УДК 378
ВЛИЯНИЕ ПРЕДПРОЕКТНОГО МУДБОРД-АНАЛИЗА НА ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Алексеев Андрей Геннадьевич, доцент кафедры дизайна, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Постоянное появление новых образовательных стандартов выявляет необходимость внедрения новых учебных методик преподавания, которые, в свою очередь, должны создавать благоприятную среду для развития различных стилей познания, необходимых для последовательного развития гармоничной личности, в арсенале которой должны присутствовать не только необходимые наборы инструментов и профессиональных навыков конструирования, но и рационально интегрированные в сознание необходимые типы профессионально ориентированных мыслительных процессов.
Цель данной статьи заключается в раскрытии возможностей технологии мудборд-анализа в развитии аналитического мышления будущих специалистов в сфере дизайн-проектирования.
В статье предпринимается попытка выяснить истоки зарождения самого понятия мудборд и найти возможные отечественные аналоги.
Описывается положительное влияние разработки мудборда на развитие аналитического мышления будущих специалистов в сфере дизайн-проектирования. Раскрывается сущность мудборда как одного из современных средств проведения предварительного анализа, несущего в себе потенциал для развития как конвергентного, так и дивергентного типов мышления. В статье приводится алгоритм создания приблизительного психологического портрета конечного потребителя. Описывается технология поиска колористического решения дизайн-проектов.
В статье представлен анализ результатов деятельности кафедры дизайна Кемеровского государственного института культуры (КемГИК) по внедрению технологии мудборд-анализа в учебный про-
Ключевые слова: дизайн-проект, аналитическое мышление, коллажное изображение, мудборд, предпроектный анализ, исследование.
THE EFFECT OF PRE-DESIGN MOOD BOARD ANALYSIS ON THE FORMATION OF ANALYTICAL THINKING OF A FUTURE SPECIALIST IN THE FIELD OF DESIGN
Alekseev Andrey Gennadyevich, Associate Professor of the Department of Design, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The constant emergence of new educational standards reveals the need to introduce new methods of teaching, which, in turn, should create a favorable environment for the development of various styles of knowledge necessary for the consistent development of a harmonious personality, in the arsenal of which not only the necessary sets of tools and design skills should be present but the necessary types of professionally oriented thought processes rationally integrated into consciousness.
The purpose of this article is to discover the capabilities of the mood board analysis technology in the development of analytical thinking of future specialists in the field of design engineering.
The article attempts to clarify the origins of the concept of the mood board and find possible domestic counterparts.
The essence of the positive impact of the development of a mood board on the development of analytical thinking of future specialists in the field of design engineering is described. The essence of the mood board
is revealed, as one of the modern means of conducting preliminary analysis, which carries the potential for the development of both, convertible and divergent types of thinking. The article provides an algorithm for creating an approximate psychological portrait of the end user. It describes the technology of finding the color solutions for design projects.
The article presents an analysis of the results of the Department of Design of Kemerovo State Institute of Culture (KemGIK) on the implementation of the technology of board-analysis in the educational process.
Keywords: design project, analytical thinking, collage image, mood board, pre-project analysis, research.
Процесс разработки дизайн-проектов включает в себя решение большого количества различного рода художественно-технических задач. Дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки - до композиционного формообразования, стилеобразования; от функционального анализа - до организационных, концептуальных моделей предметной среды [6, с. 6].
На основании приказа ФГОС ВО, важнейшими областями профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата 53.03.01 «Дизайн», названы интегрирующая проектно-художественная, научно-педагогическая деятельность, направленные на создание и совершенствование конкурентоспособной отечественной продукции, развитие экономики [9]. Появился ряд новых профессиональных компетенций, среди которых следует отметить:
• способность анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта;
• способность составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту и готовить полный набор документации по дизайн-проекту, с основными экономическими расчетами для реализации проекта;
• способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений.
Из представленного списка компетенций мы видим, что основной упор делается на исследовательскую деятельность, на проведение аналитической работы и составление документации по созданию дизайн-проектов. Для студентов-дизайнеров подобная работа, связанная с проведением различного рода исследований, является сложной задачей, поскольку дизайнеры обладают творческим мышлением, не предполагающим
аналитическую деятельность, связанную с работой с документами.
