Научная статья на тему 'Содержательно-логические взаимосвязи в дисциплине "биомеханика двигательной деятельности" (на примере специализации "адаптивная Физическая культура")'

Содержательно-логические взаимосвязи в дисциплине "биомеханика двигательной деятельности" (на примере специализации "адаптивная Физическая культура") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В ДИСЦИПЛИНЕ "БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / CONTENT-LOGICAL RELATIONSHIPS IN THE DISCIPLINE OF "BIOMECHANICS OF MOTOR ACTIVITY" / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ "АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" / SPECIALIZATION "ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION" / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Ю.Д.

В статье рассматриваются профессиональные и общекультурные компетенции по специализации «Адаптивное физическое воспитание» через предмет «Биомеханика двигательной деятельности». Автор представляет свое видение развития компетенций в современных условиях по конкретной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT-LOGICAL RELATIONSHIPS IN THE DISCIPLINE OF "BIOMECHANICS OF MOTOR ACTIVITY" (BY EXAMPLE OF THE SPECIALIZATION "ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION"

The article deals with professional and general cultural competences in specialization "Adaptive Physical Education" through the subject of "Biomechanics of motor activity." The author presents his vision of the development of competencies in the current conditions in a particular specialization.

Текст научной работы на тему «Содержательно-логические взаимосвязи в дисциплине "биомеханика двигательной деятельности" (на примере специализации "адаптивная Физическая культура")»

THE ONTOLOGICAL STATUS OF THE GENERAL CULTURAL COMPETENCES IN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION

Senior Lecturer, L. Bitarova. Lecturer A. Tonkovidova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor E. Orlova

Federal State Budget Institution of Higher Professional Education « Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism», Krasnodar

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161, tel .: 255-03-94

In the article the authors analyzed the definition of the term culture given by representatives of the different philosophical schools and tendencies. They also analyzed the essence of the competence approach in the conditions of the internationalization of the modern vocational training. The authors study the dialectical development of the onto-

yflK 796.012

logical status of general cultural competences and its role in the humanization of education of university students of higher educational institutions of physical education.

Key words: ontological status, general cultural competences, educational space, the scientific picture of the world.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В ДИСЦИПЛИНЕ «БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)

Кандидат технических наук, доцент Ю. Д. Овчинников,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье рассматриваются профессиональные и общекультурные компетенции по специализации «Адаптивное физическое воспитание» через предмет «Биомеханика двигательной деятельности». Автор представляет свое видение развития компетенций в современных условиях по конкретной специализации.

Ключевые слова: содержательно-логические взаимосвязи в дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности»; специализация «Адаптивное физическое воспитание»; общекультурные и профессиональные компетенции.

Введение. Актуальность данной темы продиктована развитием

содержательно-логической взаимосвязи в учебной дисциплине с другими предметами в логико-ком-петентностном подходе. Рассмотрим содержательно-логические взаимосвязи на примере предмета, который изучается на нескольких специализациях.

Предмет «Биомеханика двигательной деятельности» изучается в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на специализациях:

- 03440062 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Профиль подготовки «Адаптивное физическое воспитание»).

- 034300 - Физическая культура

(Профиль подготовки «Физкультурное образование»).

- 03430062 - Физическая культура (Профиль подготовки «Физкультурно-оздоровительные технологии»).

- 034300 62 - Физическая культура (Профиль подготовки «Спортивная тренировка в ИВС»).

Профессиональные и общекультурные компетенции в теоретической и практической взаимосвязи по каждой специализации имеют свои особенности [1, 3].

Профессиональные и общекультурные компетенции по специализации «Адаптивное физическое воспитание» следует рассматривать не только с точки зрения логико-компетентностного подхода взаимодействия и взаимозависимости в учебном процессе, но и с точки зрения конкурентности данной специализации на рынке медицинских, общеоздоровительных и спортивных услуг. Выделенные четыре группы профессиональных компетентностей обозначены как взаимосвязанные рыночные сегменты. Именно такие сегменты показывают, по каким направлениям или подсегментам (частям) будет развиваться специализация, какими профессиональными и человеческими качествами начнет обладать специалист, будет ли он конкурентоспособен на рынке труда и найдет ли он свою «рыночную нишу».

