Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / МИНИ-ГРУППА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / АТТЕСТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ТЕЗАУРУС / МАРШРУТ ОБУЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Игорь Валерьевич, Лобашев Валерий Данилович

Статья посвящена проблемам объективного оценивания обучающихся, предъявляющих к оцениванию итог длительного обучения. Индивидуальный экзамен не наделён возможностями объективной и полной оценки уровня обученности выпускников вуза и средних учебных заведений. Предлагается выполнять аттестацию путём организации коллективного исполнения аттестационной работы единой тематики. Рассмотрены вопросы создания педагогических условий и требований для формирования коллектива и малых групп исполнителей предлагаемых комплексных выпускных квалификационных работ. Отмечается изменение требований к преподавателю-руководителю выпускной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобашев Игорь Валерьевич, Лобашев Валерий Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PERFORMANCE OF COMPLEX FINAL QUALIFICATION WORKS

Article is devoted to the problems of objective evaluation of students who present to the assessment the result of long-term training. The individual exam is not endowed with the ability to objectively and fully assess the level of education of university graduates and secondary schools. It is proposed to carry out the certification by organizing the collective performance of the certification work of a single subject. The issues of creating pedagogical conditions and requirements for the formation of a team and small groups of performers of the proposed complex graduation qualification works are considered. There has been a change in the requirements for the teacher-head of the graduation work.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ»

7. Риянова, Р.А. Использование категориально-системной методологии при подготовке выпускной квалификационной работы / Р.А. Риянова // Вестник Омского университета. - 2013. - №4(70). - С. 260-263.

8. Самохвалова, А.Г. Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова (специальность «Психология»), защищенные на «Отлично» в 2009 году / А.Г. Самохвалова, С.А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. -№5. - С. 238-241.

9. Шевченко, С.М. Выпускная квалификационная работа как профессиональное решение практико-ориентированных задач / Шевченко, С.М., Мухина М.В. // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №2. - С. 7. DOI: 10.26795/23071281-2018-6-2-7.

10. Шефиева, Э.Ш. Квалификационные требования к выпускникам технических университетов и профессиональные стандарты в зарубежных странах (США и Сингапур) / Э.Ш. Шефиева, О.Н. Бессарабова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - Вып. 8. - С. 75-78.

Педагогика

УДК 33:378

топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич

ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

РАБОТ

Аннотация. Статья посвящена проблемам объективного оценивания обучающихся, предъявляющих к оцениванию итог длительного обучения. Индивидуальный экзамен не наделён возможностями объективной и полной оценки уровня обученности выпускников вуза и средних учебных заведений. Предлагается выполнять аттестацию путём организации коллективного исполнения аттестационной работы единой тематики. Рассмотрены вопросы создания педагогических условий и требований для формирования коллектива и малых групп исполнителей предлагаемых комплексных выпускных квалификационных работ. Отмечается изменение требований к преподавателю-руководителю выпускной работы.

Ключевые слова: клиповое мышление, мини-группа, образовательный стандарт, аттестация, учебная информация, тезаурус, маршрут обучения, уровень обученности.

Annotation. Article is devoted to the problems of objective evaluation of students who present to the assessment the result of long-term training. The individual exam is not endowed with the ability to objectively and fully assess the level of education of university graduates and secondary schools. It is proposed to carry out the certification by organizing the collective performance of the certification work of a single subject. The issues of creating pedagogical conditions and requirements for the formation of a team and small groups of performers of the proposed complex graduation qualification works are considered. There has been a change in the requirements for the teacher-head of the graduation work.

Keywords: clip thinking, mini-group, educational standard, certification, educational information, thesaurus, learning route, level of training.

