Научная статья на тему 'ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ'

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВИЗУАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ДИЗАЙНЕРА / ИНТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Быстрова Наталья Васильевна, Воронина Ирина Романовна

Современный этап развития высшего образования в нашей стране характеризуется устойчивым ростом требований к профессиональной подготовке выпускников вуза. Социальный заказ российского общества на производство высокохудожественной, конкурентоспособной промышленной продукции актуализирует проблему подготовки высококвалифицированных дизайнерских кадров с развитым профессиональным мышлением, способных формулировать и реализовывать оригинальные проектные концепции, отвечающие современному уровню развития проектной культуры. Подготовка бакалавров дизайна в российских вузах регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, определяющим в качестве целей и результатов обучения формирование у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В статье освещаются вопросы, связанные со спецификой обучения профильной дисциплины «Дизайн-проектирование» обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн/Графический дизайн (универсальный бакалавриат) в педагогическом вузе; исследуется роль дисциплины как эффективного средства формирования у будущего дизайнера-графика профессиональных компетенций, способа развития специальных способностей и проектной интенции, приобретения опыта художественно-проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Быстрова Наталья Васильевна, Воронина Ирина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN-DESIGNING IN THE PROCESS OF DEVELOPING THE ARTISTIC AND DESIGN COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS WHEN TEACHING GRAPHIC DESIGN

The current stage of the development of higher education in our country is characterized by a steady increase in the requirements for the professional training of university graduates. The social order of the Russian society for the production of highly artistic, competitive industrial products actualizes the problem of training highly qualified design personnel with developed professional thinking, capable of formulating and implementing original design concepts that meet the modern level of development of project culture. The preparation of bachelors of design in Russian universities is regulated by the Federal State Educational Standard of Higher Education, which defines the formation of general cultural, general professional and professional competencies among graduates as the goals and results of training. The article highlights the issues related to the specifics of teaching the profile discipline "Design-design" of students in the direction of training 54.03.01 Design/Graphic Design (universal bachelor's degree) at a pedagogical university; the role of the discipline as an effective means of forming professional competencies in a future graphic designer, a way of developing special abilities and project intentions, acquiring experience in artistic andproject activities.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ»

8. Технологии психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях дистанционного обучения: учебно-методическое пособие / А.Б. Углова, Н.Н. Королева, А.Н. Кошелева и др. - Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2022. - 47 с.

9. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в педагогическом образовании: учебное пособие / Е.З. Власова, С.В. Гончарова, И.Б. Государев, В.А. Лукнова; под научной редакцией Е.З. Власовой, С.В. Гончаровой. - Санкт-Петербург: НИЦ АРТ, 2019. - 91 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Воронина Ирина Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ

Аннотация. Современный этап развития высшего образования в нашей стране характеризуется устойчивым ростом требований к профессиональной подготовке выпускников вуза. Социальный заказ российского общества на производство высокохудожественной, конкурентоспособной промышленной продукции актуализирует проблему подготовки высококвалифицированных дизайнерских кадров с развитым профессиональным мышлением, способных формулировать и реализовывать оригинальные проектные концепции, отвечающие современному уровню развития проектной культуры. Подготовка бакалавров дизайна в российских вузах регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, определяющим в качестве целей и результатов обучения формирование у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В статье освещаются вопросы, связанные со спецификой обучения профильной дисциплины «Дизайн-проектирование» обучающихся по направлению подготовки 54.03.0l Дизайн/Графический дизайн (универсальный бакалавриат) в педагогическом вузе; исследуется роль дисциплины как эффективного средства формирования у будущего дизайнера-графика профессиональных компетенций, способа развития специальных способностей и проектной интенции, приобретения опыта художественно-проектной деятельности.

Ключевые слова: образование, дизайн, компетентностный подход, графический дизайн, проектирование, профессиональные компетенции, визуально-коммуникативная культура дизайнера, интенция.

Annotation. The current stage of the development of higher education in our country is characterized by a steady increase in the requirements for the professional training of university graduates. The social order of the Russian society for the production of highly artistic, competitive industrial products actualizes the problem of training highly qualified design personnel with developed professional thinking, capable of formulating and implementing original design concepts that meet the modern level of development of project culture. The preparation of bachelors of design in Russian universities is regulated by the Federal State Educational Standard of Higher Education, which defines the formation of general cultural, general professional and professional competencies among graduates as the goals and results of training. The article highlights the issues related to the specifics of teaching the profile discipline "Design-design" of students in the direction of training 54.03.01 Design/Graphic Design (universal bachelor's degree) at a pedagogical university; the role of the discipline as an effective means of forming professional competencies in a future graphic designer, a way of developing special abilities and project intentions, acquiring experience in artistic andproject activities.

