Научная статья на тему 'Методические основы создания студентами-дизайнерами инфографики для современной полиграфической продукции'

Методические основы создания студентами-дизайнерами инфографики для современной полиграфической продукции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ИНФОГРАФИКА / ИНФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зотова Ксения Владимировна, Сокольникова Наталья Михайловна

В статье рассмотрены методические основы проектирования информационной графики и создания инфографического дизайна студентами-дизайнерами. Рассмотрен ряд этапов, по которым осуществляется образовательный процесс. На первоначальном этапе формулируются цели создания инфографики, ставятся определенные задачи, определяется целевая аудитория. Устанавливается основной тип сравнения и формируется графическая форма будущей визуализации. На втором этапе составляется массив данных, собранных из различных источников информации, на данном этапе одна из основных задач это актуальность данных и достоверность источника информации. На третьем этапе осуществляют анализ и обработка информации, затем, полученные в ходе предварительных исследований данные, приводятся к общему знаменателю. На данном этапе массив данных приобретает графическое отображение в черно-белых зарисовках будущих графиков. На третьем этапе так же проводится добор дополнительной информации, для проведения более точного анализа. Собранные и подготовленные данные должны быть представлены максимально функциональны для дальнейшего использования. На заключительном этапе в процессе дизайн-проектирования инфографического проекта формируется максимально доступная для восприятия визуализация и осуществляется верстка. с учетом формата и направленности издания, а также технологии производства, создание визуализации в журнальном, книжном и рекламном дизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы создания студентами-дизайнерами инфографики для современной полиграфической продукции»

Методические основы создания студентами-дизайнерами инфографики для современной полиграфической продукции

Зотова Ксения Владимировна

аспирант, старший преподаватель кафедры дизайна и медиа-технологий в искусстве Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, ksenya_vladimirovna_zotova@inbox.ru

Сокольникова Наталья Михайловна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры истории художественной культуры и методики преподавания Института изящных искусств, изобразительного искусства, Московский педагогический государственный университет, nm.sokolnikova@mpgu.su

В статье рассмотрены методические основы проектирования информационной графики и создания инфографического дизайна студентами-дизайнерами. Рассмотрен ряд этапов, по которым осуществляется образовательный процесс. На первоначальном этапе формулируются цели создания инфографики, ставятся определенные задачи, определяется целевая аудитория. Устанавливается основной тип сравнения и формируется графическая форма будущей визуализации. На втором этапе составляется массив данных, собранных из различных источников информации, на данном этапе одна из основных задач -это актуальность данных и достоверность источника информации. На третьем этапе осуществляют анализ и обработка информации, затем, полученные в ходе предварительных исследований данные, приводятся к общему знаменателю. На данном этапе массив данных приобретает графическое отображение в черно-белых зарисовках будущих графиков. На третьем этапе так же проводится добор дополнительной информации, для проведения более точного анализа. Собранные и подготовленные данные должны быть представлены максимально функциональны для дальнейшего использования. На заключительном этапе в процессе дизайн-проектирования ин-фографического проекта формируется максимально доступная для восприятия визуализация и осуществляется верстка. с учетом формата и направленности издания, а также технологии производства, создание визуализации в журнальном, книжном и рекламном дизайне.

Ключевые слова: дизайн, инфографика, инфографическое проектирование, образование, методика проектирования

СО ^

0

сч

ю

01

Процесс создания студентами-дизайнерами инфографики можно разделить на несколько этапов: 1) разработка концепции, формирование целей и задач, определение целевой аудитории; 2) сбор информации; 3) анализ и обработка информации; 4) проектирование инфографической таблицы. Рассмотрим методические основы каждого этапа.

На первоначальном этапе преподаватель вместе со студентами формулирует цели создания инфографики, ставятся определенные задачи, определяется целевая аудитория [6, с. 269]. Здесь необходимо решить каким станет основное сравнение и как будет отображено наглядно. Обучающийся должен определить заранее, к каким именно выводам должен в итоге прийти человек, воспринимающий данную информацию.

