Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ'

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее художественное образование / дизайн среды / проектная деятельность / художественно-образное мышление / higher art education / design / academic mobility / national-regional component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Б. Колесник

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов – будущих средовых дизайнеров в системе высшего образования. Анализируются роль и значение дизайнера-специалиста в системе эстетического оформления предметно-пространственной среды. Выявляются проблемы формирования профессиональных качеств личности дизайнера, среди которых особое значение придается приоритетности развития логически-конструктивного мышления. Автором определяется важность развития образного мышления у средовых дизайнеров как основополагающего компонента при разработке концептуального замысла новой реальности. Характеризуется понятие «художественный образ» и приводятся его отличительные характеристики в дизайне и изобразительном искусстве. Предлагается комплекс заданий и упражнений по поиску образного замысла, призванных активизировать творческий процесс дизайнерского проектирования посредством выявления абстрагированных образов реальных предметов действительности и разработки на этой основе новых форм объектов средового дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ FIGURATIVE THINKING AS A BASIS OF VOCATIONAL TRAINING IN MEDIUM DESIGN

The article addresses a problem of vocational training of students – future environment designers in the higher education system. The role and importance of specialist designer in aesthetic design system of object-spatial environment are analyzed. Problems are identified in the formation of professional qualities of the designer’s personality, among which particular importance is given to the priority of developing logical and constructive thinking. The author determines the importance of developing figurative thinking in trace designers as a fundamental component in the development of the conceptual design of a new reality. The concept of “artistic image” is characterized and its distinctive characteristics in design and fine art are given. A set of tasks and exercises is offered to find a figurative idea, designed to intensify the creative process of design by identifying abstracted images of real objects of reality and developing new forms of environmental design objects on this basis.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ»

тература стран изучаемого языка, страноведение), таких элективных курсов, как «Великие люди стран изучаемого языка», «Культура и история стран изучаемого языка», «Введение в переводческую деятельность» и др.

Реализация регионального компонента на основе межпредметной связи может вывести образовательную деятельность на новый качественный уровень и эффективно интегрировать учебный, познавательный, развивающий и воспитательный аспект в иноязычном образовании. «В рамках данного исследования межпредметные связи рассматриваются как определённый уровень интеграционного взаимодействия, способствующий эффективной организации учебной, познавательной, воспитательной и развивающей деятельности в процессе профессионального иноязычного образования» [8, с. 160].

Решающим условием в процессе овладения региональным компонентом является применение поэтапной системы заданий, соответствующей этапам алгоритма реализации регионального компонента и отражающей национальные особенности региональной культуры и культуры страны изучаемого языка. Поскольку осуществление алгоритма процесса реализации регионального компонента предполагает выполнение таких этапов, как подготовительный, мотива-ционно-стимулирующий, информационный, аналитический, этап актуализации, продуктивный и оценочный этапы, то представляется целесообразно разссмо-треть каждый вид заданий для определенного этапа. Мотивационно-стимулиру-ющий этап предусматривает формирование у обучающихся первичного интереса к овладению региональным компонентом как важнейшей составляющей культурного наследия своей страны и страны изучаемого языка. Вариантом выполнения такого задания может быть просмотр видеофильма о необычных местах России и составление на его основе сценария видеоролика на тему «Самые удивительные места России и Америки».

Информационный этап предполагает выполнение заданий на поиск и отбор информации, представляющей региональный компонент Одним из вариантов может быть создание проекта на тему «Национальные парки России и Америки».

Аналитический этап предусматривает выполнение заданий сравнительно-сопоставительного анализа фактов культуры с целью формирования у обучающихся патриотического самосознания и адекватного отношения к фактам культуры. Он предполагает анализ конкретных фактов региональной и иноязычной культур, например, проект на тему «Макдональдс и его влияние на пищевое поведение россиян».

