Научная статья на тему 'Концепция содержания дизайн-образования в современных условиях'

Концепция содержания дизайн-образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
319
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВО ДИЗАЙНУ / ДИЗАЙН КОСТЮМА / ПРИНЦИПЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА В ДИЗАЙН КОСТЮМА / DESIGN / PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGNERS / CONTENT OF DESIGN EDUCATIONAL PROGRAMS / FASHION DESIGN / PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION OF WORKS OF ART AND FASHION DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андросова Элина Михайловна

Актуализируется проблема профессионального образования дизайнеров. В связи с ориентацией образовательных программ на запросы государства, общества, работодателей в области подготовки дизайнеров показывается необходимость комплексного и системного изучения истории искусств, академической живописи, академического рисунка, скульптурно-пластического моделирования, стилистики в искусстве и костюме, дизайнерского проектирования и проектно-графического моделирования и т.п. Утверждается, что изучение обучающимися стилевых признаков и ведущих составных направлений искусства является одной из главных задач подготовки дизайнера. Отмечается, что формирование прогрессивного уровня визуальной культуры и мышления дизайнера-проектировщика способствует высокому уровню воплощения стилевых признаков в дизайне костюма. Делается вывод о том, что обращение к изучению наиболее ярких выразительных произведений различных художественных стилей и течений мировой живописи даст обучающимся ключ к аналитическому подходу в анализе живописных произведений, обобщению и выявлению общих стилистических признаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF DESIGN EDUCATION CONTENT IN CONTEMPORARY CONDITIONS

The problem of professional education of designers is actualized. In connection with the focus of educational programs in designers training on state requirements, employers’ demands the necessity of complex systematic study of arts history, academic painting, academic drawing, sculpture plastic modeling, stylistics in art and fashion, design projecting and project graphic modeling etc. is shown. It is maintained that student’s contemplation of style features and leading elements of art is a main task of training designers. It is noted that forming a progressive level of visual culture and thinking of projecting designer facilitates high level of style features implementation in fashion design. It is concluded that resort to the study of more dramatic works of different art styles and trends in world painting will provide the students with key to the analytical approach of paintings, generalization and singling out general stylistic features

Текст научной работы на тему «Концепция содержания дизайн-образования в современных условиях»

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-69-74

УДК 378.14 ББК 74.484.4

Э.М. Андросова

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Актуализируется проблема профессионального образования дизайнеров. В связи с ориентацией образовательных программ на запросы государства, общества, работодателей в области подготовки дизайнеров показывается необходимость комплексного и системного изучения истории искусств, академической живописи, академического рисунка, скульптурно-пластического моделирования, стилистики в искусстве и костюме, дизайнерского проектирования и проектно-графического моделирования и т.п. Утверждается, что изучение обучающимися стилевых признаков и ведущих составных направлений искусства является одной из главных задач подготовки дизайнера. Отмечается, что формирование прогрессивного уровня визуальной культуры и мышления дизайнера-проектировщика способствует высокому уровню воплощения стилевых признаков в дизайне костюма. Делается вывод о том, что обращение к изучению наиболее ярких выразительных произведений различных художественных стилей и течений мировой живописи даст обучающимся ключ к аналитическому подходу в анализе живописных произведений, обобщению и выявлению общих стилистических признаков.

Ключевые слова: дизайн, профессиональная подготовка дизайнеров, содержание образовательных программ во дизайну, дизайн костюма, принципы воплощения произведений искусства в дизайн костюма.

E.M. Androsova

(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia) |

X к s m

о Ц

о ^

X

CONCEPT OF DESIGN EDUCATION CONTENT IN CONTEMPORARY CONDITIONS

The problem ofprofessional education of designers is actualized. In connection with the focus of educational programs in designers training on state requirements, employers' demands the necessity of complex systematic study of arts history, academic painting, academic drawing, sculpture plastic modeling, stylistics in art and fashion, design projecting and project graphic modeling etc. is shown. It is maintained that student's contemplation of style features and leading elements of art is a main task of training designers. It is noted thatforming a progressive level of visual culture and thinking of projecting designer facilitates high level of style features implementation in fashion design. It is concluded that resort to the study of more dramatic works of different art styles and trends in world painting will provide the students with key to the analytical approach of paintings, generalization and singling out general stylistic features.

