Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / ДИДАКТИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ФОРМАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МОТИВАЦИЯ / ОБЪЕКТ / СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Игорь Валерьевич, Лобашев Валерий Данилович

Статья посвящена проблемам определения оптимальной стратегии построения технологии создания выпускной квалификационной работы выпускника вуза. Описываются методологические основы разработки новационных методик направленных на разрешение возникающих проблем. В статье отмечены особенности создающихся в процессе создания выпускной работы педагогических ситуаций, обозначены процедуры обеспечивающие исполнение образовательного процесса в его пошаговом алгоритме. Оговариваются условия успешности выполнения проектного задания, как отдельными соисполнителями, так и малыми группами. В статье описаны факторы и тенденции присутствующие и определяющие успешность внедрения предложенной педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобашев Игорь Валерьевич, Лобашев Валерий Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS FOR INTEGRATED GRADUATION QUALIFICATION WORK

Article is devoted to the problems of determining the optimal strategy of building the technology to create the final qualification work of a university graduate. The methodological basis for developing innovative techniques aimed at solving problems is described. The article notes the features of pedagogical situations created in the process of creating graduate work, and the procedures for ensuring the execution of the educational process in its step-by-step algorithm are indicated. Conditions for the success of the project task are stipulated, both by individual co-executives and small groups. The article describes the factors and trends present and determining the success of the implementation of the proposed pedagogical technology.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ»

4. Пахомова, С.А. Современные подходы к выполнению выпускной квалификационной работы магистра / С.А. Пахомова, С.Ю. Шевченко, О.И. Манаев // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. - 2017. - № 1. - С. 24-27.

5. Свиридов, А.П. Выборочные планы компьютерного контроля качества образования / Свиридов Александр Петрович, Нечаев Валентин Викторович, Богорадникова Алиса Викторовна, Панченко Виктор Михайлович / Образовательные ресурсы и технологии. - 2017. - №1 (18). - С. 15-22

6. Шарабарин, А.Ф. Интеграция курсов - путь к совершенствованию профессиональной подготовки / А.Ф. Шарабарин // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе. - Бийск, 1994. - С. 75-82.

7. Ядов, В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы / В.А. Ядов. - Самара: Самарский ун-т, 1995. - 331 с.

Педагогика

УДК 33:378

топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич

ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Статья посвящена проблемам определения оптимальной стратегии построения технологии создания выпускной квалификационной работы выпускника вуза. Описываются методологические основы разработки новационных методик направленных на разрешение возникающих проблем. В статье отмечены особенности создающихся в процессе создания выпускной работы педагогических ситуаций, обозначены процедуры обеспечивающие исполнение образовательного процесса в его пошаговом алгоритме. Оговариваются условия успешности выполнения проектного задания, как отдельными соисполнителями, так и малыми группами. В статье описаны факторы и тенденции присутствующие и определяющие успешность внедрения предложенной педагогической технологии.

Ключевые слова: аттестация, дидактика, методология, форматирующий эксперимент, мотивация, объект, сетевые структуры.

Annotation. Article is devoted to the problems of determining the optimal strategy of building the technology to create the final qualification work of a university graduate. The methodological basis for developing innovative techniques aimed at solving problems is described. The article notes the features of pedagogical situations created in the process of creating graduate work, and the procedures for ensuring the execution of the educational process in its step-by-step algorithm are indicated. Conditions for the success of the project task are stipulated, both by individual co-executives and small groups. The article describes the factors and trends present and determining the success of the implementation of the proposed pedagogical technology.

Keywords: certification, didacticism, methodology, formatting experiment, motivation, object, network structures.

Введение. Финальным этапом обучения в вузе является защита выпускной квалификационной работы. Анализ сложившейся ситуации проведения заключительных испытаний свидетельствует о недостаточно глубокой проверке уровня обученности выпускников. Написание сугубо индивидуальных работ не обеспечивает полного выполнения требований образовательного стандарта, блок задач воспитания конкурентоспособного выпускника не решается. Преодоление возникающих проблем возможно при реализации частного случая учебного процесса - написание комплексной выпускной квалификационной работы (ВКР), создаваемой малыми группами (3-4) выпускников вуза 2-4 человека при единой теме выпускной работы. Выполнение комплексной ВКР подчиняется общим дидактическим закономерностям, определяющим уровень трудности задач, решаемых в процессе её создания. Эти закономерности определяют также методы и формы проводимых учебных занятий, позволяющих достичь наибольшей продуктивности в преодолении реактивных затруднений в проективной деятельности обучающегося. В таких занятиях отслеживается процесс качественного усложнения, абстрагирования, создания областей сопряжённых предметных знаний, что придаёт приобретаемым знаниям личностно-потребные характеристики [1].