На этапе актуализации выполняются задания, направленные на формирование адекватного отношения к фактам родной культуры и культуры страны изучаемого языка. Задания предусматривают выражение оценочных суждений, представление определенной точки зрения, ее аргументацию и защиту, вывод по затронутой проблеме. Обучающимся может быть предложено написание эссе на тему «Бессмертный полк глазами разных народов: его значение для разных поколений».

Библиографический список

Продуктивный этап требует выполнение от обучающихся заданий, построение монологического и диалогического высказывания по тематике, отражающей региональную составляющую иноязычного образования. Например, обучающимся предложен проект «Атомные станции и их влияние на развитие различных регионов». Данное задание предполагает представление фактов культуры из разных стран и создание обучающимися своего творческого продукта на иностранном языке.

Значимым для процесса реализации регионального компонента является оценочный этап, основанный на обсуждении полученных результатов обучающихся друг с другом и с учителем и их возможная корректировка. Обучающимся может быть предложено проанализировать проект, представленный его одноклассниками и внести возможные коррективы по его совершенствованию.

Реализация предлагаемого комплекса педагогических условий может осуществляться как в процессе проведения традиционного обучения, так и в ходе организации дистанционного обучения. Применение разработанного комплекса условий в рамках организации дистанционного обучения требует создания программно-педагогических средств. Каждое программно-педагогическое средство должно включать в себя четыре основных составляющих:

1) информационный компонент, содержащий тексты, фильмы, аудиома-териалы, отражающие особенности реализации регионального компонента на занятиях по иностранному языку;

2) операционно-деятельностный компонент, состоящий из системы заданий и опор, направленных на овладение региональным компонентом;

3) справочно-консультационный компонент, содержащий в себе лингвистические словари, грамматические справочники, лексические справочники по реги-оноведению и страноведению, сайты, отражающие факты культуры, зрительные опоры, аудио- и видеофильмы;

4) коррекционно-оценочный компонент, содержащий правильные варианты заданий и комментарии для разъяснения возможных ошибок и способов их преодоления.

Таким образом, мы определили, что реализация регионального компонента на занятиях по иностранному языку обеспечивается на основе применения комплекса условий, способствующих овладению теоретическими знаниями, практическими умениями, приемами деятельности как в ходе осуществления традиционного, так и дистанционного обучения. Следовательно, цель данного исследования достигнута. Для ее достижения автор решил поставленные задачи, а именно: провел системный анализ литературы, определил основные принципы и подходы, сформулировал ведущие педагогические условия, которые предполагают достижение высокого уровня духовно-нравственного становления подрастающего поколения. Перспектива дальнейшего исследования видится в разработке учебно-методического комплекса, способствующего реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе овладения региональным компонентом обучающимися старших классов.

1. Стенограмма «Прямая линия с Владимиром Путиным». Available at: http://moskva-putinu.ru/transcript/

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Москва: Просвещение, 2014.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: https://fgos.ru/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Available at: https://fgos.ru/

5. Бабенкова О.С. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2019.

6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. Москва: Дом Славянской книги, 2008.

7. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001.

8. Бабенкова О.С. Условия реализации эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016; № 3 (39): 157 - 161. Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/044-021.pdf

References

1. Stenogramma «Pryamaya liniya s Vladimirom Putinym». Available at: http://moskva-putinu.ru/transcript/

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya grazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2014.

3. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/

5. Babenkova O.S. Formirovanie professional'noj gotovnosti buduschih pedagogov k realizacii vospitatel'nogo aspekta inoyazychnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2019.

6. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar'russkogo yazyka: sovremennaya redakciya. Moskva: Dom Slavyanskoj knigi, 2008.

7. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.

