Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПИКТОГРАФИЯ / ИНФОГРАФИКА / МАЙНДМЭППИНГ / ВИДЕОКОНТЕНТ / СКРАЙБ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНФОГРАФИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ / VISUALIZATION / VISUAL CULTURE / PICTOGRAPHY / INFOGRAPHICS / MIND MAPPING / VIDEO CONTENT / SCRIBE PRESENTATION / INFOGRAPHIC SUMMARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Белова Ирина Леонидовна, Ахмед Эхдаааллах Усама Халифа Сайед

В данной статье раскрыты вопросы, связанные с применением в учебном процессе различных технологий структуризации учебного материала и визуализации информации (структурно-логические схемы, ментальные карты, ассоциативные, когнитивные, концептуальные карты, инфографика); делается акцент на важности наполнения содержания образовательного контента современными визуальными техниками, раскрываются способы визуализации учебного видеоконтента (анимационная инфографика, скрайб-презентация); дается научное обоснование роли инфографики как эффективного способа обучения студентов вуза дизайнерской деятельности; акцентируется внимание на том, что современные технологии обучения дизайну являются эффективным способом формирования профессиональной компетентности, средством развития визуальной культуры будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF INFORMATION VISUALIZATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS

This article discusses the issues related to the use of various technologies for structuring educational material and visualizing information in the educational process (structural and logical schemes, mental maps, associative, cognitive, conceptual maps, infographics); focuses on the importance of filling the content of educational content with modern visual techniques, reveals ways to visualize educational video content (animated infographics, scribe presentation); provides scientific justification for the role of infographics as an effective way of teaching design students; focuses on the fact that modern technologies of teaching design are effective a way of forming professional competence, a means of developing the visual culture of future designers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Ахмед Эхдаааллах Усама Халифа Сайед

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В данной статье раскрыты вопросы, связанные с применением в учебном процессе различных технологий структуризации учебного материала и визуализации информации (структурно-логические схемы, ментальные карты, ассоциативные, когнитивные, концептуальные карты, инфографика); делается акцент на важности наполнения содержания образовательного контента современными визуальными техниками, раскрываются способы визуализации учебного видеоконтента (анимационная инфографика, скрайб-презентация); дается научное обоснование роли инфографики как эффективного способа обучения студентов вуза дизайнерской деятельности; акцентируется внимание на том, что современные технологии обучения дизайну являются эффективным способом формирования профессиональной компетентности, средством развития визуальной культуры будущих дизайнеров.

Ключевые слова: визуализация, визуальная культура, пиктография, инфографика, майнд-мэппинг, видеоконтент, скрайб-презентация, инфографическое резюме.

Annotation. This article discusses the issues related to the use of various technologies for structuring educational material and visualizing information in the educational process (structural and logical schemes, mental maps, associative, cognitive, conceptual maps, infographics); focuses on the importance of filling the content of educational content with modern visual techniques, reveals ways to visualize educational video content (animated infographics, scribe presentation); provides scientific justification for the role of infographics as an effective way of teaching design students; focuses on the fact that modern technologies of teaching design are effective a way of forming professional competence, a means of developing the visual culture of future designers.

Keywords: visualization, visual culture, pictography, infographics, mind mapping, video content, scribe presentation, infographic summary.

Введение. Современная система высшего образования невозможна без обращения к вопросу о роли визуальных носителей информации наряду с вербальными средствами обучения. Известно, что зрительная информация осваивается проще информации, переданной иными формами. По мнению психологов, 75-80% информации человечество воспринимает визуально. И конечно, учебный материал в виде презентаций или лекций с визуализацией запоминается лучше вербальной информации.

Актуальность исследования: исходя из современных требований к профессиональному обучению студентов в вузе, образовательные технологи ориентированы на новейшие способы разработки учебного контента. Как показывает практика, технологии визуализации информации дают хорошие перспективы для развития образовательного процесса, положительно влияют на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов (педагогов, психологов, дизайнеров и т.п.).

Целью исследования является анализ визуальных технологий, применяемых в системе высшего педагогического образования, влияющих на развитие визуальной культуры студентов.

