Научная статья на тему 'Этапы организации учебного проектирования в средовом дизайне (на примере создания малого сада)'

Этапы организации учебного проектирования в средовом дизайне (на примере создания малого сада) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТА / ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / PROJECT / PROJECT METHODOLOGY / PLANNING DECISION / EDUCATIONAL SPACE / STAGES OF EDUCATIONAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львова Н.С.

За последние два десятка лет, благодаря современным технологиям, объемы информации и скорость ее потребления обществом выросли в разы. На стыке XX и XXI веков основным источником новостей была печатная пресса, а сегодня это интернет. Неудивительно, что информационные технологии проникают в образование. В век современных цифровых технологий наиболее ценится специалист, умеющий грамотно планировать и организовывать свою профессиональную деятельность, а также прогнозировать полученный результат. Работа по созданию творческого ландшафтного проекта формирует профессиональные компетенции. В статье рассмотрены этапы ландшафтного проектирования, представляющие собой универсальную схему, элементы которой варьируются в зависимости от специфики проектирования. Проанализирован аспект творческого проектирования, сущность которого состоит в раскрытии процесса профессиональной деятельности ландшафтного дизайнера. Рассмотрен вопрос взаимосвязи и взаимодействия метрических характеристик пространственной среды. Поведен анализ корреляционных связей этнического, санитарно-гигиенического, функционального, природоохранного, технологического и эстетического факторов. Описаны, принципы и методы учебного проектирования малого сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of Educational Design Organization in the Environmental Design (On the Example of Creating a Small Garden)

Over the past two decades, thanks to modern technology, the amount of information and the speed of its consumption by society has grown significantly. At the turn of the 20th and 21st centuries, the main source of news was the print press, and today it is the Internet. Not surprisingly, information technology penetrates education. In the age of modern digital technologies, the specialist who is able to correctly plan and organize his professional activities, as well as to predict the result, is most valued. The work on making a creative landscape project forms professional competencies. The article discusses the stages of landscape design, which is a universal scheme, the elements of which vary depending on the specific design. The aspect of creative design is analyzed, the essence of which is the disclosure of the process of professional work of a landscape designer. The question of the relationship and interaction of the metric characteristics of the spatial environment is considered. The analysis of the correlation of ethnic, sanitary-hygienic, functional, environmental, technological and aesthetic factors is done. The article describes the principles and methods of educational design of a small garden.

Текст научной работы на тему «Этапы организации учебного проектирования в средовом дизайне (на примере создания малого сада)»

УДК 378.14 ББК 74.202.4

168

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ (на примере создания малого сада)

| Н.С. Львова

Аннотация. За последние два десятка лет, благодаря современным технологиям, объемы информации и скорость ее потребления обществом выросли в разы. На стыке XX и XXI веков основным источником новостей была печатная пресса, а сегодня это интернет. Неудивительно, что информационные технологии проникают в образование. В век современных цифровых технологий наиболее ценится специалист, умеющий грамотно планировать и организовывать свою профессиональную деятельность, а также прогнозировать полученный результат. Работа по созданию творческого ландшафтного проекта формирует профессиональные компетенции. В статье рассмотрены этапы ландшафтного проектирования, представляющие собой универсальную схему, элементы которой варьируются в зависимости от специфики проектирования. Проанализирован аспект творческого проектирования, сущность которого состоит в раскрытии процесса профессиональной деятельности ландшафтного дизайнера. Рассмотрен вопрос взаимосвязи и взаимодействия метрических характеристик пространственной среды. Поведен анализ корреляционных связей этнического, санитарно-гигиенического, функционального, природоохранного, технологического и эстетического факторов. Описаны принципы и методы учебного проектирования малого сада.

Ключевые слова: проект, методология проекта, планировочное решение, образовательное пространство, этапы учебного проектирования.

