Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДИЗАЙНА / СОДЕРЖАНИЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львова Инна Алексеевна, Ларионова Нина Львовна, Львова Наталья Сергеевна

В статье сделан обзор актуальных публикаций по тематике, связанной с ландшафтным проектированием. На основе данных публикаций и опыта работы авторов статьи сделаны выводы об особенностях подготовки бакалавров по направлению 54.03.01 Дизайн, профиль Ландшафтный дизайн. Рассматриваются аспекты проектирования ландшафта с точки зрения современных требований социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODERN FEATURES OF BACHELOR TRAINING IN LANDSCAPE DESIGN PROFILE

The article provides an overview of current publications on topics related to landscape design. On the basis of these publications and the experience of the authors of the article, conclusions were drawn about the features of training bachelors in the direction of 54.03.01 Design, profile Landscape design. The aspects of landscape design from the point of view of modern requirements of society are considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

на знания студента. Новые знания непрерывно дополняют и совершенствуют прежние; достигается эффект доучивания, эффект повышения уровня профессиональной подготовки и развития качеств социализации выпускников. Показательно, что этот результат вырабатывается-создаётся в значительной мере за счёт самообразования выпускников [5].

Проектирование комплексной ВКР в значительной мере направлено на реализацию прогностической функции. Предопределяя и проектируя предстоящую и настоящую деятельность будущего профессионала, оно одновременно: планирует деятельность выпускающих кафедр вуза, стимулирует повышение квалификации преподавателей; определяет содержание и требования к ВКР, в значительной степени расширяя возможности совершенствования профессионально-педагогической прогностической модели выпускника; выдвигает характеристическим требованием успешности процесса проектирования создание начинающим специалистом целостной области профессиональных, конкурентоспособных знаний [7].

Целостность задаётся как требование, контролируется как результат, сопровождается как процесс, воспринимается как обученность и профессионализм. За рубежом альтернативные указанному течения находят утилитарное воплощение в разработке набора требований компетентности в различных областях [6].

Литература:

1. Абдуллаева, М.М. Субъективные критерии оценивания аттестационной работы в образовательной среде / М.М. Абдуллаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2016. - №8. - С. 9-22.

2. Дюк, В.А. Инструментальные средства интеллектуального анализа данных. - Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. - 161 с.

3. Ежеленко, В.Б. Сохранить вузовское педагогическое образование // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - № 6. - С. 29-41.

4. Карпушкина, Н.В. Учебный проект как новая форма творческой деятельности студентов / Н.В. Карпушкина,

B.А. Кудрявцев // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 97-99.

5. Кинелев, В.Г. Философия образования в XXI В. и её информационные аспекты / В.Г. Кинелев // Вестник культуры и искусств. - 2011. - № 1(25). - С. 31-34.

6. Кларин, М.В. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы / М.В. Кларин, И.М. Осмоловская // Образование и наука. - 2020. - № 10. - С. 61-89.

7. Кутукова, Л.Т. Организация самостоятельной работы студента и модульно-рейтинговая система оценки знаний студента / Л.Т. Кутукова, А.Е. Прохорова // Вестник высшей школы. - 2011. - №1. - С. 22-26.

8. Сбитнева, Г.И. Структура и содержание выпускных квалификационных работ бакалавров / Г.И. Сбитнева, О.В. Дворовенко // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2018. - № 3. - С. 233-237.

9. Оконь, В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. - М.: Высш. шк., 1990. - 382 с.

10. Чекалкин, А.А Повышение квалификации профессорско-преподавательского персонала политехнического университета в педагогической сфере / А.А Чекалкин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2018. - № 25. -

C. 7-22.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи); доцент кафедры средового дизайна Ларионова Нина Львовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи); доцент кафедры средового дизайна Львова Наталья Сергеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи)

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ ЛАНДШАФТНЫЙ

ДИЗАЙН

Аннотация. В статье сделан обзор актуальных публикаций по тематике, связанной с ландшафтным проектированием. На основе данных публикаций и опыта работы авторов статьи сделаны выводы об особенностях подготовки бакалавров по направлению 54.03.01 Дизайн, профиль Ландшафтный дизайн. Рассматриваются аспекты проектирования ландшафта с точки зрения современных требований социума.

