Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАТОР И КОММУНИКАТОР'

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАТОР И КОММУНИКАТОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР / ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАТОР И КОММУНИКАТОР / ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДИЗАЙНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Гурьянчева Екатерина Николаевна, Кучкин Игорь Александрович

В статье дается научное обоснование деятельности графического дизайнера как «визуального информатора и коммуникатора», освещаются такие понятия как «визуальный язык», «визуальные коммуникации», «визуальное мышление», «визуальная культура»; раскрываются вопросы, связанные со спецификой обучения студентов графическому дизайну; исследуется роль профильных дисциплин как главного средства формирования профессиональных знаний и умений, развития визуально-образного мышления и визуальной культуры будущего дизайнера, приобретения опыта художественно-проектной деятельности. Понимание принципов визуальных сообщений позволяет дизайнеру-графику создавать уникальный дизайн, ускоряющий коммуникацию продукта и конечного потребителя. Графическому дизайнеру отводится важная роль преобразователя действительности, визуального информатора и визуального коммуникатора. В процессе обучения дизайнеров-графиков делается акцент на особенность работы с визуальной информацией, на способах её кодирования. Профессиональное обучение дизайнеров должно быть направлено на подготовку универсальных специалистов. В настоящее время, любой компании, которая занимается разработкой рекламных материалов, фирменных стилей, брендов, требуется не просто графический дизайнер, а высококлассный профессионал, способный к проектированию оригинальных графических объектов любой сложности, учитывающий в проектной деятельности психологические закономерности визуального восприятия дизайн-объекта (графического знака), знающий способы декодирования информации в художественно-графическом виде и владеющий соответствующими профессиональными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Гурьянчева Екатерина Николаевна, Кучкин Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC DESIGNER AS A VISUAL INFORMANT AND COMMUNICATOR

The article provides a scientific justification for the activity of a graphic designer as a "visual informant and communicator", highlights such concepts as "visual language", "visual communication", "visual intellection", "visual culture"; covers issues associated with the graphic design specifics while teaching students; explores the role of specialized disciplines as the main means of forming professional knowledge and skills, development of visual-imaginative thinking and visual culture of the future designer, acquisition of experience in artistic and design activities. Visual messages principles comprehension provides an opportunity to the graphic designer to create a unique design that accelerates communication between the product and the end user. The graphic designer has an important role as a reality converter, visual informant and visual communicator. In the process of training of graphic designers, emphasis is placed on the peculiarity of working with visual information, on ways to encode it. Professional training of designers should be aimed at training of universal specialists. Currently, any company that develops advertising materials, corporate styles, brands requires not just a graphic designer, but a highly qualified specialist capable of original graphic objects of any complexity design, taking into account the psychological patterns of visual perception of a design object (graphic sign) in project activities, who knows methods of information decoding in an artistic and graphical form and possesses the relevant professional competencies.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАТОР И КОММУНИКАТОР»

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 4(41)

e-ISSN: 2712-9780

БЕЛОВА Ирина Леонидовна и другие ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ...

V 7ТК" I -—V 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. |() 57 145/27 129780 2022 11 04 01 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАТОР И КОММУНИКАТОР

©Автор(ы) 2022

БЕЛОВА Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры средового и графического дизайна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, ira-ra-bel@yandex.ru

SPIN-код: 8438-2026 AuthorlD: 737152 ResearcherlD: K-1963-2017 ORCID: 0000-0002-8474-7907

ГУРЬЯНЧЕВА Екатерина Николаевна, доцент кафедры средового и графического дизайна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, ekaterina0999@yandex.ru

SPIN-код: 6815-6706 AuthorlD: 737195 ResearcherlD: U-2413-2018 ORCID: 0000-0003-0723-3918

КУЧКИН Игорь Александрович, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, kuchkinia@std.mininuniver.ru ORCID: 0000-0001-8677-5058