STAGES OF EDUCATIONAL DESIGN ORGANIZATION

IN THE ENVIRONMENTAL DESIGN

(On the Example of Creating a Small Garden)

I N.S. Lvova

Abstract. Over the past two decades, thanks to modern technology, the amount of information and the speed of its consumption by society has grown significantly. At the turn of the 20th and 21st centuries, the main source of news was

the print press, and today it is the Internet. Not surprisingly, information technology penetrates education. In the age of modern digital technologies, the specialist who is able to correctly plan and organize his professional activities, as well as to predict the result, is most valued. The work on making a creative landscape project forms professional competencies. The article discusses the stages of landscape design, which is a universal scheme, the elements of which vary depending on the specific design. The aspect of creative design is analyzed, the essence of which is the disclosure of the process of professional work of a landscape designer. The question of the relationship and interaction of the metric characteristics of the spatial environment is considered. The analysis of the correlation of ethnic, sanitary-hygienic, functional, environmental, technological and aesthetic factors is done. The article describes the principles and methods of educational design of a small garden.

Keywords: project, project methodology, planning decision, educational space, stages of educational design.

Область профессиональной деятельности по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» включает творческую деятельность по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной и архитектурной среды, предметные системы и комплексы, информационное пространство [1]. Федеральный образовательный стандарт ставит задачу для решения не только актуальных проблем, но и задачу прогнозирования материальных и духовных запросов человека XXI века. В основе Стандарта лежит си-стемно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Так С.П. Ломов в статье «Духовно-нравственное воспитание как ве-

дущий фактор экологии образовательной среды» рассматривает проблему развития духовно-нравственного потенциала учащихся, трактуя ее как базовый фактор социально-нравственной целостности общества. Современная система образования должна также обеспечивать достижение задач воспитания, как свободного, творческого, опосредованного духовно-нравственными ценностями моделирования поведения [2].

С.М. Кожуховская, И.Е. Каширо-кова, Р.Ч. Барциц в статье «Траектории развития дизайн-образования в России» затрагивают вопрос о том, что формирование ценностей предметной среды, выпуск изделий промышленного производства, улучшение потребительских свойств товаров, прогнозирование ассортимента промышленной продукции, решение социально-значимых проблем развития экономики и техники определяют дизайн как важное средство экономического и социально-культурного развития общества [3].

169

Специалист дизайнер средового пространства должен внимательно «вслушиваться» в окружающий мир, анализируя художественные образы и фиксировать некий идеальный образ, возникший в голове дизайнера. Встает вопрос, как же передать образную информация доступным и понятным языком? На рубеже XX и XXI вв. сформировался профессиональный язык дизайна для двухмерного и трехмерного изображения образов средового пространства [4]. Почти четверть века тому назад о проблеме становления профессионального языка дизайна и упорядочения его лексики на вербальном и визуальном уровнях писал Е.Н. Лазарев [5]. За прошедшие десятилетия современным мир приобрел новый облик и часть терминов в дизайне обрели новые значения. По словам Г.И. Степанова: Сегодня наиболее острым является «вопрос о качественной перестройке проектной деятельности», а также совершенствовании дизайнер -ского образования. Проблема всякого высшего образования, а дизайнерского в особенности, это — прежде всего проблема «преодоления односторонности ее профессионального развития, готовящего будущего специалиста, скорее, к какой-то определенной, социально заданной функции, а не к живой развивающейся деятельности, задающей жизнь самой психике, меняющей ее в ходе развития, обогащающей новым содержанием и новыми возможностями» [6].

Поэтому одним из ключевых вопросов, возникающих при подготовке бакалавров средового дизайна, является, на наш взгляд, обеспечение структурированной организации учебного процесса проектирования среды.

Понятие «среда» находит применение в различных науках, особенно в науках о человеке (педагогика, психология, социология, политология, философия). Кандидат исторических наук О.В. Неценко рассматривает социокультурную среду в различных отраслях педагогической науки как совокупность культурных ценностей, традиций, общепринятых правил, норм и законов, научных данных и технологий, которыми располагает общество и человек в обществе [7, с. 39]. И в этом смысле профессиональная ответственность дизайнера среды имеет несомненную общественную важность.