8. Babenkova O.S. Usloviya realizacii 'epistemicheskogo podhoda v sovremennom professional'nom inoyazychnom obrazovanii. Uchenye zapiski. 'Elekironnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 3 (39): 157 - 161. Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/044-021.pdf

Статья поступила в редакцию 11.10.21

УДК 371.321

Kolesnik N.B., postgraduate, senior lecturer, Department of Design and Architecture, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF STUDENTS' FIGURATIVE THINKING AS A BASIS OF VOCATIONAL TRAINING IN MEDIUM DESIGN. The article addresses a problem of vocational training of students - future environment designers in the higher education system. The role and importance of specialist designer in aesthetic design system of object-spatial environment are analyzed. Problems are identified in the formation of professional qualities of the designer's personality, among which partic-

ular importance is given to the priority of developing logical and constructive thinking. The author determines the importance of developing figurative thinking in trace designers as a fundamental component in the development of the conceptual design of a new reality. The concept of "artistic image" is characterized and its distinctive characteristics in design and fine art are given. A set of tasks and exercises is offered to find a figurative idea, designed to intensify the creative process of design by identifying abstracted images of real objects of reality and developing new forms of environmental design objects on this basis.

Key words: higher art education, design, academic mobility, national-regional component.

Н.Б. Колесник, аспирант, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов - будущих средовых дизайнеров в системе высшего образования. Анализируются роль и значение дизайнера-специалиста в системе эстетического оформления предметно-пространственной среды. Выявляются проблемы формирования профессиональных качеств личности дизайнера, среди которых особое значение придается приоритетности развития логически-конструктивного мышления. Автором определяется важность развития образного мышления у средовых дизайнеров как основополагающего компонента при разработке концептуального замысла новой реальности. Характеризуется понятие «художественный образ» и приводятся его отличительные характеристики в дизайне и изобразительном искусстве. Предлагается комплекс заданий и упражнений по поиску образного замысла, призванных активизировать творческий процесс дизайнерского проектирования посредством выявления абстрагированных образов реальных предметов действительности и разработки на этой основе новых форм объектов средового дизайна.

Ключевые слова: высшее художественное образование, дизайн среды, проектная деятельность, художественно-образное мышление.

В современных социально-культурных условиях и глобализации мировой экономики становится очевидной главенствующая роль дизайна в формировании культуры потребления у социума посредством предопределения его взаимоотношения с окружающим миром. Став неотъемлемой частью всего жизненного пространства, дизайн обретает реальный облик в новом продукте, программируя палитру эмоциональных отношений человека с внешним миром и самим собой, сопровождающих его потребление.

Дизайн стремительно занимает новые ниши в сознании людей, охватывая всю сферу социального бытия, формируя образ и стиль жизни, культурные и моральные ценности. Продукт дизайна - это результат деятельности специалиста, от профессиональных качеств которого зависит способность этого дизайн-продукта оказывать влияние на мысли и чувства людей, их поведение и отношение к жизни и друг другу Это дает основание утверждать, что миссия дизайнера чрезвычайно велика для выстраивания качественно нового уровня жизни и общественных отношений. При этом наиболее значимым в аспекте решения этих задач выступает средовой дизайн, призванный «создавать не только отдельные объекты, а всю систему их существования, единую предметно-пространственную среду» [1, с. 18].

Поэтому актуальное значение приобретает подготовка студентов - будущих средовых дизайнеров, способных к критическому и целостно-эстетическому взгляду на окружающее современное пространство и события, происходящие в нем, умеющих креативно мыслить и предлагать нестандартные решения. Проблема профессиональной подготовки дизайнеров в настоящее время активно исследуется современными учеными (О.П. Андреева, Е.Н. Ковешникова, ПБ. Минервин, И.А. Розенсон и др.). Многообразие видов дизайна в контексте еще не устоявшейся его теории и методологии вызывает различные точки зрения на методические основы обучения, среди которых ведущее место занимает формирование проектной культуры, поиск методов обучения художественным и проектным дисциплинам, вариации решения технических задач и др.