На втором этапе студенты должны осуществить сбор определенного количества данных по выбранной тематике, которые могут быть представлены в различной форме - текстовой, в виде иллюстраций и графиков, а также возможны аудио- и видео материалы. В процессе работы необходимо обратить внимание студентов, что одна из основных задач при сборе данных - это их актуальность и источник.

На третьем этапе студенты совместно с преподавателем осуществляют анализ и обработку информации, затем, полученные в ходе предварительных исследований данные, приводятся к общему знаменателю, чаще всего это выражается в фор-эскизах, черно-белых зарисовках будущих графиков. На данном этапе так же актуально провести добор дополнительной информации, для проведения более точного анализа. Здесь целесообразно обратить внимание студентов, что собранные и подготовленные данные должны быть представлены максимально функциональны для дальнейшего использования, что бы не понадобилось дополнительных украшательств. Если схемы, представленные студентами скучны и запутаны, то и сам материал будет не интересен для восприятия, и при дальнейшей работе никакими визуальными эффектами это невозможно будет исправить.

На заключительном четвертом этапе студенты должны в процессе проектирования инфогра-фики выстроить максимально доступную для вос-

приятия визуализацию и осуществить непосредственно верстку. При этом ими разрабатывается окончательный макет таблицы, с учетом формата и направленности издания, а также технологии производства. Здесь необходимо обратить внимание студентов на то, что выбор формата будущей разработки так же должен соответствовать поставленной ими задаче, т.к. даже самые примитивные форматы можно использовать в различных комбинациях. На данном этапе студенты весь собранный предварительно материал компонуют и приводят к единой графической форме.

Рассмотрим подробнее первый этап создания инфографической таблицы. Как известно, основная цель при создании инфографики — информирование. При этом часто графика выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения. Все зависит в первую очередь от того, какую цель мы ставим перед студентом, создающим информационную графику, и определяем совместно с ним какую реакцию его работа должна пробудить в зрителях, воспринимающих информацию. Целесообразно обратить внимание студентов, что основная мысль должна быть ярко выражена графикой, т.к. маленькая и неяркая диаграмма является слабым стимулом к изучению текста. Диаграмма должна быть достоверным доказательством, того, что изложено в тексте.

На данном этапе актуально поставить перед студентами вопрос о стиле инфографики и ее художественном образе. Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным, он зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель. Студент должен таким образом определить цель, чтобы иметь возможность представить ее в графическом виде, т.к. без понимания и осознания цели, невозможно воплощение дальнейшего художественного образа диаграммы. [1, с. 15] Главная задача инфографики отразить в наглядной форме какой-то конкретный вопрос или проблему, и в зависимости от цели будут решаться определенные художественные проблемы графической формы, ее подачи, максимально соответствующей воспроизводимой информации.

Приступая к работе по созданию инфографиче-ских объектов, необходимо, чтобы студенты обратили внимания на один из важных факторов, который необходимо учитывать - это определение целевой аудитории.

Так например, в маркетинге визуализация статистики имеет широкий диапазон применения: клиентам разъясняют, какую роль компания играет на рынке, а так же наглядно продемонстрировать суть бизнес-процессов и разновидности услуг; сотрудникам - политику компании; инвесторам - корпоративную философию и стратегию.

Трудно правильно выбрать графическую форму будущей инфографики, не определив целевую аудиторию. Проектируемый инфографический ряд должен соответствовать читателю определенной

категории: возрастной группе, гендерной принадлежности, профессии. Все эти факторы для студентов должны предопределить концепцию разрабатываемой формы.

Информационная графика непосредственно зависит от типа и характера стоящих перед нею задач. Стоит обратить внимание студентов, что, например, характер диаграмм в детских учебниках для начальной школы, должен отличается формой подачи и использованием изобразительных средств от политического издания, в силу возрастного восприятия и затронутой тематики. В первом случае актуально использовать цветные стилизованные иллюстрации, чем фотографии, коллажи и тщательно проработанные графические разработки, так как многообразная детализация детьми данного возраста воспринимается сложнее. В политическом же или информационном издании фотография или детально проработанная иллюстрация вызывает больше доверия у воспринимающего ее человека.