В русском языке слово «среда» обозначает систему набора природных условий, внутри которых протекает некая деятельность. Совокупность людей и вещей — необходимое условие, заполняющее средовое пространство. Окружающая среда, в контексте ландшафтного проектирования, выступает объектом дизайнерской деятельности. Таким образом, средовой дизайн занимает особое место в проектной культуре.

В рамках данной статьи рассмотрены методы организации учебного проектирования и этапы организации проектной деятельности на примере создания дизайн проекта «Малого сада».

Сущность понятия «проектная деятельность» рассмотрена в работе А.В. Сазоновой Это понятие связано с такими научными категориями, как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки [8].

Отличительной характеристикой деятельности ландшафтного дизайнера при проектировании средового пространства является изучение комплекса проблем, возникающих при проектировании ландшафта. Зрительное восприятие проектируемого ландшафтного объекта зависит от возрастной и социальной группы, от ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев. В центре внимания находится понятие «учебное средовое пространство малого сада». Креативное мышление студента выступает как инструмент экспериментального моделирования принципов средового подхода.

Для решения первоочередных задач, т.е. определения метрических характеристик пространственной среды, используется метод моделирования пространственных форм и структур на основе проведенных исследований, учитывающих взаимодействие и взаимосвязь определенных факторов, таких как этнические, санитарно-гигиенические, функциональные, природоохранные, технологические и эстетические.

Этнический фактор характеризует материальную культуру, обычаи изучаемой территории, верования, культурные традиции, социально-правовые и морально-этические нормы. Санитарно-гигиенический — комфортность для человека. Комфортность формируется и количественно оценивается методами санитарно-гигиенических исследований. Сюда можно отнести: состояние воздушной среды, измерения шума, микроклимат. Функциональный фактор — это соответствие проектируемому назначению ландшафтного объекта. Анализ и возможность организации различных видов отдыха, транспортная и структурная взаимос-

вязь с прилегающими территориями. Природоохранный фактор характеризуется по устойчивости участков к антропогенному воздействию и экологической безопасности. Технологический фактор характеризует возможности благоустройства территории, проведения коммуникаций, формирования кулисных пейзажей. Эстетический фактор влияет на настроение и самочувствие людей. Это создание гармонично сбалансированных цветовых пятен и окружающих предметов при разработке цветового оформления планировочного решения сада.

Структура окружающей среды влияет на гармоничное развитие любой личности. Окружающая предметно-пространственная среда взаимодействует со всем живым, а человек, воспринимая это пространство, ищет в нем определенные условия, которые гармонировали бы с его общественной деятельностью, индивидуальными особенностями жизни, настроением и эмоциональными переживаниями. Поэтому так важно, чтобы каждое произведение ландшафтного искусства удовлетворяло эстетически-духовные потребности человека. В век стремительно растущего потока цифровой информации, человеческому глазу так необходим принцип переключения на художественные образы ландшафтных ансамблей, заложенных в природе. Образы средовых объектов должны обладать идейным содержанием, быть понятными и доходчивыми. При соблюдении соответствия художественной формы и идейного содержания проектируемые объекты среды оказывают сильное эмоциональное воздействие на разум человека.

Для решения комплексных задач усвоения нового, формирования об-

171

щеучебных умений, для понимания и изучения материала с различных позиций на лабораторных занятиях по проектированию в средовом дизайне используются следующие методы организации учебного проектирования:

• стадийная организация работы;

• метод «декомпозиции»;

• метод диалога;

• метод творческого переключения;

• метод коллективно-распределительной деятельности.

