Научная статья на тему 'Логико-компетентностный подход к изучению предметов спортивного профиля'

Логико-компетентностный подход к изучению предметов спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЕТОД ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТА / LOGICAL AND COMPETENCY APPROACH / BIOMECHANICS OF THE LOCOMOTOR ACTIVITY / KNOWLEDGE / SKILLS / PROFESSIONAL AND GENERAL CULTURAL COMPETENCES / METHOD OF DESIGN TECHNOLOGY / LEVELS OF PROJECT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич

В статье рассматривается логико-компетентностный подход к изучению предметов спортивного профиля классической направленности на примере учебного курса «Биомеханика двигательной деятельности». Показана взаимосвязь общекультурных и профессиональных компетентностей с базовой информацией через модульную систему с использованием проектных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGICAL AND COMPETENCY APPROACH IN LEARNING SPORTS DISCIPLINES

The article demonstrates the propriety of applying the logical and competency approach instudying sports disciplines by example of the course «Biomechanics of the locomotor activity». The interrelation between cultural and professional competences and the basic information through a modular system, step0by0step algorithm of skills is shown.

Текст научной работы на тему «Логико-компетентностный подход к изучению предметов спортивного профиля»

Факты, комментарии, заметки

159

Ю.Д. ОВЧИННИКОВ, к. техн. наук

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Логико-компетентностный подход к изучению предметов спортивного профиля

В статье рассматривается логико-компетентностный подход к изучению предметов спортивного профиля классической направленности на примере учебного курса «Биомеханика двигательной деятельности ». Показана взаимосвязь общекультурных и профессиональных компетентностей с базовой информацией через модульную систему с использованием проектных методов.

Ключевые слова: логико-компетентностный подход, биомеханика двигательной деятельности, знания, умения, навыки, профессиональные и общекультурные компетентности, метод проектных технологий, уровни освоения проекта

Актуальность данной темы продиктована необходимостью обеспечения тесной взаимосвязи теории с практикой в учебном процессе. «Биомеханика двигательной деятельности » является классическим базовым курсом для всех специальностей в вузах спортивного профиля, который предполагает выполнение студентами различных заданий (лабораторных, расчетно-графических работ, участие в экспериментах и научных исследованиях) как в аудиториях, так и самостоятельно [1; 2] . Как показывает многолетний опыт преподавания, из-за сложности базовых понятий курса студенты не всегда адекватно усваивают предмет, но в то же время стремятся овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками из-за большой практической значимости биомеханики движений в спортивных достижениях. Упрощать предмет нельзя, ибо необходимо представить концепцию, показывающую результат - «ожидаемый» и «конечный ». В современном образовательном процессе знания, умения и навыки должны быть связаны с системой общекультурных и профессиональных компетенций по каждому предмету.

Изучение дисциплины «Биомеханика двигательной деятельности» предусматривает освоение объемного и сложного теоретического информационного материала, поэтому системные требования, заложенные в рабочей программе курса, не всегда

воспринимаются как система «приобретения знаний и передачи опыта». Для решения данной проблемы представим знания, умения и навыки в виде модулей.

Модуль № 1. Направления развития биомеханики как науки (предмет, история и проблематика, основные теоретические положения).

Модуль № 2. Основные закономерности развития биомеханики (теоретические основы управления двигательными действиями человека, двигательный аппарат человека, соединение звеньев и степени свободы, биомеханика мышц).

Модуль № 3. Биомеханические параметры и двигательные качества спортсмена (основные методы определения биомеханических параметров системы и двигательных качеств спортсмена, факторы, определяющие проявления двигательных качеств и биомеханические требования к их воспитанию).

Модуль № 4. Основные характеристики двигательных действий человека (принципы сохранения положения тела человека и движения на месте, циклические и ациклические локомоции; механизмы создания и управления вращательными движениями; кинематические, динамические и энергетические характеристики двигательных действий человека и методы их измерения; двигательный аппарат человека, характер соединения звеньев и количество степеней свободы в многозвенных цепях).

160

Высшее образование в России • № 1, 2014

Модуль № 5. Биомеханика мышц (виды, свойства и режимы работы мышц; моторная и сенсорная функции мышц, обеспечивающих двигательные действия).

Модуль № 6. Двигательные действия и процесс управления ими (основные виды и механизмы организации движений; онтогенез моторики; биомеханические основы двигательных качеств человека; основы биомеханического анализа физических упражнений; биомеханические показатели спортивно-технического мастерства; построение двигательных действий и процесс управления ими).

Модуль № 7. Модели в биомеханике (простейшие модели в биомеханике; биомеханика бросков и метаний; основные показатели спортивно-технического мастерства; особенности двигательных возможностей человека; основы биомеханической оценки и контроля двигательных действий, технические средства и методики измерений).

Модуль № 8. Биомеханические технологии (основные идеи, методы и средства, пути формирования и совершенствования движений с повышенной, в том числе рекордной, результативностью).

Модульная система позволяет не только системно получать информацию, но также системно ее накапливать и с помощью конкретных заданий трансформировать в необходимые умения.

В соответствии с требуемыми общекультурными и профессиональными компетенциями по курсу «Биомеханика двигательной деятельности » алгоритм взаимодействия «знаний, умений и навыков » представляется в такой методической и логической последовательности.

Методика № 1. Особенности физикоматематического аппарата описания закономерностей двигательных действий.

Методика № 2. Способы интерпретации биомеханической информации при оценке двигательных действий.

Методика № 3. Методы получения биомеханических характеристик движения.

Методика № 4. Основные методы определения биомеханических параметров системы и двигательных качеств спортсмена.

Методика № 5. Построение, анализ и применение биомеханических моделей и схем для исследования и оценки двигательной деятельности человека (в части компетенций, соответствующих методам биомеханики).

Именно использование различных методик позволяет оценить степень овладения студентом тем или иным научным способом, методом по изучаемому курсу.

Важной и сложной задачей в процессе преподавания курса является работа с различными информационными и научно-исследовательскими материалами. Для ее решения использовался метод проектных технологий. С этой целью были разработаны элементы обучающего (учебного) проекта. Анализ выполненных работ показал, что структура учебного проекта должна соответствовать программе и содержанию учебной дисциплины. При этом, чтобы не упустить социальную значимость полученных в учебном процессе информационных, научно-исследовательских материалов и проследить качество образовательного процесса, выделено десять уровней работы с материалами, отражающих степень компетентности студентов при изучении курса «Биомеханика двигательной деятельности».

Предлагаемый логико-компетентност-ный подход к изучению предмета важен не только для специалиста в области спорта высших достижений, но и для работника спортивного клуба, имеющего дело с обычным потребителем оздоровительных услуг.

Литература

1. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной био-

механике (с элементами кинезиологии):

учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2011.

2. Овчинников Ю.Д. Биомеханика двигатель-

ной деятельности: учеб.-метод. пособие.

Краснодар: КГУФКСТ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.