Анализируя процесс проектирования выбранного объекта, студент должен определить соотношение размеров текстовой и графической информации, так как от того для какой возрастной категории предназначена информация так же зависит и площадь, которую диаграмма будет занимать. В печатной продукции, ориентированной на молодежную аудиторию инфографика будет занимать более значительную площадь, чем в изданиях для старших возрастных групп. Это определяется возрастными и психологическими особенностями зрителя.

Целесообразно предложить студентам на первоначальном этапе проектирования познакомиться с проведенными психологическими исследованиями в области визуального восприятия [10, с. 26], рассказав им о некоторых интересных результатах, выявленных психологами, например, что при проектировании и верстке изданий, предназначенной для просмотра женской аудиторией предпочтительно применять шрифты с засечками - антиквы, а для мужчин актуальней представлять информацию набранную рубленными шрифтами, а также, что в вечерних выпусках газет, площадь занимаемая инфографикой должна быть значительно больше, чем в утренних. Студенты на первоначальных этапах проектирование должны понимать и чувствовать связь наук, на грани которых они работают, что визуальное восприятие человека окружающей среды - это один из основных факторов, который они должны учитывать в процессе дизайн-проектирования.

На втором этапе создания инфографики студенты проводят сбор и анализ информации по теме материала. Этот процесс достаточно сложный, для его оптимизации разрабатываются системы маркетинговой информации. Это система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения информации, с целью ее дальнейшего исполнения в маркетинговых мероприятиях.

со ^

0

сч

ю

01

Данная система включает в себя внутреннюю и внешнюю информацию, к внутренней относится информация для собственного пользования студентами, отображаться она не будет, но при этом ее сбор и учет при проектировании необходимы для полного понимания общих процессов. К системе внешней информации относятся сведения о событиях и обстоятельствах внешней среды.

В процессе сбора и анализа информации студент должен учитывать, что на его дальнейшую работу, то есть правильность и ценность дальнейших выводов об информации влияет достоверность полученного на данном этапе информационного обеспечения.

Создавая объекты информационной графики, студент должен четко осознавать, что информационное обеспечение - это процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных методов и средств её получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде.

Сбор информации студентами осуществляется на основе кабинетных и полевых исследований. Такой метод сбора информации, как кабинетные исследования основывается на данных, собранных из справочников, статей, отчетов и других вторичных источников. Использование вторичных данных для студентов актуально тем, что их можно быстро получить и они более дешевые по сравнению со сбором первичных данных, их легче использовать и они открывают возможность для сбора и первичных данных.

Проведение полевых исследований студентами целесообразно осуществлять в процессе проектирования, так как они должны быть максимально ориентированы на научно-исследовательскую деятельность. Этот процесс основан на первичном получении данных - информации, собранной впервые для какой-либо конкретной задачи. Для получения такой информации проводятся наблюдения и опросы. Полевые исследования дают возможность студентам оценить интерес зрителя к той или иной теме и выявить эффективный способ подачи информации.

Одним из ключевых способов сбора данных при проведении собственных исследований является анкетирование. Анкета является главным инструментом реализации методов опроса и наблюдения, она составляется студентами в процессе работы над проектом и представляет опросный лист для получения определенных сведений. Здесь цели проводимого исследования должны преобразоваться в вопросы, формы вопросов и ответов способствовать образованию определенных выводов и оценок, текст и последовательность в вопросах должны вести к взаимопониманию респондента и интервьюера. Благодаря анкетированию анализ различных исследований происходит быстрее и эффективнее, оно служит целям проверки надежности и достоверности оценок. На сбор и подготовку необходимой информации студентами затрачивается определенное количество времени,

средств и ресурсов, но без этих данных невозможна дальнейшая работа.

