Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВО 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 54.03.01 ДИЗАЙН'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВО 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 54.03.01 ДИЗАЙН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Нина Львовна, Львова Инна Алексеевна

В статье показаны особенности подготовки студентов к проектной деятельности в области ландшафтного дизайна при реализации требований компетентностной модели выпускника по ФГОС ВО 3++ по направлению 54.03.01 Дизайн с учетом индикаторов достижения компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS FOR PROJECT ACTIVITIES IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF GEF BO 3 + + IN THE DIRECTION OF PREPARATION 54.03.01 DESIGN

The article shows the features of preparing students for project activities in the field of landscape design when implementing the requirements of the competence model of a graduate in the Federal State Educational Standard for Higher Education 3++ in the direction 54.03.01 Design, taking into account the indicators of achieving competencies.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВО 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 54.03.01 ДИЗАЙН»

обеспечить чёткими инструкциями и рекомендациями по формированию социально-профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях кардинальных изменениях социально-образовательной среды.

Литература:

1. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Г.В. Безюлева, Н.В. Иванова, М.В. Никитин, Г.М. Шеламова. - М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования. 2005. - 82 с.

2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. -2014. - №3. - С. 27.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2

4. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7, № 4. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-14

5. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура образования // Вестник Мининского университета. - 2021. -Том 9, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-4

6. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. - 2010, №3. - С. 4-8

7. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №56-8. - С. 274-280.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

доцент Ларионова Нина Львовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи);

кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВО 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 54.03.01 ДИЗАЙН

Аннотация. В статье показаны особенности подготовки студентов к проектной деятельности в области ландшафтного дизайна при реализации требований компетентностной модели выпускника по ФГОС ВО 3++ по направлению 54.03.01 Дизайн с учетом индикаторов достижения компетенций.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональные компетенции, ландшафтное проектирование, дизайн-проект.

Annotation. The article shows the features of preparing students for project activities in the field of landscape design when implementing the requirements of the competence model of a graduate in the Federal State Educational Standard for Higher Education 3++ in the direction 54.03.01 Design, taking into account the indicators of achieving competencies.

Keywords: project activity, professional competencies, landscape design, design project.

Введение. В современном мире всеобщей глобализации и интернационализации профессиональное и художественно-педагогическое образования все больше приобретают практическую направленность, что полностью отвечает актуальным требованиям жизни. В условиях сегодняшней трансформации целей, задач и содержания образования, к учебным заведениям предъявляются новые, более современные требования по подготовке специалистов к профессиональной деятельности. Поэтому важным шагом было принятие ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, утверждённого приказом Министерства образования и науки России от 13.08 2020 года №1015 с учетом профессиональных стандартов. Одним из важнейших видов профессиональной деятельности по ФГОС является проектный, поэтому центральным моментом в реализации учебного процесса становится формирование проектной деятельности студентов на основе компетентностной модели выпускника, соответствующей требованиям ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн. В данном стандарте указывается, что профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих области и объектам будущей деятельности выпускников, а индикаторы достижения компетенций устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно. Требования к выпускникам определяются с учётом запросов работодателей, рынка образовательных услуг и инновационных технологий и зафиксированы в нормативной базе модернизируемого российского образования.

В направление подготовки 54.03.01 Дизайн входят различные профили, более подробно рассмотрим Средовой дизайн. Данную статью мы посвящаем проблематике обучения ландшафтному дизайну, как составляющей части профиля Средовой дизайн, приводим конкретные рекомендации по осуществлению предпроектного анализа и оформлению проектной документации при ландшафтном проектировании с учетом положений профстандарта. В отличие от остальных профилей, по дизайну среды нет утвержденных профессиональных стандартов, поэтому при определении индикаторов достижения компетенций в области ландшафтного дизайна принята ориентация на профстандарт «Ландшафтный архитектор» [4].