Key words: education, design, competence approach, graphic design, design, professional competencies, visual and communicative culture of the designer, intention.

Введение. В наш стремительный XXI век, или как его называют современные теоретики дизайна - «век потребительской культуры», общество предъявляет все более высокие требования к графическому дизайнеру. Дизайнер должен уметь ориентироваться во многих вопросах коммуникативного и рекламного дизайна, оперировать визуальными художественно-графическими средствами, иметь практический опыт художественно-проектной деятельности. Актуальность исследования состоит в выявлении благоприятных педагогических условий обучения студентов дизайнерской деятельности в вузе, обосновании роли дисциплины «Проектирование» в профессиональном становлении графического дизайнера, формировании и развитии его визуально-коммуникативной культуры.

Целью исследования является анализ и обоснование учебной дисциплины «Дизайн-проектирование» как эффективного средства развития художественно-проектной компетенции студентов вуза, визуально-образного мышления, художественно-эстетического вкуса, проектной интенции, визуально-коммуникативной культуры в процессе обучения студента дизайнерской деятельности в вузе. Достижение цели реализуется рядом задач: разработкой содержания учебной программы по дисциплине «Дизайн-проектирование» с тематическим планом; разработкой фонда оценочных средств (ФОС) по данной дисциплине; описанием профессиональных компетенций, формируемых данной дисциплиной.

Изложение основного материала статьи. Графический дизайн - это многопрофильная сфера деятельности, включающая и рекламный, и коммуникативный дизайн. Дизайнер-график как хороший визуальный информатор и коммуникатор, должен уметь закодировать информацию художественно-графическими средствами, чтобы потенциальный потребитель легко эту информацию смог декодировать. Деятельность графического дизайнера - это всегда визуальный диалог, обращение к потенциальному потребителю с помощью различных изображений - пиктограмм, символов, знаков, логотипов, иллюстраций, инфографики и т.п. Средства наружной рекламы, дизайн упаковки товара, полиграфическая продукция, система визуальной ориентации и прочие объекты графического дизайна - все это содержит информацию, которую необходимо донести до потребителя. Любое изображение является визуальным акцентом, выполняющим сразу несколько функций: привлечение внимания зрителя, воздействие на его эмоции, рассказ о продукте или услуге, создание определенных ассоциаций и впечатлений.

Учебный курс «Дизайн-проектирование» (в графическом дизайне) знакомит студентов со спецификой художественно-проектной деятельности графического дизайнера и направлен на формирование специальных знаний по разработке

графических концепций, навыков концептуального проектирования широкого спектра объектов визуальной информации, визуальной коммуникации, элементов фирменного стиля и айдентики. Основное назначение курса «Дизайн-проектирование» - знакомство студентов с огромным арсеналом художественно-графических средств, техник, приемов, стилей, методов проектирования, а также приобретение умений и навыков художественно-проектной деятельности. Целью дисциплины является практико-ориентированная подготовка обучающихся к художественно-проектной деятельности на профессиональном уровне в различных сферах графического дизайна. В задачи дисциплины входит:

1) раскрытие взаимосвязи проектирования с другими дисциплинами художественно-проектного цикла;

2) обучение методам, принципам, техникам проектирования графических объектов, приемам изготовления моделей и макетов различной сложности;

3) формирование у будущего «визуального информатора и визуального коммуникатора» творческой манеры, «авторского почерка», индивидуального стиля деятельности;

4) развитие художественно-эстетического вкуса, проектно-образного мышления, художественного воображения, визуально-коммуникативной культуры дизайнера;

5) развитие художественно-графических умений, композиционных навыков в разработке стилизованных образов, персонажей, иллюстраций, иконических знаков, символов, пиктограмм, и практического опыта в макетировании полиграфической продукции - календарей, детских книг, журналов, настольных игр, плакатов и пр. [2].

