Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ'

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТ / АТТЕСТАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / СЕТЕВОЙ ГРАФИК / ФУНКЦИЯ ОТКЛИКА / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Игорь Валерьевич, Лобашев Валерий Данилович

Оптимальное построение последовательности исполнения различных этапов комплексной выпускной квалификационной работы имеет решающее значение для полноты восприятия логики её изложения и следования объединяющей идее создания коллективного труда выпускников вуза. Преодоление стереотипов в подходах к определению конечного уровня обученности выпускника посвящена статья, в которой описывается разнохарактерные условия и требования к деятельности исполнителей отдельных разделов комплексного проекта. Подчёркивается динамика перемены ролевых характеристик выпускников по мере продвижения в исполнении задач как коллективного, так и индивидуального назначения. В статье выделены алгоритмы выполнения основных этапов написания выпускной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобашев Игорь Валерьевич, Лобашев Валерий Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF COMPLEX GRADUATION QUALIFICATION WORK

Optimal construction of the sequence of performance of various stages of complex graduation qualification work is crucial for the completeness of the perception of the logic of its presentation and adherence to the unifying idea of creating the collective work of university graduates. Overcoming stereotypes in approaches to determining the final level of graduate training is devoted to the article, which describes the different conditions and requirements for the activities of the performers of certain sections of the complex project. The dynamics of changing the role characteristics of graduates as they progress in the performance of both collective and individual assignments are emphasized. The article highlights algorithms for performing the main stages of writing the final work.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ»

- неукоснительное следование положениям принятой технологии исполнения комплексной ВКР;

- устойчивая развёрнутая целеориентированная групповая и личностная мотивация;

- творческое со-исполнительство руководителей и студентов-исполнителей (обязательность следования принципам «субъект-субъектных» отношений);

- самостоятельность творческих решения в малых группах;

- поддержание атмосферы креативной деятельности исполнителей.

В процессе выполнения комплексной ВКР проявляются возможности преодоления психологического порога перехода от восприятия и простого отчуждения учебной информации к её качественному преобразованию в кортеже «возможности -способности - готовности - компетенции». Заполнение тезауруса происходит с одновременным анализом новизны сообщений на предмет полезности и необходимости их содержания и смысла самому обучающемуся. Единичный акт обучения контролируется и строго отслеживается на основании личностных критериев каждым обучающимся. В результате возникает-создаётся продукт самосовершенствования, композиция личностных ощущений удовлетворённости процессом обучения.

Определяемые педагогические обстоятельства исполнения комплексной ВКР создают предпосылки формирования и дальнейшего развития диалектической петли («отрицания отрицания») качественного преобразования взаимокоррелирующих элементов непрерывно воспринимаемой и уже усвоенной обучаемым учебной информации. Обеспечивается целенаправленный передел образующейся сложности упорядоченных элементов, их превращение из отдельных доменов знаний в устойчивые идеологически развивающиеся связанные структуры-конструкты педагогических критериев. Руководителю предоставляется возможность выделить учебные задачи различного качественного содержания, отражённые на минимально стандартное поле конечных знаний выпускника.

Защита комплексной ВКР, выполняемая коллективом исполнителей по целостному сценарию при разделении ролей между выпускниками подтверждает практику успешного решения всей совокупности воспитательных, образовательных и развивающих задач в соответствии с требованиями стандарта. Практическое воплощение созданной работы дополнительно закрепляет объективную оценку учебного труда.

Литература:

1. Арнольд, В.И. Теория катастроф / В.И. Арнольд / Синергетика и психология. Тексты. - Вып. 1. - «Методологические вопросы». Под ред. И.Н. Трофимовой и В.Г. Буданова. - Изд-во МГСУ «Союз», 1997. - 149 с.

2. Багмутов, В. Из опыта оценки качества учебных занятий / В. Багмутов, В. Митин // Высшее образование в России. -1995. - №3. - С. 90-94.

3. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО / А.П. Беляева. - СПб.; Радом, 1997. - 227 с.

4. Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада. - М., 1993. - 156 с.

5. Джалиошвили, З.О. Логика компьютерного диалога / З.О. Джалиошвили, Б.И. Федоров. - М.: Онего, 1994. - 120 с.

