Научная статья на тему 'Методические аспекты и инновационные подходы в аудиовизуальных технологиях обучения'

Методические аспекты и инновационные подходы в аудиовизуальных технологиях обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ / ТЕХНИКИ / ФРИЗЛАЙТ / ИНФОГРАФИКА / ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич

Раскрываются методические особенности обучения с использованием различных аудиовизуальных технологий: инфографики, фризлайта в повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности на примере системы творческих заданий, способствующих развитию общекультурных и профессиональных компетенций. Показано влияние изучаемого «второстепенного» предмета. Представлены информационно-методические материалы выполненного задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Aspects and Innovative Approaches in Audiovisual Training Technology

In the article discusses how to increase the motivation of students to the study of “Audiovisual Learning Technologies». The author reveals the methodological features of the study using various audiovisual technologies: infographics, freezelight in everyday life, the future professional activity system as an example of creative jobs. Creative task, devoted to new year holiday, teaches students how to collect and aesthetically present the material so that the student sees the results of his work, and begins to understand the mechanism of development of common cultural and professional competences, which affects the increase of the social significance of study a minor subject. In conclusion, the article presents information and methodological materials.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты и инновационные подходы в аудиовизуальных технологиях обучения»

УДК 378.14 ББК 74.480.25

Ю.Д. Овчинников МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ

Раскрываются методические особенности обучения с использованием различных аудиовизуальных технологий: инфографики, фризлайта в повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности на примере системы творческих заданий, способствующих развитию общекультурных и профессиональных компетенций. Показано влияние изучаемого «второстепенного» предмета. Представлены информационно-методические материалы выполненного задания.

Ключевые слова: аудиовизуальные технологии обучения, методы, техники, фриз-лайт, инфографика, творческие возможности, студенты, творческие задания.

ш

о

О с± 2

Аудиовизуальные технологии стремительно развиваются, и, естественно, возникает вопрос: как связать теорию с практикой, чтобы она была полезной и интересной для студентов [1; 2; 3]. И многие преподаватели приняли введение курса «Аудиовизуальные технологии обучения» пришедшего на смену курсу «Технические средства обучения» (ТСО). Между тем технические средства обучения изучаются и в курсе «Информатика»: компьютер, мультимедийная аппаратура, работа с интерактивной доской и др. Преподаватели не знают, как представить учебную программу и методически развивать курс «Аудиовизуальные технологии обучения». Задача видится в том, чтобы собрать воедино информацию о современных аудиовизуальных технологиях и в рамках учебного курса обучить простым методам и технологиям использования аудиовизуальных технологий в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Проблема состоит в том, чтобы студент был готов психологически понять и воспринять все этапы обучения аудиовизуальным технологиям, которые запланировал преподаватель.

Как показывает педагогический опыт, студенты относятся к курсу «Аудиовизу-

альные технологии обучения» не просто как к второстепенному предмету, а как к лишнему предмету, от которого надо поскорее избавиться, и для повышения мотивации в предмете была разработана система творческих заданий. Именно творческие задания показывают эффективность обучения: студенты видят результаты своего труда, если они выполняют творческое задание. Задания такого типа условно делятся на две группы:

1 группа - задания, выполняемые в аудитории;

2 группа - задания внеаудиторного характера.

Деление на две группы позволяет показать методические особенности курса, выполняемых заданий в аудитории и вне ее. В аудитории студенты больше стремятся выполнить групповые задания и показать свое умение работать в коллективе, но в групповых заданиях сложно выявить индивидуальные черты и профессиональные компетенции. Вне аудитории студенту приходится принимать решение самостоятельно о технологичности процесса фотографирования или видеозаписи и даже умении преподнести готовый материал. Неумение оформить эстетически собранный рабочий материал является не только преградой для

развития творческих возможностей, но и для формирования профессиональных компетенций. Студент не понимает, что означает на практике общекультурные и профессиональные компетенции, но видение итога работы, подведение конечных результатов в творческом задании -есть ни что иное, как механизм формирования компетенций общекультурных и профессиональных. Рассмотрим методику одного из творческих заданий, конечный результат, которого простраивает сам студент [4; 5].

Ежегодное творческое задание для студентов Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма специализации «Педагогика и психология» показало, что учебный курс «Аудиовизуальные технологии обучения» позволяет увидеть собственное творчество в Новый год, каждый год другими глазами...

