Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДЫ / СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Депсамес Лидия Петровна, Чигаров Евгений Львович, Бузина Надежда Олеговна

В статье раскрывается вопрос о роли внеаудиторной формы работы в формировании художественно-проектных способностей студентов. Рассматривается теоретическое обоснование общего подхода к развитию способностей производить синтез логического и образного в процессе профессионального освоения студентами проектной грамотности. Определяется значение и влияние внеаудиторных форм деятельности на становление студента как полноценного специалиста. Даётся осмысление понятия проектного творчества как важного условия для развития личностных и профессиональных качеств в процессе обучения у студентов-дизайнеров, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Поднимается вопрос о ключевом значении творчества в развитии гармоничной личности. Определяется миссия внеаудиторной работы, способствующей поиску нового и оригинального. Уделяется внимание этапам внеаудиторной деятельности. Рассматривается роль учебной художественной практики, стимулирующей развитие у студентов проектно-дизайнерского мастерства. Раскрывается сущность понятия музейной практики. Формирование художественно-проектных способностей у студента-дизайнера в процессе обучения рассматривается как необходимый аспект, определяющий дальнейшее успешное развитие в профессии. Поднимается проблема важности ознакомления студентов с материальным и духовным мировым наследием. Акцентируется мысль о необходимости включения будущего специалиста в историко-культурный процесс. Рассматриваются нюансы процесса проектирования и основные методы генерации проектных идей. Раскрывается роль умения обучающихся эффективно работать с информацией. Определяется значение формирования у студентов-дизайнеров чувства гармонии, целостности и меры, которые позволяют грамотно использовать в проектном творчестве различные средства выразительности, таким образом повышая художественно-эстетический уровень результатов своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING STUDENTS' ARTISTIC AND DESIGN SKILLS THROUGH VARIOUS FORMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article deals with the role of extracurricular form of work in the formation of students' artistic and design abilities. The theoretical justification of the general approach to the development of abilities to synthesize the logical and figurative in the process of students' professional mastering of design literacy is considered. The essence of extracurricular activities is revealed. The concept of project creativity as an important condition for development of personal and professional qualities in the process of education of design students, which are necessary in further professional activity, is analyzed. The question about the key importance of creativity in the development of a harmonious personality is raised. The mission of extracurricular work that promotes the search for the new and original is defined. Attention is paid to the stages of extracurricular activities. The role of teaching art practice, which stimulates the development of students' design skills, is considered. The essence of the concept of museum practice is revealed. Formation of art and design abilities of a student designer in the process of training is considered as a necessary aspect, determining further successful development of the profession. The problem of importance of acquainting students with material and spiritual world heritage is raised. The idea of the necessity of including the future specialist in the historical and cultural process is emphasised. The nuances of the design process and the main methods of generating project ideas are examined. The role of students' ability to work effectively with information is highlighted. The importance of developing a sense of harmony, integrity and measure in design students, which allows them to use different means of expression competently in design work, thus increasing the artistic and aesthetic level of their professional activity, is determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Кимовна и Дедюкина Марфа Ивановна организовали и провели курсы повышения квалификации для педагогов-психологов. Они касались актуальных вопросов психологической диагностики, методики проведения исследований и алгоритма обратной связи на уровне родителей, групп и учреждений. Также была проведена супервизия проведения исследований в Республике Саха (Якутия). В эксперименте активное участие принимают наши студенты и магистранты. Мы уверены, что результаты проведенных исследований будут иметь значительное значение для улучшения качества дошкольного образования. Возможность учета индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка в образовательном процессе поможет разработать индивидуальные траектории развития и обучения, а также поддерживать психологическое благополучие детей. Кроме того, будут разработаны надежные и современные методы диагностики, которые необходимы для создания эффективной системы дошкольного образования.

