4. Ахкиямова, Г.Р. Влияние виртуального пространства на психическое здоровье детей // Научно-теоретический журнал Вестник НГПУ. - №2(31). - Спеувыпуск. - Набережные Челны: Издательство ФГБОУ ВО «НГПУ», 2021. -С. 118-120.
5. Воробьев, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев,
B.А. Пучков, Р.А. Дурнев. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.
6. Власова, Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности / Л.М. Власова. -М.: Наука, 2004. - 357 с.
7. Гафнер, В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2010-2012 гг.) / В.В. Гафнер. - Екатеринбург, 2013. - 200 с.
8. Леонтьев, Ю.А. Региональная программа курса ОБЖ для учащихся 9-11 классов / Ю.А. Леонтьев. - Краснодар, 2000. - 150 с.
9. Саркисян, Г.Т. Личность безопасного типа поведения / Г.Т. Саркисян // Молодой ученый. - 2020. - №49.1 (339.1) -
C. 16-17
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Медонова Елизавета Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ГРАФИЧЕСКИХ
ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В современных реалиях системы профессионального образования формирование и развитие проектных умений и навыков студентов-дизайнеров, представляет собой актуальную задачу, так как работодателям всё больше требуются высокообразованные, высококвалифицированные, творческие специалисты. Проектная деятельность студентов в системе непрерывного образования представляет собой деятельность с применением технологий проектного обучения, которые ориентированы на формирование навыков самостоятельного исследования, реализации проектных идей и инициатив. В статьи описываются методы и формы активизации творческой дизайнерской деятельности, дается научное обоснование метода вариативности как важного средства профессионального становления графического дизайнера, определяется место дисциплины «Дизайн-проектирование» в структуре образовательной программы высшего образования, особое внимание уделяется креативности как важного профессионального качества дизайнера.
Ключевые слова: графический дизайнер, профессиональное становление дизайнера, методы художественно-проектной деятельности, метод вариативности, дизайн впечатлений, активизация творческого потенциала личности.
Annotation. In the modern realities of the professional education system, the formation and development of design skills and skills of design students is an urgent task, since employers are increasingly in need of highly educated, highly qualified, creative specialists. The project activity of students in the system of continuing education is an activity with the use of project-based learning technologies, which are focused on the formation of skills for independent research, the implementation of project ideas and initiatives. The article describes the methods and forms of activation of creative design activity, provides a scientific justification for the method of variability as an important means of professional development of a graphic designer, determines the place of the discipline «Design Design» in the structure of the educational program of higher education, special attention is paid to creativity as an important professional quality of a designer.
Key words: graphic designer, professional development of a designer, methods of artistic and project activity, the method of variability, impression design, activation of the creative potential of the individual.
Введение. Художественно-проектная деятельность графического дизайнера многообразна - от создания книжной иллюстрации до комплексной разработки фирменного стиля и рекламной полиграфической продукции. Основной вид профессиональной деятельности графического дизайнера - «разработка объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации в соответствии с поставленными задачами и потребностями целевой аудитории» [1]. Задумывая дизайн-проект, дизайнер всегда начинает с аналитической деятельности - изучения технического задания, планирования своих действий, предвидения результатов проектной работы. Исходя из специфики профессиональной деятельности графического дизайнера, главной его задачей является осуществление художественно-проектной деятельности, поэтому важно, чтобы студент демонстрировал профессиональные навыки и умения, применял алгоритм дизайн-проектирования, различные методы воплощения идеи.
Целью исследования является анализ художественно-проектного творчества, обоснование специфики профессиональной деятельности графического дизайнера. Основная задача - научное обоснование методов активизации художественно-проектной деятельности, применяемых в процессе обучения студентов-дизайнеров профессионально-направленной дисциплине «Дизайн-проектирование».
Изложение основного материала статьи. В соответствии с ФГОС ВО раздел основной образовательной программы «Дизайн-проектирование» является обязательной профильной дисциплиной и представляет собой вид учебных практических занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Занятия формируют специальные знания и умения, закрепляют художественно-проектные навыки, способствуют формированию профессиональных компетенций.
