Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРА'

ЗНАЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дихотомия «дизайн – живопись» / архитектурно-дизайнерское образование / программы обучения / профессиональные компетенции. / dichotomy «design – painting» / architectural and DESIGN education / training programs / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжао Синьсинь

Подготовка специалистов-дизайнеров, как и сама сфера дизайна, является актуальным направлением развития современного архитектурно-дизайнерского образовательного пространства, цель которого состоит в воспитании креативных профессиональных кадров, обладающих гибкостью мышления, способных создавать предметно-пространственные концепты и проекты, оказывающие существенное влияние на мировоззрение людей. Исходя из того, что в мировой дизайнерской практике происходит постоянная переориентация целей и переоценка векторов развития, одна из главных задач архитектурно-дизайнерского образования внедрение программ, направленных на раскрытие возможностей дизайна с междисциплинарной точки зрения, в частности, с позиций его интеграции с изобразительным искусством, с живописью. В связи с этим подчеркивается роль дихотомии «дизайн – живопись», создающей условия для внедрения новых знаний и методов, инноваций в педагогический процесс в целях развития творческих проявлений специалистов-дизайнеров, их самореализации. В результате были выявлены тенденции взаимосвязи средового подхода живописи и дизайна, их общие проектные свойства, спрогнозирован результат их внедрения в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ACADEMIC PAINTING IN THE TRAINING OF A DESIGNER

Training of specialists-designers, as well as the sphere of design itself, is an actual direction of development of modern architectural and design educational space, the purpose of which is to educate creative professional personnel with flexibility of thinking, able to create subject spatial concepts and projects that have a significant impact on people’s worldview. Based on the fact that in the world design practice there is a constant reorientation of goals and re-evaluation of development vectors, one of the main tasks of architectural and design education is the introduction of programs aimed at unlocking the possibilities of design from an interdisciplinary point of view, in particular, from the standpoint of its integration with the visual arts, with painting. In this regard, the role of the «design – painting» dichotomy is emphasized, which creates conditions for the introduction of new knowledge and methods, innovations in the pedagogical process in order to develop the creative manifestations of design specialists and their self-realization. As a result, we identified: trends in the relationship between the environmental approach of painting and design, their General design properties, and predicted the result of their implementation in the educational process.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРА»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10857 ЧЖАО Синьсинь,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры живописи факультета ИЗО и НР, Московский государственный областной университет,

e-mail: starxin0352@yandex.ru

ЗНАЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРА

Аннотация. Подготовка специалистов-дизайнеров, как и сама сфера дизайна, является актуальным направлением развития современного архитектурно-дизайнерского образовательного пространства, цель которого состоит в воспитании креативных профессиональных кадров, обладающих гибкостью мышления, способных создавать предметно-пространственные концепты и проекты, оказывающие существенное влияние на мировоззрение людей.

Исходя из того, что в мировой дизайнерской практике происходит постоянная переориентация целей и переоценка векторов развития, одна из главных задач архитектурно-дизайнерского образования - внедрение программ, направленных на раскрытие возможностей дизайна с междисциплинарной точки зрения, в частности, с позиций его интеграции с изобразительным искусством, с живописью. В связи с этим подчеркивается роль дихотомии «дизайн - живопись», создающей условия для внедрения новых знаний и методов, инноваций в педагогический процесс в целях развития творческих проявлений специалистов-дизайнеров, их самореализации. В результате были выявлены тенденции взаимосвязи средового подхода живописи и дизайна, их общие проектные свойства, спрогнозирован результат их внедрения в образовательный процесс.

Ключевые слова: дихотомия «дизайн - живопись», архитектурно-дизайнерское образование, программы обучения, профессиональные компетенции.

ZHAO Xinxin,

PhD in Arts, аssociate Professor at the Department of PFFA and FC, Moscow Regiona State University,

THE IMPORTANCE OF ACADEMIC PAINTING IN THE TRAINING

OF A DESIGNER

Annotation. Training of specialists-designers, as well as the sphere of design itself, is an actual direction of development of modern architectural and design educational space, the purpose of which is to educate creative professional personnel with flexibility of thinking, able to create subject - spatial concepts and projects that have a significant impact on people's worldview.