Технология создания комплексной ВКР в качестве средства достижения цели использует алгоритмы решения и учебное содержание задач различной организации и трудности. Успешное преодоление трудностей познания с использованием методик проблемно-задачного обучения открывает путь совместного индивидуально-коллективного обучения. Ситуация наложения и совместного применения различных методик позволяет достигнуть нового качества исполнительской деятельности выпускаемого специалиста [6].

Таблица 1

Дидактическая система технологии создания комплексной выпускной квалификационной работы

Внешние факторы

Востре- За- Ор- Демо- Объём Квалифи- Требова- Требова-

бован- траты гани- графи- и каче- кационные ния К 00- ния 00-

ность па зация ческие ствен- требова- гцей гцес1ва к

специа- подго учеб- харак- ные ха- ния к про- культуре личност-

листа на товку ного тери- ракте- фессио- специа- ным ка-

рынке выпу- про- стики ристики нальной листа чествам

труда скни- цесса учеб- приоб- подготов- вы пуск-

ка ных групп ретённых знаний ке пи ка-профессионала

Методологические и теоретические основы создания комплексной ВКР

Идеи: Подхо- Фак- Закономерности Дидактиче- Требова-

Л'умапиза ды: сис- торы: ские и мето- ния к

нии, ин- темный, соци- дические профес-

дивидуа- ком- альпо- принципы сиональ-

лизации, плекс- эко- Инге- Взаимо- По- Ком- ным ка-

интенси- ный, поми- грани я связь фор- ли- плекс- чествам

фикации личпо- чес- и диф- мирования те х- ности выпуск-

и практи- стпо- кие, ферен- личности с пиз- пика об-

ческой дея- опти- циация профессио- ма разова-

направ- тельпо- мизи- нальным тельного

лен пости стпый рую-тцие обучением учреждения

Взаимосвязь общего, Гу Ипди- Ип-

политехнического и ма- видуа- теп-

профессионального ни за лиза- сифи

образования НИИ ции ка-

ции

Компоненты технологии создания комплексной ВКР

Це- Лич- Мпо- Дидак- Индивиду- Част- Оцепоч- Коррек-

лепо ност- гоае- тический ально- ные по- циоппо-

лага ная пект- материал коллективная мето- коррек- модифи-

ПИЯ мо- пое в форме деятельность дики тирую- цирую-

тива- содер- предмета исполните- выпол щие, коп- гцие эле-

ция жание труда лей рабо! пения 1роли- менты

раоо- руютцие

ты элементы

Функции технологии создания комплексной ВКР

Сони-ал ь-ные

Экономим е-ские

Пси-

холо ги-чес-кие

Технологи че-ские

Про-фес-сиоло-гиче-ские

Про-

1410-

сти-чес-кие

Дивер сифи-каци-онные

Анали-тико-сиптеги-

ческие

Гуманистические

Процессуальные элементы создания комплексной ВКР

Личио-деятель-постпая основа технологи

Виды технологической деятельности

Условия реализации работы

Этапы выполнения технологии

Содержание проекта

Новые педагогические решения

Руководитель Замысел Обучаемый Малая группа Индивидуальная аттестационная работа

Товарное изделие

Обще коллективная Индивидуальная Учебная Креативная Когнитивная Коммуникативная Аксиологическая

Целепо-лагапие Обучеп-пость Коррек-гируе-мость Мотивация

Перспективная проработка Эскизное проектирование Сборный пилотный проект Техническое проектирование Предъявление аттестационной работы

Замысел Дидактические блоки Совместная деятельность обучаемого и преподавателя Самообразование и коррекция знаний

Методики Структура Ситуаци-оппость Мобильность Целепола-гапие Алгорит-мичность

Результаты создания комплексной ВКР

Систематизация образовательной подготовки

Приобретение смежных профессий

11авыки самообразования

Копку-репто-способ пость

Управлепческо-оргапизационные способности

Тесная связь структур совокупности изучаемых предметов предопределяет и гарантирует высокую «глубинную» обученность, достигаемую объединением частных проявлений различных дискрет деятельностей всех элементов, процедур,

методик и т.п., применённых в данном варианте процесса обучения (Таблица 1). Приобретаемая технологически совершенная комплексность учитывает: предметную композицию научного знания, функциональное содержание деятельности обучающегося, реализуемое на данном этапе обучения, уклад личности и логику её формирования (в отношении каждого индивида, представленного в учебной группе).

