Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ'

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / МАЛАЯ ГРУППА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович, Талых Алексей Александрович

Определение уровня обученности выпускника вуза остаётся одной из актуальных проблем высшей школы. В статье отмечаются тенденции коллективного творчества при подготовке студентов к аттестационным испытаниям. Описываются критерии анализа выпускных квалификационных работ. Выделены негативные стороны индивидуального проектирования и предложены некоторые пути преодоления создавшейся педагогической ситуации. Создание комплексной выпускной квалификационной работы подчинено общим законам дидактики, активизирует посылы социализации выпускников, совершенствует профессиональные компетенции. Предложенная технология позволяет приблизиться к решению задач, выдвигаемых гуманистической образовательной функцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович, Талых Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DESIGN TECHNOLOGY OF COMPLEX GRADUATION QUALIFICATION WORK

Determining the level of training of a university graduate remains one of the most pressing problems of higher education. The article notes the trends of collective creativity in the preparation of students for certification tests. The criteria for the analysis of final qualifying works are described. The negative aspects of individual design are highlighted and some ways of overcoming the existing pedagogical situation are proposed. The creation of a comprehensive final qualification work is subject to the general laws of didactics, activates the messages of socialization of graduates, improves professional competencies. The proposed technology allows us to approach the solution of the tasks put forward by the humanistic educational function.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ»

- формирование «модельных» основ профессионально ориентированной креативной и когнитивной деятельности выпускника;

- организацию процессуально-технологической системы написания всех разделов и составных индивидуальных проектов комплексной ВКР, как итога коллективно-индивидуальной учебно-созидающей деятельности.

Выводы. Предложенные к рассмотрению и использованию принципы, методы, конкретные положения педагогических технологий позволяют разрабатывать практические рекомендации и методические пособия по выполнению аттестационных работ для выпускников различных специальностей и форм обучения.

Литература

1. Гусева, А.И. Система оценки качества информационно-образовательных ресурсов / А.И. Гусева, С.И. Гаврилов // Качество. Инновации. Образование. - 2010. - №5. - С. 24-32.

2. Домрачев, В.Г. Построение лингвистических шкал для оценивания характеристик качества информационно-образовательных услуг / В.Г. Домрачев / Качество. Инновации. Образование. - 2010. - №11. - С. 34-40.

3. Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе / С.И. Зиновьев. - М.: Высшая школа, 1975. - 316 с.

4. Орлов, В.И. Метод и способ в дидактике / В.И. Орлов // Специалист. - 2001. - №8. - C. 29-30.

5. Прядеко, А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся / А.А. Прядеко // Педагогика. - 2002. -№3. - C. 8-15.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Определение уровня обученности выпускника вуза остаётся одной из актуальных проблем высшей школы. В статье отмечаются тенденции коллективного творчества при подготовке студентов к аттестационным испытаниям. Описываются критерии анализа выпускных квалификационных работ. Выделены негативные стороны индивидуального проектирования и предложены некоторые пути преодоления создавшейся педагогической ситуации. Создание комплексной выпускной квалификационной работы подчинено общим законам дидактики, активизирует посылы социализации выпускников, совершенствует профессиональные компетенции. Предложенная технология позволяет приблизиться к решению задач, выдвигаемых гуманистической образовательной функцией.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, малая группа, дидактическая корреляция, критериальное оценивание, гуманистическая функция.

An^tatton. Determining the level of training of a university graduate remains one of the most pressing problems of higher education. The article notes the trends of collective creativity in the preparation of students for certification tests. The criteria for the analysis of final qualifying works are described. The negative aspects of individual design are highlighted and some ways of overcoming the existing pedagogical situation are proposed. The creation of a comprehensive final qualification work is subject to the general laws of didactics, activates the messages of socialization of graduates, improves professional competencies. The proposed technology allows us to approach the solution of the tasks put forward by the humanistic educational function.

Keywords: final qualification work, small group, didactic correlation, criterion assessment, humanistic function.