Ключевые слова: ландшафтное проектирование, ландшафтный дизайн, проектная деятельность, актуальные задачи дизайна, содержание дизайн-образования.

Annotation. The article provides an overview of current publications on topics related to landscape design. On the basis of these publications and the experience of the authors of the article, conclusions were drawn about the features of training bachelors in the direction of 54.03.01 Design, profile Landscape design. The aspects of landscape design from the point of view of modern requirements of society are considered.

Keywords: landscape project, landscape design, project activities, actual design tasks, the content of design education.

Введение. Педагоги высшей школы решают задачи подготовки квалифицированных специалистов в различных областях деятельности. Такая практическая деятельность, как проектирование в сфере ландшафтного дизайна, также является объектом исследования, с точки зрения преподавания и обучения таким образом, чтобы из стен вуза выходил конкурентноспособный специалист, готовый к самостоятельной деятельности с учетом запросов общества. Для успешного достижения этой цели педагог должен не только владеть методиками, знать специфику ландшафтного дизайна, но и постоянно совершенствоваться, изучать свежие публикации, расширяющие границы его собственных представлений о возможностях средового проектирования.

Задачи, которые ставит перед нами ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, основаны на

формировании проектной деятельности обучающихся согласно компетентностной модели подготовки бакалавров. Овладевание профессиональными компетенциями и дальнейшая практическая деятельность невозможны без конкретных прикладных знаний не только базы проектирования, но и всех тех актуальных тенденций в ландшафтном дизайне, о которых говорят специалисты-практики и педагоги высшей школы. На этой базе формируется осознание личной ответственности перед обществом за результаты своего труда. В Московском государственном областном университете (МГОУ) на кафедре средового дизайна особое внимание уделяется именно формированию ответственного отношения к будущей деятельности - посредством ориентации на выполнение реальных проектов по заказу различных учреждений Московской области, начиная от проектирования внутренней территории комплекса зданий МГОУ, расположенных в Москве, и заканчивая скверами, парками, бульварами и набережными городов и поселков.

Изложение основного материала статьи. Проблематике проектирования, решения проектных задач посвящено достаточно много публикаций последних лет. В первую очередь мы хотели бы отметить работы, в которых рассматриваются процессы обучения студентов-бакалавров различным направлениям дизайна. Это и методика обучения дизайнеров педагогического направления [4, с. 40]; и вопросы преподавания ландшафтной архитектуры с постановкой конкретных проектных задач [6]; и рассмотрение средств и методов развития творческого потенциала студентов на занятиях по проектированию [13]; и теоретические основы при обучении ландшафтному дизайну по программе прикладного бакалавриата [10] и многие другие. В условиях выполнения задач, которые ставит перед педагогами высшей школы стандарт ФГОС 3++, весь предыдущий педагогический опыт должен быть учтён и преобразован в новой обучающей парадигме.

Мы проанализировали также и публикации, в которых поднимаются задачи современного ландшафтного дизайна, ландшафтной архитектуры, всех тех достаточно острых вопросов, которые оказывают сегодня влияние на вектор обучения в высшей школе. Базовые понятия ландшафтного проектирования сегодняшнего дня изложены, по нашему мнению, в работе Потаева Г.А. [20], но существует ряд факторов, которые актуализируют подход к проектным задачам. На них нам бы хотелось остановиться подробнее.

Во-первых, это проблемы «предложения и спроса» в секторе ландшафтного дизайна. Не секрет, что в условиях кризисного состояния экономики, каким оно является в условиях не затихшей еще пандемии, спрос на оказание проектных услуг снизился. Подавляющая часть населения нашей страны имеет невысокий жизненный уровень [24], имеющий тенденции к снижению, пока не начнётся нормальное функционирование всех отраслей народного хозяйства. Поэтому «создание бизнеса с нуля в сфере ландшафтного дизайна - достаточно затратный и рискованный процесс с ярко выраженным сезонным характером» [18, с. 111]. Необходимо искать необычные подходы, проявлять смекалку и гибкость, чтобы заинтересовать заказчика. Например, есть предложение повысить заинтересованность потенциального заказчика, предоставляя ему не набор чертежей и визуализаций, а макет его будущего объекта в виде как отдельных элементов, так и целиком [15, с. 309].