Исследователи средового дизайна акцентируют внимание на важности формирования художественно-проектного мышления в процессе профессиональной подготовки дизайнеров, позволяющего создавать «творческие и проектные концепции на стыке искусства и технологий, визуальной проектной культуры» [2, с. 203]. Вместе с тем ученые подчеркивают преобладание в процессе обучения развития рационально-логического мышления, что приводит к утрате образно-семантических смыслов в современном визуальном пространстве.

Сегодня уже очевидно, что дизайнер должен располагать знаниями, стоящими подчас далеко друг от друга, уметь их синтезировать в своей профессиональной деятельности, т.е. должен мыслить синтетически. На основе синтеза многочисленных сведений из разных областей человеческого опыта возникает интуитивное усмотрение истины. Проектируя предметно-пространственный мир для человека, дизайнер ориентируется на целостные и социально значимые объекты окружающего мира, которые перерабатываются с помощью художественного воображения. Поэтому дизайнер, прежде всего, - это художник, умеющий мыслить категориями техники и технологии. Следовательно, проектная деятельность дизайнера базируется на взаимосвязи ее базисных форм и художественной идеологии, содержащих такие категории, как «образ», «функция», «морфология», «технологическая форма». Каждая из этих категорий отражает определенный подход к объекту и конкретную точку зрения на него. Причем именно категория «образ» связывает все функциональные, морфологические и технологические свойства объекта и моделирует их в художественно-проектном образе.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в научном обосновании специфических особенностей дизайнерского образования в

контексте современных требований к качеству подготовки специалистов. Цель исследования - выявление методов эффективного развития образного мышления студентов - будущих средовых дизайнеров. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Проанализировать значение «художественного образа» в проектной деятельности дизайнера.

2. Рассмотреть методику образного подхода в педагогике дизайна.

Итак, в процессе разработки концептуального замысла особое значение придается поиску образности, что обусловлено возросшей тенденцией смыслового наполнения и взаимодействия объектов дизайна с восприятием действительности человеком. Однако педагогическая практика свидетельствует, что студенты, продумывая концептуальную идею, преимущественно ориентируются на прототипы и аналоги из Интернета. При этом, даже владея выразительными средствами, крайне редко глубоко погружаются в исследование этнокультурных аспектов действительности и региональной эстетической системы. Хотя известно, что полноценный художественный образ, базирующийся на «рефлексиро-ванной мифологии», создает гармонию и атмосферу конкретной территории и ее эмоциональное восприятие потребителем. Следовательно, формирование образного мышления студентов - будущих средовых дизайнеров является основополагающим компонентов в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования.

В этой связи проанализируем понятие «художественной образ» и выявим его отличительные особенности в дизайне и искусстве. Итак, «художественный образ - это способ отражения, осмысления и художественной переработки действительности с позиций определенного эстетического идеала в конкретно-чувственной, зрительно воспринимаемой форме» [3, с. 51].

Как объект психического восприятия, художественный образ в изобразительном искусстве выступает наглядно-эмоциональным и конкретно-чувственным материальным воплощением замысла художника и результатом его личностного отношения к реальной действительности. В этой же совокупности художественный образ проявляется и в объектах дизайна, но вместе с тем имеет существенные отличия, связанные со спецификой его проектного наполнения. Задачей проектного образа в отличие от изобразительного является, прежде всего, его направленность на функциональное обслуживание повседневной жизни. Но при этом суть его существенно не меняется и призвана комплексно объединять в себе красоту, удобство и пользу. В.И. Филиппова к родовым свойствам проектно-художественного образа относит «идеальность; целостность; осмысленность, комфортность» [4, с. 113]. Ученые О.Б. Чепурова и ПП. Аксенов подчеркивают, что «при гармонизации сочетания чувственно-эмоциональных, эргономических и функциональных свойств объекта возникает полноценный и глубокий художественно-эстетический образ, вызывающий яркие ассоциативно-богатые формы» [5, с. 66].