Содержание учебной дисциплины «Дизайн-проектирование» направлено на формирование профессиональных знаний, умений и навыков с созданием определенных условий на развитие способности организации самостоятельной творческой деятельности. Показателями, характеризующие способность личности к творчеству являются: способность открытия новых знаний, расширение поля интеллектуальной активности; появление новых мотивов, целей и потребностей в художественно-
проектной деятельности; владение новыми способами творческой деятельности; импровизация, как способность внезапно принимать решение; плодотворность и креативность [5; 8].
В основу учебной художественно-проектной деятельности положены четыре главные формы человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, материально-преобразовательная и коммуникативная деятельность. Данные формы деятельности реализуются средствами дисциплины «Дизайн-проектирование», где участвует специфический арсенал профессиональных художественных средств и методов, идущих от базовых принципов проектирования. Учебная художественно-проектная деятельность студента направлена на приобретение практических навыков работы в благоприятных психологических и педагогических условиях, закрепление и углубление специальных знаний, полученных при изучении профильных дисциплин. Будущий дизайнер в дальнейшем, при прохождении производственной или дипломной практики пользуется средствами и методами, приобретенными в практической художественно-проектной деятельности, приобретенным опытом, собственными авторскими концепциями и наработками [9].
Роль профильной дисциплины «Дизайн-проектирование» в том, что при решении проектных задач в процессе разработки рекламно-полиграфической продукции, системы визуальной коммуникации, фирменного стиля и прочих дизайн-объектов студенты применяют специальные знания с учетом требований времени (потенциальной потребительской и целевой аудитории), используют методы аналитической, исследовательской, художественно-проектной деятельности [14].
Метод проектов как современная педагогическая технология является определённой моделью организации образовательного процесса, которая направлена на развитие активного творческого потенциала у студентов с целью последующей самореализации в учебной и профессиональной сфере. В рамках применения метода проектов преподаватель выступает в роли старшего товарища. Акцент обучения смещается в сторону познавательной деятельности студентов. Педагог выстраивает определённые цели и способы их достижения, а обучающиеся в силу своих индивидуальных особенностей и личностных качеств делают собственный выбор. Метод проектов непосредственно создаёт оптимальные условия для успешного функционирования системы непрерывного образования [3].
Следует отметить, что метод проектов как научная идея появился в первой половине двадцатого века и сначала выступал в качестве формы воплощения исследовательского метода в обучении. Метод проектов как педагогическая технология вбирает в себя исследовательский, научно-теоретический, экспериментальный и эвристический элементы. В настоящее время проектной деятельности отводится достаточно большое значение при подготовке студентов в рамках системы непрерывного профессионального образования.
Алгоритм художественно-проектной деятельности состоит из нескольких этапов: сбор информации, сравнение и анализ, определение проблемы, постановка цели, художественное решение, которое возникает после того, как найдены ведущие аргументы проектного предложения и определена общая концепция проекта. Художественно-проектная деятельность для студента - это самостоятельное погружение в огромный мир дизайна, дающее возможность приобретения личностного художественно-проектного опыта, коммуникативных навыков, приобретения авторского стиля, так называемого «творческого почерка мастера» [7].
Рассмотрим более детально художественно-проектную деятельность, которая включает в себя помимо методов разработки дизайн-проекта, еще и методы активизации творческой деятельности, основанные на специфике самой профессии дизайнера. То есть во время учебной деятельности студенту необходимо вникнуть в особенности творческого процесса работы дизайнера, овладеть художественно-графическими навыками, компьютерными технологиями, методами проектирования различных визуальных объектов, познакомиться с психологией дизайнерской деятельности, изучить обязанности и предъявляемые требования к данной профессии [10].
В результате усвоения различных способов, форм и методов деятельности графического дизайнера, студент должен приобрести профессиональные знания и умения:
- знания методики поиска творческих идей; основные приемы и методы художественно-графических работ;
- умения отслеживать и перерабатывать в своих решениях модные тенденции в области графического дизайна; владеть логическими и интуитивными методами поиска новых идей и решений; создавать и прорабатывать художественные и технические эскизы от руки и с использованием графических редакторов; создавать дизайнерские решения, соответствующие пожеланиям заказчиков и воплощать в художественно-изобразительной форме свои замыслы [1].
