Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / АТТЕСТАЦИЯ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Игорь Валерьевич, Лобашев Валерий Данилович

Статья посвящена анализу технологических особенностей выполнения и оценивания выпускных испытаний студентов педагогического вуза нестандартной формы. Предлагается написание комплексной выпускной квалификационной работы в составе малого коллектива при одной общей и нескольких частных целях-задачах для малых группы студентов. Высказывается мнение о положительных и некоторых негативных аспектах рассматриваемой технологии. Проводимый формирующий эксперимент выявил требования, выдвигаемые не только к обучающимся, но и к руководителям проектирования работы. Привлекательность технологи комплексного выполнения выпускных работ состоит в возможности большего наполнения содержания испытаний и интенсификации процесса обучения с выделением в образовательном процессе приоритетов воспитательной функции. Отмечается заинтересованность студентов в предлагаемой форме аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF PROCESSES AND RESULTS OF PERFORMANCE OF COMPLEX FINAL QUALIFICATION WORKS

The article is devoted to the analysis of the technological features of the performance and evaluation of the final tests of students of the non-standard university. It is proposed to write a comprehensive final qualification work as part of a small team with one common and several private tasks-tasks for a small group of students. There is a view that there are positive and some negative aspects of the technology under consideration. The formative experiment revealed the requirements placed not only to the learners, but also to the design managers of the work. The attractiveness of the technology of complex graduation work is the possibility of more filling the content of the tests and intensifying the learning process with the allocation of priorities of educational function in the educational process. There is a student interest in the proposed form of certification.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ»

4. Родыгина, Т.А. Содержание комплексных аттестационных испытаний выпускников сельскохозяйственного вуза / Т.А. Родыгина, И.Н. Светлакова, В.С. Черепанов // Международная научно-практическая конференция «научное обеспечение АПК. итоги и перспективы». - Ижевск, 16-18 октября 2013 года. - С. 271-276.

5. Турчанинова, Ю. Отчуждение в образовании / Ю. Турчанинова // Директор шк. - 1996. - №5. - С. 32-38.

6. Трубилин, А.И. Система оценки качества деятельности преподавателя и кафедры вуза / А.И. Трубилин, О.В. Григораш // Вестник высшей школы. - 2011. - №2. - С.64-70.

Педагогика

УДК 33:378

топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич

ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Аннотация. Статья посвящена анализу технологических особенностей выполнения и оценивания выпускных испытаний студентов педагогического вуза нестандартной формы. Предлагается написание комплексной выпускной квалификационной работы в составе малого коллектива при одной общей и нескольких частных целях-задачах для малых группы студентов. Высказывается мнение о положительных и некоторых негативных аспектах рассматриваемой технологии. Проводимый формирующий эксперимент выявил требования, выдвигаемые не только к обучающимся, но и к руководителям проектирования работы. Привлекательность технологи комплексного выполнения выпускных работ состоит в возможности большего наполнения содержания испытаний и интенсификации процесса обучения с выделением в образовательном процессе приоритетов воспитательной функции. Отмечается заинтересованность студентов в предлагаемой форме аттестации.

Ключевые слова: педагогическая технология, комплексная выпускная квалификационная работа, аттестация, герменевтика, формирующий эксперимент, делегирование обязанностей.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the technological features of the performance and evaluation of the final tests of students of the non-standard university. It is proposed to write a comprehensive final qualification work as part of a small team with one common and several private tasks-tasks for a small group of students. There is a view that there are positive and some negative aspects of the technology under consideration. The formative experiment revealed the requirements placed not only to the learners, but also to the design managers of the work. The attractiveness of the technology of complex graduation work is the possibility of more filling the content of the tests and intensifying the learning process with the allocation of priorities of educational function in the educational process. There is a student interest in the proposed form of certification.

Keywords: pedagogical technology, comprehensive graduation qualification work, certification, hermeneutics, forming experiment, delegation of responsibilities.