Занятия по дисциплине «Дизайн-проектирование» проводятся в виде практической работы в специализированной аудитории - проектной мастерской с применением различных средств визуализации учебного материала, специализированной литературы, дидактических и методических пособий, демонстрацией тематических презентаций, анализом учебных проектов из методического фонда. На занятиях особое внимание уделяется не только формированию специальных знаний и художественно-графических умений, но и развитию аналитических способностей, способности концептуального проектирования для создания качественного дизайна в профессиональной деятельности. Нами разработан примерный тематический план курса «Проектирование», который содержит четыре раздела (Таблица 1).

Таблица 1

1 курс Основы графического проектирования

1 семестр Раздел 1. Технологии выполнения объектов графического дизайна. 1. Знакомство с основными понятиями графического дизайна, со спецификой художественно-проектной деятельности дизайнера. 2. Изучение алгоритма проектирования, технологий, способов и приемов выполнения графических объектов. 3. Изучение методов стилизации и трансформации изображения, методов разработки графических концепций и способов оформления проекта на планшете. 4. Выполнение упражнений на проектную графику, творческих заданий в различных графических техниках. 5. Выполнение учебного проекта на планшете Разработка графической концепции календаря с персонажем». Защита проекта.

2 семестр Раздел 2. Графическое проектирование объектов визуальной информации. 1. Знакомство с художественно-композиционными средствами графического проектирования, способами исполнения иконического знака, эмблемы, символа. 2. Изучение методов проектирования и макетирования графической продукции для детей, способов разработки инфографики, в том числе инфографики для детей. 3. Разработка иллюстраций различными способами выполнения, кроме ручной графической подачи применение компьютерных технологий. 4. Изучение приемов графического оформления детской книги, способов моделирования, конструирования и макетирования (журнала или настольной игры). 5. Выполнение творческих заданий по разработке обложки книги, различных видов иллюстраций, шрифтов, стилеобразующих декоративных элементов детской книги, форзаца. 6. Оформление учебного проекта на планшете по теме: «Дизайн полиграфической продукции ля детей». Защита проекта.

2 курс Графическое проектирование объектов визуальной информации и коммуникации

3 семестр Раздел 3. Проектное моделирование объектов визуальной информации. 1. Знакомство с понятием «модульной система пропорционирования» в графическом дизайне, методами исследования в графическом проектировании, спецификой и требованиями к проектированию рекламной полиграфической продукции. 2. Выполнение творческих заданий по разработке визуально-графических моделей и объемно-пространственных макетов. 3. Изучение требований к проектированию плаката как объекта визуальной информации и коммуникации. 4. Проектирование тематического плаката, создание эскизов, разработка дизайна литературного плаката на планшете. 5. Разработка рекламного плаката и полиграфической продукции на компьютере в графических программах. Защита проекта.

4 семестр Раздел 4. Графическое моделирование, проектирование и макетирование объектов визуальной коммуникации и идентификации. 1. Применение алгоритма проектирования и универсальных методов дизайна. 2. Дизайн рекламно-информационных и коммуникативных средств, разработка моделей и макетов по модульной сетке. 3. Проектирование рекламной полиграфической продукции, Разработка логотипа и элементов визуальной айдентики для детской арт-студии (центра искусств, школы дизайна и т.п.). 4. Разработка объектов визуальной идентификации и фирменной полиграфической продукции на компьютере в графических программах, макетов, верстка полиграфической рекламной продукции (афиш, буклетов, каталогов, проспектов). 5. Учебный проект на тему: «Разработка объектов визуальной информации, коммуникации и идентификации» по заданной теме (например, для детской арт-студии). Защита проекта.

В процессе обучение дисциплине «Дизайн-проектирование» необходимо применять активные методы (мозговой штурм, майнд-мэппинг, картирование, игровое моделирование) и интерактивные методы обучения (скрайбинг-презентации, ЭУМК, ZOOM и другие образовательные платформы). Одна из основных задач педагога - это создание таких условий, в которых студент чувствует себя максимально комфортно, ощущает свою значимость, самостоятельность, интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения наиболее продуктивным, а студента максимально работоспособным и мотивированным.

Образовательный процесс посредством использования вышеупомянутых методов обучения организуется, таким образом, что все студенты вовлечены в процесс обучения, они сообща работают на результат, рефлексируют, применяют свои знания, думают, анализируют процесс. Особенностью интерактивных методов обучения становится направленность на диалогичность обучения, высокий уровень взаимного единения, эмоциональной и духовной составляющей. Студент в таком формате ставится полноправным участником образовательного процесса, он самостоятельно принимает решения, его собственный опыт служит источником познания.

