Научная статья на тему 'Развитие художественно-творческой активности у студентов-дизайнеров в процессе инфографического проектирования'

Развитие художественно-творческой активности у студентов-дизайнеров в процессе инфографического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИЗАЙН / ИНФОГРАФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова К.В.

В статье рассмотрены методические принципы эффективного развития художественно-творческой активности студентов, основанные на организации занятий по созданию инфографического дизайна. на основе деятельностного подхода. Инфографика разбирается, как один из инновационных методов обучения, так как в связи с повышением потока знаний, передаваемых обучаемым, возникает необходимость внедрения в педагогический процесс более продуктивных методов обучения, максимально ориентированных на использование инфографики, она становится эффективным способом решения задач передачи и восприятия информации, так как позволяет представить большой объем разнообразных сведений в организованном виде. Инфографика рассматривается как уникальный продукт визуальной коммуникации, в пространстве образовательной среды, так как она может стать инновационным методом обучения, позволяющим перейти от директивной модели обучения к интерактивной. Рассматривается методика организации занятий по изучению инфографики студентами в вузе и созданию инфографического дизайна на основе деятельностного подхода с использованием методов: контекстного, проблемного обучений, проекта, и кейс-стади. Преподавание студентам основ инфографики актуально на современном этапе, так как работа студентов над созданием проектов в области инфографики, формирует у них визуальное творческое мышление, которое основано на мышлении графическими образами, что позволяет решать проблемы, поставленных перед ними, в плане творческого подхода к образному моделированию и конструированию объектов графического дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие художественно-творческой активности у студентов-дизайнеров в процессе инфографического проектирования»

Развитие художественно-творческой активности у студентов-дизайнеров в процессе инфографического проектирования

Зотова Ксения Владимировна

аспирант кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве, Московского педагогического государственного университета, старший преподаватель Института изящных искусств, ksenya_vladimirovna_zotova@inbox.ru

В статье рассмотрены методические принципы эффективного развития художественно-творческой активности студентов, основанные на организации занятий по созданию инфографического дизайна. на основе деятельностного подхода. Инфо-графика разбирается, как один из инновационных методов обучения, так как в связи с повышением потока знаний, передаваемых обучаемым, возникает необходимость внедрения в педагогический процесс более продуктивных методов обучения, максимально ориентированных на использование инфо-графики, она становится эффективным способом решения задач передачи и восприятия информации, так как позволяет представить большой объем разнообразных сведений в организованном виде. Инфографика рассматривается как уникальный продукт визуальной коммуникации, в пространстве образовательной среды, так как она может стать инновационным методом обучения, позволяющим перейти от директивной модели обучения к интерактивной. Рассматривается методика организации занятий по изучению инфографики студентами в вузе и созданию инфографического дизайна на основе дея-тельностного подхода с использованием методов: контекстного, проблемного обучений, проекта, и кейс-стади. Преподавание студентам основ инфографики актуально на современном этапе, так как работа студентов над созданием проектов в области инфографики, формирует у них визуальное творческое мышление, которое основано на мышлении графическими образами, что позволяет решать проблемы, поставленных перед ними, в плане творческого подхода к образному моделированию и конструированию объектов графического дизайна.

Ключевые слова: художественно-творческое развитие, инновационные методы обучения, дизайн, инфографика.

о

с ^

00

о см

<0

О!

На современном этапе развития общества, в связи с всеобщей глобализацией, назрела необходимость в использовании новых педагогических технологий в процессе обучения студентов-дизайнеров в ВУЗе [10, с. 34]. Одним из инновационных методов обучения может стать инфографика, так как с ее помощью возможно на основе графических образов быстро и эффективно донести до аудитории определенную информацию, что способствует более эффективному восприятию материала. До недавнего времени инфо-графика являлась областью интереса дизайнеров, и введение спецкурса по данной дисциплине, обладающей определенными проектными возможностями, в ВУЗе повлияло на отношение студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности, активизируя их желание заниматься деятельностью данного направления. Такой дуали-стичный подход к возможностям применения ин-фографики, делает задачу по разработке методики организации занятий со студентами высших учебных заведений особенно актуальным.

