Научная статья на тему 'Предметные технологии и проблема межпредметного взаимодействия'

Предметные технологии и проблема межпредметного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметные технологии и проблема межпредметного взаимодействия»

Овчинников Юрий Дмитриевич,

Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, кафедра биомеханики и информатики, кандидат технических наук, старший преподаватель, г.Краснодар

Предметные технологии и проблема межпредметного взаимодействия

Учебный предмет (дисциплина) на современном этапе представляет целый технологический процесс, сутью которого является предоставление услуг. В конечном итоге предоставляемые услуги, обладают маркетинговыми, а значить и товарными свойствами: предмет наполняется входящей и исходящей информацией, которая

систематизируется, подвергается анализу и позиционируется в различном виде. Огромную роль играет метод подачи, предоставления информации в учебном процессе. Информация позиционируется не просто как знания, а универсальный товар, с помощью которого развиваются умения и практические навыки по конкретному предмету. Фактор товарности очень важен для информационного обмена в учебном процессе. Основная проблема в учебном предмете состоит в том, что студент считает, ему дают не всегда нужную информацию, а преподаватель наоборот считает ее значительной и важной. Проблема перенасыщенности информацией в учебном курсе и степень ее восприятия обучающими становится актуальной, так как совместными усилиями преподаватель и студент должны произвести технологичный продукт полного цикла, который выглядит следующим образом (специалист = знания+умения+практические навыки).

На практике преподаватель в конечном итоге производит не один продукт, а несколько по числу преподаваемых дисциплин на кафедре и обучающихся студентов и этим уже показывает свою результативность и эффективность.

Проблема технологичности предмета (курса) является наиболее актуальной на современном этапе, в связи с тем, что преподаватель ведет не один курс (предмет), а два или три. Возникает задача выстраивания межпредметного взаимодействия. Для студента проблема межпредметного взаимодействия становится не просто актуальной, а практически значимой, т.к. в каждую рабочую программу курса (дисциплины) включены общекультурные и профессиональные компетенции [6,7Д0].Учитывая данную проблематику, было проведено методическое исследование.

Целью исследования являлось изучение влияния межпредметного взаимодействия двух дисциплин в учебном процессе (у одного преподавателя).

Сравнивались две дисциплины (метод сравнения):

«Биомеханика двигательной деятельности»;

«Аудиовизуальные технологии обучения».

Инструментарий для исследования:

- Рабочие программы;

- Методические материалы для проведения заданий (лабораторные работы, рефераты, контрольные задания).

В курсе «Биомеханика двигательной деятельности» изучаются теоретические основы содержания и управления двигательными действиями человека, его двигательный аппарат, соединения звеньев, их степени свободы, биомеханика мышц, двигательные качества спортсмена, факторы определяющие проявление двигательных качеств и биомеханические требования к их воспитанию, методы и средства контроля и анализа [4,12,13]. Среди различных видов двигательной деятельности определяются: сохранение положения тела человека и движения на месте, циклические и ациклические локомоции, механизм создания и управления вращательным движением. Из переместительных движений основу составляют биомеханика бросков и метаний. Специальными вопросами являются основные показатели спортивно-технического мастерства, особенности двигательных возможностей человека. Предметом курса «Биомеханика двигательной деятельности» является двигательная деятельность человека [4,7,9,12].

Таким образом, целью и задачей курса выступает изучение основ движений, организации и управления движений, качественного и количественного содержания двигательных действий. Освоение навыков биомеханического анализа двигательной деятельности человека для практического их использования.

Аудиовизуальные технологии обучения, с одной стороны, выступают как технологический процесс, а с другой, как самостоятельный учебный курс [1.с.3-6,2,3].

Использование аудиовизуальных технологий обучения в учебной дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности» позволило объективно представить учебный процесс как технологический творческий процесс:

1.Использование видеосьемки в лабораторных работах;

2.Создание презентаций по темам курса (индивидуальное задание);

3.Запись студентами видео лекции по предмету «Биомеханика двигательной деятельности» (показала, как воспринимается лекция студентами);

4.Элементы электронного учебника могут выступать как банк для хранения лабораторных данных;

5.Создание видеоряда практических работ, с целью проведения мининаучных исследований по различным темам учебной программы;

6.Интерактивные доски и обычная доска с мелом. Интерактивная доска способна хранить написанную информацию в памяти и эта функция облегчает работу преподавателя;

7.Проэктор помогает использовать заранее заготовленные чертежи, схемы движений на лекциях, важно при этом выстроить систему подачи информации;

8.Использование аудиовизуальных технологий обучения в профильных дисциплинах позволяет проводить на более высоком уровне экспериментальную работу.

Таким образом, целью и задачей курса «Биомеханика двигательной деятельности» выступает изучение основ движений, организации и управления движений, качественного и количественного содержания двигательных действий. Освоение навыков биомеханического анализа двигательной деятельности человека для практического их использования. Знакомство с основами двигательной деятельности по курсу «Аудиовизуальные технологии обучения»

показало не только практический интерес к правильным движениям, но и определило новые возможности в формировании тем рефератов по курсу. Например. «Исследование движений человека с помощью аудиовизуальных технологий».