Based on the fact that in the world design practice there is a constant reorientation of goals and re-evaluation of development vectors, one of the main tasks of architectural and design education is the introduction of programs aimed at unlocking the possibilities of design from an interdisciplinary point of view, in particular, from the standpoint of its integration with the visual arts, with painting. In this regard, the role of the «design - painting» dichotomy is emphasized, which creates conditions for the introduction of new knowledge and methods, innovations in the pedagogical process in order to develop the creative manifestations of design specialists and their self-realization. As a result, we identified: trends in the relationship between the environmental approach of painting and design, their General design properties, and predicted the result of their implementation in the educational process.

Key words: dichotomy «design - painting», architectural and DESIGN education, training programs, professional competencies.

Введение. Индустриальная эпоха, активно происходящие процессы глобализации, развитие цифрового общества обусловили необходимость пересмотра целей и задач, параметров подго-

товки специалистов-дизайнеров. Действительно, в XXI в. актуализировалась проблема реализации творческой системы художественно-эстетического образования и воспитания, базирующейся

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

на богатом мировом и отечественном опыте, ценностях человеческого бытия, призванных еще с древних времен обеспечивать целостность познания художественной картины мира, раскрывающей теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствующей мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения. Поэтому одна из главных целей научного дискурса современности состоит в изучении методологического опыта подготовки специалистов-дизайнеров, содержащих те идеи гуманизма, которые предполагают перенесение акцентов воспитания с развития внешнего на развитие внутреннего потенциала, т.е. на развитие самого Человека, его культуры, ценностно-смысловых установок. В связи с этим процессы подготовки дизайнеров требуют не только поиска и внедрения инновационных методик обучения, индивидуальной траектории обучения, перестройки учебных планов и программ, но и изменение системы формирования профессиональных качеств личности в целом, основанной на общественно-научных, искусствоведческих и технологических знаниях, дающих возможность проектировать, преобразовывать, творить.

Данная статья - конкретизация очерченной исследовательской проблематики. Автор подчеркивает, что гармоничное интегрирование в процесс подготовки специалистов-дизайнеров основ академической живописи будет способствовать оптимизации их знаний и профессиональных компетенций, т.к. художественное творчество, его категории пространства, формы, ритма, цвета являются категориями «нетленного, абсолютного», формируя «модели структурированной материи» [4, с. 28]. «Способность искусства отражать в микрокосме одной вещи - живописного холста, например, весь макрокосм, - пишет К.М. Кантор, - выступает как реальность материальной практики в проектировании целостной среды» [1, c. 22].

В этом ракурсе аксиологические аспекты дихотомии «дизайн - живопись» понимаются в качестве некоего эстетического идеала для проектировщика, связующего звена при трансляции на дизайн художественности. Предметное поле дизайна, поглощая концепты живописи, аккумулирует духовное и интеллектуальное богатство искусства, порождая эмоционально-образные составляющие проектирования, гармонизируя мироощущения людей, их отношение к жизни. Дизайн не вправе пренебрегать искусствоведческими категориями целостности, гармоничности, чтобы не потерять главную идею своего развития.

Основная часть. Академическая живопись не всегда являлась значимой частью теории и практики проектирования. Изначально дизайн как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