Но для того чтобы будущие специалисты в сфере дизайна смоли стать частью современного производственного процесса, темпы которого постоянно ускоряются, необходимо внедрять новые методики преподавания, которые создадут базу знаний и систему рациональных мыслительных процессов, необходимых для работы в профессиональной среде.
Успешность современных преобразований в России невозможна без квалифицированных кадров, задача подготовки которых стоит перед высшим образованием [5]. При этом очевидно, что даже при максимальной унификации стандартов образования подготовленные специалисты будут обладать стратегиями интеллектуальной деятельности, имеющими индивидуальные различия. Успешность в реализации и принятии решений зависит, во многом, от стиля мышления личности, формирующегося в процессе обучения.
Одним из важнейших типов мышления в образовательном процессе является аналитическое, поскольку одинаково необходимо при решении разного рода проектных задач для студентов любой специальности. Развитие аналитического мышления - вопрос очень важный, так как аналитические навыки сами по себе требуются, чтобы лучше понимать, запоминать и усваивать информацию, делать выводы, принимать решения.
Аналитическое мышление также предполагает способность осуществлять логический анализ и синтезировать информацию [10]. Так, его особенности проявляются в том, что человек достаточно кропотливо изучает проблему или ситуацию, строит подробные планы, одновременно анализируя все данные и взвешивая все преимущества и недостатки. Принцип работы аналитического мышления основывается на двух базовых процессах:
• творческий процесс, сопровождаемый поиском новых знаний и информации;
• формальный процесс, сопровождаемый анализом и синтезом данных, а также выводами и закреплением итогового результата в сознании [1, с. 27].
Таким образом, задача аналитического типа мышления состоит в систематическом и всестороннем рассмотрении вопросов и проблем, задаваемых объективными критериями. При этом для данного стиля характерна методичная и тщательная манера работы с проблемами и трудностями, акцентированная на деталях.
Вопросы исследования аналитического мышления за рубежом представлены в когнитивной психологии работами Дж. Келли, Р. В. Гарднера, А. Ф. Харрисона, Р. М. Брэмсона, Дж. Кагана, Г. А. Уиткина, В. А. Колга и др.
Стиль мышления в качестве индивидуального способа формулирования и выявления проблемной ситуации, а также способы поиска средств для ее разрешения стали предметом исследования в работах отечественных ученых А. К. Белоусовой, Л. Н. Собчик, М. А. Холодной, Г. А. Молохиной, Л. А. Громовой, И. П. Шкурато-вой, Г. А. Берулавы и др. [11, с. 215].
Помощь в развитии аналитического типа мышления студентов-дизайнеров может быть выражена в применении нового универсального средства проведения предпроектного анализа, которое будет удовлетворят необходимым требованиям изобразительной выразительности и свойствам аналитического характера. Одним из таких средств, связанных с современным подходом в развитии аналитического стиля познания у студентов, с преобладанием художественно-творческого мышления, может стать применение мудборда в качестве новой методики исследовательского поиска в предпроектном анализе. Рассказ об основных принципах создания муд-борда позволит пролить свет на положительные свойства данной методики в образовательном процессе.
Цель данной статьи заключается в раскрытии сущности мудборд-анализа и его возможностей в развитии аналитического мышления будущих специалистов в сфере дизайн-проектирования.
Для достижения цели необходимо изучить особенности мышления студентов, обучающихся по специальности «Дизайн», а также раскрыть основные принципы разработки мудборда в качестве изобразительной составляющей дизайн-
проекта и показать основные принципы проведения предпроектного мудборд-анализа.
Термин мудборд является достаточно новым в российском образовании. Поэтому на сегодняшний день нет значимых исследований о влиянии этого средства проектирования на развитие мышления будущих специалистов в сфере дизайна и на образовательный процесс в целом. По этой же причине на данный момент отсутствует общеупотребительный русскоязычный термин для такого понятия, как мудборд.
