Научная статья на тему 'Средовой дизайн в условиях образовательного процесса факультета «Дизайн» БГИИК'

Средовой дизайн в условиях образовательного процесса факультета «Дизайн» БГИИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ИНТЕРЬЕР / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легеза Ю. А.

Данная статья знакомит с концепцией образовательного процесса в области средового дизайна на факультете «Дизайн» БГИИК за последние пять лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL DESIGN IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL PROCESS OF FACULTY "DESIGN" BSIAC

This article acquaints with the concept of educational process in the field of environmental design at faculty "Design" of BSIAK for the last five years.

Текст научной работы на тему «Средовой дизайн в условиях образовательного процесса факультета «Дизайн» БГИИК»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

237

УДК 721.012

СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФАКУЛЬТЕТА «ДИЗАЙН» БГИИК

Ю.А. Легеза

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: ualegeza@gmail.com

Данная статья знакомит с концепцией образовательного процесса в области средового дизайна на факультете «Дизайн» БГИИК за последние пять лет.

Ключевые слова: дизайн, интерьер, городская среда, ландшафт.

Кафедрой дизайна ведется подготовка специалистов четырех уровней: среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет и магистратура.

Подготовка специалистов в области средового дизайна проводится в рамках компетентностно-ориентированной системы дизайн - образования факультета «Дизайн». Работа строится через интеграцию трех основных методов педагогической деятельности: научно-исследовательского, экспериментального и художественно-проектного.

Исследовательская работа направлена на изучение современных тенденций, мирового и российского опыта в области формообразования и средового дизайна.

Экспериментальный метод дает возможность через абстрактное формообразование, раскрыть творческий потенциал студента, а художественно-проектный позволяет преобразовать абстрактную идею в конкретный объект, наделенный определенной функциональной значимостью и соответствующий всем эргономическим требованиям.

Средовой дизайн - понятие обширное и многообразное, которое решает проблемы взаимодействия сразу нескольких предметно-пространственных компонентов или оболочек. Самой первой средовой оболочкой можно назвать костюм. Интерьер представляет собой следующую по близости к человеку, наиболее тесно контактирующую с ним предметно-пространственную среду; далее пространственной оболочкой человека является урбанистическая система города, позволяющая существовать человеку как социальному индивиду. Изучение каждой из них, их взаимодействие и

взаимопроникновение лежит в основе образовательного модуля по проектированию.

Средовое пространство должно не только удовлетворять потребности отдельного индивида, но и развивать, а, иногда и формировать его культуру и эстетические взгляды, должно обеспечивать возможность его совершенствования. Преподаватели кафедры формируют у студента четкое представление о среде, в которой существует человек, начиная от жилища и до самых сложных градостроительных образований. Для осознания практической и социальной значимости выбранной студентами профессии, на кафедре дизайна проводится работа по актуализации тематики прикладных исследований.

Эстетический образ интерьера воспринимается человеком в единстве всех художественных характеристик: архитектурных форм и пространств, их функций, цвета, фактуры, освещения. Пространственная среда интерьера оказывает очень большое воздействие на психологическое и физическое состояние человека. Все тонкости психологического восприятия пространства, изученные студентами за период обучения в вузе, используются ими при проектировании интерьеров. Это находит отражение в

238

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

проектировании интерьеров социальных объектов: дошкольных учреждений, школьных классов, вузовских аудиторий, вестибюлей и больничных палат в новых родильных домах и перинатальных центрах, которые строятся в нашем городе. Предлагаются дизайн -концепции по реконструкции интерьеров Домов Культуры для сел и сельских поселений Белгородской области, разрабатываются предложения по благоустройству прилегающей к ним территории.

Понятие интерьера имеет довольно широкие рамки толкования. Жесткое деление сооружений на внешнюю оболочку и интерьер бывает подчас невозможным. Особенно в тех случаях, когда создание архитектурных объектов осуществляется по единым формообразующим принципам и целостному композиционному сценарию.

Любой город - это всегда интерьер, поскольку зритель находится внутри организованного архитектурой пространства. Восприятие средового пространства происходит не одновременно, а последовательно: в движении и во времени, вызывая чувственно - конкретные реакции: замирает дыхание, учащается пульс. «Интерьер города» окружает зрителя, который не просто смотрит на нее, а живет в этом насыщенном пространстве.