Практика выполнения комплексных ВКР продиктовала необходимость разработки новационных методик, сопровождающих и непосредственно обеспечивающих сам процесс проектирования. Совершенствуясь, они позволили выполнить качественный переход от поисковых, экспериментальных работ к проведению различных по целям и содержанию (но исполняемых в единой тематике) учебных занятий, тем самым, преобразуя текущий учебный процесс. Выполненные разработки полностью обеспечили методические аспекты организации деятельности семинаров исполнителей аттестационных работ, а также индивидуальную работу с каждым исполнителем разделов комплексной работы [2].

Предлагаемая педагогическая технология создания комплексной ВКР первоначально реализуется в учебном процессе в форме форматирующего эксперимента, что с одной стороны требует повышенного качественного уровня исполнения и сопровождения, и, следовательно, достаточно высоко квалифицированных руководителей-педагогов, но с другой -обеспечивает самих руководителей работы совершенно новыми средствами достижения цели высокой обученности большего количества выпускников. Присутствие в формирующем эксперименте значительной доли обсервационных (наблюдательно-аналитических) методов исследования вызывается необходимостью решения одновременно с учебными и воспитательных задач, а также подчёркнуто новаторским характером практико-содержательного исследования, проводимого преподавателями выпускной кафедры. В силу твёрдой предопределённости достигаемого результата, преподаватели объективно ограничены в возможности проведения операций сравнения получаемых результатов в деятельности экспериментальных и контрольных групп.

Организуемый текущий и рубежный контроль динамики трансформации наблюдаемых характеристики и регистрируемых параметров создаваемых работ должен полностью гарантировать достижимость положительного результата - написание и защиту комплексной ВКР. Совокупность алгоритмов (частных методик создания разделов проекта) способна обеспечить перманентную пошаговую детерминистическую определённость каждого этапа комплексной ВКР с достаточной степенью вероятности. Инструментарий анализа текущих, рубежных и конечных результатов представлен процедурами:

- первичной нормативной обработки собираемой информации (проверки, оценки, группировки, систематизации);

- изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

- определения влияния ведущих факторов на результаты деятельности;

- фиксации, анализа и аналитического расчёта неиспользованных перспективных резервов увеличения эффективности предлагаемой технологии;

- обобщения результатов анализа и комплексной оценки всех параметров учебной деятельности выпускников;

- обоснование разрабатываемых планов управленческих решений, различных мероприятий по повышению качества выполняемых работ;

- проведения диагностического эксперт-анализа - выявление типичных отклонений, присущих только данному нарушению;

- выполнения маржинального анализа, позволяющего произвести оценку и обосновать эффективность принимаемых управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи объёма выполненных образовательных услуг (количества и интенсивности проведённых занятий, выявляемых отличий содержания изучаемых вопросов от тематики предметов образовательного стандарта и т.п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистическая обработка, производимая преподавателем по итогам выполнения рубежных заданий, включает следующие основные действия: выделение существенных факторов методом главных компонент с последующим заполнением матрицы доработок; иерархический кластерный анализ; многомерный дискриминантный анализ; определение точного критерия Фишера; медианный тест и др.