Изложение основного материала статьи. В связи с тем, что вся жизнь современного человека буквально пронизана визуальной информацией, визуальность становится основным принципом культуры XXI века. Изучением теоретических аспектов визуальной культуры начали заниматься в 1970-80-х гг. ХХ века. В это время впервые появляются понятия «визуальный поворот», «визуальное мышление», «визуальная культура» в исследованиях Р. Арнхейма, Дж. Кларка, Г. Поллока, В. Зинченко, В. Розина и др. По мнению современных исследователей, «визуальная культура, являясь составляющей общей культуры личности, определяет качество визуального восприятия, сформированного вследствие многоуровневого соотнесения визуального образа с имеющимися в опыте человека знаниями, представлениями, мотивами, ценностями» [4, 7].

Визуальной способностью человек наделен от природы: он легче воспринимает различную информацию в наглядном графическом виде. Древним способом передачи информации с помощью рисунков является пиктография (дословный перевод «пишу рисунками»). Пиктография - примитивный вид письма, передающий информацию о предметах, действиях, событиях, понятиях при помощи простых изображений. В современном мире пиктография является формой графического общения и техникой передачи разнообразной информации. С помощью рисунков (скрайбов) чаще других информацию передают художники, архитекторы, дизайнеры. Для дизайнера пиктография - это искусство создания изображения, несущего в себе определенный информационный заряд. С помощью графического изображения (знака, рисунка, иллюстрации, пиктограммы) можно передать эмоции, чувства, концепцию, идею и смысл авторского взгляда на многие вещи.

Современный графический дизайн кроме визуально-художественного образа, текста, пространства, оперирует и средствами культурных, маркетинговых коммуникаций, что способствует формированию визуальной культуры общества. Прогрессивная роль современных визуальных технологий состоит в том, что они позволяют сохранять и транслировать в массы огромные потоки информации в визуальном виде. Визуализация предполагает свертывание информации в образ знака, символа, пиктограммы.

Сегодня концептуальных идей по оптимизации образовательного процесса существует много: информационно-коммуникационные технологии, онлайновые сервисы, моушн-дизайн и т.д. Преподаватели вуза часто применяют различные способы привлечения внимания аудитории, систематизируют огромные объёмы данных, анализируют, моделируют, оформляют учебные занятия в интересную «презентабельную картинку». Задача преподавателя состоит в том, чтобы в процессе учебной деятельности студенты приобрели универсальные способности, которые в дальнейшем, ему пригодятся в профессиональной деятельности. Это способность эффективно работать в команде, способность принимать быстрые решения, способность к творчеству (креативность), способность визуального мышления, способность перерабатывать информацию. Сегодня прочное место в современном образовательном процессе занимают различные технологии визуализации информации:

1. Интеллект-карты (англ. «Mind map») - карта мыслей или ассоциативная карта, диаграмма связей, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем - удобная техника альтернативной записи.

2. Инфографика - графический способ подачи информации, данных и знаний, основными принципами являются содержательность, смысл, лёгкость восприятия и аллегоричность, таблицы, диаграммы, графические элементы.

3. «Лента времени» - временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события, которые можно представлять в виде картинки с текстом (автором технологии является Мария Монтессори).

4. Скрайбинг - искусство отображения речи в картинках, процесс происходит в реальном времени, паралельно произносимой речи. Взаимосвязь между ключевыми моментамирассказа и зарисовками (скрайбами) делают лекцию или презентацию более понятной и увлекательной.

Эффективная техника запоминания, графическое представление информации, излагаемое в виде схемы -майнд-мэппинг (карта мыслей, интеллект-карта, ментальная карта). Технику майнд-мэппинга разработал британский психолог Тони Бьюзен в 1970-х годах. Согласно теории ученого, многие выдающиеся люди использовали зарисовки в своих записях. Ассоциативные образы и рисунки важны при анализе и передаче мыслей: именно это «делает мысли живыми, интересными, не похожими на скучные записи в конспектах». Несомненная польза данной технологии заключается в том, что она помогает анализировать информацию, делать ее удобочитаемой и легко воспринимаемой, помогает решать сложные проектные задачи. Майнд-мэппинг основан на способе изложения проблемы (проектной задачи) в виде древа знаний, облака слов, на принципе развития «солнечного мышления». А будущему дизайнеру особенно важно постоянно развивать свое информационное поле знаний, уметь систематизировать учебный материал и визуализировать информацию, быть способным к генерированию идей [6].