Среди достоинств использования активных и интерактивных методов при организации учебного процесса по дисциплине «Дизайн-проектирование» можно выделить следующие:

- побуждают к самостоятельному поиску знаний;

- направляют на активный творческий процесс;

- повышают уровень мотивационной составляющей студентов;

- развивают творческое и визуальное мышление;

- формируют профессиональные компетенции;

- способствуют активному формированию и развитию необходимых знаний, умений и профессиональных навыков;

- способствуют налаживанию коммуникации между студентами;

- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся.

В результате у студентов формируется проектная интенция (от лат. intentio - внимание, стремление) - некий толчок, порыв, побуждающий человека к действию. Под интенцией подразумевается направленность мышления и сознания на предметную область, в основе этой направленности лежит желание, замысел, реализация планов и проектов. Интенция человека творческой профессии - это своего рода природное амплуа, это креативное мышление, направленное на воплощение художественной идеи проекта. Поэтому проектной интенцией дизайнера можно назвать стремление личности к реализации дизайн-концепций и дизайн-проектов на практике.

Исходя из специфики художественно-проектной деятельности графического дизайнера, содержание программы по учебной дисциплине «Дизайн-проектирование» направлено на решение двух основных типов профессиональных задач: художественный тип и проектный.

Художественные задачи: 1) владение приемами художественно-образного решения проектных задач в графическом дизайне; 2) понимание художественно-творческих задач в графическом дизайн-проектировании, выбор необходимых методов и средств творческого исполнения, связанных с конкретным дизайнерским решением; 3) применение художественно-творческих методов и средств выражения проектного замысла в графическом дизайне; 4) владение навыками работы в различных видах изобразительных искусств и проектной графики, использование их в разработке проектов объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации.

Проектные задачи: 1) разработка и выполнение комплексных проектов в области графического дизайна на основе методики ведения проектно-художественной деятельности; 2) проведение предпроектного исследования, определение требования к проектному заданию, формирование дизайн-концепции, разработка художественно-технической документации проекта объектов графического дизайна; 3) знание и применение методов дизайн-проектирования и требований законодательной и нормативной базы, касающейся проектирования объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации; 4) умение разрабатывать и оформлять проектную документацию, использовать средства дизайн-проектирования и компьютерного моделирования в графическом дизайне; 5) владение навыками предпроектных исследований, разработки дизайн-концепции и выполнения дизайн-проекта объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации на основе выбранной дизайн-концепции [1].

Образовательными результатами дисциплины является: обучающийся должен продемонстрировать владение специальными знаниями (знания методов, способов, технических приемов, средств исполнения проектов), художественно-проектными навыками, умения анализировать аналоги дизайн-объектов, способность к синтезированию и обоснованию дизайн-концепции, понимание художественно-творческих целей и проектных задач. Средствами оценивания образовательных результатов являются: имитационно-игровое моделирование, сравнительный анализ творческих заданий, портфолио с эскизами и творческими работами по дисциплине, презентация, учебный проект.

Дисциплина «Дизайн-проектирование» направлена на формирование:

- общепрофессиональной компетенции (ОПК-3): способности выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления);

- профессиональной компетенции (ПК-1): способности к пониманию художественно-творческих задач в графическом дизайн-проектировании, выбору необходимых методов и средств творческого исполнения, связанных с конкретным дизайнерским решением [2].

Для развития художественно-проектной компетенции при изучении дисциплины «Дизайн-проектирование» преподавателю наставнику необходимо выстраивать учебный процесс с использованием интерактивных методов обучения. Студенты должны быть самостоятельными, творческими, с развитым критическим мышлением, должны уметь находить выход из трудных проблемных ситуаций. А это означает, что обучение должно быть личностно-ориентированным, направленным на способности, особенности и потребности студентов. Приоритет в работе преподавателя должен отдаваться разнообразной творческой деятельности, акценту на диалогичное обучение. Все эти направления в обучении реализуются при применении интерактивных методов обучения.

Выводы. В завершении можно сказать о целенаправленности профильных дисциплин на формирование и развитие у будущего графического дизайнера визуально-коммуникативной культуры, художественно-графических способностей, приобретение практических навыков проектной деятельности и интенционального опыта. Таким образом, результаты исследования и наш собственный педагогический опыт позволяет нам сделать вывод о важной роли дисциплины «Дизайн-проектирование» в процессе профессионального становления графического дизайнера, положительных результатах практико-ориентированной подготовки студентов педагогического вуза в области дизайна, результативности применяемых нами методов и средств обучения.

