Studying of a conceptual framework of biomechanics of movements (on the example of
kettlebell sport)
Ovchinnikov Ju.1, Borodulkina V.2 (Russian Federation)
Изучение понятийного аппарата биомеханики движений (на примере гиревого
спорта)
12
Овчинников Ю.Д. , Бородулькина В.А. (Российская Федерация)
1 Овчинников Юрий Дмитриевич / Ovchinnikov Jurij - кандидат технических наук, доцент, кафедра биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин;
2Бородулькина Вероника Андреевна /Borodulkina Veronika - студент, факультет спорта, специализация гиревой спорт,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация: проблема восприятия научных понятий в учебном предмете профильного цикла актуальна для многих высших учебных заведений спортивного профиля. Авторы нашли методическое решение проблемы. Оказалось, что изучение принципов и законов биомеханики воспринимается с интересом с помощью конкретного спортсмена и избранного вида спорта.
Abstract: the problem of perception of scientific concepts of a subject of a profile cycle is actual for many higher educational institutions of a sports profile. Authors found a methodical solution. It appeared that studying of the principles and laws of biomechanics is perceived with interest by means of the specific athlete and the chosen sport.
Ключевые слова: курс «Биомеханика двигательной деятельности», биомеханика движений в гиревом спорте, понятия, логико-компетентностный подход, профессиональные компетенции.
Keywords: the course «Biomechanics of Motive Activity», biomechanics of movements in kettlebell sport, concepts, logiko-competence-based approach, professional competences.
Студенты, изучающие курс «Биомеханика двигательной деятельности», не всегда воспринимают этот предмет из-за его сложности, так как современная биомеханика является симбиозом многих наук [18, 19, 20]. Изучение принципов и законов биомеханики воспринимается с интересом с помощью конкретного спортсмена и избранного вида спорта.
Студенты различных специализаций изучают общую биомеханику движений. Однако необходимо учитывать, что каждый из них имеет свою спортивную специализацию (ее разновидность), и возникает проблема понимания общей сути биомеханики спорта и отдельных ее элементов с конкретными видами спорта. Так как в учебный процесс не введена дифференциальная (частная) биомеханика и даже специализированные курсы по актуальным современным направлениям, таким как «Кинезиология» и «Кинезиотерапия», для разрешения данной проблемы был разработан следующий методический подход: студенты получают индивидуальное задание в избранном виде спорта [11]. Суть задания состоит в том, чтобы студент научился работать не только с различными информационными источниками, выработал привычку работать с научными терминами, но и предоставил конкретную информацию о способах тренировки и выполняемых упражнениях. На примере упражнений разбираются биомеханические характеристики и основные понятия биомеханики движений конкретного вида спорта. Студент изучает предмет всесторонне, осмысленно и, самое главное, происходит обратная связь между обучаемым и преподавателем. Данный подход важен не только для освоения теоретической части учебного материала, но он показывает развитие механизма третьей группы профессиональных компетентностей в учебной программе «Биомеханика двигательной деятельности».
Гиревой спорт является классическим примером для изучения биомеханики движений спорта. Гиревой спорт имеет свою специфику и технические особенности [7, 8, 12, 14]. Рассматривая биомеханику движений, концептуально следует выделить три основных структурных компонента, подтвержденных как с научной [12, 13, 15], так и с практической точек зрения:
1. Направления биомеханических движений.
Рассмотрение направления движения:
- противоположном действию силы тяжести — вверх;
- действие силы тяжести — вниз;
- движение вправо — поворот по часовой стрелке от линии тяжести;
- движение влево — поворот против часовой стрелки от линии тяжести.
Движения рук при следующих положениях с использованием специальных научных терминов «супинация» и «пронация». Супинация — поворот предплечья и кисти вовнутрь (положение руки «суп несу»). Пронация — движение, противоположное супинации (положение руки «пролил суп»).
2. Оси тела гиревика: продольная — проходящая через туловище в переднезаднем направлении; поперечная — проходящая через тело гиревика слева направо; вертикальная — проходящая через тело гиревика перпендикулярно площади опоры.
3. Плоскости тела: горизонтальная — расположенная вдоль продольной оси тела параллельно площади опоры; фронтальная — вертикальная плоскость, расположенная вдоль вертикальной оси тела; сагиттальная (боковая) — вертикальная плоскость, рассекающая туловище в переднезаднем направлении.
В процессе исследования понятийного аппарата биомеханики движений была рассмотрена научнометодическая литература [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20], и выявлены следующие специальные термины, которые показывают особенности биомеханики движений в гиревом спорте:
1. Цикл - совокупность движений гиревика, проходящих полный круг и повторяемых многократно.
