Научная статья на тему 'Изучение понятийного аппарата биомеханики движений (на примере гиревого спорта)'

Изучение понятийного аппарата биомеханики движений (на примере гиревого спорта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС "БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / БИОМЕХАНИКА ДВИЖЕНИЙ В ГИРЕВОМ СПОРТЕ / ПОНЯТИЯ / ЛОГИКО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / THE COURSE "BIOMECHANICS OF MOTIVE ACTIVITY" / BIOMECHANICS OF MOVEMENTS IN KETTLEBELL SPORT / CONCEPTS / LOGIKO-COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Бородулькина Вероника Андреевна

Проблема восприятия научных понятий в учебном предмете профильного цикла актуальна для многих высших учебных заведений спортивного профиля. Авторы нашли методическое решение проблемы. Оказалось, что изучение принципов и законов биомеханики воспринимается с интересом с помощью конкретного спортсмена и избранного вида спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of a conceptual framework of biomechanics of movements (on the example of kettlebell sport)

Abstract: the problem of perception of scientific concepts of a subject of a profile cycle is actual for many higher educational institutions of a sports profile. Authors found a methodical solution. It appeared that studying of the principles and laws of biomechanics is perceived with interest by means of the specific athlete and the chosen sport.

Текст научной работы на тему «Изучение понятийного аппарата биомеханики движений (на примере гиревого спорта)»

Studying of a conceptual framework of biomechanics of movements (on the example of

kettlebell sport)

Ovchinnikov Ju.1, Borodulkina V.2 (Russian Federation)

Изучение понятийного аппарата биомеханики движений (на примере гиревого

спорта)

12

Овчинников Ю.Д. , Бородулькина В.А. (Российская Федерация)

1 Овчинников Юрий Дмитриевич / Ovchinnikov Jurij - кандидат технических наук, доцент, кафедра биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин;

2Бородулькина Вероника Андреевна /Borodulkina Veronika - студент, факультет спорта, специализация гиревой спорт,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация: проблема восприятия научных понятий в учебном предмете профильного цикла актуальна для многих высших учебных заведений спортивного профиля. Авторы нашли методическое решение проблемы. Оказалось, что изучение принципов и законов биомеханики воспринимается с интересом с помощью конкретного спортсмена и избранного вида спорта.

Abstract: the problem of perception of scientific concepts of a subject of a profile cycle is actual for many higher educational institutions of a sports profile. Authors found a methodical solution. It appeared that studying of the principles and laws of biomechanics is perceived with interest by means of the specific athlete and the chosen sport.

Ключевые слова: курс «Биомеханика двигательной деятельности», биомеханика движений в гиревом спорте, понятия, логико-компетентностный подход, профессиональные компетенции.

Keywords: the course «Biomechanics of Motive Activity», biomechanics of movements in kettlebell sport, concepts, logiko-competence-based approach, professional competences.

Студенты, изучающие курс «Биомеханика двигательной деятельности», не всегда воспринимают этот предмет из-за его сложности, так как современная биомеханика является симбиозом многих наук [18, 19, 20]. Изучение принципов и законов биомеханики воспринимается с интересом с помощью конкретного спортсмена и избранного вида спорта.

Студенты различных специализаций изучают общую биомеханику движений. Однако необходимо учитывать, что каждый из них имеет свою спортивную специализацию (ее разновидность), и возникает проблема понимания общей сути биомеханики спорта и отдельных ее элементов с конкретными видами спорта. Так как в учебный процесс не введена дифференциальная (частная) биомеханика и даже специализированные курсы по актуальным современным направлениям, таким как «Кинезиология» и «Кинезиотерапия», для разрешения данной проблемы был разработан следующий методический подход: студенты получают индивидуальное задание в избранном виде спорта [11]. Суть задания состоит в том, чтобы студент научился работать не только с различными информационными источниками, выработал привычку работать с научными терминами, но и предоставил конкретную информацию о способах тренировки и выполняемых упражнениях. На примере упражнений разбираются биомеханические характеристики и основные понятия биомеханики движений конкретного вида спорта. Студент изучает предмет всесторонне, осмысленно и, самое главное, происходит обратная связь между обучаемым и преподавателем. Данный подход важен не только для освоения теоретической части учебного материала, но он показывает развитие механизма третьей группы профессиональных компетентностей в учебной программе «Биомеханика двигательной деятельности».

Гиревой спорт является классическим примером для изучения биомеханики движений спорта. Гиревой спорт имеет свою специфику и технические особенности [7, 8, 12, 14]. Рассматривая биомеханику движений, концептуально следует выделить три основных структурных компонента, подтвержденных как с научной [12, 13, 15], так и с практической точек зрения:

1. Направления биомеханических движений.

Рассмотрение направления движения:

- противоположном действию силы тяжести — вверх;

- действие силы тяжести — вниз;

- движение вправо — поворот по часовой стрелке от линии тяжести;

- движение влево — поворот против часовой стрелки от линии тяжести.

Движения рук при следующих положениях с использованием специальных научных терминов «супинация» и «пронация». Супинация — поворот предплечья и кисти вовнутрь (положение руки «суп несу»). Пронация — движение, противоположное супинации (положение руки «пролил суп»).

2. Оси тела гиревика: продольная — проходящая через туловище в переднезаднем направлении; поперечная — проходящая через тело гиревика слева направо; вертикальная — проходящая через тело гиревика перпендикулярно площади опоры.