Студенты, которые занимаются творческой деятельностью (дизайном), часто проявляют в учебной художественно-проектной деятельности свою креативность, оригинальность концепций, стремятся реализовать свой творческий потенциал. Творческий потенциал личности состоит из мотивационного, содержательного, деятельного и рефлексивного компонентов [2]. Мотивационный компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах; предполагает наличие интереса и стремления к приобретению специальных знаний, профессиональных умений и навыков. Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного и профессионального цикла, способствующих решению исследовательских и художественно-проектных задач на индивидуально-творческом уровне. Деятельностный компонент основан на умении организации исследовательской, проектной и творческой деятельности; включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности. Рефлексивный компонент включает внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной деятельности и её результатов; отражает эстетическую ориентацию.

Сообщить целевой аудитории информацию в доступной и увлекательной форме можно при помощи инфографики. Инфографика - это динамичная яркая графика и небольшое количество текста, и они организованы в одном дизайне. Основная задача инфографики - знакомить пользователей с информацией, привлекать внимание, вызывать интерес, поэтому инфографику активно используют большинство компаний и организаций. Средства инфографики способны не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать современные тенденции, выявить актуальные проблемы. Инфографика завоевала популярность как способ визуализации данных и средство продвижения услуг. «Сочетание наглядности изложения с передачей информации, вот в чем кроется популярность инфографики. В эпоху, когда информация окружает нас повсюду, инфографика стала жизненно необходима» [4].

В инфографике, как области коммуникативного дизайна, действует закон иерархии и соподчиненности. Это необходимо для того, чтобы выстраивать траекторию взгляда наблюдателя, не позволять ему «потеряться», помогает быстрому восприятию информации. Инфографика используются во многих сферах человеческой деятельности, где имеет место передача информации. Специалисты, которые занимаются разработкой инфографики, особое внимание уделяют подбору цветовой палитры, чтобы она как можно лучше передавала суть темы и управляла эмоциями человека. Любую инфографику отличает визуализация данных и привлекательный, эффективный дизайн. В ней может быть минимум текста, но за счет правильно подобранных иллюстраций, диаграмм, цветов и композиции каждый человек без затруднений поймет, о чем идет речь. Этот способ характеризуется своей наглядностью. «А наглядность следует различать как процесс пассивного наблюдения графических схем, анимаций, таблиц и прочее, и визуализацию как процесс перевода мыслеобразов из внутреннего плана во внешнюю деятельность, проекцию мыслительной деятельности в наглядный образ» [5].

Таким образом, под инфографикой мы понимаем уравновешенное сочетание информации и графических объектов, возможность в лаконичном и красивом виде осветить масштабные проблемы человечества, креативный способ передачи различных сведений, созданный творческим воображением дизайнера. Она необходима в разных областях современного мира и продолжает развиваться вместе с ним. Благодаря инфографике расширились возможности общения между людьми, жители разных стран одинаково поймут визуализированные данные, что делает этот способ передачи информации универсальным. Причём основное понятие и сущность инфографики - сжатое донесение информации через визуализацию контента.

Контент - (от англ. content - содержание) - любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Будущий дизайнер должен знать, что проектируя объекты визуальной информации, визуальной коммуникации, визуальной идентификации для какой-либо компании, актуально обращать внимание на разработку видеоконтента. В век стремительного технического прогресса, когда скорость интернета измеряется десятками мегабит в секунду, а новая информация появляется одновременно на всех континентах - все больше людей отдают предпочтение видеоматериалам и видеоконтенту. Видео - один из эффективных способов продвижения бизнеса и рассказа о деятельности компании. Делиться видео можно огромным количеством способов: снимать полноценные видеоролики для публикации в социальных сетях, проводить прямые трансляции или публиковать видео-истории.

Видеоконтент - видео, основанное на потребностях целевой аудитории, ее перцептивных навыках. Исходя из обширной информационной среды, которая сегодня окружает человека, выделяют образовательный, рекламный, информационный, документальный, развлекательный виды видеоконтента. Отличный вариант для студента, чтобы рассказать историю - ролик «Draw my life», в котором автор рисует свою жизнь и параллельно ведет рассказ. В качестве закрепления учебного материала, а также для успешной подготовки к экзаменам студентам можно предложить вариант «Question-Answer» сделать презентацию «вопрос-ответ» в технике скрайбинг.