Вообще английский термин «mood board» при дословном переводе означает «доска настроения». Мудборд - это своеобразное превью будущего дизайна. В сфере рекламы он помогает презентовать и согласовывать с клиентом визуальные составляющие проекта [7].
Мудборд - это своеобразный коллаж, дающий представление о проекте. Непосредственная задача этого коллажа заключается в создании визуального резюмированного образа, составляемого из набора изображений, при условии максимизации информативной области изображений, также называемой областью интереса (ОИ) изображения [12]. Изначально мудборд делали в сфере моды, проектах, требующих командной работы, и составлялся он из фотографий, рисунков, аксессуаров, образцов, вдохновляющих мелочей, описаний и комментариев. Делалась настоящая доска, на которую помещались кусочки тканей, эскизы моделей, то, что натолкнуло бы дизайнера на создание коллекции, изображения природы, животных всего того, что имеет какое-либо отношение к создаваемой коллекции. Тем самым каждому члену команды становилось понятно, в каком направлении будет двигаться дальнейшая работа.
Современный мудборд создается в компьютерных графических редакторах. При помощи коллажа из различных изображений создается приблизительный образ человека, для которого в дальнейшем проектируется изделие. По фотоизображениям определяются предпочтения человека в плане выбора жилья, его финансовое положение, предпочтения в одежде. С помощью мудборда определяется приблизительный возрастной диапазон, пол, основные увлечения и потребности [2, c. 12]. При помощи всех этих изображений создается приблизительный психологический портрет. В процессе подбора изо-
бражений учитывается не только тематическое соответствие подбираемого материала, но и эстетическая, стилевая направленность, тоновая гармония. В мудборд могут добавляться ключевые слова, наиболее точно выражающие эмоциональные ощущения, которые должен испытывать человек, наблюдающий проект или держащий в руках спроектированное устройство. При максимально развернутом анализе мудборд может включать в себя пиксельную карту и карту материалов.
Пиксельная карта представляет из себя мозаичный набор цветных элементов, сделанных в программе Adobe Photoshop при помощи фильтра Pixelate/Mosaic. Создается это мозаичное изображение из набора фотографических изображений, представленных в мудборде. В дальнейшем из большого набора пиксельных цветов выбирается несколько основных, которые впоследствии применяются в проекте. Назначение пиксельной карты заключается в возможности четкого обоснования цветового решения проекта. Ряд аналитических фотоизображений, в сочетании с четко обозначенным набором цветов, является графической интерпретацией документа, представляющего собой предварительный анализ на этапе проектирования и изобразительное обоснование идей разработчика на этапе презентации проекта.
Карта материалов составляется на финальном этапе создания мудборда. В нее включаются текстуры и фотоизображения материалов, дающих представление о том, какими визуальными, тактильными и прочностными характеристиками будет обладать проектируемое устройство.
Помимо пиксельной карты и карты материалов, одним из вспомогательных элементов мудборда является инспирэйшн борд (inspiration board), что в дословном переводе с английского означает «доска вдохновения». Как и у мудбор-да, благодаря своей новизне, у этого термина нет утвержденного русифицированного аналога. Ин-спирэйшн борд также представляет собой коллаж, созданный из набора фотоизображений. В зависимости от сферы разработки может включать в себя различные изображения. При проектировании графических компонентов для рекламной кампании преимущественно используются изображения, передающие эмоции и настроение. В дисциплинах предметного и транспортного дизайна предметом анализа становятся различные формы, линии, объемы и структуры, ориентируясь на пластику которых дизайнер создает будущий проект.
Точной даты появления мудборда в сфере дизайна неизвестно, но что касается образовательного процесса, то активное использование технологии мудборд-анализа применяется в европейских школах дизайна предположительно с середины 90-х годов. Известно, что такие общепризнанные школы, как Instituto European di Design, Royal College, Pforzheim University и многие другие активно применяют технологию мудборда при проектировании в различных видах дизайна: предметный дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн одежды, дизайн средств транспорта и др. Что же касается российского образования, то аналогом мудборда может являться конфекционная карта, которая давно и активно используется в сфере дизайна одежды.