Эти специальные знания и умения необходимы для осуществления трудовых действий по разработке эскизного дизайн-проекта в соответствии с требованиями стандартов организации заказчика; проведения поиска рациональных вариантов деталей графического оформления дизайн-продукта [12].
Сегодня востребован выпускник профиля «графический дизайнер», обладающий не только прочным запасом знаний, навыков и умений, но и выраженной творческой индивидуальностью. Для профессиональной дизайн-деятельности необходимым условием является творческая свобода. Именно свобода является непременным условием развития творческого потенциала личности, необходимым условием деятельности графического дизайнера. Поэтому учебные занятия должны способствовать развитию творческой активности студента, а стимулирование активности требует таких методов, которые способствуют расширению кругозора, вызывают интерес, потребность в получении информации, способность к сознательному и самостоятельному обучению [4].
В психолого-педагогических науках существует большое количество разнообразных способов и методов развития творческой активности обучающихся. К универсальным методам активизации творческой художественно-проектной деятельности можно отнести: увлекательную передачу учебной информации в виде скрайб-презентаций и инфографики, эмоциональное стимулирование и моделирование ситуации успеха, игровые методы и коллективное соревновательное творчество.
Вышеперечисленные методы уже описывались нами ранее [2; 3], поэтому остановимся на одном из них более подробно - это метод творческого вариативного поиска. Суть метода вариативности заключается в том, что при поиске решения проблемы или проектной задачи перебираются всевозможные варианты, разрабатываются самые различные модели и находится наиболее подходящий вариант.
Вариативность в дизайне - способность к систематическому перебору вариантов, разработки оригинального варианта чего-либо: графического образа, персонажа, знака и выбора оптимального, то есть самого лучшего с точки зрения композиционного, художественного и проектного решения, варианта. Применения метода вариативности в дизайн-образовании стимулирует познавательную, исследовательскую активность студента, развивает вариативное и творческое мышление.
Для примера можно рассмотреть одну из тем дисциплины «Дизайн-проектирование» - «Разработка графического знака». При разработке графического знака (эмблемы, символа, пиктограммы, экслибриса, знака книжного издательства, товарного знака, знака идентификации, логотипа) применяется метод вариативности. При этом усилия студента направлены
на интуитивный поиск художественной формы, оригинального названия, гармоничного композиционного решения изобразительных элементов [13].
Методика дизайн-проектирования основана на системном подходе, т.е. графический знак рассматривается как система взаимосвязанных художественно-графических элементов, выполняющих определенные функции визуального восприятия и визуального впечатления. Задача изобразительной части знака - привлечь внимание целевой аудитории, вызвать у них определенный интерес, а задача шрифтовой части знака - информировать потребителя о товаре или услугах.
Поиск различных вариантов знака осуществляется через метод вариативности, который позволяет использовать нетривиальные, новые идеи и графические образы. Этот поисковый этап проектирования очень важен, т.к. предполагает визуальное представление основной образной идеи проекта и требует от студента напряжения творческих сил. Кульминационным моментом проектирования является поиск визуального воплощения дизайн-концепции в художественно-графическом виде. Важной составляющей метода вариативности является визуальное впечатление от восприятия целостности формы, соответствия формы содержанию, художественно-графического и композиционного решения, гармоничности стилеобразующих элементов, стилевого единства всех частей.
Проектируя объекты визуальной информации, визуальной коммуникации, визуальной идентификации дизайнер предопределяет визуальные впечатления от продуктов своей творческой деятельности. Разрабатывая для потенциального потребителя фирменную полиграфическую или рекламную продукцию как средства психологического восприятия, дизайнер закладывает оригинальную дизайн-концепцию продукта, транслирует художественный способ познания мира. Дизайн для целевой аудитории - это не банальный предмет потребления готового продукта, а вовлечение в процесс взаимодействия авторской идеи и потребительского вкуса. В совокупности что и позволяет создать дизайнеру оригинальный и оптимальный вариант проектного решения, что и делает объекты графического дизайна «дизайном впечатлений». Напомним, Майк Пресс и Рэйчел Купер в своей книге «Власть дизайна: ключ к сердцу потребителя» дизайн рассматривают в контексте современной потребительской культуры как средство создания впечатлений, как систему культурного производства и творческого способа потребления [6].