Далее студенты обрабатывают информацию для последующего анализа данных. Целесообразно ознакомить обучаемых с методами анализа данных, предназначенных для уплотнения данных, выявления взаимосвязей и взаимозависимостей, а также структурирования. Студенты должны понимать, что методы анализа данных классифицируются по следующим критериям: количеству одновременно анализируемых переменных - простые и многофакторные методы; цели анализа - описательные и индуктивные; уровню шкалирования переменных; зависимости от того, делятся ли переменные на зависимые и независимые методы анализа зависимостей и методы анализа взаимосвязей.

На третьем этапе работы студентов после проведенного анализа и упорядочивания текстовых данных необходимо определить вид графической формы визуализации, для чего они определяют тип сравнения: покомпонентное; позиционное; временное; частотное; корреляционное.

На сегодняшний день существуют различные виды графических средств отображения данных в инфографическом дизайне (таблицы, схемы, графики, матрицы, карты), но в основе иллюстрации количественных данных заложено только пять основных типов диаграмм, а каждому из типов сравнения соответствует один из типов диаграмм.

Для того, чтобы студенту определить тип будущей диаграммы, надо вспомнить основную идею проекта, которая формировалась на первоначальном этапе и выявить те ключевые слова, которые соответствуют определенному виду диаграммы.

Для данного этапа актуально рассмотреть со студентами таблицу, в которой представлены основные типы сравнения в инфографических объектах и формы соответствующих им диаграмм [2, с. 36].

ТИПЫ СРАВНЕНИЯ

X

2

<

о.

и <

а ]

3

э ЛО!ИиТОН-'аРЕИЕН НОЕ ЧАСТОТНОЕ ■ КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ■

1

|||| Ы|.

Ш

Рис. 1. Дидактическое пособие

Например, данная таблица (Рис. 1) дает возможность студенту определить, что при проведении покомпонентного сравнения данных, необходимо прежде всего, показать размер каждого компонента в процентах от исходного целого. Если присутствуют такие слова, как «доля», «проценты от целого», «составило %», то целесообразно ис-

пользовать в проекте покомпонентное сравнение данных, которое лучше всего демонстрируется при помощи круговой диаграммы. Это связанно с тем, что визуально круг ассоциируется с чем-то целым и завершенным, круговая диаграмма является идеальным графическим отображением поставленной цели, так как на ней наглядно отображается каждая доля, как определенный процент от целого. Относительная величина каждого значения изображается в виде сектора круга, площадь которого соответствует вкладу этого значения в сумму значений. Студенту, создающему проект, этот вид графиков удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме, т.к. сектора могут изображаться как в общем круге, так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга (рис. 2). Но круговая диаграмма дает возможность сохранить наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Это довольно быстро возможно понять студентам, выполнив ряда упражнений на создание круговых диаграмм с использованием визуальных данных, выраженных в различных количествах секторов круга, т.к. если частей диаграммы становится слишком много, её применение становится неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур. Недостаток круговых диаграмм — малая ёмкость, невозможность отразить более широкий объём полезной информации.

Следующий вид диаграмм, который анализируется со студентами - это линейные, в которых используется позиционное сравнение. При таком типе сравнения перед студентами ставится задача выявить закономерность влияния объектов. Ключевыми словами являются: «соотносятся» друг с другом - «одинаковы» ли они, «больше или меньше» других, «больше чем», «меньше чем», «равно». Для иллюстрации позиционного сравнения лучше всего подходит линейная диаграмма (рис.3). По вертикали располагается не шкала, а только обозначения сравниваемых элементов, такие как страны, отрасли промышленности, компании, имена продавцов. Преимущество графического выражения позиционного сравнения состоит в том, что линейки расставляются в любой последовательности.

