Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВДИЗАЙНЕРОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВДИЗАЙНЕРОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / художественно-проектная деятельность / профессиональное мышление дизайнера / художественно-проектное мышление / профильные дисциплины / проектная культура дизайнера / технология проектного моделирования / цифровизация образовательного процесса / design / artistic and design activity / professional thinking of a designer / artistic and design thinking / specialized disciplines / design cultures of a designer / technology of design modeling / educational process digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Гурьянчева Екатерина Николаевна, Кучкин Игорь Александрович

В статье освещаются вопросы, связанные со спецификой обучения студентов вуза дизайнерской деятельности, исследуется роль профильных дисциплин как эффективного способа развития у будущего дизайнера творческих способностей, визуальной культуры, художественно-проектного мышления; рассматривается технология проектного моделирования как средство приобретения индивидуального профессионального опыта в художественно-проектной деятельности, выделены дидактические условия формирования профессионального, художественно-проектного мышления студента-дизайнера в условиях высшего образования с опорой на современные профессиональные стандарты. В настоящее время работодатели стремятся взять на работу высококвалифицированных дизайнеров-универсалов, что обязывает учебные заведения использовать в образовательном процессе новые формы, методы, технологии обучения, направленные на формирование профессиональной культуры и развитие художественно-проектного мышления будущего специалиста в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Гурьянчева Екатерина Николаевна, Кучкин Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DESIGN STUDENTS ARTISTIC AND DESIGN THINKING DEVELOPMENT WITH THE HELP OF DESIGN MODELING TECHNOLOGY

The article highlights issues related to the design activities teaching specificity to university students, explores the role of specialized disciplines as an effective way to develop a future designer’s creative abilities, visual culture, artistic and design thinking; the technology of design modeling is considered as a means of acquiring individual professional experience in art and design activities, the didactic conditions for the professional formation, art and design thinking of a design student in higher education based on modern professional standards are highlighted. Currently, employers are striving to hire highly qualified universal designers, which requires new forms, methods, and training technologies introduction aimed at shaping a professional culture and developing the artistic and design thinking of a future design specialist.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВДИЗАЙНЕРОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

V7TK" I rTliQN l©2023 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

y A14 J ' ° |(cc) CaJ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 01 02 lfcae3MI^Mhttps://cTeativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

©Автор(ы) 2023

БЕЛОВА Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры средового и графического дизайна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет) 603005, Россия, Нижний Новгород, ira-ra-bel@yandex.ru

SPIN-код: 8438-2026 AuthorID: 737152 ResearcherID: K-1963-2017 ORCID: 0000-0002-8474-7907

ГУРЬЯНЧЕВА Екатерина Николаевна, доцент кафедры средового и графического дизайна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет) 603005, Россия, Нижний Новгород, ekaterina0999@yandex.ru

SPIN-код: 6815-6706 AuthorID: 737195 ResearcherID: U-2413-2018 ORCID: 0000-0003-0723-3918

КУЧКИН Игорь Александрович, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет) 603005, Россия, Нижний Новгород, kuchkinia@std.mininuniver.ru

SPIN-код: 8897-5868 AuthorID: 743286 ORCID: 0000-0001-8677-5058

Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные со спецификой обучения студентов вуза дизайнерской деятельности, исследуется роль профильных дисциплин как эффективного способа развития у будущего дизайнера творческих способностей, визуальной культуры, художественно-проектного мышления; рассматривается технология проектного моделирования как средство приобретения индивидуального профессионального опыта в художественно-проектной деятельности, выделены дидактические условия формирования профессионального, художественно-проектного мышления студента-дизайнера в условиях высшего образования с опорой на современные профессиональные стандарты. В настоящее время работодатели стремятся взять на работу высококвалифицированных дизайнеров-универсалов, что обязывает учебные заведения использовать в образовательном процессе новые формы, методы, технологии обучения, направленные на формирование профессиональной культуры и развитие художественно-проектного мышления будущего специалиста в области дизайна.

Ключевые слова: дизайн, художественно-проектная деятельность, профессиональное мышление дизайнера, художественно-проектное мышление, профильные дисциплины, проектная культура дизайнера, технология проектного моделирования, цифровизация образовательного процесса.

