Научная статья на тему 'Оптимизация учебной программы профильного цикла'

Оптимизация учебной программы профильного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бакалавриат / учебная программа / биомеханика двигательной деятельности / профессиональные компетенции / training program of bachelors / concept / biomechanics of motive activity / specialty / statics / kinematics / dynamics of a body / kinesiology / motility of the person / professional competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Владислав Алексеевич

В статье рассматриваются особенности учебной программы по специальностям спортивного направления на ступени подготовки бакалавров и возможности ее оптимизации. Многолетний опыт преподавания учебных курсов «Биомеханика», «Биомеханика двигательной деятельности» позволяет предложить содержание учебной программы, в которой отражены базовые и дополнительные компоненты учебной программы, оказывающие влияние на уровень подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL DEVELOPMENT OF CURRICULUM PROFILE CYCLE

In article the concept of development of the training program at a step of training of bachelors on specialties of the sports direction is considered. Long-term experience of teaching of training courses of «Biomechanics», «the Biomechanics of motive activity» allows to offer the concept of development of the training program in which Basic and additional Elements of development of the training program, having impact on level of training of specialists are reflected.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебной программы профильного цикла»

вое социокультурное и образовательное пространство. Предложенные критерии могут способствовать не только установлению степени взаимодействия студента-мигранта и вуза, но и на каждом этапе его движения корректировать или изменять маршрут, как и политику вуза в контексте реализации равенства образовательных возможностей.

1. Интеграция инокультурных мигрантов в современное российское общество / Д. М. Абдрахманов, И. А. Ша-киров, И. В. Демичев и др. // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2013. — № 2 (14). — С. 170-174.

2. Василенко Д. В. Психологическая адаптация студентов-мигрантов // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». — СевКавГТУ. — 2003. — № 10.

3. Константиновский Д. Л. Неравенство в сфере образования: Российская ситуация // Мониторинг общественного мнения. — 2010. — № 5. — С. 40-65.

4. Мкртчян Н. В. Влияние миграции на изменение этнического состава населения России и ее регионов: предварительная оценка итогов Переписи-2002. Изменение этнического состава населения России в межпереписной период (1989-2002 гг.). // Ежегодный доклад сети этнологического мониторинга. — Москва, 2004.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика — М. : Академия, 2000. — 200 с.

6. Мукомель В. И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России — 2011. — №1. — С. 34-50.

7. Плисецкий Е. Л. Современные миграционные процессы в России // География. — 2003. — № 37. — С. 4-11.

8. Четий В. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Избранные дидактические вопросы вузовской подготовки студентов. — Усти на Лабе, 2009. — С. 46.

9. Юрьева Л. А . Повышение уровня психологической готовности студентов-мигрантов к педагогической деятельности // Мир образования — образование в мире. — 2009. — №4. — С. 165-170.

10. Adult education and immigrant Integration: networks for integrating new Americans (NINA). Theoretical framework [electronic resource] // — World Education NINA Theoretical Framework. — 2013. — mode of access: https://lincs.ed.gov/publications/pdf/NINA_ theoretical-framework.pdf

11. Anona R. K. Race and Ethnicity in education — Aldershot, England: Ashgate Publishing limited. — 2005. — P.179.

12. Astin A. W. Students involvement: a developmental theory fon higher education // Journal of College Student Development. — 1999. — vol. 40, № 5. — P. 518-529.

13. Balland R. Introduction: the emergence of DeshPandesh // DeshPandesh: the South Asian presence in the UK ed. by R. Balland and M. Blank. — C.Hurst and Co Ltd., 1994. — P. 1-35.

14. Benchmarking in immigrant integration. Report fon the European commission by H. Entzingen and R. Biezeveld. — Rotterdam, 2003.

15. Bhugna D., Ayonninde O. Depression in migrants and ethnic minorities // Advances in Psychiatric Treatment. — 2004. — vol. 10. — P.13-17.

16. Cheung, S.Y., Egenton, M. Great Britain: Higher Education Expansion and Reform — Changing Educational Inequalities // Stratification in Higher Education ed. by Y. Shavit, R. Arum, A. Gamoran. — Stanford University Press, California, the USA. — 2007. — P. 195-219.