Введение. Проблема объективности в оценивании конечного уровня обученности выпускника вуза длительное время остаётся основным затруднением в определении меры компетенции формирующегося специалиста. В качестве предварительного замечания необходимо отметить, что технологически корректный, тщательно выверенный процесс оценивания приобретаемых студентом различных показателей компетенций обеспечивает совершенствование его ориентации в вероятностной среде, развитие деятельностного сочетания признаков чувственного логического познания и элементов материализации их проявления, интенсивную и яркую реализацию отношений тесной связи и взаимозависимости со всеми параметрами познавательных процессов (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Такая форма контроля позволяет не прерывать сам процесс обучения, стимулируя и одновременно обязывая аттестуемого создавать многогранный образ изучаемого объекта. Обучаясь, человек воссоздаёт объект познания не в форме чистого опыта, но посредством актуализации всей системы сознательных и бессознательных представлений. Показательно, что в этом состоит весьма значительное проявление действующих мотивов и интересов личности. Они «ведут» сознание, диктуют и подчиняют целям обучения волевой настрой обучающегося [41.

Изложение основного материала статьи. Поэлементный контроль усвоенных знаний, представленных глубоко эшелонированной знаковой структурой, элементы которой в различных своих сочетаниях и пропорциях образуют выделяемые учебные дискреты первичных, базальных знаний, развиваемых умений, закрепляемых навыков - органически предъявляет некоторый агрегат функциональных составляющих процесса контроля, осуществляемого преподавателями профессиональных учебных заведений всех уровней. К показательным особенностям контрольно-оценочной деятельности относится необходимость оценивать результаты, с одной стороны, дискретно для каждой изучаемой дисциплины, раздела, вида обучения и т.д., а с другой - комплексно, с учётом интересов всего процесса обучения [1].

В процессе создания комплексной выпускной квалификационной работы (ВКР), выполняемой малым коллективом выпускников вуза (от 2-3 до 6-7 человек), объективно присутствуют и проявляются основные дидактические закономерности. Они синтезируют базис обученности студента, позволяют выделить качественные инновации вырабатываемого варианта процесса обучения. Так взаимосвязь процессов формирования личности с профессиональным обучением проявляется в следующих признаках: единстве интеграции и дифференциации целей и задач индивидуальной и коллективной деятельности в процессе создания комплексной выпускной квалификационной работы; дидактической корреляции общего, политехнического и профессионального образования в содержании отдельных глав каждого раздела ВКР и общего содержания коллективного результата творчества группы в целом; расширении возможностей полной

самореализации для каждого студента, принимающего участие в проектировании; синтезе индивидуальной и коллективной видов деятельности при создании конечного практически значимого продукта проектирования [9].

Характеристической особенностью проектирования комплексной ВКР является рассмотрение (анализ), представление (выявление функционалов) и построение (синтез) объекта изучения в виде системного объекта. Он задаётся и описывается системной пирамидой целей, задач и алгоритмов достижения конечного результата в виде создаваемого в ходе решения педагогической задачи соответствующего полюсного графа. Вершины технологического графа представляют собой дискретные этапы-алгоритмы-методики выполнения отдельных разделов процесса создания комплексной ВКР, а напряжение дуг, отражающее интенсивность передачи учебной информации и сами количественные и качественные результаты решения учебных проблем, отождествляется с функциональными затратами на их частичное или полное разрешение.