Введение. Параметры и характеристики учебного процесса в современных условиях быстро и радикальным образом изменяются. Практически обучение происходит на пределе психических возможностей обучаемых. Реакция обучающегося, воспринимающего учебную информацию, приобретая в значительной степени защитный характер, практически вынуждает его вооружаться проблесковым, поверхностным клиповым мышлением. Применяемые на практике методы обучения не способствуют полному раскрытию личности; её внутренние желания и потенции остаются скрытыми ценностями. Формируемые без учёта индивидуальных особенностей обучаемых учебные группы изначально наделяются в соответствии с существующей педагогической парадигмой, способностью и аппаратом принуждения, что не способствует активному проявлению коммуникативных составляющих их деятельности. Фактически такие искусственные объединения:

- вынуждают каждого индивида занимать позицию активной, энергичной самостоятельности оборонительного характера;

- подчиняясь общим требованиям образовательной системы, жёстко регламентируют новационный для личности образ жизни, трансформируют сложившиеся стереотипы (регламентируется чёткий распорядок действий, режим дня, ограничения перемещений и т.д.);

- обязывают следовать высоким, на грани целесообразной напряжённости, режимам обучения, длительное время находятся в состоянии напряжённой учебной деятельности, не совпадающей с желаниями индивида;

- характеризуются показательным периодом разобщённого существования с последующим объединением и периодом адаптации (длительные каникулы и различные «практики»);

- на безальтернативной основе подчиняют интересы индивида задачам коллектива.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время система обучения характеризуется разноплановыми тенденциями, и объективно ей, как достаточно инерционной системе, присущи проявления консервативных усилий сохранения приобретённого ранее относительно устойчивого состояния самодостаточности:

- система заинтересована в обеспечении условий дальнейшего существования без значимых затрат на модернизацию методов повышения качества обученности выпускников;

- беспрерывное введение новых и новейших условий и методических требований в форме нормативных рекомендаций вынуждает преподавательский корпус формально поддерживать высокий уровень профессионального мастерства, достаточный для сохранения права продолжать участвовать в образовательном процессе;

- оканчивающий вуз студент также стремится доказать право на самостоятельную трудовую деятельность, приобретаемое в результате выполнения требований аттестационных испытаний в объёме заранее предопределённых образовательным стандартом; действительный уровень приобретённых им знаний, умений, навыков крайне трудно определяется.

Главная сложность в достижении необходимого уровня объективности оценивания обученности выпускника и степени овладения им профессиональными компетенциями состоит в практической невозможности подвергнуть проверке весь объём знаний, необходимый для полной гарантии соответствия присваиваемой квалификации потенциалу выпускника.

Одним из средств преодоления отмеченных особенностей может служить выполнение итоговых аттестаций с применением технологий создания комплексных выпускных квалификационных работ (ВКР). Организационно такие работы представляют собой написание группой студентов некоторого проекта общей тематики, разбитой на отдельные подтемы, исполняемые малыми группами обучающихся. Одновременно, в зависимости от условий и требований выпускной кафедры, в написании работы могут участвовать до 3-4 малых групп по 2-4 человека. Разрабатываемая методическая основа выполнения комплексных ВКР представлена как модифицированная педагогическая технология, в основе своей использующая метод проектов. В предлагаемом подходе реализуется проблемное обучение, осуществляемое в образовательном пространстве, задаваемом аксиоматическими ортами изучаемых дисциплин. Базисом предлагаемой технологии служит комплекс общественно-профессиональных требований, зафиксированных в форме образовательного стандарта и составляющих в развитии совокупность характеристик компетенций, обязательных для усвоения выпускником образовательного учреждения [3].

Заключительный этап обучения в вузе отмечается качественными трансформациями баз специальных знаний и общей ревизией информативной заполненности тезауруса обучающегося. Воспринимаемые элементы новизны требуют всё большего внимания и времени на осмысление и осознание их потребительной ценности. Обучающийся нуждается в своеобразных «выстоях» - задержках для переформирования целых разделов тезауруса. Эволюция и совершенствование компетенций требует активных сопутствующих реакций оценки внешней среды, представленной как ведущими преподавателями, так и результатами практических действий самого обучаемого. Тезаурус претерпевает революционные преобразования внутренних связей [6]. Процесс обучения переходит из стадии поглощения и восприятия репликативных учебных сообщений к осознанному осмыслению отклонений демонстрационных предъявлений умений и навыков, их критической оценке и закреплению [8].