TO THE QUESTION OF DESIGN STUDENTS ARTISTIC AND DESIGN THINKING DEVELOPMENT WITH THE HELP OF DESIGN MODELING TECHNOLOGY

© The Author(s) 2023

BELOVA Irina Leonidovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Environmental and Graphic Design Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) 603005, Russia, Nizhny Novgorod, ira-ra-bel@yandex.ru GURYANCHEVA Ekaterina Nikolaevna, Associate Professor of the Department of Environmental and Graphic Design Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) 603005, Russia, Nizhny Novgorod, ekaterina0999@yandex.ru KUCHKIN Igor Alexandrovich, Master's student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University) 603005, Russia, Nizhny Novgorod, kuchkinia@std.mininuniver.ru Abstract. The article highlights issues related to the design activities teaching specificity to university students, explores the role of specialized disciplines as an effective way to develop a future designer's creative abilities, visual culture, artistic and design thinking; the technology of design modeling is considered as a means of acquiring individual professional experience in art and design activities, the didactic conditions for the professional formation, art and design thinking of a design student in higher education based on modern professional standards are highlighted. Currently, employers are striving to hire highly qualified universal designers, which requires new forms, methods, and training technologies introduction aimed at shaping a professional culture and developing the artistic and design thinking of a future design specialist.

Keywords: design, artistic and design activity, professional thinking of a designer, artistic and design thinking, specialized disciplines, design cultures of a designer, technology of design modeling, educational process digitalization.

ВВЕДЕНИЕ.

Стремительный рост научно-технических достижений, всеобщая компьютеризация и цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека обуславливают потребность в новых подходах к подготовке будущих специалистов в области дизайна в условиях модернизации высшего образования. На современном этапе развития

дизайн-образования одним из ведущих положений модернизации профессионального образования становится понимание того, что необходимы новые технологии образования, цифровизация образовательного процесса в соответствии с современными технологиями производства. В виду новых возможностей реализации технологий образовательного процесса, что отражено в тре-

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

БЕЛОВА Ирина Леонидовна и другие К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОГО ...

бованиях ФГОС нового поколения и профессиональных стандартах, возникла потребность в пересмотре подходов к профессиональной подготовке дизайнеров как субъектов культуры.

Актуальность исследования обусловлена тем, что модернизация высшего образования затрагивает вопросы формирования и развития у будущих дизайнеров профессиональной (художественной, эстетической, проектной, цветовой) культуры. И особенно важно в процессе профессиональной подготовки дизайнеров всех отраслей направленность учебных дисциплин на развитие художественно-проектного мышления будущего специалиста. Мы уже не раз обращались к данной теме, но вопрос велся главным образом о проектной культуре, проектных умениях и креативности студентов вуза: «Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе» [1], «Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна» [2], «Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров» [3].

Анализ психологических, педагогических и культурологических источников показал, что существуют различные подходы к совершенствованию профессиональной подготовки квалифицированных кадров в области дизайна. Данное исследование опирается на современные научные достижения в области психологии о роли визуального восприятия в процессах мышления (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Л.С Выготский, М.О. Сурина, А.А. Сурин и др.), изучения теории и практики профессиональной подготовки дизайнера (Е.В. Ковешникова, М.С. Михайлов, Н.В. Брызгов, С.В. Воронежцев, В.Б. Логинов и др.), вопросы формирования художественно-проектной культуры специалиста в области дизайна (И.Л. Белова, О.И. Генисаретский, Н.И. Натус и др.). В настоящее время работодатели стремятся взять на работу высококвалифицированных дизайнеров-универсалов, что требует внедрение новых форм, методов, технологий обучения, направленных на формирование профессиональной культуры и развитие художественно-проектного мышления будущего специалиста в области дизайна.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Формулировка цели статьи и задач.

Основная цель данного исследования состоит в анализе технологии проектного моделирования, направленной на развитие художественно-проектного мышления студентов-дизайнеров в условиях обучения профильным дисциплинам в ВУЗе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) уточнение понятия профессиональное мышление дизайнера; 2) выделение дидактических условий для формирования профессионального, художественно-проектного мышления студента-дизайнера; 3) анализ и обоснование выбора технологии проектного моделирования.