Эффективность методов активизации художественно-проектной деятельности студентов повышается если обеспечен ряд психолого-педагогических условий:
1) Учебная художественная и проектная работа организовывается преподавателем, соответственно алгоритму творческой деятельности.
2) Процесс обучения профильным дисциплинам строится на основе системного подхода, самостоятельная работа студента осуществляется системно, целенаправленно, продуктивно.
3) Преподавателем профильных дисциплин определяется содержание, динамика, формы контроля и методы стимулирования с целью перевода студента в позицию субъекта познания, творчества и коммуникации.
4) Поощрение творческой активности и творческой индивидуальности студента осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода с построением личностной траектории развития будущего графического дизайнера.
Как видим из вышеизложенного, в процессе учебного проектирования студенты должны освоить методы художественно-проектной деятельности, научиться творчески применять эти методы на практике, демонстрировать исследовательские и аналитические способности, проявлять творческую активность, которая предполагает стремление к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, проявление познавательного интереса [5].
Выводы. Подводя итоги, можно сделать вывод, что носителем профессиональной культуры дизайнера является творческая личность - преподаватель профильной дисциплины, имеющий опыт дизайнерской деятельности и нацеленный на совершенствование своих педагогических методов. Именно от методики преподавателя зависит: будут ли студенты проявлять свою творческую инициативу, осознанность, сознательность, ответственность, убежденность, открытость для восприятия новых впечатлений или же останутся безучастными и безынициативными. Основной задачей преподавателя профильных дисциплин является так активизировать студента, чтобы он ответственно и креативно подходил к решению проектных задач, самостоятельно мог выстраивать свою художественно-проектную траекторию развития. Решение данной проблемы предполагает введение в систему дизайн-образования различных методов активизации художественно-проектной деятельности студентов, направленных на стимулирование познавательной активности, поощрение самостоятельности, индивидуальности и креативности будущих дизайнеров.
Литература:
1. Белова И.Л., Бузина Н.О. Технологии визуализации информации в системе высшего образования // Образование и педагогика: теория и практика: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции - Чебоксары: ИД «Среда». - 2020. -С. 19-24.
2. Белова И.Л., Быстрова Н.В., Михайленко Д.М. Визуальное моделирование как метод обучения дизайн-педагогической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 37-39.
3. Белова И.Л., Быстрова Н.В., Уракова М.Н. Роль производственной практики в становлении профессиональной компетентности дизайнера // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 1
4. Белова И.Л., Чеботарева К.А. Моделирование как современная концепция методики обучения дизайнерской деятельности // В сборнике: Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 21-26.
5. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Зиновьев О.А. Интерактивные формы обучения в современном вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 2 (52). - С. 146-151.
6. Быстрова Н.В., Медонова Е.В., Симонова А.А. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167.
7. Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Краева И.А. Структура и компоненты проектной деятельности педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 69-71.
8. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пулькина Е.Е. Современные педагогические технологии как основа проектирования образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 79-81.
9. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1 (26). - С. 2.
10. Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 4 (37).
11. Пресс Майк, Купер Рэйчел. Власть дизайна: ключ к сердцу потребителя. - М.: Гревцов Паблишер, 2018, 352 с.
12. Проектное моделирование из бумаги: Монография / И.Л. Белова. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: OmniScriptum GmbH & Co. KG.; 2015. - С. 7. - www. lap-publishing. ru
13. Профессиональный стандарт «графический дизайнер» от 17 января 2017 г. N 40н.
http://classinform.ru/profstandarty/11.013-graficheskii-dizainer.htm
14. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 2 (6). - С. 25.
15. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Экодизайн, как новое направление в дизайне // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 4 (8). - С. 13.
16. Швецова Е.А., Белова И.Л. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81.