В процессе построения нарастающе усложняющихся вариантов модели педагогической технологии обнаруживающиеся логические аномалии становятся скорее нормой, чем исключением. Возрастает роль раскрытия парных противоречий семантических неопределённостей - референциальных и смысловых. Происходит упорядочивание тавтологичности дефиниций, завершается некоторая незаконченность суждений. Становление новационного концепта разрешается стадией его дефинитивного оформления, концепт «маркируется», авторизуется; он обустраивается коммуникативно и семантически приемлемыми дефинициями. Неявно выраженные (имплицитные) компоненты концепта, его смысловые связи с другими элементами актуализируются и в дальнейшем конкретизируются в функциональные связи и процедуры действия.

Продуктивность образования, рассматривается в данной дидактической ситуации как технологически определяемый итог, результат процесса обучения, это - слепок с образовательной модели, выражение содержательных принципов её деятельностных механизмов, отражение продуктивности учебной деятельности, доказательство эффективности оценочно-контролирующих функций и корректирующе-обучающих алгоритмов [9].

Дискретной единицей блока учебной информации, оформленной в плане совершенной логики изложения, смыслового наполнения и представленного в форме кортежа информации вероятностно-доверительного значения может служить учебное сообщение, являющееся дидактической основой формирования и закрепления умений, совершенствования навыков, адекватных познавательному содержанию и поисковой трудности решённых на рассматриваемом этапе обучения задач. Происходящая резкая интенсификация процессов мышления, направленная на поиск преодоления затруднений познания, преобразует, развивает, перестраивает его в мышление дискурсивное, теоретическое, основанное на оперировании понятиями [5]. Выполняемая трансформация процесса познания позволяет обучаемуся оперировать сложноподчинёнными конкретно-содержательными определениями-понятиями, применять в дальнейших выкладках качественно-количественные элементы параметров различных технологических и управленческих процессов [10].

Практика выделяет теоретические предпосылки использования рассматриваемой педагогической технологии создания комплексной ВКР:

- теоретические положения профессиональной педагогики реализующие основополагающие принципы политеории: комплексность, системность, интегративность, междисциплинарность, технологичность, дифференцированность, профессиональная направленность, многопрофильность и др. [1];

- современные теории и положения социологии и психологии личности, относящие к доминанте личности наличие и проявление качеств субъекта отношений, ответственности при сознательно-социальной ориентации деятельности, социально значимых черт, сознания и самосознания, чёткой структуры мотивов и др.;

- положения апробированных педагогических теорий ориентированных на активизацию позиции обучающегося как самостоятельного участника учебного процесса.

Привлекательность написания комплексной ВКР, определяемая внешними факторами образовательного процесса, состоит в следующем (теоретический аспект устанавливающий деятельностную составляющую функции преподавателя-руководителя):

- определяющее влияние гуманистической функции обучения, по сути учреждающее бесконфликтную внутреннюю атмосферу функционирования малой учебной группы; рождаются предпосылки «содружества» личности и коллектива;

- создания условий самоутверждения личности, обеспечивающих объективную идентификацию и утверждение созидающей роли личности в коллективе;

- значительное снижение стрессовых нагрузок разрешения затруднений проектирования; поиск преодоления затруднений происходит в режиме дискуссии с единомышленниками.

Фактически в этих ситуациях присутствует многофункциональная коррекция индивидуального маршрута обучения. Она направляется на привитие обучаемуся качеств активного владения основополагающими элементами, блоками, основами структурной организации личностной базы знаний. Усилия самообразования направляются на развитие способностей ассоциативно-абстрактных построений знаниевых структур на основе уже имеющихся, а также дополнительно приобретаемых, усваиваемых и в дальнейшем применяемых в процессе обучения учебных элементов [7].