17. Education, mobility and migration: people, ideas and resources. — University of Cambridge, 2012.

18. Gillbonn D. Racism and Education: Coincidence on conspiracy. — London : Routledge, 2008. — P. 255.

19. Gu Q., Schweisfurth M., Day C. Learning and growing in a 'foreign' context: intencultunal experiences of international students // Compare; a journal of comparative and international education. — 2010. — № 1. — P. 7-23.

20. Modood T. The Number of Ethnic Minority Students in British Higher Education: some grounds for optimism // Oxford Review of Education.—1993.—№ 2.—P. 167-182.

21. Ogbu J. U. Understanding cultural differences and school learning // Education libraries. — 1992. — T. 16, №. 3. — P. 7-11.

22. Reynolds G. The impacts and experiences of migrant children in UK secondary schools // Sussex working papers in migration research. — 2008. - P. 1-34.

23. Tinto V. Classrooms as communities: exploring the educational character of student persistence // Journal of Higher Education. — 1997. — № 68 (6). — P. 599-623.

24. Tnesman S. Towards a Strategy for Improved Student Retention in Programmes of Open, Distance Education: A Case Study From the Open University UK // The international review of research in open and distance learning. — 2002. — № 1.

25. Ventovec S. The emergence of super-diversity in Britain. — Centre on migration, policy and society, Working paper № 25, University of Oxford. — 2006.

26. UN population report. New York: United Nations statistics division. — 2005.

УДК/uDC 378.14

Ю. Д. Овчинников Y. Ovchinnikov

оптимизация учебной программы профильного цикла conceptual development of curriculum profile cycle

В статье рассматриваются особенности учебной программы по специальностям спортивного направления на ступени подготовки

бакалавров и возможности ее оптимизации. Многолетний опыт преподавания учебных курсов «Биомеханика», «Биомеханика двига-

тельной деятельности» позволяет предложить содержание учебной программы, в которой отражены базовые и дополнительные компоненты учебной программы, оказывающие влияние на уровень подготовки специалистов.

In article the concept of development of the training program at a step of training of bachelors on specialties of the sports direction is considered. Long-term experience of teaching of training courses of «Biomechanics», «the Biomechanics of motive activity» allows to offer the concept of development of the training program in which Basic and additional Elements of development of the training program, having impact on level of training of specialists are reflected.

Ключевые слова: бакалавриат, учебная программа, биомеханика двигательной деятельности, профессиональные компетенции.

Keywords: training program of bachelors, concept, biomechanics of motive activity, specialty, statics, kinematics, dynamics of a body, kinesiology, motility of the person, professional competences.

Спортивный и здоровый образ жизни является стратегическим направлением развития как образовательной сферы деятельности, так и российского общества в целом. Особая роль отводится преподавателю физической культуры (руководителю физического воспитания) и на уровне дошкольного, школьного, и вузовского образования. При подготовке такого специалиста уделяется большое внимание знаниям анатомии человека и биомеханики двигательной деятельности. Учебную дисциплину «биомеханика двигательной деятельности» изучают во всех высших учебных заведениях спортивного профиля по различным специализациям:

— для специальности 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», специализация «Адаптивное физическое воспитание», «Физическая реабилитация»;

— для специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт», специализация «Теория и методика избранного вида спорта»;

— для направления 032100.62 «Физическая культура (бакалавр)», профиль подготовки — «Физкультурное образование»;

— специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт», специализация «Физкультурно-оздоровительные технологии».

Анализ учебных программ по разным специализациям подготовки бакалавров показал, что рабочие программы учебной дисциплины «Биомеханика двигательной деятельности» хотя и составлены согласно образовательным стандартам, однако недостаточно связаны с профессиональной прикладной физической подготовкой, то есть они не направлены на формирование профессионально важных физических качеств. Результаты научных исследований в рамках предмета мало применяются в образовательном процессе, не разработан механизм оценки качества образования, отсутствует мониторинг

Изменения в учебных программах профильного цикла приводят к следующим проблемам:

1) утрата общего смыслового содержания предмета;

2) ослабление методического сопровождения;

3) использование инновационных технологий, приводящих к краткосрочным результатам на практике;

4) формируемые согласно стандарту компетенции и полученные теоретические знания не реализуются в практической деятельности.