Аннотация. В статье дается научное обоснование деятельности графического дизайнера как «визуального информатора и коммуникатора», освещаются такие понятия как «визуальный язык», «визуальные коммуникации», «визуальное мышление», «визуальная культура»; раскрываются вопросы, связанные со спецификой обучения студентов графическому дизайну; исследуется роль профильных дисциплин как главного средства формирования профессиональных знаний и умений, развития визуально-образного мышления и визуальной культуры будущего дизайнера, приобретения опыта художественно-проектной деятельности. Понимание принципов визуальных сообщений позволяет дизайнеру-графику создавать уникальный дизайн, ускоряющий коммуникацию продукта и конечного потребителя. Графическому дизайнеру отводится важная роль преобразователя действительности, визуального информатора и визуального коммуникатора. В процессе обучения дизайнеров-графиков делается акцент на особенность работы с визуальной информацией, на способах её кодирования. Профессиональное обучение дизайнеров должно быть направлено на подготовку универсальных специалистов. В настоящее время, любой компании, которая занимается разработкой рекламных материалов, фирменных стилей, брендов, требуется не просто графический дизайнер, а высококлассный профессионал, способный к проектированию оригинальных графических объектов любой сложности, учитывающий в проектной деятельности психологические закономерности визуального восприятия дизайн-объекта (графического знака), знающий способы декодирования информации в художественно-графическом виде и владеющий соответствующими профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: графический дизайнер, визуальный информатор и коммуникатор, визуальный язык, визуально-образное мышление дизайнера.

GRAPHIC DESIGNER AS A VISUAL INFORMANT AND COMMUNICATOR

© The Author(s) 2022

BELOVA Irina Leonidovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Environmental and Graphic Design Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin 603005, Russia, Nizhny Novgorod, ira-ra-bel@yandex.ru GURYANCHEVA Ekaterina Nikolaevna, Associate Professor of the Department of Environmental and Graphic Design Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin 603005, Russia, Nizhny Novgorod, ekaterina0999@yandex.ru KUCHKIN Igor Alexandrovich, Master's student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin 603005, Russia, Nizhny Novgorod, kuchkinia@std.mininuniver.ru Abstract. The article provides a scientific justification for the activity of a graphic designer as a "visual informant and communicator", highlights such concepts as "visual language", "visual communication", "visual intellection", "visual culture"; covers issues associated with the graphic design specifics while teaching students; explores the role of specialized disciplines as the main means of forming professional knowledge and skills, development of visual-imaginative thinking and visual culture of the future designer, acquisition of experience in artistic and design activities. Visual messages principles comprehension provides an opportunity to the graphic designer to create a unique design that accelerates communication between the product and the end user. The graphic designer has an important role as a reality converter, visual informant and visual communicator. In the process of training of graphic designers, emphasis is placed on the peculiarity of working with visual information, on ways to encode it. Professional training of designers should be aimed at training of universal specialists. Currently, any company that develops advertising materials, corporate styles, brands requires not just a graphic designer, but a highly qualified specialist capable of original graphic objects of any complexity design, taking into account the psychological patterns of visual perception of a design object (graphic sign) in project activities, who knows methods of information decoding in an artistic and graphical form and possesses the relevant professional competencies.

Keywords: graphic designer, visual informant and communicator, visual language, visual-imaginative intellection of the designer.

BELOVA Irina Leonidovna and others

GRAPHIC DESIGNER AS A VISUAL INFORMANT .

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 4(41)

e-ISSN: 2712-9780

ВВЕДЕНИЕ

Современный дизайн фокусирует на себе многие вопросы из разных областей знания: психологии, социологии, культурологии, экономики, эргономики, антропометрии, эстетики, маркетинга, менеджмента и т.д. Все эти знания находят применение и в графическом дизайне при проектировании различных объектов визуальной информации, коммуникации и идентификации. Применение новых технологий и инновационных подходов в дизайн-проектировании определяют пути развития визуальной культуры человека (дизайнера и потребителя). Визуальная культура личности фокусируется на зрительных образах, визуальном восприятии, представляя основу для формирования визуально-пространственного окружения человека.

