Научная статья на тему 'Стратегии средового проектирования для студентов специальности «Дизайн»'

Стратегии средового проектирования для студентов специальности «Дизайн» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ENVIRONMENTAL APPROACH / СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL DESIGN / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА / STAGES OF PROJECT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железняк Ольга Евгеньевна, Петрова Татьяна Петровна

Рассматривается «средовой подход» как общая идеология проектирования и развития, показываются достоинства системности и целостности средового проектирования с привлечением разработанных за последние годы методов планирования, организации и оптимизации творческого процесса. Стратегия средового проектирования раскрывается на примере выполнения курсового проекта студентами специальности «дизайн». Представленные результаты демонстрируют целесообразность использования методики средового проектирования в творческом процессе подготовки начинающих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL DESIGN STRATEGIES FOR STUDENTS MAJORING IN "DESIGN"

The article treats “environmental approach” as a general design and development ideology. It also shows the advantages of environmental design consistency and integrity with the application of recently developed methods of planning, organization and optimization of creative process. Environmental design strategy is shown on the example of the course project of a student of “Design” specialty. The results presented demonstrate the application feasibility of environmental design procedure in the creative process of training young specialists.

Текст научной работы на тему «Стратегии средового проектирования для студентов специальности «Дизайн»»

Таблица 2

Примеры несовпадения содержания при переводе терминов_

ГОСТ Р 53893-2010 ГОСТ Р ИСО 9000-2008

Документ - информация и среда ее поддержки Документ - информация, представленная на соответствующем носителе

Процедура - установленный способ выполнения деятельности или процесса Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса

Процесс - комплекс взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, который переводит входные данные в выходные данные Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы

Стандарты серии ISO 30300:2011 Стандарты серии ISO 9000:2011

Документ - информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве доказательства и актива организации или частного лица при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности Документ - информация (значимые данные), представленная на соответствующем носителе, например: записи, спецификация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт

Документация - совокупность объектов документированной информации (document), описывающих действия, инструкции, решения, процедуры и деловые правила, относящиеся к определенной функции, процессу или деловой операции Документация - комплект документов (document), например, спецификаций и записей, часто называется документацией (documentation)

Как видится авторам статьи, учет рассмотренных в данном исследовании проблем позволит улучшить эффективность работы переводчиков, а значит, и качество самого переводческого продукта. Таким обра-

зом, международные стандарты в области управления качеством и сертификации станут более доступными для российских специалистов.

Статья поступила 30.03.2015 г.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 18.12.2008. М: ФГУП «Стандартин-форм», 2009. 35 с.

2. ГОСТ Р ИСО 30300:2011 Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь. Введ. 01.03.2015. М: ФГУП «Стандартинформ», 2015. 24 с.

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005. Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» (ISO/IEC 17799:2000. Information technology. Code of practice for security management). Введ. 01.01.2007. М: ФГУП «Стандартинформ», 2006. 56 с.

4. ГОСТ Р 53893-2010. Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента. Введ. 12.11.2010. М: ФГУП «Стандартинформ», 2011. 17 с.

5. Зайкова И.В. Методика отбора и организации текстов

для обучения студентов экономических вузов письменному специальному переводу: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Иркутск, 2009. 229 с.

6. Качалов В.А. Качество перевода стандартов: ситуацию надо менять // Стандарты и качество. 2012. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://ria-stk.ru (15.03.2015).

7. Суровцева Н.Г. Проблемы формирования единой тер-миносистемы в области управления документацией в стандартах различных систем менеджмента (на примере сравнения стандартов серии 9000 и серии 30300) // Делопроизводство. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.top-personal.ru (15.03.2015).

8. PAS 99:2006. Specification of common management system requirements as a framework for integration. 31.08.2006. Chiswick High Road London 2006. 22 с.

УДК 72.021.2+72.021.4 (072)

СТРАТЕГИИ СРЕДОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН»

© О.Е. Железняк1, Т.П. Петрова2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664047, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается «средовой подход» как общая идеология проектирования и развития, показываются достоинства системности и целостности средового проектирования с привлечением разработанных за последние годы методов планирования, организации и оптимизации творческого процесса. Стратегия средового проектирования

1Железняк Ольга Евгеньевна, кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой дизайна, тел.: 89148746790. Zheleznyak Olga, Candidate of Art Criticism, Professor, Head of the Design Department, tel.: 89148746790.