6. Ковригина, В.А. Интеграция учебного процесса и исследовательской деятельности / В.А. Ковригина // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 22. - С. 52-57.

7. Майрамукаева, Ф.А. Подготовка студентов - будущих учителей к проектной деятельности в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова / Ф.А. Майрамукаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 1(26). - С. 193-195.

8. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высш.пед.учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

9. Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования / Я. Скалкова. - М.:Педагогика, 1989. - 224 с.

10. Толшин, А.В. Выпускная квалификационная работа в магистратуре, как оценка качества освоения магистрантом основных образовательных программ / А.В. Толшин // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - Санкт-Петербург:СПбГИК, 2019. - Т. 219: Развитие и совершенствование учебного процесса в вузе. - С. 92-95.

Педагогика

УДК 33:378

топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич

ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Оптимальное построение последовательности исполнения различных этапов комплексной выпускной квалификационной работы имеет решающее значение для полноты восприятия логики её изложения и следования объединяющей идее создания коллективного труда выпускников вуза. Преодоление стереотипов в подходах к определению конечного уровня обученности выпускника посвящена статья, в которой описывается разнохарактерные условия и требования к деятельности исполнителей отдельных разделов комплексного проекта. Подчёркивается динамика перемены ролевых характеристик выпускников по мере продвижения в исполнении задач как коллективного, так и индивидуального назначения. В статье выделены алгоритмы выполнения основных этапов написания выпускной работы.

Ключевые слова: конструкт, аттестация, дидактический принцип, критерии оценки, сетевой график, функция отклика, модель.

Annotation. Optimal construction of the sequence of performance of various stages of complex graduation qualification work is crucial for the completeness of the perception of the logic of its presentation and adherence to the unifying idea of creating the collective work of university graduates. Overcoming stereotypes in approaches to determining the final level of graduate training is devoted to the article, which describes the different conditions and requirements for the activities of the performers of certain sections of the complex project. The dynamics of changing the role characteristics of graduates as they progress in the performance of both collective and individual assignments are emphasized. The article highlights algorithms for performing the main stages of writing the final work.

Keywords: design, certification, didactic principle, evaluation criteria, network schedule, response function, model.

Введение. Проведение выпускных испытаний студентов вузов связано с проблемой объективизации определения действительного уровня обученности будущих специалистов. Затратность и технологическая отшлифованность процедур оценивания вынудило современную школу надолго задержаться на схеме экзаменационных испытаний индивидуальных работ, выполняемых каждым студентом самостоятельно. Условия рыночного хозяйствования переместили акценты требований к выпускникам, ужесточив, ранее находившихся в некотором забвении, требования профессиональных и коммуникационных компетенций. Предложение совместить в возможной степени решение воспитательных, развивающих и обучающих задач на заключительных этапах подготовки выпускника вылилось в разработку технологии написания комплексной выпускной квалификационной работы несколькими мини-группами (3-4) выпускников, подготавливающих решение общей проблемы единой тематики, раскрываемой в исполнении 3-4 индивидуальных проектов (работ).

Изложение основного материала статьи. К решению о выборе варианта выпускных испытаний в пользу написания комплексной ВКР обучаемый, как правило, приходит в середине предпоследнего курса после нескольких встреч-собеседований в составе группы участников предполагаемой совместной деятельности.

Отдельно следует выделить позицию самого выпускника, как субъекта процесса обучения в образовательном учреждении. В немалой степени затраты на подготовку к защите оцениваются как распределённая на длительный срок равномерная работа (почти 2 года), что морально значительно менее напряжённо, чем сдача государственных экзаменов. В действительности же затраты, совершаемые им при написании выпускной аттестационной работы, по объёму значительно превышают усилия по подготовке к государственным экзаменам. В противовес этому предполагается положительный эффект предлагаемой формы обучения: приобретаемые твёрдость, прочность, системность, убеждённость в накапливаемых знаниях, способность к их преобразованию и активному применению через сформированные умения и навыки, обретаемая выверенная личностная позиция будущего специалиста [3].

