Овчинников Ю.Д. ©
Доцент, кандидат технических наук, кафедра «Биомеханики и информатики» Кубанского государственного университета спорта и туризма
ВИЗУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье прослеживается проблема получения информации студентами в учебной дисциплине «Аудиовизуальные технологии обучения» Именно в этом предмете визуальная информация носит технологичный характер и должна превратиться в современный процесс получения знаний. Новые визуальные способы передачи информации инфографика и фризлайт позволяют показать предмет аудиовизуальных технологий в современном развитии, с методикой практического использования.
Ключевые слова: визуализация информации, способы обучения, инфографика, фризлайт, аудиовизуальные технологии обучения.
Keywords: visualization of information, ways of learning, infographics, freezelight, audiovisual technology training.
Аудиовизуальные технологии обучения учебная дисциплина, входящая в учебный план многих учебных заведений, пришедшая на смену техническим средствам обучения[1;2]. Необходимо отметить, что преподавание данного предмета требует не только серьезной технической оснащенности аудио и видео аппаратурой , но и методической подготовки. А именно, организация аудиторной и внеаудиторной работы, самостоятельной творческой и научной работы студентов по направлениям. Аудиовизуальные технологии стремительно развиваются и преподавателю важно проследить и выделить актуальные направления развития аудиовизуальных технологий, показать теоретические и практические аспекты использования [ 3;4 ]. Более того апробировать со студентами предложенную аудиовизуальную технологию и показать ее практическое значение: в повседневной жизни, для выполнения конкретного творческого задания, проведения научной и экспериментальной работы, а так же использования в будущей профессии.
Студенты освоили программы создания презентаций: скачал программу и фотографии и таким образом выполнил задание. Это элементарный уровень преподнесения информации по определенной теме. Существуют и другие более сложные визуальные способы передачи информации, получившие развитие в современных аудиовизуальных технологиях. Например, инфографику и фризлайт- новые визуальные способы передачи информации можно использовать в различной практической деятельности.
Инфографика - способ подачи любой информации в виде обобщенных данных и поданных зрителю в графической форме. При этом текст в инфографике присутствует, но как сопроводительный, и большая его часть заменяется на графические элементы.
Инфографика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и греч. урафгко^ — письменный, от греч. урафю — пишу) — это альтернативный способ подачи информации, данных и знаний[ 6 ].
Сторонники инфографики считают, что практически любую мысль можно выразить в этом жанре графики. Даже само понятие инфографики имеет свою инфографическую транскрипцию. В ней раскрывается суть жанра и работы над ним: «An т1^гарЫс is - Data Sorted Arranged Presented Visually», что можно перевести как «Инфографика - это Информация, Отсортированная, Организованная, Представленная визуально»[ 5 ].
©© Овчинников Ю.Д., 2014 г.
В газетах с помощью инфографики подается прогноз погоды, карты, планы местности, статистические данные. В журналах инфографика заменяет целые статьи - всего одна страница инфографики может содержать столько же информации, сколько 1-2 страницы текста. Новостные телепередачи и документальные фильмы на ТВ также снабжаются инфографикой. Современного человека окружает большое количество инфографики, это схемы метро, маршрутов общественного транспорта, карты музеев или зоопарков, иллюстрированные правила поведения в общественных местах.
Одним из примеров использования инфографики стало освещение олимпийских игр Сочи-2014. Видеоролик на их песню «Напомнить мне» полностью состоит из анимированной инфографики. Телевизионная реклама также может полностью состоять из анимированной инфографики. Яркий пример использования инфографики - бизнес-презентации. Многие компании используют приёмы инфографики для представления потенциальным партнерам своих услуг и товаров. Так называемая «концепция маэстро» помогает журналистам отбирать нужную информацию и правильно её подавать, она экономит их время и силы.
Сейчас невозможно себе представить большинство учебных пособий и самоучителей без инфографики. Основная цель инфографики — информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения. Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель, на какую целевую аудиторию рассчитана разработанная инфографика. Инфографика базируется на определённых законах построения информационной графики, поэтому далеко не каждое изображение с данными можно назвать инфографикой.
Как любая графика, инфографика должна быть удобочитаема, эстетически приемлема, приятна глазу, интересна зрителю, такая задача ставится студентам при выполнении практических заданий по созданию инфографики спортивных событий и событий, прошедших за неделю. Процесс создания инфографики включает 10 шагов и каждый из студентов пробует себя роли: дизайнера, редактора, аналитика:
1. Выбор темы будущего проекта
2. Исследования
3. Сбор информации
4. Анализ собранной информации
5. Поиск сюжета
6. Эскизирование идеи
7. Редактирование
8. Дизайн
9. Тестирование инфографики
10. Завершение работы, презентация .
Вся инфографика, делится на статичную и динамическую. И если первая подходит как для сайтов, так и для печатных СМИ, то динамическая инфографка содержит интерактивные элементы и анимацию может быть применена только на интернет-сайте. При создании инфографики часто используются такие интересные приемы и технологии как: трехмерная графика, рисование "руками" , интеграция в схемы фото (в том числе панорамных) и видео материалов, а также анимация.
Помимо классической статистики и карт, сегодня инфографика широко применяется и в качестве новостного продукта, интерактивная и анимированная инфографика.
особенностью которой является создание осмысленных образов и абстракций при помощи
Возникло целое направление - фризлайтинг - рисование светом[4,3]
Фризлайт делается в темноте. Фотоаппарат обязательно должен находиться на ровной, неподвижной поверхности. От этого зависит успех создания снимков техникой фризлайт. В идеале ровной поверхностью должен быть штатив, но если его нет, можно поставить на любую поверхность. Это нужно для того, чтобы избежать размытости и смазывания изображения
снимка. Время выдержки зависит от идеи рисунка, чем сложнее ваш рисунок, тем дольше будет выдержка. Сколько секунд длится Длительность выдержки кадра съемки, определяет длительность времени которым вы располагаете для создания рисунка техникой фризлайт.
Во фризлайте есть два основных метода создания рисунка: статический и динамический. При статическом методе фризлайта неподвижные предметы на короткое время подсвечиваются фонариком. При динамическом методе рисунок создается при движении источника света.
Для того чтобы в кадре не осталось рисующего человека, он должен успеть уйти из кадра до срабатывания вспышки. Если рисунок предполагает наличие человека в кадре, он должен быть неподвижным, чтобы избежать размытости изображения. Рисунок можно сопроводить информативным текстом. Фризлайт очень увлекательное и творческое занятие и каждый может попробовать себя в качестве фризлайтера.
Литература
1. Агошкова Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения [Текст]: метод. рекомендации /Г.С.Агошкова, Ю.Д.Овчинников.- Краснодар: КГУФКСТ,2014.- 22с.
2. Агошкова Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения: учебно-методическое пособие/ Г.С. Агошкова, Ю.Д. Овчиннков.- Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ,2012.-102с.
3. Агошкова Г.С. Актуальные направления в аудиовизуальных технологиях: учебно-методическое пособие/Г.С. Агошкова, Ю. Д. Овчинников.- Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ,2012.-42с.
4. Агошкова Г.С. Фризлайт и его особенности: учебно-методическое/ Г.С. Агошкова, Ю.Д. Овчинников - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2013.-35с.
5. Дэн Роэм «Практика визуального мышления»: [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infogra.ru/blog/inf_books/.
6. Инфографика — Википедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/ Инфографика копия.