Рассматриваемая как системный объект комплексная ВКР представляет собой строго связанную совокупность проблемных задач, объединённых как целями и задачами учебного процесса, так и ориентиром на создание некоторого продукта, обладающего реальной (в пределах возможностей исполнителей и уровня проблемы) потребительской стоимостью. Прагматичность цели ВКР, соревновательный режим исполнения разделов работы между исполнителями, конструктивные рекомендации руководителя работы, напряжённый темп написания работы стимулируют достижение высокого качества результатов дискретных решений, что в целом упорядочивает процесс создания из набора промежуточных тривиальных результатов конечного конструктивно совершенного продукта, приобретающего прикладное назначение. Применение ранее усвоенных знаний в довольно неожиданных сочетаниях, не планировавшихся в ученом процессе, позволяет вырабатывать прорывные решения, полностью раскрывая потенциал обучающегося. Приобретая качества аутентичности, обучение становится подчёркнуто достоверным, сообразным внутренним интересам обучающегося.

Учебный диалог исполнителей комплексной ВКР и руководителя проекта перманентно модифицируется с обеих сторон. Непрерывное совершенствование общения выполняется на основе качественного поступательного развития положений методов проектов и проблемно-ситуационного обучения:

1. Превалирующее положение принимают отношения «субъект-субъект»;

2. Продвижение к конечной цели выполняется усилиями обеих сторон;

3. Поиск и выработка решений не отрицает права на ошибку с обеих сторон, возникающие кризисные ситуации преодолеваются совместными усилиями с равной ответственностью за допущенные промахи;

4. Малые группы исполнителей достигают решения спорных качественно сложных вопросов коллективным решением фактически на высшем уровне своей обученности;

5. Конечный вариант проходит экспертизу как утилитарно-потребительский продукт.

Обстоятельства, условия и рекомендации (методические требования) проектирования комплексной ВКР предопределяют в действиях мини-групп некоторую интенсивную целенаправленную особым образом соборность. Отмечаемое в деятельности такой мини-группы единство интересов рождает корпоративный дух предъявительской инициативы в организации ускоренного продвижения к достижению цели. Формируется конструктивная созидательная деятельность малого коллектива исполнителей. Качественно расширяемое поле «педагогической технологии» создаёт потенциальные возможности вводить в учебный процесс эвристически разрабатываемые обучающимися новые (для уровня выпускника) понятия и определения. Первоначально творческая база обеспечивается фактически ограниченными познаниями студента выпускного курса. Затрачивая дополнительную познавательную энергию, удовлетворяя собственные интересы, участники образовательного процесса генерируют в своём творчестве новые образы, понятия второго, производного уровня.

Качественно новые элементы педагогического процесса обучения, по мере своего формирования и апробации приобретают достаточно ощутимую объективную способность участвовать и воздействовать и на процесс и на его участников. Исполнители работы приобретают постепенно возрастающую информационную и психологическую независимость. Руководитель ускоренно теряет позиции защищённого избыточными знаниями авторитара. Для педагога в силу объективных обстоятельств, играющего активную, ведущую роль в этом содружестве, становится совершенно неприемлема, ранее формально привычная для него, чисто рецептурная деятельность. Его ролевые максимы контрастно оттеняются жёсткими положениями теории и практики психологии личности:

- личность неповторима и самодостаточна;

- манипулирование человеком как средством для достижения цели недопустимо;

- психика активна и творчески продуктивна, прямые вмешательства в неё губительны;

- факт возвышения духовного начала человека над органическим непреложен.

«Педагогическое» содержание изменений позиции преподавателя, ярко проявляющихся в процессе руководства исполнителями комплексной ВКР - непрерывная адаптация и переадаптация к обучаемым [4]. Но следует строго придерживаться рекомендаций о соблюдении педагогической дистанции: полной степени равенства в диалоге «преподаватель - обучаемый» не существует [2].