Обучающийся, формируя умения и совершенствуя навыки научения и самообучения, через практику учебных работ, через курсовую профессиональную (педагогическую) практику и т.д., становится способен к самостоятельно-активным разработкам абстрактных заключений, к построению продукционных понятий. Он практически самостоятельно проходит путь создания своих собственных относительных истин, отстаивать которые он будет как в процессе, так и по окончанию создания комплексной ВКР.

Проектирование и написание коллективного проекта обеспечивает не раздельно-прерывистый, как в традиционных формах оценивания, а пролонгированный минимум на два года контакт с преподавателем-тьютором, по сути, с консультантом-соисполнителем в составе и по правилам деятельности малой творческой группы. Мини-группа утверждает форму контакта в системе «субъект-субъект». В этом случае изучается и воспринимается некоторая устойчивая модель взаимодействия личности и коллектива. Она реализуется уже как усвоенный тип поведения (и в первую очередь -поведения в составе малой группы). Обосновывается определённая школа риторики, что принципиально важно в профессиональной подготовке будущего специалиста [1].

Практика проведения занятий на старших курсах вуза показывает, что в наибольшей степени знания, получаемые при изучении специальных дисциплин, интегрирует курсовой проект (курсовая работа) [2]. Это с большой степенью вероятности обосновывает целесообразность определения тематики аттестационных работ и последующую выдачу заданий на проектирование на рубеже освоения и начала активного применения понятийно-терминологического тезауруса, что соответствует усваиванию будущими выпускниками на предпоследнем курсе большей части (70-80%) профессионального тезауруса.

Педагогические цели, достигаемые на различных этапах создания комплексной ВКР, представлены в виде таблицы, где выделены основные переходные этапы и связующие элементы, позволяющие чётко отделить этапы друг от друга, откорректировать цели, раскрыть учебные задачи, определить полноту решений. Элементы таблицы позволяют проакцентировать положительные аспекты конструктивных особенностей внутренней организации и процессов создания комплексной ВКР. За основу структурной организации этого процесса принято модульное обучение.

В педагогической практике замысел работы (в данном случае - комплексной ВКР), выполняемой коллективом учащихся, предварительно прорабатывается преподавателем. Успешное воплощение замысла гарантируется, в первую очередь, целенаправленным, грамотно проведённым в ходе обратного пилотного исследования, достоверным расчётом [этап I-A]. Он выполняется в несколько итераций по вектору: от предполагаемого конечного результата - к новой, модифицируемой в процессе критического ретроанализа, редакции замысла и, в конечном итоге, представляется преподавателем в качестве реально достижимой финальной цели обучения для каждого обучаемого и учебной группы в целом.

Разрабатываемое логическое дерево целей начинает строиться с помощью и при деятельном участии студентов предпоследнего курса и является отражением процесса «обратного хода» постановки, эскизно-проектного построения задачи, критического анализа поисковых решений частных проблем и затруднений, и отработки сценария создания аттестационной работы. Её приемлемо совершенное формирование заканчивается на последнем курсе. Характерно, что происходит это одновременно-параллельно и для групп, только приступающих к работе (предпоследний год обучения) и для групп, находящихся на самом напряжённом участке пути - согласовании, общих исходных и проектируемых в качестве частных личных заданий, параметров конструктивных решений выпускных ВКР (заключительный период обучения). Таким способом достигается непрерывность и логическая неразрывность работ над темами, воплощение которых может потребовать усилий нескольких выпусков различных групп обучаемых. На практике реализуется классическая схема обмена информацией между различными слоями-стратами педагогической системы: происходит «передача» идей и мотивов поисковой деятельности между группами обучающихся.

Подобная параллельно-последовательная во времени работа групп обучающихся, приступающих к проектированию ВКР и уже заканчивающих создание своих выпускных проектов, обеспечивает преемственность педагогических ситуаций, способствует передаче сущности разрабатываемых тем, раскрывает основы их целеполагания и в значительной степени обеспечивает сохранение положительной мотивации написания комплексных ВКР от выпуска к выпуску.