Исходя из сказанного выше можно предположить, что родина мудборда - Западная Европа. Большинство современных исследователей считают, что географическое положение и культура общества непосредственно влияют на стиль мышления различных регионов. Так, профессор Мичиганского университета Ричард Нисбетт в статье «Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания» предполагает, что «представители Восточной Азии обладают мышлением холистического характера, они принимают во внимание целостное поле и приписывают именно ему причины событий, сравнительно мало используют категории и формальную логику и полагаются на "диалектическое" мышление. Западные люди более аполитичны, сосредоточены по преимуществу на конкретном объекте и на категориях, к которым его можно отнести» [8]. Что касается ситуации в нашей стране, то большинство исследователей склоняются к преобладанию холистического характера мышления.
Это обобщенные данные, приводящие в пример результаты исследования большой группы людей. Что же касается мышления людей, связанных с изобразительным искусством, не применительно к их национальности, культурной принадлежности и региону проживания, то по характеру и направленности мыслительных операций их мышление является дивергентным (творческим) в отличие от конвергентного (прямолинейного). Термин дивергентное мышление происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно
назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы. Конвергентное мышление - это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «сопуещеге», что означает «сходиться».
Что же касается содержания, то профессиональное мышление художников и дизайнеров является концептуально-образным, поскольку идеи, концепции и визуальные образы есть предмет осмысления в любом дизайн-проекте посредством взаимосвязи концептуального и художественного мышления [3, с. 24].
Каждый специалист, работающий в сфере проектирования объектов дизайна, на начальном этапе работы сталкивается с необходимостью проведения предпроектного анализа.
Анализ - это метод научного исследования изделий, явлений, понятий, главнейшая составная часть художественного конструирования. Он включает многостороннее рассмотрение изделий, то есть всего того, что в совокупности дает исчерпывающее представление о них.
В общих чертах последовательность художественно-конструкторского анализа для выявления потребительских качеств изделий может быть следующей:
1. Подбор действующих аналогов проектируемого изделия и составление подробного описания их конструктивных схем, форм и условий функционирования.
2. Анализ функциональных требований с определением связи «человек - предмет», «предмет - среда» и безопасности эксплуатации.
3. Выявление соответствия формы конструктивной основе, логике и тектоничности формы.
4. Анализ соответствия материалов в функциональном, конструктивном и декоративном отношениях.
5. Анализ технологичности изготовления изделия, как отдельных элементов - узлов и деталей, так и изделия в целом.
6. Анализ композиционного решения гармонизации формы, единства всех элементов и соответствия формы стилевой направленности.
7. Общее заключение по художественно-конструкторскому качеству изделия [2, с. 16].
Как видно из художественно-конструкторского анализа, большинство пунктов предполагают наличие синтеза дивергентного и конвергентного типов мышления. В связи с этим часто возникают проблемы с представлением целостного образа будущего проекта. В этом заключается основная сложность преподавания студентам-дизайнерам. Творческое мышление дизайнеров не позволяет проводит полноценную аналитическую работу, основанную на изучении документов, не предполагающих наличие иллюстративного материала. Работа с мудбордом дает возможности для анализа, основанного на подборе тематических изображений. Также мудборд предполагает наличие ключевых слов, позволяющих минимальными средствами обозначить наиболее важные моменты, определяющие все дальнейшее направление будущей проектной деятельности по созданию целостного образа и определению целевой группы. Иллюстративно-аналитическая работа предоставляет наиболее рациональный подход для проектирования студентов с преобладанием разветвленного, творческого мышления.
