Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С ПРОЕКТНОЙ СРЕДОЙ И ИСКУССТВОМ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА / ТВОРЧЕСКИЕ / ПРОЕКТНЫЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львова Н. С., Барциц Р. Ч.

Актуальность. В статье отражены основные особенности подготовки к профессиональной деятельности студентов бакалавриата средового дизайна, обучающихся на творческих факультетах. Затронуты вопросы специальных характеристик выпускника вуза по направлению подготовки «Дизайн», профиля подготовки «Средовой дизайн», приёмы и средства активизации и развития узкоспециализированных способностей обучающихся.Цель статьи: обозначить методы и приёмы решения методических задач, используемые для формирования основ профессиональной деятельности, и особенности развития пространственного мышления, в том числе и для развития специфических, в частности архитектурно-планировочных, способностей студентов.Методы исследования. Авторы отмечают важность системного подхода в обучении студентов проектированию, а также тот факт, что для профессионального и личностного развития обучающихся данному направлению необходимо учитывать специфику подготовки специалистов в этой области. Авторы статьи отмечают степень влияния художественно-графической подготовки на проектно-творческую деятельность студентов бакалавриата средового дизайна. В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования основ будущей профессиональной деятельности студентов, а также взаимосвязь развития графического мышления с искусством ландшафтного дизайна и культурой дизайнерской проектной графики.Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что были предложены и подтверждены на практике факторы, учитывающие специфику подготовки специалистов средового дизайна.Результаты исследования. В статье даётся определение архитектурно-планировочных способностей в рамках концепции объёмно-пространственного мышления, описана специфика методов формирования основ профессиональной деятельности обучающихся дизайну, пути и формы развития пространственного мышления. Приведены критерии оценки обучающихся художественно-проектной направленности, способных к поиску нестандартных учебно-творческих, архитектурно-планировочных форм и методов преобразования окружающей среды.Выводы. В заключении авторы анализируют факторы, влияющие на активацию проектно-творческого мышления и формирование архитектурно-планировочных способностей студентов-дизайнеров средового дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENVIRONMENT DESIGN BACHELORS' PROFESSIONAL ACTIVITY BASICS DEVELOPMENT

Relevance. The article reflects the main features of undergraduate students' professional training in environmental design at art faculties. Issues of special characteristics of the bachelors in the direction of training “Design”, the “Environment Design” profile are touched upon, as well as the techniques and means of activating and developing their specialized abilities.Aim. to identify some forms and methods of solving methodological tasks used to create the basis of professional activity; the specifics of spatial thinking development is disclosed, including those for specific abilities development, the architectural-planning ones in particular.Methodology. The authors note the importance of a systematic approach in teaching design to students, as well as the fact that for professional and personal development of students in this area, it is necessary to take into account the specifics of training specialists in this field. The authors of the article focus on the degree of influence of artistic and graphic training on the design-creative activity of the “Environmental Design” bachelors. The article deals with theoretical and practical issues of forming the foundations of the future bachelors' professional activity. The article also shows the interrelation of graphic thinking development and the art of landscape design and the culture of project graphics.Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance consist in practical confirmation of the specific factors affecting the process of training environmental design specialists.Results. The article defines architectural and planning abilities within the framework of the concept of three-dimensional thinking, describes the specifics of methods for forming the foundations of professional activity of design students, ways and forms of spatial thinking development. The criteria are given for evaluating the artistic and design activities of students who are capable of searching for non-standard educational and creative, architectural-planning forms and methods of transforming the environment.Conclusion. The authors analyze the factors that influence the activation of design-creative thinking and the formation of architectural-planning abilities of “Environmental Design” bachelors.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА»

УДК 372.84

Б01: 10.18384/2310-7219-2023-1-75-88

особенности формирования основ профессиональной деятельности студентов-бакалавров средового дизайна

Львова Н. С.1, Барциц Р. Ч.2

1 Московский государственный областной педагогический университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

2 Московский педагогический государственный университет 109052, г. Москва, Рязанский пр-т, д. 9, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. В статье отражены основные особенности подготовки к профессиональной деятельности студентов бакалавриата средового дизайна, обучающихся на творческих факультетах. Затронуты вопросы специальных характеристик выпускника вуза по направлению подготовки «Дизайн», профиля подготовки «Средовой дизайн», приёмы и средства активизации и развития узкоспециализированных способностей обучающихся. Цель статьи: обозначить методы и приёмы решения методических задач, используемые для формирования основ профессиональной деятельности, и особенности развития пространственного мышления, в том числе и для развития специфических, в частности архитектурно-планировочных, способностей студентов.

Методы исследования. Авторы отмечают важность системного подхода в обучении студентов проектированию, а также тот факт, что для профессионального и личностного развития обучающихся данному направлению необходимо учитывать специфику подготовки специалистов в этой области. Авторы статьи отмечают степень влияния художественно-графической подготовки на проектно-творческую деятельность студентов бакалавриата средового дизайна. В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования основ будущей профессиональной деятельности студентов, а также взаимосвязь развития графического мышления с искусством ландшафтного дизайна и культурой дизайнерской проектной графики.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что были предложены и подтверждены на практике факторы, учитывающие специфику подготовки специалистов средового дизайна.

Результаты исследования. В статье даётся определение архитектурно-планировочных способностей в рамках концепции объёмно-пространственного мышления, описана специфика методов формирования основ профессиональной деятельности обучающихся дизайну, пути и формы развития пространственного мышления. Приведены критерии оценки обучающихся художественно-проектной направленности, способных к поиску нестандартных учебно-творческих, архитектурно-планировочных форм и методов преобразования окружающей среды. Выводы. В заключении авторы анализируют факторы, влияющие на активацию проектно-творческого мышления и формирование архитектурно-планировочных способностей студентов-дизайнеров средового дизайна.