На начальных этапах разработки происходит диверсификация [этап II-B] и дискретизация [этап III-C] общего замысла до уровня блоков, тем, идей, конкретных решений и технических заданий, предлагаемых группе исполнителей. С помощью руководителя разработки комплексной ВКР каждым обучающимся самостоятельно формализуется задача поиска знаний качества и объёма, необходимых для решения выбранной им проблемы. Дискретизация идеи на отдельные темы и блоки происходит под влиянием и знаком понижения объёма незнания будущего выпускника до приемлемого для исполнителя комплексной ВКР уровня.

Далее положительные варианты решений частных задач интегрируются [этап IV-С], и синтезируются [этап V-D], проходя некоторый качественный передел, что обеспечивает «стартовое» успешное целенаправленное решение сначала одной малой, а затем и полной совокупности всё более усложняющихся частных и общих задач.

Таблица

Этап Конструкт Алгоритмы выполнения Дидактический материал

I-A Перспективная проработка Замысел Объяснить общую концепцию создания комплексной ВКР. Заинтересовать конкретной идеей. Убедить в достижимости реального результата. Сформировать первичный образ задачи. Эскизы, схемы, модели, аналоги конструктивных решений. Анкетирование.

II-B Эскизное проектирование Эскизная проработка общего и частных решений Совместно в формате всех малых групп, сформировать первоначальный вариант решения (общего замысла и конкретных блоков). Обозначить границы областей решений Выбор приемлемую (по его силам) тем. Проблемные задачи по теме проектирования. Постановка и решений учебных задач по нарастающей сложности.

III-C Индивидуальное проектирование Первичный модуль задачи для мини-группы Сформировать первичные коллективы. Определения лидеров групп. Назначить ответственных в малых группах. Закрепить протокольно темы выпускных работ в составах всех малых групп. Принципиальные схематические решения всей задачи - эскизы, схемы, контурные модели, расчёты.

IV-D Компоновка сборной пилотной работы Тема конкретной индивидуальной работы Локализовать личностную задачу выпускника. Обозначить уровни и области решений. Выделить начальные этапы исполнения аттестационной работы. Организовать начальные контакты руководителей и членов малых групп. Курсовые проекты. Пилотные варианты решений конкретных ситуаций. Рефераты и их анализ.

V-E Техническое проектирование Совокупный модуль комплексной работы Выделить общие начальные задачи. Организовать их обсуждение и решение на семинарах разработчиков ВКР. Компоновочные решения, чертежи, модели, расчёты.

VI-F Анализ комплексной ВКР Комплексная ВКР Произвести аналитический синтез результатов. Дать качественную оценку полученных результатов с учётом внесенных в процессе создания работы корректировок начальной идеи. Модель, чертежи, эскизы. Анализ выступлений. Коррекция заключительных выводов.

Конечный результат решённых проблем (единичный, либо комплексный конструкт), получаемый в результате изучения и освоения некоторой совокупности ранее выделенных модулей проблемно-задачного обучения в малых группах исполнителей и выражаемый в первоначальных умениях преодоления проблем, подобных изученным, позволяет перейти к поэтапному созданию итоговой работы, удовлетворяющей общим заявляемым требованиям, в последующем предъявляемых аттестационной комиссией ко всем исполнителям [этап VI-E].

Процесс практического использования знаний при создании комплексной ВКР сопровождается формированием устойчивых умений их направленной реализации, т.е. обучаемый в развитии процесса обучения самостоятельно приобретает навыки научного поиска. Аттестационная работа становится связующим звеном между исполнителями, имеющими общность взглядов на его предмет, цели и ценности предполагаемой деятельности [4]. Подобная общность позднее переносится уже самим выпускником на организацию процесса дальнейшего обучения [5].

При разработке дидактической системы технологии создания комплексной ВКР использовался эффект интенсифицирующего действия следующих дидактических принципов обучения:

- Политехнический принцип реализуется в синтезе различных областей учебных знаний, применяемых при решении проблемных задач, возникающих в процессе создания работы, использовании контрастирующего влияния межпредметных связей для аргументации принимаемых решений.

- Принцип профессиональной направленности осуществляется благодаря строгому отбору тематики создания комплекса аттестационных работ, решающих общую глобальную проблему при общей практической направленности результатов выполнения аттестационных работ.

