Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАЖИРОВОК ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАЖИРОВОК ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА ПЕДАГОГА / СТАЖИРОВОЧНЫЙ ИНТЕСИВ / МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ИММЕРСИНГА / ПЕРИПАТЕТИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ / ПЕРИПАТЕТИЧЕСКИЙ КВЕСТ / ПОДДЕРЖКА АТТРАКТИВНОСТИ / ВИДЕО - АНАЛИТИЧСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER / TRAINING INTENSIVE / INTERACTIVE IMMERSING METHOD / PERIPATETIC COACHING / PERIPATETIC QUEST / SUPPORT FOR ATTRACTIVENESS / VIDEO - ANALYTICAL PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванхемпинг Элина Геннадьевна, Жданова Светлана Николаевна

В статье представлен анализ поиска новых форм проведения исследовательских профессиональных стажировок педагогов в условиях ограничительных мер, делающих необходимостью применение новых методов дистанционных взаимодействий научного руководителя и стажеров. Раскрывается суть проекта исследовательских стажировочных интенсивов. Разработка программы стажировки включает модули: организационный, тренинговый, экспертный, коучинговый. Дается анализ финско-российского опыта взаимодействия в организации стажировочных интенсивов педагогов, выявляющий инновационные методы и формы: иммерсинг, перипатетический коучинг, перипатетический квест, менеджмет впечатлений, видео -аналитические презентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванхемпинг Элина Геннадьевна, Жданова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROFESSIONAL INTERNSHIPS OF TEACHERS IN CONDITIONS OF RESTRICTIVE MEASURES

The article presents an analysis of the search for new forms of professional training for teachers in the context of restrictive measures that make it necessary to use new methods of distance interactions between the supervisor and trainees. The essence of the research internship intensive project is revealed. The development of the internship program includes modules: organizational, training, expert, coaching. The analysis of the Finnish-Russian experience of interaction in the organization of internship courses for teachers, revealing innovative methods and forms: immersing, peripatetic coaching, peripatetic quest, experience management, video-analytical presentations.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАЖИРОВОК ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР»

6. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура. Центр гуманитарных инициатив, 2018 г. https://www.labirint.ru/books/646503/

7. Золотухин С.А. Инфографика как информационный пакет. Инфографика в образовании. 2018. №25.

8. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Шалина Е.Ю., Госельбах О.И. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 37-41.

9. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 2 (6). С. 25.

10. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. - М., 1996. 143 с.

11. Сальникова Е. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы. - Прогресс-Традиция, 2017.

12. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, профессор Ванхемпинг Элина Геннадьевна

Скандинавский институт академической мобильности (г. Сейнайоки, Финляндия); доктор педагогических наук, профессор Жданова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет»» (пос. Электроизолятор)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАЖИРОВОК ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ

ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР

Аннотация. В статье представлен анализ поиска новых форм проведения исследовательских профессиональных стажировок педагогов в условиях ограничительных мер, делающих необходимостью применение новых методов дистанционных взаимодействий научного руководителя и стажеров. Раскрывается суть проекта исследовательских стажировочных интенсивов. Разработка программы стажировки включает модули: организационный, тренинговый, экспертный, коучинговый. Дается анализ финско-российского опыта взаимодействия в организации стажировочных интенсивов педагогов, выявляющий инновационные методы и формы: иммерсинг, перипатетический коучинг, перипатетический квест, менеджмет впечатлений, видео -аналитические презентации.

Ключевые слова: профессиональная стажировка педагога, стажировочный интесив, метод интерактивного иммерсинга, перипатетический коучинг, перипатетический квест, поддержка аттрактивности, видео - аналитичские презентации.

Annotation. The article presents an analysis of the search for new forms of professional training for teachers in the context of restrictive measures that make it necessary to use new methods of distance interactions between the supervisor and trainees. The essence of the research internship intensive project is revealed. The development of the internship program includes modules: organizational, training, expert, coaching. The analysis of the Finnish-Russian experience of interaction in the organization of internship courses for teachers, revealing innovative methods and forms: immersing, peripatetic coaching, peripatetic quest, experience management, video-analytical presentations.

Keywords: professional training of a teacher, training intensive, interactive immersing method, peripatetic coaching, peripatetic quest, support for attractiveness, video - analytical presentations.

