Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ'

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ДИЗАЙН ПРОЦЕССА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДИЗАЙН-ПЕДАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абоимова Ирина Сергеевна, Гурьянчева Екатерина Николаевна

Статья раскрывает вопросы, связанные со спецификой дизайна процесса. Особое внимание уделяется структуре и взаимосвязям процессуального дизайна (по трем уровням). В содержании подробно исследуется системный подход в дизайне, уделяется внимание сближению дизайна и театра. Материал статьи делает акцент на содержании и роли процессуального дизайна. Статья указывает на то, что процессуальный дизайн - это современный и эффективный способ комплексного дизайн- проектирования в вузе. В статье раскрываются вопросы, связанные с дизайн-педагогикой в вузе. Отмечается то, что ее особенности заключаются в том, что у студентов формируют профессиональные компетенции для осуществления проектного творчества и воспитывают проектную культуру. Подробно описывается цель дизайн-образования, как формирование современного культурного и творческого человека. Обучение студентов - будущих дизайнеров показано на овладении новым содержанием дизайна процесса. Авторы подробно описывают особенности методики обучения студентов процессуальному дизайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абоимова Ирина Сергеевна, Гурьянчева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL DESIGN IN THE TRAINING OF STUDENTS OF FUTURE DESIGNERS AT THE UNIVERSITY

The article reveals issues related to the specifics of the process design. Special attention is paid to the structure and interrelationships of procedural design (on three levels). The content explores in detail the systematic approach to design, pays attention to the convergence of design and theater. The material of the article focuses on the content and role of procedural design. The article points out that procedural design is a modern and effective way of integrated design design at a university. The article reveals the issues related to design pedagogy at the university. It is noted that its features consist in the fact that students form professional competencies for the implementation of project creativity and foster project culture. The purpose of design education is described in detail as the formation of a modern cultural and creative person. The training of students - future designers is shown on mastering the new content of the design process. The authors describe in detail the features of the methodology of teaching students procedural design.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ»

2. Арнаутов, В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика / В.В. Арнаутов. - Волгоград: Перемена, 2001. - 252 с.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 508 с.

4. Даутова, Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Даутова Гузалия Жевдятовна. - Казань, 2004. - 41 с.

5. Деркач, А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста / А.А. Деркач. - Москва, - 2014. - С. 246-253.

6. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика шк. воспитат. систем /

B.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. - 155 с.

7. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии / О.Е. Лебедев. - 2004. - № 5. -

C. 3-12.

8. Лийметс, Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х.Й. Лийметс. - М.: Знание, 1982. - 96 с.

9. Мединцева, И.П. Компетентностный подход в образовании / И.П. Мединцева // Педагогическое мастерство (3). - М. - 2012. - 215 с.

10. Равен Джон. Компетентность в современном обществе / Джон Равен / Выявление, развитие и реализация: - М.: Когито-Центр, 2002. - 394 с.

11. Сергеев, Н.К. Социальная педагогика и социальная психология/ Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 1994. - 55 с.

12. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

13. Шадриков, В.Д Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Гурьянчева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья раскрывает вопросы, связанные со спецификой дизайна процесса. Особое внимание уделяется структуре и взаимосвязям процессуального дизайна (по трем уровням). В содержании подробно исследуется системный подход в дизайне, уделяется внимание сближению дизайна и театра. Материал статьи делает акцент на содержании и роли процессуального дизайна. Статья указывает на то, что процессуальный дизайн - это современный и эффективный способ комплексного дизайн- проектирования в вузе. В статье раскрываются вопросы, связанные с дизайн-педагогикой в вузе. Отмечается то, что ее особенности заключаются в том, что у студентов формируют профессиональные компетенции для осуществления проектного творчества и воспитывают проектную культуру. Подробно описывается цель дизайн-образования, как формирование современного культурного и творческого человека. Обучение студентов - будущих дизайнеров показано на овладении новым содержанием дизайна процесса. Авторы подробно описывают особенности методики обучения студентов процессуальному дизайну.

Ключевые слова: процессуальный дизайн, дизайн процесса, системный подход, дизайн-педагогика, обучение, методика.