2Петрова Татьяна Петровна, доцент кафедры дизайна, тел.: 89025667157. Petrova Tatiana, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89025667157.

раскрывается на примере выполнения курсового проекта студентами специальности «дизайн». Представленные результаты демонстрируют целесообразность использования методики средового проектирования в творческом процессе подготовки начинающих специалистов.

Ключевые слова: средовой подход; средовое проектирование; этапы разработки проекта.

ENVIRONMENTAL DESIGN STRATEGIES FOR STUDENTS MAJORING IN "DESIGN" O.E. Zheleznyak, T.P. Petrova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article treats "environmental approach" as a general design and development ideology. It also shows the advantages of environmental design consistency and integrity with the application of recently developed methods of planning, organization and optimization of creative process. Environmental design strategy is shown on the example of the course project of a student of "Design" specialty. The results presented demonstrate the application feasibility of environmental design procedure in the creative process of training young specialists.

Keywords: environmental approach; environmental design; stages of project development.

В конце XX века на базе синергетики, феноменологии, экзистенциализма, герменевтики и др. формируется идеология средового подхода, уходящая корнями в концепции современной философии и методологии.

Общая теория средового подхода опирается на представления об особой форме опосредованного управления процессами становления человека через сознательно организованную среду. В соответствии с этим система действий с созданной средой ориентируется на превращение ее в средство целостного направленного воздействия, которое влияет на образ жизни, задает стереотипы, специфические стандарты и «модели, коридоры движения по жизни». Важную роль концепция средового подхода играет в педагогической деятельности, в рамках которой некоторые специалисты отводят ей роль методологии. При этом «базовые процедуры» рассматриваемого подхода определяются как «средообразование, наполнение ниш, инверсия среды ..., осреднение, типизация». Обладая внутренним потенциалом для развития личности, грамотно сформированная среда предоставляет неограниченные возможности «событийного статуса», сотворчества и созидания: «сообщаться, содру-жествовать с другими людьми, сотрудничать с ними, соперничать, сопереживать и т.д.» [8].

XX век привносит специфическую трактовку среды как совокупности элементов окружения (архитектурно-пространственных, природных, социальных, биологических, этно-психологических, художественных, символических и проч.), выявленных и освоенных субъектом среды, и в профессиональное художественно-проектное мировоззрение. Теоретики и практики «средового движения» усматривают в средовых категориях и представлениях не только «богатую метафору», но и возможность выделения «особой парадигмы сре-дового знания» - специфического взгляда на роль и значение архитектуры и дизайна [5]. Более того, по мнению В.Л. Глазычева, архитектура вообще «изначально имела объектом своего воздействия именно среду, хотя как непосредственный объект проектного воздействия среда никогда не рассматривалась» [4].

Опираясь, прежде всего, «на ценности человека, на представление о неразрывности материального окружения и его обитателей» и становясь основой

созидания нового место-пространства, по версии А.А. Высоковского, Г.З. Каганова и др., средовой подход позволяет свести в целое различные формы жизнедеятельности, осуществляемые человеком в рассматриваемом предметно-пространственном фрагменте, «где разнопредметные картины пространства, социума, культурных значений и т.п. представлены совместно».

Средовой подход порождает потребность «... вникать во все. Это, в известном смысле, подобно «Дзен» - вам просто нужно осознать все в целом» [3, с. 480]. Кроме того, важной задачей средового проектирования является освоение пространства, его присвоение и превращение в «место» собственного обитания, что неизбежно сопровождается преодолением оппозиции «свой - чужой». Соответственно, один из ключевых аспектов средового дизайна, по мнению Н.И. Барсуковой и ряда других исследователей, - это проектирование среды «с учетом ее восприятия с позиции включенного наблюдателя» [1, с. 18]. Но если быть более точным, то следует говорить о более сложных системах взаимодействия субъекта с предметно-пространственным окружением - о процессах освоения/присвоения его человеком, что позволяет выявить его (человека) роль как обязательного компонента среды. Это предполагает следующую стратегию средового проектирования, в рамках которой:

- учитываются динамика физических перемещений и процессы жизнедеятельности человека, соответствующие образу субъекта-потребителя;

- среда моделируется таким образом, что человек ощущает себя ее частью, осознавая свою принадлежность и «заинтересованность»;

- среда воспринимается человеком целостно, «синестезично», всеми органами чувств, включая зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, моторно-двигательные реакции и пр.;

- границы визуального освоения среды охватывает не только панорамное восприятие, но и близкое и/или периферийное зрение.

При этом то, что первоначально возникает как своеобразная модная тенденция, затем, окрепнув, становится основой современных комплексных программ по дизайну среды, воплотившись в проекты архитектурно-художественного оформления городов,

широко разрабатываемые научно-проектными институтами и экспериментальными студиями, а также в процессы подготовки будущих специалистов.

В художественно-проектном образовании выделяется даже особая сфера деятельности - дизайн среды, в т.ч. архитектурной, которая представляет собой последовательно развивающийся творческий процесс, основанный на освоении культурно-деятельностного потенциала среды, специфики средового проектирования, закономерностей формообразования и функционирования архитектурных и дизайнерских объектов. Работа связана с формированием базовых представлений художественно-проектного мышления и с овладением сложной системой понятий, теоретических положений, нормативных ограничений, которыми оперирует проектировщик. Для преодоления огромного множества требований, предъявляемых к организации среды и ограничений, диктуемых сводом правил и норм, разрабатывается система действий, последовательных процедур, этапов работ, которые предписываются методикой художественного проектирования.

Первоначально поиск нового решения представляется студенту в качестве хаотичного множества требований к будущему проекту. В результате осмысления этих требований выстраивается система свойств, позволяющая увидеть все аспекты создания архитектурного или дизайнерского объекта одновременно и целостно. Форма рождается в тот момент, когда материальные составляющие всего комплекса требований и ограничений интуитивно комбинируются в воображении проектанта и принимают организованный вид как, например, некий целостный архобъект.

В рамках средового проектирования известное высказывание древнеримского архитектора Марка Витрувия «Польза. Прочность. Красота» может быть трансформировано и дополнено такими представлениями, как удобство, эргономичность и индивидуальная освоенность/присвоенность среды. Дизайнер/архитектор, создавая свое произведение, наделяет его определенным внутренним содержанием, соответствующим форме освоения место-пространства и индивидуальным особенностям субъектов среды, делает объект гармоничным и привлекательным по внешнему виду, а также технически совершенным и удобным в эксплуатации. Так в процессе художественного проектирования возникают вещи качественно нового уровня, всесторонне удовлетворяющие требования потребителя. При этом одна группа этих требований связана с функционированием объекта проектирования и системой взаимодействия с ним человека, а другая - с материалами и технологиями производства, что позволяет учитывать и условия «проживания» объекта, и условия современного производства. Поэтому, создавая новый объект или комплекс, проектировщик должен провести тщательный анализ всех факторов, оказывающих влияние на объект проектирования, всех требований к данному типу комплексов, включая социальные, функциональные, эргономические, технологические и эстетические, а также условий производства и видов использования.

Требования и ограничения традиционно рассмат-

риваются как реальные факторы, задающие принципы формообразования, однако для создания целостной, успешно осваиваемой дизайн-формы этого оказывается недостаточно. В частности, необходимо знание закономерностей и средств композиции и свободное владение ими, т.к. только структура вещи, формируемая по законам композиции, обретает такие функциональные и конструктивные особенности, которые наилучшим образом отвечают ее назначению.

Целостность проектируемого средового объекта, его функциональность, удобство для эксплуатации и потребления обеспечиваются также эргономическими требованиями к данному объекту, поскольку эти факторы, наряду с используемыми материалами и применяемыми конструкциями, оказывают решающее влияние на поиск органичной формы архитектурного или дизайнерского произведения и обеспечение соответствующего средового поведения.

Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что функциональные факторы могут трансформироваться, отвечая разным потребностям субъектов среды. Это можно обнаружить, если проследить, как основная функция в разных условиях, в разных связях и обстоятельствах себя проявляет и видоизменяется. В данном случае художник-дизайнер должен проанализировать и учесть в своей проектной деятельности все многообразные вновь возникающие свойства проекта. Новые функциональные особенности естественным образом порождают принципиально новые формы, что приводит к трансформации первоначального образа в нечто новое, отличное от прототипов.

Так будущий проект обретает базу для обеспечения через художественную форму удобства, безопасности, хорошей эргономики, социально-культурных, экономических и других требований, оставаясь внешне привлекательной и эстетически полноценной средой. При этом в основу процесса проектирования положена идея осмысления среды как пространства диалогового контакта, пространства сотворения, адаптации различных средовых норм, введения инноваций в существующий проектно-проявленный контекст. Для реализации такой средовой стратегии в рамках образовательного процесса важно не только визуально идентифицировать среду, но создать живущий полноценной современной жизнью (культурной, торговой, коммуникационной, увеселительно-развлекательной, информационной и т.п.) фрагмент среды. В ходе проектной подготовки также огромное значение отводится циклам развивающих и формирующих упражнений, предваряющих различные этапы работы с объектами проектирования.

Говоря о стратегиях средового проектирования, следует особо подчеркнуть потребность в методологически правильно построенном процессе управления проектом для решения сложного комплекса проектных задач. Методики средового проектирования формировались и отрабатывались в течение многих лет отечественными и зарубежными специалистами, подкреплены практическим опытом и используются в творческом процессе работы студентов-дизайнеров над созданием курсового проекта. Огромное влияние на ко-

нечный результат проектной деятельности оказывают личные качества проектировщика - его талант, эрудиция, художественный вкус, опыт, трудолюбие и профессиональные навыки, т.е. владение исполнительским мастерством, отношение к работе и к людям.

Индивидуальные особенности проектанта, тем не менее, не должны приводить к нарушению методических принципов проектирования, т.к. строгое следование сложившимся этапам проектного процесса ведет к положительному результату в решении сложных и изначально трудно осознаваемых задач, стоящих перед студентом в начале работы над заданной темой. Постепенно продвигаясь в своей работе от одного этапа к следующему, он изучает все необходимые условия, включая накопленные научные данные, мировой и отечественный опыт, особенности и возможности материально-технической базы проекта и его дальнейшей реализации, требования экономики, сроки выполнения и многое другое. При обучении художественно-проектному мастерству целесообразно использование метода поэтапного решения проектных задач в рамках стратегий средового проектирования. Поскольку важной структурной единицей такого проектирования выступает/служит поведенческая ситуация, то становится принципиально необходимым учет специфики человеческого поведения в создаваемой среде.

Весь процесс проектирования в сфере художественно-проектной деятельности можно разделить на две основные группы, первая из которых - это пред-проектные исследования, включающие постановку задач, выявление проблем, сбор и анализ всей информации, относящейся к данному проекту. Вторая группа - это непосредственно проектирование, разработка различных стадий проекта. И здесь следует отметить, что подобная структура деятельности почти впрямую соотносится с идеологией средового подхода, используемого в воспитании и развитии многогранного человека. Эта методология достаточно детально прописана в работе Ю.С. Мануйлова «Средо-вой подход в воспитании», где в качестве первого шага рассматривается «средовая диагностика», второго - средовое проектирование. Проектирование включает четыре ключевых действия, определяющих суть процесса: «Первый - прогнозирование разрешающих

возможностей среды как области поиска управленческих решений. Второй - конструирование надлежащих значений ее ниш. Третий - моделирование средооб-разовательных стратегий, необходимых для того, чтобы придать нишам нужные значения. Четвертый -планирование мер, направленных на реализацию данных средообразовательных стратегий» [6, с. 126]. В ходе реализации этих шагов создаются условия, необходимые для формирования определенного, соответствующего позитивным идеалам общества, образа жизни. Стратегической линией при этом является опосредованное «управление становлением и развитием личности» через использование среды как основного формирующего средства, что также существенно при создании реальных пространств со средовыми качествами.