Очевидно, что при создании проектно-художественного образа объекта дизайна следует учитывать, как художественные, так и утилитарно-технические характеристики, которые в конечном решении представляются заказчику в визуальной форме. Это дает основание специфическими особенностями дизайнерского творчества выделить наличие развитого проектно-художественного или дизайнерского мышления.

Проектирование нового объекта - это ряд последовательных этапов, среди которых наиболее явственно выделяются две существенно отличающиеся фазы: продуцирование проектных идей и их материализация в графическом, макетном или компьютерном языке проектирования. Между тем проектирование новых концептуальных образов является одним из самых сложных этапов проектирова-

ния, требующих от дизайнера развитых умственных действий и образного мышления.

Итак, в основе образного мышления лежит процесс познания человеком окружающей реальности и ее творческого преображения изобразительными средствами. В основе процесса познания лежат ощущения, осмысление которых позволяет сформировать в сознании образ восприятия посредством выявления его отличительных качеств. И чем больше в сознании будет зафиксировано познавательных образов, тем ярче проявляется возможность оперирования ими при поиске концептуальной идеи. Накопленный багаж образов-представлений, сохраненных в памяти, развивает воображение как важнейшую профессиональную способность дизайнера изобразительно доносить до заказчика свои мысленные представления о композиционной форме, фактуре, конструкции и других характеристиках дизайн-объекта. Образ-замысел и есть та основа, которая ложится в основу будущего проекта объекта дизайна.

Педагогический опыт свидетельствует, что наиболее эффективное развитие образного мышления в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования осуществляется при выполнении комплекса упражнений на создание абстрагированных образов, базирующихся на реальных объектах действительности. Впервые данный подход к формированию образно-проектного мышления был применен в системе подготовки промышленных художников БАУХАУЗа и впоследствии в ВХУТЕМАСе. Упражнения на создание ассоциативно-абстрактных композиций доказали свою эффективность в развитии образного мышления будущих дизайнеров и сегодня активно применяются на практике в образовательном процессе.

Достижение эффективного развития образного мышления студентов-дизайнеров требует применения специальных методов обучения в совокупности с традиционными, такими как лекция, беседа и т.д. К особой категории специальных методов, активизирующих мышление обучающихся, относятся метод аналогии, который позволяет решать поставленные задачи посредством творческой интерпретации источника, взятого из биоформы, путем его всевозможных переходов в новый образ. Также довольно эффективным является метод эвристического комбинирования, представляющий собой воображаемую и графически зафиксированную замену каких-либо элементов воспринимаемого объекта или их фактическое изменение.

Еще одним методом, дающим неожиданные результаты, выступает метод проектирования «от противного», или метод «переворота», ориентированный на создание новых форм через формальную замену тона или зеркального изображения. И не менее значимым методом в развитии образного мышления является бионический метод, который заключается в предварительном анализе конкретных объектов бионического мира, выявлении конструктивных узлов, свойств поверхностей и фактур и выполнении на этой основе нового объекта реальности. При использовании этого метода композиционный замысел может возникнуть и при изучении крыльев насекомого и при их свечении и т.д.

Для достижения выразительного художественного образа применяются приемы стилизации, осуществляемые в дизайне несколькими путями. Наиболее простым является прямой перенос некоторых визуальных признаков культурного образца, таких как орнаментальные детали, декоративные или конструктивные элементы на проектируемый объект. Но наибольший художественный эффект достигается при условии переноса характерных визуально наблюдаемых структурных морфологических признаков. Поэтому стилизация природных форм в объектах дизайна (мебель, посуда, светильники, интерьер и т.д.) имеет давние традиции формообразования. Так с высокой классикой в нашем сознании ассоциируются античные пропорциональные каноны, стилизованные в соответствии с замыслом дизайнера.