Для разработки методики преподавания инфо-графики были изучены исследования опубликованные в современной научной литературе: Л.В. Занкова, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, В.Е. Шорохова в своих научных трудах приводят различные методики организации занятий учащихся. В области разработки инфо-графики актуальны работы Дж. Желязны, Эдвард Тафти, В.В. Лаптева, И.П. Иваницкого, С. В. Острикова На тему визуального мышления интересны научные труды таких авторов как Н.Г. Мо-лодцевой [5, с. 107] и И.А. Серикавой [11, с. 134]. В результате исследований функций мозга, посвященных физиологии зрения и способам обработки зрительной информации, ученые приходят к выводам, что целесообразно включать инфогра-фику в арсенал методов обучения [12, с.30].

В процессе деятельности по проектированию инфографического дизайна, мы стремились вывести студента на высший уровень активности - художественно-творческую, основанную на приобретении новых знаний под руководством преподавателя, анализ и синтез, направленный на создание новых креативных решений.

Активность студентов особенно актуальна при выполнении самостоятельной работы, как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях. В структуре осуществляемого нами учебного процесса данный вид деятельности представляет собой: изучение учебной литературы, посещение музеев и выставок с целью сбора материала,

внеаудиторная самостоятельная работа, в процессе которой преподаватель осуществляет периодические консультации.

Каждый вид самостоятельной работы предполагает наличие поискового задания, стимулирующего творческую активность студентов. Организуя самостоятельную работу студентов, преподаватель направляет и контролирует процесс добывания новых знаний, ставя перед обучаемыми задачу осуществления творческого применения полученной информации.

Метод проектов является одним из наиболее эффективных при решении поставленных задач. Он дает возможность организовать и спланировать деятельность студентов, направленную на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Проблемам проектной деятельности посвятили свои работы Е.П. Кунина, П.С. Лернер, А.А. Молдованов, П.С. Самородский, С.Н. Уваров.

Разработка инфографического проекта является одним из способов развития творческой активности у студентов-дизайнеров. Процесс художественного проектирования, который зависит от объективных причин: научных, исторических, художественно-практических, материально-технического обеспечения. Ключевыми являются личные качества проектировщика: талант, художественно-творческая активность, эрудиции, художественный вкуса, опыт, исполнительского мастерства, стиль работы. В процессе дизайн-проектирования решается ряд образовательных задач: разработка инфографических таблиц, который позволяет систематизировать знания студентов, осуществить проверку полученных знаний, формирует умение применить их на практике при решении практических задач. Так можно рассматривать способность студента-дизайнера визуализировать сложные статистические данные с точки зрения развития дивергентного мышления и способности комбинировать.

Проектный метод возможно представить как ряд этапов: выбор цели, разработка технического задания, предпроектное исследование, художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного материала, заключительная обработка материала в графических программах и изготовление проекта в материале - допечатная подготовка и печать в типографии. Совокупность всех рабочих материалов и выполненная графически информационная графика, составляют проект, который оценивается комиссией.

На этапе предпроектного исследования осуществляется сбор информации, включающей в себя изучение исторических особенностей информационной графики, мировой и отечественный опыт ее формирования и развития. Также это время осмысления студентами образного построения объектов, процессов его формообразования, составляющих конструкции и композиции. Собранные данные систематизируются и анализируются, собранный материал графически фиксируется.

Художественно-конструкторский поиск предполагает осмысление и воплощение первоначальных творческих идей в эскизно-графической форме.

Студенты осуществляют выбор соответствующего способа и формы визуализации информации, который обусловлен типом данных и характером причинно-следственных связей.

По техническим параметрам инфографика может быть: двухмерная и трехмерная, динамичная и статичная, печатная и рукописная, компьютерная и аналоговая. По форме инфографику принято делить на следующие типы: линейные, круговые, столбиковые, площадные и т. д.

Выбор визуального отображения данных зависит от способа сравнения данных. Дж. Желязны, в своем исследовании «Говори на языке диаграмм», выделяет такие виды сравнения, как временное, позиционное, покомпонентное, корреляционное [2, с. 36].

Преподаватель в процессе работы над проектом контролирует и активизирует процесс выбора материалов студентами, предлагает создавать эскизы, используя разнообразные техники, эффекты графических программ, это стимулирует интерес к деятельности и повышает творческую активность студентов. При выполнении эскизов по созданию инфографики студентам необходимо придерживаться основных законов композиционного построения, одним из которых является равновесие, которое зависит от расположения основных масс композиции; организации композиционного центра; пластического и ритмического построения; пропорциональных членений; цветовых, тональных, фактурных отношений отдельных частей между собой и целым. [7, с. 217].