5) профессиональная направленность дисциплины слабо разработана и, соответственно, нет возможности выявить результативность профессиональной подготовки;

6) введение в учебный процесс логико-компетентностного подхода имеет методологическое и социальное значение, так как все участники учебного процесса поэтапно осознают, что они делают и каков ожидаемый результат [8; 9]. Логико-компетентностный подход может показать концептуальное развитие содержания учебной программы бакалавров спортивного направления [13] в следующих структурных компонентах:

Раздел 1. Статика.

Тема 1.1. Основы статики в биомеханике. Биомеханика как наука о движении человека. Задачи и содержание биомеханики. Развитие биомеханики, основные направления. Биомеханические методы изучения движения. Основные понятия и аксиомы статики.

Раздел 2. Кинематика.

Тема 2.1. Кинематические характеристики. Система отсчета расстояний и времени. Скорость точки, ускорение точки. Способы изучения движения (векторный, координатный, естественный).

Тема 2.2. Кинематика тела. Степени свободы. Поступательное движение твердого тела. Теорема о скоростях и ускорениях поступательного движения. Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. Угловая скорость, угловое ускорение.

Тема 2.3. Плоское движение тела. Сложное движение точки. Теорема о сложении скоростей и ускорений точки при поступательном и переносном движении. Разложение плоского движения на поступательное и вращательное движение. Угловая скорость и угловое ускорение тела.

Раздел 3. Динамика тела.

Тема 3.1. Динамические характеристики. Основные положения динамики и уравнения движения точки. Геометрия масс, центр масс, моменты инерции. Теорема Штейнера о моментах инерции. Закономерности изменений количества движения; движения центра масс, кинетического момента; кинетической и потенциальной энергии.

Тема 3.2. Биодинамика движений. Биомеханические свойства мышц. Механическое действие мышц. Групповые взаимодействия мышц. Упругие и вязкие свойства мышц. Сила тяги мышц. Мощность и работа мышечного сокращения.

Тема 3.3. Биомеханика вращательных и перемещающих движений. Основные элементы движения твердых тел вокруг оси. Закономерности вращательных движений системы тел вокруг оси. Перемещающие движения. Ударные движения и их основные элементы.

Раздел 4. Кинезиология.

(с выходом на 2 спецкурса «Кинезиология», «Кинезиотерапия»).

Тема 41. Биомеханика двигательных качеств. Двигательные качества. Параметрические и непараметрические зависимости. Силовые качества. Скоростные качества. Выносливость. Гибкость.

Тема 4.2. Биомеханические основы управления движениями. Биомеханические аспекты управления движениями человека. Классификация движений. Система движений, ее состав и структура. Характеристика движений на месте. Замкнутые и незамкнутые контуры управления движениями.

Тема 4.3. Биомеханика движений человека. Локомоторные движения. Механизмы отталкивания от верхней и нижней опоры. Ша-гательные движения. Стартовые действия. Легкоатлетические перемещения.

Тема 4.4. Моторика человека. (Зная моторику человека можно говорить в спецкурсе «Эргономическая биомеханика» о важности моторики рук и ног в оборудовании рабочего места). Онтогенез моторики в отдельные возрастные периоды. Влияние возраста на эффект обучения и тренировки. Двигательные предпочтения.

Программа имеет четыре основных структурных раздела. Они формируют базовые знания, умения и практические навыки классической биомеханики движений и способствуют освоению курса «Биомеханика двигательной деятельности» [3]. Учебная программа содержит основные и дополнительные задания.

Основные задания в профильной дисциплине представляют собой четкую двухуровневую систему. Первый уровень — информационный, предполагает осмысление студентом полученной информации. Второй уровень — исследовательский (овладение исследовательскими методами и приемами посредством выполнения лабораторных и рас-четно-графических работ на практических занятиях), включает задания, задачи, лабораторные и расчетно-графические работы [14, с. 76].

