УДК 378.14 ББК 74.480.25
Ю.Д. Овчинников МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Раскрываются методические особенности обучения с использованием различных аудиовизуальных технологий: инфографики, фризлайта в повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности на примере системы творческих заданий, способствующих развитию общекультурных и профессиональных компетенций. Показано влияние изучаемого «второстепенного» предмета. Представлены информационно-методические материалы выполненного задания.
Ключевые слова: аудиовизуальные технологии обучения, методы, техники, фриз-лайт, инфографика, творческие возможности, студенты, творческие задания.
ш
о
О с± 2
Аудиовизуальные технологии стремительно развиваются, и, естественно, возникает вопрос: как связать теорию с практикой, чтобы она была полезной и интересной для студентов [1; 2; 3]. И многие преподаватели приняли введение курса «Аудиовизуальные технологии обучения» пришедшего на смену курсу «Технические средства обучения» (ТСО). Между тем технические средства обучения изучаются и в курсе «Информатика»: компьютер, мультимедийная аппаратура, работа с интерактивной доской и др. Преподаватели не знают, как представить учебную программу и методически развивать курс «Аудиовизуальные технологии обучения». Задача видится в том, чтобы собрать воедино информацию о современных аудиовизуальных технологиях и в рамках учебного курса обучить простым методам и технологиям использования аудиовизуальных технологий в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Проблема состоит в том, чтобы студент был готов психологически понять и воспринять все этапы обучения аудиовизуальным технологиям, которые запланировал преподаватель.
Как показывает педагогический опыт, студенты относятся к курсу «Аудиовизу-
альные технологии обучения» не просто как к второстепенному предмету, а как к лишнему предмету, от которого надо поскорее избавиться, и для повышения мотивации в предмете была разработана система творческих заданий. Именно творческие задания показывают эффективность обучения: студенты видят результаты своего труда, если они выполняют творческое задание. Задания такого типа условно делятся на две группы:
1 группа - задания, выполняемые в аудитории;
2 группа - задания внеаудиторного характера.
Деление на две группы позволяет показать методические особенности курса, выполняемых заданий в аудитории и вне ее. В аудитории студенты больше стремятся выполнить групповые задания и показать свое умение работать в коллективе, но в групповых заданиях сложно выявить индивидуальные черты и профессиональные компетенции. Вне аудитории студенту приходится принимать решение самостоятельно о технологичности процесса фотографирования или видеозаписи и даже умении преподнести готовый материал. Неумение оформить эстетически собранный рабочий материал является не только преградой для
развития творческих возможностей, но и для формирования профессиональных компетенций. Студент не понимает, что означает на практике общекультурные и профессиональные компетенции, но видение итога работы, подведение конечных результатов в творческом задании -есть ни что иное, как механизм формирования компетенций общекультурных и профессиональных. Рассмотрим методику одного из творческих заданий, конечный результат, которого простраивает сам студент [4; 5].
Ежегодное творческое задание для студентов Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма специализации «Педагогика и психология» показало, что учебный курс «Аудиовизуальные технологии обучения» позволяет увидеть собственное творчество в Новый год, каждый год другими глазами...
«Елки бывают разные» получило название творческое задание, выполненное студентами, которое можно назвать творческим проектом. Фотографий елок было сделано не одна и не две, а несколько десятков и все они выполнены в разных техниках. Но задача для студентов состояла в том, чтобы не только выбрать правильный ракурс объекта и сделать четким изображение, чтобы оно было пригодно для дальнейшего использования, но и придумать описание, помогающее понять суть не только фотографии, но и происходящего события. Результаты порадовали прежде всего самих студентов, так как это были фотографии не из интернета, а реальные, информация о событии представлена ярко, образно. Приведем некоторые их них.
1. «Традиционная Елка на городской площади г. Краснодара. Это пластиковые шары определенного цвета, но в этом 2014 году елка украшена красными бантами с буквой «Е» (Краснодар - Екатеринодар), а вокруг елки разместились олимпийские символы: леопард, мишка и зайка со стильным синим бантом «Сочи-2014 г.». Живая
елка, а рядом с ней - белый здоровяк Снеговик.