Ключевые слова: проектная деятельность, взаимосвязь творческого мышления с проектной средой и искусством ландшафтного дизайна, творческие, проектные способности обучающихся и методы их формирования

© CC BY Львова Н . С Барциц Р. Ч . , 2023 .

features of environment design bachelors' professional activity basics development

N. L'vova1, R. Bartsit2

1 Moscow Region State Pedagogical University

ul. Very Voloshinoy, 24, Mytischi, 141014, Russian Federation

2 Moscow State Pedagogical University

Ryazanskiy prospekt, 9, Moscow, 109052, Russian Federation

Abstract

Relevance. The article reflects the main features of undergraduate students' professional training in environmental design at art faculties. Issues of special characteristics of the bachelors in the direction of training "Design", the "Environment Design" profile are touched upon, as well as the techniques and means of activating and developing their specialized abilities. Aim;to identify some forms and methods of solving methodological tasks used to create the basis of professional activity; the specifics of spatial thinking development is disclosed, including those for specific abilities development, the architectural-planning ones in particular. Methodology. The authors note the importance of a systematic approach in teaching design to students, as well as the fact that for professional and personal development of students in this area, it is necessary to take into account the specifics of training specialists in this field. The authors of the article focus on the degree of influence of artistic and graphic training on the design-creative activity of the "Environmental Design" bachelors. The article deals with theoretical and practical issues of forming the foundations of the future bachelors' professional activity. The article also shows the interrelation of graphic thinking development and the art of landscape design and the culture of project graphics.

Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance consist in practical confirmation of the specific factors affecting the process of training environmental design specialists. Results. The article defines architectural and planning abilities within the framework of the concept of three-dimensional thinking, describes the specifics of methods for forming the foundations of professional activity of design students, ways and forms of spatial thinking development. The criteria are given for evaluating the artistic and design activities of students who are capable of searching for non-standard educational and creative, architectural-planning forms and methods of transforming the environment.

Conclusion. The authors analyze the factors that influence the activation of design-creative thinking and the formation of architectural-planning abilities of "Environmental Design" bachelors. Keywords; project activity; interrelation of creative thinking and design environment and the art of landscape design; students' creative, design abilities and methods of their formation

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время остро стоит вопрос о многоуровневой и разносторонней подготовке выпускников вузов нашей страны по направлению подготовки «Средовой дизайн», способных к поиску нестандартных учебно-творческих, проектных, архитектурно-планировочных авторских решений, готовых к преобразованию окружающей среды с учётом

требований современного общества Образовательные программы подготовки студентов высших учебных заведений предполагают профессиональную и специальную подготовку к решению учебно-творческих проектных задач В современных условиях обучения также необходимо учитывать глобальные, экологические, технологические и эстетические проблемы

На сегодняшний день преподавателями разработаны соответствующие учебные программы, курсы, организованы факультативы, кружки, студенческие творческие мастерские эстетической художественно-графической направленности, где непосредственно формируются изобразительные, проектные, творческие, узкоспециализированные (архитектурно-планировочные) способности, где совершенствуются профессиональные и специальные теоретические и практические умения и навыки Но, несмотря на проводимую работу, подготовка специалистов творческих направлений, всё ещё недостаточно соответствует уровню подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности и, как итог, - к запросам социума, связанным с новыми приоритетами развития общества

Направления формирования творческих способностей и навыков предлагали ещё К. Д. Ушинский, И . М. Сеченов, Л . Н . Толстой1. По мнению Н . К. Крупской, «... необходимо развивать такие способности, которые будут необходимы в практической деятельности по любой профессии, например, такие способности как зрительная память, глазомер, развитие чувство осязания, умения быстро координировать свои движения»2.

Выдающийся педагог К. Д . Ушинский разработал приёмы и методы индивидуального подхода к детям. Эти методы основаны на профилактической работе по восприятию полезных привычек В то же время он высказал мнение о том, что

1 Ушинский К . Д . Человек как предмет воспитания. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Москва: Педагогика, 1974. 269 с .

Сеченов И . М. Избранные произведения . Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1953.336 с .

Толстой Л . Н . Педагогические сочинения / сост. Н . В . Вейкшан (Кудрявая). Москва: Педагогика, 1989. 544 с .

2 Крупская Н . К . Об искусстве и литературе . Статьи, письма, высказывания Москва: Искусство, 1963 С. 125.

в сложном процессе индивидуального подхода к ребёнку нельзя дать какие-либо определённые «рецепты»3, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы

В современной педагогике существуют различные методы формирования творческих способностей и активации творческого мышления Этими вопросами занимались Ананьев Б . Г. , П . Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н . Леонтьев, Б . М. Теплов4 и др . По мнению данных авторов, творческая деятельность может происходить разными путями: она может решать поисковые творческие задачи, развивать креативные способности, формировать архитектурно-планировочные способности обучающихся

В научных работах современных педагогов Л . А . Буровкиной [17], Т. Ю . Быс-тровой [1], Л . А . Волковой [2], Н . Д . Дем-бич [3], А . В . Екатеринушкиной [4], Н . С . Ждановой [19], С . Е . Игнатьева [5], Е . Н . Ковешниковой, П. А. Ковешникова [6], В . В . Корешкова [17], И . А. Львовой [8], Е. С. Мирошниченко [12], Н . Н . Пучковой [14] и других исследователей отмечается, что только целенаправленное педагогическое художественно-творческое воздействие, вовлечение студентов в проектную среду, в том числе и в области ландшафта, помогут обеспечить глубокое понимание художественно-творческих и проектных терминов, повысить уровень

3 Ушинский К Д Человек как предмет воспитания Избранные педагогические сочинения: в 2 т Т 1 Москва: Педагогика, 1974 С 36

4 Ананьев Б . Г. О соотношении способностей и одарённости // Проблемы способностей . Москва: АПН СССР, 1962. С. 15-31.