самостоятельный вид творчества, формировал индивидуальный язык выразительности, отвергая исходные связи с «высоким» искусством. В наши дни теоретиками и практиками проектной культуры осуществляется деятельность не только по выявлению специфических различий, но и по поиску параллелей и аналогий, интеграционных связей дизайна и живописи (А.П. Ермолаевым, К.М. Кантором и др.). В данном контексте интерес представляют рассуждения Г.В. Вершинина, И.А. Львовой, утверждающих, что современный дизайн «складывался внутри искусства в форме проектирования среды жизни», «художественно-эстетическая идеология дизайна сформулированы художниками» [2, с. 10]. С их мнением перекликаются утверждения В.Ф. Сидоренко, указывающим, что «в XX в. художниками была осознана проектная сущность художественного зрения, способная к открытию невидимого, запечатлению скрытой сути вещей в видимых формах, приданию ясных видов несуществующему» [3, с. 333]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что значение академической живописи для дизайна можно понимать как опыт и структурированное знание воспитания чувства художественной формы, законов и принципов ее построения, способов ее моделирования. Живопись как «умное видение» (П.А. Флоренский), как образец проектного мышления, способна реализовывать средовое восприятие мира, пространства, быть отражением концептуальной модели, метафоры дизайна. Ценности средового подхода, основы творчества особенно ярко раскрываются в искусстве мастеров «импрессионистов» - в позднем Тициане, П. Сезанна и современных мастеров. Пространственно-пластическая, колористическая основа живописи способствует выстраиванию концептуального направления проектирования, общего хода действий проектировщика, обосновывая его деятельность по конкретному плану-проекту. Здесь надо учитывать и то, что взаимодействие живописи и дизайна осуществляется не как предмет точного копирования, а как способность дизайнера гармонично интегрироваться в стиль с учетом специфики восприятия, этнических, региональных особенностей и т.д., т.е. живопись выполняет роль инструмента индивидуализации проектирования. Для современного дизайна это достаточно актуальная тенденция. Вопросы по формированию пространства в дизайне сближаются с личностным характером решения средовых задач в живописи. В дизайне концепт среды должен раскрываться как продолжение темы личности в пространстве, как импульс для самосознания личности, как посредник между человеком и пространством.

Отметим также, что живопись способна визуально отражать индивидуальные черты художника, его индивидуальное мировосприятие, которое способно предельно сужаться, или, наоборот, разворачиваться, выступать «духовным окном в космос». Поэтому на примере живописи дизайнеры могут более глубоко изучать и воспроизводить средовое пространство человека, его взгляды, ощущения [5, с. 25].

В связи с этим, наряду с практиками, создающими предметно-пространственное окружение человека (дизайнерами, проектировщиками и др.), можно утвердить значение художников-живописцев в становлении и формировании искусства дизайна. Вместе с тем, нельзя отрицать и то, что культурно-гуманитарная, художественно-образная составляющие научно-технической, художественной деятельности и сегодня являются мало изученными вопросами проектирования. Но именно они способны вызвать интерес к изучению и освоению средств художественной культуры, заставить заново переосмыслить действительность, проследить базисные элементы процесса формирования проектной культуры в целом и сре-довой концепции в частности. Наиболее перспективным можно считать подход, в соответствии с которым всем известное определение дизайна как синтеза техники и искусства уже в полном объеме не отображает основные тенденции развития проектной культуры, ее совершенствования. Сегодня дизайн обретает качества искусства, сам становится искусством, а живопись, в свою очередь, начинает восприниматься в качестве особой формы проектного мышления. Именно живопись способна активизировать креативность специалистов-дизайнеров, его оригинальность в поисках «нового образа творчества», «нового художественного языка» (О.И. Генисаретский), новых идей.

Перечисленные концептуальные положения сегодня являются приоритетными для архитектурно-дизайнерской педагогики, разработки и реализации программ подготовки специалистов-дизайнеров. Программы базируются на принципах целостности, комплексности художественно-эстетического образования, использовании инновационных и творческих форм и методов обучения, должны быть нацелены на связь всех видов продуктивной деятельности слушателей в процессе постижения различных видов искусства в их непрерывном единстве. В основе общетипологического подхода процесса обучения должна лежать принципиально иная модель анализа художественной культуры, для которой основополагающим является рассмотрение основ дизайна как сложной многомерной, целостной системы,

развивающейся на протяжении всей истории человечества [6, с. 81].

Обозначенные задачи способствуют выражению главной идеи концепции программ - «Человек - Искусство (Дизайн+Живопись) - Жизнь». Данная концепция помогает выстраивать процесс восприятия картины мира в ее единстве, а также выявляет место человека в этом единстве, что также в конечном счете способствует развитию проектной культуры будущих специалистов.