Сегодня графические дизайнеры широко используют техники визуальных коммуникаций: разрабатывают визуальные сообщения, визуализируют информацию в виде изображений, помогающих человеку ориентироваться в пространстве. В современном мире понятия «графический дизайнер» и «специалист в области визуальных коммуникаций» являются схожими понятиями: во-первых, обе профессии направлены на формирование и преобразование визуальной коммуникативной среды, во-вторых, дизайнерская деятельность многообразна, ориентирована на потребительский спрос и предложения, требует специальных знаний и умений, а также наличие профессионального опыта художественно-проектной деятельности, в-третьих, оперируя невербальными, визуальными символами, дизайнер должен ориентироваться во многих смежных сферах - рекламном и полиграфическом дизайне, типографике и фотографике, веб-дизайне и 3Б-графике, а также в разнообразных коммуникативных вопросах, связанных с заказчиками [1].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формулировка цели статьи и задач.

Целью исследования является научное обоснование деятельности графического дизайнера как «визуального информатора и коммуникатора».

Задачи исследования: 1) обоснование важности специальных знаний и художественно-проектных умений, которые студент приобретает в процессе обучения профильным дисциплинам «Проектирование» и «Дизайн-проектирование»; 2) анализ функционирования деятельности графического дизайнера в сфере создания гармоничной визуально-коммуникативной среды; 3) исследование визуально-образного мышления дизайнера в плане образного моделирования по созданию дизайн-объектов различной сложности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала статьи.

Потребность в творчестве, стремление к преобразованию действительности, внесению новизны и оригинальности, способность открытия новых знаний, способность к комбинированию и визуализации идей, наличие творческого воображения и визуально-образного мышления - все это является важными показателями, характеризующими способность личности к осуществлению художественно-проектной деятельности. В основу профессиональной деятельности графического дизайнера положены три главные формы человеческой деятельности: ценностно-ориентационная, материально-преобразовательная, визуально-коммуникативная деятельность. Под ценностно-ориентационной формой деятельности современные психологи подразумевают мотивацион-ную потребность личности, индивидуальную иерархию личностных приоритетов, служащих связующим звеном между духовной культурой, обществом и духовным миром личности. Материально-преобразовательная форма деятельности человека направлена на преобразование мира, формирование предметно-пространственной среды, проектирование графических объектов, разработку систем визуальных коммуникаций с целью гармоничного художественно-эстетического восприя-

тия, а также визуального и психологического комфорта. Коммуникативная форма деятельности - это организация общения (коммуникации) между отдельными людьми или организациями. К этому направлению деятельности дизайнера можно отнести организацию презентации проекта, встреча с заказчиком, научная конференция, переговоры, общения в сети Интернет, психологический тренинг общения. Визуально-коммуникативная форма деятельности - это визуальная организация коммуникации между зрителем и графическим объектом (художественным образом), результат психофизиологического восприятия с помощью органов зрения каких-либо изображений, ориентиров, символов, знаков и т.п. Современные теоретики дизайна трактуют графический дизайн как «собственно деятельность, продукт этой деятельности, способ общения людей на особом визуальном языке», а «дизайнером можно считать человека, который использует визуальные средства для выражения тех или иных идей» [2].

Сущность графического дизайнера заключается в умении «давать информации порядок, идее - форму, предметам - экспрессию и чувства». Задачи графического дизайнера весьма сложны: он имеет дело не только с художественным знаком, но и с большим количеством людей. Необходимо отметить, что при проектировании визуальной продукции рекламного характера нельзя не учитывать наличие разных ассоциативных впечатлений у зрителей. Реклама как область коммуникативного дизайна существенно отличается от других видов визуальной информации, она обращена к мыслям и чувствам потребителя одновременно. Целью рекламной коммуникации является донесение до потенциальных покупателей информации о существовании товара или продукта, имеющего определённые характеристики, что есть конкретная торговая марка, что их можно приобрести в заявленном месте или удалённым способом, информирование о ценовой политике, мотивация к покупке, повышение узнаваемости бренда и т.д. Не случайно графического дизайнера называют «визуальным интерпретатором», переводчиком информации на язык, понятный миллионам людей. С помощью образных знаков он способен донести до адресата практически любые сведения, не прибегая к длительным словесным объяснениям [4].