Кафедра дошкольного образования обладает значительным потенциалом, созданным благодаря многолетнему труду профессорско-преподавательского состава. Она способна на высоком уровне решать современные задачи, разрабатывать новые образовательные программы и направления для подготовки педагогических кадров. С увеличением потребности в педагогических кадрах в среднесрочной перспективе, необходимо активно работать над модернизацией сферы подготовки и поддержки кадрового потенциала. В этой связи, мы предлагаем следующие меры:

- организация сотрудничества с другими образовательными учреждениями для обмена опытом и передачи передовых знаний и практик;

- повышение квалификации педагогических кадров через проведение научно-практических семинаров и конференций;

- создание обучающих курсов и программ для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, занимающихся работой с дошкольниками;

- развитие научных исследований на кафедре дошкольного образования, чтобы улучшить качество обучения и повысить уровень квалификации педагогических кадров. В результате таких мероприятий кафедра дошкольного образования сможет улучшить свой потенциал и обеспечить высокий уровень подготовки педагогических кадров, которые будут готовы успешно решать современные задачи высшего образования.

Качество молодых специалистов, которые появятся через 15-20 лет, будет зависеть от кадров, привлекаемых в образовательные учреждения сегодня. Важно, чтобы педагоги соответствовали современным требованиям и быстро изменяющимся тенденциям. В Республике Саха (Якутии) это особенно актуально в связи с быстро развивающейся экономикой и растущей демографической нагрузкой.

Литература:

1. Гогоберидзе, А.Г. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ / А.Г. Гогоберидзе, И.В. Головина // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 1. - C. 38-45

2. Николаева, Л.В. Современные тенденции в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (на примере РС (Якутия) / Л.В. Николаева, А.В. Николаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22861 (дата обращения: 20.04.2023).

3. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2018 № 190 "О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)" / [Текст] https://glava.sakha.gov.ru/ot-22-noyabrya-2018-g 190

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Депсамес Лидия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Чигаров Евгений Львович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Бузина Надежда Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ

ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается вопрос о роли внеаудиторной формы работы в формировании художественно-проектных способностей студентов. Рассматривается теоретическое обоснование общего подхода к развитию способностей производить синтез логического и образного в процессе профессионального освоения студентами проектной грамотности. Определяется значение и влияние внеаудиторных форм деятельности на становление студента как полноценного специалиста. Даётся осмысление понятия проектного творчества как важного условия для развития личностных и профессиональных качеств в процессе обучения у студентов-дизайнеров, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Поднимается вопрос о ключевом значении творчества в развитии гармоничной личности. Определяется миссия внеаудиторной работы, способствующей поиску нового и оригинального. Уделяется внимание этапам внеаудиторной деятельности. Рассматривается роль учебной художественной практики, стимулирующей развитие у студентов проектно-дизайнерского мастерства. Раскрывается сущность понятия музейной практики. Формирование художественно-проектных способностей у студента-дизайнера в процессе обучения рассматривается как необходимый аспект, определяющий дальнейшее успешное развитие в профессии. Поднимается проблема важности ознакомления студентов с материальным и духовным мировым наследием. Акцентируется мысль о необходимости включения будущего специалиста в историко-культурный процесс. Рассматриваются нюансы процесса проектирования и основные методы генерации проектных идей. Раскрывается роль умения обучающихся эффективно работать с информацией. Определяется значение формирования у студентов-дизайнеров чувства гармонии, целостности и меры, которые позволяют грамотно использовать в проектном творчестве различные средства выразительности, таким образом повышая художественно-эстетический уровень результатов своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: художественно-проектные способности, дизайнерская деятельность, внеаудиторная деятельность, креативность, креативное мышление, творчество, проектное творчество, проектное мышление, методы, способности, личность.