Введение. Развитие академической мобильности педагогов обретает новую актуальность в свете глобализации и ограничительных мер «ковидного» периода, актуализирующего апробацию новых методов дистанционных взаимодействий. Аспекты цифровизации открытого информационного общества рассматривали А.А. Ахаян, Е.В. Гнатышина [1; 4]. Профессиональные аспекты организации международных стажировок педагогов изучали Э.Г. Ванхемпинг, С.В. Сальцева [3], теорию «культурного шока», стереотипов и толерантности в поликультурной образовательной среде С.Г. Тер-Минасова [7].

Формулировка цели статьи отражает осмысление инновационного формата проведения профессиональных стажировок педагогов в условиях ограничительных мер с целью выявления и более эффективного использования возможностей он-лайн и офф-лайн форматов взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Анализ опыта международного взаимодействия в российско - финском пространстве выявил инновационые наработки в условиях ограничения въезда в Финляндию с весны 2020 года, Был разработан пилотный проект исследовательских стажировочных интенсивов на партнерских площадках Петербурга с наполнением ресурсами дистанционного и реального взаимодействия научного руководителя из Финляндии и стажеров-исследователей в Петербурге.

В условиях нынешних ограничительных мер прорабатываются тщательно все детали по площадкам визитов, перечню экспертов и общей логистике в Санкт-Петербурге. В целом, Петербург, это конструктивный вариант эффективного исследовательского иммерсинга в постижение специфики образовательных инноваций с точки зрения его выполнения в условиях нынешних реалий ограничительных мер въезда в Финляндию.

В процессе разработки пилотного проекта исследовательских стажировочных интенсивов на партнерских площадках Петербурга выстраиваются траектории перипатетического квеста, как базовой техники стажировки в целом, выстраивается так, чтобы минимализировать поездки по Петербургу в общественном транспорте и сделать пребывание максимально безопасным с учётом потенциальных эпидемиологических рисков [2].

Следует обратить внимание на то, что дополнительная альтернативная площадка по исследовательским стажировкам по тематике образовательных инноваций, включая финский компонент, на базе Петербурга в Скандинавском Институте Академической Мобильности работает с 2007 года. Петербургский вузовский кластер — это область многолетней профессиональной деятельности его ректора профессора Э. Ванхемпинг. Международный проект «Скандинавский Институт Академической мобильности», апробация и продвижение

его авторских программ стажировок, авторских технологий и педагогических методик начинался именно с интеллектуальной столицы России - Петербурга [5]. В плане дополнительного изыскания ресурсов санаториев, турбаз Ленинградской области, особый интерес заявлен к Выборгу. Это город с финско-шведской историей и приятен для работы по скандинавской теме. Рассматриваем размещение в шаговой доступности от траектории стажировки и всех точек встреч. Но главное место прохождения стажировки — интеллектуальная столица России - Санкт-Петербург. Диалог с заказчиком программ ведётся индивидуально, гибко, с учётом его возможностей и потребностей.

Проанализируем, в чем суть опыта осенних интенсивов-2020 с программами исследовательских стажировок педагогов.

Большое внимание уделяется качеству жизни стажера в условиях нахождения на стажировке от Скандинавского Института Академической Мобильности в Петербурге. Специфика финского подхода к образованию и его эффективность во многом связаны и с этим фактором. Поэтому вопросы своевременного отдыха, правильного сна, своевременного питания, соответствующей комфортной обстановки в отеле, отсутствие тесноты при размещении, отсутствие суеты и срочности — позиционируется как один из важнейших социально-технологических конструктов стажировочных интесивов-практикумов. Поэтому высокому качеству и достойному классу размещения уделяется особое значение. Большое внимание уделяется постановке визуальной зоркости стажера-исследователя в условиях погружения в локальное комьюнити. Длительность стажировочного интенсива в Петербург - такая же, как и в Финляндии — учебная неделя. Возможность корректировать сроки и длительность пребывания обсуждается индивидуально с каждым заказчиком [2].

У стажера в процессе «финского интенсива» в Петербурге развивается компетенция рационального и бережного отношения к планированию своему времени жизни. Прокачивается принцип «Управляй своими «восьмёрками». В сутках 24 часа. Восемь часов - на сон. Восемь часов - на работу. Восемь часов — приватная жизнь и личное время. Поэтому очень важно, чтобы после энергичного перипатетического квэста и коучинга, актуальных экспертных встреч и профессиональных визитов по Петербургу, было место и время для спокойного, комфортного, уютного осмысления событий исследовательского дня, самостоятельной работы и нормального цивилизованного отдыха. Поэтому особое внимание уделяется условиям размещения в Петербурге. Как правило - это финская сеть отелей «Сокос», один из отелей на Васильевском острове, который расположен в шаговой доступности от всех знаковых культурных и образовательных достопримечательностей Петербурга и главных точек перипатетических траекторий интенсив-практикума [6].