Визуальные коммуникации - это процесс передачи информации посредством визуального языка: знака, символа, эмблемы, логотипа, пиктограммы, информационной графики и т.д. В современном мире визуальные коммуникации являются наиболее распространённым способом передачи информации, неотъемлемой составляющей всех видов сервиса. От того, насколько грамотно дизайнером выполнены элементы визуальной коммуникации, зависит правильное понимание субъектом передаваемой информации. Только при профессиональном подходе к созданию элементов визуальных коммуникаций, можно добиться правильного функционирования процесса «передачи - приема» информации. Процесс визуальной коммуникации может быть схематически представлен в виде следующей цепочки: «отправитель (источник) - кодирование - сообщение - канал - декодирование - получатель». Об эффективности визуальной коммуникации можно говорить только в том случае, если зрителю понятно истинное значение переданной информации, в соответствии с первоначальным замыслом, поэтому особое место занимает проблема декодирования информации с помощью визуального языка дизайна.

Тенденцией графического дизайна XXI века является хорошая читабельность визуального носителя - эмблемы, символа, знака, пиктограммы - они должны хорошо читаться даже в предельно больших и малых размерах, форматах и разрешениях, включая иконки меню мобильного телефона, строки на вебсайте, логотипы в телепрограммах, а также в печатном виде. Появление различных компьютерных приложений и графических редакторов

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 4(41)

e-ISSN: 2712-9780

БЕЛОВА Ирина Леонидовна и другие ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ...

благоприятно сказалось на практике работы графических дизайнеров, так как трудоемкие эффекты и иллюзии сейчас можно создать быстро и точно, а воплощение идеи можно реализовать мгновенно, одним нажатием клавиши. Дизайнеры-графики постоянно учатся всему новому, расширяют сферу своей деятельности, создают новые средства выражения, новые графические техники и применяют всё новые компьютерные технологии. Сегодня компьютер по праву занимает достойное место на рабочем столе дизайнера, что облегчает и сокращает время на разработку и многократную перерисовку макета. Информационные и компьютерные технологии минимизируют трудовые и временные затраты дизайнера на правку макетов, на коммуникацию с заказчиком работ, на взаимодействие с коллегами и командой.

Без знаний основных принципов и закономерностей дизайн-проектирования невозможно стать дизайнером. Поэтому обучение графическому дизайну следует начинать с изучения принципов художественно-графического проектирования: выразительность формы, художественность, эстетичность, оригинальность, уникальность визуального образа, информативность, содержательность, достоверность, убедительность. Художественно-композиционные и формообразующие закономерности создания графических объектов: пропорциональность, масштабность, симметричность и асимметричность, статика и динамика, метрические и ритмические законы, цветовые соотношения, модульность. Психофизиологические законы визуального восприятия и визуального воздействия на зрителя: психология восприятия природной бионической формы и стилизованной художественной формы, цветовосприятие, ассоциативное восприятие, закон суггестии «AIDA», основанный на привлечении внимания, интереса, желания и активности действий (attention - interest - desire - activity) и т.д.

Учебные дисциплины «Проектирование» (изучается на 1-2 курсах) и «Дизайн-проектирование» (3-4 курсы) направлены на изучение, понимание и применение алгоритма художественно-проектной деятельности дизайнера, а также на развитие способности мыслить визуальными образами, способности воплощать идеи художественно-графическими средствами, способности организации самостоятельной художественно-проектной деятельности. Многие теоретики и практики дизайна считают, что «Дизайн-проектирование» осуществляется в двух плоскостях: мыслительной и практической. Неслучайно, говоря о мыслительной составляющей, выделяют три основные ступени проектирования: «процесс анализа - оценки - синтеза» [5].

Алгоритм учебного проектирования является универсальным, разбитым на три основных этапа: подготовительный, исполнительский, аналитико-рефлексивный этапы.