Эскизы должны соответствовать определенным требованиям: быть креативными, эмоциональными, выразительными, доступными для восприятия, образно передавать, информацию, которой соответствует инфографика.

Обучаемым, при выполнении данного задания, возможно в процессе практической деятельности объяснить общие законы построения инфографи-ческих объектов. Студентам актуально предложить в процессе эскизирования выполнение работ различными способами: плоскостное изображение или определение пространства на уровне рельефа; двухтоновая композиции, в которой возможно только плоскостное решение; трехтоновая композиция, при решении которой необходимо избежать многоплановости, монохромная композиция, в которой заложено определённое послание, визуализированное в соответствии с принципами, согласно которым отправитель кодирует сообщение, а получатель декодирует его; двухтоновая композиции, в которой пиктография является неотъемлемой частью текстообразования.

Более сложные задачи ставятся перед студентами при решении эскиза в цвете (рис.1). При работе над данной проблемой актуально предложить студентам использовать различные цветовые гармонии опираясь на теории цвета Э. Итте-

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

на, и В.В. Кандинского, не мало важно ознакомить обучающихся с правилами использования цветового кодирования, описанные в трудах Эдвард Тафти.

о

с

^

00

о сч

<в О!

Рис 1. Цветовое кодирование. Студенческая работа

При создании эскиза композиции студенты должны решать следуюшие задачи: построение композиции на плоскости, ограниченной заданными размерами; общий характер силуэта изображаемых фигур должен иметь форму близкую к простым геометрическим фигурам; все элементы композиции находиться в статичном, либо динамичном равновесии; изображение на листе организованно двумя способами: композиции с доминирующей фигурой, при восприятии остальных только по отношению к ней, либо все фигуры подчиняются целому, утрачивая свою самостоятельность, создавая определенное ритмическое чередование.

Студенты, разрабатывая эскизы, должны предложить такое решение композиции, в которой выразителен силуэт каждой отдельно взятой фигуры и всех вместе. Для достижения данной цели им предлагается стилизовать или трансформировать реальную форму.

Следующий этап творческого процесса - макетирование. В процессе работы студенты решают такие задачи, как: поиск гармоничной формы и отработка пропорционального и ритмического решения будущего произведения.

Преподаватель на данном этапе отслеживает, чтобы формообразующие методы, используемые обучающимися в процессе деятельности, были максимально рациональны.

На первом этапе проектирования, при изучении исторических образцов в области инфографи-ки, студентам целесообразно предложить проанализировать их графическую форму, ее конструктивные принципы построения, функциональные и эстетические особенности.

При изучении исторических образцов инфо-графики актуально предложить студентам проследить развитие формы во времени, как появляется эталон - идеал определенной эпохи (рис. 23). Целесообразно рассмотреть становление формы в рамках одного графического стиля.

Рис.2. Флоренс Найтингейл

Рис.3. Студенческая работа Диаграмма причин смерти, 1856

Создавая собственное произведение, студенты должны учитывать, что формообразование инфографического объекта опирается на общие законы композиции в дизайне. Данный этап работы требует от студентов способности к логическому мышлению.

Студенты в процессе деятельности должны создать объект информационного дизайна, отражающий единство формы и содержания, построенный по законам композиции (равновесие, единство и соподчинение). Для решения поставленных задач формообразования, студент должен предложить свои способы проектирования креативной конструкции, что способствует возникновению интереса и повышает творческую активность в процессе деятельности.

Изучая процессы формообразования в уже созданных образцах инфографического дизайна, в которых представлено разнообразие форм, пластических и композиционных решений, студенты лучше понимают те задачи, которые требует от них эта деятельность, что, несомненно, стимулирует их активность в работе над проектом.

При работе со студентами над проектом по созданию информационной графики преподавателю актуально проанализировать физиологию восприятия графических объектов, рассмотреть эргоно-

мичекие особенности восприятия графических объектов (рис.4).