Введение. Выпускная квалификационная работа (ВКР) в варианте комплексного исполнения достаточно успешно реализует парадигму гуманистического образования, углубляющую взаимозависимость процессов обучения студентов и формирования их социально-значимых и профессиональных качеств на основе выделения и использования образовательных ценностей. Выполняемая сводным коллективом из 3-4 мини-групп по 2-4 человека и разрабатывающая общую проблему, она исполняет роль дидактического средства оценивания результатов обучения выпускников вуза. На практике наблюдается объединение в единую систему сущностных положений индивидуального, программированного, вероятностного, интегративного, личностно ориентированного методов обучения, что функционально надёжно обеспечивает многофункциональность, информативность, полиэтапность проектирования.

Изложение основного материала статьи. Ведущими закономерностями создания комплексной ВКР являются: отчётливо проявляемое соотношение общего, политехнического и профессионального образования, единство интеграции и дифференциации целей и задач профессионального обучения, взаимосвязь формирования личности с профессиональным обучением. В процессе проектирования и исполнения работы, трансформируется, качественно развиваясь, не только цель, но и ведущий посыл совершенствования и развития процедур аттестационных испытаний. Одновременно качественно наполняется содержательная сущность компонентов технологии проектирования, они представляются единой композиционной методической разработкой (в развитии - средством), способствуя тем самым созданию новационной системы оценивания уровня обученности выпускника [7].

Практика выделяет основные преимущества выполнения комплексной ВКР:

- формируется устойчивая традиция написания выпускной работы в составе малого коллектива, как разумной альтернативы замены выпускных экзаменов;

- расширенная тематика (темы работ предлагаются потенциальными работодателями, рекомендуются преподавателями выпускных кафедр, выдвигаются выпускниками) предоставляет возможность студентам глубокой самореализации;

- значительно расширяется тематика работ, они теряют характер стереотипных аттестационных ответов-отчётов;

- возрастает интерес приобщения к самостоятельному раскрытию ассоциативных, абстрактных знаний с последующей их переработкой в конкретные решения при проектировании предмета выпускной работы;

- проявляется объективная внутренняя потребность в дополнительном обращении к первоисточникам и специальной литературе, акцент анализа информации смещается к приёмам самоподготовки;

- практика проведённого исследования свидетельствует о проявлении в группах выпускников тенденций к углублённому изучению частных вопросов по внутренней тематики общего проекта; отмечаемые предпосылки к формированию некоторой модели выпускника формируют массив рекомендаций по совершенствованию отдельных положений учебного процесса;

- коррекция профессиональной направленности выполняемой выпускной работы (в частности усиление внимания к её педагогической направленности) стимулировало обращение студентов старших курсов к процессам и методам индивидуального обучения;

- решение задач комплексной ВКР вооружает студента практическими умениями применения различных положений педагогических технологий, формирует устойчивые приёмы-навыки в управлении действиями в динамичных педагогических ситуациях, стимулирует и корректирует формирование навыков практической работы;

- практически де-факто создаётся атмосфера заинтересованности выпускных кафедр в руководстве квалификационными работами, что определяет появление конкурсной основы выбора тем со стороны студентов и некоторой конкуренции в предложении направлений и тем среди потенциальных руководителей из коллектива выпускных кафедр;

- одним из методических приёмов оптимизации процесса руководства комплексной ВКР может служить преподавание ряда специальных дисциплин преподавателем-руководителем работы; это позволяет обобщать различные подходы к раскрытию многозначных понятий, определений, дескрипторов представляя их как некоторую личностно окрашенную образовательную общность; последнее способствует преодолению одной из центральных методологических проблем обучения, проблемы понимания (герменевтики);

- работа исполнителя на двух уровнях: решение задач общей тематики проекта и разработка индивидуального раздела комплексной ВКР объективно выявляет пробелы его знаний, что ориентирует руководителя (преподавателя) в направлении оперативной ликвидации недостатков в обучении, в том числе с целью поддержания высокого уровня исполнения работы группой в целом;

- длительный период строго очерченного целеполагания нивелирует интенсивность работы над проектом (при общем увеличении объёма изучаемого материала) и, снимая психические перегрузки студента, более равномерно распределяет учебную нагрузку, при этом развиваются стимулы к самообразованию и самоактуализации выпускника [4].

