Педагогика
УДК 33:378
топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич
ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);
кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки дидактического обеспечения процессов создания комплексной выпускной квалификационной работы. Описываются особенности противоречий индивидуальных методов обучения коллективным характером обучения в вузе. Обозначен вопрос объективности оценивания конечного уровня обученности выпускника вуза. Отмечены пробелы в организации применяющихся в настоящее время систем аттестации выпускников. Выделены изменения в ролевых обязанностях и проявляемых позициях исполнителей выпускных работ и руководителей проектов. Представлены конкретные разработанные методики предназначенные для практической реализации группового выполнения работы, поэтапного сопровождения каждого индивидуального проекта и обеспечения успешной защиты всей совокупности отдельных частей комплексного проекта.
Ключевые слова: дидактика, комплексная работа, методика, оценивание, критерии, аттестация, учебный труд, прагматика, алгоритмичность.
Annotation. Article is devoted to the development of didactic provision processes for the creation of comprehensive graduation qualification work. The peculiarities of contradictions of individual methods of teaching by the collective nature of education at the university are described. The question of the objectivity of assessing the final level of the university graduate's training is indicated. There are gaps in the organization of the graduating systems currently in use. Changes in role responsibilities and the positions of graduation performers and project managers have been highlighted. Specific developed methods are presented for the practical implementation of group work, phased support of each individual project and ensuring the successful protection of the entire set of individual parts of the complex project.
Keywords: didactic, complex work, methodology, evaluation, criteria, certification, training, pragmatism, algorithmic.
Введение. Генеральным направлением модернизации Российской школы является инновационный поиск. Транзитивная экономика, предваряя переход к полноценным рыночным отношениям, потребовала скорейшего разрешения проблем различного уровня в деятельности образовательных учреждений. Обеспечивая полное взаимодействие всех участников образовательного процесса, педагогическая деятельность трансформирует содержание учебных дисциплин в соответствии с принятым стандартом и требованиями социума как непосредственного заказчика интенсификации воспроизводства рабочей силы. Целеполагание создаваемой системы обучения переориентируется с позиций ретроспективного изложения учебной информации на полное раскрытие потенциала обучающегося, подчёркивая его свободу в создании и управлении самим образовательным процессом. Обучение становится антропоориентированным. Всепроникающе и глубоко функционально объединяя элементы ментального и сугубо практико-содержательного опыта обучающегося, оно обеспечивает качественную трансформацию каждого излагаемого учебного сообщения в сущностные составляющие гуманитарного, личностного знания.
Изложение основного материала статьи. Специфика подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования состоит, в частности, в необходимости их обучения широкой палитре компетенций, находящихся в строгой корреляции между собой. Выполнение такого достаточно высокого требования, требует подготовки специально обученных педагогических кадров. Определение требований к преподавательскому корпусу, способному обеспечить заданную комплексность обучения будущего специалиста вырастает в достаточно сложную задачу.
Присутствующие в практике образовательного учреждения объективные противоречия между индивидуальным характером восприятия и усвоения учебного материала ограниченной (тем же образовательным стандартом) тематики, индивидуальными, разбитыми на слабо связанные разделы специальных дисциплин, учебными сообщениями при сохранении преимущественно коллективных форм обучения, способствуют хаотической дифференциации и не менее бессистемной интеграции всех элементов учебного процесса. Это обстоятельство не способствует становлению самостоятельно мыслящего и конкурентоспособного профессионала. Предпринимаемые исполнителями современной образовательной парадигмы усилия по совмещению требований сохранения типовой формы управления совокупностью педагогических функций (воспитательной, образовательной и развивающей) и современными требованиями индивидуализации маршрутов обучения каждым обучающимся не приводят к ощутимому успеху [6].
Непрерывно модифицирующиеся (часто радикально) требования к содержанию и формам педагогических концептов приводят к непрекращающимся реконструкциям в целом самой педагогической системы. Создаваемые многочисленные варианты образовательного пространства не отличаются концептуальной законченностью, предъявляемая гамма способов отражения и последующего восприятия интегративной картины мира не достигает своей конечной цели: донесения идеи всеобщего, завершённого знания, заменяя, достраивая его модель в постулатах-терминах частно-научного знания [3].