Концепция развития специализации «Адаптивное физическое воспитание» представляется следующим образом:

Общекультурные компетенции образуют информационную систему в виде информационного блока (законы, методы, исследования). Таким образом, преподаватель выполняет триединую задачу: формирование информационного блока, распределение профессиональных компетенций по рыночным сегментам и выстраивание ожидаемого результата совместной деятельности преподавателя и студентов:

1. Информационный блок - ОК-14:

- законы естественнонаучных дисциплин;

- методы математического моделирования [14];

- теоретические и экспериментальные исследования.

2. Четыре рыночных сегмента в профессиональных компетенциях:

Первый сегмент - ПК-8:

- современные средства;

- методы;

- приемы;

- технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценки состояния занимающихся.

Второй сегмент- ПК-24:

- методы и оценки физического развития;

- функциональная подготовленность;

- психическое состояние лиц.

Третий сегмент- ПК-30:

- знание основ эргономики;

- адаптация лиц с отклонениями здоровья (самообслуживание, профессиональная деятельность, культура, спорт, отдых).

Знание основ эргономики подразумевает развитие и распространение здоровьесберегающих технологий с помощью биомеханических методов среди групп на-

селения, нуждающихся в поддержке здоровья [5, 9, 11].

Молодому специалисту не всегда удается на практике войти в свою профессиональную деятельность, необходимо показать в учебном процессе моделирование профессиональных ситуаций, выделив проблемные точки.

Адаптация лиц с отклонениями здоровья направлена на создание практически значимых моделей:

1. Модель «Самообслуживание человека в быту» с использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Биомеханика двигательной деятельности».

Правильные движения помогают расслаблению мышц, правильному дыханию, нагрузке при ходьбе, ориентации в пространстве, координации движений всех частей тела.

2. Модель «Профессиональная деятельность»:

- использование эргономики позволяет рационально организовать свое рабочее место человеку с различными заболеваниями так, чтобы было удобно сидеть, ходить, поворачивать корпус своего тела [8, 9, 11, 13].

3. Модель «Культура». Наверное, модель должна быть ориентирована на развитие психолого-этических и эстетических норм, так как человек с заболеваниями опорно-двигательного аппарата страдает различными видами комплексов и страхов (фобий). Если человек с заболеваниями опорно-двигательного аппарата пойдет учиться танцевальным движениям, они могут принести ему как пользу, так и вред. А именно неправильные вращательные движения туловища могут привести к болевым ощущениям мышц спины, ног, шеи, плеч. Необходимо такого человека научить чувствовать свой организм, ощущать свое тело [6,12].

Главная задача этой модели - привить чувство ритма жизни, научить человека с определенными заболеваниями ощущать свое тело, создать симбиоз в культуре «общения и движения».

4. Модель «Спорт». Инвалиды занимаются различными видами спорта, причем весьма профессионально, участвуя в спортивных состязаниях различного ранга. Такие спортсмены изучают дифференцированный вид «Биомеханики двигательной деятельности». На Кубани есть так называемые «некультивируемые виды спорта», и их можно и нужно развивать для лиц, нуждающихся в поддержке своего психического и физического состояния здоровья. Это конный спорт, городки, дартс, лапта и другие. Они позволяют, с одной стороны, регулировать физические нагрузки, с другой стороны, не требуют высокопрофессиональных спортивных навыков, но направлены на организацию двигательной деятельности и могут принести лечебный эффект, к примеру иппотерапия. Таким образом, такие виды спорта могут стать неотъемлемой составляющей адаптационной физической культуры не только как учебного или медицинского направления, но и более социально значимого - социальной и общественной деятельности студентов, преподавателей и учреждений различного профиля.

82

№3 I 2014

5. Модель «Отдых». Умение расслаблять свои мышцы, правильно дышать. Психологический настрой на отдых: прогулки на природе, слушание музыки, посещение в театра. Или просто переключение с одного вида деятельности на другой, привыкание к другой обстановке, смена обстановки. Это отдых для уставшего организма, тем более, что проблема утомляемости широко обсуждается в научных исследованиях [2].