В этой связи особое значение приобретает экология визуальной среды. Визуальная среда - это все то, что окружает человека в его повседневной жизни, или все то, на что он смотрит глазами. В условиях всеобщей урбанизации визуальная среда, и ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Проблема визуальной экологии стала особенно актуальной в последние 50 лет. Она ярко отразилась на психологическом здоровье людей в так называемом «синдроме большого города». Согласно данным последних медицинских исследований, более 80 процентов жителей больших мегаполисов страдают так называемым «синдром хронической усталости». Его симптомы, к сожалению, известны многим из нас: прежде всего, это напряженность, повышенный уровень агрессии, раздражительности, а также постоянное ощущение тревоги. Актуальность проблемы визуальной экологии еще и в том, что наука до сих пор не разработала нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города.

Визуальная среда практически каждого города, а особенно спальных районов, нуждается в насыщении декоративными элементами, которые приятны глазу и успокаивающе действуют на психику человека. Разнообразие цветовой гаммы города, создание замкнутых визуальных пространств, гармоничных архитектурных форм и их связей с ландшафтом, должно способствовать созданию экологичной городской среды. Все эти условия помогут не только преобразовать внешний облик города, но и поспособствуют психологическому и нравственному здоровью граждан.

Природная среда, в отличие от искусственной, очень редко создает агрессивные и гомогенные визуальные поля. В этой связи зеленые насаждения, наряду с функциями насыщения воздуха кислородом, созданием шумоизоляционных и пылеизоляционных барьеров приобретают значение визуальной доминанты, способствующей созданию экологически здоровой визуальной среды города. Именно поэтому вопросы экологии пространства связаны с пропорциональным соотношением живой и искусственной составляющих среды. Проблема визуальной экологии города очень широка, и начинать решать её необходимо на стыке многих факторов: экологических, психологических, экономических, социальных. К решению должны быть привлечены специалисты различных областей: архитекторы, дизайнеры, ландшафтные архитекторы, психологи, врачи, социологи, экономисты.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

239

В первую очередь, должны быть сохранены те природные и архитектурные объекты, которые находятся в черте города и отвечают требованиям экологичности визуальной среды. Приняты меры по восстановлению, если это необходимо, парков, скверов, водоёмов, исторически ценных архитектурных сооружений.

В целях создания комфортного жизненного пространства для жителей Белгородской области губернатором запущен областной проект «Зеленая столица». В рамках программы выделено пять основных направлений: озеленение и ландшафтное обустройство жилых массивов и придорожных территорий, рекультивация земель после техногенного воздействия, создание и обустройство рекреационных зон, облесение меловых склонов, а также производство посадочного и посевного материала для всех этих работ. Еще один грандиозный проект, который реализовывается в настоящее время, - «500 парков Белогорья». В ближайшей перспективе Белгород должен превратиться в один большой парк. 285 Рекреационных зон появилось в течение последних четырех лет. Программа должна стать своеобразным брендом региона - его визитной карточкой, которая будет работать как на культурную, так и на экономическую привлекательность области.

Студенты и дипломники специализации «Дизайн среды» принимают активное участие в формировании и воплощении дизайн-идей в условиях данных проектов. Это и проект нового Лугопарка в Юго-западном жилом районе г. Белгорода, и реновация территории новых корпусов БГИИК, и проект туристического многофункционального комплекса в п. Новая Таволжанка, и проекты по благоустройству рекреационной зоны «Большой Ольшанец», и эко-парк «Архиерейская роща».

Строительство новых городов, реконструкция существующих, прокладка мощных инженерных коммуникаций и каналов, орошение пустынь - всё это реальности сегодняшнего дня. При такой активной деятельности человека изменяется не только облик, но и климат нашей планеты. Большая часть населения земного шара уже в настоящее время живет в окружении техногенных ландшафтов. Большинство из них, в теперешнем их состоянии, явно неблагоприятны и даже опасны для здоровья человека. Кроме того, все техногенные ландшафты из-за низкой биологической продуктивности и специфических биофизических и биохимических свойств образуют своеобразные провалы и барьеры на путях планетарной миграции веществ и энергии. Они искажают нормальный ход таких фундаментальных процессов, протекающих в биосфере, как биологический круговорот азота, газовый режим атмосферы и т.п., снижают их интенсивность. Происходит нарушение целостности и сплошности «пленки жизни» в биосфере, вплоть до полного уничтожения почвенного и растительного покровов в результате деятельности человека, сравнимой по значимости с геологическими процессами.

Основная задача исследовательских, творчески - дизайнерских работ в области ландшафтного дизайна кафедры - внести предложения по рекультивации подобных территорий, представить варианты как устранить вредоносное, загрязняющее воздействие этих земель на прилегающие территории, вернуть им биологическую и социальноэкономическую ценность. Студенты с удовольствием включаются в процесс проектирования новой экологичной среды. Меловой карьер ЗАО «Белгородский цементный завод» в недалекой перспективе будет нуждаться в рекультивации. Кафедрой разработано уже несколько вариантов использования данной территории.