Преобразование относительно стабильных систем готовых знаний, преподносимых современной педагогической системой в форме набора понятий, алгоритмов, правил и т.д., преимущественно подлежащих запоминанию, выявляет противоречия между сложившимися методами обучения и целостной содержательностью практической профессиональной деятельности, что, в частности, выражается в организации комплексов компетенций выпускника вуза. Отсутствие чётко выраженной и методически совершенной направленности программ обучения на адресное внедрение практических результатов обучения как следствие приводит к скрытому кризису профессиональной экспектации. Кроме того, действующие учебные планы профессиональной школы предписывают выпускнику номинально узкую специализацию, что не позволяет достичь достаточно широкой (согласно требованиям современного рынка труда) качественной подготовки выпускника.
Логическим итогом эволюционного развития образовательных систем и их социального приложения - педагогических технологий, явилось создание и глубокое преобразование форм обучения, способных функционально объединять наиболее продвинутые качества коллективного и индивидуального обучения.
В профессиональном образовании, как эволюция элементов процесса обучения и отражение прогрессивного развития педагогики, находит эффективное воплощение технологизация процесса обучения. Поступательное развитие технологий образования на практике привело к необходимости сообщения обучаемому определённого постоянно увеличивающегося
объёма знаний, позволяющих ему не только преодолеть нарастающие трудности и кризисные проблемы социализации в нынешних условиях транзитивной экономики, но и обеспечивающих необходимый уровень раскрытия базисных понятий достаточный для успешного саморазвития [7].
Определение и назначение этого минимума и последующее оперативное его оценивание составляют одну из главных задач современной педагогики. Принципиально непреодолимое затруднение всей квалиметрии обученности заключается в обеспечении дифференциации задаваемой сложности всех видов и уровней контроля при сохранении обязательной интеграции текущей, рубежной, итоговой и др. аттестаций. Практическое применение аппарата квалиметрии доказывает обязательность дальнейшего исследования характера и параметров насыщения критериев, состава и других характеристик базовых понятий квалиметрии, таких как:
- обученность - характеризующую достаточный суммарный объём знаний, интеллект и на их фоне выделяющую степень владения обучающегося специальными знаниями;
- квалификацию - отражающую требуемый уровень проблемности выполняемой (учебной) деятельности;
- компетенцию - фиксирующую степень соответствия квалификационным требованиям специальных знаний, умений, навыков демонстрируемых обучаемыми (низший предельный положительный показатель обученности); следует отметить, что на практике фактически в первую очередь решаются вопросы установления компетенции, и лишь затем - определение убедительного уровня профессионализма;
- эффективность влияния на обучающегося процессов и результатов контроля, характеризующую воспитательное следствие утверждения и самоутверждения личности через осознание ею объективности сторонней оценки осуществляемой (выполненной) деятельности (в наипростейшем случае - признание личностью результатов проверки как объективной реальности);
- глубину правомерности применяемых критериев, их дидактической ценности, определяющих убедительность и объективность всей системы оценивания, и в итоге, назначающий статус её правомочности и др.
Существующие системы аттестации не позволяют достичь совершенной гарантии глубокого объективного контроля (оценивания) и одновременного выполнения требований оперативной коррекции уровня обученности выпускников. В корне изменённые нетрадиционными педагогическими обстоятельствами, условия выполнения задач завершающего этапа обучения специалиста могут быть разрешены только в комплексе и подчинённо всем требованиям образовательных технологий. Свобода выбора темы комплексной ВКР (выпускной квалификационной работы) при синхронном подчинении самого выбора и характера работы над ней интересам коллектива делает творчество выпускника более осмысленным, сознательным, продуктивным и ощутимо более результативным. Выполняемая коллективом студентов-выпускников старших курсов, проектируемая работа конструктивно разделяется на отдельные разделы, в совокупности охватывающие отдельную проблему, задачу, предложенный расчёт, поиск решения перспективной идеи. Коллектив разработчиков, как правило, формируется из мини-групп по 2-4 человека при общей численности до 10-15 человек. Структурный анализ методов индивидуального развивающего проблемного обучения позволил выделить и отобрать наиболее действенные и продуктивно формирующие всю систему приёмы, элементы, образующие в совокупности с базисными положениями систем коллективного обучения, основу технологии написания комплексной ВКР [5].