«Елки бывают разные» получило название творческое задание, выполненное студентами, которое можно назвать творческим проектом. Фотографий елок было сделано не одна и не две, а несколько десятков и все они выполнены в разных техниках. Но задача для студентов состояла в том, чтобы не только выбрать правильный ракурс объекта и сделать четким изображение, чтобы оно было пригодно для дальнейшего использования, но и придумать описание, помогающее понять суть не только фотографии, но и происходящего события. Результаты порадовали прежде всего самих студентов, так как это были фотографии не из интернета, а реальные, информация о событии представлена ярко, образно. Приведем некоторые их них.

1. «Традиционная Елка на городской площади г. Краснодара. Это пластиковые шары определенного цвета, но в этом 2014 году елка украшена красными бантами с буквой «Е» (Краснодар - Екатеринодар), а вокруг елки разместились олимпийские символы: леопард, мишка и зайка со стильным синим бантом «Сочи-2014 г.». Живая

елка, а рядом с ней - белый здоровяк Снеговик.

2. Самые замечательные новогодние елки жили при храме Александра Невского. Семейство разноцветных елок поздравляло горожан с Новым годом и Рождеством Христовым! Дети и взрослые гурьбой приходили посмотреть и оставить себе фото на память о радостной веселой елке.

3. В центре площадки большая красавица из клубков ниток с вершиной из носков и зовут ее «Бабушкина Елка». Красивая и добрая, как бабушка.

4. Лошадка в деревянных санях сидит с часами возле маленькой елки с сине-красными шарами и возвещает, что наступил, год Лошади.

5. Рядышком символ «Голубого огонька» белая елочка, увешанная зубной пастой и зубными щетками.

6. На дорожке в углу притаилась елочка из железных пил.

7. На другой дорожке железная инсталляция из серебра.

8. Маленькая деревянная елочка с конфетками и денежками свидетельствует о том, что наступивший ГОД будет сладким и денежным.

9. Деньги в Дом! Под таким девизом живет другая елочка, из зеленого забора и разноцветных деревянных домиков с синичками и денежками. А еще на зеленом заборе написаны добрые пожелания.

10. Много ли строится домов в городе Краснодаре, расскажет елка, украшенная строительными инструментами: касками, ведрами, симпатичными красными совочками.

11. Высокая зеленая елка из пластиковых бутылок показывает, много ли производится питьевой воды для горожан.

12. Экстремальные виды спорта развиты в Краснодаре, в парке «30 Победы» сооружена даже специальная площадка для молодежи занимающейся экстремальными видами спорта. И такая «экстремальная елка» из велосипедных колес и защитных шлемов прижилась в елочной семейке.

ф

т ^

ю о

X к

о ц

0

1

X ф

н X _0 I _0

го ^

СО ^

со

о ^

го

ч

о

X

ч

0

с

ф

_0

1 I

о ^

го ш о

о го

о ф

т ^

о

13. Средства массовой информации поздравили горожан креативными елками. Одна из дисков от радио «КАЗАК» и 9 канала (НТК), а другая подарок кубанской прессы - пирамида из кубанских газет.

14. Бабушки кружились вокруг русской красавицы, оформленной в русском народном стиле: с шарами под хохлому, с грибками, сапожками и прихватками -«Русская красавица».

15. Дедушки нашли свою «Казачью елку», украшенную варениками, кринками и петухами.

16. Внуки облюбовали елку из мягких игрушек.

17. Следует особо отметить конструкцию елки: на вершине два деда мороза и ряды игрушек. Ряд розовых хрюшек, следующий ряд пингвинов, последующий ряд - в нем сидят только стильные желтые коты в красных сапогах. Последующий ряд любимых детьми персонажей Хрюши, Фили, Степашки. В каждом ряду от 20 до 50 штук одного персонажа (вида) игрушек. Дети разных возрастов в бурном восторге и каждый стремится сфотографироваться, прочесть стих, спеть песенку. Зимняя красавица украшена розовыми и белыми цветами из перьев. Эта елка «Зимняя фантазия». Технология изготовления роз из перьев необычна и выглядит очень красиво.

18. Министерство культуры Краснодарского края представило свое музыкальное поздравление. Вершину величает скрипичный ключ, кассеты с любимыми комедиями, томиками классиков, картинами и, конечно, туфельками для Золушки серого, бежевого цветов. Получилась целая современная сказка.

19. Департамент Краснодарского края по туризму «усадил» Лошадь в чемодан и украсил елку бархатными шарами голубого и желтого цветов, символизиру-

в ющее яркое солнце Кубани со слоганом | «Найди место под солнцем». Зимний ма-1 ленький Дед Мороз рядышком притаился 5 на ветке, да и не один. А вокруг елки зо-^ лотистые и серебряные чемоданы. Такое !2 волшебное чудо горожане увидели впер-

вые, на храмовой площади «Александра Невского» разместились 22, непохожие друг на друга елки ручной работы.