Во-вторых, следует рассмотреть вопросы «познания алгеброй гармонии». Это относится к составлению различных моделей пространства с помощью математических приёмов, создания алгоритмов взаимодействия природных и искусственных объектов. Исследования последних лет в этой области чрезвычайно интересны. В публикации Наумовой С.С. рассматриваются плюсы и минусы цифровых моделей рельефа, в том числе и с точки зрения ландшафтного проектирования [17, с. 60]. В работе Касьянова Н.В. «Архитектура, природа и инновационные технологии» говорится: «Междисциплинарный подход раздвигает рамки научных исследований, способствует выявлению параллелизма архитектурного и природного формообразования, общих черт морфогенеза в живой и неживой природе и специфических отличий морфогенеза различных систем» [5, с. 12]. Далее он рассуждает о том, что в основе огромного разнообразия природных и антропогенных форм лежит ограниченное число базовых структур и паттернов [5, с. 15].

Любое проектирование, в том числе и ландшафтное, посвящено созданию модели некоего еще не существующего явления, объекта с заранее заданными характеристиками или свойствами, поэтому сейчас для выпускника все более необходимым становится знание профессиональных компьютерных визуализационных программ: 3D Max, CINEMA 4D, AutoCAD, ArchiCAD, SketchUp, Revit, Lumion и др. Способы перевода ручного чертежа в компьютерный рассматриваются с точки зрения освоения достаточно простых программных продуктов [12]; с помощью компьютерного проектирования (CAD) создана модель сохранения дождевой воды в условиях крупного города с целью использования ее для полива всего зеленого покрова урбанистического пространства, чтобы не расходовать водные питьевые запасы [32]. Весьма интересен и своевременен обзор о мультимедийных средствах в среде [16].

Третьим аспектом современного подхода к ландшафтному проектированию мы считаем социальную значимость его направленности. Это сейчас, пожалуй, самая актуальная задача в условиях постиндустриального общества, когда одним из важнейших векторов является гуманизация окружающего человека пространства. «Среда - это окружение, некая пространственная целостность, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. К наиболее значимым объектам ландшафтной среды города можно отнести набережные, парки, скверы, бульвары, сады. Современная ландшафтная среда несет особое организующее начало, которое интенсивно влияет на механизмы поведения людей» [23, с. 34]. Наше внимание привлекли публикации, в которых рассматриваются задачи актуального средового проектирования: о том, как среда формирует потребности населения [22], о положительных сторонах выделения в отдельный тип рекреационных территорий приречных ландшафтно-рекреационных пространств [2, с. 22], о факторах комфортности городской среды [7; 21]. Вопросы формирования образовательных, спортивных, многофункциональных пространств также относятся к социальной сфере, и этой теме уделено внимание [19; 27; 14; 3].

Следующим фактором, который является актуальным с точки зрения проектирования в ландшафтном дизайне, мы считаем экологичность. Действительно, эта проблема не является второстепенной в современном средовом дизайне. И не только экологичность, как понятие объективное, но и экологичность с точки зрения психологического восприятия. В статье И.В. Лазаревой и Н.Р. Сунгурова говорится о подборе средств озеленения и материалах дорожно-тропиночных покрытий, которые успешно решают задачи экологичности среды [9]. Пути восстановления ландшафта после природных катаклизмов и средства противостояния им в городской среде, это актуальная тема в экологии [28]. Вопросы эргономики тесно связаны с экологичностью среды, поскольку эргономический подход соотносится с условиями комфортности: удобство, надежность, психологический комфорт, прочность, целесообразность, безопасность [25, с. 61], что, конечно, является средствами и психологической экологии. С темой экологии связана, на наш взгляд, тема организации объектов среды с использованием бионических форм. «Одним из способов связать архитектурную и природную среду в единое и непрерывное пространство, сохраняя при этом природу и организуя оптимальное пространство для выживания человека, является архитектурная и ландшафтная бионика» [29]; «Применение критериев бионической архитектуры способствует формированию экологического архитектурного пространства в качестве объекта, используемого при построении модели взаимодействия природы, человека и архитектурной среды» [1, с. 5].