Annotation. The article deals with the role of extracurricular form of work in the formation of students' artistic and design abilities. The theoretical justification of the general approach to the development of abilities to synthesize the logical and figurative in the process of students' professional mastering of design literacy is considered. The essence of extracurricular activities is revealed. The concept of project creativity as an important condition for development of personal and professional qualities in the process of education of design students, which are necessary in further professional activity, is analyzed. The question about the key importance of creativity in the development of a harmonious personality is raised. The mission of extracurricular work that promotes the search for the new and original is defined. Attention is paid to the stages of extracurricular activities. The role of teaching art practice, which stimulates the development of students' design skills, is considered. The essence of the concept of museum practice is revealed. Formation of art and design abilities of a student designer in the process of training is considered as a necessary aspect, determining further successful development of the profession. The problem of importance of acquainting students with material and spiritual world heritage is raised. The idea of the necessity of including the future specialist in the historical and cultural process is emphasised. The nuances of the design process and the main methods of generating project ideas are examined. The role of students' ability to work effectively with information is highlighted. The importance of developing a sense of harmony, integrity and measure in design students, which allows them to use different means of expression competently in design work, thus increasing the artistic and aesthetic level of their professional activity, is determined.

Key words: art and project abilities, design activity, extracurricular activity, creativity, creative thinking, creativity, project creativity, project thinking, methods, abilities, personality.

Введение. Роль дизайна в современном мире трудно переоценить. В первую очередь, это искусство коммуникации с людьми, которое неизбежно оказывает свое влияние на каждого человека. Мир постоянно находится в процессе изменений, преобразований, что находит свое отражение во всех сферах культурной жизни, в том числе, и в дизайне. Именно поэтому каждый специалист в данной сфере должен быть гибким, тонко чувствовать общественную среду, иметь развитые личностно-профессиональные качества, которые закладываются еще на этапе обучения. Так как дизайн - это целый комплекс мер, направленный на создание гармоничного, эстетически привлекательного, функционального пространства, то будущий дизайнер должен постоянно развивать свои художественно-проектные способности и насмотренность. Одной из технологий обучения студентов творческого профиля подготовки является внеаудиторная деятельность, которая позволяет сформировать необходимый багаж знаний и навыков, помогает всесторонне развиваться и набираться как теоретического, так и практического опыта.

Изложение основного материала статьи. Процесс проектирование в дизайне тесно связан с анализом сложных и разнообразных явлений реального мира, которые не всегда могут поддаваться непосредственному наблюдению и поэтому требуют определенных форм художественного осмысления. Для этого будущие дизайнеры должны обладать профессионально развитой способностью формировать образные представления на основе понятийно-логического материала, собранного во время внеаудиторной деятельности, на этапе предпроектных заданий.

Художественно-образная ценность таких представлений способствует развитию у студентов способности переосмысливать сложные явления действительности и воссоздавать их в своем сознании комплексно, системно, творчески и профессионально обоснованно.

Следует отметить, что художественно-проектная деятельность по своей сути является преобразующей, порождающей нечто качественно новое, оригинальное, отсюда важно целостное понимание процесса обучения и внеаудиторных форм деятельности как органичного единства теоретической и практической ее составляющей [2].

Многие мыслители, педагоги, психологи, художники в качестве основного жизненного принципа выдвигают творчество, которое характеризуют как высшую, драгоценнейшую и священнейшую способность человека, определяют качества, характерные такой способности, как высокоразвитый вкус, знание и понимание искусства прошлого и настоящего, органическая потребность в художественно-проектном творчестве. Безусловно, к этому относятся личностные качества, обусловленные психофизиологическими особенностями человека: индивидуальностью мышления к проектной деятельности, его мотивацией к успеху, наличием стимула к дальнейшему совершенствованию, степенью проявления творческой свободы [7].

Одной из основных целей внеаудиторной работы является развитие у будущих профессионалов способности к сознательному синтезу визуального и логического как фундаментальной характеристики их творческого мышления и практического действия на основе отбора в области материальной и духовной культуры, осмысления, синтеза и передачи художественного опыта следующему поколению профессиональных дизайнеров. Кроме того, ее миссия заключается не только в создании совокупности знаний, соответствующих специфике профессии, но и в определении наиболее эффективных способов, с помощью которых эти знания, представляющие собой синтез художественных и дизайнерских навыков, могут быть заложены в основу профессионального видения будущего специалиста [1].