1) Подготовительный или предпроектный этап включает такие важные шаги, как: предпроектный анализ; изучение истории и особенностей проектируемого объекта; анализ примеров формирования художественного образа, изучение зарубежных и российских аналогов; выработка проектной установки и разработка концептуальной карты проекта: художественный образ, ассоциативные эскизы, описание концептуальной идеи, стратегический план, подготовка эскизной части проекта. Подготовку к проектированию дизайнер всегда начинает с аналитической мысленной работы - сбор информации от заказчика, изучение его потребностей и требований к готовой продукции, осмысление промежуточных и конечных результатов проектной работы. Рассмотрение определенного круга проблем заказчика, применение их на себя, соотнесение их с собственной творческой позицией - весь этот анализ подводит в конечном итоге к проектному решению. Грамотный, экспертный дизайнер старается мыслить образами и заранее представляет насколько эстетично будет выгля-

деть проектируемый объект, будет ли визуальное впечатление, которое возникнет у потребителя в процессе его эксплуатации, соответствовать авторскому замыслу, какой эмоциональный эффект произведет тот или иной образ на зрителя.

2) Исполнительский или оформительский этап: разработка проектного задания, поиск объемно-пространственного, графического, цветового решения, стилистического единства всех проектируемых элементов; обоснование графического, композиционного, цветового, стилистического и концептуального решения проектируемого объекта; дизайн-разработка всех элементов проекта, оформительская работа над визуализацией идеи, проектная разработка, корректировка деталей, выполнение технических чертежей, оформление документации. В графическом проектировании широко используются техники визуальных коммуникаций - передача информации посредством изображений, благодаря которым нам проще ориентироваться в пространстве. Семиотика визуальных коммуникаций включает: навигационные системы ориентации, пиктограммы, икони-ческие знаки, символы, типографику, каллиграфию, лет-теринг, плакаты, вывески, афиши, логотипы, рекламную полиграфическую продукцию. В течение всего периода проектирования дизайнер стремится к улучшению проектного предложения, постоянно проверяет и корректирует проделанную работу, сравнивает варианты по функциональным, конструктивным и художественно-эстетическим критериям, развивает проектную идею и доводит ее до визуального воплощения.

3) Аналитико-рефлексивный этап: представление дизайн-проекта (дизайн-концепции), защита проекта, оформление рабочего материала в портфолио, анализ проделанной работы, оценка собственной художественно-проектной деятельности. На данном этапе автор проекта (студент) должен отрефлексировать (от лат. геАехю

- загибание, поворачивание), осмыслить, сравнить и оценить свой проект и проекты однокурсников. Рефлексия

- это «ретроспективный взгляд на пройденный путь», познание себя и оценка своих творческих способностей, понимание того, как другие оценивают твою работу.

Сегодня, в условиях жесткой конкуренции, графическому дизайнеру необходимо обладать не только прочным запасом специальных знаний и технических умений, но и выраженной проектной интенцией, творческой индивидуальностью, развитым визуально-образным мышлением [3]. Визуально-образное мышление или мышление образами способствует креативному решению проектных задач в плане образного моделирования. Важно, чтобы будущий дизайнер проявлял в учебном проектировании креативность и научился создавать такой продукт творческой деятельности, который был бы уникальным, оригинальным, новым для восприятия. «Для каждого поколения стремление к оригинальности и новизне является определяющим. Те, чьи взгляды отличаются от общепринятых, зачастую и становятся дизайнерами. В конце концов, ведь стремление каждого дизайнера - создать что-то новое из ничего» [6].

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты исследования позволяют нам сделать вывод о важной роли графического дизайнера как преобразователя действительности, визуального информатора и визуального коммуникатора. Как показывает практика, процесс подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в области графического и коммуникативного дизайна должен быть направлен на подготовку универсального специалиста, способного к проектированию оригинальных графических объектов любой сложности. Будущему дизайнеру-графику как «визуальному информатору и коммуникатору» необходимо в проектной деятельности учитывать психологические закономерности визуального восприятия дизайн-объекта (графического знака), знать способы декодирования информации в художественно-графиче-

BELOVA Irina Leonidovna and others

GRAPHIC DESIGNER AS A VISUAL INFORMANT .

