Научная статья на тему 'Визуальная коммуникация как прием обучения английскому языку студентов творческого вуза'

Визуальная коммуникация как прием обучения английскому языку студентов творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE / ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODOLOGY / ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / VISUAL COMMUNICATION / ИНФОГРАФИКА / INFOGRAPHICS / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ / SKILLS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакарчук Наталья Евгеньевна, Синицына Юлия Николаевна

Данная статья посвящена рассмотрению визуальной коммуникации как приёма обучения английскому языку студентов творческих направлений, в частности «Дизайн». В статье идет речь о современной тенденции к накоплению больших объемов информации, вследствие чего встают задачи эффективной и последовательной систематизации накопленных знаний. Эта тенденция касается и методики преподавания иностранных языков, она отражается в интеграции компьютерных технологий и традиционных методов обучения. В статье особенное внимание уделяется визуальной коммуникации как современному способу передачи информации и включению элемента визуальной составляющей в процесс обучения английскому языку. Проанализированы понятия «визуальная коммуникация» и «инфографика», рассмотрены два приёма работы с использованием визуальной коммуникации: 1) изложение фонетического, лексического, грамматического и синтаксического материала в форме изображения и 2) разработка художественно-творческого проекта студентами творческого вуза. В первом приёме речь идет об использовании инфографики для развития фонетических, лексических, грамматических и синтаксических навыков. Во втором о самостоятельных формах работы студентов над проектами с использованием графических редакторов и разработке художественно-творческого проекта. Так же внимание уделяется взаимосвязи рассматриваемого приёма и компетенциям необходимым для успешного овладения студентами будущей творческой профессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual Communication as a Method of English Teaching Faculty of Arts Students

This article describes the usage of visual communication as a method of English teaching faculty of Arts students. The article deals with the modern tendency to the accumulation of the large amount of information as a result of which there is a scientific problem of effective and consistent classification of the cumulative knowledge. This tendency is also relevant to the language teaching methodology. It shows itself in an integration of computer technology in teaching and traditional teaching methods. Particular attention is paid to visual communication as an up-to-date method of information transfer and including visual elements to the English teaching process. It gives an analysis of the terms “visual communication” and “infographics”. Much attention is given to two visual communication techniques usage in foreign language teaching. The first one is explanation of phonetic, lexical, grammar and syntactic issues by means of images and graphics. The point here is that infographics can be used for developing phonetic, lexical, grammar and syntactic skills. The second one is making a creative project. This part of the article points to the significance of students’ private work on the creative project with the use of graphics editors. The article touches upon the interconnection between the given techniques and necessary competences for successful mastering of future profession.

Текст научной работы на тему «Визуальная коммуникация как прием обучения английскому языку студентов творческого вуза»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 278-282. УДК 37.04-053

h. е. Вакарчук, ю. н. синицынА

Визуальная коммуникация как прием обучения английскому языку студентов творческого вуза

Данная статья посвящена рассмотрению визуальной коммуникации как приёма обучения английскому языку студентов творческих направлений, в частности «Дизайн». В статье идет речь о современной тенденции к накоплению больших объемов информации, вследствие чего встают задачи эффективной и последовательной систематизации накопленных знаний. Эта тенденция касается и методики преподавания иностранных языков, она отражается в интеграции компьютерных технологий и традиционных методов обучения. В статье особенное внимание уделяется визуальной коммуникации как современному способу передачи информации и включению элемента визуальной составляющей в процесс обучения английскому языку. Проанализированы понятия «визуальная коммуникация» и «инфографика», рассмотрены два приёма работы с использованием визуальной коммуникации: 1) изложение фонетического, лексического, грамматического и синтаксического материала в форме изображения и 2) разработка художественно-творческого проекта студентами творческого вуза. В первом приёме речь идет об использовании инфографики для развития фонетических, лексических, грамматических и синтаксических навыков. Во втором - о самостоятельных формах работы студентов над проектами с использованием графических редакторов и разработке художественно-творческого проекта. Так же внимание уделяется взаимосвязи рассматриваемого приёма и компетенциям необходимым для успешного овладения студентами будущей творческой профессией.

Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, приём обучения, методика преподавания, визуальная коммуникация, инфографика, развитие навыков

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 278-282.

Visual Communication as a Method of English Teaching Faculty of Arts Students

This article describes the usage of visual communication as a method of English teaching faculty of Arts students. The article deals with the modern tendency to the accumulation of the large amount of information as a result of which there is a scientific problem of effective and consistent classification of the cumulative knowledge. This tendency is also relevant to the language teaching methodology. It shows itself in an integration of computer technology in teaching and traditional teaching methods. Particular attention is paid to visual communication as an up-to-date method of information transfer and including visual elements to the English teaching process. It gives an analysis of the terms "visual communication" and "infographics". Much attention is given to two visual communication techniques usage in foreign language teaching. The first one is explanation of phonetic, lexical, grammar and syntactic issues by means of images and graphics. The point here is that infographics can be used for developing phonetic, lexical, grammar and syntactic skills. The second one is making a creative project. This part of the article points to the significance of students' private work on the creative project with the use of graphics editors. The article touches upon the interconnection between the given techniques and necessary competences for successful mastering of future profession.