Таким образом, на одном из заседаний кафедры дизайна КемГИК нами было предложено включить мудборд в рамки графической части дизайн-проектов. Благодаря введению новой методики значительно возросло число призеров и победителей студентов КемГИК в региональных и международных конкурсах. Если до 2014 года число призеров, отправивших свои работы в рамках дисциплин «Проектирование» и «Графический дизайн в рекламе», не превышало одного-двух человек, то с внедрением в учебный процесс системы проектирования с использованием технологии мудборда число лауреатов и победителей стало расти. Так, ежегодное число призеров, начиная с первой половины 2015 года до декабря 2018 года, составляет от 4 до 7 человек, что значительно превышает показатели предыдущих лет. Среди лучших работ можно отметить несколько наиболее удачных. Проект разработки фирменного стиля для музыкальной школы № 1 Кузиковой Екатерины, завоевавшей I место на IV Всероссийском студенческом фестивале креативной рекламы «КРЕКЕР», проходившем в 2015 году. Проект Андреева Ивана, получившего золотой диплом в 2017 году на «XIV Международном студенческом фестивале рекламы» в номинации «Нестандартные рекламоносители». Дизайн-проект упаковки «Творобушки» Прыткиной Елены, завоевавший
первое место на IV Международном фестивале- художественно-аналитических задач, как мудборд
конкурсе «Арт Проспект» в 2016 году. несет в себе большой потенциал для структури-
Решение по внедрению технологии мудборд- рования процесса дизайн-проектирования. Муд-
проектирования позволило ощутимо сократить борд является важным инструментом в развитии
время, отведенное на проведение предваритель- аналитического мышления, ставящим необходи-
ного анализа и значительно обогатить образо- мость решения целого ряда задач на этапе пред-
вательный процесс. Положительный опыт вне- варительного анализа проекта. Применение в
дрения данной технологии на кафедре дизайна образовательном процессе мудборда, как одного
КемГИК позволяет говорить о возможности при- из ключевых средств создания дизайн-проекта,
менения подобной методики в других образова- приводит к более последовательной и безболез-
тельных организациях, готовящих специалистов ненной интеграции студентов в профессиональ-
в сфере дизайна. ную рекламную и проектно-дизайнерскую среду,
Таким образом, мы видим, что внедре- обладающую четко выраженной таргетированной
ние такого универсального средства решения направленностью.
Литература
1. Андриянова В. И., Аннамуратава С. К. Развитие когнитивно-творческих способностей обучающихся в современных условиях: учеб. пособие для преподавателей. - Ташкент, 2011. - Ч. 1. - 249 с.
2. Алексеев А. Г. Проектирование: Предметный дизайн: учеб. нагляд. пособие для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профили подготовки: «Графический дизайн», «Дизайн костюма»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр». - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. - 95 с.: ил.
3. Елисеенков Г. С., Мхитарян Г. Ю. Дизайн-проектирование: учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн». Классификация (степень) выпускник «магистр». - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. - 149 с.: ил.
4. Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен / пер. с англ. Н. А. Поздняковой; фот. Винсента Кнаппа. -М.: Арт-Родник, 2009. - 176 с.
5. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Типологические особенности студентов с аналитическим и холистическим стилями мышления // Вестн. Самар. гуманитар. акад. Сер. «Психология». - 2014. - № 2 (16). - C. 41-56.
6. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие - М.: Гардарики 2006. - 303 с.: ил.
7. Мудборд. Что это такое, и зачем он нужен дизайнерам? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pressfoto. ru/blog/tips-for-creating-mood-boards (дата обращения: 17.12.2018).
8. Нисбетт Р., Пенг К., Чой И., Норензян А. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания // Психол. журн. - 2011. - Т. 32, № 1. - С. 55-86.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1004 от 11.08.2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/6/1911 (дата обращения: 11.11.2018).
10. Хасанов Ш. А. Технология развития аналитического мышления у учащихся в процессе обучения // International scientific review of the problems of philosophy, sociology, history and political science Boston, USA. Collection of scientific articles II International correspondence scientific specialized conference. - Boston: Problems of science, 2018. - С. 40-44.
11. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.
12. Ярославцева Е. Л., Левтин К. Э. Интеллектуальный подход к формированию цифровых коллажей на основе фото и видеоматериалов // Сибир. журн. науки и технологий. - 2012. - С. 102-107.
References
1. Andriyanova V.I., Annamuratava S.K. Razvitie kognitivno-tvorcheskikh sposobnostey obuchayushchikhsya v sovremennykh usloviyakh: uchebnoe posobie dlya prepodavateley [Development of cognitive-creative abilities of students in modern conditions. A manual for teachers]. Tashkent, 2011, part 1. 249 p. (In Russ.).