Key words: design, professional training of designers, content of design educational programs, fashion design, principles of implementation of works of art and fashion design.

I

<u s <u

m

о о

го m о

CO

го

ю о

ч к s

I

го

*

<U Ч О О

J

С

ф

J

I

о

Современные модернизационные процессы в системе высшего образования в сфере дизайна протекают в соответствии с потребностями ведущих отраслей экономики, культуры и искусства России. В связи с этим в настоящее время наиболее общие подходы к системе обучения по данному направлению подготовки отражены в федеральных государственных образовательных стандартах. Одновременно свою долю участия в профессиональное образование в области дизайна вносят и сами образовательные организации, зачастую ориентирующиеся при разработке профессиональных образовательных программ на конкретные запросы страны, региона, конкретного города или предприятия.

С одной стороны, это приводит к значительным расхождениям в профессиональной подготовке выпускников разных учебных заведений, но с другой - данные академические свободы обеспечивают мобильность в трудоустройстве выпускников, повышению качества их образования. Данное противоречие привело нас к идее уточнить содержание профессионального образования дизайнеров, которое следовало бы учитывать научно-педагогическим работникам, осуществляющим разработку учебно-методической документации и реализующим указанное содержание в профессиональной подготовке дизайнеров, в частности по профилю «Дизайн костюма».

Прежде чем переходить к уточнению содержания образовательной программы, следует пояснить, что с начала ХХ века мода взяла на себя роль популяризатора искусства, в первую очередь, одного из важнейших пластических искусств ХХ века - живописи. Мода использовала объективную возможность визуального информирования о новаторских течени-2 ях искусства. Имена художников, ярких о представителей авангардистских тече-5 ний, посредством трансляции их художе-^ ственных экспериментов на предметах о мира моды, моментально становились

популярными в среде широкой публики. Известные до этого лишь в очень узких кругах, приближенных к высокому искусству лиц, художники и их произведения обретали известность, побуждая интерес публики к изобразительному искусству в целом.

Художники, как авторы произведений, самостоятельно и в союзе с дизайнерами по костюмам транслировали в мир свои новаторские модернистские идеи посредством языка моды. Со времен Чарльза Ворта мир моды заимствовал у искусства образы и элементы стиля.

С этого времени «мода и искусство начинают говорить на одном языке, ведь процесс изготовления туфель и платья принадлежит не только сфере художественного творчества, но является частью сарториального дискурса, в котором искусство рассматривается как практика художественного воплощения и представления идеи» [5, с. 14].

Начиная с прошлого столетия, пластическое искусство реализует опыт практического воплощения художественных идей в область дизайна костюма. По выражению В. Гийома, «пространство искусства расширялось», и в начале ХХ века мода становится еще одним «пространством искусства». Тем самым дизайнерский костюм становится частью модернистского проекта.

С начала прошлого века и по настоящее время накоплены многочисленные примеры разной степени проникновения искусства в мейнстримную массовую культуру.

По утверждению Джона Бергера, «в эпоху репродуцируемости образов значение живописного произведения уже не закреплено за ним самим; его значение становится передаваемым: то есть оно становится своего рода информацией, и, как любая информация, оно либо используется, либо игнорируется; информация не обладает никакой особенной властью сама по себе. Когда картина используется, ее значение либо модифицируется, либо полностью изменяется. Нужно от-

четливо осознавать, к чему именно это приводит» [2, с. 30].

Указанные аспекты взаимосвязи моды и искусства требуют отражения в профессиональных образовательных программах включения модулей (дисциплин), направленных на комплексное и системное изучение истории искусств, академической живописи, академического рисунка, скульптурно-пластического моделирования, стилистики в искусстве и костюме, дизайнерского проектирования и проек-тно-графического моделирования и т.п.