Key words: foreign language; English language; teaching methodology; visual communication; infographics; skills development

n. e. vakarchuk, yu. n. sinitsyna

оследнее время тенденция к накоплению больших объемов информации становится всё заметнее, во многих научных отраслях существует проблема эффективного анализа, классификации и обработки накопленных материалов и знаний. Современный быстроменяющийся мир вынуждает искать и вырабатывать новые всесторонние методы усвоения знаний. В методике преподавания иностранных языков, в последнее время, можно наблюдать интеграцию компьютерных технологий и традиционных методов обучения. Большое число преподавателей успешно применяют компьютерные технологии как на занятиях, так и во внеурочное время. В обыденную рабочую атмосферу учебного процесса входит элемент творчества, который позволяет повысить заинтересованность в изучении иностранного языка и успешность его усвоения.

Визуальная коммуникация как прием обучения иностранному языку используется в методике недавно и пока не получила чётко выраженных и закрепленных алгоритмов действия. Понятие «визуальная коммуникация» пришло из социологии и теории коммуникации и пока находится в процессе становления. Как пишет кандидат философских наук Васильева М. Р «визуальные коммуникации как область визуальной тематики представляет собой мультидисци-плинароное поле с каждый раз заново формирующимся консенсусом относительно своего содержания [3, с. 1]». Для удобства рассмотрения темы, в данной статье под визуальной коммуникацией мы будем понимать вид коммуникации, в которой необходимая информация передается посредством изображений, знаков, символов и инфографики.

Сегодня именно визуальная подача данных является одним из универсальных средств передачи информации, способствующий её скорейшему восприятию и пониманию. Когда студент при изучении иностранного языка сталкивается с новой информацией, осознания, которой еще нет, и целостное видение которой только предстоит сформировать, то он (студент) воспринимает такую информацию фрагментарно. Поэтому, для эффективного обучения иностранному языку применение средств наглядности может помочь ускорить этот процесс. К одним из средств эффективной коммуникации можно отнести инфографику.

Инфографика сегодня - это современная тенденция, получившая огромное распространение в англоязычных странах и теперь плавно распространяющаяся и в нашем информационном пространстве. «В современном гуманитарном знании много внимания уделяется так называемому визуальному повороту (Г. Бёме, У. Митчелл), который фиксирует два серьезных культурных тренда: изменение коммуникативной среды человека за счет увеличения числа конституирующих (формирующих) её визуально

воспринимаемых объектов и появление новой визуальной культуры, изменяющей человека и его способы освоения реальности [3, с. 2]».

Инфографика (от лат. ^огтайо - осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. урафш - пишу) - это способ наглядного представления информации. Автор статьи «Инфографика: вижу, значит понимаю» говорит о следующем понимании этого термина: «Инфографика - это изображение, передающее смысл, данные, информацию с помощью графики [7]». Это таблицы и схемы в учебниках, диаграммы и графики в отчетах, указатели в метро и дорожные знаки, иллюстрации, показывающие как пользоваться той или иной бытовой техникой.

Использование приёма визуальной коммуникации при обучении английскому языку оправданно тогда, когда в наглядном виде материал представляется более доступным, ясным и понятным. Учитывая особенности восприятия информации человеческим глазом и следуя принципам простой композиции, такому приёму присущи лаконичность, ёмкость, доступность и образность. Это даёт возможность проникнуть в суть реальных вещей и явлений языка и в простой наглядной форме донести информацию до студентов. Таким образом, эти особенности делают процесс обучения более доступным, мотивируя студента к дальнейшему изучению материала.

При работе с визуальной коммуникацией на занятиях по английскому языку можно выделить два приёма:

1. Изложение фонетического, лексического, грамматического и синтаксического материала в форме изображения.

2. Разработка художественно-творческого проекта студентами.

Рассмотрим методическую ценность каждого.

I. Изложение фонетического, лексического, грамматического и синтаксического материала в форме изображения.

Обучение иностранному языку с использованием визуализаций можно рассматривать как инструмент в формировании языковых и речевых навыков на английском языке. В зависимости от того какие цели ставит перед собой преподаватель, визуальную коммуникацию можно использовать для формирования фонетических, лексических, грамматических и синтаксических навыков.

1. Визуальная коммуникация для формирования фонетических навыков.