«Аудиовизуальные технологии обучения для развития различных групп мышц».

«Аудиовизуальные технологии в посттравматическом периоде». Следует отметить, что на первоначальном этапе проводится съемка движений несколько картинок с разных ракурсов и эти движения требуют проведения сравнительного анализа. В процессе исследования давались задания, и отслеживалось технологичность выполнения.

В исследовании участвовало 50 человек.

1.Подготовка информационных материалов:

- сбор и обработка информации - 29 человек.

2.Работа с материалом:

- проведение сравнительного анализа по материалу - 15 человек.

3.Завершение работы с материалами.

- предоставление информации в научном контексте (с использованием научных терминов) и пониманием того, что сделано и где в дальнейшем возможно использовать материал в научных целях -1 человек;

- перспективные информационные материалы - 7 человек;

- эстетичное оформление информации -14 человек.

Сравнительный анализ полученных результатов: исследования провели пять студентов, но описать полученные результаты с использованием научной терминологии смог только один студент Р.Бельков. Он использовал не просто сравнительный анализ с описательным методом, но и элементы других биомеханических методов, и в частности метод «Биомеханика спорта».

К сожалению, скачивание статей из интернета не учит студентов методике сравнительного анализа. Студенты в большинстве своем приходят в высшее учебное заведение из школы с методикой зазубривания учебного материала и, следовательно, с навыками формирования краткосрочной памяти. Необходимо не зазубривать материал, а научиться понимать его, в соответствии с требованиями логико-компетентностного подхода в предмете [10.с. 144].

Аудиовизуальные технологии обучения изучаются по специальности «Педагогика и психология» и по функциональному назначению носят больше информационно -методический характер, чем учебно-методический характер, так как слишком маленький объем часов по программе и минимальная техническая оснащенность [1.с. 11]. В предмете «Биомеханика двигательной деятельности» аудиовизуальные технологии составляют внутреннюю систему, технологию предмета, с помощью которой проводятся учебные исследования, например, лабораторные работы [5,6,7].

Рассмотрение биомеханики с точки зрения проектных технологий позволяет рассматривать различные методы исследования и изучать предметные технологии, но студент психологически должен быть готовым завершить самостоятельно начатую работу не в один момент, а пошагово, понимая, зачем и для чего он это делает. [6,7,8,11].

Литература

1. АгошковаГ.С. Аудиовизуальные технологии обучения [Текст]: метод.рекомендации / Г.С. Агошкова, Ю.Д.Овчинников. Краснодар: КГУФКСТ,2014. с.22.

2. Агошкова Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения: учебно-методическое пособие/ Г.С.Агошкова, Ю.Д. Овчинников. Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ,2012.102с.

3. Агошкова Г.С. Актуальные направления в аудиовизуальных технологиях: учебнометодическое пособие/Г.С. Агошкова, Ю.Д.Овчинников. Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ,2012. с.42.

4.Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности (Текст): учеб.-метод. пособие / Ю. Д. Овчинников. Краснодар: КГУФКСТ, 2013. с.40.

5. Овчинников Ю. Д. Проектные технологии в высших учебных заведениях спортивного направления // Тезисы докладов хххх научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа [Тест]: материалы конференции / ред. коллегия Г. Д. Алексанянц, А.И. Погребной, Л.И.Просоедова. Ч.2. Краснодар: КГУФКСТ, 2013. с.180.

6. Овчинников Ю. Д. Проектные технологии: создание уровневой системы. [Текст] / Ю.Д.Овчинников // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 7. с. 115-117.

7. Овчинников Ю.Д. Биомеханика в проектных технологиях. [Текст] / Ю. Д.

Овчинников // Физическая культура, спорт-наука и практика.2013. № 3.с.32-35.

8.Овчинников Ю.Д. Педагогическая биомеханика как система развития движений//Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» (30 сентября 2013г.). Часть.26.Тамбов.2013. с.110-111.

9. Овчинников Ю.Д. Биомеханические основы двигательных качеств//Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСиТ. Краснодар: КГУФКСиТ,2013. с.188-191.

10. Овчинников Ю.Д. Логико-компетентностный подход: общекультурные и профессиональные компетенции. [Текст] / Ю. Д. Овчинников // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2013.№ 5. с.144-145.

11. Овчинников Ю.Д.Трансформация предметных технологий в профессиональную деятельность // журнал «Альманах современной науки и образования» № 10,2013.с. 128129.

12.Овчинников Ю.Д. Биомеханика двигательной деятельности Методические рекомендации выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения. КГУФКСТ,г.Краснодар,2013г. с.40.

13. ПоповГ.И. Биомеханика двигательной деятельности: учеб. для студ.учреждений высш.проф.образования / Г.И.Попов,А.В.Самсонова.М.: Издательский центр «Академия», 2011. с.320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.