Методы, используемые в статье, включают: анализ научно-методических трудов по рассматриваемой теме, обработку и обобщение своего опыта работы в обучении студентов графическому дизайну, а также систематизацию полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Изложение основного материала статьи.

В процессе профессионального обучения студентов преподавателям, ведущим профильные дисциплины, необходимо применять современные методы и образовательные технологии, направленные на развитие творческого интеллекта студентов, а обучающимся, в свою очередь, необходимо ответственно подходить к изучению учебных курсов и дисциплин. Содержание дисциплин определяется требованиями к результатам обучения по каждому модулю основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС ВО, рабочими программами, разрабатываемыми и утвержденными образовательным учреждением. Кроме

того, глобальная цифровизация экономики диктует свои условия к учебному процессу, модернизации образовательных программ и организации обучения.

Организация процесса обучения дизайнерской деятельности на базе педагогического вуза ННГУ им. Козьмы Минина (Мининский университет) осуществляется с помощью организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс управления когнитивной деятельностью студентов, который направлен на овладение системой специальных знаний и умений, приобретение практического опыта художественно-проектной деятельности.

Профильные дисциплины, такие как «Пропедевтика», «Цветоведение и колористика», «Основы художественного конструирования и технического моделирования», «Проектирование» дают не только первичные профессиональные знания и умения, но и формируют профессиональное мышление и видение, развивают творческие способности, дают возможность проявления креативных качеств студента в художественной и проектной деятельности. Согласимся с обоснованным выводом М.О. Суриной и А.А. Сурина, что «не зная (и не понимая) содержания профессиональных понятий и не владея методами профессиональной деятельности, которые зададут специфику «видения» предмета изучения, студент не способен воспринимать задачи и объекты профессиональной деятельности в нужном ракурсе» [7].

Остановимся подробнее на понятии профессиональное мышление дизайнера. Современные исследователи в области педагогики и психологии утверждают, что мышление дизайнера - сложный симбиоз компонентов научного, художественного, проектного и визуального мышления, содержательной основой которого является концептуальная идея и визуальный образ [18]. Это прежде всего сложнейший мыслительный процесс, основанный на концептуально-образном, проектно-визуальном видении; по характеру и направленности мыслительных операций - это дивергентное (творчески разветвленное) мышление.

Под профессиональным дизайнерским мышлением можно подразумевать художественно-проектное мышление, т.е. гармоничное сплетение чувственного видения проблемы и рационального подхода к её решению. Художественно-проектное мышление дизайнера представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, формируемое как совокупность профессионально-направленного сознания, мотивированного на творческую самореализацию в дизайнерской деятельности и креативного компонента, направленного на применение научно-исследовательских, художественно-проектных и конструкторско-технологических способностей в различных областях дизайн-проектирования.

Для дизайнера, в каком бы направлении он не работал, непременным условием развития, получения нового опыта и проявления творческого потенциала является творческая свобода. Не секрет, что сегодня востребован креативный дизайнер, обладающий не только прочным запасом знаний, навыков и умений, но и выраженной творческой индивидуальностью, гибким и нешаблонным мышлением, предлагающий конкурентноспособ-ные решения, отвечающие поставленным задачам.

Поэтому обучение профильным дисциплинам должно быть направлено, прежде всего, на развитие креативных качеств и когнитивной (умственной) активности студента, с упором на его самостоятельность и ответственность.

Стимулирование когнитивной активности студентов требует таких методов, которые вызывают профессиональный интерес, азарт и потребность в новых знаниях, а также их сознательное усвоение.

В результате исследования нами выделены следующие дидактические условия для формирования профессионального, художественно-проектного мышления

студента-дизайнера (таблица 1).

Таблица 1 - Дидактические условия для формирования профессионального, художественно-проектного мышления студента-дизайнера.