Annotation. The article reveals issues related to the specifics of the process design. Special attention is paid to the structure and interrelationships of procedural design (on three levels). The content explores in detail the systematic approach to design, pays attention to the convergence of design and theater. The material of the article focuses on the content and role of procedural design. The article points out that procedural design is a modern and effective way of integrated design design at a university. The article reveals the issues related to design pedagogy at the university. It is noted that its features consist in the fact that students form professional competencies for the implementation of project creativity and foster project culture. The purpose of design education is described in detail as the formation of a modern cultural and creative person. The training of students - future designers is shown on mastering the new content of the design process. The authors describe in detail the features of the methodology of teaching students procedural design.

Key words: procedural design, process design, system approach, design pedagogy, training, methodology.

Введение. В настоящее время с развитием в России спроса на дизайн процесса, то есть дизайн церемоний, программ, спортивных мероприятий, презентаций, разработку фирменного стиля и т.д., растет и спрос на квалифицированных дизайнеров, имеющих подготовку сразу по нескольким направлениям дизайна. Анализ научной литературы показал, что дизайн процесса является малоизученным понятием. Поэтому исследования в этой области представляют значительную ценность для развития теории различных видов дизайна, дизайн-образования и практической деятельности современных дизайнеров.

Теория дизайн-педагогики сейчас находится в постоянном развитии: возникают новые виды дизайна (процессуальный дизайн), а значит и новое содержание, формулируются и конкретизируются компетенции, которыми должны овладеть в вузе будущие дизайнеры. Однако остается неизменной цель дизайн-образования: развитие культурного и творческого человека, способного генерировать новое, опираясь на ценности мировой и российской культуры. Часто окружающая нас среда подвергается путем сложной сценографии изменениям, которые совершает современный дизайнер. Он должен быть универсален в осуществлении процессуального дизайн-проектирования, способен интегрировать и творчески решать проблемы.

Сейчас дизайнера должно интересовать то, как потребители понимают смысл и значение результатов дизайнерской деятельности, какие новые впечатления при этом формируются у людей. Это является основной задачей современных дизайнеров.

Изложение основного материала статьи. С середины XX в. в западном дизайне наблюдается усложнение проектируемых объектов, которые оказались связаны между собой в некую систему различных связей с социальной и культурной средой общества. Возникший системный подход в дизайн-проектировании потребовал изменения и совершенствования методов дизайна, разработки других научно обоснованных. В основе системного подхода лежит

процесс синтеза, некое структурное объединение отдельных частей в целое. Одной из современных форм синтеза стал дизайн как новый вид деятельности человека, возникший на стыке технических задач промышленного бума конца XIX века и их художественно-образного осмысления.

Дизайн охватывает все сферы современной потребительской культуры и предметной среды, окружающей человека. Еще в 1960-е годы на основе системного подхода стало развиваться понимание окружающей среды как процесса, события, явления. В дизайне среды сформировались принципы будущего дизайна процесса: комплексность, единство материально-пространственных условий, синтез искусств, взаимодействие с человеком. Дизайн среды сразу стал претендовать на особую роль в этой области культуры, включая в сферу своих «интересов» праздники, природные комплексы и т.п. А дизайнер, как культурный посредник, принимает непосредственное участие в оформлении всех процессов, протекающих в жизни общества.

Интеграция взаимосвязанных видов дизайна в систему повлекла за собой появление нового вида художественно-проектной деятельности - дизайн процессов или процессуальный дизайн. Любой процесс - это динамическое изменение системы во времени. В совокупности различных видов дизайна, образующих систему, происходит взаимодействие элементов посредством определенных связей. Задача дизайнера во время планирования своей деятельности и поиска решений режиссировать процесс таким образом, чтобы все компоненты системы взаимодействовали между собой и образовывали упорядоченную структуру, дополняя друг друга.