Этот материал был использован как новогодний дизайн для оформления аудитории и для подарков, фотографии елок составили необычный размер 40х60 мм. Фотографируется не только объект в целом, но и его отдельные фрагменты, новогодняя атрибутика крупным планом. Более того, с такой новогодней тематикой и качественным фотоматериалом удобно и интересно работать в технике фризлайта [6] и инфографики [7]. В изучаемом нами вопросе принципиальными являются взгляды Г.С. Агошковой [1; 2; 3], А.С. Плотниковой [8], Л. Терешиной [9]. И мы, соглашаясь с их точкой зрения, отметим, что данные виды дизайна это современные направления в аудиовизуальных технологиях и очень привлекают молодежь. Ошибочно считать, что с данными техниками могут знакомиться только студенты, обучающиеся изготовлению рекламы.

Таким образом, раскрывая сущность аудиовизуальных технологий, в нашем исследовании мы придерживаемся следующих позиций:

1) фризлайт - это рисование светом и если знать технологию его использования, то великолепно можно использовать при оформлении различных праздников в образовательных учреждениях [8; 9];

2) инфографика - вид современного графического дизайна, используется в основном как иллюстрация для СМИ, в том числе, электронных.

3) инфографика - способ подачи любой информации в виде обобщенных данных и поданных зрителю в графической форме. При этом текст в ин-фографике присутствует, но как сопроводительный, и большая его часть заменяется на графические элементы. Инфографика на современном этапе

обучения выступает как альтернативный способ подачи информации, данных и знаний [6; 7]. С помощью инфографи-

ки была рассмотрена на занятиях тема «Зимняя Олимпиада 2014 года » и по собранным материалам подготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Инфографика олимпийских игр».

Аудиовизуальные технологии обучения показывают, как собранный студентами и преподавателем аудиовизуальный материал целесообразно использовать не только в личных архивах, но и при составлении презентаций для детей, оформления залов, выпуска рекламной продукции, и конечно передачи творческого опыта коллегам-педагогам. А именно из какого материала можно соорудить елку в детском учреждении, целом городе и собственном доме. Трансляция педагогического опыта преподавателя возможна не только через проведение семинара, но и через публикацию материалов творческих заданий по учебным курсам, ибо тогда повышается социальная и общественная значимость «второстепенных курсов» и открываются пути творческой и профессиональной реализации студентов. Профессиональные компетенции в учебном курсе «Аудиовизуальные технологии обучения» представляет собой соотношение: 30% теории и 70% творческого практического содружества преподавателя и студентов.

В заключение приводим для тех, кто заинтересовался описанными современными в дизайне технологиями и самими работами адрес сайта, где размещен информационно-методический материал творческого задания «Елки бывают разные» - kgafk.ru (официальный сайт Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма). Редакция журнала сделала медиаприложение. Библиографический список.

1. Агошкова Г.С., Овчинников Ю.Д. Аудиовизуальные технологии обучения: метод. рекомендации. - Краснодар: КГУФКСТ, 2014.

2. Агошкова Г.С., Овчинников Ю.Д. Аудиовизуальные технологии обучения: учебно-метод. пособие. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2012.

3. Агошкова Г.С., Овчинников Ю.Д. Актуальные направления в аудиовизуальных технологиях: учебно-методическое пособие. - Крснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2012.

4. Овчинников Ю.Д. Вариативность заданий в аудиовизуальных технологиях обучения // Педагогика и современность. 2014. №1.

5. Овчинников Ю.Д. Визуальные способы передачи информации в аудиовизуальных технологиях обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 03(62).

6. Овчинников Ю.Д., Агошкова Г.С. Фризлайт и его особенности: учебно-методическое пособие. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2013.

7. Овчинников Ю.Д. Инфографика в аудиовизуальных технологиях обучения // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практ. конф. 28 февраля 2014 г.: в 12 частях. Часть 1; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014.

8. Овчинников Ю.Д., Плотникова А.С. Фризлайт-новое направление в аудиовизуальной культуре // (тезисы) XXXVII научная конференция студентов и молодых ученых вузов южного федерального округа (декабрь 2009 г. - март 2010 г.).

9. Овчинников Ю.Д., Терешина Л. О технике фризлайта (тезисы) // Научная и научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава КГУФКСиТ (27 апреля - 23 мая 2012 г. г. Краснодар).

10. Овчинников Ю.Д., Шульга Я.О. Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях // Молодой ученый. 2014. № 6.

ф

т ^

ю о X к

о ц

0

1

X ф

н X _0 I _0

го ^

СО ^

со

о ^

го

.0 ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

ч

о

с

ф

_0

го ш

0

1

ф

с

о го

о ф

т ^

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.