Гальперин П . Я . Методы обучения и умственное развитие ребёнка Москва, 1985 45 с Запорожец А . В . Избранные психологические труды: в 2 т Москва: Педагогика, 1986 318 с Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность Москва: Педагогика, 1977 208 с Теплов Б . М. Способности и одарённость // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: работы советских психологов периода 1946-1980 гг / под ред И И Ильясова, В Я Ляудис Москва: Издательство Московского университета, 1981. С. 31-35 .

VV

изучения проектных решений средовых объектов .

На развитие пространственных, архитектурных и дизайнерских представлений в дизайне среды многофункциональных зон и пространственных комплексов оказали влияние и работы известных учёных и архитекторов. С. А. Колесников1 изучал архитектурную типологию высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры А. В . Боков, А. Л. Гельфонд, А. И. Урбах2 -многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Вопросам эстетики городской среды, теории композиции и колористики посвящены исследования А В Иконникова, В . Л. Глазычева, В . Т. Шимко3 и других исследователей В научных статьях этих и других авторов содержится структурированный анализ решения социальных градостроительных, объёмно-планировочных и объёмно-пространственных задач, а также другие вопросы формирования структуры многофункциональных про-

1 Колесников С. А . Тенденции развития высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших российских городов // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре . Градостроительство: сборник статей / под ред . М. В . Шувалова. Самара: Самарский государственный технический университет, 2018. С. 109-111.

2 См .: Боков А . В . Многофункциональные комплексы и сооружения. Москва: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1973. 287 с . Гельфонд А . Л . Деловой центр как новый тип общественных зданий: монография Нижний Новгород: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 2002. 129 с .

Урбах А .И . , Хорошилов В . Б . Новые тенденции в архитектуре общественных центров . Обзорная информация // Вестник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. 1990. № 4 . С . 12 .

3 См: Иконников А . В . Архитектура города: Эстетические проблемы композиции Москва: Стройи-здат, 1972. 215 с.

Глазычев В Л Культурный потенциал городской среды: автореф . дис . ... д-ра искусствоведения . Москва, 1991 43 с

Шимко В Т Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды Москва: Архитектура-С, 2006.384 с .

странств в современной градостроительной политике

Тематике развития проектного, объёмно-пространственного и художественно-графического мышления посвящён ряд публикаций отечественных и зарубежных авторов, поскольку для формирования профессиональных навыков дизайнера это одна из ключевых задач Так коллективная работа М . А. Ерофеевой посвящена проблеме формирования ценностей предметной среды [20]; Т. Ю . Быс-трова подчёркивает, что сфера дизайна постоянно расширяется и видоизменяется, а методы проектирования как инструментальный аспект могут быть задействованы и в других сферах [1]. Другие авторы [2; 3; 6; 14-18] анализируют состояние современной художественной педагогики и дизайн-образования

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования. Цель исследования - выделить методы и приёмы решения методических задач, применяемые для формирования основ профессиональной деятельности, пространственного мышления, в том числе и для развития специфических, в частности архитектурно-планировочных способностей студентов

Задачи исследования:

1 Охарактеризовать аспекты развития творческих и проектных способностей, связанных с темой формирования основ профессиональной деятельности обучающихся

2 . Раскрыть креативный потенциал обучающихся и наиболее продуктивные идеи, применяемые в образовательном процессе

3. Определить факторы активации проектно-творческого мышления

Методология и методы исследования. Исследование опиралось на методологию системного и средового подходов Анализ работ вышеперечисленных авторов даёт основание утверждать, что формирование основ будущей профес-

сиональной деятельности обучающихся дизайну среды невозможно реализовать без использования методов формирования основ профессиональной деятельности обучающихся дизайну, путей и форм развития пространственного мышления, а также критериальной оценки обучающихся художественно-проектной направленности и выявления их способностей к поиску нестандартных учебно-творческих, архитектурно-планировочных форм и методов преобразования окружающей среды

Совместными усилиями эстетиков, психологов, художников-педагогов, художников-дизайнеров, проектировщиков ведутся научно-исследовательские работы по составлению исходных методологических предпосылок и принципов, на которые должна опираться система подготовки специалистов средового дизайна в образовательных учреждениях разного уровня . В этой связи одной из основных методологических предпосылок теории эстетического воспитания и художественного образования в системе формирования основ профессиональной

деятельности обучающихся выступает необходимость педагогического воздействия, нацеленного на обучающихся средствами изобразительного искусства и архитектуры . Помимо того, теория и практика формирования узкоспециализированных способностей, обучающихся на текущем этапе развития нашего общества, основывается на взаимосвязи учебно-творческой деятельности обучающихся с художественным образованием, с процессом формирования и развития различных видов мышления обучающихся, таких как логическое, объёмно-пространственное, художественно-образное и графическое. Ранее в научных работах одним из авторов уже поднимался вопрос создания модели эстетико-воспи-тательного процесса в системе художественно-педагогического образования [10].

Исследование опирается на методы средового проектирования Поэтому в рамках данного исследования обозначим важность системного подхода в обучении проектированию студентов и представим его в виде творческой картографии (рис . 1).

Рис. 1. / Fig. 1. Системный подход в виде творческой картографии / Systematic approach in the form of creative cartography

Источник: данные авторов .

