Научная статья на тему 'Сущность и содержание проектировочной компетенции в процессе художественно - творческой деятельности студентов - дизайнеров'

Сущность и содержание проектировочной компетенции в процессе художественно - творческой деятельности студентов - дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / DESIGN COMPETENCE / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY / COMPONENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова И. М., Фахрутдинова Р. А.

Актуальность статьи обусловлена современными требованиями к подготовке выпускника в области дизайна, которые заключаются в овладении профессиональными компетенциями. Целью статьи является раскрытие сущности и содержания ключевой компетенции студентов дизайнеров в художественно творческой деятельности, обозначенной как проектировочная компетенция. Автором сформулировано понимание сущности проектировочной компетенции, заключающееся в ее интегративной многокомпонентной структуре. Классифицированы следующие компоненты: исследовательский, эмпатийный, творческий, когнитивный, деятельностный, ценностный. Исходя из предложенной трактовки проектировочной компетенции, сделан вывод, что профессиональная подготовка студентов в процессе художественно творческой деятельности имеет многоаспектный и полифункциональный характер и для успешной ее реализации необходимо обеспечить разносторонние условия (технологии, методы, задания) процесса обучения. Данная статья предназначена для педагогов высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку студентов по направлению 54.03.01 «Дизайн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CONTENT OF DESIGN COMPETENCE IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES OF STUDENTS - DESIGNERS

The relevance of the article is due to the modern requirements for the preparation of graduates in the field of design, which consist in mastering professional competencies. The purpose of the article is to reveal the essence and content of the key competence of students designers in artistic and creative activity, designated as the design competence. The author formulates an understanding of the essence and content of the design competence, which consists in its integrative multicomponent structure. The following components are classified: research, empathic, creative, cognitive, activity, value. Based on the proposed interpretation of the design competence, it is concluded that the professional training of students in the process of artistic creative activity has a multidimensional and multifunctional character and for its successful implementation it is necessary to provide versatile conditions (technologies, methods, tasks) of the learning process. This article is intended for teachers of higher educational institutions engaged in professional training of students in the direction 54.03.01 "Design".

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание проектировочной компетенции в процессе художественно - творческой деятельности студентов - дизайнеров»

УДК 378

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - ДИЗАЙНЕРОВ

И.М. Майорова, Р.А. Фахрутдинова

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена современными требованиями к подготовке выпускника в области дизайна, которые заключаются в овладении профессиональными компетенциями. Целью статьи является раскрытие сущности и содержания ключевой компетенции студентов - дизайнеров в художественно -творческой деятельности, обозначенной как проектировочная компетенция. Автором сформулировано понимание сущности проектировочной компетенции, заключающееся в ее интегративной многокомпонентной структуре. Классифицированы следующие компоненты: исследовательский, эмпатийный, творческий, когнитивный, деятельностный, ценностный. Исходя из предложенной трактовки проектировочной компетенции, сделан вывод, что профессиональная подготовка студентов в процессе художественно творческой деятельности имеет многоаспектный и полифункциональный характер и для успешной ее реализации необходимо обеспечить разносторонние условия (технологии, методы, задания) процесса обучения. Данная статья предназначена для педагогов высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку студентов по направлению 54.03.01 «Дизайн».

Ключевые слова: проектировочная компетенция, художественно - творческая деятельность, компонент, профессиональная компетенция, компетентность, творчество.

THE NATURE AND CONTENT OF DESIGN COMPETENCE IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES OF STUDENTS - DESIGNERS

I. Mayorova, R. Fakhrutdinova

Abstract. The relevance of the article is due to the modern requirements for the preparation of graduates in the field of design, which consist in mastering professional competencies. The purpose of the article is to reveal the essence and content of the key competence of students - designers in artistic and creative activity, designated as the design competence. The author formulates an understanding of the essence and content of the design competence, which consists in its integrative multicomponent structure. The following components are classified: research, empathic, creative, cognitive, activity, value. Based on the proposed interpretation of the design competence, it is concluded that the professional training of students in the process of artistic creative activity has a multidimensional and multifunctional character and for its successful implementation it is necessary to provide versatile conditions (technologies, methods, tasks) of the learning process. This article is intended for teachers of higher educational institutions engaged in professional training of students in the direction 54.03.01 "Design".

