития у будущего педагога способности проектировать, моделировать и визуализировать учебный материал; дается трактовка понятий «модель», «моделирование», «визуализация», «проектирование», «технология», «коммуникативная культура», «визуальное мышление», «визуальная коммуникация», «технология визуальной коммуникации»; авторами научно обосновывается технология визуальной коммуникации как современное средство обучения специалиста в области педагогики, как способ формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как способ активизации проектной деятельности студентов, как средство формирования визуально-коммуникативной культуры педагога, как важное профессиональное качество педагога, как эффективный способ развития визуального мышления студента.

Ключевые слова: профессиональное становление педагога, проектная деятельность, активизация творческого потенциала личности, модель, моделирование, технология, визуальное моделирование, педагогическое проектирование и моделирование, визуализация учебного контента, технология визуальной коммуникации, визуальное мышление, коммуникативная культура педагога.

Annotation. This article discusses the problem of teaching future teachers of project activities, offers concrete proposals to solve the problem of students' interest in educational and project activities; special attention is paid to the development of the future teacher's ability to design, model and visualize educational material; the interpretation of the concepts of "model", "modeling", "visualization", "design", "technology", "communicative culture", "visual thinking", "visual communication", "visual communication technology"; the authors scientifically substantiate the technology of visual communication as a modern means of educating a specialist in the field of pedagogy, as a way of forming general professional and professional competencies, as a way of activating students' project activities, as a means of forming visual-the teacher's communicative culture, as an important professional quality of a teacher, as an effective way to develop a student's visual thinking.

Key words: professional formation of a teacher, project activity, activation of the creative potential of a person, model, modeling, technology, visual modeling, pedagogical design and modeling, visualization of educational content, visual communication technology, visual thinking, communicative culture of a teacher.

Введение. Профессиональная деятельность современного педагога благородна, многогранна, трудна и креативна. От способности педагога интересно донести информацию до целевой аудитории во многом зависит успешность усвоения учебного материала студентом. В настоящее время умение визуализировать информацию остается связующим звеном между многими элементами культурной жизни и образования. Поэтому современному специалисту в области педагогики (в том числе профессиональной педагогики) необходимо иметь особые знания в области педагогического проектирования, специальные умения и навыки визуального моделирования, способствующие образовательному процессу.

Если говорить о насущных проблемах отечественного высшего образования, то к актуальным проблемам можно отнести: отрыв теории от практики: недостаточное внимание уделяется приобретению студентами практических навыков и опыта работы непосредственно на производстве; отсутствие контактов с зарубежными вузами: ограниченные возможности общения студентов с обучающимися из других стран и городов; отсутствие профессионально составленного резюме специалиста: нет грамотно оформленного портфолио с приложением значимых учебных работ и проектов, выполненных студентом за годы его обучения в вузе.

Целью данного исследования является исследование визуальной коммуникации как современной образовательной технологии и метода проектной деятельности. Предлагаемая нами технология визуальной коммуникации (ТВК) требует научного обоснования в качестве эффективного средства обучения студентов педагогической проектной деятельности, важного фактора формирования профессиональной компетентности и визуально-коммуникативной культуры будущего педагога.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях увеличения все более визуализирующей информации, концепция визуальной коммуникации в образовании основывается на теории значимости визуального восприятия в процессе познания и понимания учебного материала, активизации визуально-мыслительной деятельности обучающихся. К актуальным проблемам высшего педагогического образования можно отнести: 1) отрыв теории от практики в процессе подготовки студентов к осуществлению педагогической деятельности на профессиональном уровне; 2) отсутствие в учебном плане дисциплин, направленных на формирование у студентов специальных умений, практических навыков педагогического проектирования и визуального моделирования; 3) отсутствие интереса к инновационным образовательным технологиям и методам обучения, направленных на визуальное коммуникативное воздействие, активизацию творческого потенциала личности студента [1].

Кроме вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, актуальной проблемой высшего образования является применение в образовательном процессе традиционных технологий, основанных на объяснении преподавателем учебного материала для дальнейшего усвоения информации студентом. К сожалению, случается, что объяснение преподавателем учебного материала, и разработка им электронного образовательного контента по дисциплине бывает не понятным или не интересным для студентов. Известно, что обучение студентов высшей школы основано на формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций с созданием определенных условий у обучающихся к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности. Современный педагог должен обладать такими качествами, как: ответственность, трудолюбие, коммуникабельность, креативность, желание обучаться технологиям

проектной деятельности. Важным показателем, характеризующим способность педагога к преподаванию какой-либо дисциплины является способность проектирования информации, визуального моделирования образовательного контента, конструирования учебного занятия (лекции, практики, лабораторного занятия).

К понятийно-категориальному аппарату данного исследования относятся такие понятия, как «технология», «модель», «моделирование», «педагогическое проектирование», «визуализация», «визуальное моделирование», «визуальные коммуникации», «технология визуальной коммуникации». В результате изучения педагогической литературы, можно дать обобщенное определение понятию «технология»: 1) совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; 2) программирование обучения на основе желаемого эталона выпускника; 3) планирование учебного процесса в виде алгоритмизированных действий педагога и обучающихся, корректировка и оценка результатов обучения.