Организация исследования и ход работы. Анализ реального положения дел в методике преподавания проектирования средового дизайна и формирования основ профессиональной деятельности для развития специфических, узкоспециализированных (архитектурно-планировочных) способностей обучающихся, а также их результаты заставляют преподавателя постоянно задумываться над тем, как увеличить заинтересованность своих учеников в достижении большей целенаправленности и осмысленности своей учебно-творческой проектной работы, как добиться согласованности понятийности и художественно-проектной образности в их мышлении, а также связать способность отражения эстетической стороны жизни с реальными потребностями современного общества, с искусством проектирования, именуемым ландшафтным дизайном, с культурой проектной графики . Познанию и изучению всех этих и других аспектов развития творческих и проектных способностей, связанных с темой формирования основ профессиональной деятельности обучающихся, будущих специалистов дизайна среды, мы должны уделить особое внимание, по сути - это является главной задачей нашей научно-исследовательской работы

В ходе нашего экспериментального исследования на занятиях по проектированию мы должны найти новые пути и приёмы решения методических задач формирования основ профессиональной деятельности обучающихся в рамках учебной дисциплины «Проектирование в ландшафтном дизайне» Однако проблема в рамках одной учебной дисциплины не решается, тут должна быть междисциплинарная связь - это специфика подготовки обучающихся студентов бакалавриата в области изобразительного искусства, методы подготовки с учётом современных требований в области проектной деятельности, с использованием современных цифровых и компьютерных

технологий В работе одного из авторов, посвящённой основам художественной выразительности выполнения проектов, анализируются особенности художественной выразительности экстерьерного и интерьерного пространства В статье выделены те особенности, которые можно использовать при подаче проекта, дан краткий обзор новых программ визуализации с технологией ЛЯкй и УЯ в рамках презентации проекта [9].

В этой связи нами изучен сложившийся на основе практики системный подход, опыт обучения студентов средово-му дизайну нашими коллегами Изучена специфика методов проектирования сре-дового дизайна [11; 12], исследована теория «художественного проектирования» как результат внутреннего необходимого развёртывания формы и содержания учебных дисциплин в процессе теоретического и практического обучения [4; 6], в том числе с учётом применения дистанционных технологий [13]. Кроме того, нами в ходе написания работы, прослежены вехи становления изобразительного искусства, архитектуры с точки зрения истории, теории, где мы уделяем особое внимание методологическим аспектам обучения студентов в данном направлении [10; 16; 18]. А также создаём дополнительный акцент на том факте, что для формирования профессиональных знаний, практических умений и навыков студентам требуется уделять пристальное внимание абсолютно всем методам и методикам, составляющих сущность проектирования

На сегодняшний день возможности внутренней и внешней организации пространства обучения и других видов пространств в образовательных учреждениях разного уровня недостаточно исследованы Недостаточно учебной литературы, мало современной научной информации о способах, приёмах и методах формирования основ профессиональной деятельности обучающихся в рамках особенностей обучению как архитектурного,

интерьерного, ландшафтного, так и эсте-тико-образовательного пространства в целом

Далее необходимо более тщательно изучить профессиональную деятельность с точки зрения специфических способностей обучающихся, в частности архитектурно-планировочных

Что же такое архитектурно-планировочные способности? На наш взгляд, это способность человека увидеть пространство целиком, с возможными планировочными, композиционными и фрагментарными изменениями . Это такой вид объёмно-пространственного мышления, при котором человек воспринимает пространство не отдельными видовыми картинками, а полной «панорамой» . У отдельных творческих и креативных людей эти способности присутствуют изначально, но большинству дизайнеров их надо развивать на основе комплексного изучения методики развития творческих способностей Навыки проектирования, безусловно, способствуют формированию основ архитектурно-планировочных способностей . Однако есть и методические приёмы, и средства, с помощью которых, по нашему мнению, эти способности возможно активизировать и развивать, например, «мозговой штурм» . При этом надо помнить, что дизайнер среды -это не архитектор, у него несколько иные приоритеты при работе с пространством

По мнению педагога-художника С . П . Ломова, дизайн среды, в отличие от архитектуры, соединяет важнейшие особенности «просто дизайна» и «просто среды», т. е . другими словами это «... некий примат рационально-изобретательского начала в становлении образа и "включённость" сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта - атмосферу среды» [7, с. 36].

Нам думается, что ряд учебно-творческих задач по формированию основ профессиональной деятельности, а конкретно - развитию архитектурно-плани-

ровочных навыков у студентов-дизайнеров можно и нужно решать с помощью учебных упражнений и заданий, начиная уже с первого курса В рамках дисциплины «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» в результате последовательных выполнений упражнений и заданий у студентов активизируются предметно-пространственное интерьерное и ландшафтное представление объекта в пространстве в целом На последующих курсах обучения студентов бакалавриата средового дизайна учебные задания направлены на разработку персонализации среды, функциональных зон, актуализацию символических носителей дополнительной информации в соответствии с возрастными, индивидуальными и другими особенностями, т е на проектирование многопрофильной, технологичной, удовлетворяющей потребности и нужды обучающихся среды

Системный подход помогает студенту-дизайнеру увидеть проблему, сконцентрироваться на взаимосвязи разных сторон, понять и предложить новое решение данной проблемы, уйдя от шаблонного представления, т е здесь можно говорить о развитии и формировании творческого проектного представления, мышления в целом и архитектурно-планировочных способностей обучающихся в частности, как пример, - это способность к переносу функции одного предмета на другой, которая выступает признаком творчества Опыт преподавания в высшей школе специальных дисциплин показывает, что студентам достаточно трудно осмыслить сложность процессов проектирования средовых пространств и форм, изучить и понять закономерности взаимосвязи объектов в целом Однако практика преподавания творческих дисциплин, направленных на проектирование предметно-пространственной среды, показывает, что именно общение на аудиторных занятиях по созданию проектных учебно-творческих работ, где происходит не-