Спецификой методов в дизайне является направленность действий, связанных с проектированием ландшафтного пространства, как на прагматический, так и на художественный результаты. Причем последовательность этих действий и пути их достижения может меняться в ходе учебной работы. Следовательно, метод и методика, используемая дизайнером среды, должны включать определенные элементы, которые обобщают и инженерно-технические, и художественные возможности. Сказанное выше предопределяет индивидуально ность подготовки дизайнера и использование технологии в профессиональной работе [9, с. 190].

Рассмотрим более подробно К8Ж" дый из вышеперечисленных методов:

1. Стадийная организация работы. Такой вид учебной работы предполагает отчетливую форму изложения проектных задач на разно-уровневых этапах учебного проекта. Стадийность работы в проектной деятельности является основополагающим элементом. В результате такой организации учебной работы студенты достаточно легко формулируют собственное видение проекта. Порядок достижения финального результата очень важен для решения поставленной перед студентом задачи.

2. Метод «декомпозиции» или «принцип последовательного приближения». Использование этого метода дает возможность разложить сложную задачу на ряд простых. Этот метод повышает чувство уверенности в своих силах от процесса выполнения простых тематических заданий, а также способствует генерации собственных идей на основе множества простых зрительных образов. В виде примера можно назвать задачу проектирования планировочного решения индивидуального сада. Сама формулировка задачи, поставленная перед студентом, изменяет традиционные условия создания нового генерального плана. Структура конструкции планировочного решения — это сад нового типа, а отдельные элементы, о которых мы поговорим позже, и их компоновка решаются в модульной системе упорядоченности разрабатываемого пространственного объекта.

3. «Общение». Это форма диалога, которая подразумевает обсуждение работы на каждом этапе проектных действий. «Общение» позволяет мысленно фиксировать каждый шаг и придает уверенности в правильности выбора проектного решения или же необходимой его корректировки. Благодаря этому методу, в рамках одного занятия отрабатываются умения и навыки по созданию монологически построенного образного высказывания. Студенты аргументированно доказывают свое видение проектной идеи. Сверхзадача, которую может позволить решить этот метод заключается в понимании правильно говорить, чтобы слушать, слышать и понимать.

4. Творческое переключение. Этот метод отвечает за переход от решения одних задач к другим, способ-

ность мгновенно переключать внимание. В рамках этого метода возможна смена видов деятельности: рисование, беседы, посещение профильной выставки. Эта форма работы совершенно незаменима на начальном этапе выполнения задания по проектированию, в частности, на стадии предпроектного анализа.

Конечно, студента необходимо направлять в нужное русло, но, как показывает практика, небольшие подсказки преподавателя способны пробудить у обучающегося стремление к глубокому анализу [10].

5. Коллективная организация учебного процесса. Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группы людей [11]. Метод коллективно-распределительной деятельности организации работы позволяет выявить приоритетные направления поиска информации, а также стимулировать творческое соревнование в рабочей группе. Прежде всего, групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Важно, что все студенты, с разными творческими способностями вовлечены в работу, все видят продукт своей деятельности в конечном варианте. Проектные задания, выполненные в аудитории, обсуждаются в рабочей группе и дают возможность найти истинно правильное решение.

В рамках курса «Ландшафтный дизайн», состоящего из набора про-фориентированных элементов системного подхода, разработанного для решения той или иной проектной задачи, каждый этап неразрывно связан с процессом ландшафтного проектирования, а распределение

учебного времени происходит внутри проектного задания. Описанная выше проектная методология складывается из следующих учебных этапов проектирования:

• предпроектный анализ

• формирование проектно-худо-жественной концепции

• развитие концепции в эскизный проект.

В свою очередь, эти учебные этапы можно разложить на систему структурных требований, состоящих из набора алгоритмических действий проектировщика. Целью проектирования служат достижения желаемого результата и реализация их. Неправильно выбранный образ проектируемого объекта, размытость границ проектирования, отсутствие конструктивной основы могут послужить возможными причинами нереализованного замысла. К минимальному набору алгоритмических действий можно отнести применение предмета проектирования в ландшафте с психологическими, культурологическими, экономическими, социальными аспектами, реалистичность достижения проектируемой модели, согласованность действий и интересов всех участников, заинтересованных в получении результата, а также соблюдение временного регламента и наличие проектной дисциплины.