Применение в выполненных исследованиях схемы формирующего эксперимента продиктовано:

- строгой утилитарностью целей исследований: на практике окончание эксперимента по созданию комплексной ВКР в каждой отдельной группе совпадает с окончанием периода обучения, фактически с моментом выхода пассивно-активных участников эксперимента (учебного коллектива авторов разделов ВКР) из поля влияния преподавателей-исследователей, и, следовательно, накапливаемые результаты могут анализироваться только в режиме реального времени. Корректирующие воздействия руководителей эксперимента оказываются непосредственно в ходе эксперимента как тактическая реакция на отклонения от принятого плана проектирования, а также после очередного этапа накопительного анализа, проведённого уже по результатам фрагментов комплексных ВКР перед комиссией соответствующего ранга;

- взаимной заинтересованностью в положительном результате, как преподавателей, так и самих выпускников: активный положительный настрой последних (устойчивая целевая мотивация на успех) определяются, в том числе, и необходимостью достижения положительного результата при любом исходе эксперимента (в силу необходимости окончания обучения в плановые сроки);

- достаточной подготовленностью участников к самоанализу и самомотивации, так как одна из целей исследований, состоящая в изучении процесса и динамики обучения будущих специалистов в форме поисково-анализирующего эксперимента, является общей и для преподавателей и для выпускников.

Проведённые в достаточном объёме исследования выявили то обстоятельство, что применительно к созданию (разработке и написанию) комплексных ВКР формирующий эксперимент наиболее действенен при руководстве и исполнении:

- в режиме реального времени и наличии активной обратной связи;

- при активном и достаточно оперативном вмешательстве преподавателя и авторитарном стиле руководства в начальной фазе создания аттестационной работы с последующей передачей управления активу семинара разработчиков;

- относительно малым числе участников в каждой, выделяемой из учебного коллектива группе исполнителей (не более 3-5 чел, выделяемых в 3-4 мини-группы);

- единстве целей и аргументированной целенаправленности деятельности всех участников;

- наличии чёткой, не допускающей разночтения, схемы проведения эксперимента (доминируют требования-качества: композиционность, ротатабельность, оптимизационность, комплексность);

- в условиях реализации обратной связи с участниками исследований на всех уровнях: коллектив, малая группа, индивиды, при выдерживании диалогового режима отношений «субъект-субъект».

Итоги практических исследований выполненных на базе Петрозаводского госуниверситета (Институт педагогики и психологии, кафедра методики преподавания специальных дисциплин) показали наличие следующих устойчивых тенденций и факторов, наблюдаемых в период внедрения и использования предложенных методик:

1) происходит переориентация намерений выпускников от сдачи государственного экзамена на прохождение итоговых испытаний в форме защиты комплексной ВКР; сама технология написания комплексной ВКР воспринимается учебным коллективом как способ выражения внутренних потребностей, как объективная форма оптимизации усилий для достижения успешного обучения;

2) выпускники заканчивают обучение, предъявляя практически значимую работу, при коллективной разработке которой, как конечного продукта своего труда, обладающего потребительской стоимостью, они реализовали свою авторскую позицию;

3) на заключительном этапе обучения значительно возрастает уровень обученности выпускников образовательного учреждения, что выражается в демонстрации ими более высокого уровня профессиональных знаний, в повышенном их интересе к научно-исследовательским разработкам, развитии способности к более интенсивной (и главное -самостоятельной) работе со справочной, методической и т.п. литературой;

4) наблюдается качественное изменение позиции выпускника, которая становится более прагматичной и чётко защищённой активизированными глубокими знаниями.

По итогам функционирования предлагаемой частной педагогической технологии выполнены следующие начальные апробирующие (в значительной части поисковые) исследования:

- дидактически и методически обоснован новый способ построения структуры и содержания комплексных ВКР, а также предложен и доказательно раскрыт (как системный объект) блок методик написания комплексной аттестационной работы;

- разработана рациональная структура создания комплексной ВКР на базе использования системного подхода к содержанию составляющих её частей и отдельных взаимосвязанных последовательных заданий;

- определено влияние сочетания личностных и коллективных мотиваций на устойчивость, активность, прагматичность знаний и формируемых специфических умений и навыков выпускника;

- сформирован ранжированный ряд личностных мер обученности, связанных процессом первичного приобретения и усвоения знаний, умений, навыков и их дальнейшим совершенствованием и качественным преобразованием-отчуждением в интеллектуальную собственность будущего специалиста [5];

- выпускникам со стороны ведущих преподавателей предложена для активного усвоения и рефлексии частная технология обучения с использованием алгоритмов формирования учебных элементов-конструктов «Наборов - Систем» [3], включая разработку необходимых упражнений, проблемных заданий и необходимых форм и методов поэтапно контроля усвоения и трансформации приобретённых знаний и умений в устойчивые навыки профессиональной компетентности.