2. Самые замечательные новогодние елки жили при храме Александра Невского. Семейство разноцветных елок поздравляло горожан с Новым годом и Рождеством Христовым! Дети и взрослые гурьбой приходили посмотреть и оставить себе фото на память о радостной веселой елке.
3. В центре площадки большая красавица из клубков ниток с вершиной из носков и зовут ее «Бабушкина Елка». Красивая и добрая, как бабушка.
4. Лошадка в деревянных санях сидит с часами возле маленькой елки с сине-красными шарами и возвещает, что наступил, год Лошади.
5. Рядышком символ «Голубого огонька» белая елочка, увешанная зубной пастой и зубными щетками.
6. На дорожке в углу притаилась елочка из железных пил.
7. На другой дорожке железная инсталляция из серебра.
8. Маленькая деревянная елочка с конфетками и денежками свидетельствует о том, что наступивший ГОД будет сладким и денежным.
9. Деньги в Дом! Под таким девизом живет другая елочка, из зеленого забора и разноцветных деревянных домиков с синичками и денежками. А еще на зеленом заборе написаны добрые пожелания.
10. Много ли строится домов в городе Краснодаре, расскажет елка, украшенная строительными инструментами: касками, ведрами, симпатичными красными совочками.
11. Высокая зеленая елка из пластиковых бутылок показывает, много ли производится питьевой воды для горожан.
12. Экстремальные виды спорта развиты в Краснодаре, в парке «30 Победы» сооружена даже специальная площадка для молодежи занимающейся экстремальными видами спорта. И такая «экстремальная елка» из велосипедных колес и защитных шлемов прижилась в елочной семейке.
ф
т ^
ю о
X к
о ц
0
1
X ф
н X _0 I _0
го ^
СО ^
со
о ^
го
-О
ч
о
X
ч
0
с
ф
_0
1 I
о ^
го ш о
о го
о ф
т ^
о
13. Средства массовой информации поздравили горожан креативными елками. Одна из дисков от радио «КАЗАК» и 9 канала (НТК), а другая подарок кубанской прессы - пирамида из кубанских газет.
14. Бабушки кружились вокруг русской красавицы, оформленной в русском народном стиле: с шарами под хохлому, с грибками, сапожками и прихватками -«Русская красавица».
15. Дедушки нашли свою «Казачью елку», украшенную варениками, кринками и петухами.
16. Внуки облюбовали елку из мягких игрушек.
17. Следует особо отметить конструкцию елки: на вершине два деда мороза и ряды игрушек. Ряд розовых хрюшек, следующий ряд пингвинов, последующий ряд - в нем сидят только стильные желтые коты в красных сапогах. Последующий ряд любимых детьми персонажей Хрюши, Фили, Степашки. В каждом ряду от 20 до 50 штук одного персонажа (вида) игрушек. Дети разных возрастов в бурном восторге и каждый стремится сфотографироваться, прочесть стих, спеть песенку. Зимняя красавица украшена розовыми и белыми цветами из перьев. Эта елка «Зимняя фантазия». Технология изготовления роз из перьев необычна и выглядит очень красиво.
18. Министерство культуры Краснодарского края представило свое музыкальное поздравление. Вершину величает скрипичный ключ, кассеты с любимыми комедиями, томиками классиков, картинами и, конечно, туфельками для Золушки серого, бежевого цветов. Получилась целая современная сказка.
19. Департамент Краснодарского края по туризму «усадил» Лошадь в чемодан и украсил елку бархатными шарами голубого и желтого цветов, символизиру-
в ющее яркое солнце Кубани со слоганом | «Найди место под солнцем». Зимний ма-1 ленький Дед Мороз рядышком притаился 5 на ветке, да и не один. А вокруг елки зо-^ лотистые и серебряные чемоданы. Такое !2 волшебное чудо горожане увидели впер-
вые, на храмовой площади «Александра Невского» разместились 22, непохожие друг на друга елки ручной работы.
Этот материал был использован как новогодний дизайн для оформления аудитории и для подарков, фотографии елок составили необычный размер 40х60 мм. Фотографируется не только объект в целом, но и его отдельные фрагменты, новогодняя атрибутика крупным планом. Более того, с такой новогодней тематикой и качественным фотоматериалом удобно и интересно работать в технике фризлайта [6] и инфографики [7]. В изучаемом нами вопросе принципиальными являются взгляды Г.С. Агошковой [1; 2; 3], А.С. Плотниковой [8], Л. Терешиной [9]. И мы, соглашаясь с их точкой зрения, отметим, что данные виды дизайна это современные направления в аудиовизуальных технологиях и очень привлекают молодежь. Ошибочно считать, что с данными техниками могут знакомиться только студенты, обучающиеся изготовлению рекламы.