Задача предпроектного анализа заключается в поиске идей, сопоставлении тенденций в дизайне с текущей ситуацией.

Предпроектный анализ — это этап систематизированного комплексного подхода в проектировании, включающий в себя анализ существующего положения, изучаемого средового объекта, для формирования компози-

173

174

ционных, объемно-пространственных и ключевых точек для контроля над реализацией идеи и формирования проектного замысла.

Целью предпроектного анализа является формирование практических навыков по сбору информации об объекте проектирования, постановке целей и задач проектирования, а также формулировке проблем проектируемого пространства, изучению культурных аналогов и прототипов проектируемого объекта, выбору необходимых ресурсов для выполнения последующих этапов проектирования.

Одной из важнейших составляющих предпроектного анализа является формирование проектно-художествен-ной концепции. Создание ландшафтного проекта начинается с художественного замысла. При формировании идеи будущего сада необходимо обратить внимание студента на «этапт-ность» поиска художественного образа:

• тема

• творческий замысел

• связь со стилистикой архитектурного объекта

• средства и материала выражения образа идеи

• образ и стиль ландшафтного объекта.

Архитектурно планировочное задание регулирует процесс обсуждения разрабатываемого проекта и помогает избежать многократной переделки проекта. При разработке архитектурно планировочного задания желательно составить анкету. Результаты опроса лягут в основу архитектурно планировочного задания, где необходимо описать все пожелания и требования заказчика. В рамках учебного проектирования студенты сами формируют требования

заказчика, моделируя реальную ситуацию. Сюда они включают:

• общие сведения об участке: где расположен объект проектирования, площадь под застройку, общая площадь объекта, климатические особенности и т.д.;

• эстетические предпочтения: тематическая стилистика сада, цветовая гамма;

• пожелания к структуре ландшафтного объекта: функциональное наполнение проектируемых зон;

• инженерно-технические требования: к ним можно отнести разработку схем автополива, схем освещения, схемы дренажной и ливневой систем;

• требования к посадочному материалу.

Выявить те или иные предпочтения помогает бриф-опросник или анкета клиента. Благодаря такой объемно-комплексной подготовке базы проектирования, появляется возможность избежать переработки проекта на эскизной стадии.

Результатом этапа предпроект-ных исследований является построение графического изображения структуры ландшафтного проекта.

Формирование проектно-художе-ственной концепции, по сути, это создание проектного прообраза объекта. В результате работы студент-дизайнер средового пространства создает различные варианты решений проектных предложений, анализирует их достоинства и недостатка, выбирает оптимальный вариант планировочного решения пространства.

Третий этап учебного проектирования — эскизный проект. Зачастую студенты считают этот этап очень легким, для них эскиз и эскизный

проект не только являются одноко-ренными словами, но и вызывают ассоциацию с эскизированием художника. На профессиональном языке, эскизный проект — это техническое задание для рабочего проекта. Хороший эскизный проект — это не оторванная от жизни картинка, а напротив — очень индивидуальный и детальный продукт. В проектировании «Эскизный проект» — это комплект детально разработанной документации. Сюда входят: схема планировочной организации участка, дендроплан, план мощения, схема освещения, планы проектируемых зон, разрезы, схемы принципиальных узлов и конструктивных деталей, а также 3Д визуализации.