Представление задачи дальнейшего совершенствования ограниченной области педагогического процесса (технологии создания комплексной аттестационной работы) в виде соответствующих математических выкладок (по сути первичного логико-математического описания рассматриваемых в исследовании проблем) позволяет выделить и локализовать главные педагогические ориентиры работы:

- нахождение путей и средств повышения профессиональной обученности выпускников образовательных учреждений без радикальной перестройки общей системы их подготовки;

- исследование пролога создаваемой логико-математической модели, описывающей в различной степени приближения процессы и операции предлагаемой педагогической деятельности как со стороны преподавателя, так и с позиций обучающихся;

- детальная пошаговая постановка задачи, выделяющая в законченном виде основные характеристики этапов выполнения выпускной работы, позволяет привлечь к структуризации процесса создания комплексной аттестационной работы аппарат теории и анализа графов;

- использование оптимизирующих динамических сетевых структур и выполнение анализа и оценивания тенденций их изменений в процессе развития и конкретизации эксперимента с позиций многофакторного анализа законченного совершенного системного объекта.

Основные элементы, используемые в этом анализе, сами могут и должны рассматриваться как системные объекты: в составе учебных занятий подлежат оценке и исследованию цели, содержание, задачи, процедуры контроля, функции обучения и другие элементы и функции внутренне присущие каждой составляющей учебного процесса. Логико-функциональное погружение (раскрытие содержания каждого понятия) может быть продолжено при определении частных характеристик и критериев отдельных составляющих внутреннего элемента - например, часто анализируется состав и содержание конкретных задач обучения (образовательной, воспитывающей, развивающей, эвристической, контрольно-оценивающей, информационной, социализирующей, корректирующей, интегрирующей и др.) [4].

Процесс восприятия и усвоения учебных знаний в целях анализа критериев и параметров формирования требуемого уровня обученности выпускника может быть представлен в виде функциональной вероятностной модели, рассматривающей непрерывный поток учебных сообщений как дискретный ряд усложняющихся в содержании сегментов, блоков, элементов, изучаемых обучаемым на различных стадиях обучения. Рассмотренная графоаналитическая модель, реализуя процедуры сегментирования, интегрирования, дифференцирования, комплексной оценки, ранжирования и др., позволяет достигнуть необходимой оптимизации и интенсификации учебного процесса.

Выводы. В настоящее время профессиональное образование активно переходит от знаниевой к ценностно-ориентированным парадигмам. Анализ рассмотренных особенностей технологии создания комплексной ВКР свидетельствует о том, что описанное методическое направление, в значительной мере отражая отмеченную тенденцию, консолидирует общие однородные характеристики отдельных элементов и этапов действующих педагогических методик и технологий учебного процесса, подчиняя и в значительной степени совершенствуя их для нужд рассматриваемого системного объекта. Представление технологического процесса выполнения комплексной выпускной квалификационной работы в качестве системного объекта позволяет использовать при её анализе качественно-количественные методы, что способствует получению достаточно достоверных оценок параметров процесса и определению направленности прогностической функции выделяемого раздела педагогической системы.

Литература:

1. Кочемазов, А.В. Структурно-логическое содержание системы мониторинга обученности студентов / А.В. Кочемазов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2007. - № 1(15). - С. 161-165.

2. Ковригина, В.А. Интеграция учебного процесса и исследовательской деятельности / В.А. Ковригина // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 22. - С. 52-57.

3. Лобашев, В.Д. Оптимизация элементов моделей профессионального обучения / В.Д. Лобашев // Качество. Инновации.Образование. - 2011. - №2. - С. 16-25.

4. Родыгина, Т.А. Содержание комплексных аттестационных испытаний выпускников сельскохозяйственного вуза / Т.А. Родыгина, И.Н. Светлакова, В.С. Черепанов // Международная научно-практическая конференция «научное обеспечение АПК. итоги и перспективы». - Ижевск, 16-18 октября 2013 года. - С. 271-276.

5. Турчанинова, Ю. Отчуждение в образовании / Ю. Турчанинова // Директор шк. - 1996. - №5. - С. 32-38.

6. Трубилин, А.И. Система оценки качества деятельности преподавателя и кафедры вуза / А.И. Трубилин, О.В. Григораш // Вестник высшей школы. - 2011. - №2. - С.64-70.