Другими словами, этот процесс должен включать в себя все этапы перехода от накопления и обобщения эмпирического опыта в форме целостной системы, направленной на теоретическое объяснение природы и механизмов композиционного творчества, к поиску способов преобразования теории в метод, который позволяет прогнозировать, моделировать процесс его практического функционирования в системе творческого мышления и деятельности будущего дизайнера.

Ведь будущий специалист должен быть не только образованным, думающим, но и практически создающим проектные художественно-композиционные ценности профессионалом. Для этого он должен тонко чувствовать композиционно-образную гармонию, системную целостность художественного выражения, пластическое и стилистическое единство как системообразующие факторы его профессиональной деятельности и неотъемлемую часть проектно-дизайнерского мастерства [5].

В связи с вышесказанным следует отметить ту важную роль, которую может сыграть для успешного профессионального развития опыт студентов, который они приобретают во время учебной художественной практики, которая, как правило, проводится на базе художественных, исторических, технических, краеведческих музеев, в городах с богатым культурно-историческим наследием.

Музейная практика - один из ключевых этапов в профессиональном обучении студентов дизайнеров и является неотъемлемой составляющей частью процесса обучения в ВУЗе, а также самостоятельной формой обучения будущих специалистов.

Знакомство с музеями и выставочными залами, основными формами научно-просветительской деятельности, спецификой музейного климата, основами культуры музейных экспозиций выступает эффективной средой развития профессионально-личностных качеств у обучающихся на дизайнерском профиле подготовки.

Целью музейной практики является ознакомление студентов с материальным и духовным культурным наследием различных наций и народностей, а также с основными элементами проектирования музейной выставочной среды и создания музейных экспозиций.

В задачи музейной практики входит:

1. Изучение специфики проектирования музейных интерьеров и выставочных пространств, средств и методов проектирования предметно-пространственной среды музея.

2. Знакомство с различными типами музеев и выставочных пространств разного назначения, их функциями, видами музейной деятельности: экспозиционной, фондовой, экскурсионной др.

3. Развитие навыков, необходимых для проектирования и организации музейных выставок различного назначения.

4. Формирование умений конструктивного рисования для иллюстрирования музейных интерьеров.

Помимо решения задач общехудожественного развития студенты целенаправленно изучают объекты, в которых наглядно прослеживается взаимосвязь материала, формы и технологии различных по функции и конструкции предметов.

Именно поэтому мы считаем, что основной задачей современной системы дизайн-образования является не только поддержание интереса к историко-культурному мировому наследию, но и активное включение студента - будущего специалиста в области дизайна - в историко-культурный процесс. Это предполагает не только сохранение интереса к культурному наследию человечества, но и ценностную ориентацию личности в историко-культурной парадигме. Важно не только показать учащимся, как использовать конкретные приемы, навыки и умения при разработке проекта, но и научить их учитывать их культурное содержание и воздействие на аудиторию. Дизайнер должен не только доверять своему художественному чутью и интуиции, но и знать причины выбора конкретных средств для создания художественного образа, а также историческую и культурную обоснованность своей работы.

Одновременно с изучением принципов проектирования различных технических объектов и инженерных сооружений, ценность народного декоративного искусства заключается не только в том, что оно представляет мир предметов и материальной культуры, но и в том, что оно является памятником культуры духовной.

Опыт работы в данном направлении даст возможность студентам более осознанно и профессионально грамотно относиться к вопросам о взаимосвязи материала, конструкции, цвето-формообразования и т.д.