Студенческий проект малого сада, впрочем, как и проект профессионала, определен следующими тематическими заданиями:

1. Композиционная основа сада. Здесь рассматриваются задачи, стоящие перед ландшафтным дизайнером. Разрабатывается структура функционального зонирования. Анализируется взаимосвязь дома и сада, рассматривается понятие GENIUS LOCI (гений места) и хозяева сада. Изучаются способы организации пространства в саду. Рассматривается понятие «обмеры» участка. Что такое фотофиксация, как правильно ее сделать. Понятие «топосъемка». Анализируются примеры создания стилистических садов от топосъемки до готового объекта.

2. Выявление основ дорожно-тропиночной сети, как организующей составляющей сада. Изучение видов мощения и использование современных материалов. Проектирование орнаментального мощения и

взаимосвязь с общим дизайном сада. Использование лестниц, пандусов, изучение принципов террасирования участка как общей части дорож-но-тропиночной сети.

3. Основные структурные элементы альпинариев, рокарий, водоемов. Технология создания и специфика дизайна.

4. Проект детской площадки. Эскизные прорисовки домика на дереве. Особенности проектирование сада для малыша., сад для мальчика и девочки, сад для подростка. Спортивные площадки: минигольф, ми-нифутбол, теннис, бадминтон. Изучение забытых игр: городки, крокет, горелки, поводырь, серсо, лапта и др.

5. Использование законов ландшафтной композиции: пропорции и масштаб в саду, симметрия и асимметрия, колористические особенности и освещение, контраст, нюанс, акцент, ритм. Основные приемы воздушной и линейной перспективы.

6. Приемы ландшафтной композиции. Составление древесно-кустар-никовых групп как элемента живой архитектуры. Сад в разное время года.

7. Проектирование цветников. Основы составления солнечного цветника и цветника в тени, цветники для парадного подъезда и для уединенного уголка.

8. Приемы работы с нивелиром. Инженерная подготовка территории: что нужно знать о ливневой канализации и дренажах, технических объектах дома.

9. Состав ландшафтного проекта: аналитическая записка, проектная документация, 3-х мерное изображение участка. Условные обозначения. Основы ландшафтной графики.

175

Приведу ряд примеров студенческих работ из собственной педагогической практики. Проект озеленения участка «Гармония в цветах» размером 43 сотки для молодой семьи с функциональным расположением зоны отдыха и активной зоны вокруг дома. Создана композиция планировочного решения сада с преобладанием простой геометрической фигуры — круга, что задало основной ритм композиции участка. Этот проект получил звание «Дипломант III степени» на международном форуме молодых дизайнеров. А проект «Лесное Сатори» получил диплом 3 степени на конкурсе курсовых и дипломных работ «Пространство АМУР» и звание «Лауреат II степени» в номинации ландшафт на международном форуме молодых дизайнеров. За основу проекта были взяты пластичные геометрические формы овала, которые и задали ритм

всей композиции, а также создали гармоничное деление пространства на зоны. Проекты по ландшафтному проектированию малого сада выполняются на 2 курсе очной обучения по направлению подготовки «Дизайн», профиль «средовой дизайн».

Этапы проектирования студенческой работы малого сада — это совокупность методов и приемов, с помощью которых происходит целенаправленно-организованный творческий процесс. В ходе работы создаются концептуальные тематически направленные модели целостного объекта. Таким образом, можно утверждать, что описанные приемы формируют целостное пространство сада. У обучающегося вырабатываются навыки самостоятельной работы, которые станут залогом будущего трудоустройства выпускника кафедры средового дизайна МГОУ.

176

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования URL: http:// fgosvo.ru (дата обращения 02.12.2018).

2. Ломов, С.П., Кареев, Б.А. Духовно-нравственное воспитание как ведущий фактор экологии образовательной среды // Право и практика. М: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права». 2017. № 1. С. 257-260.

3. Кожуховская, С.М., Каширокова, И.Е., Барциц, Р.Ч. Траектории развития дизайн-образования в России. М: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права» Право и практика. 2017. № 2. С. 214-220.