Ориентируясь на ранее описанные характеристики форм аттестации и теорию критериального оценивания [2], можно выделить и назначить в качестве критериев анализа как находящихся в стадии создания, так и уже выполненных ВКР, следующие положения:

1). Отражение требований Федерального государственного образовательного стандарта;

2). Полнота использования приобретённых знаний, что, дополнительно к требованиям стандарта, может быть оценено следующими показателями: степенью использования ранее выполненных обучающимся письменных и графических работ; широтой использования материалов различных учебных и производственных практик, методических и прочих разработок и отчётов; логикой и стилистикой изложения; ясностью, доходчивостью, профессиональной грамотностью и насыщенностью языка;

3). Совокупный критерий новизны защищаемых разработок (как педагогического, так и технологического направлений), что также определяется: уровнем разработки оригинальной идеи, представленной в разрабатываемой работе (описание, эскизная проработка, исчерпывающее документальное сопровождение); уровнем и разносторонностью доказательств положений работы; глубиной ретропоиска, системностью анализа подобий, валидностью алгоритмов использованных видов анализа, аргументированностью математического аппарата и т.д.;

4). Готовность разработанных идей к практическому использованию может быть отражена и оценена как: технологическая и методическая законченность предъявленных разработок; аргументировано продемонстрированная способность руководствоваться и следовать цели авторской разработки;

5). Глубина научного поиска наиболее чётко характеризуется широтой и временными рамками использования первоисточников, различных средств анализа текстов, совершенством факторного анализа и др.

В качестве путей решения проблем объективизации оценок ВКР могут использоваться следующие схемы и критерии: выполнение методических рекомендаций по написанию ВКР; внешние рецензии; контроль со стороны параллельных выпускающих кафедр; оценивание предзащит, отзывы профилирующих кафедр и др.

Как показал проведённый анализ, большинство ВКР страдает: эклектичностью изложения (в том числе и из-за излишне подробного и некритического обращения к первоисточникам); тематической разобщённостью глав и разделов; разноплановостью и разноуровневостью поставленных и решаемых задач ВКР, как в группах, так и на факультете (институте) в целом; рассогласованием между обозначенной целью работы и планом её раскрытия, а также отсутствием ясной схемы контроля и перечня критериев оценивания успешности выполнения задания; невозможностью оценки степени участия преподавателя-руководителя проекта в формировании необходимого и достаточного уровня самостоятельности в практической деятельности выпускника; отсутствием индивидуальности в решениях ВКР.

Сопоставление перечисленных факторов позволяет выделить ряд причин такого положения и среди них выявить явные недочёты в обучении и, в первую очередь, слабость деятельностной составляющей: отсутствие выраженной самостоятельности принятия решений; неумение вести самостоятельный научный поиск; неумение разрабатывать алгоритмы решений; слабые навыки владения процессом анализа и синтеза знаний; неспособность к критической самооценке; недостаточная способность к демонстрации истинного уровня владения знаниями.

Кроме того, необходимо отметить некоторые отрицательные стороны самого индивидуального проектирования: значительный, по сравнению с другими видами аттестационных работ, срок исполнения; относительно большая, чем в традиционных формах оценивания, трудоёмкость ответа; обязательность длительного подчинения выбранной тематике в течение большей части заключительного этапа обучения (4-5 курсы); относительная личностная несвобода, подчинённость правилам коллективного творчества; трудности в письменном выражении оттенков смыслового содержания излагаемого варианта решений и ответов и др.

Работа над комплексной ВКР подчёркивает технологичность обучающей функции, присутствующей и активно проявляющей себя на всем протяжении создания проектируемого объекта. С некоторой долей упрощения возможно рассматривать процесс обучения, реализуемый при написании ВКР (и не только на стадии выпускных курсов), в виде дискретных алгоритмических шагов технологического процесса, в котором строго описывается каждая единичная вектор-функция обучения: её аргументы представлены характеристиками выделяемых сегментов знаний - микромодулями.

Алгоритмизация процесса проектирования естественным образом предполагает проявление всех конструктивных свойств алгоритма:

1) дискретность - проектирование развивается и реализуется в тактах времени по предписанию («программе»), вырабатываемому руководителем проектирования с участием исполнителей;

2) детерминированность, т.е. совокупность всех величин, показателей, значений характеристик, получаемых в конкретный момент времени (например, по окончании какого-либо этапа проектирования), должна однозначно определяться совокупностью величин, полученных в предшествующий момент времени (проявление свойств рекурентности и аддитивности);

3) направленность: алгоритм должен исключать безвыходные ситуации в технологии создания работы;

4) массовость - алгоритм выполнения комплексной ВКР должен быть применим к подготовке выпускников по различным специальностям;

5) элементарность - каждая операция алгоритма должна быть, как минимум, понятна всем исполнителям в рассматриваемой локальной группе задач, конкретном блоке проблем, общей системе проектирования.

