Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙН-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВИЗУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙН-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ВИЗУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Быстрова Наталья Васильевна, Михайленко Дмитрий Михайлович

В статье освещаются вопросы, связанные со спецификой обучения профильным дисциплинам студентов-дизайнеров в педагогическом вузе, исследуется роль метода визуального моделирования как средства формирования профессиональной компетентности, эффективного способа развития специальных способностей и творческой активности студентов, приобретения индивидуального опыта проектной деятельности. Авторы рассматривают метод моделирования в рамках дизайнерской деятельности. Под процессом моделирования принимают построение и изучение модели. В художественном контексте моделирование является отображением, представлением объекта. Дизайн вобрал в себя знания из различных сфер. Художественно-эстетичного, историко-культурного, социального, эргономического и многих других. Все профессиональные познания и навыки находят применение в процессе моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Быстрова Наталья Васильевна, Михайленко Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL MODELING AS A METHOD OF TEACHING DESIGN AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES

The article highlights issues related to the specifics of teaching specialized disciplines to design students at a pedagogical university, examines the role of the visual modeling method as a means of forming professional competence, an effective way of developing special abilities and creative activity of students, acquiring individual experience in project activities. The authors consider the modeling method in the framework of design activities. The modeling process is understood as the construction and study of the model. In an artistic context, modeling is a representation, a representation of an object. The design has absorbed knowledge from various fields. Artistic and aesthetic, historical and cultural, social, ergonomic and many others. All professional knowledge and skills are used in the modeling process.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙН-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. -Москва, 2021.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

3. Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством. - Рига: Лиесма, 1974. - 167 с.

4. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология. - М.: Российский открытый университет, 1994. - 129 с.

5. Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально-активной личности учителя // Формирование социально-активной личности учителя / Под ред.

B.А. Сластенина. - М.: МГПИ, 1987. - С. 36-46.

6. Кудрявцев В.Т. Проблемы формирования творческих способностей // Психологический журнал. - 1988. - N 4. -

C. 156-158.

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВИЗУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙН-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные со спецификой обучения профильным дисциплинам студентов-дизайнеров в педагогическом вузе, исследуется роль метода визуального моделирования как средства формирования профессиональной компетентности, эффективного способа развития специальных способностей и творческой активности студентов, приобретения индивидуального опыта проектной деятельности. Авторы рассматривают метод моделирования в рамках дизайнерской деятельности. Под процессом моделирования принимают построение и изучение модели. В художественном контексте моделирование является отображением, представлением объекта. Дизайн вобрал в себя знания из различных сфер. Художественно-эстетичного, историко-культурного, социального, эргономического и многих других. Все профессиональные познания и навыки находят применение в процессе моделирования.

Ключевые слова: дизайн-педагогическое образование, метод обучения, визуальное моделирование, специальные способности, творческая активность.

Annotation. The article highlights issues related to the specifics of teaching specialized disciplines to design students at a pedagogical university, examines the role of the visual modeling method as a means of forming professional competence, an effective way of developing special abilities and creative activity of students, acquiring individual experience in project activities. The authors consider the modeling method in the framework of design activities. The modeling process is understood as the construction and study of the model. In an artistic context, modeling is a representation, a representation of an object. The design has absorbed knowledge from various fields. Artistic and aesthetic, historical and cultural, social, ergonomic and many others. All professional knowledge and skills are used in the modeling process.

Keywords: design-pedagogical education, teaching method, visual modeling, special abilities, creative activity.

Введение. Находясь на пути перемен, учитывая постоянно изменяющиеся условия, современная система высшего дизайн-педагогического образования ставит перед собой задачу подготовки универсальных специалистов, ориентированных на потребительскую культуру XXI века. Современные требования к подготовке дизайн-педагогической деятельности заставляют ориентироваться на передовые методы и образовательные технологии. Как показывает практика, педагог в области дизайна изучает огромное количество информации, систематизирует данные, анализирует аналоги, разрабатывает программы, проектирует и моделирует образовательные процессы [5].

Актуальность исследования состоит в обосновании необходимости применения новейших технологий и методов обучения студентов дизайнерской деятельности в педагогическом вузе. Как показывает практика, современные методы, заимствованные из дизайна и пришедшие в педагогику, дают хорошие результаты в процессе профессиональной подготовки будущего педагога-дизайнера.

Целью исследования является анализ и обоснование метода визуального моделирования, применяемого в процессе обучения студентов-дизайнеров профильным дисциплинам, в качестве эффективного средства их профессионального становления и развития творческого потенциала.

Изложение основного материала статьи. Специальность «Дизайн» как профессия претендует на самый широкий спектр объектов проектирования - от элементов прикладного характера и интерьера до объектов среды, ландшафта, малых архитектурных форм и городского благоустройства. Широкое массовое распространение дизайн получил в конце XIX века и прочно встал на ноги к середине XX как художественно-техническое проектирование утилитарных изделий массового производства. К концу столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватывая все новые и новые области проектной графики, промышленной графики, рекламы.