Термин «модель» общепринято трактовать как шаблон, образец, аналог, прототип, используемый вместо оригинала. Построение различных моделей и использование их производится с целью получения неизвестных ранее данных, предсказания новых свойств. Термин «моделирование» используют как способ, процесс замещения оригинала его аналогом (моделью) с последующим изучением свойств и поведения оригинала на модели; переход из реальной в виртуальную область посредством формализации. На основе исследования вышеизложенных понятий и терминов, можно дать следующее определение понятию «визуальное моделирование» - это проектирование образовательного контента в виде зрительных коммуникативных объектов, визуальных сигналов, графических систем и знаковых моделей. Педагогическое проектирование (от лат. «проект» - «брошенный вперед») - это опережающее создание того, что затем будет сделано, деятельность по созданию проекта образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование; процесс упорядочения профессиональной деятельности педагога, состоящий из основных этапов: целеполагание, диагностика, дозирование задания, логическая структура учебного процесса, коррекционная деятельность [1].

Под визуальной коммуникацией в образовании понимается использование в процессе коммуникации применение средств наглядности, в том числе: таблицы, схемы, рисунки, графики, которые способствуют быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. Сегодня визуальная коммуникация общепризнана как эффективное средство повышения результатов образовательного процесса и эффективности занятия. Современные средства коммуникационных технологий помогают педагогу организовывать учебный процесс, так как направлены на визуализацию различных данных.

Актуальной проблемой психолого-педагогических наук остается вопрос активизации визуально-мыслительной деятельности студентов. Постигать науки, воспринимать новую информацию, структурировать визуальную картину мира позволяет человеку визуальное мышление. Визуальное мышление - умение видеть целое, роль части в сложении целого; умение постигать и моделировать, способность связывать значения разных визуальных образов в единую целостную систему [51. Визуальное мышление, представляя собой важную часть мыслительной деятельности, выражается в способности человека наблюдать, анализировать, замечать, сравнивать, интерпретировать визуальные образы, давать им эстетическую оценку.

Исследования по развитию визуального мышления, применению его в различных профессиональных сферах ведутся во многих образовательных учреждениях мира: Иельском, Колумбийском университетах, Гарварде, Хьюстоне, Беркли, Эдинбурге, Манчестере, Берлине и т.д. [2]. Развитое визуальное мышление базируется на зрительном восприятии и образном мышлении, это необходимый компонент профессиональной деятельности не только художников, дизайнеров, архитекторов, конструкторов, модельеров, поэтов, писателей, режиссеров, актеров, но и педагогов [3]. Именно визуальное мышление помогает педагогу осуществлять проектную деятельность: методологически выстраивать последовательность этапов достижения цели, прогнозировать, конструировать, визуально моделировать, наглядно представлять результаты работы.

Преподаватели на своих занятиях часто сталкиваются с проблемой выбора инструмента мотивации обучающихся к активной деятельности, способов повышения заинтересованности студентов в изучаемом предмете.

Технология визуальной коммуникации (TBK), пришедшая в педагогику из дизайнерской деятельности (как впрочем, «проектирование» и «моделирование» педагогика позаимствовала из дизайна), применима в качестве образовательной технологии [4]. Данная технология включает в себя постановку проектных задач, решение их на основе концептуальной визуализации, авторской интерпретации, визуального моделирования, оценку результатов и самооценку (рефлексию). Способность преобразовывать информацию в визуальную форму является профессиональным качеством хорошего специалиста в области педагогики. Опытный педагог подает программный материал одновременно в четырех видах: словесном, рисуночном, числовом, символическом, применяет различные техники визуализации информации: интеллект-карта, тайм-лайн (лента времени), скрайбинг, инфографика, анимированные модели и пр.

Одной из важнейших задач педагога в процессе проектирования рабочих программ или моделирования учебных занятий является правильный подбор информационного материала с применением различных визуальных средств: презентаций, скрайбов, схем, графиков и прочих визуальных акцентов. Из совокупности этих частей складывается образовательный контент, способствующий лучшему усвоению информации и созданию зрительному впечатлению у обучающихся. Учебный визуально-коммуникативный материал педагог должен подавать дозировано, в виде визуальных структур, моделей, опорных сигналов, что способствует лучшему запоминанию и возникновению интереса целевой аудитории.

TBK желательно применять в учебном процессе на ранних этапах обучения студентов педагогическому проектированию. Построение визуальных моделей осуществляется на всех этапах педагогического проектирования: начиная с предпроектного исследовательского (аналитического) этапа и заканчивая результативным (оформительским) этапом проектной деятельности. TBK как образовательная технология основана на самостоятельности студента: самостоятельном «добывании» информации, стратегии планирования студентом собственной учебной деятельности, построении траектории творческого саморазвития, практическом «погружении» в профессиональную деятельность, визуальном поиске, концептуальном проектировании, моделировании и графической визуализации.

