Научная статья на тему 'Педагогические технологии, применяемые в дисциплине "Проектирование" по направлению подготовки 54. 03. 01 "Дизайн"'

Педагогические технологии, применяемые в дисциплине "Проектирование" по направлению подготовки 54. 03. 01 "Дизайн" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСЦИПЛИНА "ПРОЕКТИРОВАНИЕ" / КРЕАТИВНОСТЬ / КЛАУЗУРА / ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДИЗАЙНЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ВЫПУСКНИКА-ДИЗАЙНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник Н. Б.

Статья посвящена характеристике педагогических технологий, применяемых в дисциплине «Проек-тирование» в процессе подготовки дизайнеров в вузе культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии, применяемые в дисциплине "Проектирование" по направлению подготовки 54. 03. 01 "Дизайн"»

Таким образом, в результате анализа инструментальных произведений трёх композиторов (чей творческий путь начинался в Иркутске), были выявлены разные виды и формы сочетания восточных и западных традиций, что составляет смысл и сущность существования единого евразийского музыкального пространства отечественной музыкальной культуры.

Список литературы

1. Карпенко, В. Е. Статьи о музыкальной культуре Иркутска XVШ-XXI веков : сб. ст. - Иркутск : Репроцентр А1, 2014. - 160 с.

2. Филашинов, Л. Избранные произведения [ноты] : [для скрипки с оркестром, для виолончели с фортепиано, для оркестра, для голоса с фортепиано, для фортепиано и других инструментов]. - Нижний Новгород : [б. и.], 2013. - 99 с.

3. Виноградов, В. Киргизская народная музыка. - Фрунзе : Киргиз-госиздат, 1958. - 333 с.

4. Аравин, П. В. Даулеткерей и казахская музыка XIX века. - Москва : Сов. композитор, 1984. -152 с.

5. Арановский, М. Симфонические искания. - Ленинград, 1979. - 286 с.

6. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. - Москва : [б. и.], 1980. - 296 с.

7. Байкадамова, Б. Б. О роли мелодики в формообразовании домбровых кюев // Вопросы музыкального формообразования. - Алма-Ата : Изд-во Каз. гос. ун-та, 1986. - С. 3-16.

8. Карпенко, В. Е. Особенности формообразования и развития в сонате для виолончели соло Цзо Чжень Гуаня // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства. История и современность. - Казань, 2013. - Вып. 5 : Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 4 апр. 2012 г.). -С. 97-108.

УДК 37.013.46:721.012

Н. Б. Колесник

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 54.03.01 «ДИЗАЙН»

Статья посвящена характеристике педагогических технологий, применяемых в дисциплине «Проектирование» в процессе подготовки дизайнеров в вузе культуры.

Ключевые слова: педагогические технологии, дисциплина «Проектирование», креативность, клау-зура, предпроектный анализ, проектная деятельность, умения и навыки дизайнера, профессиональные задачи выпускника-дизайнера.

N. B. Kolesnik Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES USED IN THE DESIGN COURSE OF THE DESIGN DEGREE PROGRAM

The article is devoted to the description of the pedagogical technologies used in the course design in the process of preparing designers in the university of culture.

Keywords: pedagogical technologies, design course, creativity, clausura, pre-project analysis, project activity, designer skills, professional tasks of the designer graduate.

Направление подготовки «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн среды» в современном обществе одно из самых востребованных. Это объясняется интегрирующим характером данного направления. «Дизайн среды» в Алтайском государственном институте культуры предполагает подготовку специалистов в области графического дизайна, дизайна интерьера, дизайна малых архитектурных форм, ландшафтного дизайна. Сфера деятельности выпускников охватывает множество функций от полиграфических разработок до создания пространственных решений. В связи с таким разнообразием профессиональных задач процесс обучения дизайнеров среды, в сложившейся системе обучения бакалавров, должен строиться на комплексном подходе к проектной деятельности, на использовании инновационных педагогических технологий образовании.

Учебный процесс строится таким образом, чтобы дисциплины взаимодополняли друг друга, развивали умения и навыки в рамках заложенных компетенций. После окончания вуза выпускники должны быть готовы к профессиональной практической деятельности, предполагающей творческий, креативный подход к проектируемым объектам.

«Проектирование» тесно связано с такими дисциплинами, как «Архитектурно-дизайнерское материаловедение», «Основы эргономики в дизайне среды», «Основы производственного мастерства», «Теория дизайна», «Семиотика в дизайне», «Основы ландшафтного проектирования» и др. Эта связь обусловлена общими компетенциями. В связи с чем следует предусмотреть достаточный объем практических заданий, различных по сложности и содержанию, способствующих развитию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций через развитие культурного, художественного вкуса, творческого взгляда и креативного мышления, а также наработке навыков выполнения технической и проектной документации. Учитывая сокращение срока подготовки студентов по программам бакалавриата, по сравнению со специалитетом, важно дать студентам инструменты ведения проектной деятельности. Педагогические технологии по дисциплине «Проектирование» должны вырабатывать у современного дизайнера следующие умения и навыки:

- к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

- применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании;

- обосновывать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

- анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта;

- составлять подробную спецификацию требований к дизайн проекту и готовить полный набор документации по дизайн-проекту, с основными экономическими расчетами для реализации проекта.