Предназначение комплексной ВКР как системного объекта, радикально повышать возможности и требования к формирующемуся, непрерывно дополняющемуся ряду профессиональных компетенций. Условия и атмосфера создания комплексной ВКР не снимают актуальность и не снижают значения частных и общих присутствующих изначально задач обучения. Но акцент переводится на формирование личностной заинтересованности в успехе работы, достигаемом в коллективном труде. Объективно образовательная система заинтересована как в успехе отдельного индивида, так и в положительном высоком результате деятельности всех малых групп и коллектива в целом.

Обобщённое представление конструктива дидактической системы, обеспечивающего принципиальную эмерджментность предлагаемого педагогического маршрута исполнения комплексной ВКР, отражается полюсным графом. Предлагаемая интерпретация обладает всеми атрибутами системного объекта:

- строгая комплементарность (взаимодополняемость) и функциональная детерминированность учебных блоков, этапов, элементов;

- контролируемая уравновешенность взаимодействующих потоков информации, методическая ясность логики и функций учебного процесса;

- взаимосвязь, взаимодействие и целенаправленность педагогических воздействий;

- иерархичность организации построения маршрута исполнения комплексной ВКР;

- предрасположенность к усовершенствованию алгоритма выполнения работ.

Дидактическая система, «обслуживающая» процесс создания комплексной ВКР, получает возможность совершенствоваться в своём частном воплощении в направлениях:

- углубления качественного содержания составляющих её функций, факторов, компонентов, построения производных факторных взаимоотношений новосозданных элементов;

- выработки положений и условий, повышающих её устойчивость в условиях функционирования в различных педагогических парадигмах;

- создания механизмов влияния на внешнюю среду в части организации запросов на применение предлагаемой методики разработки комплексных ВКР в различных областях подготовки выпускников вузов;

- оптимизации мощности и числа критериев, определяющих и задающих граничные условия применимости полного функционала рассматриваемой частной методики исполнения комплексной ВКР и т.д.

Выводы. Суммируя высказанные положения, педагогические условия создания комплексной ВКР можно выразить следующим образом:

- Содержание - подтверждение и проявление новационных аспектов приобретаемых новых и подтверждение ценности ранее приобретённых знаний, умений, навыков, чёткая направленность на их практическое применение (демонстрацию) в ходе выполнения требований методик и ролевого участия в проектировании;

- Этапы - прохождение каждого из этапов проектирования обязывает выпускника в сжатом виде повторить пройденный цикл обучения, что стимулирует синтез и рефлективное переоценивание всего комплекса изученного материала и интенсифицирует социализацию личности будущего специалиста;

- Участие в формирующем эксперименте - созидающем этапе проектирования, - готовит будущего профессионала к практической деятельности, способного успешно конкурировать на рынке труда;

- Креативно-познавательная деятельность в составе малой группы - необходимое условие формирования практических навыков высококлассного специалиста, руководителя малого коллектива исполнителей.

Дополнительно следует отметить основные педагогические условия успешности завершения работы, здесь выделяются:

- неукоснительное следование положениям принятой технологии исполнения комплексной ВКР;

- устойчивая развёрнутая целеориентированная групповая и личностная мотивация;

- творческое со-исполнительство руководителей и студентов-исполнителей (обязательность следования принципам «субъект-субъектных» отношений);

- самостоятельность творческих решения в малых группах;

- поддержание атмосферы креативной деятельности исполнителей.

В процессе выполнения комплексной ВКР проявляются возможности преодоления психологического порога перехода от восприятия и простого отчуждения учебной информации к её качественному преобразованию в кортеже «возможности -способности - готовности - компетенции». Заполнение тезауруса происходит с одновременным анализом новизны сообщений на предмет полезности и необходимости их содержания и смысла самому обучающемуся. Единичный акт обучения контролируется и строго отслеживается на основании личностных критериев каждым обучающимся. В результате возникает-создаётся продукт самосовершенствования, композиция личностных ощущений удовлетворённости процессом обучения.