Изложение основного материала статьи. Одна из общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО 3++ по направлению 54.03.01 Дизайн, это ОПК-4 - Создание авторского дизайн-проекта: дизайнер должен быть способен проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, художественные предметно-пространственные комплексы, интерьеры зданий и сооружений архитектурно-пространственной среды, объекты ландшафтного дизайна, используя линейно-конструктивное построение, цветовое решение композиции, современную шрифтовую культуру и способы проектной графики [6]. Компетенция наглядно иллюстрирует профили обучения дизайнеров факультета ИЗО и НР МГОУ, это графический дизайн, средовой дизайн и дизайн костюма. В ФГОС ВО3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн указывается, что бакалавр должен решать ряд профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, к которым относятся и создание проектов для объектов ландшафтного дизайна, поэтому средовой дизайнер занимается совокупным проектированием. Это проектирование и декорирование интерьеров жилых и общественных помещений и ландшафтное благоустройство. В связи с отсутствием

профессионального стандарта средового дизайнера, ряд профессиональных компетенций и индикаторы достижения компетенций для данного направления были сформированы на основании профессионального стандарта «Ландшафтный архитектор» (регистрационный номер 1246), который регламентирует создание объектов ландшафтной архитектуры. Это формирование среды населенных мест и межселенных территорий на основе множества факторов, в том числе, и природных составляющих [4].

Обратимся к стандарту «Ландшафтный архитектор», где содержится следующее описание трудовых функций, которое было учтено в индикаторах достижения компетенций:

- выполнение предпроектных и изыскательских работ, разработка проекта отдельных элементов в проектах новых, реконструируемых и реставрируемых объектов ландшафтной архитектуры;

- выполнение комплекса работ по разработке проектной документации, строительству и содержанию объектов ландшафтной архитектуры, их реконструкции и реставрации [4].

Междисциплинарный подход к обучению дизайнеров позволяет добиться хороших результатов в проектной деятельности, так, как только при условии комплексного изучения всех дисциплин выпускник может стать конкурентоспособным на современном рынке труда. Ландшафтное проектирование - синтетический род деятельности, требующий от дизайнера умения мыслить объемно-пространственными категориями как архитектор; разбираться в современных технологиях проведения различных работ, как инженер; это специалист, знающий законы колористики и цветоорганизации, как художник. При этом он должен быть способен создавать художественные композиции с помощью растений, зная их биологические особенности, а конечный результат умело вписывать в естественный ландшафт или городскую среду. Одновременно, необходимо учитывать конкретные условия внешней среды, в которых находится проектируемый объект, включающие природные и антропогенные факторы, влияющие на его формирование.

В процессе обучения студентов активно используются компетенции, сформированные при изучении других дисциплин профессионального цикла, в частности, «Проектирования», «Основ производственного мастерства», «Инженерно-технологических основ дизайна среды» и «Основ декоративной дендрологии».

Вместе с тем, ландшафтное проектирование имеет свои, сугубо специфические особенности, отличающие его от проектирования в интерьере. Создание проекта благоустройства и озеленения любого ландшафтного объекта начинается с разработки общей концепции, которая решается в определенном стиле и воплощает индивидуальный художественный образ. Основным показателем качества любого проекта является возможность его реализации на конкретном объекте, поэтому выпускник должен обладать способностью подготовить полный набор документов по дизайн-проекту для его реализации, это пакет проектной документации, в который входят предпроектные исследования и рабочие чертежи, позволяющие претворить проект в жизнь.

Предпроектный анализ является очень существенным начальным этапом проектирования, который предусматривает определенный алгоритм действий, рассмотрим его более подробно. Предпроектная фаза - это функциональное исследование, проводимое на самой ранней стадии ландшафтного проектирования, когда осуществляется:

1. составление ситуационного плана объекта проектирования (схема планировки территории до благоустройства);

2. градостроительный анализ территории, где определяются площадь, границы объекта, устанавливается категория озелененных территорий (общего пользования, ограниченного пользования или специального назначения);

3. инвентаризация существующих насаждений;

4. инсоляционный анализ территории в условиях застройки;

5. анализ имеющихся элементов благоустройства объекта, МАФ и электроосвещение;

6. анализ размещения инженерных коммуникаций (по СП 42.13330.20l6) [5], анализ пешеходного и транспортного движения;

7. функциональное зонирование территории (определяется, на какие зоны будет разбита территория, делается план зонирования);

8. составление баланса территории по планировочным элементам, данные сводятся в таблицу (Табл. 1).

Таблица 1

Баланс территории

№ п/п Наименование планировочных элементов Площадь

1 Дороги и площадки (в том числе площадки отдыха) м 2 %

2 Сооружения

3 Насаждения

а) деревья

б) кустарники

в) цветники

г) газон

Итого: 100

На основании предпроектного анализа отмечаются положительные и отрицательные стороны планировки, делаются выводы, к комплекту документов прикладывается фотофиксация объекта проектирования.