Предлагаемому алгоритму присущи инвариантные свойства, и он легко преобразуется для использования в различных условиях, сохраняя при этом своё ядро, основное предназначение: внедрение в учебный процесс педагогической технологии, одним из ведущих элементов которой является интенсивная коррекция обученности студентов-выпускников в составе малых коллективов, организуемых по принципу добровольного объединения с целью реализации общей конструктивной идеи комплексной ВКР.

Обладая управляющим воздействием, алгоритмизация процесса проектирования неизбежно сопровождается и некоторыми побочными эффектами: происходит интенсивное расслоение группы исполнителей (особенно явно это

проявляется на первоначальном этапе работы) по уровням обученности, способности удержать темп и заинтересованность в работе и др.; заявленный в начале проектирования уровень сложности общего замысла не всегда выдерживается до заключительных стадий работы; неравномерность процесса выполнения отдельных индивидуальных проектов снижает общий темп и уровень выполнения заданий; практика выполнения проектирования наглядно и жёстко выявляет профессиональную пригодность будущего специалиста (соответствие его личностных качеств специфике профессии); работа над проектом проявляет недостатки работы кафедр; выводы и рекомендации выполняемого анализа итогов проектирования косвенно стимулируют дополнительную нагрузку преподавательского коллектива.

Практика следования руководящим положениям этой системы в подготовке выпускников позволяет выделить следующие основные дидактические условия разработки и реализации педагогической технологии создания комплексной ВКР: наличие конструктивного базиса в форме дидактической системы; наличие аргументированного объективного и действенного контроля и оценивания первоначального уровня обученности выпускника; чётко выраженная цель обучения и учебной деятельности, воспринимаемая и оцениваемая исполнителем как желаемая и достижимая; благоприятная среда обучения (мотивация, стимуляция, отношение референтности и благожелательности в малой группе); эффективные, апробированные методы и средства достижения цели необходимой и достаточной обученности выпускника; действенный текущий и тематический комплексный контроль со стороны преподавателя [10]; разработанные критерии определения завершённости каждого шага проектирования, что свидетельствует о выполнении условий алгоритмичности заключительного периода обучения выпускников и т.д.

В методическом плане рассматриваемая технология:

1). Активно следует и использует законы дидактики общего и профессионального образования, основными из которых являются: закон единства учебной и обучающей деятельности; закон единства обучения и воспитания; закон преемственности знаний и последовательности научного развития [3].

Кроме того, в процессе проведения исследований отмечены закономерности проявления нарастающей активности эвристической деятельности обучающегося и увеличение его познавательного потенциала (интенсивности запроса новых знаний) в процессе обучения, а также углубление рефлексивности воспринимаемой информации.

2). Осуществляет перевод учебной деятельности студента в плоскость поисково-проблемного обучения: в процессе проектирования происходит значительная активизация зон ближайшего развития, стимулирование расширения зон саморазвития с дальнейшим созданием хронального поля малого творческого коллектива. Это обстоятельство расширяет зоны влияния малых коллективов исполнителей, при этом ярко проявляются потенциальные возможности коллективного творчества отдельных личностей, объединённых единой целью, обладающих примерно равным интеллектуальным потенциалом.

3). Направляет воздействие руководителя на выявление глубоко скрытых пробелов в знаниях студентов-дипломников.

4). Активно смещает способ усвоения знаний из пассивной репликаторной в более активную сферу создания и восприятия конструктивных знаний.

5). Дифференцирует общую учебную проблему на ряд заданий и организует соревновательность в их исполнении.

