УДК 378.147
РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНДУСТРИИ МОДЫ ПРИЕМАМИ
ИНФОГРАФИКИ
Пятко Лариса Александровна
старший преподаватель кафедры индустрии моды и художественных технологий Института пищевых технологий и дизайна - филиала ГБОУ ВО НГИЭУ,
Россия, г. Нижний Новгород
Аннотация: Статья посвящена формированию визуального мышления специалистов в области индустрии моды. Рассматривается один из способов развития визуальной компетенции студентов - инфографика. Анализируются возможности применения инфографики в учебном процессе.
Ключевые слова: визуальная компетенция, инфографика, визуальное мышление, ассоциативно-образное мышление.
DEVELOPMENT OF VISUAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF FASHION INDUSTRY RECEPTION
INFOGRAPHICS
Larisa A.Pjatko
Senior Lecturer in fashion and art techniques Institute of Food Technology and Design - State Engineering and Economic University,
Russia, the city of Nizhny Novgorod
Abstract: The article is devoted to the formation of visual thinking professionals in the fashion industry. It is considered one of the ways of visual competence of students -infographics. The possibilities of the use of infographics in the learning process.
Keywords: visual competence, infographics, visual thinking, associative and creative thinking.
В основе большинства профессиональных компетенций, предъявляемых современным обществом к конкурентоспособному специалисту в области индустрии моды, лежит визуальное мышление. Его продуктами являются порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение «видимым» [1, с.205]. Сформированная визуальная компетенция дает возможность, опираясь на личностные ассоциативно-образные связи, мыслить нестандартно, создавать оригинальные интерпретации, проявлять свою индивидуальность в разработке авторских проектов.
В настоящий момент существует проблема того, что в профессиональном образовании формирование рационально-логического мышления обучающихся пока еще перевешивает, отводя художественно-образное мышление на второй план [2, с.113]. Это наблюдается и в системе подготовки специалистов в области индустрии моды, где развитие творческих способностей должно стоять на первом месте. Для формирования визуальной компетентности необходимо шире использовать в учебном процессе работу с невербальной информацией, опору на символы и образы. Следует научить студентов воспринимать, анализировать и преобразовывать визуальную информацию, выстраивая в
последующем на этом собственную концепцию художественного образа. Это особенно актуально для мира моды, где публика является одновременно и зрителем, и объектом наблюдения. Система моды практически вся основана на визуальности. [3, с.99]. А потому вопрос изучения способов развития визуальной компетенции, одним из которых является инфографика, особо важен для подготовки будущих профессионалов в указанной сфере деятельности.
Инфографика, представляя собой графический способ подачи информации, данных и знаний, решает целый комплекс педагогических задач, среди которых можно выделить активизацию познавательной деятельности, развитие визуального восприятия и критического мышления, повышение визуальной грамотности и в целом визуальной культуры.
Особенностями инфографики являются наглядность, креативность и понятность, то есть лёгкость восприятия достаточно большого объема содержательно-смысловой информации, обеспеченная опорой на ассоциативную память и аллегоричность используемых визуальных образов. В целом инфографика выполняет когнитивные, иллюстративные и коммуникационные функции, которые основаны на ее возможности визуально структурировать и систематизировать информацию [4, с.376]. При помощи избирательности и наглядности, инфографика способствует акцентированию внимания на самых главных ключевых моментах преподносимой информации.
Образное и пространственное мышление является для будущих специалистов в области индустрии моды преобладающим. По нашему мнению, студенты-дизайнеры, лучше усваивают визуальную информацию, чем текстовую (словесную). Способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является для них профессиональным качеством. На это следует опираться в процессе подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности и шире при этом использовать возможности инфографики.
Распространение идей в инфографике происходит при помощи визуальных образов-ассоциаций, возникающих в сознании человека в ответ на какое-либо вербальное или невербальное воздействие. В результате творческой мыслительной деятельности с такими, нередко импульсивными, абстрактными или реальными, наглядными образами-ассоциациями рождаются новые образы. Следовательно, при работе с инфографикой появляется дополнительная возможность расширить банк потенциальных образов-ассоциаций [5, с. 241]. Это очень важно для повышения креативности молодых специалистов в области дизайна одежды.
Восприятие человеком визуальных образов строится на основе имеющихся личностных ценностей. Внутренняя эмоциональная реакция на воспринимаемое графическое изображение, на его цвет, форму, шрифт является субъективным отражением цепочки индивидуальных ассоциативных связей, а потому может быть различной у разных потребителей информации. Это следует учитывать при создании инфографики. Все графические объекты, ассоциативно связанные с представляемой информацией, должны быть выразительными и внятными. Четкость и лаконичность в инфографике -залог успеха. При этом красивая картинка не должна забивать содержание, а цвет и шрифт должны не конкурировать с информацией, а работать на неё.
Формирование визуальной компетентности должно проводиться организованно и целенаправленно. В процессе обучения надо активно развивать такие качества профессионального мышления будущих специалистов в области индустрии моды, как анализ, синтез, систематизация, выделение главного в содержании, умение концентрировать информацию. Использование приемов инфографики в учебном процессе будет способствовать интенсивному формированию указанных качеств и способностей.