В период подготовки к защите комплексной ВКР студент вырабатывает способность глубоко, убедительно, надёжно реализовать себя как методист, тщательно разрабатывающий частную методику в соответствии с тематикой раздела работы [8]. Студент-разработчик приобретает интеллектуальные права на создаваемый им инновационный продукт, что подтверждается и закрепляется рядом объективных (положительных) обстоятельств:

- вариант каждой частной методики выбирается самим исполнителем;

- методика защищается в процессе ответов на критические замечания в ходе взаимных конструктивных и методических анализов и обсуждений на нескольких тематических семинарах, периодически организуемых в форме обсуждения рубежных итогов исполнения комплексной работы;

- ответственность за качественное исполнение данного раздела комплексной работы подчёркивается предстоящей коллективной защитой работы, рейтинг которой представляется как некоторая совокупность усилий всех исполнителей по каждому разделу комплексной работы;

- написание работы вооружает студента одной из главных черт дидактического искусства: способностью глубоко раскрывать скрытые элементы содержания учебного материала для себя, убедительно объясняя его другим, воспитывая и утверждая в себе умение обучать, непрерывно совершенствуя профессиональные навыки педагога;

- предстоящая педагогическая деятельность раскрывается перед выпускником с позиций технологичности многопозиционного профессионального труда педагога в составе педагогического коллектива [9].

В составе малого коллектива каждый участник исполнения работы эпизодически выполняет обязанности лидера-руководителя. При этом на него возлагается добровольно взятая им ответственность за выполнение порученных коллективу заданий и обязательств. Он участвует в разработке и одновременно сам руководит процессом принятия решений, оценки результатов. Он создаёт индивидуальную модель участка социальной технологии, т.е. он учится руководить, перманентно, во все большей мере освобождаясь от опеки преподавателя, но, в то же время, не разрывая с ним рабочий контакт как с руководителем проекта [5].

Преимущества студента, прошедшего школу создания комплексной ВКР, проявляются в приобретаемой способности совершенствовать в практической деятельности свой возрастающий профессиональный потенциал сокращая период адаптация к профессиональному труду [3].

Как показывают результаты анализа проведённых исследований, представленная организация учебного процесса, в значительной степени отвечает задачам выполнения заказа социума на выпуск вузом специалиста, обладающего качественно развитыми, практико-ориентированными активными знаниями и сформированными умениями профессиональной деятельности [1]. Логико-математический поход к представлению задач совершенствования педагогического процесса, применённый в выполненных исследованиях, обеспечивает возможность:

- перманентно анализировать общую ситуацию подготовки выпускника образовательного учреждения на заключительных этапах его обучения и, диверсифицируя выявленные проблемы (подразделяя и расширяя область их анализа и применения) на отдельные частные задачи, выделять критериально обоснованные наиболее важные этапы технологии обучения (применительно к отдельным учебным дисциплинам и ко всему процессу обучения);

- определять объёмы и виды приёмов управления содержанием, целями, задачами учебных занятий и дисциплин, необходимых для выполнения конкретной квалификационной работы;

- алгоритмизировать деятельность преподавателя при выполнении им оценочно-контролирующей функции с использованием подробно описанного конечного автомата тривиальной конфигурации, как альтернативы традиционной форме оценивания путём выставления отметки на экзамене;

- выявлять направления анализа и выделения характеристической совокупности критериев «предельной стоимости» отдельного учебного элемента (учебного занятия);