посредственный контакт преподавателя и студента, имеет огромное значение в решении проектно-творческих задач

Давно известно, что воспитание эстетического вкуса, правильного художественно-графического видения, возможно только в процессе анализа и изучения качественных аналогов и примеров Передать такого рода теоретическую профессиональную информацию в состоянии только художник-дизайнер, специалист-практик, прошедший собственный путь проб и ошибок и достигший положительных проектных творческих результатов Практика показывает, что зачастую такой высокообразованный специалист, с точки зрения стандартной системы обучения и воспитания, к сожалению, может оказаться не лучшим учителем, художником-дизайнером и преподавателем В данной ситуации на стыке профессиональной деятельности и системы подготовки мы приходим к необходимости использовать нестандартные подходы для передачи информации1

В психологии развития творческого мышления выделяют понятие «креативность» . «Креативность» - это мыслительный процесс, помогающий генерировать творческие идеи Поиск направлений разнообразных решений создания проектных работ целостных и функциональных средовых объектов можно свести к следующему алгоритму слагаемых креативности:

- обработка информации: работа с аналогами, общие сведения об объекте, эстетические предпочтения, теоретическое исследование;

1 См , например: Львова И А , Львова Н С Внедрение мастер-классов в процесс обучения дизайну // Дизайн-образование XXI век: материалы заочной Международной научно-практической конференции / Белгород, 07-09 декабря 2016 г / под ред З . Ю . Черной, Ю . А . Легезы, Л . В . Талановой . Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2017 С 43-48 (В работе описан формат мастер-класса в процессе обучения с точки зрения творческих специальностей)

- разработка предложений, созревание проектных идей, поиск художественного проектного образа;

- озарение: творческий замысел;

- объединение идей в системное решение: стилистические особенности проектируемого образа, функциональное наполнение, работа с материалами и оборудованием;

- сопровождение решения комментариями: коллективная работа Важно, чтобы учебно-творческое задание и сам процесс проектирования обсуждался в рабочей группе на аудиторных занятиях вместе с ведущим преподавателем

В настоящее время методическая основа обучения проектированию пространств составляет две группы известных методов Первая группа - это интуитивные методы, имеющие более распространённое название эвристические.

Под эвристичностью понимают оригинальность, творческую продуктивность идей и суждений в результате творческой проектной деятельности Творческое мышление разные исследователи трактуют по-разному Британский психолог Э . де Боно2 называл это мышление «нешаблонным»; немецкий психолог М Вертгеймер3 - «продуктивным»; американец Дж Гилфорд4 говорил о нём как о дивергентном, т е «направленном в разные стороны», советский психолог Я. А. Пономарев5 - «интуитивным» . В каждом определении ключевым понятием является творчество В художественно-творческой и проектной деятельности в

2 Боно Э . Серьёзное творческое мышление / пер . с англ . Д . Я . Онацкой . Минск: Белорусский дом печати, 2005.416 с .

3 Вертгеймер М. Продуктивное мышление / пер. с англ . В . П . Зинченко . М . : Прогресс, 1987. 549 с .

4 Гилфорд Дж Три стороны интеллекта: лекция, прочитанная в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г // Психология мышления: сборник переводов / под ред . А . М . Матюшкина. Москва: Прогресс, 1965. С . 433-456.

5 Пономарев Я А Психология творчества Москва: Наука, 1976. 304 с .

процессе обучения студентов решаются поисковые проектно-творческие задачи, которые развивают креативные архитектурно-планировочные способности студентов Эта группа методов основывается на активации творческой деятельности, а также формировании творческих способностей на основе развития интуитивных процессов Сюда можно отнести метод «мозгового штурма», метод личной аналогии, ассоциативные методы, методы эвристических вопросов и другие

Вторая группа методов, составляющая методическую основу обучения разработки ландшафтно-пространствен-ных и интерьерных форм, включает в себя использование логического анализа пространственных объектов и закономерностей их взаимосвязи Эта группа логических методов основана на принципах сравнения, обобщения, дедукции и индукции

Эвристические методы основаны на возникновении спонтанных образов, опирающихся на информационную память Например, основой композиционного проектного решения планировки ландшафта могут стать образы животных, птиц и даже натюрморт из фруктов В основе формирования архитектурно-планировочных способностей обучающихся студентов дизайнеров среды лежит дея-тельностный принцип, который в свою очередь опирается на ряд факторов активации проектно-творческого мышления К ним можно отнести: 1. Психологический фактор. 2 . Инструментальный фактор. 3. Коллективный фактор. Если психологический фактор не только воздействует на активизацию и динамическое развитие творческого мышления в целом и архитектурно-планировочных способностей в частности, то в основе инструментального фактора лежат готовые алгоритмы действий, т. е. рецепты, позволяющие найти нестандартное оригинальное решение поставленной задачи Давно замечено, что

истина рождается в споре Коллективное обсуждение поставленной проблемы -это творческое соревнование в рабочей группе, направленное на решение задач поискового научно-исследовательского характера

Эти методические приёмы полностью подтверждают схему творческой картографии, приведённой на рисунке 1