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 4(41)

e-ISSN: 2712-9780

ском виде, что и является главной целью визуальных The authors declare no conflicts of interests коммуникаций. Графический дизайнер в наши дни - это

специалист широкого профиля, который может создать Received date: 23.11.2022 визуальные креативы от простого знака или рекламно- Revised date: 22.12.2022 го изображения до фирменного стиля крупного бренда. Accepted date: 26.12.2022 Понимание принципов визуальных сообщений позволяет дизайнеру-графику значительно повысить шансы на трудоустройство в крупных проектах и авторитетных организациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров: монография / [И. С. Абоимова, И. Л. Белова и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина» (Мининский унт). - Нижний Новгород: Мининский университет, 2015.

2. Белова И. Л. Проектирование в графическом дизайне: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специализации «Графический дизайн» специальности 050501.04

- Профессиональное обучение (дизайн) / И. Л. Белова, Н. В. Сырова ; Волжский гос. инженерно-пед. университет. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2010.

3. Белова И.Л. Роль дисциплины «Дизайн-проектирование» в профессиональной подготовке графического дизайнера//Дизайн-образование: актуальные проблемы разноуровневой подготовки в вузе: сборник статей по материалам Региональной научно-практической конференции преподавателей вузов. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2014.

4. Курушин В. Д. Графический дизайн и реклама /В. Д. Курушин.

- Москва: ДмК Пресс, 2008.

5. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Хайленд А., Бейтман С. Symbol. Символ / Пер. с англ. Е. Карманова. - Спб.: Питер, 2012.

7. Абоимова И. С. Процессуальный дизайн в обучении студентов будущих дизайнеров в вузе / И. С. Абоимова, Е. Н. Гурьянчева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 761. - С. 6-9. - EDN TAPYEN.

8. Абоимова И. С. Развитие латерального мышления при формировании профессиональных компетенций у будущих дизайнеров /И. С. Абоимова, И. Б. Александрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 4-7. - EDN BHNGUV.

9. Белова И. Л. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров / И. Л. Белова, Н. В. Быстрова, Е. В. Медонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. - С. 10-13. - EDNDEVGAS.

10. Бузина Н. О. Технологии визуализации информации в системе высшего образования / Н. О. Бузина // Образование и педагогика: теория и практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 04 декабря 2020 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. - С. 19-23. - EDNFXLYMO.

11. Быстрова Н. В. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе / Н. В. Быстрова, И. Л. Белова, Э. У. Х. С. Ахмед //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 30-33. - EDNMAQQNR.

12. Гурьянчева Е. Н. Интеграционные методы обучения студентов дизайнерской деятельности / Е. Н. Гурьянчева, Н. О. Бузина // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 47. - С. 2923-2926. -EDN ZIGCBF.

13. Зимина Е. К. Роль развития художественно - образного мышления обучающихся в условиях цифровизации / Е. К. Зимина, Л. П. Депсамес // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71-1. - С. 131-134. - EDN FPVGND.

14. Калина Н. Д. Модель существенных признаков визуальной культуры как критериев исследования артефактов и конструирования новых визуальных образов /Н. Д. Калина // Человек и культура. -2021. - № 2. - С. 51-63. - DOI 10.25136/2409-8744.2021.2.34486. - EDN MJARMP.

15. Молькова Е. Ю. Современные технологии в проектно-худо-жественной деятельности при подготовке студентов-дизайнеров / Е. Ю. Молькова, И. С. Абоимова // VII Всероссийский фестиваль науки : сборник докладов: в 2 томах, Нижний Новгород, 04-05 октября 2017 года / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. - С. 3741. - EDN ZVTRNJ.

16. Симакова С. И. Визуальный образ - основа формирования визуального языка коммуникации / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 3(37). - С. 89-94. - DOI 10.24411/20700695-2020-10313. - EDN QWXARM.

17. Стратонова Л. М. Визуальные коммуникации и графический дизайн. Общее и особенное / Л. М. Стратонова, Е. А. Биатова // Наукосфера. - 2022. - № 1-2. - С. 13-17. - EDN RYOMVW.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.