4. Львова, Н.С. Эскизно-проектная графика в дизайне среды, Дизайн-образование XXI век: материалы заочной Международной научно-практической конференции (Белгород, 15-18 ноября 2017 г.). Белгород: ИПК БГИИК, 2018. С. 131-134.

5. Лазарев, Е.Н. Дизайн машин. Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1988. 256 с.

6. Степанов, А.В. Архитектура и психология: учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2018. 355 с.

7. Неценко, О.В. Художественно-культурная среда как разновидность социокультурной среды: понятие и функции. Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. 190 с.

8. Сазонова, А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 02.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Минервин, Г.Б., Шимко, В.Т., Ефимов, А.В. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М.: «Архитектура - С», 2004. 288 с.

10. Львова, И.А. Феномен клипового мышления в контексте дизайн-образования // Педагогика искусства (сетевой журнал). 2016. № 2. С. 98-101.

11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.

12. Сборник учебно-методических материалов для студентов-дизайнеров направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» / под ред. Е.Л. Суздальцева. М.: Издательство «Перо», 2016. 168 с.

REFERENCES

1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovanija, available at: http:// fgosvo.ru (accessed 02.12.2018). (in Russian).

2. Kozhuhovskaya S.M., Kashirokova I.E., Barcic R.Ch. Traektorii razvitiya dizajn-obrazovaniya v Rossii, Pravo i praktika. Moscow, ANO "Nauchno issledovatelskij institut istorii, ehkonomiki i prava". 2017, No. 2, pp. 214-220. (in Russian).

3. Lazarev E.N. Dizajn mashin. Leningrad, Mashinostroenie, Leningradskoe otdelenie, 1988, 256 p.

4. Lomov S.P., Kareev B.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie kak vedushchij faktor ehkologii obra-zovatelnoj sredy. Moscow, ANO "Nauchno issledovatelskij institut istorii, ehkonomiki i prava", Pravo i praktika, 2017, No. 1, pp. 257-260. (in Russian).

5. Lvova I.A. Fenomen klipovogo myshleniya v kontekste dizajn-obrazovaniya. Pedagogika iskusst-va. 2016, No. 2, pp. 98-101. (in Russian).

6. Lvova N.S. "Eskizno-proektnaya grafika v dizajne sredy", in: Dizajn-obrazovanie XXI vek: mate-rialy zaochnoj Mezhduna-rodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Belgorod, 15-18 noyabrya 2017 g.), Belgorod, IPK BGIIK, 2018, pp. 131-134. (in Russian).

7. Minervin G.M., Shimko V.T., Efimov A.V. Design. Illustrated dictionary-reference. Moscow, «Ar-chitecture-C», 2004, 288 p. (in Russian).

8. Necenko O.V. Hudozhestvenno-kulturnaya sreda kak raznovidnost sociokulturnoj sredy: ponyatie i funkcii. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal, 2015, No. 5, 190 p. (in Russian).

9. Sazonova A.V. Genezis i sushchnost ponyatiya "proektnaya deyatelnost", Psihologiya, sociologiya i pedagogika, 2012, No. 6, available at: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (accessed: 02.12.2018). (in Russian).

10. Sbornik uchebno-metodicheskih materialov dlya studentov-dizajnerov napravleniya podgotovki 54.03.01 - Dizajn, ed. E.L. Suzdalceva, Moscow, Pero, 2016, 168 p. (in Russian).

11. Stepanov A.V. Arhitektura i psihologiya: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata, Moscow, Izdatelstvo Urajt, 2018, 355 p. (in Russian).

12. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya, ed. V.V. Davydova, Moscow, Pedagogika-Press, 1999, 536 p. (in Russian).

111

Львова Наталья Сергеевна, старший преподаватель, кафедра средового дизайна; аспирант, кафедра живописи, Московский государственный областной университет, ns.lvova@mgou.ru Lvova N.S., Senior Lecturer, Environmental Design Department; Post-graduate Student, Painting Department, Moscow State Regional University, ns.lvova@mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.