Иными словами, композиционно-творческий процесс формирования образа требует для своей реализации применения проектных подходов, принципов, методов и средств, которые предопределяют методическую и учебно-воспитательную значимость внеаудиторной деятельности студентов. Формирование творческих способностей будущих дизайнеров возможно только на основе гармоничного развития их потенциальных возможностей. Общие принципы процесса формирования способности восприятия как сложной психофизиологической совокупности ощущений, ярких впечатлений и образов остаются неизменными и определяются условиями профессиональной подготовки [7].

Создание любой проектной модели в рамках ей функциональных и художественно-образных параметров требует подготовки специалистов, способных решать нестандартные задачи, требующие высокого уровня развития дизайнерского мышления, способствующего формированию проектных умений, способностей к проектной деятельности, решению профессиональных проблем на креативном уровне.

Основной этап процесса проектирования происходит в сознании дизайнера, чем шире мировоззрение дизайнера, его интуиция и расчет, сочетание знаний и фантазии, тем глубже понимание проблемы и интереснее ее решение.

Особую роль в формировании проектных идей играет ассоциативный метод, при котором ассоциативные образы сопоставляются друг с другом в соответствии с целями и логикой проектируемого объекта. Осознанная взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает ассоциативный метод основной преобразовательной деятельностью, которая приводит к открытию новых связей в модели дизайна [6].

Как образно высказывал об этом мысль выдающийся педагог Баухауса (широко известная архитектурно-художественная школа), Йоханнес Иттен: «Всё заранее конструктивно рассчитанное не является в искусстве решающим».

Интеллектуально-конструктивное обдумывание замысла - это только «повозка, которая доставляет нас к дверям новой реальности». Отсюда следует, что художественно-проектная деятельность тесно связана с природой живого композиционного творчества, которое выражает индивидуальный вкус и почерк обучающихся. Проектное моделирование базируется на способности студентов к структурированию информации, способности к визуализации идеи и сочетает в себе научное и субъективное предвидение.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, в процессе формирования художественно-проектных способностей студентов через разнообразные формы и методы внеаудиторной работы у них развивается проектное мышление, успешно раскрываются существенные особенности проектируемого объекта, дополняющие авторский замысел, совершенствуется художественно-эстетический вкус и профессиональная компетентность.

В общих чертах творчество можно описать как процесс создания чего-то нового, ранее неизвестного или несуществующего. В процессе внеаудиторной деятельности понятие новизны, прежде всего, связано с субъектом этой формы деятельности, т.е. со студентом, который должен обрести определенные новые для него профессиональные качества: художественно-проектные способности, знания и умения, соответствующие целям, средствам и характеру его будущей специальности дизайнера.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Процессуальный дизайн в обучении студентов будущих дизайнеров в вузе / И.С. Абоимова, Е.Н. Гурьянчева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 6-9

2. Абоимова, И.С. Развитие латерального мышления при формировании профессиональных компетенций у будущих дизайнеров / И.С. Абоимова, И.Б. Александрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 4-7

3. Белова, И.Л. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. -С. 10-13

4. Бузина, Н.О. Технологии визуализации информации в системе высшего образования / Н.О. Бузина // Образование и педагогика: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 декабря 2020 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 19-23

5. Быстрова, Н.В. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе / Н.В. Быстрова, И.Л. Белова, Э.У.Х.С. Ахмед // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. -С. 30-33

6. Гурьянчева, Е.Н. Интеграционные методы обучения студентов дизайнерской деятельности / Е.Н. Гурьянчева, Н.О. Бузина // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 47. - С. 2923-2926

7. Зимина, Е.К. Роль развития художественно - образного мышления обучающихся в условиях цифровизации / Е.К. Зимина, Л.П. Депсамес // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 131-134

8. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама / В.Д. Курушин. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 272 с.

9. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама» / [Р.Ю. Овчинникова и др.]; под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с.

10. Хайленд А., Бейтман С. Symbol.Символ / Пер. с англ. Е. Карманова. - Спб.: Питер, 2012. - 296 с.