- определять (назначать мощность поиска) глубины отдельных направлений ретроспективного анализа алгоритма проведения единичных занятий и построения общей схемы проведения системы занятий;

- ранжировать и апробировать критерии определения временных затрат педагогического труда (вида, формы проведения, интенсивности и др.) контроля знаний обучаемых через определение места обобщающего занятия - «моста» в линеаризированном графе учебного процесса;

- определять предельно возможные вложенность и широту понятий, терминов, определений, дефиниций на каждом этапе исполнения проекта;

- выделять участки линейной цепи занятий, которые можно было бы объединить единой методикой проведения, реализовав, таким образом, блоковое обучение (например, объединяя 3-4 занятия методом полного погружения, методом проектов и т.п.);

- определять место и функции наиболее эффективного использования дидактических материалов, применяемых на теоретических и практических занятиях.

Отмечая факт повышение отметок, выставленных за рассмотренный период защиты работ комплексных ВКР, что составило в среднем 35% (оценки возросли от 3,4 до 4,5 баллов), можно отметить первоначальный положительный результат проведённых экспериментальных исследований. Наблюдается достаточно высокий уровень практического

внедрения выработанных рекомендаций (ежегодно до 60% выполненных комплексных ВКР сопровождаются представлением изготовленных изделий и практико-ориентированными расчётными моделями, разработками разделов учебных планов практического учебного процесса и т.д.).

Ежегодно для каждого нового потока технология написания комплексной ВКР несколько модифицируется и носит индивидуально ориентированный характер, однако прослеживаются некоторые устойчивые тренды процессов организации выпускных работ данного типа:

- система рейтингового оценивания применяется на всё более ранних стадиях выполнения работ, возрастает её надёжность, актуальность и действенность;

- технология позволяет предотвращать некоторые конфликтные ситуации: она предоставляет возможность руководить и контролировать действия студентов-исполнителей и лидеров групп, выполняя обучающую и воспитательную функцию образовательного процесса;

- число оцениваемых параметров в исполняемых работах непрерывно увеличивается (в настоящее время аттестуются семь параметров); при этом ряд положений по мере накопления материала становятся статистически достоверными, содержательно и функционально конкретизируются, информативно насыщаются, совершенствуются, свертываются, понятийно оформляются и приобретают характер устойчивых рекомендаций [6];

- студенты овладевают практикой самообучения, участвуя в достаточно жёстких «рабочих» диалогах защиты собственных вариантов решений конкретных проблемных задач и собственной точки зрения на общие проблемы, возникающие при написании выпускной работы.

Сам процесс написания работы (выполняется формирующий эксперимент, составляющий суть педагогической ситуации проектирования комплексной ВКР) отвечает гуманитарной сущности образования; он характеризуется следующими показателями:

- представлен как синтез задач, целей, результатов направленных на совершенствование процессов и уровня оценивания выпускников вуза;

- полидисциплинарен по содержанию (используется весь титульный лист специальности);

- является средством и результатом развития всего образовательного процесса (познания и преобразования педагогических явлений и личностных изменений участников эксперимента);

- подчинён широкой социальной основе; в процессе его исполнения рассматриваются образовательные, личностные, общественные (коллективные) аспекты и мотивы поведения и взаимодействия всех участников создания работы;

- наделяется проектировочной формой и обращён на перспективу [2].

Но необходимо учесть следующие обстоятельства:

1) исполнение проекта, как показала практика, развивается содержательнее, качественно полнее, чем первоначальный план и, следовательно, работа может быть откорректирована и отклониться от первоначального замысла;

2) процесс написания работы, как практическое воплощение воспитательной функции, требует материальной и иной поддержки осуществляемой без гарантии результата: руководитель должен быть готов к деятельности в ситуации возможного, но чётко оцениваемого риска производства работ.