Может использоваться при обучении артикуляции отдельных фонем. Зачастую студенты не языковых вузов испытывают трудности с освоением транскрипции и самостоятельным воспроизведением звуков по графическому изображению. В этом случае, использование инфографики может помочь создать визуальный образ, что позволит в дальнейшем быстрее

распознавать графическое изображение звука и воспроизводить его.

2. Визуальная коммуникация для формирования лексических навыков.

Используется при введении новых лексических единиц. Помогает избежать многократных монотонных повторений при отработке лексики, вносит новизну в учебный процесс, обеспечивает лучшее усвоение новых лексических единиц за счет использования разных каналов усвоения информации.

3. Визуальная коммуникация для формирования грамматических навыков.

Способствует более легкому усвоению грамматических явлений. Излагая материал с использованием визуальной коммуникации, преподаватель может помочь создать «образ» изучаемого, что способствует более эффективному усвоению материала. Использование визуальной коммуникации может значительно помочь в освоении особенностей построения повествовательных, вопросительных и отрицательных предложений в английском языке. В отличие от стандартных схем и таблиц, такой приём задействует работу с цветом и формой, что делает объяснение темы более доступной, запоминание более долговременным.

4. Визуальная коммуникация для формирования синтаксических навыков.

Используется для обучения синтаксическим структурам английского предложения. Помогает разобраться в разнице построения английских и русских предложений, увидеть особенности выражения членов английского предложения, в частности, средства выражение подлежащего (формальное подлежащее it, неопределенные подлежащие one и they и др.) и средства выражения сказуемого (составное именное сказуемое, составное глагольное сказуемое). Так же приём визуальной коммуникации может способствовать более легкому усвоению конструкций, характерных именно для английского языка, например, complex object, complex subject.

II. Разработка художественно-творческого проекта студентами.

В настоящее время, организация активной деятельности студентов в процессе обучения, стимулирование их творческой работы в течение всего учебного процесса являются одной из важнейших задач университетского образования. Создание художественно-творческого проекта с использованием информационных технологий и графических редакторов направлено на формирование и развитие необходимых компетенций студенту творческого вуза. Выполняя такие проекты студентам дается возможность проработать важные навыки для дальнейшей работы в художественной, проектной, информационно-технологической деятельности. Рассмотрим некоторые компетенции, которыми должен обладать выпускник бакалавриата, приведенные

в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Дизайн»:

ОК - 5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

ОПК - 4 способностью применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании.

ПК - 2 способностью обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи.

ПК - 6 способностью применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике.

ПК - 10 способностью использовать информационные ресурсы: современные информационные технологии и графические редакторы для реализации и создания документации по дизайн-проектам [8, с. 9].

Разработка собственных творческих проектов с использованием визуальной коммуникации студентами, по нашему мнению, является очень эффективной формой проработки и закрепления изучаемой темы. Более того, для студентов творческих направлений такой формат работы может помочь интегрировать уже имеющиеся творческие навыки с новыми. Работая с заданными условиями и наполняя проект своим видением, студент раскрывает собственный потенциал, непроизвольно усваивая необходимый для дальнейшего развития материал.

Следует отметить, что создание творческого проекта предполагает готовность студента к самостоятельной работе, а также способность к анализу и синтезу полученной информации. Со-ловова по этому поводу говорит: «Восприятие знаний - это форма существования человека, а не некий набор отдельных элементов. Знания невозможно механически переложить из одной головы в другую. Человек вынужден сам создавать собственные знания, а учитель может лишь направить этот процесс [6, с. 23]».

Формы работы могут варьироваться от домашнего задания с разработкой визуальной составляющей (инфографики, картинки или даже видео) до итоговых проектов по обобщению нескольких тем. Творческий проект может разрабатываться студентами индивидуально, в парах или в группах, в зависимости от того, к каким результатам стремится привести своих студентов преподаватель.

Для примера примем за цель закрепление изученного материала. В этом случае, для закрепления фонетических навыков, студентам могут быть предложены следующие формы работ:

- разработка проекта с использованием ин-форгафики по теме «Система гласных/согласных звуков английского языка»;

- разработка проекта с использованием ин-форгафики по теме «Дифтонги английского языка»;

- разработка видеопроекта по теме «Особенности произношения английских согласных/гласных звуков;

- разработка визуального ряда по теме «Знаки фонетической транскрипции английского языка» с использованием собственных изображений.

Для закрепления лексических навыков:

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Профессии и специализации»;

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Устойчивые словосочетания с глаголом have/get/take»;

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Художественные материалы»;

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Погода»;

- разработка ментальной карты по теме «Фразовые глаголы английского языка».

Для закрепления грамматических навыков:

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Вопросительные предложения во временах группы Simple»;

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме ««Вопросительные предложения во временах группы Perfect»;

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Модальные глаголы»;

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Существительные образующие множественное число не по правилам»;

- разработка проекта с использованием ин-фографики по теме «Степени сравнения прилагательных».