Результаты исследования и их обсуждение. Следовательно, в современной методологии профессиональной и специальной подготовки дизайнеров существует множество или вовсе не разработанных, или слабо разработанных вопросов, касающихся некоторых особенностей процесса обучения и подготовки будущих специалистов в области средового дизайна В этом случае необходимо разработать эффективную методику обучения и воспитания возможностями учебной дисциплины «Проектирование в средовом дизайне», где необходимо обозначить пути к развитию архитектурно-планировочных способностей через развитие полноценной творческой личности . Тем самым подчёркивается мысль, что художник-дизайнер должен творить не по своему желанию, а связывать свою работу с необходимостью благоустройства внешнего мира, реорганизации окружающей нас среды: именно она диктует ему законы, лежащие в природе с учётом требований реального мира, изображаемого предмета, объекта, создаваемого художественно-проектного образа, который прежде всего является составной частью умения творить и воплощать в жизнь нестандартные и смелые идеи Значит, у будущих художников-дизайнеров необходимо воспитывать и развивать эстетическое чувство и разум средствами изобразительного и проектного искусства и архитектуры И как итог этой работы - формировать основы профессиональной деятельности студентов бакалавриата факультета изобразительного искусства по направлению подготовки «Средовой дизайн»

Известно, что применение в современной педагогике и психологии методов активации творческого мышления обучающихся средствами изобразительного искусства и архитектуры оказывает благотворное воздействие на формирование основ будущей профессиональной деятельности студентов и развитие их узкоспециализированных способностей, основанных на всестороннем решении вопросов эстетического воспитания и художественного образования В настоящее время изучение методологических основ проектирования в учебно-творческом процессе, а именно внедрение педагогических авторских методов обучения и воспитания на занятиях по проектированию в средовом дизайне является наиболее актуальной темой в системе подготовки художников-дизайнеров в области средового дизайна Оно влияет на личность как фактор всестороннего развития объемно-пространственного и художественно-графического мышления, развития проектных способностей будущего специалиста средового дизайна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования мы выделили методы и приёмы, применяемые для формирования основ профессиональной деятельности, пространственного мышления, в том числе и для развития специфических, в частности архитектурно-планировочных способностей студентов

Обозначенные задачи исследования были решены, а именно: изучены аспекты развития творческих и проектных способностей, связанных с темой формирования основ профессиональной деятельности обучающихся; выявлен креативный потенциал обучающихся и наиболее продуктивные идеи, применяемые в образовательном процессе, а также определены факторы активации проек-тно-творческого мышления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно подчеркнуть: во-первых, процесс формирования как творческих и проектных способностей в целом, так и практических архитектурно-планировочных умений и навыков в частности - это процесс длительный, он находится в постоянном движении и развитии, о чём говорит большой ряд научных публикаций по данной тематике Во-вторых, в образовательных учреждениях высшего образования складываются свои присущие данной школе дизайна, методические приемы обучению основам профессионального мастерства, и факультет изобразительного искусства - не исключение В-третьих, мы надеемся, что разработанные и апробированные нами на практике методические формы, приёмы и средства, используемые нами в процессе профессиональной и специальной подготовки студентов бакалавриата, будущего специалиста средового дизайна, могут применяться более широко, нежели заявлено в теме данной публикации

Дата поступления в редакцию 07.12.2022

ЛИТЕРАТУРА

1. Быстрова Т. Ю . Теоретико-методологические и мировоззренческие основы современного дизайна и дизайн-образования // Учёные записки Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 488-497.

2 . Волкова Л . А . , Гавриленко А . П . Становление духовно-нравственных ориентиров будущих ар-

хитекторов в контексте современного образовательного процесса в вузе // Комсомол в судьбах разных поколений страны: материалы Международной научно-практической конференции / Орёл, 20 мая 2018 г. Орёл: Университетская книга, 2018 . С. 18-23 .

3 . Дембич Н . Д . , Григорьев Э . П . , Яцюк О . Г. Развитие системных проектных подходов ВНИИТЭ

в современных технологиях дизайнерского образования // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии. 2020. № 2 (2). С. 143-151.

4. Екатеринушкина А. В. Применение эвристических методов в учебном проектировании // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 79 Международной научно-технической конференции / Магнитогорск, 19-23 апреля 2021 г. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им . Г. И . Носова, 2021. С. 499.

5 . Игнатьев С. Е . , Игнатьева А . В . К вопросу о современных проблемах художественного обра-

зования // Современные проблемы высшего образования теория и практика: актуальные проблемы творческого образования в период пандемии: специальный выпуск / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой. Москва: Учебный центр «Перспектива», 2021. С. 424-430.

6 . Ковешникова Е. Н . , Ковешников П . А . Методика преподавания дисциплины «ландшафтное

проектирование» бакалаврам ландшафтной архитектуры // Образование и общество . 2021. № 4 (129). С 98-102

7. Ломов С П. Дизайн образование как педагогический феномен // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013 . № 3 . С. 36-39.

8 . Львова И . А. , Дембич Н. Д. Социальный подход к проектированию набережных зон // Про-

блемы теории и методологии предметного образования . Изобразительное искусство . Декоративно-прикладное искусство . Дизайн: межвузовский сборник статей . Вып . 6 . Москва: Московский государственный областной университет, 2022 С 172-176

9 . Львова Н . С. , Карпов Д . В . Основы художественной выразительности исполнения архитектур-

ных и ландшафтных студенческих проектов // Проблемы теории и методологии предметного образования . Изобразительное искусство . декоративно-прикладное искусство . Дизайн: сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР МГОУ Вып . 4. Москва: Московский государственный областной университет, 2019 . С. 66-71.

10 . Львова Н . С. Развитие художественно-проектной деятельности студентов бакалавриата в про-

цессе обучения ландшафтному дизайну: дис . ... канд . пед. наук. Москва, 2021. 260 с . 11. Львова Н . С. Этапы организации учебного проектирования в средовом дизайне (на примере создания малого сада) // Преподаватель XXI век. 2019 . № 3 (1). С. 168-177.