6). Реально обеспечивает на практике протекание учебного процесса в режиме «субъект-субъект».

7). Обеспечивает качественную бесконфликтную композицию положительных факторов одновременно предъявляемых письменных и устных ответов. В этой ситуации цель проверки и требуемый объём ответов достигают наибольшего родственного соответствия, при этом у студента на ограниченном отрезке времени значительно мобилизуются способности мышления, ресурсы памяти, стимулируется познавательная направленность в диалоге с преподавателем, одновременно организуется созидательная совместная деятельность преподавателя и студента, что приводит к получению осязаемого потребительски-целесообразного результата (учебного) труда.

8). Позволяет выделить особенности проведения различных видов обучающего контроля, результаты которого регистрируются в письменном виде; позволяет производить конструктивный анализ хода построения как ложного, так и правильного ответа.

9). Стимулирует преодоление затруднений в общении сторон-участников конструирования комплексной ВКР, возникающих вследствие различий в их социально-педагогическом статусе [8].

При этом решаются две воспитательные задачи:

а) методическая подготовка учителя - будущего формально-неформального лидера, проходящего на тематических семинарах психологический тренинг по смене социального статуса, где происходит постепенное (в некоторых случаях, как показала практика, и революционное) изменение места и статуса индивида (студента-дипломника) в иерархии членов коллектива, т.е. практическое завоевание места лидера;

б) создание и усвоение студентом качественно устойчивой модели поведения со «старшим социальной группы» (руководителем проекта), открытие некоторых сторон и качеств преподавателя не как соперника и проверяющего, а как со-творца, со-исполнителя общего замысла.

10). В предлагаемом варианте технология создания продукта коллективного труда предоставляет возможность эффективного перманентного оценивания, достаточно свободно и алгоритмично корректируя и сроки, и количество этапов написания комплексной ВКР, а также объём поэтапных проверок.

11). Обеспечивает совершенствование профессиональных знаний и повышение общего уровня обученности через диалог конкурирующих групп исполнителей, одновременно участвующих в разработке некоторых частных конструктивных решений и методических разработок.

12). Исключает в оценивании студента контаминацию предвзятых критериев (влияния результатов предыдущих испытаний на последующие оценки), что объясняется: длительностью наблюдения руководителем проекта за процессом творчества каждого контролируемого выпускника (до двух лет); наличием атмосферы со-творчества и отношений «субъект-субъект»; множественностью учитываемых оценок, полученных студентом за весь период обучения по различным дисциплинам.

13). Комплексный характер проектирования позволяет реализовать технолого-педагогический прием «портфолио»: составить приближенный педагогический портрет выпускника на базе всех фиксируемых результатов его учебной деятельности за весь период обучения («шлейф оценивания»).

Выводы. В ряду учебных функций создания комплексной ВКР (наряду с ранее отмеченной - обучающей) выделяются прогностическая, гуманистическая функции и функция диверсификации знаний. Последняя в своей реализации описывает двуединый аналитико-синтетический процесс, характеризующий широту распространения запросов исполнителей-выпускников на различные области изученных ранее наук при поиске наиболее устойчивых многофакторных, многофункциональных и многоопорных алгоритмов решений разнообразных задач проектирования. Последующее проявление этой функции состоит в том, что результат решения, связывая востребованные студентом понятия различных отраслей знаний, создаёт в его сознании новое качественное образование, которое, в свою очередь, само оказывает влияние

на знания студента. Новые знания непрерывно дополняют и совершенствуют прежние; достигается эффект доучивания, эффект повышения уровня профессиональной подготовки и развития качеств социализации выпускников. Показательно, что этот результат вырабатывается-создаётся в значительной мере за счёт самообразования выпускников [5].

Проектирование комплексной ВКР в значительной мере направлено на реализацию прогностической функции. Предопределяя и проектируя предстоящую и настоящую деятельность будущего профессионала, оно одновременно: планирует деятельность выпускающих кафедр вуза, стимулирует повышение квалификации преподавателей; определяет содержание и требования к ВКР, в значительной степени расширяя возможности совершенствования профессионально-педагогической прогностической модели выпускника; выдвигает характеристическим требованием успешности процесса проектирования создание начинающим специалистом целостной области профессиональных, конкурентоспособных знаний [7].