№ п/п Дидактические условия

1 Усвоение учебных тем и заданий через творческое решение проектных задач, где важен предпроектный этап самостоятельной деятельности учащихся по сбору информации, анализу художественных объектов, творческий поиск решения проблемы

2 Обучение учащихся средствам и методам профессиональной деятельности с применением образно-концептуальных компонентов мышления дизайнера

3 Формирование понятийно-категориального аппарата через систему базовых понятий в определенной области (художественной, проектной, колористической и т.п.)

4 Агрегирование умственных действий и автоматизация процесса работы с профессиональными понятиями в области дизайна путем отработки скорости получения визуально-образного решения

5 Рефлексия, самоопределение, самооценка учащегося, внутренняя трансформация сознания между поставленной задачей и индивидуальными творческим возможностями

Базисом для формирования проектной культуры и развития художественно-проектного мышления будущих дизайнеров Мининского университета выступает технология проектного моделирования, которая интегрирует исследовательски-аналитическую, проектно-художественную и конструктивно-техническую деятельности студентов на основе комплексного подхода. Технология проектного моделирования была обоснована нами ранее в научных работах, с которыми можно ознакомиться более подробно [1-5].

Технология проектного моделирования в обучении студентов профильным учебным дисциплинам является универсальной и делится на три основных этапа (таблица 2).

Таблица 2 - Технология проектного моделирования в обучении студентов профильным учебным дисциплинам

№ п/п Этап Характеристика этапа

1 Предпроектный этап Основан на развитии аналитического мышления студента, выработке проектной установки, разработке ассоциативной, когнитивной и концептуальной карты проекта, эскизной разработке проектной модели будущего дизайн-объекта.

2 Оформительский этап Базируется на индивидуальном уровне развития творческого мышления студента, его когнитивных способностях и профессиональных умениях, способности к образному видению и художественно-графической визуализации проектируемого дизайн-объекта.

3 Рефлексивный этап Предполагает, что на данном этапе автор проекта (студент) должен отрефлексировать, осмыслить, сравнить и оценить свой проект и проекты однокурсников. Рефлексия - это «ретроспективный взгляд на пройденный путь», познание себя и оценка своих творческих способностей, понимание того как другие оценивают твою работу [11].

Данная технология обеспечивает активное вовлечение студентов в процесс приобретения и формирования базиса профессиональных знаний, что позволяет реализовать смелые дизайн-концепции, эскизно-технические проекты различных уровней сложности, креативные дизайн-проекты.

В этой технологии предусмотрено гибкое конструирование индивидуальных маршрутов будущих дизайнеров с учетом их запросов: выбор вариативных и дополнительных спецкурсов, инвариантных тем учебных, курсовых и дипломных проектов, разнообразный инструментарий обучения: презентация-скрайбинг (парал-

лельныи процесс визуализации сложного смысла выступления спикера простыми образами в анимации, рисунках, пиктограммах, демонстрация взаимосвязи между понятиями с помощью стрелок и смысловых облаков), видеоконференции, мастер-классы, студенческие форумы и т.п.

Универсальным методом развития когнитивной активности студентов является метод «проб и ошибок», суть которого заключается в том, что при поиске решения проектных задач перебираются всевозможные варианты, разрабатываются различные модели, создаётся прототип, который в последствии тестируется и, если есть необходимость, то происходит возвращение на любой этап, для его доработки и улучшения конечного продукта. Таким образом, находится оптимальный вариант.

Современные технологии и методы обучения студентов дизайнерской деятельности постоянно пополняется новыми наработками, которые анализируются, систематизируются, складываются в образовательные модели. Опираясь на базовую модель технологии проектного моделирования, преподаватели, ведущие профильные дисциплины, могут создать разнообразный визуальный контент к лекционному или практическому курсу по своему усмотрению.

Опора на визуальный контент в разработке учебного материала, а также в процессе разработке электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в системе Moodle важна для привлечения внимания к курсу и обеспечения интереса студентов.

Moodle - электронная образовательная среда для размещения различного контента, лекций, творческих заданий, тестов, презентаций с целью интерактивной коммуникации преподавателя и студентов, а также объективного оценивания результатов учебной проектной деятельности обучающихся.

Современные учебные курсы должны включать не только текстовую информацию, но и инфографику (статичную и динамичную), интерактивные задания, видеофильмы, анимацию.