Рис. 4. Схема качества сравнения восприятия разных методов визуализации

потеории У.Кливенда и Р.МакГилла

Актуально проанализировать, каким образом эргономичесские вопросы решались в инфогра-фических объектов прошлых поколений.

Работая над проектом, студенты решают, прежде всего, задачу создания выразительной формы.

В процессе создания инфографики первоначальной задачей обучающихся является компановка формы, это процесс поиска оптимальных соотношений различных ее элементов и объединения их в единое целое. При построении визуальной графической формы необходимо понимать, что ее восприятие - это психологический процесс вычленения характерных признаков с точки зрения эстетических, функциональных и культурных значений, основанный на чувственных ощущениях. В форме инфографической структуры оценивается ее способность вызывать психологические и социальные ассоциации. Инфогравика как новый вид деятельности вызывает у студентов интерес и активизирует творческую активность.

Работая над проектом, студенты решают задачу создания гармоничного объекта, в котором единство выражено в формообразовании, образном и смысловом раскрытии темы, пластическом, колористическом решении. Единства невозможно добиться без соподчинения второстепенных элементов композиции основным. Композицию графики целесообразно предложить студентам рассмотреть как систему, где главным элементам подчиняются менее значимые, но одновременно все части целого усиливают звучание друг друга и сбалансированы между собой (рис. 6).

Рис. 5. Исторические изменения инфографических форм

Рис.6. Студенческая работа

При создании графических композиций, актуально обратить внимание обучаемых на акцентирование определенных частей композиции (одного или нескольких), которым подчиняются второстепенные элементы. Если в проекте используется несколько доминант, то они обязательно взаимодействуют между собой, т.к. композиционным центром может быть любой участок формы.

Создавая объекты инфографического дизайна, студенты должны учитывать, что элементы композиции могут быть связаны по принципам: пластической сопряженности; контраста, нюанса, подобия; пропорциональности; ритмической и метрической согласованности; симметрии и асимметрии (рис.7).

О

о

го -о т

т

т х х О т

П

т

Д А

х т

о т; О

т О

го

-о А

ы О

го А

х

т

Рис.7. Симметрии и асимметрии в инфографической композиции. Студенческие работы )

Чтобы графика выглядела выразительной, ее построение должно сопровождаться созданием четкой пропорциональной системы в организации частей общей формы (рис.8). Целесообразно при изучении этой темы объяснить студентам принципы построения «золотого сечения», применение которого облегчает построение проекта.

о

с

^

00

о сч <е

О!

Процесс создания графической композиции неотделим от такого понятия как ритмическая и метрическая согласованность его элементов. Построение ритмического ряда основывается на математической или геометрической прогрессиях. Актуально предложить студентам задания, в которых используются простые ритмы, возникающие при изменении одной закономерности и сложные, при которых изменения происходят по нескольким параметрам, а также проанализировать в процессе деятельности, как выявляется доминанта за счет ритмического построения (Рис.9).

Рис.8. Построение инфографической статьи. Студенческая работа

Рис.9. Студенческая работа

В данной статье в качестве примера рассмотрен ход работы над проектом студентов третьего курса. Работодатели заказали разнообразные проекты информационной графики для фирм, занимающихся выпуском и продажей компьютеров и др.

Работа над проектами осуществлялась в команде, студенты общались с заказчиками, выполняли их пожелание, согласовывали между собой действия. Распределяли обязанности, помогали друг другу. В процессе деятельности студенты получали не только профессиональные знания, умения и навыки, происходил процесс социализации, студенты учились работать в коллективе, выполнять различные производственные функции. Такой подход к дизайн-проектированию повышает интерес студентов к обучению, способствует развитию художественно-творческой активности.

Учебно-профессиональная форма организации образовательной деятельности, при которой обучающийся выполняет реальные производственные или исследовательские задачи. Это можно осуществить в рамках производственной и преддипломной практики, курсового или дипломного проектирования, если задание, которое выполняют студенты, будет производственным заказом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной ситуации деятельность студентов, оставаясь учебной, по своим целям, задачам, содержанию, формам и технологиям, оказывается фактически профессиональной. Студенты-дизайнеры на производственной практике фактически вливаются в коллектив, работают в команде, общаясь с коллегами, работодателем и заказ-

чиком. В этот период происходит активное формирование профессиональных компетенций, завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную.