Следующий тип сравнения данных, актуальный при создании инфографики - это временные и частотные, которые представлены гистограммой или графиками. Диаграммы-линии или графики — это тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых прямыми линиями (рис.4). Точки могут быть как видимыми, так и невидимыми (ломаные линии). Также могут изображаться точки без линий (точечные диаграммы). Для построения диаграмм-линий студентам актуально предложить применение прямоугольной системы координат. Например, можно предложить выполнить упражнения, в которых по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т. д.), а по оси ординат — размеры изображаемых явлений или процессов, на осях наносится масштаб.

Затрачиваемое время

Профессионалы Любители Начинающие Выступают на олимпиаде

Формы вегетарианцев

я

♦ веганы

• ововегатериацны • фрукторианцы

Статистика современного гей-минга-игры продолжают захватывать мир

ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ

В АТМОСФЕРУ

От передвижных источников

От стационарных

ИСТОЧНИКОВ

Рис.2. Студенческие работы

О героях Марвел

ЧЕЛОМК М>ТЛВЕЙ

*МШ*СМ1 СнШ

Рис.3. Студенческая работа

Рис.4. Студенческая работа

Увеличение МРОТ в России с 2012 по 2017 год (тыс. руб.)

со ^

0 2

ю

01

■-VI VI ли 2012

Далее со студентами анализируются следующие основополагающие моменты: диаграммы-линии целесообразно применять тогда, когда число размеров (уровней) в ряду велико, такие диаграммы удобно использовать, если требуется изобразить характер или общую тенденцию развития явления или явлений.

Также линии удобно использовать и при изображении нескольких динамических рядов для их сравнения, когда требуется, например, сравнение темпов роста. Создавая диаграммы такого типа, студенты должны знать, что не рекомендуется на одном объекте располагать более трёх-четырёх кривых, т.к. их большое количество может усложнить чертёж и линейная диаграмма потеряет наглядность.

При выполнении практических работ по данной тематике, необходимо обратить внимание обучаемых на то, что существенный недостаток диаграмм-линий — равномерная шкала, позволяющая измерить и сравнить только абсолютные приросты или уменьшения показателей в течение периода исследований, относительные же изменения показателей искажаются при изображении их с равномерной вертикальной шкалой.

Также в такой диаграмме невозможно изображение рядов динамики с резкими скачками уровней, которые требуют уменьшения масштаба диаграммы, и показатели в ней динамики более «спокойного» объекта теряют свою точность. Вероятность присутствия в этих типах диаграмм резких изменений показателей возрастает с увеличением длительности периода времени на графике.

Выполняя практические задания по созданию графиков, стоит обратить внимание студентов на диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом или оттенком (рис. 6). Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс, недостаток также схож с недостатком обычных линейных диаграмм — искажение относительных изменений показателей динамики с равномерной шкалой ординат.

70Ш

60

Р5УСНЕ0ШС

ИЛЯО'ГНИт

@Р 80

Рис.5. Студенческая работа

Рис.6. Студенческая работа

Временные сравнения достаточно часто используются при визуализации различных видов

информации, в них представляется не размер каждой доли в сравнении с целым, не соотношение долей, а то, как они изменяются во времени -что происходит с определенными показателями на протяжении недель, месяцев, кварталов, лет -возрастают ли они, снижаются, колеблются или остаются неизменными. Ключевые слова при данном типе сравнения являются: «изменяться», «расти», «убывать», «возрастать», «снижаться», «колебаться» и т.д. Если покомпонентное и позиционное сравнения показывают взаимосвязи в определенный момент времени, то временное сравнение отражает динамику изменений за какой-то временной период.

При работе с инфографикой, отображающей временные показатели, возможно предложить студентам проиллюстрировать данный тип сравнения при помощи гистограмм или графиков. Они на практике убедятся, что это наиболее актуальный вариант (рис.7). При выполнении данного задания, необходимо учитывать что, когда необходимо показать лишь несколько значений (до восьми), используют гистограмму, а для демонстрации, например, поквартальных изменений за 20 лет правильнее использовать график.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТОКСИЧНЫЕ ОТХОДЫ

139,2

140 (млн. тонн] 120 100 80 60 40 20 0

127,5

50,8

1990 1995 1998 2000 2001 количество выбросов отходов на предприятиях

■ обезвреженые токсичные отходы Рис.7. Студенческая работа

Проанализировав различные графические структуры и выполнив практические работы, студенты несомненно придут к выводу, что из всех типов диаграмм график используется наиболее часто. Это связанно с тем, что, во-первых, его легче всего выполнить графическими средствами, а также это самый компактный из всех типов диаграмм т.к. графиком наиболее наглядно можно показать, что значение определенного параметра растет, уменьшается, изменяется или остается стабильным.