Для усовершенствования процесса обучения в качестве методологической основы данных программ могут выступать идеи М.М. Бахтина о специфике гуманитарного знания:

- полифонизм как принцип художественного и педагогического мышления. Это обусловит реализацию синтеза различных научно-практических направлений в процессе обучения;

- установка на формирование ценностного сознания; сопричастного отношения к миру и человеку;

- диалог, понимаемый в качестве формы межличностного общения. Согласно концептуальным рассуждениям Бахтина, диалогирующему субъекту свойственно выражение своего отношения к миру всей своей «телесно-душевно-духовной целостностью». Согласно этому ценност-но-осмысляющие контакты будущих специалистов с дизайнерскими проектами и произведениями искусства (в т.ч. и живописи) будут осуществляться в процессе со-интонирования при помощи жестов, движений, слов, цветов и т.д. Процессы вовлечения слушателей в процесс выявления точек взаимодействия дизайна и живописи, способствующих «определению» личностных впечатлений, предоставление им возможностей исполнения роли «автора», есть эффективный инструмент по формированию ценностного сознания, расширению ассоциативного фонда, развитию полихудожественного мышления и продуктивного воображения [7, с. 69].

Кроме того, акцентирование внимания на стилевых направлениях живописи разных эпох позволит познать аспекты компоновки объектов в архитектурно-дизайнерском образовании, традиции искусства, тематики и стиля, многоплановость и многофигурность, академические композиционные каноны, образность как показатель синтеза искусства и проектности. Еще раз подчеркнем, что это будет способствовать раскрытию роли живописи как фактора развития дизайна. К примеру, истоки этого процесса были заложены в искусстве Ренессанса: Джотто, А. Дюрер и др. сумели сформировать основы проектирования в живописи архитектурного пространства, не существующего в реальности, но обладающего подлинным зри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

тельным восприятием; визуализировали центральную перспективу, т.е. совершали действия, по словам Г.В. Вершинина, «одновременно художественные и проектные». В этом плане все творчество Леонардо да Винчи можно понимать как крупнейший проектный факт, универсальную модель искусствоведческой, инженерной деятельности.

Противопоставлением статистической тенденции проектирования Ренессанса выступила открытая, изменяющаяся и гибкая тенденция барокко и рококо, с их ансамблевостью, средовой образностью. Именно поэтому основополагающие тенденции современного дизайна могут углубляться идеями живописцев, утверждающих сре-довое начало - Я. Вермеера, Рембрандта, Д. Веласкеса и др. Их живопись характеризуется сложными пространственно-средовыми решениями, соотношениями частного, «разреженностью среды» (П.А. Флоренский), т.е. качествами, актуальными для средового дизайна.

Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид и другие живописцы эпохи классицизма обогатили имеющиеся тенденции чистотой и ясностью гармонии, эстетикой и созвучностью контрастов и закономерностей.

Проблемы художественного осмысления промышленных производств актуализировалась в мировоззрении художников XIX в. В творчестве основателей эстетики модерна - У. Морриса, Дж. Рёскина и др. - отображалось стремление к синтезу как к выражению концептов целостного сре-дового пространства, проектности всей среды жизнедеятельности человека, где промышленность выполняла роль объединителя «стремящихся разойтись искусств» (А. ванн де Веледье).

Рубеж XIX - ХХ в. в плане изучения дихотомии «дизайн - живопись» интересен изобразительными концепциями П. Сезана - «первооткрывателя дизайнерского сознания» (А.П. Ермолаев) - с его последовательным анализом художественной формы, проектной вариантностью решения задач отображения пространства. Его субъективный характер восприятия среды, диалектика и концептуальность, стремление отобразить все многообразие мира при помощи простейших объемов оказали сильнейшее воздействие на формирование проектных практик, предвосхитив тотальное и включенное проектирование ХХ в.

Различные направления живописи ХХ в. стали основополагающими в развитии искусства дизайна. Речь идет о кубизме П. Пикассо и Ж. Брака, пуризме А. Азанфана, неопластицизме П. Мондриана, футуризме Дж. Северини, дадаизме М. Эрнста и др., заложивших основу авангарда (в т.ч. и русского), основанного на проектировании мира из беспредметности, одновременную свя-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

занность и обособление художественных и технических начал. Функциональные тенденции этого времени провозгласили главенствующую роль утилитарного начала над художественной концепцией, провозгласив торжество функционализму, оппозицией которому и стал выступать дизайн. Дизайн, осваивая художественный язык культуры, наделил художественное начало функцией связующего звена между техникой и человеком, а знаменитейшие художники-живописцы саамы выступают в роли дизайнеров (С. Дали, В. Вазарели и др.).