Это концептуальное видение таких адаптационных моделей. В реальности будущие специалисты-адапто-логи получают не только специализацию «АФК», но и дополнительно медицинское образование, могут выстраивать модели в курсовых работах и научных проектах. Моделирование в учебном процессе даст положительный эффект не только развития логического мышления, но и профессиональной ориентации по полученной специальности.

Четвертый сегмент - ПК-36:

- способность проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере АФК с использованием современных методов [12].

Заключение. Работа в области общекультурных и профессиональных компетенций трудная и многогранная, требует ответственного отношения к ней всех субъектов этого процесса - студента, преподавателя, администрации вуза и различных общественных и социальных структур.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Калугина, М. Г. Формирование компетентностей, обеспечивающих использование современных средств контроля за деятельностью в процессе физического воспитания // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. -№ 1. - С. 39-44.

2. Лызарь, О. Г. Проблемы медико-педагогического обеспечения фитнеса // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011 - № 3. - С. 54.

3. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика в проектных техноло-

гиях // Физическая культура, спорт- наука и практика. - 2013.

- № 3. - С. 32-35.

4. Овчинников, Ю. Д. Проектные технологии в учебном предмете как механизм реализации профессиональных компетенций студентов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - № 2.

5. Овчинников, Ю. Д., Выткалов, С. О. Эргономическая биомеханика в эргономических свойствах. Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Часть 1. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - 164 с.

6. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности: учебное пособие / Ю. Д. Овчинников. - Краснодар: КГУФКСТ, 2014. - 265 с.

7. Овчинников, Ю. Д., Чоп, Е. О. Эргономическая биомеханика оборудования рабочего места // Молодой ученый. -2014. - № 8 (67), июнь-1. - С. 393-395.

8. Овчинников, Ю.Д., Воскобойник, Е. И. Эргономическая биомеханика в практической деятельности человека // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - 2014.

- № 6-2. - С. 117-120.

9. Овчинников, Ю. Д., Выткалов, С. О. Биомеханические свойства товаров // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - Таганрог. Центр научной мысли, 2014. - № 4.

10. Овчинников, Ю. Д., Морозова, И. Н. Программа биомеханических движений детей в трехлетнем возрасте. // Педагогика и современность. - 2014. - № 3. - С. 60-63.

11. Ovchinnikov, Yuri D., Vytkalov Sergey O., Ergonomie biomechanics in design technologies in higher educational institutions of a sports profile.«East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. // European science reviews. - 2014. - № 5-6.

12. Ovchinnikov Yury, Lyzar Oleg Studying of the principles of biomechanics in improving technologies. 10th International Scientific Conference European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches Hosted by the ORT Publishing and The Center For Social and Political Studies "Premier" Conference papers, June 5, 2014.Stuttgart, Germany.P. 27-31.

13. Овчинников Ю. Д., Мещерина, А. Д. Хронология развития научных событий в эргономике и биомеханике // Научный аспект. Гуманитарные науки. - 2014 - № 3.

14. Павельев И. Г. Построение теоретической модели нижних конечностей человека для математического моделирования вертикальных прыжков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013 - № 3. - С. 24.

CONTENT-LOGICAL RELATIONSHIPS IN THE DISCIPLINE OF "BIOMECHANICS OF MOTOR ACTIVITY" (BY EXAMPLE OF THE SPECIALIZATION "ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION"

Candidate of Engineering Sciences, Senior Lecturer, Y. Ovchinnikov. Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Federal State Budget Institution of Higher Professional Education « Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism», Krasnodar

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161

The article deals with professional and general cultural competences in specialization "Adaptive Physical Education" through the subject of "Biomechanics of motor activity." The author presents his vision of the development of competencies in the current conditions in a particular specialization.

Key words: content-logical relationships in the discipline of "Biomechanics of motor activity", specialization "Adaptive Physical Education", general cultural and professional competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.