Проанализировать значимость контекстного обучения для решения производственных задач, мы могли в процессе выполнения задания, где в учебной аудитории мы смоделировали в игровой форме производственную деятельность, разбившись на команды заказчиков и дизайнеров. В результате этой деятельности мы создали инфо-графический дизайн для следующих фирм и организаций: защита дикой природы, поддержка ди-тей-сирот, помощь бездомным животным и др.

В процессе реализации вышеизложенной программы мы использовали для повышения уровня творческой активности метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Данной проблеме посвятили свои исследования следующие ученые: Багирова И.Х, Бурыхин Б.С., Долгоруков А., Лебедева В.С., Павельева Н.

Для реализации этого метода необходима ситуация, в результате которой возникает или предполагается ряд решений, из которых необходимо выбрать единственно актуальное, которое решающим образом повлияет на конечный результат. Преподаватель вместе с группой студентов моделирует ситуацию, определяет проблемы, предполагающие пути решения. До того как приступить к проведению занятий по методу кейс-стади, преподаватель создает специальное руководство, в нашем случае пособием послужило детальное рассмотрение процесса создания инфографиче-ской статьи «Эволюция снайперского патрона» по которому вместе со студентами осуществлялось моделирование определенной ситуаций, в котором расписывает процесс общения с заказчиком, моделирует обсуждение задач и способов их решения в команде, подводит группу к выбору одной, из нескольких возможных ситуаций, которая наиболее актуальна (рис.10).

Рис.10. Дидактическое пособие

В результате этого студенты попадают в реальное поле профессионально ориентированной деятельности, что отличается от просто решаемой задачи дизайн-проектирования. Следова-

тельно, можно говорить о том, что метод кейс-стади дает возможность студентам научиться анализировать ситуации, правильно оценивать альтернативные решения, выбирать из них более актуальные, формирует навыки реальной практической деятельности [1, с. 118-129].

Осуществляя процесс проектирования инфо-графики, руководствуясь вышеизложенным подходом к деятельности, студент имеет возможность представлять объект деятельности, видеть конечную и промежуточную его цели, мысленно прогнозировать процесс реализации этой цели путем выделения составных компонентов. Деятельность студентов в данном случае носит проблемно-поисковый характер, что способствует развитию художественно-творческой активности, и в процессе поиска недостающих знаний и при реализации практической части проекта [6, с. 3342].

Создание проекта по передачи информации средствами инфографики, дает студентам возможность глубже осмыслить и понять актуальные задачи современных способов передачи информации, расширить объем классических теоретических знаний в области способов визуализации информации, осваивать и закреплять ранее полученные практические знания в различных областях дизайна и использовать их в конкретных случаях по созданию собственного проекта, что способствует расширению интереса к этой области графического дизайна и стимулирует художественно-творческую активность в процессе проектной деятельности.

В процессе проведения занятий по созданию инфографического проекта преподаватель должен четко поставить перед студентами учебно-познавательные задачи, что предопределяет характер их деятельности. Задачи ставятся перед студентами таким образом, чтобы им уже на начальном этапе проектирования были ясны предполагаемые результаты деятельности. В тоже время преподаватель выделяет препятствия, которые могут возникнуть, оговаривает те из них, которые обучаемый не сможет преодолеть самостоятельно. Все это актуально в том плане, что неочевидность результатов снижает мотивирующие развивающие творческую активность функции обучения.

В процессе организации занятий учитывался возраст студентов, уровень их профессиональной подготовки, также большое значение имела позиция, занимаемая обучаемыми в данной ситуации: пассивного восприятия материала или активного самостоятельного поиска и переработки полученной информации. Пассивное восприятие материала и пассивная деятельность неприемлемы в процессе проектирования. В связи с этим необходимо стимулировать художественно-творческую активность студентов постановкой проблемных задач, таким образом совместно планируя процесс.

В настоящее время следует использовать в процессе формирования профессиональных ком-

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т

о т; О т

О го -о А ы О ГО А

X

^

т

петенций студентов деятельностный подход, направленный в первую очередь на развитие опыта профессинально-творческой деятельности студентов. Акцент перемещается на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов, освоение ими знаний и опыта деятельности, что позволяет активизировать их художественно-творческую активность.