2. Ритм - соотношение времени выполнения отдельных частей целостного движения в пределах одного цикла.
3. Темп - количество циклов движений в единицу времени.
4. Рабочее движение - основное движение, создаваемое для подъема гирь вверх.
5. Подготовительное движение - движение, выводящее конечности в исходное положение для выполнения очередного подъема гирь вверх.
6. Площадь опоры - площадь, заключенная между внешними границами правой и левой стоп.
7. Линия тяжести - вертикаль, опущенная из общего центра тяжести через площадь опоры.
8. Угол устойчивости - угол, заключенный между линией тяжести и линией, соединяющей общий центр тяжести с границей площади опоры, в сторону которой определяется степень устойчивости.
9. Степень устойчивости. Критериями для оценки степени устойчивости служат: величина площади опоры, высота положения общего центра тяжести, место прохождения линии тяжести через площадь опоры.
10. Момент устойчивости - произведение силы тяжести тела на плечо (на длину перпендикуляра, опущенного от границы опоры к линии тяжести). Положительный, если плечо силы тяжести находится в площади опоры, и отрицательный, если плечо силы тяжести находится вне площади опоры [3, 4, 9].
Изучение студентами научных понятий биомеханических движений на примере выбранного спорта позволяет перейти к дальнейшему изучению биомеханических характеристик и типов движений, в частности на примере гиревого спорта [7, 8].Такой подход можно назвать логико-компетентностным, ибо он способствует формированию триединой задачи всех трех групп профессиональных компетентностей [10].
Такие предметные исследования показывают не только роль предмета в учебном процессе, но и повышают мотивацию студентов к занятиям исследовательской и научно-исследовательской деятельностью.
Литература
1. Воротынцев А. И. Гири. Спорт сильных и здоровых. — М.: Советский спорт, 2002. - 272 с.: ил.
2. Гиревой спорт: правила соревнований. — Рыбинск: Президиум ВФГС, 2007.
3. Дворкин Л. С. Силовые единоборства: атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. / Л. С. Дворкин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 384 с.
4. Дворкин Л. С. Тяжелая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. / Л. С. Дворкин, А. П. Слободян. — М.: Советский спорт, 2005. - 600 с.: ил.
5. Добровольский С. С. Техника гиревого двоеборья и методика ее совершенствования: учеб. Пособие. /
С. С. Добровольский, В. Ф. Тихонов. — Хабаровск: ДВГАФК, 2004. - 108 с.: ил.
6. Дубровский В. И. Биомеханика: учеб. для сред. и высш. учеб. Заведений. / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова. — 2-е изд. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 672 с.: ил.
7. Методики повышения спортивного мастерства в гиревом спорте. / сост. И. В. Морозов. // Ежегодник, вып. № 2. — Ростов-н/Д: Ростовский филиал РСБИ, 2008. - 112 с.: ил.
8. Носов Г. В. Гиревой спорт: учеб. Пособие. / Г. В. Носов. — Смоленск: СГИФК, 1998. - 55 с.
9. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности. [Текст]: учебное пособие. / Ю. Д. Овчинников. - Краснодар: КГУФКСТ. 2014 - 265 с.
10. Овчинников Ю. Д. Логико-компетентностный подход в изучении предметов спортивного профиля. [Текст] / Ю. Д. Овчинников. // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. С. 159-160.
11. Овчинников Ю. Д., Бородулькина В. А. О биомеханике осанки человека. // Перспективы развития науки и
образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической
конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. 164 с.С. 96-98.
12. Пальцев В. М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис.. .канд. пед. наук (13.00.04). / В. М. Пальцев. — Омск: ОГИФК, 1994. - 20 с.
13. Поляков В. А. Гиревой спорт: метод. Пособие. / В. А. Поляков, В. И. Воропаев. — М.: Физкультура и спорт, 1988. - 80 с.
14. Рассказов В. С. Пути и перспективы развития гиревого спорта. / В. С. Рассказов. — Липецк: Международная федерация гиревого спорта, 2004.
15. Ромашин Ю. А. Гиревой спорт: учеб.—метод. Пособие. / Ю. А. Ромашин, Р. А. Хайруллин, А. П. Горшенин. — Казань: Комитет по ФКС и Т, 1998. - 67 с.
16. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. Я. М. Коца. — М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.: ил.
17. Тяжелая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. А. Н. Воробьева. — М.: Физкультура и спорт, 1988. - 240 с.: ил.
18. Уткин В. Л. Биомеханика физических упражнений: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов и для ин-тов физ. Культуры. / В. Л. Уткин. — М.: Просвещение, 1989. - 210 с.
19. Фомин Н. А. Физиология двигательной активности. / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. — М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.: ил.
20. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.