Комплексное изучение содержания названных областей знания, позволит, на наш взгляд, освоить обучающимся стилевые определяющие признаки художественного направления искусств, а именно: используемое проектное пространство; форму произведения (структуру, формообразующие принципы, композицию, фактуру); цвет и колористические особенности; художественный язык произведения (пластические графические приемы).

В процессе знакомства с обозначенными признаками студентам становится более доступным понимание многомерной взаимосвязи признаков, например, в том, что цвет одновременно является элементом композиции костюма и средством ее организации. Ведь только опытному специалисту ясно, что цвет как элемент знаковой системы костюма наиболее подвижен, а при изменении цвета трансформируется восприятие формы в целом; что цветовое решение формы влияет на образность как неотъемлемую составляющую системы колористического формообразования [1, с. 47]. Системное освоение программы обозначенных курсов покажет обучающимся, что колористическое формообразование, в свою очередь, определяет стилистические признаки в дизайне, а спроектированная дизайн-форма несет в себе и образность движения дизайн-действия и ее семантическое значение.

Именно поэтому изучение, всесторонний анализ стилевых признаков и

определяющих составных направлений искусства являются одними из главных задач формирования творческой единицы дизайнера. От этого зависит уровень визуальной культуры и мышления дизайнера-проектировщика. Прогрессивный уровень визуальной культуры способствует высокому уровню воплощения выявленных стилевых признаков в дизайне костюма.

Принципы трансформации творческих источников в костюмные формы, в том числе алгоритмы трансформации произведений живописи могут быть включены в учебный модуль «Основы художественного проектирования костюма». Актуальность введения данного курса обусловливается существующей эстетической стилевой взаимосвязью между костюмом и произведениями живописи. При работе с живописными источниками вдохновения «в первую очередь анализируются и выявляются их важнейшие стилистические признаки: колорит произведения; пластическое решение изображенных форм; композиционные приемы, используемые в произведении живописи; степень эмоционального воздействия на зрителя; манера письма автора полотна; ритмическая расстановка цветовых пятен живописного полотна» [1, с. 77].

На этапе работы над проектной культурой костюма педагогам следует детально разъяснить обучающимся принципы воплощения произведений искусства в дизайн костюма:

- «буквальной изобразительности» (использования принтов, фотопереноса целого произведения на материал костюма); «прямого заимствования» идеи (переноса отдельных фигур и объектов искомого произведения, например: «губ» С. Дали, «часов» из «Постоянства памяти» С. Дали, «котелков» Р. Магритта, «Авиньонских девиц» П. Пикассо и т.д.); переноса стилевых признаков, в т.ч. «работы» цвета (упор на пла-

X

к ^

со

о Ц

0 ^

X _0

1

I

ф

^ ф

СО О о

го со о

СО

го

ю о

к

I

го

*

ф

Ч

О о

с

ф

I

о

стические ценности и символический смысл произведения; поиск новых выразительных возможностей в рамках искомого направления или произведения).

Отметим, что первые два принципа не могут быть определены понятием «дизайн костюма», так как отвечают скорее направленности популяризации искусства для широких масс и не решают задачи дизайна в контексте проектной деятельности. Такие способы носят примитивный случайный характер «ремес-ленности» и грешат буквальным поверхностным заимствованием идей мастеров. Дизайн же - это противоположность случайности с обязательным созданием новой, структурно организованной композиции элементов формы с четкой визуальной структурой на выходе.

Дизайн основывается на объединении усилий разнообразных дисциплин из различных областей проектной культуры. При объединении различных дисциплин с их необходимым набором факторов, влияющих на качество продукта дизайна, получается успешный продукт. Только продуманное взаимодействие дисциплин дизайна дает на выходе современный, востребованный потребителем продукт, отвечающий как эстетическим, культурным, так и коммерческим, потребителеориентированным запросам общества. Дон Норман, доказывая, что дизайнер не просто гибрид художника, живописца и инженера, настаивал на следующем: «задача в том, чтобы использовать принципы человекоориен-тированного дизайна для достижения положительных результатов и создавать продукты, которые повышают качество жизни и радуют нас» [6, с. 61].