В процессе всей стажировки поддерживается положительный эмоциональный фон удивления и познания, нормативы высоких физических нагрузок по пешей ходьбе, высокий уровень индивидуального погружения в освоение повседневной реальности. Используются исследовательские практики, повышающие интерактивность стажера: интервью, методы визуальной социологии, периптатетический коучинг, перипатетический квэст. Много ходим, много смотрим, много осмысливаем, много обсуждаем. Каждый участник — индивидуален и неповторим. Поэтому адресные контакты по предмету его профессионального интереса обязательны по запросу от участника [5].

Программа стажировочного интенсива в Петербурге состоит из следующих модулей: организационного, тренингового, экспертного, перипатетического. Для стажеров осенних интенсивов 2020 при разработке оргмодуля приоритетное внимание фокусировалось на теме «Кадры для цифровой экономики: междисциплинарный подход». Он реализуется на площадках ведущих образовательных организаций в сфере профессиональной переподготовки на Васильевском острове.

Тренинговый модуль «Стрессменджемент в условиях обилия «цифры» и «удаленки»» реализовался на санаторных базах области, либо или на площадке Института Практической психологии ИМАТОН в историческом центре Петербурга - Васильевском острове, что определялось бюджетом и ситуацией по ограничительным мерам [3].

Экспертный модуль «Кадры для цифровой экономики: навыки и компетенции» включал экспертные встречи с успешными 1Т экспертами Петербурга; экспертные интервью с ведущими профессорами Петербурга в сфере 1Т, цифровизации образования, цифровой экономики и ведущими практиками, успешными в 1Т бизнесе; знакомство с ведущими вузами Петербурга в сфере подготовки современных кадров для цифровой экономики.

Перипатетический коучинг «Ленинград, Петербург. Питер» включал встречи с мэтрами ленинградской учительской интеллигенции; профессиональные диалоги и круглые столы по цифровизации и подготовке кадров для цифровой экономики. Предметные области - по профилю профессиональных компетенций стажера.

Существенное внимание уделяется исследовательскому компоненту стажировки. Собственно, он есть каркас всей стажировки в целом. Все визиты, встречи, диалоги пронизывает исследовательский вектор: задействуется конкретные методы исследования. Особое место занимают экспертные интервью у руководителей петербургский школ по теме «Организация, управление и администрирование учебного процесса в школе в условиях вынужденной «удаленки» и ограничительных мер».

Важное место в интенсиве занимает диалоговый мастер-класс «Ведущие вузы Петербурга в сфере подготовки современных кадров для цифровой экономики» в рамках темы «Выбор вуза после школы: высшее образование в России и за рубежом». Исследования показали недостаточную осведомленность педагогов школ, старшеклассников и выпускников школ, их родителей о вузах России и Зарубежья. О том, как выбирать вуз, специальность, как организовать информационное содействие и организационное сопровождение процесса выбора образовательной траектории молодого человека после окончания им школы [5]. Скандинавский Институт Академической Мобильности предлагает краткосрочные офф-лайн и он-лайн интенсив-программы по восполнению этого информационного дефицита. Это полезно и для учителей школ, и для родителей выпускников школ, и для всех старшеклассников.

Индивидуальные визиты приветствуются. Данный инновационный формат академической мобильности рассчитан на мобильные минигруппы от 2-х человек до максимум 4 человек.

Важнейшее социально-технологическое значение, с точки зрения поддержки аттрактивности и включенности стажера-исследователя в процесс личностного и профессионального развития, который интенсивно «прокачивается» и «перезагружается» во время стажировки, имеет эффективность социально-

психологического контакта между ведущим научным модератором программы и его участниками. Существенную роль играют личные исследовательские работы стажеров-исследователей в формате качественных методов социальных исследований (неформализованные интервью, визуальная социология, визуальная социальная диагностика). Здесь опять-таки актуализируется формирование желания стажера исследовать, его интереса к познавательным практикам. Инструментальное значение обретает аттрактивность повседневной outdoor-среды и исследовательско-образовательного процесса в их диалектическом единстве.

Методы взаимодействия между стажерами и научным руководителем выстраиваются на основе таких авторских технологий Скандинавского Института Академической Мобильности как перипатетический коучинг, перипатетический квест, интерактивный иммерсинг. Перипатетика — обучение во время прогулки. Традиции уходят корнями в историю древнегреческой философии к Аристотелю. Он вёл диалоги со своими учениками, прогуливаясь с ними по галереям школы. Термин «перипатетика» введён его последователями для обозначения учения Аристотеля. Но в буквальном смысле в переводе с древнегреческого «перипатетика» означает обучение в время прогулки [2].