12 Мирошниченко Е С , Дембич Н Д Ландшафтный дизайн как один из главных факторов экологии города // Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей / Москва, 19-21 ноября 2019 г. Москва: Российский государственный университет имени А. Н . Косыгина (Технологии. Дизайн . Искусство), 2019 . С. 265-269.

13 . Моисеев А . А . , Витковский А . Н . Цифровизация образования в высшей школе в сфере изобра-

зительного искусства и дизайна: преимущества, проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 97-107. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-97-107. 14. Пучкова Н . Н . Вариативность и проблема поиска проектных решений студентами в ходе учебного проектирования // Современные проблемы высшего образования . Теория и практика: материалы Пятой межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета / Москва, 15-23 апреля 2020 г / под общ ред С М Низамутдиновой Москва: Перспектива, 2020 С. 635-640.

15 . Современные тенденции образования в культуре и искусстве (характеристика, структура, развивающий потенциал): коллективная монография / В . В . Афанасьев, И . А. Бирич, Е. А . Бодина, Л. А. Буровкина, М. В. Галкина, О . В. Грибкова, Л . И . Уколова, Е. П . Кабкова. Москва: Учебный центр «Перспектива», 2021. 176 с. 16. Фуртай Ф . Философские и культурологические основания современного художественного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018 . № 3 (2). С. 43-49.

17 . Burovkina L. A . , Koreshkov V. V. , Prishchepa A . A . The problem of preparing future designers // In-

ternanional journal of engineering and technology (UAE). 2018 . Vol . 7 . № 4 (38). P. 393-395.

18 . Moreira M. Disctinct approaches to design education: preparing future designers for an amplified

practice of design [Электронный ресурс] // Design Ecologies: Challenging anthropocentrism in the design of sustainable futures: collection of works OF NORDE conference / Stockholm, Sweden . 2015 . № 6. URL: https://nordes. org (дата обращения: 21.10.2022).

19 . The impact integrative model of the project graphics training on the design education / N. S. Zhda-

nova, A. V. Ekaterinushkina, A. D. Grigoriev, E. Ilyasheva, O. Pishugina // Espacios. 2019 . Vol. 40 . No. 29 . P 3-13 .

20 . Youth subculture and education [Электронный ресурс] / M . A . Erofeeva, D. B. Belinskaya, A . V. Ku-

dinov, M. A. Erofeeva, D. B. Belinskaya, L. A. Burovkina // Política e Gestao Educacional. 2021. Vol. 25 . № 6 . URL: https://periodicos . fclar. unesp . br (дата обращения: 10.10.2022).

I. Bystrova T. Yu. [Theoretical, methodological and ideological foundations of modern design and design education]. In: Uchyonye zapiski Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Kursk State University], 2021, no. 3 (59), pp. 488-497.

2 . Volkova L. A. , Gavrilenko A. P [Formation of spiritual and moral guidelines for future architects in

the context of the modern educational process in the university]. In: Komsomol vsud'bah raznyhpoko-lenij strany: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Oryol, 20 maya 2018 g. [Komsomol in the fate of different generations of the country: materials of the International scientific and practical conference / Oryol, May 20, 2018]. Oryol, Universitetskaya kniga Publ. , 2018, pp. 18-23.

3 . Dembich N . D. , Grigor'ev E . P , Yacyuk O. G . [Development of system design approaches of VNIITE

in modern technologies of design education]. In: Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstven-naya sreda. Vestnik Moskovskoj gosudarstvennoj hudozhestvenno-promyshlennoj akademii [Decorative arts and object-spatial environment. Bulletin of Moscow State Academy of Art and Industry], 2020, no. 2 (2), pp. 143-151.

4. Ekaterinushkina A . V. [Application of heuristic methods in educational design]. In: Aktualnye problemy sovremennoj nauki, tekhniki i obrazovaniya: tezisy dokladov 79 Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii / Magnitogorsk, 19-23 aprelya 2021 g. [Actual problems of modern science, technology and education: abstracts of the 79th International Scientific and Technical Conference / Magnitogorsk, April 19-23, 2021]. Magnitogorsk, Magnitogorsk State Technical University named after G. I . Nosov Publ. , 2021, p. 499.

5 . Ignat'ev S . E . , Ignat'eva A . V. [On the issue of modern problems of art education]. In: Nizamutdi-

nova S . M. , ed. Sovremennye problemy vysshego obrazovaniya. teoriya i praktika: aktualnye problemy tvorcheskogo obrazovaniya vperiodpandemii: specialnyj vypusk [Modern problems of higher education . theory and practice: current problems of creative education during the pandemic: special issue]. Moscow, Perspektiva Publ. , 2021, pp. 424-430.

6 . Koveshnikova E . N . , Koveshnikov P A . [Methods of teaching the discipline "landscape design" for

bachelors of landscape architecture]. In: Obrazovanie i obshchestvo [Education and society], 2021, no. 4 (129), pp. 98-102.

7 . Lomov S . P [Design education as a pedagogical phenomenon]. In: Municipalnoe obrazovanie: inno-

vacii i eksperiment [Municipal education: innovations and experiment], 2013, no 3, pp 36-39

8 . L'vova I . A . , Dembich N . D. [Social approach to the design of embankments]. In: Problemy teorii i

metodologii predmetnogo obrazovaniya. Izobrazitelnoe iskusstvo. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Di-zajn: mezhvuzovskij sbornik statej. Vyp. 6 [Problems of the theory and methodology of subject education Art Decorative and applied art Design: interuniversity collection of articles Iss 6] Moscow, Moscow Region State University Publ. , 2022, pp. 172-176.