Педагогика

УДК 33:378

топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич

ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Аннотация. Статья посвящена анализу технологических особенностей выполнения и оценивания выпускных испытаний студентов педагогического вуза нестандартной формы. Предлагается написание комплексной выпускной квалификационной работы в составе малого коллектива при одной общей и нескольких частных целях-задачах для малых группы студентов. Высказывается мнение о положительных и некоторых негативных аспектах рассматриваемой технологии. Проводимый формирующий эксперимент выявил требования, выдвигаемые не только к обучающимся, но и к руководителям проектирования работы. Привлекательность технологи комплексного выполнения выпускных работ состоит в возможности большего наполнения содержания испытаний и интенсификации процесса обучения с выделением в образовательном процессе приоритетов воспитательной функции. Отмечается заинтересованность студентов в предлагаемой форме аттестации.

Ключевые слова: педагогическая технология, комплексная выпускная квалификационная работа, аттестация, герменевтика, формирующий эксперимент, делегирование обязанностей.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the technological features of the performance and evaluation of the final tests of students of the non-standard university. It is proposed to write a comprehensive final qualification work as part of a small team with one common and several private tasks-tasks for a small group of students. There is a view that there are positive and some negative aspects of the technology under consideration. The formative experiment revealed the requirements placed not only to the learners, but also to the design managers of the work. The attractiveness of the technology of complex graduation work is the possibility of more filling the content of the tests and intensifying the learning process with the allocation of priorities of educational function in the educational process. There is a student interest in the proposed form of certification.

Keywords: pedagogical technology, comprehensive graduation qualification work, certification, hermeneutics, forming experiment, delegation of responsibilities.

Введение. Выпускная квалификационная работа (ВКР) в варианте комплексного исполнения достаточно успешно реализует парадигму гуманистического образования, углубляющую взаимозависимость процессов обучения студентов и формирования их социально-значимых и профессиональных качеств на основе выделения и использования образовательных ценностей. Выполняемая сводным коллективом из 3-4 мини-групп по 2-4 человека и разрабатывающая общую проблему, она исполняет роль дидактического средства оценивания результатов обучения выпускников вуза. На практике наблюдается объединение в единую систему сущностных положений индивидуального, программированного, вероятностного, интегративного, личностно ориентированного методов обучения, что функционально надёжно обеспечивает многофункциональность, информативность, полиэтапность проектирования.

Изложение основного материала статьи. Ведущими закономерностями создания комплексной ВКР являются: отчётливо проявляемое соотношение общего, политехнического и профессионального образования, единство интеграции и дифференциации целей и задач профессионального обучения, взаимосвязь формирования личности с профессиональным обучением. В процессе проектирования и исполнения работы, трансформируется, качественно развиваясь, не только цель, но и ведущий посыл совершенствования и развития процедур аттестационных испытаний. Одновременно качественно наполняется содержательная сущность компонентов технологии проектирования, они представляются единой композиционной методической разработкой (в развитии - средством), способствуя тем самым созданию новационной системы оценивания уровня обученности выпускника [7].

Практика выделяет основные преимущества выполнения комплексной ВКР:

- формируется устойчивая традиция написания выпускной работы в составе малого коллектива, как разумной альтернативы замены выпускных экзаменов;

- расширенная тематика (темы работ предлагаются потенциальными работодателями, рекомендуются преподавателями выпускных кафедр, выдвигаются выпускниками) предоставляет возможность студентам глубокой самореализации;

- значительно расширяется тематика работ, они теряют характер стереотипных аттестационных ответов-отчётов;

- возрастает интерес приобщения к самостоятельному раскрытию ассоциативных, абстрактных знаний с последующей их переработкой в конкретные решения при проектировании предмета выпускной работы;

- проявляется объективная внутренняя потребность в дополнительном обращении к первоисточникам и специальной литературе, акцент анализа информации смещается к приёмам самоподготовки;

- практика проведённого исследования свидетельствует о проявлении в группах выпускников тенденций к углублённому изучению частных вопросов по внутренней тематики общего проекта; отмечаемые предпосылки к формированию некоторой модели выпускника формируют массив рекомендаций по совершенствованию отдельных положений учебного процесса;

- коррекция профессиональной направленности выполняемой выпускной работы (в частности усиление внимания к её педагогической направленности) стимулировало обращение студентов старших курсов к процессам и методам индивидуального обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.