Далее разрабатывается проектная документация, в состав которой входят планировочные эскизы, план благоустройства и озеленения, выполненный на основе эскизов, и рабочие чертежи. Распространенное понятие «генплан» применяется только при условии проектирования на данной территории коммуникаций.

Реализация ландшафтного проекта невозможна без пакета рабочей документации (РД), это:

1. Рабочие чертежи:

1.1. дендрологический план (дендроплан, дендропроект) с таблицей условных знаков и ассортиментной ведомостью элементов озеленения (Табл. 2):

Таблица 2

Ассортиментная ведомость элементов озеленения

№ Условный Наименование породы (по- Количество, шт. Примечание, размер

п/п знак русски и по-латыни) кома, ямы

1 2 3 3 4

1.2. посадочный чертеж привязки растений на участке, или план котлованов, со схемами мест посадки деревьев и кустарников;

1.3. разбивочный чертеж (привязка зон мощения, дорожек и элементов планировки) с ведомостью дорожек и площадок (Табл. 3) и схемами устройства дорожных одежд

Таблица 3

Ведомость дорожек и площадок

Позиция Наименование Тип покрытия Площадь покрытия, м2

1 2 3 4

1.4. схема мощения и конструкции дорожных одежд (с детализацией вариантов укладки материалов (по видам дорожных одежд);

1.5. рабочий чертеж освещения (схема размещения светильников); 1.6 план организации рельефа (проект вертикальной планировки);

1.7. детализация цветников: схемы цветочного оформления в масштабе не менее, чем М 1:50 сопровождаются ведомостью элементов цветочного оформления (Табл. 4).

Таблица 4

Ведомость элементов цветочного оформления

№ п/п Наименование Площадь, м2 Количество высаживаемых растений

1 2 3 4

2. Дополнительные чертежи:

2.1. схема системы полива (полуавтоматического или автоматического);

2.2. проект ливневой и дренажной систем;

2.3. схема устройства подпорных стенок и лестниц (при наличии);

2.4. детальная разработка отдельных элементов планировки (альпинария, водоема и т.п.).

3. Ведомость МаФ (малых архитектурных форм) (Табл. 5).

Таблица 5

Ведомость МАФ

№ п/п Номенклатура МАФ Размещение Количество Примечание

1 2 3 4

При защите выпускных квалификационных работ по объектам ландшафтного дизайна, студенты демонстрируют навыки применения современных проектных технологий в ландшафте, приемы стилевой разработки эскизов ландшафтных композиций в рамках ситуационного плана. Проектный метод готовит будущих специалистов к решению практических задач по созданию ландшафтных комплексов, формированию эмоционального климата среды в открытом пространстве, созданию экологически чистых условий окружающей среды, а наличие творческой составляющей в проектах обусловлено комплексным подходом к обучению, при котором совмещается преподавание художественных и проектных дисциплин.

В процессе защиты выпускной квалификационной работы дипломники демонстрируют сформированные в процессе обучения компетенции: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные, необходимые им для последующей самостоятельной деятельности по обеспечению комфорта людей, а также навыки в решении специфических задач, возникающих в сфере городского интерьера и экстерьера.

Выводы. Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой бакалавриата [6]. В полной мере общепрофессиональная компетенция ОПК-4 реализуется на защите выпускной квалификационной работы (ВКР), это завершающий этап обучения. Важнейшей целью написания студентом данной работы является углубление, закрепление и систематизация теоретических знаний и практических умений, полученных им по основной образовательной программе и признание качества и уровня подготовки выпускника, отвечающего требованиям профессионального рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 54.03.01 - Дизайн, профиль Средовой дизайн, предусматривает разработку и выполнение оригинальных дизайн-проектов для объектов интерьерной, архитектурно-пространственной среды и ландшафтного дизайна. ВКР представляет собой практическую проектную часть и пояснительную записку к ней, в которой дипломник показывает определенный уровень владения теоретическими знаниями,

практическими умениями и навыками проектной деятельности, позволяющий ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Актуальность все возрастающей роли ландшафтного проектирования обусловлена развитием научно-технического прогресса, и общества в целом, при этом дизайнер должен быть компетентен не только в вопросах художественного, но и материального проектирования.

Стабильный интерес заказчиков к проектированию в области ландшафтного дизайна и специфика обучения во МГОУ дизайнеров не только проектным, но и художественным дисциплинам, дает очень хорошие результаты, выгодно отличающие наших выпускников от других молодых специалистов. Они способны осуществлять не только необходимую проектную деятельность, но и имеют все навыки для творческого подхода к реализации поставленной задачи, в том числе для презентации проектной части в формате 3D в виде визуализационных материалов.