Интерпретируя формы предметов окружающего мира посредством ассоциаций, студенты приобретают умение эмоционально выражать в абстрагируемой семантической форме определенное информационное сообщение, инициирующее у зрителя многозначное толкование воспринимаемого визуального образа объекта дизайна. При поиске такой формы следует акцентировать внимание на умении выявлять типичные и отличительные свойства природных объектов, выделять наиболее яркие структурные характеристики формы. Здесь высокое значение имеют кратковременные упражнения на поиски образа на основе сравнения, метафоры и архетипа с передачей эмоционального состояния: стремление вверх, придание устойчивости, передача полета и т.д. При создании абстрактной композиции важно ритмическое расположение цветовых или тоновых пятен, а также использование выразительных изобразительных средств и техник.

Библиографический список

Абстрактно-образные композиции посредством образно-логического мышления трансформируются в новые объекты реальности.

На основании сформированных навыков построения формально-композиционных схем и ассоциативных связей, найденных в вербальном ряду, студенты приобретают умение разрабатывать концептуальную идею средового объекта, такого как беседка, остановка или лавочка. Здесь следующим этапом выступает поиск существующих аналогов, стилистический и конструктивный анализ формы, текстуры, фактуры, конструкции, цветового решения. Особому вниманию подлежит выявление пластической направленности элементов, ракурсного расположения, силуэта. И на основе стилизации выбранных бионических форм происходит разработка новых оригинальных форм новой реальности. Техническое выполнение композиционного замысла может осуществляться как традиционными средствами, так и с помощью компьютерной графики. Традиционная материализация своей идеи может осуществляться совершенно в разных техниках, таких как коллаж, аппликация, скейтчивое рисование, объемное макетирование и т.д.

Известно, что путь от возникновения композиционного замысла до его детальной проектно-технической разработки достаточно долог и непрост, что зависит, прежде всего, от личностно-профессиональных качеств дизайнера и его умения найти образное решение проектируемого объекта. Описанные выше упражнения являются основой для создания клаузур, которые базируются на образных ассоциациях студента и в дальнейшем выступают точкой отчета художественной идеи будущего объекта дизайна. Именно в клаузуре проявляется все интуитивное осознание творческой задачи, выраженное в импровизации сути воображаемой формы и эмоционально-личностного отношения к процессу ее создания. «Посредством выполнения клаузур происходит сложный твор-ческо-психологический этап познания сути проекта в образном и эстетическом планах» [6, с. 16].

Таким образом, научная новизна исследования заключается в обосновании методики образного подхода в профессиональной подготовке студентов -будущих средовых дизайнеров. Плубокое проникновение в суть проектируемого объекта, где целью будет являться не придание вещи некого образа, а создание художественного эффекта проектного образа в социально-культурном контексте сделает окружающее человека пространство более эстетичным, красивым, функциональным и удобным.

Практическая значимость исследования состоит в том, что описанные и обоснованные методы развития образного мышления студентов-дизайнеров могут быть использованы в учебном процессе для повышения качества профессиональной подготовки специалистов, способных достигать художественного эффекта при проектировании средовых объектов.

На основании вышеизложенного следует сделать следующие выводы:

1. Целью проектной деятельности средового дизайнера является создание объектов, отражающих истинную суть дизайна, понимаемого не только и не столько как проектирование и производство сугубо утилитарных, функциональных вещей, но и как проектирование образа жизни. В это понятие входит не только восприятие и отражение сиюминутной жизни, но и включение ее в пространственно-временной континуум, осмысленный культурным содержанием.

2. Образность как метод проектирования дает возможность дизайнеру создать художественную модель бытия, которая органично воспринимается потребителем в соответствии с его собственным представлением об идеальной вещи.

3. Формирование образного мышления у студентов - будущих средовых дизайнеров активизирует огромный познавательный потенциал и является «той «глиной», из которой дизайнер «лепит» свои образные предложения по управлению эмоциями человека» [7, с. 28].