Обучая студентов созданию инфографических структур, актуально донести до них, что информационная графика и сама является уникальным способом донесения информации, одним из инновационных методов обучения по различным видам дисциплин. Используя метод подачи информации с помощью грамотно выстроенных визуальных структур, предполагает большую активность студентов и позволяет затрачивать меньше времени на лекционные занятия, а более эффективно заниматься практической и творческой деятельностью.

В связи с этим инфографика широко используется при создании современных дидактических пособий. Информационная графика может быть представлена тремя способами. В первом варианте, все инфографические иллюстрации имеют свой заголовок, во втором название не ставится рядом с инфографикой, а в качестве заголовка используется название раздела. Такой вариант в учебной литературе наиболее распространен. Третий случай - в учебном тексте определенным способом, чаще всего жирным начертанием шрифта, выделено слово, объяснить или представить которое позволяет помещенная на этой же странице графическая информация. В первом случае инфографика существует относительно автономно; во втором — как бы растворяется в тексте, составляя единый вербально визуальный текст; в последнем случае в составе такого семиотически сложного текста вырабатываются специальные средства связи вербальной и визуальной частей — своеобразные скрепы, в роли которых выступают параграфемные средства. Выбор конкретного визуального материала определяется задачами проводимого занятия, идеями авторского коллектива (рис.11).

о

с

^

00

о сч

6

О!

Рис.11. Студенческая работа.

Инфографика является эффективным решением проблемы передачи информации в учебных материалах практически любого уровня сложности.

Исходя из вышеизложенного возможно заключить, что Инфографика является уникальным

продуктом визуальной коммуникации, в пространстве образовательной среды она может быть применена не только как метод развития творческой активности у студентов-дизайнеров, но и как инновационный метод обучения, позволяющий перейти от директивной модели обучения к интерактивной. При этом методику организации занятий по изучению инфографики и созданию ин-фографического дизайна актуально осуществлять на основе деятельностного подхода с использованием следующих методов: контекстного, проблемного обучений, проекта, и кейс-стади. Преподавание студентам основ инфографики актуально на современном этапе, так как этот вид графического дизайна, обладая определенными проектными возможностями, непосредственно влияет на отношение студента к профессиональной деятельности, заставляет его производить всесторонние комбинации визуальных и графических образов, активизируя желание заниматься деятельностью данного направления, в связи с этим у студентов повышается творческая активность в процессе деятельности.

Литература

1. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестн. Том. гос. унта. Экономика. 2012. №3 (19). С. 118-129.

2. Желязны, Дж. Говори на языке диаграмм : пособие по визуальным коммуникациям / Джин Желязны ; пер. с англ. [А. Мучника и Ю.Корнилович] —6-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 304 с. С. 36.

3. Искра И.С. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Искра Ирина Сергеев-на;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»].- Москва, 2015.- 170 с.

4. Кондратенко О.А. Научный диалог/ О.А. Кондратенко // Психология и педагогика. 2013. -№9(21) . - С. 92-99.

5. Молодцова Н. Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи : диссертация кандидата психологических наук [Электронный ресурс] / Н. Г. Молодцо-ва. - Нижний Новгород, 2001. - 219 с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content. с. 107].

6. Павельева, Н. Кейс-метод в профессиональном образовании // Кампания. №43. 2008. С. 33-42.

7. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. - М.: 1985. - 264 с., ил. С. 217.

8. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов // П.И. Пидкасистый - Второе издание, дополненное и переработанное. -М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144с. 23, 37.

9. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Педагогика, 1958.- 142 с.

10. Селеменев С. В. Инфографика в школе / С. В. Селеменев // Информатика и образование. -2011. - № 9. - С. 38-44, с. 34

11. Серикова И. А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе : автореферат диссертации... кандидата педагогических наук / И. А. Серикова. - Екатеринбург, 2005. - 174 с., с. 134.

12. Смикиклас. М. Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб.: Питер, 2014. 152 с.5,с.30.

13. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 13.00.02 : Москва, 1997. - 472 с.

14. Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. История дизайна : учеб. для сред. проф. образования / Н. М. Сокольникова, Е. В. Сокольникова. - Москва : Академия, 2016. - 239, [1] с. : ил., [16] л. ил.

15. Шарков Ф.И., Алексеев А.Н., Киселёв В.М., Потапчук В.А. Дизайн как коммуникация // Комму-никология. 2016. Т. 4. № 3. С. 177-187

Development of art and creative activities of the design students

in the process of infographic design

Zotova K.V.