Литература:

1. Белова, И.Л. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. -С. 10-13

2. Быстрова, Н.В. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров / Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова, А.А. Симонова // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167

3. Быстрова, Н.В. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе / Н.В. Быстрова, И.Л. Белова, Э.У.Х.С. Ахмед // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. -С. 30-33

4. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1 (38).

5. Медведева, Т.Ю. Анализ содержательных характеристик профессиональной культуры специалиста / Т.Ю. Медведева, Г.А. Папуткова // Перспективы науки. - 2020. - № 5 (128). - С. 160-162

6. Швецова, Е.А. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну / Е.А. Швецова, И.Л. Белова // В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81

Педагогика

УДК 37.04

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат географических наук, доцент Пухова Анна Геннадьевна

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье анализируется роль педагога-наставника формировании толерантности у старшеклассников. Авторы дают определение понятия «толерантность» с социально-педагогической точки зрения. В статье обоснованы формы, методы и приемы формирования толерантности старшеклассников, среди которых тематические программы, разнообразные классные часы, тренинговые мероприятия и общественные акции и проекты и т.д. Авторами подчеркивается роль толерантной образовательной среды, которая в первую очередь основывается на гуманистическом взаимодействии педагогического коллектива школы с учащимися и их родителями. Формирование толерантности у старшеклассников является сложным педагогическим явлением, требующим от педагога-наставника глубокого осмысления данной деятельности, а также применения им широкого спектра методических приемов.

Ключевые слова: толерантность, педагог, старшеклассники, воспитание, образовательная среда.

Annоtation. The article analyzes the role of a teacher-mentor in the formation of tolerance among high school students. The authors define the concept of "tolerance" from a socio-pedagogical point of view. The article substantiates the forms, methods and techniques for the formation of tolerance among high school students, including thematic programs, a variety of class hours, training events and public actions and projects, etc. The authors emphasize the role of a tolerant educational environment, which is primarily based on the humanistic interaction of the teaching staff of the school with students and their parents. The formation of tolerance among high school students is a complex pedagogical phenomenon that requires a teacher-mentor to deeply comprehend this activity, as well as to use a wide range of methodological techniques.

Key words: tolerance, teacher, high school students, upbringing, educational environment.

Введение. На современном этапе общественного развития феномен «толерантности» все больше становится предметом многочисленных научных исследований и, следовательно, превращается в межкультурную проблему. Проводимые реформы и вводимые инновации в образовательном пространстве современных школ, основанные все больше на принципах гуманизма, индивидуализации и демократизации образовательного процесса, привлекают внимание многих исследователей к изучению вопроса о толерантности в социально-педагогическом аспекте. В последние десятилетия образовательные учреждения все больше стараются уделять внимание вопросам, связанным с воспитанием и формированием толерантного отношения у учащихся друг к другу и к обществу в целом[ 3].

Вместе с тем, по мнению Д.В. Зеновича, потребность в формировании толерантности возникает по причине обыденных и повседневных взаимодействий людей друг с другом, что требует уважительного и достойного отношения ко всем участникам социальной деятельности [2].

Понятие «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, что в переводе на русский означает «терпение, способность переносить». В данном толковании, толерантность означает не что иное, как терпимость одной группы лиц (или одного лица) с устоявшимся мнением к иному мировоззрению другой группы (другому лицу).

Вместе с тем, на данный момент нет единого определения понятия «толерантности» и определяется оно по-разному. Корни толерантности можно проследить до древних времен и философии стоиков. Здесь толерантность представлена как важная черта и характеристика каждого представителя социума в противостоянии странному и непохожему [4]. Эта концепция также встречается в текстах Вольтера, Джона Локка и Джона Стюарта Милля, для которых религиозные конфликты в Европе в 1600-х годах послужили основой для концептуального определения толерантности [8].

В социально-педагогической и психологической литературе толерантность описывается как реакция на то, что индивид воспринимает как трудное или проблематичное. «Это человеческое поведение или отношение, которое не отклоняется от правил, когда кто-то уважает или ценит каждое действие, предпринятое другими» [6, С. 128-129]. Терпимое отношение друг к другу позволяет избежать дискриминации и возникновения конфликтов, даже несмотря на то, что в современном обществе много разных групп, объединенных по расовому, религиозному, мировоззренческому, или другим, признакам. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.