Преподавателям, создающим учебную инфографику, и студентам при выполнении творческих инфографических проектов и заданий следует учитывать, что в основе инфографики лежит изображение (визуальный объект или несколько визуальных объектов-фрагментов, связанных между собой). Концентрация визуальной коммуникации
данного изображения должна быть значительно выше, чем в простом рисунке, так как ведущая цель инфографики - информационная.
Для разработки визуального объекта обучающийся должен не только добыть всю необходимую для выполнения грамотной инфографики информацию, но суметь ее умело переработать, проанализировать, систематизировать и сжать до лаконичного, но «говорящего» изображения. Способность творчески подходить к учебной задаче, находить оптимальное решение проектируемого объекта, которое будет отвечать не только эстетическим, но и функциональным (в данном случае - информационным) требованиям, являются важнейшими характеристиками мыслительной деятельности дизайнера.
Ведущая роль в формировании ассоциативно-образного мышления студента-дизайнера принадлежит преподавателям специальных дисциплин творческой направленности. Именно они должны донести до будущих специалистов в области индустрии моды мысль, что инфографика, как любое дизайнерское проектное решение, должна иметь идейный замысел с опорой на художественный визуальный образ, который создается на основе индивидуального ассоциативного опыта и личностной визуальной культуры автора. А потому обучающимся необходимо развивать свое ассоциативно-образное мышление, пополнять банк индивидуальных образов-ассоциаций.
Созданию объектов инфографики преподаватели специальных дисциплин, таких как рисунок, живопись, композиция, проектная графика отводят немаловажную роль, понимая, что это - путь к формированию творческой активности и визуальной культуры личности. Но важно понимать, что работа с объектами инфографики должна вестись не только на творческих дисциплинах, но в процессе обучения всем предметам, входящим в учебный план подготовки дизайнеров. Позволяя реализовывать в обучении принципы избирательности и наглядности, инфографика способствует интегрированному подходу к развитию творческого потенциала обучающихся и их визуальной культуры, целью которой является «обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [6, с. 198]. К сожалению, требования к объектам инфографики, примерами которой являются главным образом презентации, выполненные в PowerPoint, в рамках естественнонаучных, гуманитарных, социальных, экономических и т.п. дисциплин часто занижены. Часто главное внимание в презентации обращается на «красивую картинку», которая, порой, не просто отвлекает от содержания, но может даже навредить информации. Другими вариантами неграмотно созданного слайда презентации являются перегруженность текстом или анимационными эффектами, разностилевость оформления, неграмотное цветовое и шрифтовое решение. Такие же ошибки встречаются и в презентациях, выполненных самими преподавателями, далекими от понимания законов инфографики и правил графического дизайна.
Для того чтобы научиться создавать грамотную инфографику и предотвратить непрофессиональный подход к оцениванию студенческих презентаций, следует знать, что презентация, так же как инфографика в целом, является инструментом целевого воздействия на аудиторию, в котором тесно переплетены аналитическая и дизайнерская деятельность. Приступая к визуализации информации, в первую очередь следует учесть, для кого и для чего выполняется данная инфографика. После этого подбираются средства инфографики и форма подачи материала. Для выполнения хорошей инфографики, отличающейся логичностью и креативностью, необходимо провести тщательный сбор и анализ данных (информации) и разработать творческую идею, которая затем будет визуализирована в графических редакторах и интегрирована в контент. В целом, инфографику можно отнести к области коммуникативного дизайна. При этом дизайнерская составляющая не должна превалировать над аналитическим отбором информации. Нельзя забывать, что форма подачи материала не должна отвлекать от ее содержания [7, с.190].
Приемы работы с объектами инфографики и в целом визуализация
образовательного процесса способствуют выработке у обучающихся умения обрабатывать большое количество информации, привлекать внимание к ключевым моментам графическими способами, выделять главное, используя так называемый «визуальный крючок». Эти качества в будущем будут опорой в профессиональной деятельности. Средства визуализации, используемые в инфографике, облегчают процесс обучения будущих дизайнеров, делают его творческим, личностно-ориентированным и продуктивным.
Для будущих специалистов в области индустрии моды обращение к средствам инфографики имеет особое значение. Это один из способов развития ассоциативно-образного мышления, без которого трудно представить конкурентоспособного дизайнера одежды. Оперирование инструментами инфографики поможет студенту-дизайнеру проявить не только познавательную активность, но и раскрыть свой творческий потенциал, продемонстрировать авторскую индивидуальность и личностную позицию.
Список литературы:
1. Виноградов П. Н. Визуальная культура профессионала // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. -2012. - № 1 (41). - С. 198-210.
2. Цыннова В. В. Особенности формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 7 (71). -С.113-116.
3. Мальцева Т. Г. Визуальная культура одежды как содержательный аспект социальной жизни // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 1. - С. 92-102.
4. Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. - 2010 - Т.13.- № 2. - С. 369387.
5. Пятко Л. А. Развитие ассоциативно-образного мышления дизайнеров в процессе обучения рисунку // Культура и образование: от теории к практике. - 2015.- Т.1. - С. 239-244.
6. Ткаченко О.Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омский научный вестник. - 2014. - № 4 (131). - С. 198-200.
7. Борисова И. О. Инфографика как самостоятельный жанр // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2012. - № 5. - С. 186-194.