И, наконец, пятым аспектом современного подхода к ландшафтному дизайну мы считаем средства индивидуализации

проектного решения. Впрочем, данный подход далеко не нов, однако эти средства подвержены влияниям: моды, изменяющихся критериев красоты, а также требований всего перечисленного выше. То есть принцип не нов, но критерии индивидуализации меняются с ходом времени. Поэтому мы отметили как интересные и актуальные следующие публикации: об озеленении кровли средствами местной флоры и методов правильного технологического подбора ассортимента растений для этого [11]; анализ изменений в составе ассортимента декоративных растений в исторических садах и парках, происходящих с течением времени [8, с. 130]; о том, как простое заимствование элементов традиционного китайского ландшафта не даёт гарантии реализации китайской национальной концепции «люди живут в гармонии с природой» [26, с. 122]; о формировании в городской среде зелёной зоны в стиле сада, что даёт людям ощущение близости с природой [30]; и прекрасная статья сотрудников Никитского Ботанического сада о создании коллекции декоративных растений специально для южных регионов России, устойчивых к биотическим и абиотическим факторам [31].

Выпускная квалификационная работа - это итог подготовки дизайнера. У нас на кафедре средового дизайна ВКР состоит из трёх компонентов: теоретического исследования по теме дипломного проектирования с описанием работы дипломника по проекту, папки формата A3 с полным комплектом проектной документации, включая визуализации и авторские разработки, а также планшет минимальным размером 1,4х3м, демонстрирующим не только приятые дипломником проектные и творческие решения, но и визуальную и композиционную грамотность обучаемого. В нашем вузе на защитах ВКР присутствуют представители заказчика, что, безусловно, влияет на повышение ответственности подготовленного специалиста.

Выводы. Данный обзор, содержащий аналитические компоненты, не претендует на исчерпывающее освещение как современного состояния ландшафтного проектирования, так и актуальных аспектов обучения ландшафтному дизайну в высшей школе. Однако мы постарались выделить из большого потока информации наиболее, на наш взгляд, важные аспекты.

Современными особенностями подготовки бакалавра среды в области ландшафтного дизайна мы считаем:

- формирование у обучающихся установки на самостоятельную деятельность понимание экономической ситуации в стране, готовность к поиску неординарных решений в своей работе;

- обеспечение компьютерной грамотности, причем не только в смысле владения цифровыми технологиями при разработке проекта, но и в смысле применения их в качестве элементов проекта;

- социальная значимость объектов проектирования;

- экологичность как широкое понятие, связанное не только с нивелированием вредных факторов урбанистической среды, но и с понятиями психологического комфорта, приближения человека к природе;

- индивидуализация проектных решений различными актуальными средствами, которые имеют достаточную степень изменчивости.

Проектирование в области ландшафтного дизайна имеет, хотя и несколько снизившийся в последнее время, но все-таки достаточно активный спрос со стороны как общественных организаций, так и частного заказчика. Учитывание актуальных запросов общества при обучении будущих дизайнеров даёт, по нашему мнению и из нашего опыта работы, стабильный положительный результат.

Литература:

1. Брулева, Л.Г. Архитектурные модули в ландшафтной среде на основе бионики / Л.Г. Брулева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества Интерактив плюс», 2020. - С. 25-30.

2. Галимова, А.М. Типологические особенности в проектировании современных приречных ландшафтно-рекреационных пространств / А.М. Галимова, A.A. Жуковский // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. - 2020. - № 2(38). - С. 22-39.

3. Глобин, Л.И. Мобильные системы озеленения пришкольных территорий: преимущества использования / Л.И. Глобин // Вестник Науки и Творчества. - 2021. - № 1(61). - С. 15-19.

4. Елисеева, И.М. Формирование проектной культуры будущего педагога в дизайн-образовании / И.М. Елисеева, Г.М. Корякина, Ю.В. Романова // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 1. - С. 38-43.

5. Касьянов, Н.В. Архитектура, природа и инновационные технологии / Н.В. Касьянов // Современная архитектура мира. - 2020. - № 1(14). - С. 11-30.