Дополнительные задания: задачи на моделирование с использованием интерактивных технологий, которые необходимо не только приобрести, но и обучить студентов и преподавателей их использованию. В дополнительные задания включены задачи для развития логического мышления и задачи по видам спорта.

Основные задания формируют у студента классические знания, поэтому они должны оставаться без изменений. Современные инновации без должной апробации губят основные постулаты, которые по крупицам складывались десятилетиями. Так происходит с классическим учебником «Биомеханика» Д. Д. Донского, материал которого логически выстроен и понятен по смыслу [1; 2]. Но, к сожалению, классический этап биомеханики отодвигается на второй план в связи с развитием современных тенденций в биомеханике и биомеханике двигательной деятельности. Материал, представленный в учебнике Г И. Попова, предлагает современные взгляды на развитие биомеханических процессов в организме и деятельности человека, и его педагогически целесообразно использовать для выполнения дополнительных заданий, нежели для формирования базовых знаний,

умений и навыков по профильной дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности» [19]. Усложненное изложение материала в учебнике Г. И. Попова не способствует формированию базовых знаний, умений и навыков, а лишь формирует чувство отчужденности от предмета вообще. К данному учебнику преподавателю необходимо написать методические рекомендации не только к отдельным главам, но и конкретным темам с учетом рабочей программы, составленной преподавателем по конкретной специализации (например, для специалистов «Оздоровительные технологии», «Адаптивная физическая культура»).

Дополнительные задания должны изменяться в зависимости от того, какие задачи ставит преподаватель не только в учебном процессе, но и с учетом особенностей специализации и конкретной группы, подгруппы, изучающей биомеханику двигательной деятельности, так как введены не только специализации, но и подспециализации. В дополнительных заданиях можно показать особенности развития биомеханики на современном этапе. И это показал проведенный эксперимент. Студенты специализации «Адаптивная физическая культура» получали индивидуальные задания для разработки информационных, учебных, научных проектов в рамках исследований «Биомеханика в проектных технологиях». Лучшие проекты обсуждались в группах и получили право общественного признания в виде научных статей [11; 12]. Такая работа служит не только стимулом заниматься наукой и совершенствоваться в будущей профессии, но и не пропускать занятия.

Контроль освоения дисциплины студентом осуществляется комплексно по основным и дополнительным материалам программы и предполагает системность. Так, например, оцениваются одна лабораторная работа и выполненный комплекс лабораторного практикума, состоящего из 10 работ [14, с. 67-69]. С учетом такого оценивания итоговый контроль (в форме экзамена) подтверждает объективность оценок текущего и промежуточного контроля.

Методическое сопровождение учебной программы также имеет особое значение и позволяет полноценно обеспечить организацию образовательного процесса с учетом меняющихся реалий и современных требований:

1. Требование к конспекту лекций. Часто студенты переписывают, сканируют или покупают конспекты лекций, изданные преподавателями, но не понимают сути. Кому-то конспекты лекций помогают при ответе на экзаменационные вопросы, кто-то предпочитает учебник, т. к. не умеет конспектировать или использовать собственные записи.

2. Формы контроля знаний. Следует обсудить, в какой форме преподавателю проводить итоговый контроль освоения учебного материала: тестирование или экзаменационные вопросы; какая из форм наиболее эффективна при оценивании качества знаний, умений и навыков. Было проведено исследование, в котором студенты указали выполняемые ими на занятиях задания и ожидаемый результат:

— прослушивание лекционного курса;

— ответы на вопросы по теме (устно и письменно);

— решение задач;

— контрольная работа;

— написание реферата по теме;

— расчетно-графические работы;

— выполнение лабораторных работ;

— индивидуальные задания (использование метода проектных технологий);

— промежуточное тестирование знаний;

— получение допуска к экзамену. Сдача всех невыполненных заданий;

— сдача экзамена.