Современный дизайн в своем понимании означает не только проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, но и создание комфортной для человека среды - жилой, производственной, эстетической, социально-культурной. В современном дизайн образовании

одним из весомых элементов (показателей) успешности обучения является способность студента и будущего дизайнера четко донести свою мысль не только до зрителя, но и в первую очередь до исполнителей своей идеи, поскольку именно через них дизайнерский проект претворяется в жизнь.

Сегодня с развитием спроса на квалифицированных педагогов в области дизайна, готовых к решению актуальных вопросов и насущных проблем, появляются и определённые требования к их профессиональной подготовке в педагогическом вузе. Основной целью дизайн-педагогического образования является профессиональное становление специалиста, раскрытие креативных качеств каждого студента в процессе обучения профильным дисциплинам в вузе. Достижение этой цели реализуется рядом задач высшего профессионального образования:

- усиление практической направленности обучения, интеграция содержания образования по смежным образовательным областям;

- создание благоприятных условий для реализации творческих концепций в процессе совместной работы студента и педагога;

- привлечение электронных образовательных технологий и мировых информационных ресурсов;

- организация научно-исследовательской и проектно-творческой работы студентов;

- адаптацию государственных образовательных стандартов под реальные условия образования с учетом востребованных обществом направлений профессионального обучения;

- поиск уникальных технологий, внедрение эффективных методов обучения, заимствованных из коммуникационного дизайна.

Результативность педагогического процесса во многом зависит от выбранных методов обучения, направленных на успешное овладение профессиональными компетенциями. Исходя из этимологии понятия «метод» (от греческого «мethodos» - исследование), под этим термином мы подразумеваем планомерный путь научного познания, совокупность приемов теоретического и практического освоения учебного материала, а также коммуникационную деятельность педагогов и студентов по осуществлению задач высшего профессионального образования [1].

Так устроен человек, что на протяжении всей своей жизни он строит различные планы, разрабатывает проекты и модели. Можно смело сказать, что моделирование является одним из главных признаков культуры XXI века. В наше время назрела необходимость научного обобщения творческого опыта теоретиков, педагогов и дизайнеров, выяснения культурно-исторических предпосылок моделирования как современной концепции методики обучения как дизайнерской, так и педагогической деятельности. Моделирование, в самом широком смысле, - это замысел, зафиксированный в идеальной или материальной форме модели, прообраз будущего. Визуальное моделирование - способ выражения творческой мысли, средство визуализации авторского замысла с помощью художественно-образных, композиционных, графических, пластических средств. Так как процесс построения различных моделей вырабатывает самостоятельность мысли, будущему дизайнеру-педагогу важно освоить метод визуального моделирования на индивидуально-творческом уровне [3].

Стремительный темп развития информационно-коммуникационного дизайна меняет картину мира, влияет на процесс модернизации системы высшего дизайн-педагогического образования. Решение насущных проблем образования возможно с помощью дизайнерских технологий, так как уровень развития творческого потенциала личности студента во многом зависит от методов обучения. Мы уже ни раз обращались к теме моделирования как эффективного метода и средства формирования проектной культуры будущего педагога-дизайнера в условиях вуза. Нами были рассмотрены возможности применения данного метода в авторских программах и электронных учебно-методических комплексах, на примере дисциплины «Проектирование» [1].

К сожалению, моделированию как методу обучения студентов-дизайнеров в педагогическом вузе, посвящено не так много работ. Сегодня как никогда актуальна проблема формирования проектной культуры педагога-дизайнера, способного самостоятельно строить различные модели (ассоциативные, когнитивные, концептуальные, структурные, логические, конструктивные, схематические, графические), решать проектные задачи разного уровня сложности. Моделирование как метод и как творческий процесс способствует активизации творческого потенциала личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать выбор, анализировать свою деятельность [7].

Метод моделирования направлен на интеграцию когнитивно-исследовательской, проектно-художественной и конструктивно-технической деятельности студента, будущего педагога-дизайнера [3].

Для достижения успеха в обучении студентов методам дизайнерской деятельности необходимо учитывать специфику профильных дисциплин, применять соответствующие методы педагогического дизайна. Педагогический дизайн существует порядка пятидесяти лет, хотя в нашей стране он появился сравнительно недавно, но базовые принципы уже успели сформироваться [9].

Сегодня педагогический дизайн как научная область знаний, постоянно пополняется новыми концепциями, которые изучаются, анализируются, систематизируются, складываются в готовые модели. Креативно мыслящий педагог всегда может создать собственную методику обучения, опираясь на базовые принципы педагогического дизайна:

1. Стимуляция внимания: привлечение внимания студентов всегда предшествует передаче образовательных смыслов, появлению интереса, возникновению желания, творческой активности, постановки собственных целей и образовательной траектории развития.

2. Учет социокультурного окружения: студента нельзя рассматривать как закрытую систему, настроенную на простое переваривание информации в огромных масштабах, обучающимся необходимо объяснить, зачем им нужен тот или иной курс или дисциплина.

3. Применение разнообразных форм контента, опора теории на визуальный контент: сухие академические факты улетучиваются из памяти быстро, поэтому учебная информация должна опираться на визуальные образные модели.