На основании проведённых исследований выделены следующие условия достижения положительных результатов в учебном процессе:

- предлагаемая технология применима как в гуманитарных, так и технических образовательных учреждениях;

- широкую апробацию разработанной технологии предпочтительно производить при участии выпускников различных профессий;

- в качестве методического условия, рекомендуется предварительная профессиональная доподготовка коллектива педагогов - будущих руководителей дипломного проектирования;

- разработки могут получить дальнейшее развитие на специально подготовленном педагогическом семинаре, проводимом с целью координации совместной работы выпускающих кафедр.

По результатам исследований сформированы требования к преподавателям, непосредственно осуществляющим руководство выпускными работами; среди них:

- иметь практический опыт преподавания нескольких учебных дисциплин (4-5 за последние пять лет работы);

- уметь создавать и в дальнейшем управлять созданным положительным настроем учебной группы (т.е. создавать благоприятную «атмосферу успеха»);

- иметь опыт практической работы вне учебного заведения не менее 3-5 лет;

- вести научную работу и иметь достаточное количество публикаций.

Выводы. Комплексная ВКР затрагивает основы глубочайшей проблемы всей системы образования, к разрешению которой призван будущий педагог: современное образование нуждается в повышении качества культурологического содержания и наполнения им каждого элемента теории и практики обучения. Накопленный опыт выполнения комплексных ВКР позволяет рекомендовать применение этого вида аттестации выпускников к дальнейшему применению [10]. Обоснование последующего расширения областей применения разрабатываемых методик потребует проведения не только широких чисто экспериментальных исследований, но и чётко организованного мониторинга, поэтапной фиксации результатов и грамотно организованного анализа и как текущих результатов, так и итогов лонгэтюдных репликаций рассматриваемого метода.

Литература:

1. Богданов, М.Б. Подготовка специалистов - высокое качество и эффективность / М.Б. Богданов, Н.С. Тархов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2013. - №11. - С. 45-50.

2. Влазнев, А.И. Показатели оценивания и анализ развитости компетенций студентов вуза в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы / А.И. Влазнев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - №2(38). - С. 224-230.

3. Дегтярёв, Г.В., Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по кафедре строительного производства КубГАУ / Г.В. Дегтярёв, Г.С. Молотков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - №108. - С. 1256-1269.

4. Донцов, Д.А. Методологическая структура составления ВКР и дипломных работ в сфере спорта / Д.А Донцов, З.А. Сагова // Образовательные технологии (г. Москва). - 2020. - №2. - С. 94-104.

5. Кочётков, А.И. Контроль знаний студентов: опыт организации / А.И. Кочётков, Г.В. Панкратова, Н.В. Шумянкова // Социально-политический журнал. - 1995. - №1. - С. 97-105.

6. Почеткова, Е.С. Оценка качества подготовки выпускников через создание фондов оценочных средств по выпускной квалификационной работе (опыт ВИПЭ ФСИН России) / Е.С. Почеткова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2014. - №7(146). - С. 17-22.

7. Риянова, Р.А. Использование категориально-системной методологии при подготовке выпускной квалификационной работы / Р.А. Риянова // Вестник Омского университета. - 2013. - №4(70). - С. 260-263.

8. Самохвалова, А.Г. Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова (специальность «Психология»), защищенные на «Отлично» в 2009 году / А.Г. Самохвалова, С.А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. -№5. - С. 238-241.

9. Шевченко, С.М. Выпускная квалификационная работа как профессиональное решение практико-ориентированных задач / Шевченко, С.М., Мухина М.В. // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №2. - С. 7. DOI: 10.26795/23071281-2018-6-2-7.

10. Шефиева, Э.Ш. Квалификационные требования к выпускникам технических университетов и профессиональные стандарты в зарубежных странах (США и Сингапур) / Э.Ш. Шефиева, О.Н. Бессарабова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - Вып. 8. - С. 75-78.