Определяемые педагогические обстоятельства исполнения комплексной ВКР создают предпосылки формирования и дальнейшего развития диалектической петли («отрицания отрицания») качественного преобразования взаимокоррелирующих элементов непрерывно воспринимаемой и уже усвоенной обучаемым учебной информации. Обеспечивается целенаправленный передел образующейся сложности упорядоченных элементов, их превращение из отдельных доменов знаний в устойчивые идеологически развивающиеся связанные структуры-конструкты педагогических критериев. Руководителю предоставляется возможность выделить учебные задачи различного качественного содержания, отражённые на минимально стандартное поле конечных знаний выпускника.

Защита комплексной ВКР, выполняемая коллективом исполнителей по целостному сценарию при разделении ролей между выпускниками подтверждает практику успешного решения всей совокупности воспитательных, образовательных и развивающих задач в соответствии с требованиями стандарта. Практическое воплощение созданной работы дополнительно закрепляет объективную оценку учебного труда.

Литература:

1. Арнольд, В.И. Теория катастроф / В.И. Арнольд / Синергетика и психология. Тексты. - Вып. 1. - «Методологические вопросы». Под ред. И.Н. Трофимовой и В.Г. Буданова. - Изд-во МГСУ «Союз», 1997. - 149 с.

2. Багмутов, В. Из опыта оценки качества учебных занятий / В. Багмутов, В. Митин // Высшее образование в России. -1995. - №3. - С. 90-94.

3. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО / А.П. Беляева. - СПб.; Радом, 1997. - 227 с.

4. Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада. - М., 1993. - 156 с.

5. Джалиошвили, З.О. Логика компьютерного диалога / З.О. Джалиошвили, Б.И. Федоров. - М.: Онего, 1994. - 120 с.

6. Ковригина, В.А. Интеграция учебного процесса и исследовательской деятельности / В.А. Ковригина // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 22. - С. 52-57.

7. Майрамукаева, Ф.А. Подготовка студентов - будущих учителей к проектной деятельности в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова / Ф.А. Майрамукаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 1(26). - С. 193-195.

8. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высш.пед.учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

9. Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования / Я. Скалкова. - М.:Педагогика, 1989. - 224 с.

10. Толшин, А.В. Выпускная квалификационная работа в магистратуре, как оценка качества освоения магистрантом основных образовательных программ / А.В. Толшин // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - Санкт-Петербург:СПбГИК, 2019. - Т. 219: Развитие и совершенствование учебного процесса в вузе. - С. 92-95.

Педагогика

УДК 33:378

топ-менеджер Лобашев Игорь Валерьевич

ООО «ТЕТА» (г. Петрозаводск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Оптимальное построение последовательности исполнения различных этапов комплексной выпускной квалификационной работы имеет решающее значение для полноты восприятия логики её изложения и следования объединяющей идее создания коллективного труда выпускников вуза. Преодоление стереотипов в подходах к определению конечного уровня обученности выпускника посвящена статья, в которой описывается разнохарактерные условия и требования к деятельности исполнителей отдельных разделов комплексного проекта. Подчёркивается динамика перемены ролевых характеристик выпускников по мере продвижения в исполнении задач как коллективного, так и индивидуального назначения. В статье выделены алгоритмы выполнения основных этапов написания выпускной работы.

Ключевые слова: конструкт, аттестация, дидактический принцип, критерии оценки, сетевой график, функция отклика, модель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. Optimal construction of the sequence of performance of various stages of complex graduation qualification work is crucial for the completeness of the perception of the logic of its presentation and adherence to the unifying idea of creating the collective work of university graduates. Overcoming stereotypes in approaches to determining the final level of graduate training is devoted to the article, which describes the different conditions and requirements for the activities of the performers of certain sections of the complex project. The dynamics of changing the role characteristics of graduates as they progress in the performance of both collective and individual assignments are emphasized. The article highlights algorithms for performing the main stages of writing the final work.

Keywords: design, certification, didactic principle, evaluation criteria, network schedule, response function, model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.