Таким образом, раскрывая сущность аудиовизуальных технологий, в нашем исследовании мы придерживаемся следующих позиций:
1) фризлайт - это рисование светом и если знать технологию его использования, то великолепно можно использовать при оформлении различных праздников в образовательных учреждениях [8; 9];
2) инфографика - вид современного графического дизайна, используется в основном как иллюстрация для СМИ, в том числе, электронных.
3) инфографика - способ подачи любой информации в виде обобщенных данных и поданных зрителю в графической форме. При этом текст в ин-фографике присутствует, но как сопроводительный, и большая его часть заменяется на графические элементы. Инфографика на современном этапе
обучения выступает как альтернативный способ подачи информации, данных и знаний [6; 7]. С помощью инфографи-
ки была рассмотрена на занятиях тема «Зимняя Олимпиада 2014 года » и по собранным материалам подготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Инфографика олимпийских игр».
Аудиовизуальные технологии обучения показывают, как собранный студентами и преподавателем аудиовизуальный материал целесообразно использовать не только в личных архивах, но и при составлении презентаций для детей, оформления залов, выпуска рекламной продукции, и конечно передачи творческого опыта коллегам-педагогам. А именно из какого материала можно соорудить елку в детском учреждении, целом городе и собственном доме. Трансляция педагогического опыта преподавателя возможна не только через проведение семинара, но и через публикацию материалов творческих заданий по учебным курсам, ибо тогда повышается социальная и общественная значимость «второстепенных курсов» и открываются пути творческой и профессиональной реализации студентов. Профессиональные компетенции в учебном курсе «Аудиовизуальные технологии обучения» представляет собой соотношение: 30% теории и 70% творческого практического содружества преподавателя и студентов.
В заключение приводим для тех, кто заинтересовался описанными современными в дизайне технологиями и самими работами адрес сайта, где размещен информационно-методический материал творческого задания «Елки бывают разные» - kgafk.ru (официальный сайт Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма). Редакция журнала сделала медиаприложение. Библиографический список.
1. Агошкова Г.С., Овчинников Ю.Д. Аудиовизуальные технологии обучения: метод. рекомендации. - Краснодар: КГУФКСТ, 2014.
2. Агошкова Г.С., Овчинников Ю.Д. Аудиовизуальные технологии обучения: учебно-метод. пособие. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2012.
3. Агошкова Г.С., Овчинников Ю.Д. Актуальные направления в аудиовизуальных технологиях: учебно-методическое пособие. - Крснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2012.
4. Овчинников Ю.Д. Вариативность заданий в аудиовизуальных технологиях обучения // Педагогика и современность. 2014. №1.
5. Овчинников Ю.Д. Визуальные способы передачи информации в аудиовизуальных технологиях обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 03(62).
6. Овчинников Ю.Д., Агошкова Г.С. Фризлайт и его особенности: учебно-методическое пособие. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2013.
7. Овчинников Ю.Д. Инфографика в аудиовизуальных технологиях обучения // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практ. конф. 28 февраля 2014 г.: в 12 частях. Часть 1; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014.
8. Овчинников Ю.Д., Плотникова А.С. Фризлайт-новое направление в аудиовизуальной культуре // (тезисы) XXXVII научная конференция студентов и молодых ученых вузов южного федерального округа (декабрь 2009 г. - март 2010 г.).
9. Овчинников Ю.Д., Терешина Л. О технике фризлайта (тезисы) // Научная и научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава КГУФКСиТ (27 апреля - 23 мая 2012 г. г. Краснодар).
10. Овчинников Ю.Д., Шульга Я.О. Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях // Молодой ученый. 2014. № 6.
ф
т ^
ю о X к
о ц
0
1
X ф
н X _0 I _0
го ^
СО ^
со
о ^
го
.0 ч
о
X
ч
о
с
ф
_0
го ш
0
1
ф
с
о го
о ф
т ^
о