С инструментальной точки зрения перипатетический квест как метод стажировок в условиях ограничительных мер и в целях апробации новых методов дистанционных взаимодействий предполагает высокий профессиональный уровень модератора квеста, осуществляющего дистанционно плановые видеокоммуникации со стажерами. Также очень важна технолого-инструментальная готовность стажеров к этому методу коммуникативного взаимодействия.

Во-первых, они сначала получают предварительно вводную инструкцию от супервайзера из Скандинавского Института Академической Мобильности о форме взаимодействия на перипатетическом квесте. Ее краткая суть заключается в том, что ежедневно в установленное время стажеру надо проверить электронную почту и забрать задание на перипатетический квэст дня, в котором будут поставлены исследовательские и поисковые задачи, маршрут движения и ориентировочно время прибытия в конечный пункт квеста. Будут указаны точки квеста, где следует выйти на связь с научным руководителем -модератором квеста. Выход на связь по WhatsApp - в видео-режиме. И здесь уже начинается коммуникативное перипатетическое взаимодействие [3].

Методика «перипатетический квест» была апробирована в ходе около 200 визитов стажеров из постсоветских стран в Финляндию в 2015-2019 годах. Апробация методики инновационных методов академической мобильности на «удаленке» «перипатетический квест» с заменой личного присутствия «в живую», научного руководителя, который выполняет важную роль создания необходимого раппорта, состояния включенности при непосредственном офф-лайн взаимодействии на дистанционного взаимодействие «из экрана» гаджетов запланирована Петербурге на октябрь 2020. Это педагогический исследовательский инструмент актвистских исследований. Когда актором выступают все исследователи — участники процесса [5].

Эмоционально-образное обучение предполагает методологически и академически обоснованный, тщательно продуманный менеджмент впечатлений, что создаёт соответствующий эмоционально-аттрактивный фон, который является базовой методологической «почвой» [7], в которую следует «сеять семена» ключевых положений образовательного контента программы интенсива.

Высокую степень аттрактивности и интерактивности создает правильно выстроенная работа стажера с учебно-методическим текстом, где представлена информация о нем самом. Поэтому мы уделяем особое внимание подготовке печатной продукции индивидуального учебно-методического сопровождения стажера-исследователя, выступающего в роли объекта и субъекта исследовательского стажировочного процесса в ходе краткосрочных инстесивов погружения в социальную повседневность комьюнити.

В октябре и ноябре 2020 года особый интерес у заказчиков получили программы стажировочного исследовательского интенсива-практикум от Скандинавского Института Академической мобильности «Петербург - окно в Европу цифровых инноваций» в течение 7 календарных дней в количестве 81 академического часа. Программа и методология стажировки основана на исследовательском индивидуальном иммерсинге (погружении) в повседневность петербургского мира университетов и образования. Общая тематическая платформа - «Цифра» в разнообразии встреч и трактовок: персональные экспертные встречи по междисциплинарной программе актуальных вопросов личностного развития профессионала сферы школьного образования» [3].

Экспертный состав: профессора и доценты брендовых университетов Петербурга, педагоги-активисты школ и учреждений дополнительного образования. Инновационные практики личностного развития и цифровые технологии осуществлялись на практике на площадке одного из новаторских центров Петербурга. Встречи с руководством и посещение центра (в случае нормы доступа по ограничительным мерам). Программы повышения квалификации в Институте Практической психологии «ИМАТОН».

Выводы. Резюмируя вышеизложенное по специфике организации профессиональных стажировок педагогов в смешанном формате, подчеркнем, выявленную эффективность методов: перипатетический коучинг, перипатетический квест, интерактивный иммерсинг.

В этих инновационных методах обучения интегрированы «живые» практики перипатетического квеста стажеров по образовательной траектории в Санкт-Петербурге с дигитальной (цифровой») дистанционной модерацией научного руководителя - модератора процесса перипатетического квеста из Финляндии. Модератор дистанционно, но визуально дистижимо через экран мобильных гаджетов стажеров формирует социально-психологический и дидактический эффект перипатетического квеста как способа повышения аттрактивности и интерактивности учебного процесса в условиях пост-классической модели образования и его цифровых трансформаций.