4. Поддержка творческая активности студентов: знания усваиваются лучше, если приобретаются в процессе активной познавательной, мотивационной, проектной деятельности, при создании благоприятных психологических условий и творческой образовательной среды.

5. Разработка авторского курса (рабочей программы по дисциплине) и ЭУМК: образовательный контент должен включать не только текстовую учебную информацию и тестовые вопросы, но и элементы педагогического дизайна, т.е. интерактивные проектные задания, визуальные и когнитивные модели, инфографику, видеоряд, структурно-логические схемы, ментальные карты, скрайбинг-презентации.

Технология скрайбинга (от английского «scribe» - набросок, эскиз, рисунок) была разработана британским художником Эндрю Парком для продвижения научных знаний, лучшего удобства запоминания и усвоения информации. Разнообразные способы визуализации материала из заметок, справочных схем, таблиц, диаграмм, графиков дают дополнительную информацию, превращают изложение в слова и образы, очерчивают связи, подчеркивают ключевые моменты. Речь говорящего иллюстрируется рисунками, и получается «эффект параллельной последовательности», когда ключевые

моменты аудио-ряда записываются с помощью визуального графического ряда. Визуальное сочетание слов, иллюстраций, моделей позволяют наглядно отобразить идеи презентационного материала [12].

Самая распространенная модель разработки материалов для обучения - «модель ADDIE», где:

- A (Analysis) анализ: постановка целей и задач, определение потребностей аудитории, разработка инструментария, форм контроля, критерий оценки.

- D (Design) дизайн: разработка плана курса (рабочей программы дисциплины, наполнение образовательного модуля, учебного контента ЭУМК), подготовка визуальных средства коммуникации, учебно-наглядных пособий, методического материала, составление ментальных карт, структурно-логических схем, когнитивных и визуальных моделей.

- D (Development) развитие: придание методическому оснащению формы готового курса, создание скрайб-технологий и презентаций, видеоряда, интерактивных элементов, визуальных акцентов.

- I (Implementation) внедрение: перенос образовательной модели автора в образовательную систему, через которую к нему получат доступ обучающиеся, просмотр и тщательная проверка всех элементов курса (дисциплины, модуля).

- E (Evaluation) оценка: оценивание качества курса (дисциплины, модуля) по сформулированным критериям выполнимости творческих упражнений, проектных заданий, учебных и курсовых проектов [13].

Мы постарались дать лишь краткое описание метода визуального моделирования, дающее общее представление о ходе действий педагога-дизайнера. Метод визуального моделирования был реализован в образовательной среде Moodle (модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде), что обеспечило активное вовлечение студентов в процесс приобретения профессиональных знаний и накопления индивидуального опыта проектной деятельности [11].

Выводы. Научный анализ, смысловая интерпретация и педагогический опыт позволили сделать вывод о результативности разработанного нами метода моделирования в условиях модернизации высшего педагогического образования. Хочется сделать вывод, что данное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы, перспективными представляются совершенствование профессиональной подготовки специалистов в различных сферах дизайна, в том числе и педагогического дизайна, внедрение методов моделирования в педагогику.

Литература:

1. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжский государственный инженерно-педагогический институт. - Нижний Новгород, 2007.

2. Белова И.Л., Быстрова Н.В., Уракова М.Н. Роль производственной практики в становлении профессиональной компетентности дизайнера // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 19-22.

3. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3 (36).

4. Быстрова Н.В., Белова И.Л., Ахмед Э.У.Х.С. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 30-33.

5. Быстрова Н.В., Жидков А.А., Гусев Е.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 16-19.

6. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Зиновьев О.А. Интерактивные формы обучения в современном вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 2 (52). - С. 146-151.

7. Быстрова Н.В., Медонова Е.В., Симонова А.А. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167.

8. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - 2018. -С. 35-38.

9. Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров: монография/ И.С. Абоимова, И.Л. Белова и др. - Н. Новгород: Мининский университет, 2015. - 90 с.

10. Медведева Т.Ю., Папуткова Г.А. Анализ содержательных характеристик профессиональной культуры специалиста // Перспективы науки. - 2020. - № 5 (128). - С. 160-162.

11. Сизова О.А., Медведева Т.Ю. Виртуальное пространство как способ организации дистанционного обучения в условиях реализации программ культуры и искусства // Перспективы науки. - 2020. - № 11 (134). - С. 151-153.

12. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 2 (6). - С. 25.

13. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 2 (6). - С. 25.

14. Швецова Е.А., Белова И.Л. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну // В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81.

Педагогика

УДК 37.018.43

кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

О ПРОБЛЕМЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме поиска новых подходов к созданию здоровьесберегающей образовательной среды при дистанционном и смешанном обучении с использованием электронных устройств. Рассматриваются данные о влиянии работы с гаджетами на зрение, развитие астенопии. Приведены результаты анкетирования учащихся 5 курса педагогического вуза, посвященного анализу использования электронных гаджетов в учебной деятельности и выявлению признаков астенопии.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся, гигиена зрения, астенопия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.