Заключение. Сегодня различным проектным направлениям дизайна свойственна свобода в раскрытии пространственно-средового, пластического, колористического многообразия, с ярко выраженными аксиологическими и образно-семантическими категориями, синтеза искусств. Особенно убедительно дихотомия «дизайн -живопись» раскрывается в многовариантных (с точки зрения функциональности и художественности) объектах, которым свойственно «перетекание» разнообразных пространственных планов, визуальная включенность общих ориентиров в определенные пространства с использованием асимметрий, линий, визуальных эффектов.

Таким образом, действующие программы, реализующие принципы междисциплинарности и синтеза различных видов искусств, более глубоко проиллюстрированные перечисленными примерами и концепциями, позволят слушателям, не повторяя буквально прообраз живописного произведения, эффективно применять принципы изобразительного искусства в процессах проектирования комплексных объектов дизайна, ретранслировать на них характеристики эпох, стилей, почерка определенного художника и т.д. Оптимизированные таким образом программы обучения позволят рассматривать их как надежный и развивающий фактор, способствующий формированию проектной культуры и практики будущего дизайнера. Современный высокотехнологический дизайн отличается тенденциями дальнейшего развития, а живопись, по-новому раскрывающая и обогащающая современные знания, будет всегда способствовать переосмысливанию и расширению информационно-познавательного материала, превращению продуктивной деятельности специалистов-дизайнеров в их внутренние потребности, содействовать максимально полной реализации познавательной и эвристической активности. Это и будет осуществлением перехода от со-творческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений, к познанию истины, ценности дизайнерского искусства, его диалогичности и интегративности.

Список литературы:

[1] Кантор К.М. Искусство как исток и модель экологически обоснованного дизайна / К.М. Кантор // Дизайн: сб. материалов IV. - М., 1996. - С. 18-28.

[2] Львова И.А. Методика формирования художественно-проектной деятельности в области дизайн-образования / И.А. Львова: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.

[3] Сидоренко В.Ф. Креативная живопись для дизайнеров / В.Ф. Сидоренко // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда // Вестник МГХПА. - 2015 (3). - С. 333-340.

[4] Смекалов И.В. Роль живописи в проектной культуре средового дизайна: дис ... канд. искусствоведения / И.В. Смекалов. - М., 2008. -149 с.

[5] Семирадский Г.И., Маковский К.Е. Русское академическое и салонное искусство XIX столетия. - 2013. - С. 26-31.

[6] Ломов С.П. Дидактика художественного образования. - М., 2010. - С. 189.

[7] Чжао Синьсинь. Художественно-профессиональные задачи дисциплины «академическая живопись». Культура и цивилизация. Изд-во «АНАЛИТИКА родис» - Мос. обл., г. Ногинск, 2019. - Т. 9. - № 3-1. - С. 67-73.

Spisok literatury:

[1] Kantor K.M. Iskusstvo kak istok i model' eko-logicheski obosnovannogo dizajna / K.M. Kantor // Dizajn: sb. materialov IV. - M., 1996. - S. 18-28.

[2] L'vova I.A. Metodika formirovaniya hudozhestvenno-proektnoj deyatel'nosti v oblasti dizajn-obrazovaniya / I.A. L'vova: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.

[3] Sidorenko V.F. Kreativnaya zhivopis' dlya dizajnerov / V.F. Sidorenko // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda // Vestnik MGHPA. - 2015 (3). - S. 333-340.

[4] Smekalov I.V. Rol' zhivopisi v proektnoj kul'ture sredovogo dizajna: dis ... kand. iskusstvove-deniya / I.V. Smekalov. - M., 2008. -149 s.

[5] Semiradskij G.I., Makovskij K.E. Russkoe akademicheskoe i salonnoe iskusstvo XIX stoletiya.

- 2013. - S.26-31.

[6] Lomov S.P. Didaktika hudozhestvennogo obrazovaniya. - M., 2010. - S. 189.

[7] Chzhao Sin'sin'. Hudozhestvenno-profes-sional'nye zadachi discipliny «akademicheskaya zhivopis'». Kul'tura i civilizaciya. Izd-vo «ANALITIKA RODIS» - Mos. obl., g. Noginsk, 2019. - T. 9. - № 3-1.

- S.67-73.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

-ч.

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЪгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.