9 . L'vova N . S . , Karpov D. V. [Fundamentals of artistic expressiveness in the execution of architectural and

landscape student projects]. In: Problemy teorii i metodologii predmetnogo obrazovaniya. Izobrazitelnoe iskusstvo. dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Dizajn: sbornik nauchno-metodicheskih statej fakul'teta IZO i NR MGOU. Vyp. 4 [Problems of the theory and methodology of subject education . Art. Arts and crafts. Design: a collection of scientific and methodological articles of the Faculty of Fine Arts and HP of Moscow State University. Iss . 4]. Moscow, Moscow Region State University Publ. , 2019, pp. 66-71 .

10 . L'vova N . S . Razvitie hudozhestvenno-proektnoj deyatelnosti studentov bakalavriata v processe obu-

cheniya landshaftnomu dizajnu: dis. ... kand. ped. nauk [Development of art and design activities of undergraduate students in the process of teaching landscape design: Cand Sci thesis in Pedagogy] Moscow, 2021. 260 p.

II. L'vova N . S . [Stages of organizing educational design in environmental design (on the example of creating a small garden)]. In: Prepodavatel'XXI vek [Lecturer XXI century], 2019, no . 3 (1), pp . 168-177.

REFERENCES

12 . Miroshnichenko E. S. , Dembich N. D. [Landscaping as one of the main factors of urban ecology].

In: Dizajn i iskusstvo - strategiya proektnoj kul'tury XXI veka: sbornik po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah Vserossijskogo foruma molodyh issledovatelej / Moskva, 19-21 noyabrya 2019g. [Design and art as a strategy for design culture of the 21st century: a collection based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference within the framework of the All-Russian Forum of Young Researchers / Moscow, November 19-21, 2019]. Moscow, A. N. Ko-sygin Russian State University (Technology. Design . Art), 2019, pp. 265-269.

13 . Moiseev A . A . , Vitkovskij A . N . [Digitalization of education in higher education in the field of fine arts

and design: advantages, problems and prospects]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastno-go universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy], 2021, no. 4, pp. 97-107. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-97-107. 14. Puchkova N . N . [Variability and the problem of finding design solutions by students in the course of educational design]. In: Nizamurdinova S . M . , ed. Sovremennye problemy vysshego obrazovaniya. Teoriya i praktika: Materialy Pyatoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, organizovannoj institutom kul'tury i iskusstv Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta / Moskva, 15-23 aprelya 2020g. [Modern problems of higher education. Theory and Practice: Proceedings of the Fifth Interuniversity Scientific and Practical Conference organized by the Institute of Culture and Arts of the Moscow City Pedagogical University / Moscow, April 15-23, 2020]. Moscow, Perspektiva Publ. , 2020, pp 635-640

15 . Afanas'ev V. V. , Birich I . A . , Bodina E. A . , Burovkina L. A . , Galkina M . V. , Gribkova O . V. , Ukolo-

va L. I . , Kabkova E. P. Sovremennye tendencii obrazovaniya v kul'ture i iskusstve (harakteristika, struk-tura, razvivayushchij potencial): kollektivnaya monografiya [Modern trends in education in culture and art (characteristics, structure, developing potential): collective monograph]. Moscow, Perspektiva Publ. , 2021. 176 p .

16 . Furtaj F. [Philosophical and cultural foundations of modern art education]. In: Vestnik Leningradskogo

gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A. S . Pushkin], 2018, no. 3 (2), pp. 43-49.

17 . Burovkina L. A . , Koreshkov V. V. , Prishchepa A. A. The problem of preparing future designers . In: In-

ternanional journal of engineering and technology (UAE), 2018, vol. 7, no . 4 (38), pp. 393-395.

18 . Moreira M. Disctinct approaches to design education: preparing future designers for an amplified

practice of design . In: Design Ecologies: Challenging anthropocentrism in the design of sustainable futures: collection of works OF NORDE conference / Stockholm, Sweden, 2015, no . 6 . Available at: https:// nordes. org (accessed: 21.10.2022).

19 . Zhdanova N . S . , Ekaterinushkina A. V. , Grigoriev A . D. , Ilyasheva E . , Pishugina O . The impact inte-

grative model of the project graphics training on the design education . In: Espacios, 2019, vol. 40, no 29, pp 3-13

20 Erofeeva M A , Belinskaya D V , Kudinov A V , Erofeeva M A , Belinskaya D B , Burovkina L B Youth subculture and education . In: Política e Gestao Educacional, 2021, vol. 25, no. 6. Available at: https://periodicos . fclar. unesp . br (accessed: 10.10.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Львова Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры средового дизайна Московского государственного областного педагогического университета; e-mail: n . a .home@mail . ru

Барциц Рауф Чинчорович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рисунка Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета; e-mail: raufbartsits@gmail. com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Natalia S. Lvova - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof, at the Department of Environmental Design, Moscow Region State Pedagogical University; e-mail: n. a.home@mail.ru

Rauf Ch. Bartsit - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof. , Head for the Department of Drawing, Institute of Arts of Moscow State Pedagogical University; e-mail: raufbartsits@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Львова Н . С. , Барциц Р Ф . Особенности формирования основ профессиональной деятельности студентов-бакалавров средового дизайна // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Педагогика 2023 № 1 С 75-88 Э01: 10.18384/2310-7219-2023-1-75-88

FOR CITATION

L'vova N . S . , Bartsit R . F. Features of environment design bachelors' professional activity basics development . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2023, no . 1, pp . 75-88. DOI: 10.18384/2310-7219-2023-1-75-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.