6. Ковешникова, Е.Н. Теория преподавания дисциплины «Ландшафтное проектирование» для бакалавров ландшафтной архитектуры (на примере топиарного парка) / Е.Н. Ковешникова, П.А. Ковешников // Образование и общество. - 2020. -№ 6 (125). - С. 59-65.

7. Козбагарова, Н.Ж. Социальное проектирование в архитектурно-ландшафтной организации городов / Н.Ж. Козбагарова, Ш.А. Сулайманова // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. Серия: Технические науки и технологии. - 2020. - № 1(130). - С. 42-49.

8. Кузьмина, Е.А. Виды растений, используемых в садах России в историческом аспекте / Е.А. Кузьмина // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2019. - № 5(24). - С. 130-137.

9. Лазарева, И.В. Экологическое проектирование в ландшафтной архитектуре / И.В. Лазарева, Н.Р. Сунгурова // Международный студенческий научный вестник. - 2020. - № 2. - С. 113.

10. Ларионова, Н.Л. Значение теоретической составляющей обучения при освоении программы «прикладной бакалавриат» / Н.Л. Ларионова, Н.С. Львова // Дизайн-образование - XXI век: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. редакторы З.Ю. Черная, Ю.А. Легеза, М.К. Шемякина, Т.Ю. Афанасьева. - Белгород: БГИИК, 2019. - С. 83-90.

11. Лелекова, Е.В. Использование растений местной флоры в кровельном озеленении / Е.В. Лелекова, И.А. Коновалова, А.Е. Зыкин // Экология родного края: проблемы и пути их решения: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. - Киров: ВГУ, 2020. - С. 131-136.

12. Львова, И.А. Выработка навыка перевода ручного чертежа в компьютерный / И.А. Львова, Н.С. Львова // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под ред. М.В. Климовой и В.А. Мальцевой. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. - С. 316-322.

13. Львова, И.А. Развитие творческого потенциала студентов на занятиях по проектированию / И.А. Львова, Н.Л. Ларионова // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: Сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР МГОУ. № 4. - Москва: МГОУ, 2019. - С. 49-53.

14. Львова, Н.С. Образовательные пространства - проблемы и задачи благоустройства / Н.С. Львова, И.А. Львова, Н.Л. Ларионова // Педагогика искусства. - 2019. - № 2. - С. 112-121.

15. Макетирование в ландшафтном дизайне как способ взаимодействия с заказчиком / А.Г. Постоялко, А.Г. Михайлюченко, В.Н. Яндовская, Л.В. Куринская // Student Research: Сборник статей X Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2020. - С. 309-311.

16. Мирошниченко, Е.С. Интерактивные и мультимедийные технологии в дизайне среды / Е.С. Мирошниченко, Н.Д. Дембич // Вектор развития промдизайна. Актуальные тренды: Сборник материалов научно-практического семинара. -Москва: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2020. - С. 44-47.

17. Наумова, С.С. Цифровые модели рельефа. Область применения, достоинства и недостатки / С.С. Наумова // Инновационная траектория развития современных наук о Земле: становление, задачи, прогнозы: Сборник докладов Международной научно-практической конференции. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2020. - С. 56-61.

18. Особенности развития услуг по ландшафтному дизайну как рыночной ниши в строительном бизнесе / И.В. Андросова, П.С. Цыкалова, А.Н. Щитов, А.Н. Шевцов // Век качества. - 2020. - № 1. - С. 107-118.

19. Пасечник, С.И. Ландшафтное благоустройство спортивных и многофункциональных зон отдыха в черте города / С.И. Пасечник, Ю.А. Легеза // Дизайн-образование - XXI век: материалы Международной научно-практической конференции. - Белгород: БГИИК, 2019. - С. 85-89.

20. Потаев Г.А. Архитектурно-ландшафтный дизайн. Теория и практика. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2019. - 319 с.

21. Пружина, Е.С. Особенности формирования открытых городских пространств дизайн-средствами / Е.С. Пружина, Е.Ю. Демидова, В.И. Паллотта // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность: Материалы VI международной научно-практической конференции / Под редакцией Т.И. Рябовой. - Брянск: БГИТУ, 2019. - С. 446-456.