Применение TBK на учебных занятиях и курсах способствует:

1) формированию у будущего педагога специальных умений предпроектного исследования: разработка структурно-логических схем, кластеров, ассоциативных, когнитивных, концептуальных карт проекта;

2) успешному усвоению знаний концептуального проектирования, образного конструирования и моделирования: грамотной разработке учебных проектов с применением визуальных сигналов, графических средств, знаковых систем, инфографики, графиков, пиктограмм, скрайб-презентаций и пр.;

3) формированию практических навыков, профессиональных умений научно-исследовательской и проектной деятельности;

4) становлению у начинающего педагога профессионального опыта и индивидуального стиля деятельности;

5) применению навыков проектирования и визуального моделирования в составлении конспектов, разработке учебных проектов, портфолио-резюме;

6) формированию профессиональной компетентности и визуально-коммуникативной культуры педагога;

7) активизации творческого потенциала личности, развитию проектных способностей и визуального мышления.

Выводы. В результате исследования, можно сделать вывод, что технологию визуальной коммуникации (TBK)

необходимо применять в педагогическом образовании в качестве эффективного проектного метода и технологии обучения студентов различных профильных направлений проектной деятельности. Образовательный потенциал TBK позволяет развить визуальное мышление студентов и способность визуального моделирования, научить применять на практике технику визуального поиска, концептуального проектирования, графической визуализации.

Мы затронули лишь некоторые вопросы педагогического проектирования, вопросы развития визуального мышления и активизации визуально-мыслительной деятельности студентов вуза в процессе обучения. Будущему педагогу важно освоить методы педагогического проектирования, технику визуального моделирования, технологию визуальной коммуникации в процессе обучения в вузе. Проектные умения, несомненно, пригодятся ему в педагогической практике, помогут заинтересовать учебным предметом. Современный педагог способен воплотить свои творческие идеи в разработке рабочей программы, в авторском проекте, в построении педагогической модели, в оригинальном конструктивном решении проведения мероприятий, в проведении мастер-класса и т.д.

Данное исследование затрагивает проблему методики обучения педагогическому проектированию и визуальному моделированию. Авторами представлен оригинальный авторский подход к исследованию проблемы визуального воздействия образовательного контента на обучающихся. Показана важная роль визуально-мыслительной деятельности студента в процессе усвоения учебного материала. На основе исследований, убедительно доказывающих роль визуального восприятия в усвоении информации и развитии визуального мышления человека, авторами дается обоснование технологии визуальной коммуникации как эффективного средства формирования профессиональной компетентности и визуально-коммуникативной культуры педагога.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Использование предметных средств в формировании профессиональных способностей студентов-дизайнеров / И.С. Абоимова, Д.И. Шавина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 6-9

2. Белова, ИЛ. Графический дизайнер как визуальный информатор и коммуникатор / И.Л. Белова, E.H. Гурьянчева, И.А. Кучкин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2022. - Т. 11. - №4(41). - С. 5-8

3. Белова, И.Л. Визуальное моделирование как метод обучения дизайн-педагогической деятельности / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 37-39

4. Белова, И.Л. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. -С. 10-13

5. Быстрова, Н.В. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров / Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова, A.A. Симонова // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167

6. Быстрова, Н.В. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе / Н.В. Быстрова, И.Л. Белова, Э.У.Х.С. Ахмед // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. -С. 30-33

7. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1 (38).

8. Сырова, Н.В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека / Н.В. Сырова, В.Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 1(22). - С.5.

9. Швецова, Е.А. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну / Е.А. Швецова, И.Л. Белова // В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Блохин Александр Леонидович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Шостак Егор Валерьевич Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Литовкин Дмитрий Тимофеевич

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА СТУДЕНТОВ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Аннотация. Предметом исследования в статье является культурный капитал студента, формируемый межпредметным синтезом в сфере высшего образования, и его исследование цифровыми технологиями. Цель статьи - показать важность культурного капитала в профессиональном становлении студента и повышении качества образования. Научная новизна заключается в исследовании образовательной сущности, формировании и совершенствовании теории культурного капитала в системе высшего профессионального образования при профессиональной подготовке студентов цифровыми технологиями. В статье рассмотрены определения культурного капитала, его связь с человеческим капиталом. Представлены уникальные методики по определению культурного капитала студента. Описаны эмпирические исследования на основе разработанных методик. Представлены результаты эмпирического исследования. Концепция теории культурного капитала - это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Высшее образование, в таком подходе находится в центре, и является источником экономического развития не только региона, но и страны в целом. Актуальность статьи заключается в рассмотрении роли культурного капитала, как неотъемлемой частью человеческого капитала.

Ключевые слова: культурный капитал, высшее образование, студент, человеческий капитал, качество образования, цифровые технологии.

Annotation. The subject of research in the article is the student's cultural capital, formed by interdisciplinary synthesis in the field of higher education, and its study by digital technologies. The purpose of the article is to show the importance ofcultural capital in the professional development of a student and in improving the quality of education. Scientific novelty lies in the study of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.