4. Развитие образно-ассоциативного мышления будущих средовых дизайнеров приводит их мыслительную деятельность в постоянную «боевую готовность», делает ее способной остро реагировать на окружающую среду.

5. Базируясь на аналогиях, метафорах, сравнении и эстетическом переосмыслении, сформированное образное мышление позволяет моделировать будущие объекты дизайна, имеющие ярко выраженную новизну и креативность и, соответственно, востребованные на рынке дизайнерских услуг. Именно развитие способности к самовыражению и самореализации в профессиональной деятельности является одной из важнейших задач системы высшего образования.

1. Панкина М.В. Основы методологии дизайн-проектирования: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020.

2. Шокорова Л.В., Киселева Л.В. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнера. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014; № 2 (47): 203 - 205.

3. Беда П.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1981.

4. Филиппова В.И. Художественный образ как продукт творческого процесса. Вестник Череповецкого государственного университета. 2008, № 2 (17): 112 - 116.

5. Чепурова О.Б., Аксенов ПП. Теоретические определения понятий «Образ» и «Художественный образ» в дизайне как ценностные ориентиры в проектной деятельности дизайнера. Вестник оренбургского государственного университета. 2005; № 56: 64 - 68.

6. Кувшинов А.А., Фаворская Е.А. Архитектурное проектирование. Клаузура как метод работы архитектора: учебно-методическое пособие. Москва: Отдел оперативной полиграфии МАРХИ, 2018.

7. Шокорова Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Серия 11: Университеты России. Москва, 2019.

References

1. Pankina M.V. Osnovy metodologii dizajn-proektirovaniya: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2020.

2. Shokorova L.V., Kiseleva L.V. Dekorativnaya kompoziciya kak sredstvo razvitiya kreativnogo myshleniya dizajnera. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014; № 2 (47): 203 - 205.

3. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'nojgramoty: risunok, zhivopis', kompoziciya: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1981.

4. Filippova V.I. Hudozhestvennyj obraz kak produkt tvorcheskogo processa. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2008, № 2 (17): 112 - 116.

5. Chepurova O.B., Aksenov G.P. Teoreticheskie opredeleniya ponyatij «Obraz» i «Hudozhestvennyj obraz» v dizajne kak cennostnye orientiry v proektnoj deyatel'nosti dizajnera. Vestnik orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005; № 56: 64 - 68.

6. Kuvshinov A.A., Favorskaya E.A. Arhitekturnoe proektirovanie. Klauzura kak metod raboty arhitektora: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Otdel operativnoj poligrafii MARHI, 2018.

7. Shokorova L.V. Stilizaciya v dizajne i dekorativno-prikladnom iskusstve. Seriya 11: Universitety Rossii. Moskva, 2019.

Статья поступила в редакцию 01.11.21

УДК 372.851

Kostyuchenko R.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF SCIENTIFIC CONCEPTS IN CONDITIONS OF BLENDED LEARNING OF STUDENTS IN MATHEMATICS AT SCHOOL. The reality of today is that the school cannot fail to take into account the scientific and technological achievements and social phenomena of modern society. Based on these premises, the article describes the relevance of a new form of the educational process that comes from teachers and practitioners - blended learning - a technology that organically absorbed the methodology of the traditional classroom system and e-learning methods. The author shows the possibility and ways of using this technology in the process of forming mathematical concepts. In particular, connection is established between components of blended learning and actions that are adequate to the concept being formed, in the process of performing of which the volume and content of the concept is mastered. The author focuses on such action as construction of objects, taking into account the variation of relations, which is possible and advisable to perform with computer support. The presented theoretical conclusions are illustrated by the corresponding examples.

Key words: teaching methods of mathematics, teaching mathematics, informatization of education, information and communication technologies, concept formation, blended learning.