2. Alekseev A.G. Proektirovanie: Predmetnyy dizayn: uchebnoe naglyadnoe posobie dlya studentov ochnoy formy obucheniya po napravleniyu podgotovki 54.03.01 «Dizayn», profili podgotovki: «Graficheskiy dizayn», «Dizayn kostyuma»; kvalifikatsiya (stepen') vypusknika «bakalavr» [Design: Object design. Study visual aids for full-time
students in the direction of training 54.03.01 "Design", training profiles: "Graphic Design", "Costume Design"; qualification (degree) of graduate "bachelor"]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2017. 95 p. (In Russ.).
3. Eliseenkov G.S., Mkhitaryan G.Yu. Dizayn-proektirovanie: uchebnoe posobie dlya obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 54.04.01 «Dizayn», profil' «Graficheskiy dizayn». Klassifikatsiya (stepen') vypusknik «magistr» [Design. Design: a manual for students in the direction of training 54.04.01 "Design", profile "Graphic design". Classification (degree) graduate "master"]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2016. 149 p. (In Russ.).
4. Zolotye pravila dizayna. Stil' Kelli Khoppen [Golden rules of design. Kelly Hoppen style]. Moscow, Art-Spring Publ., 2009. 176 p. (In Russ.).
5. Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Tipologicheskie osobennosti studentov s analiticheskim i kholisticheskim stilyami myshleniya [Typological features of students with analytical and holistic thinking styles]. Vestnik Samarskoy gu-manitarnoy akademii. Seriya «Psikhologiya» [Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series "Psychology"], 2014, no. 2 (16), pp. 41-56. (In Russ.).
6. Lavrentyev A.N. Istoriya dizayna [The history of design]. Moscow, Gardariki Publ., 2006. 303 p. (In Russ.).
7. Mudbord. Chto eto takoe, i zachem on nuzhen dizayneram? [Mudboard. What is it, and why do designers need it?]. (In Russ.). Available at: https://www.pressfoto.ru/blog/tips-for-creating-mood-boards (accessed 12.17.2018).
8. Nisbett R., Peng K., Choi I., Norenzyan A. Kul'tura i sistemy myshleniya: sravnenie kholisticheskogo i analiticheskogo poznaniya [Culture and thinking systems: a comparison of holistic and analytical knowledge]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 2011, vol. 32, no. 1, pp. 55-86. (In Russ.).
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya (FGOS VO) po napravleniyu podgotovki 54.03.01 «Dizayn» (uroven' bakalavriata), utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii № 1004 ot 11.08.2016 [Federal State Educational Standard of Higher Education (GEF VO) in the direction of training 54.03.01 "Design" (undergraduate level), approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1004 of11.08.2016]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/news/6/1911 (accessed 11.11.2018).
10. Khasanov S.A. Tekhnologiya razvitiya analiticheskogo myshleniya u uchashchikhsya v protsesse obucheniya [Technology development of analytical thinking in students in the learning process]. International scientific review of the problems of philosophy, sociology, history and political science Boston, USA. Collection of scientific articles II International correspondence scientific specialized conference. Boston, Problems of science Publ., 2018, pp. 40-44. (In Russ.).
11. Shmelev A.G. Psikhodiagnostika lichnostnykh chert [Psychodiagnostics of personality traits]. St. Petersburg, Speech Publ., 2002. 480 p. (In Russ.).
12. Yaroslavtseva E.L., Levtin K.E. Intellektual'nyy podkhod k formirovaniyu tsifrovykh kollazhey na osnove foto i vid-eomaterialov [Intellectual approach to the formation of digital collages based on photo and video materials]. Sibirskiy zhurnal nauki i tekhnologiy [Siberian Journal of Science and Technology], 2012, pp. 102-107. (In Russ.).
УДК 378.046.4
РОЛЬ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Ершов Денис Иванович, соискатель ученой степени кандидата наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (г. Липецк, РФ). E-mail: pismo-69@ rambler.ru
Актуальность исследования обусловлена задачами, стоящими перед современными вузами в целом и перед языковым образованием, в частности. Расширение международных связей России и ее принятие в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество стали испытывать необходимость в людях, владеющих иностранным языком на профессиональном уровне.