Для закрепления синтаксических навыков:

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Средства выражения подлежащего/сказуемого в английском языке»;

- разработка проекта с использованием инфо-графики по теме «Расположение дополнений/ обстоятельств в предложении»;

- разработка презентации с использованием инфографики по теме «Отступления от обычного порядка главных членов английского предложения»;

- разработка проекта с использованием инфографики по теме «Характерный порядок слов в конструкции Complex object».

Следует отметить, что при разработке художественно-творческого проекта с использованием инфографики, следует иметь представление об организации представляемого материала на формате. Считается, что главными составляющими эффективной визуализации являются информация и дизайн. Информация должна быть интересной (значимой, релевантной, новой), а также должна быть целостной (точной, правдивой, согласованной).

Дизайн должен иметь форму (красота и структура) и функцию, то есть должен быть функциональным, простым в использовании. Таким образом составляющие успеха инфоргафики можно разделить на две основных части: практическая ценность и эстетика изображения.

К составляющим успеха практической ценности можно отнести следующие аспекты:

• своевременность

• привлекательная тема

• упрощение

• внутренняя целостность

• определение концепции и цели

• авторитетность источников

К составляющим успеха эстетики дизайна (т.е. гармоничное и качественное соотношение формы и дизайна) относят:

• красивое изображение

• эмоциональные цвета

• гармоничное сочетание цветов

• выбор масштаба

Методика применения визуальной коммуникации при обучении английскому языку требует дальнейшей разработки. Подавляющая часть дидактического материала разработана зарубежными авторами и его адаптация может дать новое видение привычных подходов обучения. Так же кажется возможным и создание отечественной «методической копилки», которая будет способствовать эффективному использованию визуальных коммуникаций по различным уровням языка или по определенной теме.

Подводя итог, следует сказать, что визуальная коммуникация как один из приемов обучения английскому языку студентов творческого вуза способствует эффективности обучения, соответствует современным потребностям и интересам студентов, а также повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 449 с.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Книжный дом «Либроком», 2012. 576 с.

3. Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Форум, 2011. 207 с.

4. Васильева М.Р. Визуальная коммуникация: Становление дисциплины. [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3 URL: http://sp-journal.ru/article/1724 (дата обращения: 14.05.2018).

5. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. СПб.: «Каро», 2010. 599 с.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2006. 238 с.

7. Инфографика: вижу, значит понимаю [сайт]. URL: http://bookbridge.spb.ru/izuchayushhim-yazyki/infographics-

visual-grammar/ (дата обращения: 10.04.2018).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриата) 2016. 20 с.

9. Dirksen J. Design for how people learn. "New Riders", 2011. 259 p.

10. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford. "Oxford University Press", 2010. 1796 p.

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Dictionary of methodological terms (theory and practice of teaching languages). Saint-Petersburg, Zlatoust Publ., 1999. 449 p.

2. Akhmanova O.S. Dictionary of linguistic terms. Moscow, The Book House "Librocom", 2012. 576 p.

3. Belaya E.N. Theory and practice of intercultural communication. Moscow, Forum Publ., 2011. 207 p.

4. Vasileva M.R. Visual communication: the formation of discipline. [Electronic resource]. Siberian Pedagogical Journal. 2015. no. 3. Available at: http://sp-journal.ru/article/1724 (accessed 14 May 2018).

5. Kachalova K.N., Izrailevich E.E. Practical grammar of the English language. Saint-Petersburg, Karo Publ., 2010. 599 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages. Moscow, Education Publ., 2006. 238 p.

7. Infographics: I see, then I understand [web-site]. Available at: http://bookbridge.spb.ru/izuchayushhim-yazyki/ infographics-visual-grammar/ (accessed 10 April 2018).

8. Federal state educational standard of higher education in the field of training 54.03.01 "Design" (bachelor's degree) 2016. 20 p.

9. Dirksen J. Design for how people learn. "New Riders", 2011. 259 p.

10. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford. "Oxford University Press", 2010. 1796 p.

REFERENCES

Информация об авторах Вакарчук Наталья Евгеньевна

(Россия, Краснодар) Магистрант

Информационно-библиотечный факультет, кафедра

русского и иностранного языков и литературы Краснодарский государственный институт культуры E-mail: 442811x@gmail.com

Information about the authors

Natalia E. Vakarchuk

(Russia, Krasnodar) Master

Information and Library Department, Department of Russian and Foreign Languages and Literature Krasnodar State Institute of Culture E-mail: 442811x@gmail.com

Синицына Юлия Николаевна

(Россия, Краснодар) Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и английского языков и литературы Краснодарский государственный институт культуры E-mail: tiida07@yandex.ru

Yuliya N. Sinitsyna

(Russia, Krasnodar) PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Russian and English Languages and Literature Krasnodar State Institute of Culture E-mail: tiida07@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.