Moscow State Pedagogical University

The article discusses the methodological principles for the effective development of the artistic and creative activity of students, based on the organization of classes for creating infographic design. based on an activity approach. Infographics is understood as one of the innovative teaching methods, because due to the increased flow of knowledge transferred to the students, it becomes necessary to introduce more productive teaching methods into the pedagogical process, which are most oriented to the use of infographics, it becomes an effective way of solving the problems and perception of information, as it allows to present a large amount of various information in an organized way. Infographics is considered as a unique product of visual communication, in the space of the educational environment, as it can become an innovative teaching method that allows you to move from a instructional model of learning to an interactive one. We consider the method of organizing studies on the study of infographics by students in the university and the creation of infographic design based on the activity approach, using the methods of contextual, problem-based training, a project, and a case study. Teaching students the basics of infographics is relevant at the present stage, as students work on creating projects in the field of infographics, they form a visual creative thinking that is based on thinking in graphic images, which allows us to solve the problems posed by them in figurative modeling and design of objects of graphic design. Keywords: artistic and creative development, innovative teaching methods, design, infographics.

References

1. Bagirova I.Kh., Burykhin B.S. Case study as an interactive method in the education of economics students in the process of studying the discipline "Human Resource Management" // Vestn. Tom. state un-that. Economy. 2012. № 3 (19). P. 118129.

2. Zelazny, J. Speak in diagrams: a manual on visual communications / Gene Zelazny; per. from English [BUT. Muchnik and Yu. Kornilovich] —6th ed. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2016. - 304 p. S. 36.

3. Iskra I.S. The development of creative activity of studentsdesigners of higher education institutions in the design process: dissertation ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 / Iskra Irina Sergeevna; [Place of defense: Moscow State University for Humanities; M.A. Sholokhov "] .- Moscow, 2015.- 170 p.

4. Kondratenko O.A. Scientific dialogue / O.A. Kondratenko // Psychology and Pedagogy. 2013. - №9 (21). - pp. 92-99.

5. Molodtsova NG The development of visual thinking in children of

junior school age on the material of the works of painting: dissertation of the candidate of psychological sciences [Electronic resource] / N. G. Molodtsova-va. - Nizhny Novgorod, 2001. - 219 p. // Scientific library of dissertations and abstracts of disserCat. - Access mode: http://www.dissercat.com/content. c. 107].

6. Pavelyeva, N. Case-method in vocational education // Campaign. №43. 2008. p. 33-42.

7. Parmon FM Costume composition: Textbook for universities. - M

.: 1985. - 264 p., Il. P. 217.

8. Pidkasisty P.I. Organization of educational and cognitive activity

of students // PI. Pidkasisty - Second edition, enlarged and reworked. -M .: Pedagogical Society of Russia, 2005. - 144s. 23, 37.

9. Rubinstein S. L. About thinking and the ways of its research. M .:

Pedagogy, 1958.- 142 p. 98-99.

10. Selemenev S. V. Infographics in school / S. V. Selemenev // Informatics and education. - 2011. - № 9. - p. 38-44, p. 34

11. Serikova I. A. Development of visual thinking of younger schoolchildren at fine arts lessons in a comprehensive school: dissertation author's abstract ... candidate of pedagogical sciences / I. A. Serikova. - Ekaterinburg, 2005. - 174 p., P. 134.

12. Smikiklas. M. Communication and influence with the help of images. SPb .: Peter, 2014. 152 p.5, p.30.

13. Sokolnikova N. M. The development of artistic and creative activity of schoolchildren in the system of aesthetic education: Dis. ... d - ra ped. Sciences: 13.00.01, 13.00.02: Moscow, 1997. - 472 c.

14. Sokolnikova N.M., Sokolnikova E.V. Design history: studies. for nouns prof. Education / N. M. Sokolnikova, E. V. Sokolnikova. -Moscow: Academy, 2016. - 239, [1] p. : il., [16] l. Silt

15. Sharkov F.I., Alekseev A.N., Kiselev V.M., Potapchuk V.A. Design as a communication // Communicology. 2016.V. 4. No. 3. P. 177-187

О О го -о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О го -о А ы О ГО А X

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.