Молодых людей привлекают современные и амбициозные задачи, они всегда стремятся быть на шаг впереди, хотят ощутить свою нужность и значимость. Именно поэтому они с огромным удовольствием работают по социальным заказам, которые поступают от руководства города и области. Работать с конкретным заказчиком всегда ответственно и интересно. Ребята получают опыт общения с разными по темпераменту людьми, в работе с которыми они проявляют себя не только как профессионалы, но и как

240

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

психологи. Привлечение студентов к реальному проектированию ведётся со второго курса. Начиная с разработки простых по функциональной нагрузке вестибюлей, студент постепенно подходит к проектированию сложных и многофункциональных средовых систем и комплексов.

Небывалый рост технологий, создание все новых и новых строительных материалов, открывает широкие возможности для архитекторов и дизайнеров во всем мире. Добиться максимального учета потребностей заказчика позволяет использование современных достижений науки в области строительных и отделочных материалов, инженерных и осветительных систем. Поэтому одним из важнейших этапов дизайн -проектирования служат систематические посещения студентами выставок индустрии и дизайна, ярмарок, проводимых в Белгороде, а так же в Москве, Санкт-Петербурге и Харькове (Украина).

Одним из методов повышения творческой активности студентов для решения объемных комплексных задач является создание временных научно-творческих коллективов из преподавателей и студентов. К данной коллективной работе подключаются студенты старших курсов, имеющие опыт самостоятельной художественно-проектной деятельности. Важность задачи преподавателя в таких группах состоит в предоставлении возможности каждому студенту реализовать свой замысел в четком соподчинении с общим концептуальным решением объекта. Результатом такого взаимодействия являются дипломные дизайн проекты интерьеров для нового здания аэропорта, проект нового паркового ансамбля «Четыре стихии», разработка рекреационной зоны для п.г.т. Волоконовка Белгородской области.

Повышению профессионального уровня проектной деятельности способствует участие студентов кафедры в специализированных выставках и конкурсах самых различных уровней, начиная от городского и заканчивая международным. Сравнительный анализ своих работ с работами российских и зарубежных школ дизайна, дают возможность выявить «болевые точки», правильно определить пути дальнейшего развития. Взгляд на свои работы «со стороны» способствует развитию у студента навыков широкого социального мышления, умения анализировать функциональные процессы большого масштаба. В качестве эксперимента в 2013году для дипломного проектирования были взяты объекты, выдвинутые на международные конкурсыв области дизайна и архитектуры: дизайн-проект реконструкции и модернизации центра города Тренчин (Словения), и дизайн-проект пешеходной зоны «Грин лайн» в городе Торонто (Канада). По завершении защиты эти дизайн-проекты были отправлены для участия в международных конкурсах. По предложениям наиболее активных и творческих студентов конкурсные объекты все чаще ложатся в основу курсового проектирования.

Более 50% профессорско-преподавательского состава кафедры дизайна являются «играющими тренерами», работают профессионально, активно занимаются творческой деятельностью. Проекты наших преподавателей реализованы в городе и области, а их произведения можно увидеть на художественных и дизайнерских выставках России.Неоценимый опыт студенты получают во время работы над большими проектами, реализуемыми преподавателями в архитектурных и дизайнерских бюро. Вливаясь в творческий профессиональный коллектив, они должны грамотно вписать свои идеи и предложения в уже существующие концепции, при этом не потерять «свое лицо», остаться узнаваемым и индивидуальным. Такое сотрудничество вылилось в проекты интерьеров для проектируемого в г. Белгороде музея искусств цивилизации. Тесное взаимодействие студентов с профессиональными организациями поможет им в дальнейшем трудоустройстве.

Немаловажным фактором наращивания научно-творческого потенциала

профессорско-преподавательского состава кафедры является работа в открытом

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

241

образовательном пространстве России, через взаимодействие с различными вузами культуры и искусства, реализующими образовательные программы в области дизайна. Обмен опытом с вузами Владивостока и Краснодара, Москвы и Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска и Набережных Челнов, Харькова и Львова, Киева и Хмельницкого способствуют разработке и экспериментальной апробации системы открытого многоуровневого образования специалистов для сферы культуры и искусства как основного научного направления работы кафедры в целом.

environmental design in the conditions of educational process of faculty mdesignm bsiac

U.A. Legeza

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: ualegeza@gmail.com

This article acquaints with the concept of educational process in the field of environmental design at fact "Design" of BSIAK for the last five years.

Keywords: design, interior, urban environment, landscape.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.