Педагогика

УДК 33:378

топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич

ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

РАБОТ

Аннотация. Статья посвящена проблемам объективного оценивания обучающихся, предъявляющих к оцениванию итог длительного обучения. Индивидуальный экзамен не наделён возможностями объективной и полной оценки уровня обученности выпускников вуза и средних учебных заведений. Предлагается выполнять аттестацию путём организации коллективного исполнения аттестационной работы единой тематики. Рассмотрены вопросы создания педагогических условий и требований для формирования коллектива и малых групп исполнителей предлагаемых комплексных выпускных квалификационных работ. Отмечается изменение требований к преподавателю-руководителю выпускной работы.

Ключевые слова: клиповое мышление, мини-группа, образовательный стандарт, аттестация, учебная информация, тезаурус, маршрут обучения, уровень обученности.

Annotation. Article is devoted to the problems of objective evaluation of students who present to the assessment the result of long-term training. The individual exam is not endowed with the ability to objectively and fully assess the level of education of university graduates and secondary schools. It is proposed to carry out the certification by organizing the collective performance of the certification work of a single subject. The issues of creating pedagogical conditions and requirements for the formation of a team and small groups of performers of the proposed complex graduation qualification works are considered. There has been a change in the requirements for the teacher-head of the graduation work.

Keywords: clip thinking, mini-group, educational standard, certification, educational information, thesaurus, learning route, level of training.

Введение. Параметры и характеристики учебного процесса в современных условиях быстро и радикальным образом изменяются. Практически обучение происходит на пределе психических возможностей обучаемых. Реакция обучающегося, воспринимающего учебную информацию, приобретая в значительной степени защитный характер, практически вынуждает его вооружаться проблесковым, поверхностным клиповым мышлением. Применяемые на практике методы обучения не способствуют полному раскрытию личности; её внутренние желания и потенции остаются скрытыми ценностями. Формируемые без учёта индивидуальных особенностей обучаемых учебные группы изначально наделяются в соответствии с существующей педагогической парадигмой, способностью и аппаратом принуждения, что не способствует активному проявлению коммуникативных составляющих их деятельности. Фактически такие искусственные объединения:

- вынуждают каждого индивида занимать позицию активной, энергичной самостоятельности оборонительного характера;

- подчиняясь общим требованиям образовательной системы, жёстко регламентируют новационный для личности образ жизни, трансформируют сложившиеся стереотипы (регламентируется чёткий распорядок действий, режим дня, ограничения перемещений и т.д.);

- обязывают следовать высоким, на грани целесообразной напряжённости, режимам обучения, длительное время находятся в состоянии напряжённой учебной деятельности, не совпадающей с желаниями индивида;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- характеризуются показательным периодом разобщённого существования с последующим объединением и периодом адаптации (длительные каникулы и различные «практики»);

- на безальтернативной основе подчиняют интересы индивида задачам коллектива.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время система обучения характеризуется разноплановыми тенденциями, и объективно ей, как достаточно инерционной системе, присущи проявления консервативных усилий сохранения приобретённого ранее относительно устойчивого состояния самодостаточности:

- система заинтересована в обеспечении условий дальнейшего существования без значимых затрат на модернизацию методов повышения качества обученности выпускников;

- беспрерывное введение новых и новейших условий и методических требований в форме нормативных рекомендаций вынуждает преподавательский корпус формально поддерживать высокий уровень профессионального мастерства, достаточный для сохранения права продолжать участвовать в образовательном процессе;

- оканчивающий вуз студент также стремится доказать право на самостоятельную трудовую деятельность, приобретаемое в результате выполнения требований аттестационных испытаний в объёме заранее предопределённых образовательным стандартом; действительный уровень приобретённых им знаний, умений, навыков крайне трудно определяется.

Главная сложность в достижении необходимого уровня объективности оценивания обученности выпускника и степени овладения им профессиональными компетенциями состоит в практической невозможности подвергнуть проверке весь объём знаний, необходимый для полной гарантии соответствия присваиваемой квалификации потенциалу выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.