Частотный тип сравнения также достаточно часто используется при визуализации информации и представляется посредствам графиков и гистограмм. Такое сравнение дает возможность определить, сколько объектов попадает в определен-

ные последовательные области числовых значений. Данный вид сравнения используется для того, чтобы показать, сколько работников зарабатывают менее чем 30 тыс. долл., сколько - 30-60 тыс. долл. и т. д., или сколько жителей относятся к возрастной группе до 10 лет, сколько - от 10 до 20, от 20 до 30 и т. д.

Термины, характерные для этого вида сравнения, - «в диапазоне от х до у», «концентрация», «частотность» и «распределение». Частотное сравнение показывает, сколько значений данного параметра (частотность) попадает в последовательные области числовых значений. Этот тип сравнения применяется в двух основных случаях. Во-первых, для обобщения сходных событий на основе выборки наблюдений. В данном случае частотное сравнение используется для того, чтобы предсказывать риск, вероятность или возможность. Актуально предложить студентам для практической работы проиллюстрировать вышеназванные случаи с помощью столбчатых и линейных (полосовые) диаграмм (рис.8), обратив их внимание на то, что в данном случае возможно также применение гистограммы и графиков. При работе студентам следует учитывать, что гистограммы актуальнее, когда используется не больше 5-7 областей числовых значений, если же их больше, то целесообразней воспользоваться графиком.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ

ПО МНЕНИЮ СЛУШАТЕЛЕЙ САЙТА LAST FM

КОЛИЧЕСТВО - мши или I п LnuI.I III

СЛУШАТЕЛЕ

SMELLS LIKE COMEAS LITHIUM IN BLOOM ABOUT HEART- PAPEME FOLLY ALL DOME НАЗВАНИЕ TEEN SPIRIT YOU ARE AGIIH. 5НДРЕСВ0Х APOLOGIES ПЕСНИ

Рис.8. Студенческая работа

Проанализировав таблицу № и выполнив ряд практических работ студенты видят, что столбчатые диаграммы используются достаточно часто в инфографике, если надо представить наглядное сравнение полученных статистических данных или сделать анализ их изменения за определённый промежуток времени. Построение столбчатой диаграммы заключается в изображении статистических данных в виде вертикальных прямоугольников или трёхмерных прямоугольных столбиков. Каждый столбик изображает величину уровня данного статистического ряда. Все сравниваемые показатели выражены одной единицей измерения, поэтому удаётся сравнить статистические показатели данного процесса.

Разновидностями столбчатых диаграмм являются линейные (полосовые) диаграммы. Они отличаются горизонтальным расположением столбиков (рис.9). Столбчатые и линейные диаграммы взаимозаменяемы, рассматриваемые в них статистические показатели могут быть представлены

со

1 0 2

ю

01

как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. В обоих случаях для изображения величины явления используется одно измерение каждого прямоугольника — высота или длина столбика [4, с. 170]. Поэтому и сфера применения этих двух диаграмм в основном одинакова.

Изменения в бюджете на образование но регионам в 2014-2015 годах (%)

Северная Ал1ерика

Латинская Америка и Карибскии бас-Западная и Центральная Европа

Рис.9. Студенческая работа

Последний вид сравнения, который мы рассматриваем со студентами - это корреляционное, которое показывает наличие (или отсутствие) зависимости между двумя переменными. Например, обычно ожидается, что при увеличении объемов продаж возрастает прибыль или что при увеличении скидок - возрастают объемы продаж. Ключевыми словами, по которым можно определить данный вид сравнения являются: «относится к», «возрастает при (в случае)», «снижается при (в случае)», «меняется при (в случае)» или, наоборот, «не возрастает при (в случае)» и т.д.