Keywords: design competence, artistic and creative activity, component, professional competence, creativity.

Актуальной задачей дизайн - образования является практическая реализация

компетентностного подхода - подготовка всесторонне развитых профессионалов, ориентированных на художественно -творческую деятельность, способных генерировать инновационные идеи.

Профессиональная компетентность становится центральным понятием в теории высшего профессионального образования.

В педагогической науке учёные выдвигают разные гипотезы определения понятий «компетентность» и «компетенция»: Джон Равен, Б.Т. Кенжебеков.

Хуторской А.В. определяет компетенции как социальное требование (норма) к

образовательной подготовке дизайнеров, необходимой для его эффективной проектной деятельности [1].

Применительно к процессу профессиональной подготовки студентов направления 54.03.01 «Дизайн», проектировочная компетенция определена нами как интегративное требование (норма) к профессиональной подготовке субъекта, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности, в результате которой создается новый «продукт», обладающий социальной значимостью, создаваемый на принципах и законах художественного формообразования, ориентированный на целевую аудиторию.

Существуют разные концепции определения структуры профессиональных компетенций. И.А. Зимняя выделяет 5 компонентов: мотивационный

когнитивный, поведенческий, ценностно -смысловой, эмоционально - волевой [2].

В. Медведев и Ю. Татур считают, что в структуру компетенций входят: когнитивный, функциональный, ценностно - эстетический [3].

Профессиональная компетенция, обозначенная как проектировочная, рассматривается нами как интегративный конструкт. В качестве компонентов, определяющих проектировочную компетенцию выделены следующие:

1. Исследовательский компонент, определяется, как умение анализировать различные подходы к решению задачи, осуществлять поиск источников информации.

2. Эмпатийный компонент, необходимый для продуктивной профессиональной коммуникации, с целью понимания потребностей целевой аудитории.

3. Творческий компонент, предполагающий развитие творческой активности в решении нестандартных задач в процессе художественно -творческой деятельности.

4. Когнитивный компонент, включающий знания теоретических основ для реализации художественно - творческой деятельности.

5. Деятельностный компонент, определяемый как овладение профессиональным инструментарием в решении профессиональных задач.

6. Ценностный компонент, необходимый для развития дизайнерского мировоззрения и ценностных ориентаций, влияющих на оценку создания продукта и отношение к профессиональной деятельности.

Анализируя методику дизайн - образования, можно констатировать факт, что на практике педагогами не уделяется внимание развитию данных компонентов.

Чтобы утвердить логичность авторских убеждений в интегративности проектировочной компетенции, необходимо рассмотреть художественно - творческую деятельность студентов как процесс созидания.

Под художественно - творческой деятельностью мы понимаем вид активности субъекта, направленный на генерирование новых смыслов в создании продуктов деятельности.

Любой вид деятельности имеет единые методологические принципы организации, а именно: слой восприятия и понимания, слой организации и действия [4].

Художественно - творческая деятельность студентов предполагает выполнение творческого проекта, которое состоит из нескольких последовательных стадий: 1) допроектная стадия - осмысление содержания технического задания, формулирование главной цели, самостоятельный

поиск студентом информации объекта проектирования (развитие исследовательского компонента проектировочной компетенции);

2) поисково - разрабатывающая -организующая стадия - взаимодействие студента, преподавателя и потребителя в процессе разработки художественной концепции объекта, проектирование в соответствии с потребностями целевой аудитории (развитие творческого и эмпатийного компонентов);

3) проектная - регулирующая и контролирующая стадии процесса создания образа и модели проектирования, вариантность и целесообразность решений (развитие когнитивного и деятельностного компонентов);

4) анализирующая стадия, оценивание по критериям промежуточных и окончательных результатов творческих работ (развитие ценностного компонента).

Допроектный этап основывается на исследовательском подходе и начинается с определения проектных целей и задач. Формирование целей и способов их достижения и обозначение предмета проектирования происходят под влиянием смыслового контекста, который включает теоретический анализ проблемы, изучение условий и инструментов для ее решения (локализация проблемы).