Общим результатом художественно-проектной деятельности считается обоснование и разработка принятого решения, отвечающего на поставленные перед проектантом вопросы, которые в целом, по предложению В.Л. Глазычева, можно свести к пяти основным вопросам, включающим в себя весь комплекс проектных задач: ДЛЯ КОГО? ДЛЯ ЧЕГО? ИЗ ЧЕГО? ГДЕ? И КАК?

Для наглядности предлагается все этапы разработки проекта формирования предметно-пространственной среды представить в форме таблицы (см. табл. 1 и 2). В этом творческом процессе каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего, они как звенья одной цепи не могут быть перемещены или пропущены. Только при выполнении работы в такой методологической последовательности студент практически гарантирован от принятия ошибочных, или неполных проектных решений. В представленной иллюстративной части, демонстрирующей примеры реализации средовой стратегии, показаны работы студентов, выполненные на кафедре дизайна ИрНИТУ под руководством авторов статьи совместно с преподавателями кафедры А.Ю. Ладей-щиковым и М.В. Корелиной.

Этап завершается составлением окончательного «Задания на проектирование», доработанного после анализа собранной информации, с учетом всего комплекса требований и ограничений, выявленных в результате предпроектных исследований.

Таблица 1

Предпроектные исследования

Составление «Задания на проектирование», в том числе формулирование ключевых проблем, задач и требований к объекту проектирования; выявление образа заказчика и особенностей процессуально-пространственных параметров проектируемого объекта; обозначение условий проектирования, видов используемых материалов, основных конструктивных решений, применяемой внешней и внутренней отделки; определение особенностей технологии производства и реализации проекта.

Определение Состава проекта, требований к выдаваемой документации и иллюстративному материалу по проекту, в т.ч. необходимый объем и вид графического и текстового материала, характеристики макета, а также сроки представления проекта; разработка Календарного плана работы и выдачи этапов._

Сбор информации о зарубежном, отечественном и региональном опыте проектирования объектов аналогичного профиля, о правилах и нормах, других технических регламентах.

Выявление требований к проектируемому объекту, в т.ч. функциональных, эргономических, гигиенических, технологических и эстетических требований; условий реализации проекта и эксплуатации готового объекта.

Разработка аналитических градостроительных схем, исследующих исходную ситуацию, в том числе Ситуационной схемы, схем функционального зонирования территории, транспортно-пешеходного движения, озеленения территории и видовых точек; выполнение фотофиксации существующего состояния.

2

3

4

5

6

Разработка эскизного проекта

Таблица 2

Разработка Идеи - концепции как формы поиска художественного образа, позволяющей сформировать творческий замысел автора проекта, зафиксировать образы процессуально-пространственных характеристик среды и поведенческих ситуаций; представление идеи в виде так называемого форпроекта, или в качестве концептуального макета, включающего три основных уровня: функционально-композиционный (уровень «тела»), абстрактно-эмоциональный (уровень «эмоции-чувства»), символико-семантический (уровень «ум-смысл»).

Выполнение аналитических схем как части проектной авторской концепции, отражающих предлагаемые автором изменения проектной ситуации и фиксирующих результаты реализуемых проектом мероприятий (схем функционального зонирования территории, транспортно-пешеходного движения, озеленения территории и видовых точек).

Разработка Схемы генплана территории; дендрологического плана (для проектов по ландшафтной архитектуре и проектов благоустройства парков и скверов).

Разработка основных составляющих проекта: функциональной схемы планировки помещений в соответствии с «портретом заказчика» и общей «сценографией процессов» жизни в проектируемой среде; поэтажных планов с указанием планировочных осей и нанесением размерных линий; планов потолков и полов со спецификацией; разрезов с указанием отметок по высоте и нанесением осей и размерных линий; фасадов; 3-й-визуализаций объекта; интерьеров помещения или группы помещений; деталей или конструктивных узлов, влияющих на архитектурное или

264 ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (99) 2015 ISSN 1814-3520

1

2

3

4

дизайнерское решение проектируемого объекта; малых архитектурных форм или оборудования (мебель, светильники и т.д.) и пр.