Корреляционное сравнение показывает, соответствует ли соотношение двух переменных ожидаемой зависимости. Подобные сравнения лучше всего иллюстрируются при помощи точечных (рассеянных) или двусторонних линейчатых диаграмм (рис.10).

Сколько примерно времени в день вы проводите в интернете (%):

— по будням?

— по выходным?

Не пользуюсь интернетом

Менее получаса От получаса до часа От 1 до 3 часов

От 3 до 6 часов

От в до 9 часов

От 9 до часов 15 часов и более

Затрудняюсь ответить

3

4

14

40

24

8

3

1

2

Рис.10. Студенческая работа

Все вышеперечисленные типы составляют 90 % всех диаграмм. Остальные 10 % - это комбина-

ции различных видов диаграмм: например, график с гистограммой или круговая диаграмма с линейчатой.

После выполнения анализа данных и составления приблизительных черно-белых набросков, студентам может понадобиться добавить несколько дополнительных фактов, в связи с этим может понадобится произвести дополнительный добор информации, способами, приведенными ранее. Это даст возможность более эффективно использовать графики, сделать иллюстративный материал более насыщенным и интересным.

После всех исследований, проведенных студентами, анализа и структурирования данных, наступает четвертый этап - проектирование инфографики.

Цель работы студентов при выполнении проекта по созданию инфографичеких структур, состоит в том, чтобы представить визуально завершенный объект, который должен легко восприниматься и процесс считывания информации проходить максимально быстро. Этим требованиям должны соответствовать не только отдельные фрагменты проекта, смысл которых должен передаваться мгновенно, но и общая идеи, которая дает возможность воспринимать графические изображения за считанные секунды. Разрабатывая концепцию объекта и воплощая его в графических образах, студент должен понимать, что если при разработке объекта не будет уделяться достаточного внимания целям передачи информации лаконичными и хорошо воспринимаемыми графическими образами, то итоговый результат может получиться и лучше, если бы использовался сплошной текст, но все равно информация не будет передана в креативном и легко усваиваемом виде.

Инфографика представляет собой объект графического дизайна, и законы организации пространства в ней используются те же, что и при создании структуры журнальной статьи посредствам верстки, т.е. группируются отдельные иллюстрации и текстовые блоки таким образом, при котором создаются условия восприятия разворота издания, как единого целого [3, с. 37].

При создании инфографики в компьютерных программах студентам необходимо разработать модульную сетку [5, с. 99], согласно которой будут размещаться иллюстрации и текстовые блоки, в зависимости от иерархии значимости. Затем осуществляется компоновка следующих элементов: заголовка, который должен соответствовать содержанию графика); графика, которому должна соответствовать «легенда» и который должен быть предельно понятным и доступным для восприятия; подписи осей, с обязательным указанием единиц измерения; источник данных.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что такой способ передачи информации, как инфо-графики весьма актуален в наши дни. В этой связи возрастает значимость подготовки студентов, специализирующихся в области графического дизайна и владеющих методическими основами ее проектирования.

Литература

1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2 т. Т. 1/ Н.В.Воронов. — М.: Союз дизайнеров России, 2001. — 424 с. С15

2. Желязны, Дж. Говори на языке диаграмм : пособие по визуальным коммуникациям / Джин Желязны ; пер. с англ. [А. Мучника и Ю.Корнилович] —6-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 304 с. С. 36.