3. Плоскости тела: горизонтальная — расположенная вдоль продольной оси тела параллельно площади опоры; фронтальная — вертикальная плоскость, расположенная вдоль вертикальной оси тела; сагиттальная (боковая) — вертикальная плоскость, рассекающая туловище в переднезаднем направлении.

В процессе исследования понятийного аппарата биомеханики движений была рассмотрена научнометодическая литература [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20], и выявлены следующие специальные термины, которые показывают особенности биомеханики движений в гиревом спорте:

1. Цикл - совокупность движений гиревика, проходящих полный круг и повторяемых многократно.

2. Ритм - соотношение времени выполнения отдельных частей целостного движения в пределах одного цикла.

3. Темп - количество циклов движений в единицу времени.

4. Рабочее движение - основное движение, создаваемое для подъема гирь вверх.

5. Подготовительное движение - движение, выводящее конечности в исходное положение для выполнения очередного подъема гирь вверх.

6. Площадь опоры - площадь, заключенная между внешними границами правой и левой стоп.

7. Линия тяжести - вертикаль, опущенная из общего центра тяжести через площадь опоры.

8. Угол устойчивости - угол, заключенный между линией тяжести и линией, соединяющей общий центр тяжести с границей площади опоры, в сторону которой определяется степень устойчивости.

9. Степень устойчивости. Критериями для оценки степени устойчивости служат: величина площади опоры, высота положения общего центра тяжести, место прохождения линии тяжести через площадь опоры.

10. Момент устойчивости - произведение силы тяжести тела на плечо (на длину перпендикуляра, опущенного от границы опоры к линии тяжести). Положительный, если плечо силы тяжести находится в площади опоры, и отрицательный, если плечо силы тяжести находится вне площади опоры [3, 4, 9].

Изучение студентами научных понятий биомеханических движений на примере выбранного спорта позволяет перейти к дальнейшему изучению биомеханических характеристик и типов движений, в частности на примере гиревого спорта [7, 8].Такой подход можно назвать логико-компетентностным, ибо он способствует формированию триединой задачи всех трех групп профессиональных компетентностей [10].

Такие предметные исследования показывают не только роль предмета в учебном процессе, но и повышают мотивацию студентов к занятиям исследовательской и научно-исследовательской деятельностью.

Литература

1. Воротынцев А. И. Гири. Спорт сильных и здоровых. — М.: Советский спорт, 2002. - 272 с.: ил.

2. Гиревой спорт: правила соревнований. — Рыбинск: Президиум ВФГС, 2007.

3. Дворкин Л. С. Силовые единоборства: атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. / Л. С. Дворкин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 384 с.

4. Дворкин Л. С. Тяжелая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. / Л. С. Дворкин, А. П. Слободян. — М.: Советский спорт, 2005. - 600 с.: ил.

5. Добровольский С. С. Техника гиревого двоеборья и методика ее совершенствования: учеб. Пособие. /

С. С. Добровольский, В. Ф. Тихонов. — Хабаровск: ДВГАФК, 2004. - 108 с.: ил.

6. Дубровский В. И. Биомеханика: учеб. для сред. и высш. учеб. Заведений. / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова. — 2-е изд. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 672 с.: ил.

7. Методики повышения спортивного мастерства в гиревом спорте. / сост. И. В. Морозов. // Ежегодник, вып. № 2. — Ростов-н/Д: Ростовский филиал РСБИ, 2008. - 112 с.: ил.

8. Носов Г. В. Гиревой спорт: учеб. Пособие. / Г. В. Носов. — Смоленск: СГИФК, 1998. - 55 с.

9. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности. [Текст]: учебное пособие. / Ю. Д. Овчинников. - Краснодар: КГУФКСТ. 2014 - 265 с.

10. Овчинников Ю. Д. Логико-компетентностный подход в изучении предметов спортивного профиля. [Текст] / Ю. Д. Овчинников. // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. С. 159-160.

11. Овчинников Ю. Д., Бородулькина В. А. О биомеханике осанки человека. // Перспективы развития науки и

образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической

конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. 164 с.С. 96-98.

12. Пальцев В. М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис.. .канд. пед. наук (13.00.04). / В. М. Пальцев. — Омск: ОГИФК, 1994. - 20 с.

13. Поляков В. А. Гиревой спорт: метод. Пособие. / В. А. Поляков, В. И. Воропаев. — М.: Физкультура и спорт, 1988. - 80 с.

14. Рассказов В. С. Пути и перспективы развития гиревого спорта. / В. С. Рассказов. — Липецк: Международная федерация гиревого спорта, 2004.

15. Ромашин Ю. А. Гиревой спорт: учеб.—метод. Пособие. / Ю. А. Ромашин, Р. А. Хайруллин, А. П. Горшенин. — Казань: Комитет по ФКС и Т, 1998. - 67 с.

16. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. Я. М. Коца. — М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.: ил.

17. Тяжелая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. А. Н. Воробьева. — М.: Физкультура и спорт, 1988. - 240 с.: ил.

18. Уткин В. Л. Биомеханика физических упражнений: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов и для ин-тов физ. Культуры. / В. Л. Уткин. — М.: Просвещение, 1989. - 210 с.

19. Фомин Н. А. Физиология двигательной активности. / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. — М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.: ил.

20. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.