Целостность задаётся как требование, контролируется как результат, сопровождается как процесс, воспринимается как обученность и профессионализм. За рубежом альтернативные указанному течения находят утилитарное воплощение в разработке набора требований компетентности в различных областях [6].

Литература:

1. Абдуллаева, М.М. Субъективные критерии оценивания аттестационной работы в образовательной среде / М.М. Абдуллаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2016. - №8. - С. 9-22.

2. Дюк, В.А. Инструментальные средства интеллектуального анализа данных. - Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. - 161 с.

3. Ежеленко, В.Б. Сохранить вузовское педагогическое образование // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - № 6. - С. 29-41.

4. Карпушкина, Н.В. Учебный проект как новая форма творческой деятельности студентов / Н.В. Карпушкина,

B.А. Кудрявцев // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 97-99.

5. Кинелев, В.Г. Философия образования в XXI В. и её информационные аспекты / В.Г. Кинелев // Вестник культуры и искусств. - 2011. - № 1(25). - С. 31-34.

6. Кларин, М.В. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы / М.В. Кларин, И.М. Осмоловская // Образование и наука. - 2020. - № 10. - С. 61-89.

7. Кутукова, Л.Т. Организация самостоятельной работы студента и модульно-рейтинговая система оценки знаний студента / Л.Т. Кутукова, А.Е. Прохорова // Вестник высшей школы. - 2011. - №1. - С. 22-26.

8. Сбитнева, Г.И. Структура и содержание выпускных квалификационных работ бакалавров / Г.И. Сбитнева, О.В. Дворовенко // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2018. - № 3. - С. 233-237.

9. Оконь, В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. - М.: Высш. шк., 1990. - 382 с.

10. Чекалкин, А.А Повышение квалификации профессорско-преподавательского персонала политехнического университета в педагогической сфере / А.А Чекалкин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2018. - № 25. -

C. 7-22.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи); доцент кафедры средового дизайна Ларионова Нина Львовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи); доцент кафедры средового дизайна Львова Наталья Сергеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи)

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ ЛАНДШАФТНЫЙ

ДИЗАЙН

Аннотация. В статье сделан обзор актуальных публикаций по тематике, связанной с ландшафтным проектированием. На основе данных публикаций и опыта работы авторов статьи сделаны выводы об особенностях подготовки бакалавров по направлению 54.03.01 Дизайн, профиль Ландшафтный дизайн. Рассматриваются аспекты проектирования ландшафта с точки зрения современных требований социума.

Ключевые слова: ландшафтное проектирование, ландшафтный дизайн, проектная деятельность, актуальные задачи дизайна, содержание дизайн-образования.

Annotation. The article provides an overview of current publications on topics related to landscape design. On the basis of these publications and the experience of the authors of the article, conclusions were drawn about the features of training bachelors in the direction of 54.03.01 Design, profile Landscape design. The aspects of landscape design from the point of view of modern requirements of society are considered.

Keywords: landscape project, landscape design, project activities, actual design tasks, the content of design education.

Введение. Педагоги высшей школы решают задачи подготовки квалифицированных специалистов в различных областях деятельности. Такая практическая деятельность, как проектирование в сфере ландшафтного дизайна, также является объектом исследования, с точки зрения преподавания и обучения таким образом, чтобы из стен вуза выходил конкурентноспособный специалист, готовый к самостоятельной деятельности с учетом запросов общества. Для успешного достижения этой цели педагог должен не только владеть методиками, знать специфику ландшафтного дизайна, но и постоянно совершенствоваться, изучать свежие публикации, расширяющие границы его собственных представлений о возможностях средового проектирования.

Задачи, которые ставит перед нами ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, основаны на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.