Р.Ю. Костюченко, канд. пед. наук, доц., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ

Современные реалии таковы, что школа не может не учитывать научно-технические достижения и социальные явления современного общества. Исходя из таких предпосылок, в статье описывается актуальность новой формы образовательного процесса, идущей от учителей-практиков - технологии смешанного обучения, органично вобравшей в себя методику традиционной классно-урочной системы и методы электронного обучения. Автором показывается возможность и способы применения данной технологии в процессе формирования математических понятий. В частности, устанавливается связь между составляющими смешанного обучения и действиями, адекватными формируемому понятию, в процессе выполнения которых происходит овладение его объёмом и содержанием. Основное внимание в работе автор акцентирует на таком действии, как конструирование объектов с учетом варьирования отношений, которое возможно и целесообразно выполнять с компьютерной поддержкой. Представляемые теоретические выводы иллюстрируются соответствующими примерами.

Ключевые слова: методика обучения математике, обучение математике, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, формирование понятий, смешанное обучение.

Статья подготовлена в рамках реализации ГЗ на выполнение прикладной НИР по теме «Методика преподавания математики в общеобразовательной организации с учетом реализации моделей смешанного обучения» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» №073-03-2021-027/2)

Динамизм современных общественных преобразований не может обойти стороной и школьное образование. «Сохранить школу такой, какой она была, скажем, пятьдесят лет назад - утопия. Для этого пришлось бы отказаться от новых технологий, причем не только в школе, но и вне её. Ведь школа существует не в вакууме, она плотно интегрирована в глобальные цивилизационные процессы», - говорит академик А.Л. Семёнов [1, с. 4]. В современную школу интегрируется образовательная технология, называемая смешанным обучением, в которой «сочетаются очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения» [2, с. 10-11]. Смешанное обучение, органично вобравшее в себя методику традиционной классно-урочной системы и методы электронного обучения, обладает рядом преимуществ. С одной стороны, это приобретение опыта субъектно-лич-ностных отношений, субъектно-объектного взаимодействия, с другой стороны, это формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем анализ школьной практики показывает, что в условиях смешанного обучения не исчезают сложности в формировании понятий, освоении алгоритмов и правил, изучении теорем, решении задач. Этому, конечно, есть как объективные причины, так и субъективные. Трудности, которые испытывает преподаватель, зачастую обусловлены различием субъектного его опыта и учащихся: преподаватель по инерции остается верен традиционной классно-урочной форме проведения занятий, а учащиеся, чьё мышление не отягощено образовательными штампами, готовы воспринимать все новое, не противопоставляя ему сформировавшиеся традиции. С этих позиций представляется актуальной тема нашего исследования, основной целью которого является разработка методики

обучения учащихся математическим понятиям в условиях смешанного обучения. Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что для смешанного обучения выявлены возможности использования компьютера в формировании математических понятий на уровне действий, адекватных формируемому понятию.

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы [3; 4; 5], а также практика обучения показывают целесообразность выделения следующих этапов и способов формирования у учащихся научных понятий:

1. Подготовительный. Заключается в актуализации необходимых знаний и мотивации введения понятия.

2. Основной. На данном этапе проводится работа над определением понятия. Выделяют два основных способа введения понятия: конкретно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный.

3. Этап закрепления. Установление и развитие связей и отношений нового понятия с другими понятиями, т.е. выяснение места данного понятия в системе других. Это достигается следующими путями: «включение нового понятия в существующую классификацию или классификация данного понятия; теоретические обобщения, устанавливающие логические связи с другими понятиями; составление «родословной» понятия, иными словами, построение логического древа его происхождения; обобщение и специализация понятий; решение задач на применение новых понятий» [6, с. 140].

Отметим значимость работы на втором этапе. Ибо при реализации любого способа введения понятия методистами отмечается важность овладения учащимися «действиями, адекватными формируемому понятию» [7, с. 56], отработка которых, заметим, как правило, отсутствует. Поэтому обратим внимание на следующие аспекты такой работы, а именно: логический анализ структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.