Преподавателям следует использовать разнообразные цифровые инструменты и сервисы для создания интерактивного контента (викторины, облака слов, ленты времени, кейс-задания), инструменты для командной работы, сервисы для видео-конференц-связи, сквозные технологии в образовании: искусственный интеллект (ИИ) и нейросети, виртуальная реальность (Virtual reality, VR), геймификация в обучении. ИИ и нейросети расширяют возможности преподавания: они могут помочь настроить индивидуальную траекторию обучения, скорректировать контент и подачу материала в зависимости от подготовки, интересов и способностей студентов, провести вступительные испытания и экзамены, а также организовать образовательный процесс при дистанционном обучении.

VR предоставляет интересную возможность для интерактивного и иммерсивного обучения. Гарнитуры VR позволят преподавателям и студентам-дизайнерам совершить запоминающиеся виртуальные прогулки по лучшим мировым музеям, а жителям сельской глубинки или удаленных регионов синхронизировать обучение с группой.

В этом случае знания усваиваются лучше, так как они приобретаются в процессе активной умственной деятельности, с использованием цифровых инструментов и сквозных технологий, даже если обучающийся находится перед экраном монитора.

Среди достоинств использования активных и интерактивных методов при организации учебного процесса можно выделить следующие: побуждение к самостоятельному поиску знаний; активный творческий процесс; высокий уровень мотивационной составляющей студентов; воспитание творческого и визуального мышления; формирование профессиональных компетенций; получение необходимых знаний, умений и профессиональ-

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

БЕЛОВА Ирина Леонидовна и другие К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОГО ...

ных навыков; налаживание коммуникаций между студентами; многоплановое воздействие на обучающихся [18].

Таким образом, в процессе учебной деятельности будущий дизайнер должен не только усвоить методы художественной деятельности и методы дизайн-проектирования, но и уметь творчески применять эти методы на практике, а также использовать цифровые технологии, чтобы быть востребованным специалистом в своей области.

В учебной деятельности у будущего дизайнера, начиная с первого года обучения, есть уникальная возможность проявить себя, продемонстрировать свою когнитивную активность, коммуникативные навыки, творческую интенцию, художественно-проектные способности.

В целом, исследование уровня сформированности художественно-проектного мышления будущих дизайнеров носит многоаспектный характер и включает рассмотрение результативности учебного процесса на основе его интеграции и вариативности, мотивации художественно-проектной деятельности студентов, непрерывности их подготовки в аудиторное и внеучебное время, ориентации на профессиональное саморазвитие.

К критериям оценки сформированное™ художественно-проектного мышления студентов-дизайнеров можно отнести: мотивационный критерий, определяющий уровни сформированности осознанного отношения студентов к проектной задаче; когнитивный критерий, благодаря которому оценивается уровень знаний основных понятий, категорий профессиональных дисциплин, информационно-коммуникационных технологий; креативный критерий, характеризующий способность творчески мыслить и использовать «визуальные креативы» в практической дизайнерской деятельности.

Как показывает практика, технология проектного моделирования, направленная на развитие художественно-проектного мышления будущего дизайнера, способствует более высокому уровню организации учебного процесса, успешному формированию профессиональной проектной культуры студентов в условиях модернизации высшего образования.

Прогнозируемый результат - современный конкурентоспособный специалист в различных областях дизайна (графический дизайн, дизайн среды, дизайн-педагогика) с высоким уровнем художественно-проектного мышления, когнитивных и творческих способностей, с четким видением актуальных проблем, целенаправленностью на решение профессиональных задач. ВЫВОДЫ.

В этом исследовании мы попытались раскрыть вопросы, связанные с особенностями формирования и развития художественно-проектного мышления будущего дизайнера в условиях высшего образования с опорой на современные профессиональные стандарты.

В данном аспекте художественно-проектное мышление дизайнера рассмотрено как интегративное понятие, совокупность индивидуальных когнитивных качеств и творческих способностей будущего специалиста, направленных на профессиональное самоопределение и самореализацию.