Выделяются следующие характеристики современного подхода к аттестации:
- сохраняется массовое и устойчивое применение преимущественно экзаменационного варианта аттестации выпускников образовательных учреждений;
- прослеживается устойчивая ситуация заинтересованности экзаменаторов в удержании сложившейся процедуры оценивания, что приводит к фактическому жёсткому выхолащиванию самой идеи объективизации оценки;
- вариация форм аттестации выпускников очень ограничена, она в значительной мере стесняет динамику и разнообразие форм и методов контроля, кроме того номенклатура форм и сценарии методов контроля крайне строго оговорена действующим стандартом;
- тенденция перехода профессионального образования к парадигме личностно ориентированного деятельностного обучения продиктовала необходимость разработки и внедрения форм контроля, выявляющих и объективно оценивающих степень участия, ответственность за наличие (приобретение) профессиональных знаний самого обучаемого.
Когнитивная и креативная составляющие деятельности обучаемого, принимающего в составе сложившегося малого творческого коллектива участие в проектировании комплексной ВКР, пересекаются, накладываются и, дополняя друг друга, подготавливают базу развития самооценки обучающегося. В этот период ярко утверждается его позиция внутри коллектива, происходит становление чрезвычайно важных для профессионала способностей оценки своего места в коллективе и восприятия результатов объективного анализа реакции коллектива на свою деятельность. Объединённая деятельность преподавателя и обучающегося обеспечивает существенное мотивационное утверждение дальнейшей активизации профессиональной направленности деятельности выпускника и иногда предопределяет достижение им решительного прорыва (на уровне инсайта) в поиске конструктивных решений общей проблемы путём построения собственных доказательств и поиска-синтеза эвристических находок. В этом случае даже значительная интенсификация обучения, в силу присутствия положительных эмоций эмпирического характера разрешения поиска, не перегружает психику обучающегося. Дополнительно необходимо подчеркнуть добровольный характер выбора темы и самостоятельно избираемый уровень трудности исполнения всех разделов проектируемого учебного продукта: здесь в значительной мере начинает утверждаться эффект гуманистической функции создания комплексной ВКР.
Выбор вида выпускных испытаний осуществляется самим обучаемым самостоятельно в режиме неограниченного времени выбора решения. В случае принятия им решения о написании комплексной ВКР он вступает в содружество с одной из малых творческих групп (3-5 чел.), комплектуемых внутри учебной группы с помощью и при участии преподавателя-руководителя разработки комплексной ВКР.
Комплексная ВКР, в известной мере, позволяет преодолеть объективную методическую сложность контроля и оценивания профессиональной подготовки учащихся. Это особо ярко проявляется на заключительных этапах обучения будущего профессионала и характеризует значительную потерю ценностного отношения знанием, доведённого до уровня конкретного навыка, подчинённого производительному воплощению смысла деятельности. Педагогическая технология создания комплексной ВКР в составе малого коллектива функционально направлена на решение технологической задачи достижения наивысшей производительности совместного учебного труда без значимой потери ощущения новизны его элементов. При этом реализуется форма обучения в виде создания комплексной ВКР, технология написания которой есть частное выражение дидактической системы обучения. Адресно направленная реализация воспитательной и развивающей функций заключительного этапа обучения выпускника обеспечивает значительную ревальвацию исходного уровня ценностной составляющей, прагматически применённых в конечном продукте аттестационной работы, учебных знаний, возвращая им качественно обогащённую эмоционально-гуманистическую педагогическую составляющую процесса обучения. Можно сделать предварительный вывод о том, что этот вид аттестации выпускника образовательного учреждения
способствует более чёткому проявлению и расширенному представлению ценностного смысла образования, как комплексной категории в отличие от более узкого понятия - обучение [2].
Применение рассматриваемой технологии, качественно развивающей основные положения методов проектов, формирует и оттачивает основы технологической культуры, воздействуя в различной степени на всех её участников и исполнителей. Конструируемая дидактическая ситуация позволяет проанализировать более широкий круг показателей обученности обучающегося и качественно изменить процесс контроля уровня обученности выпускника, сделав его многоплановым, более глубоким, перманентным, многоярусным. В этом случае акцент перемещается на личное участие обучающегося, самокоррекцию пути и планированию этапов ликвидации выявляемых пробелов в образовании. Создание технологии написания комплексной ВКР отражает возрастающую деятельностную ответственность, обязанность и потребность всех разработчиков этого «вложения» педагогической системы участвовать в реализации наиболее ответственного этапа формирования специалиста в стенах вуза, управлять воспитанием и профессиональным становлением выпускника образовательного учреждения. Переход от методики к технолого-педагогическому изложения содержания дисциплины позволяет «использовать» некоторую приостановку в количественном развитии тезауруса выпускника на заключительных этапах обучения. В этих обстоятельствах становится возможным обратить усилия на достижение значительного качественного улучшения профессиональной обученности будущих специалистов [4]. При этом контрастно проявляются интегративность, проблемность, контекстность выделенного этапа обучения.