Литература:

1. Ларионова, Н.Л. Значение теоретической составляющей обучения при освоении программы «прикладной бакалавриат» / Н.Л. Ларионова, Н.С. Львова // Дизайн-образование - XXI век: Материалы Международной научно-практической конференции, Белгород, 23 сентября 2019 года / Ответственные редакторы З.Ю. Черная, Ю.А. Легеза, М.К. Шемякина, Т.Ю. Афанасьева. - Белгород: БГИИК, 2019. - С. 83-90.

2. Львова, Н.С. Образовательные пространства - проблемы и задачи благоустройства / Н.С. Львова, И.А. Львова, Н.Л. Ларионова // Педагогика искусства. - 2019. - № 2. - С. 112-121.

3. Потаев Г.А. Архитектурно-ландшафтный дизайн. Теория и практика. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2019. - 319 с.

4. Профессиональный стандарт Ландшафтный архитектор (регистрационный номер 1246) https://classdoc.ru/profstandart/10_architect/professionalstandarts_1246/ (дата обращения 23.03.2021).

5. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* https://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения 24.03.2021).

6. ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, утверждённый приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 13.08 2020 года №1015. http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/980/54.03.01.pdf (дата обращения 23.03.2021).

Педагогика

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга);

старший помощник прокурора города Калуги, советник юстиции Терентьева Наталья Юрьевна

Прокуратура Калужской области (г. Калуга)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с асоциальным поведением молодежи. Проведен опрос студентов, педагогов, родителей детей, обучающихся в организациях образования городов Тулы и Калуги. Авторами описывается алгоритм профилактики асоциального поведения учащихся общеобразовательных учреждений. Алгоритм поэтапной подготовки будущих педагогов к профилактической деятельности включал в себя четыре этапа (подготовительный, реконструктивный, закрепляющий, заключительный). Определены приоритетные компоненты, которые необходимы для успешного протекания педагогической профилактики, а также описаны превентивные компетенции, которые должны быть сформированы у педагогов для осуществления профилактики асоциального поведения учащихся. Работа была проведена со студентами вуза, которые учатся на педагогических направлениях подготовки. Данные исследования позволяют говорить об эффективности разработанного комплекса мероприятий, направленных на подготовку студентов к работе по профилактике асоциального поведения учащихся общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: профилактика, асоциальное поведение, педагоги, практические занятия, общеобразовательная организация, учащиеся, превентивная педагогика, девиантное поведение.

Annotation. The article deals with the actual problem associated with the asocial behavior of young people. A survey of students, teachers, parents of children studying in educational institutions in the cities of Tula and Kaluga was carried out. The authors describe an algorithm for the prevention of asocial behavior of students of general education institutions. The algorithm for the stage-by-stage preparation of future teachers for preventive activities included four stages (preparatory, reconstructive, reinforcing, final). The priority components that are necessary for the successful course of pedagogical prophylaxis have been determined, and preventive competencies have been described, which should be formed in teachers for the prevention of asocial behavior of students. The work was carried out with university students who study in pedagogical areas of training. These studies allow us to speak about the effectiveness of the developed set of measures aimed at preparing students for work on the prevention of asocial behavior of students of general education organizations.

Keywords: prevention, antisocial behavior, teachers, practical exercises, general educational organization, students, preventive pedagogy, deviant behavior.

Введение. Важность и значимость научной разработки проблемы педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций бесспорно актуальна и реализуется в разработке и реализации нормативно-правовых документов (Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 906 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации»; Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральной целевой программы «Дети России») [1, 2, 3, 4].

Современная политика Российской Федерации, Министерства образования и науки по вопросам системной профилактики асоциального поведения учащийся молодежи, декларирует, что в ходе реализации обозначенных документов следует обеспечить защитно-охранный механизм, поддержку и психолого-педагогическую помощь родителям и детям, а также осуществлять профессиональную подготовку (переподготовку) педагогических кадров организаций образования, связанных с вопросами профилактики асоциального поведения обучающихся и его коррекции, происходит уход от карательной-превентивной политики в сфере профилактики асоциального отклоняющегося поведения. Все эти меры реализуются в различных субъектах и на всех уровнях и этапах образования Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.