Третий принцип переноса стилевых признаков в дизайн костюма дает отличные результаты на всех этапах проекти-т рования новой дизайн-формы костюма. о Этот принцип заслуживает особого

х внимания и может быть рекомендован ^ в сфере дизайн-образования. С одной о стороны, он помогает обучающимся по-

высить уровень визуальной культуры и приобщиться к достижениям искусства. С другой стороны, он помогает развить творческое мышление и освоить основные приемы дизайн-проектирования.

Рассмотрим реализацию этого принципа на примере творческого наследия Пита Мондриана.

Ив-Сен-Лоран прославился репликами на работы Пита Мондриана. Спроектированное Лораном платье «Мондриан» № 81 (номер по каталогу дома моды) стало канонизированным эталоном синтеза искусства и дизайна. Оно было исполнено как реплика на работу художника «Композиция с красным, желтым, синим и черным» (1922 г.). В нем дизайнер мастерски воплотил двухмерную плоскостную беспредметную композицию художника в формат ее объемного эквивалента. Основополагающие характеристики двухмерной композиции Мондриана Ив-Сен-Лоран трансформировал в трехмерное композиционное решение арт-объекта, которым и стало знаменитое платье. В настоящее время платье «Мондриан» №81 признано одним из лучших произведений искусства моды и является частью постоянной экспозиции коллекции Метрополитен-музея. В историю дизайна костюма работы этой линии И.С. Лорана вошли под названием «Mondrian Look» («Стиль Мондриан») [5, с. 55].

В работе по трансформации плоской двухмерной формы картин художников, дизайнеров подстерегают объективные сложности перевода таковой в объемное трехмерное произведение. Тело человека, для которого проектируется одежда, представляет собой трехмерную форму, меняющуюся при любом движении, в зависимости от позиции и угла зрения на нее. Составляющие единую композицию формы тела постоянно предстают взгляду зрителя во всем многообразии форм, в новых соотношениях частей и объемов при их движении. Композиционные решения в двухмерных и трехмерных измерениях могут сильно разниться между собой. Эту задачу и предстоит решать

дизайнерам-проектировщикам в ходе трансформации произведений живописи в костюмные дизайн-формы.

В 1965 г. И.С. Лоран представил публике коллекцию платьев «Мондриан» как часть коллекции сезона осень-зима 1965 г. Коллекция имела ошеломительный успех и подняла новую волну интереса к творчеству голландского художника на невероятную высоту. В 1983 г. состоялась выставка работ Сен-Лорана в Метрополитен-музее, где с успехом демонстрировались платья в стиле «Мон-дриан».

У С. Лорана неопластицизм Мондри-ана как течения модернизма ХХ века использован как источник формообразования. Сам Мондриан считал, что в моде, как и в живописи, можно «создать наиболее сбалансированные отношения» [5, с. 52].

Геометрическая абстракция Мондри-ана сама по себе уже обладает чертами минимализма и в форме, и в цвете. Совершенно продуманным видится выбор дизайнером минималистического и лаконичного А-образного силуэта платья, плоскостного по своей структуре и композиции, призванного создавать иллюзию отсутствия объема [3, с. 100]. Модельер, профессионально владея формой и цветом, создал новую гармоничную цве-тоформу, отражающую основные принципы искусства Мондриана.

Таким образом, иллюстрируя обучающимся пример реализации третьего принципа воплощения произведений искусства в дизайн костюма, можно продемонстрировать им предельную лаконичность живописных средств, в частности неопластицизма: по принципу модульной сетки жесткая комбинация прямых линий с перпендикулярными пересечениями; ограниченные этими линиями плоскости окрашиваются тремя основными цветами - красным, синим, желтым и тремя ахроматическими цветами - «не-цветами» - белым, серым, черным. Согласно неопластицизму, структура полотен строится на противопо-

ложности элементов - плоскостей и цвета, единение которых символизирует равновесие сил и гармонии мироздания [3]. Опять же отметим, что композиция полотен Мондриана построена по принципу модульной сетки. Но вопреки различию формы и цвета модулей, полному отсутствию симметрии, композиция произведений абсолютно уравновешена. Двухмерная живопись мастера имеет вид « однородного поля, лишенного иерархии» [3, с. 100].