- Принцип комплексности проявляется в непрерывном сочетании и взаимодействии целей и задач индивидуальных аттестационных работ и общего направления проектирования, сочетании и совместном действии частных методик выполнения этапов аттестационной работы.

- Принцип индивидуализации направления совершенствования подготовки выпускника утверждает личностно-деятельностный, гуманистический подходы к подготовке обучаемого, раскрывает индивидуально-направленный характер обучения каждого выпускника.

- Принцип гуманизации определяет учебно-воспитательную направленность всего процесса выполнения работы, задаёт и контролирует сочетание социальной и профессиональной направленности выполняемой аттестационной работы.

- Принцип интенсификации проявляется в активном профессионально направленном поиске решения возникающих проблем, выполняемом в строго заданном сетевом графике выполнения работ над аттестационной работой при полно и неукоснительно заданной личностной ответственности.

- Принцип интеграции обеспечивает сочетание и успешное решение различных проблем, составляющих в комплексе основу аттестационной работы, выполнение этого принципа позволяет выпускнику получить более высокую квалификацию по осваиваемой профессии.

К основным методическим принципам разработки комплексной ВКР, являющимися частными положениями технологии её создания и определяющими структуру проектируемой работы как системного объекта, можно отнести:

1. Строгое детерминирование по этапам выполнения проекта задач, выдвигаемых самим процессом выполнения комплексной ВКР:

- формирование умений и навыков выделения целей и задач каждого этапа;

- развитие умений определения критериев оценки результатов решений, как проблем общего плана, так и локальных задач;

- развитие на конкретном варианте частной проблемы общего замысла способностей учёта проблем взаимосвязанных частных задач;

- развитие и закрепление навыков самообразования;

- воспитание способности разумного подчинения общему мнению коллектива;

- практическая тренировка навыков отстаивания своей точки зрения в профессиональных публичных выступлениях, дискуссиях, спорах;

- воспитание и развитие навыков руководства коллективом и т.д.

2. Учебная направленность содержания в сочетании с активной мотивацией достижения конечной цели создания аттестационной работы:

- прорабатывается материал совокупности учебных дисциплин в процессе активного поиска конкретных ответов на сформулированную проблему;

- стимулируется повышение положительной мотивации;

- адрес запроса (формулировка проблемы) обучаемого к содержанию учебных дисциплин определяется потребностью в информации, но не исключительно логикой её прошлого изложения - это в корне меняет мотивационную базу, запрос сохраняет активность до полного разрешения проблемы и, как правило, выходит за пределы изучаемых объёмов учебной дисциплины;

- конкретизируется и активизируется мотивация достижения цели: разрешение задачи становится специфично своей обязательностью достижения цели; в жёстких условиях принятых конкретных решений происходит интенсивная тренировка в преодолении стрессовой ситуации «ожидания неуспеха».

3. Подчинение средств достижения цели парадигме гуманитарного образования: интенсивность процесса создания комплексной ВКР обусловливается энергетическими характеристиками субъект-субъектных отношений, их природосообразному развитию, направленному на достижение цели выработки решений, в наибольшей мере сохраняющих общее равновесие, обеспечивающих стабильное поступательное развитие подсистем (качественное развитие общего тезауруса учебной группы, группы исполнителей).

4. Непрерывное развитие, конкретизация и увеличение мощности совершенствующихся критериев оценивания достижения цели; в ситуации создания комплексной ВКР отправными критериальными показателями служат: оперативные знания, тактическая информированность, стратегическое целеполагание.

5. Системность и сегментарность используемого учебного материала, что характеризуется его блоковой организацией, детерминированностью составляющих элементов, алгоритмическими правилами их выполнения.

6. Построение сетевого графика выполнения работ и проведение испытаний с учётом качеств и возможностей каждого выпускника.

7. Применение показателей постоянного сопровождающего контроля к каждому шагу выполнения комплексной ВКР.

8. Жёсткая, но при необходимости энергично корректируемая, подчинённость действий и решений, принимаемых исполнителями, требованиям природосообразности процесса и сохранении генеральной линии подчинения усилий участков общей разработки целям достижения намеченных результатов работы.