Работу над рефератом студенты проводят без осмысления содержания, скачивая материал из Интернета. Овладение специализированной научной терминологией происходит условно, на 50 %. Тестирование у 90 % студентов не формирует глубоких знаний и практических навыков, так как после теста все «ответы» тотчас забываются. Ответы на вопросы преподавателя тоже могут зазубрены, но при взаимодействии преподавателя и студента в диалоге, в дискуссии активизируется мыслительная деятельность и обсуждаемые темы раскрываются глубже. Проектные технологии используются при работе с большим количеством информации, которую следует обработать, проанализировать и получить результаты в ходе учебной, экспериментальной и научной деятельности. Более того, в проекте студент находит возможности исправить недочеты, доработать материал с учетом проведенной исследовательской работы. Но психологически работать с методом «проектных технологий» готовы не все студенты.

Работа с литературой [14, с. 62-65] и различными информационными и научными источниками требует системного подхода. Как показывает опыт преподавания, студенты не умеют работать с научной литературой, так как этому не научили в общеобразовательной школе. Используется один или два источника при написании реферата или происходит необдуманное скачивание информации без анализа и необходимых ссылок на литературу или интернет-источники. Как показало проведенное исследование, из 10 студентов только трое изучают предложенную литературу и используют ее в исследовании, 7 из 50 — самостоятельно работают с литературой для написания статьи и не ждут помощи преподавателя. Студентов необходимо учить работать с интернет-источниками, в том числе и как правильно оформлять ссылки согласно требованиям стандарта.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса напрямую зависит от того, какие умения и практические навыки получит обучающийся. Материально-техническая сторона включает научные программы, техническое и технологическое оборудование для проведения лабораторных и расчетно-графических работ. Для современного курса «Биомеханика двигательной деятельности» требуются аудиовизуальные технологии и новые методики, которые также применяются в оздоровительных технологиях и адаптивно-физической культуре [17; 18].

«Современная биомеханика», являясь междисциплинарной наукой, в то же время соединяет теорию, практику и биомеханические направления прикладного характера: биомеханика спорта, биомеханика и эргономика, кинезиология, кинезиотерапия. Вместе с этими направлениями студенты получают возможность познакомиться с научно-исследовательской деятельностью в рамках направления «Биомеханика в проектных технологиях» [6; 7; 11; 12], которое позволяет:

— собрать информацию как о междисциплинарной науке и представить результаты в виде информационного проекта;

— провести эксперимент в учебной аудитории, использовать различные методы при работе с учебным проектом;

— проводить научные исследования по актуальным проблемам в биомеханике, биомеханике движений (научно-исследовательский проект).

Результаты научных исследований, представленные к публикации и получившие об-

щественное признание, являются хорошим стимулом не только к обучению, но и к дальнейшему проведению научных исследований [11; 12], что в свою очередь приводит к освоению «Педагогической биомеханики» [4; 5; 15], которая необходима не только преподавателю, будущему тренеру, но и специалисту с опытом, занимающемуся тренировочной работой с детьми.

1. Донской Д. Д. Биомеханика. — М.: Просвещение, 1975. — 238 с.

2. Донской Д. Д., Дмитриев С. В. Смысловое проектирование спортивных действий (от «модели объекта» к «модели проекта») // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 1. — С. 51-56.

3. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности : учеб. пособие. — Краснодар : КГУФКСТ, 2014. — 265 с.

4. Овчинников Ю. Д. Биомеханика для развития моторики детей // Физическая культура — наука и практика. — 2013. — № 2. — С. 4.-7.

5. Овчинников Ю. Д. Педагогическая биомеханика как система развития движений // Наука и образование в XXI веке : мат-лы международ. науч.-практ. конференции (30 сентября 2013 г.). Ч. 26. — Тамбов, 2013. — С. 110-111.

6. Овчинников Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2013. — № 3. — С. 32-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Овчинников Ю. Д. Проектные технологии: создание уровневой системы // Альманах современной науки и образования. — 2013. — № 7. — С. 115-117.

8. Овчинников Ю. Д. Логико-компетентностный подход: общекультурные и профессиональные компетенции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013. — № 5. — С. 144-147.

9. Овчинников Ю. Д. Трансформация предметных технологий в профессиональную деятельность // Альманах современной науки и образования. — 2013. — № 10. — С. 128-129.

10. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности : учеб.-метод. пособие. — Краснодар : КГУФКСТ,

2013. — 40 с.

11. Овчинников Ю. Д., Чоп Е. О. Эргономическая биомеханика для оборудования рабочего места // Молодой ученый. — 2014. — № 8. — С. 393-395.

12. Овчинников Ю. Д., Воскобойник Е. И. Эргономическая биомеханика в практической деятельности человека // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. — 2014. — № 6.

13. Овчинников Ю. Д. Логико-компетентностный подход в изучении предметов спортивного профиля // Высшее образование в России. — 2014. — № 1. — С. 159-160.

14. Овчинников Ю. Биомеханика двигательной деятельности // Лабораторный практикум. Verlag / Издатель: Palmarium Academic Publishing, Deutschland / Германия, 2014 [Электронный ресурс]. — URL: http://dnb. d-nb.de.

15. Овчинников Ю. Д. Методические аспекты в педагогической биомеханике // Педагогика и современность. —

2014. — № 1. — С. 22-25.

16. Овчинников Ю. Д. Биомеханика в историческом контексте современных проблем // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. — № 1. — С. 14-19.

17. Овчинников Ю. Д. Методология развития практических

заданий в профильных дисциплинах //Междисциплинарный ежемесячный научно-практический журнал «Апробация». — 2014. — № 1. — С. 82-84.

18. Овчинников Ю. Д. Теоретические и методологические проблемы современного образования : мат-лы XVI

Международной научно-практической конференции 25-26 марта 2014 г. — М.: Изд-во «Спец. книга», 2014. — С. 218-220. 19. Попов Г. И., Самсонова А. В. Биомеханика двигательной деятельности. — М.: Академия, 2011. — 320 с.

УДК/uDC 378.1 С. В. Коновалов, О. А. Козырева

Sergey Konovalov, Olga Kozyreva

организация продуктивной самостоятельной работы студентов КАК социально-профессиональная ПРОБЛЕМА

the productive organization

OF SELF-DEPENDENT LIVING ACTIVITIES wORK OF STuDENTS AS A SOCIAL AND PROFESSIONAL PROBLEM

В статье уточняется возможность исследования реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов в различных направлениях профессионально-педагогического знания, специфика которого сводится к высокому качеству организации продуктивной учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. В структуре проводимого научного исследования возможность написания научных публикаций и выступлений с ними на научно-практических конференциях и симпозиумах у педагогов рассматривается как сформированный ресурс (результат) организации продуктивной самостоятельной работы или практический уровень сформированности культуры самостоятельной работы (объектный, практический, творческий, полисистемный). Дается классификация и сопоставление моделей и понятий «продуктивная самостоятельная работа будущего педагога» и «культура самостоятельной работы педагога».

The article clarifies the opportunity to study the implementation of the ideas of productive training of future teachers in various areas of professional and pedagogical knowledge, the specifics of which, in the end, leads to the high quality of productive teaching and research activities. In the structure of the research is the ability to write scientific publications and performances with them at scientific conferences and symposiums of teachers is considered as formed of the resource (the result) of the organization of productive

work self-dependently or practical level of culture of self-dependent living activities work (object, practical, creative, polysystemic). The classification and comparison of models and concepts of «productive self-dependent living activities work of a future teacher» and «self-dependent living activities culture of the teacher».

Ключевые слова: продуктивная самостоятельная работа будущего педагога, продуктивная подготовка будущих педагогов, научно-практическая конференция, самореализация, самосовершенствование, саморазвитие, культура самостоятельной работы педагога, профессиональное становление.

Keywords: productive self-dependent living activities work of a future teacher, productive training of future teachers, scientific-practical conference, self-actualization, self-improvement, self-development, self-study, teacher's culture of self-dependent work, professional development.

Феноменология явления «самостоятельная работа» — неустаревающий ресурс обновления и модификации социально-педагогического и профессионально-педагогического знания, определяющего в своей основе способность гибкого реагирования на все происходящие изменения в антро-посреде и ноосфере, непосредственно связанные с качественным получением образования, системным использованием знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.