Для дизайнера, обращающегося к работам художника, целью служит извлечение из открытий неопластицизма практического предметно-средового результата [4]; создание костюма как проектирования новой среды жизнедеятельности человека. В этом путь к созданию новой эстетики костюма, новой среды костюма, помещающей тело человека в чистые формы костюма-кода, составленного из первичных цветов. Эту специфику должны понимать обучающиеся как будущие профессионалы.

В заключение отметим, что неоспоримым представляется очевидность обращения к изучению наиболее ярких выразительных произведений различных художественных стилей и течений мировой живописи. Это даст обучающимся ключ к аналитическому подходу в анализе живописных произведений, обобщению и выявлению общих стилистических признаков. Лишь такой ответственный подход может служить основой дизайнерской трансформации произведений искусства в поле дизайна. Библиографический список:

1. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма: учеб. пособие. - Челябинск: Издат. дом «Медиа-принт», 2004. -184 с.

2. Бергер Дж. Искусство видеть / пер. с англ. Е. Шраги. - СПб.: Клаудберри, 2012. - 184 с.

3. Бертолина Д. Течения в искусстве. От импрессионизма до наших дней /энциклопедия искусства/ пер.с итальян. -М. Омега, 2012. - 384 с.

X

к ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

о Ц

0 ^

X _0

1

I

ф

^ ф

СО О о

го со о

СО

го

ю о

к

I

го

*

ф

Ч

О о

с

ф

I

о

5.

Ефимов А.В. Цвет + форма. Искусство 20-21 веков (живопись, скульптура, инсталляция, лэнд-арт, дигитал-арт). - М.: БуксМАрт, 2014. - 616 с. Мода и искусство / ред. Гечи Адам, Караминас Вики; пер. с англ. Е.Демидовой. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 272 с.

6. Норман Дон. Дизайн привычных вещей / пер. с англ. Анастасии Семиной. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 381с.

Поступила 22.09.2018

Об авторе:

Андросова Элина Михайловна, Президент Межрегионального объединения домов моды, заведующий кафедрой дизайна, рисунка и живописи Частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса», дизайнер, стилист, член Союза дизайнеров, Союза художников России, эксперт российского информационного агентства РИА МОДА, председатель Совета профессионалов Национального приза в области авторской моды (Россия, г. Москва), кандидат культурологии, доцент, avtor-moda@yandex.ru

Для цитирования: Андросова Э.М. Концепция содержания дизайн-образования в современных условиях // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -Т. 10. - № 3. С. 69-74. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-69-74

References:

1. Androsova E.M. Basics of artistic fashion design. - Chelyabinsk, "Media-print", 2004. -184 p. [in Russian]

2. Berger J., Ways of Seeing. - Cloudberry, 2018. - 184 p. [in Russian]

3. Bertolina G., Trends in art. From impressionism till today. - M. "Omega", 2012. - 384 p. [in Russian]

4. Efimov A. Color+form. Art of 20th-21st centuries (painting, sculpture, installation, land-art, digital-art). - M. BuksMArt. 2014. - 616 p. [in Russian]

5. Fashion and Art. Ed. Adam Geczy, Vicki Karaminas. - M.: Novoie literaturnoie obozrenie, 2015. - 272 p. [in Russian]

6. Norman Don. The Design of Everyday Things. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2018. - 384 p. [in Russian]

About the author:

Androsova Elina Mikhailovna, President, Inter-Regional Association of Fashion Houses (Moscow), designer, Member, Union of Designers, Union of Artists of Russia, expert, Russian Information Agency RIA MODA, Chairperson, Board of professionals, National Award in designer fashion, Candidate of Cultural Science, academic title of Associate Professor, Head, Department of Design and Painting, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), avtor-moda@yandex.ru

For citation: Androsova E.M. Concept of design education content in contemporary g conditions // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 3. § P. 69-74. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-69-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.