В статье обоснована технология проектного моделирования как базис профессиональной подготовки современного дизайнера, рассмотрены возможности применения данной технологии на базе обучения профильным дисциплинам «Пропедевтика», «Цветоведение и коло-ристика», «Основы художественного конструирования и технического моделирования», «Проектирование».

Обоснование выбора технологии проектного моделирования в качестве ведущего условия формирования и развития профессионального мышления дизайнера, позволяет сделать вывод, что взаимодействие человека с визуальной коммуникативной и предметно-пространственной средой осуществляется путем успешной реа-

лизации в дизайн-объекте когнитивной активности и креативных качеств дизайнера-проектировщика.

Результаты исследования позволяют нам осознать важную роль художественно-проектного мышления как в учебной деятельности студента, так и профессиональной деятельности дизайнера.

Процесс подготовки студентов к дизайн-проектированию базируется на психолого-педагогических принципах, методах дизайн-деятельности, образовательных технологиях, на понимании важности комплексного развития художественно-проектного мышления как важной составляющей профессиональной культуры дизайнера, что позволит выпускникам проявить свои креативно-когнитивные способности на профессиональном поприще в различных проектных организациях. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /Белова Ирина Леонидовна. - Нижний Новгород, 2007.

2. Чембаров Е.А. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна /Е.А. Чембаров, И.Л. Белова //. - 2014. - № 2(6).

3. Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров: монография / [И.С. Абоимова, И.Л. Белова и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина» (Мининский унт). - Нижний Новгород: Мининский университет, 2015.

4. Белова И.Л. Проектирование в графическом дизайне: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специализации «Графический дизайн» специальности 050501.04 - Профессиональное обучение (дизайн) / И.Л. Белова, Н.В. Сырова ; Волжский гос. инженерно-пед. университет. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2010.

5. Белова И.Л. Роль дисциплины «Дизайн-проектирование» в профессиональной подготовке графического дизайнера // Дизайн-образование: актуальные проблемы разноуровневой подготовки в вузе: сборник статей по материалам Региональной научно-практической конференции преподавателей вузов. - Н. Новгород: Мининский университет, 2014.

6. Натус Н.И. Феномен проектной культуры в аспекте профессионально-личностного развития специалиста // Человек и образование. 2020. - №1. - С. 71-75.

7. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидак-тики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». - М.: ИКЦ «МарТ», 2003 .- 352 с.

8. Быстрова Н.В. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе / Н.В. Быстрова, И.Л. Белова, Э.У.Х.С. Ахмед //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Белова И.Л. Моделирование как современная концепция методики обучения дизайнерской деятельности / И.Л. Белова, К.А. Чеботарева // Инновационная деятельность в образовании : Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021.

10. Белова И.Л. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1.

11. Абоимова И.С. Процессуальный дизайн в обучении студентов будущих дизайнеров в вузе/И.С. Абоимова, Е.Н. Гурьянчева//Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1.

12. Модернизация функционально-пространственной структуры вуза как элемента инновационной образовательной среды / А.А. Толстенева, М.В. Лагунова, А.А. Шкунова, Е.Н. Гурьянчева // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 6.

13. Буханов Г.В. Проектное мышление - основа проектной деятельности. Принципы, особенности, формирование / Г.В. Буханов // Проектная культура и качество жизни. - 2019. - № 15.

14. Полынская И.Н. К вопросу о формировании художественно-образного мышления студентов художественных вузов / И.Н. Полынская, А.В. Федорович // Высшее образование сегодня. - 2020. -№ 7.

15. Полынская И.Н. Факторы мотивационного обеспечения учебного процесса студентов факультета искусств и дизайна / И.Н. Полынская //Высшее образование сегодня. - 2017. - № 12.

16. Быстрова Н.В. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения /Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, В.М. Корнусова //Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-2.

17. Елисеенков Г.С. Дизайн-проектирование : Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», квалификация (степень) выпускника «магистр» /Г.С. Елисеенков, Г.Ю. Мхитарян. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016.

18. Белова И.Л. Дизайн-проектирование в процессе развития художественно-проектной компетенции студентов вуза при обучении графическому дизайну / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, И.Р. Воронина // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 78-2.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 16.03.2023

Revised date: 28.03.2023

Accepted date: 29.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.