Процессуальный дизайн является одним из самых молодых видов дизайна, он находится в процессе развития. В этом виде дизайна предпроектный анализ ситуации ведется несколько иначе: идет тщательный анализ пространственно-архитектурных условий, приспособление к будущему мероприятию, действию. Это действие разбивается по сценарию на отдельные мизансцены, с действующими лицами, с нужными аксессуарами. В.Т. Шимко определяет такие мероприятия по проектированию среды для праздников, презентаций, фестивалей как театральные представления, требующие специальной «сценографии» [9].

По мнению В.Ф. Сидоренко и Ю.П. Чевичелова, сближение дизайна и театра во многом обусловлено такой необычной ситуацией в дизайне, когда расширение объекта дизайна от вещи до целого комплекса, ведет к расширению дизайн-проектирования от одного проектировщика до большого творческого коллектива [7]. Процессуальный дизайн - это современное направление художественно-проектной деятельности, организующее по законам композиции процесс деятельности, ход события, что и определяет его предметно-пространственную атрибутику. Процессуальный дизайн включает в себя проектирование фирменных стилей, мероприятий, церемоний, программ и даже образа жизни, где потребитель, подобно театральному зрителю, погружается в смоделированный автором процесс.

Чтобы исследовать понятие «дизайн процесса» необходимо разработать структуру организации дизайна процесса. Для этого можно воспользоваться методикой американского психолога Т. Бьюзена, специалиста в области самосовершенствования, автора мировых бестселлеров по развитию памяти и мышления. Применяя методику Т. Бьюзена, разработана структурно-логическая схема «Структура дизайна процесса» (Схема 1).

Схема 1. Структура дизайна процесса

В центре схемы размещается понятие «Дизайн процесса», от которого отходят пять лучей, включающие в себя: графический дизайн, информационный дизайн, промышленный дизайн, дизайн среды и арт-дизайн. Элементы вышеперечисленных видов дизайна образуют первый уровень умственной карты. При создании дизайна процесса все эти пять компонентов должны взаимодействовать между собой [5].

Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) - это отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности; определение структуры и функций промышленно производимых изделий.

Дизайн среды - отрасль дизайна, направленная на проектирование окружающей предметно-пространственной среды; включает в себя решения по художественному оформлению зданий, интерьеров, дизайну света, ландшафтному дизайну и т.п.

Дизайн процессов - это современное направление художественно-проектной деятельности, включающее в себя проектирование мероприятий, церемоний, программ и даже образа жизни. Основные области работы дизайнера процессов: дизайн церемоний, дизайн программ, фирменных стилей, frontend-разработка.

Графический дизайн - художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды; к графическому дизайну относится полиграфия, веб-дизайн, дизайн ТМ (торговые марки и знаки) и др.

Информационный дизайн - отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учетом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации (документооборот, указатели и т.д.) [8].

Для создания второго уровня структурно-логической схемы дизайна процесса необходимо представить каждый из видов дизайна как пять составляющих:

Промышленный дизайн: дизайн бытовых приборов и автоматики; дизайн мебели; транспортный дизайн; дизайн посуды и инструментов; дизайн одежды обуви и аксессуаров.

Дизайн среды: архитектурный дизайн; дизайн интерьера; ландшафтный дизайн; световой дизайн; дизайн детской среды.

Графический дизайн: фирменный стиль; рекламный дизайн; полиграфическая продукция; книжная графика; газетно-журнальная практика.

Информационный дизайн: веб-дизайн; указатели и организация среды для ориентации в пространстве; внутренний документооборот предприятия; информационные материалы (в любом виде); интерфейсы программ.

Арт-дизайн: граффити; инсталляция; арт-объекты; демонстрационно-выставочные экспонаты; body-art.

Для создания третьего уровня умственной карты «Дизайн процесса» необходимо каждую отрасль дизайна представить ещё как пять составляющих. В последующем, от полученных элементов мы сможем сделать ещё пять лучей, и так до бесконечности. Становится очевидным то, что использование умственных карт демонстрирует бесконечный творческий потенциал дизайнера.

Такое современное и актуальное содержание процессуального дизайна требует от педагогов особого внимания в подборе методов обучения студентов-дизайнеров в вузе. Развитие способности творчески мыслить, умение находить нестандартные решения, самостоятельно ставить и достигать реальные цели - все это преподаватель связывает со стратегической целью - развитием у студентов актуального на сегодня проектного сознания. Конечно преподаватель вуза сам должен быть человеком бесконечно творческим и непрерывно развиваться [1].