3. Лаптев В. В. Макротипографи-ка/Микротипографика— СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та, 2011. — 164 с. С 37

4. Лаптев В. В. Проектные основы инфографи-ки. — М. : АВАТАР, 2016. — 287 с. С170

5. Мюллер-Брокман Й. Модульные системы в графическом дизайне. - М.: Изд-во студия Артемия Лебедева, 2014. - 184 с. С99

6. Овчинникова Р.Ю. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика/ Овчинникова Р.Ю.// Омский государственный технический университет. - 2012. - № 1. - С. 267-270, с. 269

7. Остриков С.В. Проектно-художественное моделирование инфографики : теоретические основы и принципы : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Остриков Сергей Викторович; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2014. - 227 с. : ил.

8. Селеменев С. В. Инфографика в школе / С. В. Селеменев // Информатика и образование. -2011. - № 9. - С. 38-44

9. Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. История дизайна : учеб. для сред. проф. образования / Н. М. Сокольникова, Е. В. Сокольни-кова. - Москва : Академия, 2016. - 239, [1] с. : ил., [16] л. ил.

10. Edward Miller, Mario Garcia, Pegie Stark. Eyes on the News by Edward Miller. - Poynter Institute, 1991.- с 96. С 26

Methodical foundations of infographics for modern printing

products created by students-designers Zotova K.V. Sokolnikova N.M.

Moscow State Pedagogical University

The article discusses the methodological foundations of designing information graphics and creating infographic design by studentdesigners. A number of stages in which the educational process is carried out. At the initial stage, the goals of creating infographics are formulated, certain tasks are set, the target audience is determined. The main type of comparison is established and the graphic form of the future visualization is formed. At the second stage, an array of data collected from various sources of information is compiled, at this stage one of the main tasks is the relevance of the data and the accuracy of the source of information. At the third stage, the analysis and processing of information is carried out, then, the data obtained during the preliminary studies are reduced to a common denominator.

At this stage, the data array acquires a graphical display in black and white sketches of future graphs. At the third stage, additional information is also collected for more accurate analysis. The collected and prepared data should be presented as functional as possible for future use. At the final stage, the most accessible for perception visualization is formed in the process of design-design of the infographic project and layout is performed. taking into account the format and orientation of the publication, as well as production technology, the creation of visualization in magazine, book and advertising design. Keywords: design, infographics, infographic design, education,

design methodology References

1. Voronov N.V. Russian design. Essays on the history of domestic

design. In 2 t. T. 1 / N.V.Voronov. - M .: Union of Designers of Russia, 2001. - 424 p. C15

2. Zelazny, J. Speak in the language of diagrams: a guide to visual

communications / Gene Zelazny; per. from English [BUT. Muchnik and Yu. Kornilovich] —6th ed. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2016. - 304 p. S. 36.

3. Laptev V.V. Macrotypography / Microtypography— SPb. : Publishing

House Polytechnic. University, 2011. - 164 p. From 37

4. Laptev V. V. Design bases of infographics. - M.: AVATAR, 2016.

- 287 p. C170

5. Muller-Brockman Y. Modular systems in graphic design. - M .:

Publishing house of Artemy Lebedev Studio, 2014. - 184 p. C99

6. Ovchinnikova R.Yu. Design-design: theoretical foundations and

specificity / Ovchinnikova R.Yu. // Omsk State Technical University. - 2012. - № 1. - p. 267-270, p. 269

7. Ostrikov S.V. Design and art modeling of infographics: theoretical

foundations and principles: dissertation ... Candidate of Art History: 17.00.06 / Ostrikov Sergey Viktorovich; [Place of protection: Mosk. state art.-prom. un-t them. S.G. Stroganov]. -Moscow, 2014. - 227 p. : il

8. Selemenev S. V. Infographics in school / S. V. Selemenev //

Informatics and education. - 2011. - № 9. - P. 38-44

9. Sokolnikova N.M., Sokolnikova E.V. Design history: studies. for

nouns prof. Education / N. M. Sokolnikova, E. V. Sokolnikova. -Moscow: Academy, 2016. - 239, [1] p. : il., [16] l. silt

10. Edward Miller, Mario Garcia, Pegie Stark. Eyes on the News by Edward Miller. - Poynter Institute, 1991. - from 96. From 26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.