Педагогика

УДК 376.5

заместитель директора по научной работе Ежов Данил Александрович

Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области «Самарский региональный центр для одаренных детей» (г. Самара)

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ»: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема готовности педагогов к взаимодействию с одарёнными обучающимися. Разработанная автором дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Взаимодействие с одаренными обучающимися» с использованием сетевой формы организации обучения слушателей, предлагает механизм формирования готовности педагогов к взаимодействию с одарёнными обучающимися. Практико-ориентированный характер программы повышения квалификации, гибкий формат реализации, множество сторон участников реализации обучения, продолжительность и асинхронность освоения модулей программы позволяют построить каждому слушателю индивидуальные образовательные маршруты.

Ключевые слова: сетевая форма реализации образовательной программы, повышение квалификации педагогов, взаимодействие с одаренными обучающимися, индивидуальный образовательный маршрут.

Annotation. The article actualizes the problem of teachers' readiness to interact with gifted students. The additional professional educational program of advanced training developed by the author "The interaction with gifted students" using a network form of organization of training of listeners, offers a mechanism for forming the readiness of teachers to interact with gifted students. The practice-oriented nature of the professional development program, the flexible format of its implementation, many sides of the participants in the implementation of training, the duration and asynchrony of the development of the program modules allow each student to build individual educational routes.

Key words: network form of educational program implementation, teacher training, interaction with gifted students, individual educational route.

Введение. Теоретическое осмысление одаренности приобрело четкую форму: научный мир сегодня рассматривает ее в многофакторной модели как системное качество личности, как интегративное личностное образование, обеспечивающее успешность выполнения деятельности, возможность высоких достижений [7, 9]. Непрерывное развитие одаренности обучающихся требует выявления их потенциальных и скрытых возможностей, индивидуализации траекторий обучения, применения инновационных образовательных технологий [5, 6].

Педагогическое взаимодействие с одаренными обучающимися имеет ряд проблем: несовершенство методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией обучающихся; неподготовленность педагогов к индивидуализации обучения и психолого-педагогическому сопровождению одаренных обучающихся; необходимость методической и практической помощи одаренным обучающимся, что требует совершенствования условий для развития их природных задатков; не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одаренных обучающихся, росту их творческого и интеллектуального потенциала [2-4, 8, 13-16].

Изложение основного материала статьи. Общая подготовка педагогов к взаимодействию с одаренными обучающимися в образовательных организациях разного уровня на сегодняшний день не имеет четкой и структурной организации, есть только подчас не связанные между собой различные площадки, направленные на решение узких и частных задач развития одаренных обучающихся [16]. Для систематизации повышения квалификации педагогов к взаимодействию с одаренными обучающимися Самарским университетом была организована образовательная программа дополнительного профессионального образования «Взаимодействие с одаренными обучающимися». Данная программа предусматривает сетевую форму реализации, где Самарский университет выступает в качестве базовой организации, а площадкой для проведения мастера-классов и других организационных форм работы с одаренными обучающимися является Самарский региональный центр для одаренных детей (сторона участник). Программа повышения квалификации реализуется в объеме 144 часа в течение 6 месяцев для одного потока обучающихся.

Учебно-тематический план образовательной программы «Взаимодействие с одаренными обучающимися»

№ п/п Наименование разделов, модулей Всего, час В том числе, акад. час Организация

Аудиторная Самостоятельная работа

Модуль 1. Государственная политика развития одаренных детей и молодежи 24 20 4 Самарский университет

1.1 Одаренность: проблемы выявления и развития 6 5 1 Самарский университет

1.2 Запросы общества и рынка труда в соответствии со стратегией НТР России 6 5 1 Самарский университет

1.3 Тренинг личностной и командной эффективности 6 5 1

1.4 Психологическая диагностика на абстрактно-логическое мышление 6 5 1 Самарский университет

Модуль 2. Содержание программ и методик, направленных на развитие потенциала одаренных обучающихся 24 20 4 Самарский университет

2.1 Проектирование личностного и духовно- 6 5 1 Самарский университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.