Скрайбинг (от англ. «scribe» - набрасывать эскизы и рисунки) - гармоничное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации. Это техника изобретена британским художником Эндрю Парком из опорных схем, графиков, конспектов для усвоения информации. Скрайб-презентация состоит из пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия, речь выступающего иллюстрируется рисунками, получается «эффект параллельного следования». Данная технология способствует лучшему освоению учебного материала, усвоению информации, т.к. язык рисунка понятен слушателям разных возрастов (детям, подросткам, абитуриентам), иностранным студентам, людям с ОВЗ. Поскольку информация преобразуется в образы, то видеоконтент помогает восстановлению беседы или тематической лекции в памяти, способствует эффективности усвоения учебного материала. К положительным сторонам технологии можно отнести:

1) эффективность передачи информаци, запоминание ключевых моментов, возможность донести концепцию до аудитории;

2) универсальность визуального языка общения, взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает быстрее восстанавливать в памяти учебный материал;

3) эффект параллельного следования, т.е. звуковой ряд иллюстрируется скрайбами, схемами, графиками или другими визуальными образами.

На сегодняшний день скрайб-презентация является еще новой, но хорошо зарекомендовавшей себя технологией, средством достижения новых образовательных результатов. Чтобы сделать хорошую с точки зрения дизайна, скрайб-презентацию, необходимо пройти пять ступеней:

1. Обозначение проблемы исследования, обоснование ее актуальности.

2. Поиск и анализ информации, применение методов картирования.

3. Визуализация идеи в графическом виде, с учетом концептуального, композиционного и цветового решения.

4. Моделирование и проектирование контента, обработка видео, монтаж, корректировка, детализация.

5. Презентация концепции (проекта, реферата, доклада, научного исследования и т.п.), выступление перед целевой аудиторией.

Как показывает педагогическая практика, когда студентам задают написать реферат или создать презентацию, то они часто копируют информацию из интернета, иногда даже не читая сам текст и не обрабатывая рисунки. Скрайб-технология, майнд-мэпинг, инфографика заставляют студента более глубже осмыслить проблему, структурировать и визуализировать полученную информацию, разложить ее «по полочкам», зафиксировать ключевые моменты в графическом виде.

При трудоустройстве на работу у выпускников появляется хорошая возможность продемонстрировать свою квалификацию, используя резюме с инфографикой. Инфографическое резюме - подача информации о соискателе в простом понятном виде, структурирование смысла, проявление оригинальности, творческого стиля и авторской манеры. Если креативно разработать резюме с применением оригинальной инфографики или грамотно создать скрайб-презентацию, то можно значительно выделиться из общего потока своим профессионализмом и запомниться работодателю.

Выводы. Процесс модернизации высшего образования обусловлен социальными и культурными изменениями, которые сегодня меняет картину мира: постоянное увеличение объемов поступающей информации, стремительный темп развития информационно-коммуникационных технологий, разработка и внедрение новых образовательных технологий и т.д. [8].

Создавать визуальные объекты необходимо на высоком профессиональном уровне и применять их для научных конференций, выпускной квалификационной работы, практической деятельности, проявляя свои способности, умения и навыки. В заключении хочется отметить, что заниматься инфографикой и скрайбингом обычно нравится как педагогам, так и студентам: новое всегда привлекает внимание, вызывает интерес, заставляет двигаться вперед к новым свершениям и открытиям [12].

Литература:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура - С., 2012. - 392 с.

2. Белова И.Л. Проектное моделирование из бумаги: Монография - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: OmniScriptum GmbH & Co. KG.; 2015. С. 7. (www. lap-publishing. ru).

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

4. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 78-80.

5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пулькина Е.Е. Современные педагогические технологии как основа проектирования образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 79-81.

6. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура. Центр гуманитарных инициатив, 2018 г. https://www.labirint.ru/books/646503/

7. Золотухин С.А. Инфографика как информационный пакет. Инфографика в образовании. 2018. №25.

8. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Шалина Е.Ю., Госельбах О.И. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 37-41.

9. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 2 (6). С. 25.

10. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. - М., 1996. 143 с.

11. Сальникова Е. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы. - Прогресс-Традиция, 2017.

12. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, профессор Ванхемпинг Элина Геннадьевна

Скандинавский институт академической мобильности (г. Сейнайоки, Финляндия); доктор педагогических наук, профессор Жданова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет»» (пос. Электроизолятор)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАЖИРОВОК ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ

ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР

Аннотация. В статье представлен анализ поиска новых форм проведения исследовательских профессиональных стажировок педагогов в условиях ограничительных мер, делающих необходимостью применение новых методов дистанционных взаимодействий научного руководителя и стажеров. Раскрывается суть проекта исследовательских стажировочных интенсивов. Разработка программы стажировки включает модули: организационный, тренинговый, экспертный, коучинговый. Дается анализ финско-российского опыта взаимодействия в организации стажировочных интенсивов педагогов, выявляющий инновационные методы и формы: иммерсинг, перипатетический коучинг, перипатетический квест, менеджмет впечатлений, видео -аналитические презентации.

Ключевые слова: профессиональная стажировка педагога, стажировочный интесив, метод интерактивного иммерсинга, перипатетический коучинг, перипатетический квест, поддержка аттрактивности, видео - аналитичские презентации.

Annotation. The article presents an analysis of the search for new forms of professional training for teachers in the context of restrictive measures that make it necessary to use new methods of distance interactions between the supervisor and trainees. The essence of the research internship intensive project is revealed. The development of the internship program includes modules: organizational, training, expert, coaching. The analysis of the Finnish-Russian experience of interaction in the organization of internship courses for teachers, revealing innovative methods and forms: immersing, peripatetic coaching, peripatetic quest, experience management, video-analytical presentations.

Keywords: professional training of a teacher, training intensive, interactive immersing method, peripatetic coaching, peripatetic quest, support for attractiveness, video - analytical presentations.

Введение. Развитие академической мобильности педагогов обретает новую актуальность в свете глобализации и ограничительных мер «ковидного» периода, актуализирующего апробацию новых методов дистанционных взаимодействий. Аспекты цифровизации открытого информационного общества рассматривали А.А. Ахаян, Е.В. Гнатышина [1; 4]. Профессиональные аспекты организации международных стажировок педагогов изучали Э.Г. Ванхемпинг, С.В. Сальцева [3], теорию «культурного шока», стереотипов и толерантности в поликультурной образовательной среде С.Г. Тер-Минасова [7].

Формулировка цели статьи отражает осмысление инновационного формата проведения профессиональных стажировок педагогов в условиях ограничительных мер с целью выявления и более эффективного использования возможностей он-лайн и офф-лайн форматов взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Анализ опыта международного взаимодействия в российско - финском пространстве выявил инновационые наработки в условиях ограничения въезда в Финляндию с весны 2020 года, Был разработан пилотный проект исследовательских стажировочных интенсивов на партнерских площадках Петербурга с наполнением ресурсами дистанционного и реального взаимодействия научного руководителя из Финляндии и стажеров-исследователей в Петербурге.

В условиях нынешних ограничительных мер прорабатываются тщательно все детали по площадкам визитов, перечню экспертов и общей логистике в Санкт-Петербурге. В целом, Петербург, это конструктивный вариант эффективного исследовательского иммерсинга в постижение специфики образовательных инноваций с точки зрения его выполнения в условиях нынешних реалий ограничительных мер въезда в Финляндию.

В процессе разработки пилотного проекта исследовательских стажировочных интенсивов на партнерских площадках Петербурга выстраиваются траектории перипатетического квеста, как базовой техники стажировки в целом, выстраивается так, чтобы минимализировать поездки по Петербургу в общественном транспорте и сделать пребывание максимально безопасным с учётом потенциальных эпидемиологических рисков [2].

Следует обратить внимание на то, что дополнительная альтернативная площадка по исследовательским стажировкам по тематике образовательных инноваций, включая финский компонент, на базе Петербурга в Скандинавском Институте Академической Мобильности работает с 2007 года. Петербургский вузовский кластер — это область многолетней профессиональной деятельности его ректора профессора Э. Ванхемпинг. Международный проект «Скандинавский Институт Академической мобильности», апробация и продвижение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.