Дисциплина «Проектирование» преподается в разных семестрах разными преподавателями. Определение преподавателя на данный курс завит от следующих причин: квалификации преподавателя, его специализации в практической деятельности, тематики творческого задания. На кафедре дисциплина «Проектирование» ведется педагогами-практиками, имеющими достаточно большой опыт проектной деятельности в разных областях средового дизайна, членами Союза дизайнеров России. Но первостепенной задачей педагога высшего образования является развитие способностей студентов к самостоятельному ведению проектной деятельности, к синтезу и анализу информации, а не просто передача знаний.

Программа дисциплины «Проектирование» рассчитана на все 4 года обучения студентов-дизайнеров, точнее на 7 семестров, и выполнение и защита выпускной дипломной работы является завершаемым этапом обучения.

Задания по семестрам распределяются таким образом, чтобы способствовать формированию глубоких знаний, представлений и практических навыков основных законов и методов проектирования. Творческие задания построены по принципу усложнения и дают возможность освоения практических знаний и умений, необходимых для дизайнеров. Начиная с первого курса, студентов учат креативно мыслить.

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора [1], мыслить не стандартно, мыслить не как все, мыслить «вне рамок». В ходе многочисленных исследований было выявлено, что возможность развития креативности наиболее актуальна на первых курсах учебы в высших учебных заведениях, поэтому уделять особое внимание креативному подходу в работе над творческими заданиями надо с первого курса, с самых первых заданий: «Граница двух пространств» и «Кинетическая установка». Выполнение этих заданий позволяет развивать навыки абстрактного, ассоциативного мышления, интуиции, фантазии и креативного подхода к проектируемым объектам.

Обязательным этапом обучения является составление вербального ряда и выполнение клаузуры. Предпроектный анализ, основанный на изучении аналогов и сборе материала, позволяет более глубоко изучить новую тему и провести графический анализа собранного материала.

Распространение специализированных компьютерных программ предъявляет и повышенные требования к дизайнерам - знания и владения такими программами как CorelDRAW, PhotoShop, ArchiCAD и 3Ds Max необходимое условие обучения дизайнеров, но несмотря на это эскизный поиск, эскизный набросок, выполняемый от руки, является обязательным этапом бучения. Он позволяет фиксировать идеи, образы на начальном этапе проектирования, предшествующем проекту. Образно-ассоциативный поиск ведется путем создания абстрактных композиций, отсылающих нас

к курсу пропедевтики. Конструктивно-аналитический этап проектирования заключается в выполнении планировочных схем, ортогональных и аксонометрических проекций, перспективных изображений будущих объектов.

Цифровые технологии используются в процессе последующей деталировки объектов и на дальнейших этапах проектирования.

Большое внимание в процессе обучения уделяется развитию и использованию техник и приемов уникальной ручной графики. Свободный эскизный поиск на начальном этапе работы, а также проработка проекта на завершающем этапе выполнения проектного задания. Следует отметить индивидуальный подход к каждому студенту в процессе обучения, отсутствие ограничений в технике подачи материала, что обеспечивает успешное сочетание рукотворной графики с цифровыми форматами.

Большое внимание в учебном процессе по дисциплине «Проектирование» уделяется организации и проведению мастер-классов, посещению специализированных салонов по оборудованию, строительным и отделочным материалам, реальных объектов интересных с дизайнерской точки зрения, на которых можно проследить работу дизайнера, этапы возведения или отделки объектов. В рамках учебного процесса к преподаванию привлекаются известные дизайнеры и архитекторы, которые делятся своим профессиональным опытом со студентами.

Проектное обучение для дизайнера среды должно быть главным в системе дизайнерской подготовки.

Педагогические технологии, применяемые в дисциплине «Проектирование» по направлению подготовки «Дизайн», разнообразны, у каждого преподавателя свой подход и свои наработки в этой области, но все они призваны обеспечить готовность выпускника решать следующие профессиональные задачи:

- в художественной деятельности: выполнение художественного моделирования и эскизирова-ния; владения навыками композиционного формообразования и объемного макетирования; владение информационными технологиями, различных видов изобразительных искусств и проектной графики;

- в проектной деятельности: выполнение комплексных дизайн-проектов, изделий и систем, предметных и информационных комплексов на основе методики ведения проектно-художественной деятельности; владение технологиями изготовления объектов дизайна и макетирования; владение методами эргономики и антропометрии;

- в информационно-технологической деятельности: владение современными информационными технологиями для создания графических образов, проектной документации, компьютерного моделирования [2].

Список литературы

1. Степанюк, И. В. Формирование креативного мышления на уроках / И. В. Степанюк // Молодой учёный. - 2015. - № 16. - С. 426-428.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71375254 (дата обращения: 20.06.2017).

УДК 316.73:341.232.7(4/5)

В. И. Матис

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОЛИКУЛЬТУРЫ

В статье на основе поликультурного подхода в образовании и культурной сфере представлены условия формирования евразийского культурного пространства, его структура, где совокупность национальных культур - это проявление и выражение интересов всех этнических культур в общей культуре. Чем больше локальных национальных особенностей отражено в общей цивилизационной культуре, тем более устойчиво в своём функционировании будет евразийская поликультура.

Ключевые слова: евразийская культура, поликультурное сообщество, поликультурная картина мира, глобализационные процессы, взаимообогащение культур, этнопедагогические особенности, межкультурное сотрудничество, культура межнационального общения, модели поликультурного общества, социально-культурные условия, компоненты евразийского культурного пространства, задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.