9. Выполнение требований технологической алгоритмизации, конкретизирующих в практическом исполнении каждого шага, этапа выполнения работы требования общей дидактики.

10. Нормативная интеграция в итоговом продукте аттестационных работ, непрерывно создаваемых отдельных, доводимых до логически законченного совершенства, конструктивных элементов индивидуальных проектов (частей изделий, блоков расчётов и т.п.).

11. Системность технологии создания комплексной ВКР, позволяющая применять её для решения ведущие алгоритмы основополагающих образовательных задач функционирующих на различных уровнях обучения.

Методически решение большинства проблем создания комплексной ВКР носит характер концентрационности, согласно которому поиск решения осуществляется путём многократного обращения к проблеме на качественно развивающемся, пошагово повышающемся уровне. По сути на начальных этапах выстраивается тривиальная пирамидообразная функция отклика процесса обучения, на поверхности которой формируется восходящий маршрут-последовательность шагов достижения решения проблемы. Ход поиска алгоритмичного и конкретного решения тяготеет к многопараметрической равновзвешенности: разработчик (исполнитель раздела ВКР) ищет решение очередной частной проблемы, постепенно, последовательно в несколько итераций оптимизируя характеристики, изучая различные аспекты задачи, последовательно сужая области принимаемого решения.

Технология создания комплексной ВКР позволяет выпускнику, в процессе работы над ней, построить, ориентированную в пространстве своей обученности, первичную продукционную сеть (локальную область полипространства личностной учебной деятельности): систему личностных знаний, инвариантную структуре профессиональной модели будущего специалиста, элементы которой заполняются содержанием учебных дисциплин в режиме неукоснительного подчинения требованиям образовательного стандарта.

Концептуальными основаниями разработанной технологии являются:

- этапность, что предполагает следование диагностически отлаженному алгоритму выполнения заданий, конструктивно поддерживаемого функционирующими параллельно во времени, но с различной интенсивностью, частными методиками создания ВКР (в пилотном варианте разработаны и апробированы шесть основных методик);

- мотивированная созидательная направленность труда выпускников на создание личностно-значимого и личностно-ценного продукта - комплексной ВКР;

- идеологическое единство содержания и разрешения проблемных задач создания аттестационной работы, позволяющая поэтапно и всесторонне раскрывать основные принципы индивидуально-коллективного обучения;

- гибкость и корректируемость процесса, учитывающие основные аспекты субъект-субъектных отношений, что позволяет значительно интенсифицировать процесс создания конечного продукта, повышая действенность каждого занятия.

Стратегия исполнения комплексной ВКР опирается на:

- многофакторный подход к анализу совокупности компонентов дидактической системы создания работы;

- системный подход, обеспечивающий объективность диагностического контроля процесса и адресное активное корректирующее воздействие на участников создания комплексной ВКР;

- интегративно-модульный подход к формированию концептуальных положений учебного процесса;

- личностно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование и интенсивное развитие профессиональных качеств индивида в процессе создания комплексной ВКР;

- преемственность этапов обучения выпускника образовательного учреждения с акцентом на заключительный период его обучения;

- формирование «модельных» основ профессионально ориентированной креативной и когнитивной деятельности выпускника;

- организацию процессуально-технологической системы написания всех разделов и составных индивидуальных проектов комплексной ВКР, как итога коллективно-индивидуальной учебно-созидающей деятельности.

Выводы. Предложенные к рассмотрению и использованию принципы, методы, конкретные положения педагогических технологий позволяют разрабатывать практические рекомендации и методические пособия по выполнению аттестационных работ для выпускников различных специальностей и форм обучения.

Литература

1. Гусева, А.И. Система оценки качества информационно-образовательных ресурсов / А.И. Гусева, С.И. Гаврилов // Качество. Инновации. Образование. - 2010. - №5. - С. 24-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Домрачев, В.Г. Построение лингвистических шкал для оценивания характеристик качества информационно-образовательных услуг / В.Г. Домрачев / Качество. Инновации. Образование. - 2010. - №11. - С. 34-40.

3. Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе / С.И. Зиновьев. - М.: Высшая школа, 1975. - 316 с.