К дидактическим основам технологии создания комплексной ВКР можно отнести:
а) алгоритмичность разработанной и постоянно совершенствующейся педагогической технологии, изначально предрасположенной к стратегии оптимизации и саморегуляции;
б) мобильность, возможность настройки, пластичность и устойчивость в приложении к широкому классу аттестационных работ;
в) возможность оптимальной разбивки учебного материала на отдельные блоки при проведении многоуровневого анализа исходного дидактического материала и самого процесса обучения, основанного на предложенной технологии;
г) чёткий аппарат сравнения, набор матриц создаваемых в процессе реализации отдельных положений предлагаемой технологии, чем обеспечивается исчерпывающе полное раскрытие механизмов и процедур разграничения оценки параметров процесса обучения от результатов, достигаемых группой, либо отдельными личностями (выпускниками);
д) создание достоверного, легко воспринимаемого «портфолио выпускника», представляемого в виде итогов реализации поискового варианта критериально ориентированной оценочно-контрольной функции, чем стимулируется конструирование и наполнение базы данных учебной деятельности обучаемого: в отношении выпускника эффективно реализуется методика «портфолио», производится полная регистрация всех результатов его обучения и отношения самого обучаемого к этим результатам;
е) контролируемую динамику нарастающей трудности задач каждого этапа (контроль осуществляется практически на каждом этапе создания конечного продукта - аттестационной работы);
ж) направленность всех элементов осуществляемого учебного процесса на выявление и компенсацию всех отмечаемых пробелов знаний обучаемого (доучивание выпускника).
Методология построения дидактических систем комплексных ВКР предполагает проектирование технологии их создания на основе принципов научности, всесторонности, систематичности, взаимосвязи учебных предметов, интеграции, дифференциации содержания, технологий, методов и методик обучения. Выполнение этих требований позволило разработать и использовать в процессе создания комплексной ВКР следующие методики:
- критериального отбора вариантов базовой темы разрабатываемой аттестационной работы и перманентных шагов её создания;
- принятия оптимального решения отдельных текущих задач проектирования на проблемно-эвристическом уровне;
- управления и контроля процессом создания органически целостной выпускной работы;
- реализации принятых частных решений, являющихся элементами коллективно-индивидуальных действий;
- нелинейного структурирования и последующей оптимизации учебного процесса;
- методику, стимулирующую применение и последующее раскрытие обучающимся в процессе решения задач разработки и написания аттестационной работы свёрнутых информационных структур, активизирующих креативную деятельность; дополнительно эта методика может быть описана в виде системы, синтезирующей принципы блочно-модульного обучения с элементами развивающего и поисково-исследовательских методов [1].
В качестве подготовительных работ в учебном процессе, в котором предполагается применить итоговую проверку в виде определённой комплексной ВКР, необходимо разработать инновационные механизмы, способствующие интенсификации процесса обучения. На этом этапе для ВКР конкретной тематики применяются процедуры-функции:
- оптимизация последовательности разработки и реализации сегментов и блоков учебной информации и разработка нескольких вариантов порядка проведения учебных занятий;
- двухуровневая система управления процессом проектирования ВКР (сопровождение-наставничество со стороны преподавателя - руководителя проекта и коррекция исполнительских действий со стороны исполнителей через специально создаваемый семинар);
- разработка и поэлементная апробация частных методик создания комплексной ВКР и интерактивного контроля др.
Выводы. Дидактическое наполнение процесса создания комплексной выпускной квалификационной работы
предназначено для преодоления некоторого диссонанса требований сложившейся практики оценивания уровня обученности выпускника вуза обучающегося в форме коллективного восприятия учебной информации при сохранении индивидуальной ответственности за приобретённые знания. Для преодоления разрывов в реализации полноты требований подготовки специалиста в соответствии с образовательным стандартом предложены частные решения в форме совокупности «составляющих» методик обладающих достаточной гибкостью и адресностью своей реализации. Применение рассматриваемых дидактических средств позволяет в конечном итоге подчинить управление выделяемой области образовательного пространства достижению цели создания объединённого знания и значительно усилить эффект коллективного учебного труда.