Педагогика
УДК 376.6
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Буракова Ирина Сергеевна
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск); кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Перепёлкина Наталья Александровна
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент Пилюгина Екатерина Ивановна
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск)
ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К КИБЕРБУЛЛИНГУ У МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы диагностики, профилактики и коррекции Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу. Общество давно знакомо с таким понятием, как буллинг (социальная агрессия), однако стоит отметить, что на сегодняшний день буллинг может протекать и в других формах, таких как физическая травля, психологическая травля и кибербуллинг. Именно кибербуллинг сейчас встает на первое место. Это так просто: унижать, оскорблять посторонних людей, и при этом быть невиновным. Ведь очень сложно в сети Интернет определить, с какого аккаунта идет буллинг. Также важно отметить, что в большинстве случаев и проявление аддиктивного поведения, и проявления буллинга (кибербуллинга) зависят от того, какие взаимоотношения происходят в семье. Важно помнить, что от стиля семейного воспитания зависит, будет ли ваш ребенок сутки напролёт пропадать в интернете, за компьютером или нет. Если раньше буллинг принимал более грубые физические формы, то в современном мире школьное насилие принимает совершенно иную форму, которая называется кибербуллинг. Важно подчеркнуть, что не только школьники могут попасть под влияние кибербуллеров, многие взрослые, пользующиеся Интернетом, могут стать жертвами Интернет-травли. С целью выявления Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу у школьников в нескольких общеобразовательных организациях региона Кавказских Минеральных Вод было проведено экспериментально-психологическое исследование, к котором принимали участие обучающиеся в количестве 107 человек в возрасте 11-12 лет и их родители. Авторы статьи провели диагностику школьников и рассматривают основные направления работы по профилактике и коррекции кибербуллинга младших подростков.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, младшие подростки, девиантное поведение, профилактика кибербуллинга.
Annotation. The article discusses the issues of prevention and correction of Internet addiction, propensity to cyberbullying. Society has long been familiar with such a concept as bullying (social aggression), however, it is worth noting that today bullying can occur in other forms, such as physical bullying, psychological bullying and cyberbullying. It is cyberbullying that now comes first. It's so simple: humiliate, insult strangers, and at the same time be innocent. After all, it is very difficult on the Internet to determine from which account the bullying is coming. It is also important to note that in most cases, both the manifestation of addictive behavior and the manifestations of bullying (cyberbullying) depend on what kind of relationships occur in the family. It is important to remember that the style of family education depends on whether your child will be on the Internet all day long, at the computer or not. If bullying used to take more brutal physical forms, then in the modern world school violence takes a completely different form, which is called cyberbullying. It is important to emphasize that not only schoolchildren can fall under the influence of cyberbullers, many adults who use the Internet can become victims of Internet bullying. The authors of the article conducted a diagnosis of schoolchildren and consider the main directions of work on the prevention and correction of cyberbullying of younger adolescents.
Key words: bullying, cyberbullying, younger teenagers, deviant behavior, prevention of cyberbullying.
Введение. Актуальность данной темы обуславливается тем, что на сегодняшний день компьютеризация общества достигла огромных масштабов. И такое явление как буллинг в современном мире приобретает новую, более опасную форму: кибербуллинг, под которой понимается травля или намеренные агрессивные действия, направленные против жертвы посредством электронных гаджетов. Мы считаем, что в настоящее время проблема кибербуллинга среди школьников является актуальной как в педагогическом процессе, так и в повседневной жизни людей. Всемирная сеть втягивает в себя как наркотик, и, вследствие чего, формируется компьютерная зависимость. Не удивительно, что с каждым разом все больше и больше людей становятся компьютерными аддиктами. Стоит также отметить, что данное явление широко распространенно среди подростков и детей.
М.В. Жукова дает такое понятие, как «кибераддикция (киберзависимость)», под которой понимается «патологическая привязанность к компьютеру, а также невозможность оторваться от него ни на миг» [2, С. 36].
В начальной школе более распространены два типа зависимостей: компьютерная зависимость (геймерство) и Интернет-зависимость. Если еще год-два назад мы могли говорить, что у младших школьников в большей степени присутствует игровая компьютерная зависимость, то на сегодняшний день мы считаем, что Интернет-зависимость и геймерство стоят на одном уровне. Дети все чаще сидят в интернете, в социальных сетях (ВКонтакте, YouTube, WhatsApp, Viber). Именно поэтому в нашей работе под компьютерной зависимостью мы буем рассматривать Интернет-зависимость.
Изложение основного материала статьи. Психологические признаки компьютерной зависимости схожи с психическими зависимостями другого типа. Самыми распространяемы психологическими признаками компьютерной аддикции являются: потеря чувства времени; охлаждение к друзьям, семье; безразличие к другим формам досуга; «потеря