4. Орлов, В.И. Метод и способ в дидактике / В.И. Орлов // Специалист. - 2001. - №8. - C. 29-30.

5. Прядеко, А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся / А.А. Прядеко // Педагогика. - 2002. -№3. - C. 8-15.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Определение уровня обученности выпускника вуза остаётся одной из актуальных проблем высшей школы. В статье отмечаются тенденции коллективного творчества при подготовке студентов к аттестационным испытаниям. Описываются критерии анализа выпускных квалификационных работ. Выделены негативные стороны индивидуального проектирования и предложены некоторые пути преодоления создавшейся педагогической ситуации. Создание комплексной выпускной квалификационной работы подчинено общим законам дидактики, активизирует посылы социализации выпускников, совершенствует профессиональные компетенции. Предложенная технология позволяет приблизиться к решению задач, выдвигаемых гуманистической образовательной функцией.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, малая группа, дидактическая корреляция, критериальное оценивание, гуманистическая функция.

An^tatton. Determining the level of training of a university graduate remains one of the most pressing problems of higher education. The article notes the trends of collective creativity in the preparation of students for certification tests. The criteria for the analysis of final qualifying works are described. The negative aspects of individual design are highlighted and some ways of overcoming the existing pedagogical situation are proposed. The creation of a comprehensive final qualification work is subject to the general laws of didactics, activates the messages of socialization of graduates, improves professional competencies. The proposed technology allows us to approach the solution of the tasks put forward by the humanistic educational function.

Keywords: final qualification work, small group, didactic correlation, criterion assessment, humanistic function.

Введение. Проблема объективности в оценивании конечного уровня обученности выпускника вуза длительное время остаётся основным затруднением в определении меры компетенции формирующегося специалиста. В качестве предварительного замечания необходимо отметить, что технологически корректный, тщательно выверенный процесс оценивания приобретаемых студентом различных показателей компетенций обеспечивает совершенствование его ориентации в вероятностной среде, развитие деятельностного сочетания признаков чувственного логического познания и элементов материализации их проявления, интенсивную и яркую реализацию отношений тесной связи и взаимозависимости со всеми параметрами познавательных процессов (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Такая форма контроля позволяет не прерывать сам процесс обучения, стимулируя и одновременно обязывая аттестуемого создавать многогранный образ изучаемого объекта. Обучаясь, человек воссоздаёт объект познания не в форме чистого опыта, но посредством актуализации всей системы сознательных и бессознательных представлений. Показательно, что в этом состоит весьма значительное проявление действующих мотивов и интересов личности. Они «ведут» сознание, диктуют и подчиняют целям обучения волевой настрой обучающегося [41.

Изложение основного материала статьи. Поэлементный контроль усвоенных знаний, представленных глубоко эшелонированной знаковой структурой, элементы которой в различных своих сочетаниях и пропорциях образуют выделяемые учебные дискреты первичных, базальных знаний, развиваемых умений, закрепляемых навыков - органически предъявляет некоторый агрегат функциональных составляющих процесса контроля, осуществляемого преподавателями профессиональных учебных заведений всех уровней. К показательным особенностям контрольно-оценочной деятельности относится необходимость оценивать результаты, с одной стороны, дискретно для каждой изучаемой дисциплины, раздела, вида обучения и т.д., а с другой - комплексно, с учётом интересов всего процесса обучения [1].

В процессе создания комплексной выпускной квалификационной работы (ВКР), выполняемой малым коллективом выпускников вуза (от 2-3 до 6-7 человек), объективно присутствуют и проявляются основные дидактические закономерности. Они синтезируют базис обученности студента, позволяют выделить качественные инновации вырабатываемого варианта процесса обучения. Так взаимосвязь процессов формирования личности с профессиональным обучением проявляется в следующих признаках: единстве интеграции и дифференциации целей и задач индивидуальной и коллективной деятельности в процессе создания комплексной выпускной квалификационной работы; дидактической корреляции общего, политехнического и профессионального образования в содержании отдельных глав каждого раздела ВКР и общего содержания коллективного результата творчества группы в целом; расширении возможностей полной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.