Литература:
1. Ковригина, В.А. Интеграция учебного процесса и исследовательской деятельности / В.А. Ковригина // Приоритетные научные направления: от теории к практике - 2016. - № 3. - С. 53-56.
2. Лазарев, В.С Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования / В.С. Лазарев, Н.В. Коноплина // Педагогика. - 2000. - №3. - С. 27-34.
3. Минкина, В. Информационная культура и способность к рефлексии / В. Минкина // Высшее образование в России. -1995. - №4. - С. 27-29.
4. Пахомова, С.А. Современные подходы к выполнению выпускной квалификационной работы магистра / С.А. Пахомова, С.Ю. Шевченко, О.И. Манаев // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. - 2017. - № 1. - С. 24-27.
5. Свиридов, А.П. Выборочные планы компьютерного контроля качества образования / Свиридов Александр Петрович, Нечаев Валентин Викторович, Богорадникова Алиса Викторовна, Панченко Виктор Михайлович / Образовательные ресурсы и технологии. - 2017. - №1 (18). - С. 15-22
6. Шарабарин, А.Ф. Интеграция курсов - путь к совершенствованию профессиональной подготовки / А.Ф. Шарабарин // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе. - Бийск, 1994. - С. 75-82.
7. Ядов, В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы / В.А. Ядов. - Самара: Самарский ун-т, 1995. - 331 с.
Педагогика
УДК 33:378
топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич
ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);
кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Аннотация. Статья посвящена проблемам определения оптимальной стратегии построения технологии создания выпускной квалификационной работы выпускника вуза. Описываются методологические основы разработки новационных методик направленных на разрешение возникающих проблем. В статье отмечены особенности создающихся в процессе создания выпускной работы педагогических ситуаций, обозначены процедуры обеспечивающие исполнение образовательного процесса в его пошаговом алгоритме. Оговариваются условия успешности выполнения проектного задания, как отдельными соисполнителями, так и малыми группами. В статье описаны факторы и тенденции присутствующие и определяющие успешность внедрения предложенной педагогической технологии.
Ключевые слова: аттестация, дидактика, методология, форматирующий эксперимент, мотивация, объект, сетевые структуры.
Annotation. Article is devoted to the problems of determining the optimal strategy of building the technology to create the final qualification work of a university graduate. The methodological basis for developing innovative techniques aimed at solving problems is described. The article notes the features of pedagogical situations created in the process of creating graduate work, and the procedures for ensuring the execution of the educational process in its step-by-step algorithm are indicated. Conditions for the success of the project task are stipulated, both by individual co-executives and small groups. The article describes the factors and trends present and determining the success of the implementation of the proposed pedagogical technology.
Keywords: certification, didacticism, methodology, formatting experiment, motivation, object, network structures.
Введение. Финальным этапом обучения в вузе является защита выпускной квалификационной работы. Анализ сложившейся ситуации проведения заключительных испытаний свидетельствует о недостаточно глубокой проверке уровня обученности выпускников. Написание сугубо индивидуальных работ не обеспечивает полного выполнения требований образовательного стандарта, блок задач воспитания конкурентоспособного выпускника не решается. Преодоление возникающих проблем возможно при реализации частного случая учебного процесса - написание комплексной выпускной квалификационной работы (ВКР), создаваемой малыми группами (3-4) выпускников вуза 2-4 человека при единой теме выпускной работы. Выполнение комплексной ВКР подчиняется общим дидактическим закономерностям, определяющим уровень трудности задач, решаемых в процессе её создания. Эти закономерности определяют также методы и формы проводимых учебных занятий, позволяющих достичь наибольшей продуктивности в преодолении реактивных затруднений в проективной деятельности обучающегося. В таких занятиях отслеживается процесс качественного усложнения, абстрагирования, создания областей сопряжённых предметных знаний, что придаёт приобретаемым знаниям личностно-потребные характеристики [1].
Технология создания комплексной ВКР в качестве средства достижения цели использует алгоритмы решения и учебное содержание задач различной организации и трудности. Успешное преодоление трудностей познания с использованием методик проблемно-задачного обучения открывает путь совместного индивидуально-коллективного обучения. Ситуация наложения и совместного применения различных методик позволяет достигнуть нового качества исполнительской деятельности выпускаемого специалиста [6].