К «инструментам» эффективного решения различных учебных задач в дизайн-педагогике можно отнести проекты, средовые акции, перформансы, рефлексивный анализ. Необходимо понимать, что педагогический процесс в вузе - это единое образовательное пространство, которое организуется и реализуется объединенными усилиями педагогов разных специальных дисциплин. У студентов формируется собственное понимание целого организованного художественного пространства [3].

Состояние постоянного творчества должно быть нормой для студентов-будущих дизайнеров, потому что содержание процессуального дизайна настолько инновационно, что нет никаких традиционных и прочно устоявшихся способов принятия решений [6]. Воспитательно-образовательный процесс проходит и в хорошо известных формах: беседы, прогулки, лекции со слайдами и видео, экскурсии, деловые игры, малые проекты, средовые акции, постоянные рукотворные упражнения и новая форма «Сценический перформанс».

Доказано, что дизайн-педагогика имеет синтезирующий характер; содержание учебных дисциплин социально ориентировано, эстетически чисто и глубинно традиционно, основательно.

Выводы. Итак, обучение в вузе студентов-будущих дизайнеров процессуальному дизайну направлено на развитие у них проектного мышления и формирование проектной культуры. Дизайн-педагогика, реализующая новое содержание, актуализирует подготовку творческой, современной личности, адекватной сегодняшней социокультурной реальности.

Разработав структуру дизайна процесса, определилось новое содержание учебного процесса и стало очевидным, что для достижения результата необходимо, чтобы все компоненты системы взаимодействовали между собой. Структура дизайна процесса представляет собой интеграцию различных отраслей и направлений современного дизайна. Структурно-логическая схема дизайна процесса позволила:

- сфокусироваться на обсуждаемом предмете;

- развить детальную организацию рассматриваемого предмета;

- продемонстрировать связи между отдельными отраслями дизайна;

- обеспечила четкость как деталей, так и целостной картины;

- дала графическое представление того, что мы знаем о предмете, позволяя легко идентифицировать пробелы имеющейся информации.

Именно такой дизайн запоминается, вызывает эмоции у наблюдателя и добавляет выразительности объектам процессуального дизайна. Это направление средового искусства сегодня самое актуальное, так как содержит полный цикл проектных действий дизайнера.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Использование предметных средств в формировании профессиональных способностей студентов-дизайнеров / И.С. Абоимова, Д.И. Шавина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 6-9.

2. Белова, И.Л. Визуальное моделирование как метод обучения дизайн-педагогической деятельности / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Д.М. Михайленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 37-39.

3. Варковецкая, Г.Н. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения / Г.Н. Варковецкая, А.С. Кривоногова, С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4(12). - С. 12.

4. Гизатуллина, Е.А. Инновационные технологии развития профессиональных способностей студентов-дизайнеров / Е.А. Гизатуллина, Л.П. Депсамес // Традиции и инновации в дизайне: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Нижний Новгород: НГИЭИ, 2018. - С. 23-26.

5. Гурьянчева, Е.Н. Роль дизайна в потребительской культуре / Е.Н. Гурьянчева, Д.А. Козлова // Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты: материалы Международной науч.-практ. конф. - Самара: Офорт, 2015. - С. 393-394.

6. Молькова, Е.Ю. Современные технологии в проектно-художественной деятельности при подготовке студентов-дизайнеров / Е.Ю. Молькова, И.С. Абоимова // VII Всероссийский фестиваль науки: сборник докладов: в 2 т. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2017. - С. 37-41.

7. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие (конспект лекций) / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. - Москва: МЗ-Пресс, 2003. - 252 с.

8. Семенова, Е.А. Дизайн, как неотъемлемая часть культуры современного общества / Е.А. Семенова, С.И. Яковлева // Инновационная деятельность в образовании: материалы науч.-практ. конф. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2020. - С. 106-107.

9. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): учеб. для вузов по спец. «Дизайн архит. среды» напр. подгот. «Архитектура» / В.Т. Шимко. - Москва: Архитектура-С, 2009. - 407 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

доктор филологических наук, доцент Абрамова Ирина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); старший преподаватель Николаева Ольга Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА ЧЕРЕЗ КОМАНДНУЮ РАБОТУ И

ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация. Глобальные трансформационные процессы, через которые проходит современное российское общество, требуют корректировки подготовки кадров нового поколения в вузах. В российском образовательном пространстве популярной становится идея взаимного обучения с наставником-ровесником. Данный подход, нацеленный на усиление командной работы у будущих специалистов индустрии гостеприимства позволит повысить их конкурентность, в том числе и по уровню владения английским языком в сфере гостеприимства. Это позволяет подготовить генерацию новых профессионалов, способных решать неординарные задачи. Цель статьи заключается в описании опыта обучения иностранному языку бакалавров и магистрантов направления «Туризм» через организацию профессионально-ориентированных межгрупповых веб-проектов. Авторы анализируют опыт отечественных и зарубежных специалистов по обучению иностранному языку через кооперацию и тьюторинг. Используются такие исследовательские методы как наблюдение, анализ, сопоставление, интервью. Апробируется система совместного обучения студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык» через командную работу в групповых проектах в цифровом формате. Рассматриваются результаты экспериментального обучения для формирования профессиональных и универсальных компетенций. Приводятся данные интервью участников эксперимента. Делается вывод об эффективности предложенного режима обучения, которое не только стимулировало улучшение коммуникативной компетенции в профессиональном дискурсе, но и способствовало формированию управленческой компетенции.

Ключевые слова: наставничество, командная работа, межгрупповое сотрудничество, индустрия туризма, иностранный язык.

Annotation. The global transformation processes that modern Russian society is going through require an adjustment in the training of a new generation of personnel in universities. The idea of peer-to-peer training is becoming popular in Russian education. This approach, aimed at strengthening teamwork in future hospitality industry specialists, will help to increase their competitiveness, including English proficiency in the hospitality field. It allows preparing a generation of new professionals capable of solving extraordinary tasks. The aim of the article is to describe the experience of teaching foreign language to bachelors and masters majoring in "Tourism" through the organization of professionally oriented intergroup web projects. The authors analyze the experience of specialists in teaching a foreign language through cooperation and tutoring. Such research methods as observation, analysis, comparison, interview are used. The system of cooperative teaching of the discipline "Foreign Language" through teamwork in digital group projects is tested. The results of experimental training for the formation of professional and universal skills are considered. The interview data of the participants of the experiment is given. A conclusion is made about the effectiveness of the proposed training mode, which not only stimulated the improvement of communicative competence in professional discourse, but also contributed to the formation of managerial competence.

Key words: peer-tutoring, teamwork, inter-group cooperation, tourism industry, foreign language.

Введение. Российская высшая школа вынуждена максимально быстро реагировать на запрос экономики на подготовку новой генерации профессионалов, способных решать неординарные задачи. Если оценивать перспективы развития туристической индустрии РФ, то, согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», принятой в 2019 году [6] и скорректированной в 2022 году, среднее число работников сферы туризма к 2035 году должно вырасти до 4,96 млн человек по сравнению с 1,66 млн человек в 2020 году. Такие задачи предусматривают как совершенствование работы в команде и системы управления, существенное улучшение качества обучения кадров, овладение персоналом современными «цифровыми» компетенциями, позволяющими создавать цифровую инфраструктуру для продвижения турпродуктов мирового уровня, так и повышение языковой подготовки работников и «активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ» для данной отрасли [5].

Следует отметить, что современные туристические организации широко применяют командные методы работы, что позволяет справляться с постоянными вызовами и выдерживать конкуренцию [10]. Однако работодатели отмечают слабую готовность выпускников вузов к командному взаимодействию, а также контрпродуктивное поведение отдельных лидеров в сфере туриндустрии, приводящее к искусственному ограничению в обмене опытом и знаниями внутри коллектива, что затрудняет инновационное обслуживание клиентов и приводит к значительным финансовым потерям в отрасли [11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.