22. Самойлова, Н.В. Социально-демографические аспекты организации общественных пространств городских парков / Н.В. Самойлова // Инженерный вестник Дона. - 2019. - № 1(52). - С. 210.

23. Субботина, Е.А. Опыт проектирования общественных зданий в ландшафтной среде: принципы согласованности / Е.А. Субботина, С.Ф. Ямалетдинов // Творчество и современность. - 2019. - № 1(9). - С. 34-40.

24. Шелест, М.Ю. Сфера услуг по ландшафтному дизайну в регионах с невысоким жизненным уровнем / М.Ю. Шелест, А.А. Шелест // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2014. - № 3. - С. 190-193.

25. Шенцова, О.М. Эргономика в архитектурно-ландшафтном проектировании / О.М. Шенцова // Природообустройство. - 2019. - № 1. - С. 60-65.

26. Юй, Ч. Применение традиционных китайских элементов в современном ландшафтном дизайне / Ч. Юй // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - № 10-4(66). - С. 120-123.

27. Educational buildings solutions for typical landscape design / Z. Adilov, Z. Matniyozov, A. Vetlugina, D. Xudoyarova // International Journal of Scientific and Technology Research. - 2020. - Vol. 9. - No 4. - P. 2825-2828.

28. Fujita, N. A landscape ecology investigation: the demand for green infrastructure in the design of disaster-struck areas / N. Fujita, A. Edao // 20th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM 2020, Albena, Bulgaria, 18-24 августа 2020 года. - Sofia: Общество с ограниченной ответственностью СТЕФ92 Технолоджи, 2020. - P. 469-482. - DOI 10.5593/sgem2020/6.1/s27.061.

29. Galkina, H. Unity of Natural and Architectural Space in Landscape Design of Komsomolsk-on-Amur / H. Galkina, N. Grinkrug // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: International Science and Technology Conference "EarthScience", Russky Island, 10-12 декабря 2019 года. - Russky Island: Institute of Physics Publishing, 2020. - P. 032081. - DOI 10.1088/1755-1315/459/3/032081.

30. Li, Y. Research on the design of urban garden landscape district based on ecological concept / Y. Li, P. Liu, D. Wang // Fresenius Environmental Bulletin. - 2020. - Vol. 29. - № 12A. - P. 11556-11564.

31. Traditions and actual state of flower-ornamental crops' use in landscape design in southern Russia / S.A. Plugatar, Y.V. Plugatar, Z.K. Klimenko [et al.] // Acta Horticulturae. - 2020. - Vol. 1298. - P. 145-151. - DOI 10.17660/ActaHortic .2020.1298.21.

32. Yang, L. Computer simulation of urban garden landscape design based on FPGA and neural network / L. Yang // Microprocessors and Microsystems. - 2021. - Vol. 83. - P. 103988. - DOI 10.1016/j.micpro.2021.103988.

Педагогика

УДК 37.013

аспирант 3 курса Мандранов Алексей Михайлович

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, профессор Игнатова Валентина Владимировна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева (г. Красноярск)

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА НА КОМАНДНУЮ РАБОТУ: ОЦЕНОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются критериальные характеристики ориентированности обучающихся вуза на командную работу, описываются их уровневые характеристики, приводятся результаты экспериментального исследования по выработанным критериям и характеристикам.

Ключевые слова: ориентирование, командная работа, диагностика, критерий, уровень, оценка.

Annotation. The article reveals the criterion characteristics of the orientation of university students to teamwork, describes their level characteristics, presents the results of an experimental study on the criteria and characteristics developed. Keywords: orientation, teamwork, diagnostics, criterion, level, assessment.

Введение. Изучение проблемы способности и готовности личности к работе в команде как одного из профессионально-личностных качеств специалиста в отечественной педагогике началось сравнительно недавно. Запрос со стороны государства на формирование такого качества у будущего специалиста в вузе находится в постоянном процессе формулирования и уточнения. Последний вариант формулировки такого запроса нашел отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования в виде универсальной компетенции - способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.

Изложение основного материала статьи. Для предметного изучения ориентированности обучающегося вуза на командную работу в процессе исследования была поставлена задача - выявить критерии ориентированности обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.