Рис. 1

■м

Рис. 2

Рис. 3

Этап разработки проекта завершается выполнением демонстрационных материалов (планшета и чистового макета). Графическая часть проекта на всех этапах проектирования выполняется вручную (особенно на стадиях эскизирования, поиска целостного образа и общей средовой стратегии) и/или с использованием пакетов графических профессиональных программ CorelDrawGraphicssuiteX5, AdobePhotoshop ExtendedCS45, Autodesk 3dsstudioMax, AutoCad и др. Расположение всех изображений и чертежей на планшете следует логике изложения содержания проектного материала и соответствует композиционной идее, задуманной автором для художественно-выразительной организации этого материала и передачи целостности проектной концепции. Композиция как «сочинение», как система построения художественного произведения и формирования образов среды сопровождает все этапы проектирования и особо важна на последней стадии, где студент демонстрирует свою способность объединить в единое композиционное целое функциональную, конструктивную и эстетическую составляющие своего проекта. Композиция планшета и его содержание должны отвечать

всем предъявляемым к демонстрационному планшету требованиям и представлять собой завершенную творческую разработку, полностью раскрывающую все стороны и особенности объекта средового проектирования и потенциал его автора (рис. 1, 2, 3).

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что стратегии средового проектирования, «средовой подход» - представляют собой форму профессионального осознания объекта проектирования, базируются на ценностях целостного мироощущения, принципах «рефлексированной мифологии» и навыках воплощения средовой формы, основанных на ощущении гармонии конкретного места. «В итоге возникает не столько идеально спроектированные вещь или комплекс вещей, сколько некое средовое состояние, та атмосфера, в создании которой задействованы не только форма, цвет, фактура» [1, с. 27], но и весь спектр других средоформирующих компонентов, в том числе неотъемлемая составляющая средового проектирования - субъект средовой жизнедеятельности с его внутренним миром и стратегиями поведения.

Статья поступила 17.02.2015 г.

Библиографический список

1. Барсукова Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца ХХ - начала XXI веков: автореф. ... д-ра по искусствоведению. М.: ВНИИТЭ. 2008. 48 с.

2. Глазычев В.Л. О дизайне. М.: Искусство, 1970. 192 с.

3. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. 480 с.

4. Глазычев В.Л. Проблема метода проектирования среды // Проблемы теории и истории архитектуры. М.: ЦНИИПград, 1979. С. 79-86.

5. Дж. К. Джонс. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. М.: Мир, 1976. 374 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Железняк О.Е., Меерович М.Г. Частично реализованная утопия - немного сбывшаяся мечта - чуточку воплощенная иллюзия // Проект Байкал. 2005. № 5. С. 16-17.

7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.: Нижний Новгород, 2002. 126 с.

8. Профессор МАРХИ Вячеслав Леонидович Глазычев -Доктор искусствоведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.glazychev.ruhttp://www.glazychev.ru/books/ de-sign/design.htm (27.08.2014).

9. Сулима И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal centra/metodologiya sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/?&tpwf mode =main (22.10.2014).

10. Художественное проектирование: учеб. пособие для студентов / под редакцией Б.В. Нешумова и Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1979. 174 с.

УДК 330

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ © С.В. Захаров1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Инновационная деятельность малого бизнеса отражена в статистической отчетности и в справочниках. Но при этом отражена она крайне скудно и недостаточно для принятия объективных и обоснованных решений. Исследование роли статистической и отчетной информации для анализа является актуальной задачей. В настоящей статье с помощью графического анализа, системного подхода, логических методов исследования проанализированы различные аспекты инновационной деятельности малого бизнеса Иркутской области. Сделан вывод о том, что на современном этапе приводимая информация практически не отражает анализ инновационной деятельности малых предприятий, тогда как отчетность позволяет рассчитывать финансовые коэффициенты. Ключевые слова: инновационная деятельность; малые предприятия; Иркутская область; инновации; инвестиции.

1Захаров Сергей Викторович, кандидат технических наук, доцент, тел.: 89500617096, e-mail: ynd@istu.edu Zakharov Sergei, Candidate of technical sciences, Associate Professor, tel.: 89500617096, e-mail: ynd@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.