Следует подчеркнуть, что в разработке стажировочных программ для преподавательского состава любого уровня образовательных институций важно учитывать то, что пользователи этих программ обучались и преподавали в условиях классической системы образования, которая была ориентирована на массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и итоговое получение пакета конкретных знаний. Это сформировало мощные стереотипы, которые провоцируют появление индикаторов профессиональной деформации, а в ряде случаев формируют психологический барьер отчуждения к предлагаемым на стажировке методикам, явное или скрытое недоверие, определенный скепсис к изучаемой в процессе стажировки технологии или управленческой практике.

Постклассическая система образования ориентирована не на массовость, а на индивидуальность, исходит не из стабильности информации, знаний, методик, а из аксиомы о том, что в современном быстроменяющемся мире знания весьма неустойчивы. Традиционализму классической модели образования на смену пришло творчество. «Нормативность» заменена «неповторимостью». В постклассической модели, вместо «завершенности» осуществляется ориентир на «непрерывность». Если в классической модели цель обучения состоит в том, что преподаватель должен был выдать ученику, студенту пакет знаний, то в постклассической системе акценты делаются на ином. А именно - на самоцели слушателя, получающего в результате обучения собственные компетенции и самостоятельность.

Поэтому в новом стратегическом тренде инновационных форматов академической мобильности от Скандинавского института академической мобильности (Финляндия) реализуются стажировочные программы для педагогов средних школ, преподавателей вузов, молодых исследователей и опытных ученых, которые ориентированы на цели и ценности именно пост-классической, кредитно-модульной системы образования. Именно на такой педагогической парадигме и работают успешно технологии индивидуального подхода и развития, которые актуализируются в условиях «цифры» и «удаленки». Именно на принципах пост-классической модели образования выстраиваются технологии взаимодействия со стажерами-исследователями в пилотном проекте апробации инновационного формата академической мобильности в условиях ограничительных мер.

Литература:

1. Ахаян А.А. Педагогические проблемы эпохи информационного общества (материалы выступления) [Электронный ресурс] / А.А. Ахаян // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2014. - № S2. - С. 15.

2. Ванхемпинг, Э.Г. Научно-образовательные международные стажировки: исторический ракурс и актуальная корпоративная парадигма / Э.Г. Ванхемпинг // «Многомерность педагогической классики: отечественный и зарубежный опыт»: Сборник научных статей. - Оренбург-Актюбинск, ООО Агенство ПРЕССА, 2015. - С. 37-45

3. Ванхемпинг, Э.Г. Прыжок в «цифру»: трансформации образования в условиях глобальной дигитализации: монография / Э.Г. Ванхемпинг, С.В. Сальцева А.С. Сейдуманова — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. — 284 с.

4. Гнатышина, Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты / Е.В. Гнатышина, А.А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8. - С. 19-24.

5. Жданова С.Н. Социально-педагогические активитеты международных стажировок магистров // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 37-40.

6. Жданова, С.Н. Проектирование технологии социально-профессиональных достижений специалиста / С.Н. Жданова // Актуальные вопросы образования и науки: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Юком», 2014. - С. 57-61 [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=22274272

7. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М.: СЛОВО, 2020. - 261 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена личностной ориентации образовательного процесса как ключевого условия управления учебной и воспитательной деятельностью детей младшего школьного возраста. Выявляются специфические характеристики детей младшего школьного возраста, определяются сферы их интересов и деятельности, определяются их социальные роли. Кроме того, отдельное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу и его влиянию на современный образовательный процесс в начальной школе. Выявляется специфика управления учебной и воспитательной деятельностью детей младшего школьного возраста. В заключение статьи делается вывод о том, что личностная ориентация позволяет уделять внимание ключевым аспектам личностного развития ребёнка, охватить все его интересы, спектр его возможностей и потенциалов, способностей и важнейших сущностных характеристик.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, индивидуализация образования, управление учебной деятельностью школьников, педагогика начальной школы.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the phenomenon of personal orientation of the educational process as a key condition for the management of the educational and educational activities of children of primary school age. The specific characteristics of children of primary school age are revealed, the spheres of their interests and activities are determined, and their social roles are determined. In addition, special attention is paid to the personality-oriented approach and its influence on the modern educational process in primary school. The specificity of the management of educational and upbringing activities of primary school children is revealed. In conclusion, the article concludes that personal orientation allows you to pay attention to the key aspects of the child's personal development, to cover all his interests, the range of his capabilities and potentials, abilities and the most important essential characteristics.

Keywords: personality-oriented approach, individualization of education, management of educational activities of schoolchildren, pedagogy of elementary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.