Важным фактором в художественно -творческой деятельности является ориентация на целевую аудиторию проектируемого объекта. Выделение системы потребительских требований, предпочтений и социокультурной типологии потенциального потребителя. Для того, чтобы прогнозировать поведение адресата, дизайнеру необходимо обладать эмпатическими

способностями. Эмпатия - «инструмент», который позволяет погружаться в жизненные ситуации целевой аудитории, понять их потребности, желания.

Художественно-творческая деятельность студента-дизайнера состоит из сложных эмоционально-образных реакций, поэтому особо важная роль отведена ассоциациям, когда необходимо «включить» творческое

воображение, тогда дизайнер обращается к разным идеям окружающей действительности -возникают стилистическая основа и образ проектируемого объекта.

Когнитивный компонент основан на усвоении теоретических знаний о закономерностях формообразования: единстве, целостности и соподчиненности; художественных средствах гармонизации и художественной

выразительности формы; основных принципов художественного формообразования

(рациональность, тектоничность, структурность,

гибкость, органичность, образность, целостность). По словам Виоле ле Люка, суть формы как предмета красоты составляет ее рационально -логическое обоснование [5].

Деятельностный компонент определяется как овладение профессиональным инструментарием: практическими умениями применения различных методов проектирования, художественно-графическим эскизированием, компьютерным моделированием, презентацией проекта. Проектирование нового объекта в художественно -творческой деятельности включает стадии: моделирование, конструирование, визуализации и презентации.

Современная стратегия развития дизайн -образования актуализирует создание продуктов, основанных на ценностных ориентациях. Путь создания творческого продукта показывает личное отношение к предмету. Результатом художественно - творческой деятельности становится создание художественного образа объекта, который становится культурной моделью, имеющей социальную значимость.

Таким образом, обобщая постановку проблемы можно сделать выводы, что проектировочная компетенция имеет сложную структуру, компоненты которой находятся в закономерных связях. Для каждого компонента структуры разработана система критериев и показателей.

В исследовательском компоненте критерием является уровень постановки цели и количество источников; показателями выступают: актуальность и глубина исследования. Критерием эмпатийного компонента - взаимодействие с целевой аудиторией, показателем - соответствие

потребностям целевой аудитории. В творческом компоненте выделяем критерий - разработку художественной концепции, а показателями становятся оригинальность и новизна концептуального замысла (идеи, образа). К критериям когнитивного компонента относим знания закономерностей и средств формообразования, знания методов

проектирования, их можно оценить по таким показателям, как оперирование художественными средствами формообразования, оперирование методами проектирования. В деятельностном компоненте выделяем критерии: владение эскизированием; владение моделированием; владение презентацией, показателями станут -количество эскизных проработок, знание дизайнерских компьютерных программ, качество исполнения. В ценностном компоненте критерием является отношение к творческому проекту, адаптация в профессиональной деятельности, показателями становятся творческий подход, реализация творческого проекта.

Решающим фактором развития многогранной проектировочной компетенции как ключевой в процессе художественно творческой

деятельности становится создание условий для профессионально - личностного развития студентов - дизайнеров, формирования их творческой индивидуальности, стремления к самосовершенствованию и

конкурентоспособности. Решение данной задачи возможно через понимание интегративности проектировочной компетенции, а также через внедрение современных методов ее развития.

Литература:

1. Хуторской А.В. Технология конструирования компетентностного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека. -2011. - № 2. Режим доступа://eidos-nstitute.ru/joumal/2011/211

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - N° 3.

4. Психология художественного творчества: хрестоматия; сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Хервест, 1999. -752 с.

5. Устин В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика / В.Б. Устин. - М.: ACT: Астрель, 2009. -254 с: ил.

Сведения об авторах:

Майорова Ирина Михайловна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры дизайна и национальных искусств, ИФМК, КФУ, e-mail: [email protected]

Фахрутдинова Резида Ахатовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии, ИФМК, КФУ, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

I. Mayorova (Kazan, Russia), senior lecturer of the Department of design and national arts, IFMC, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]

R. Fakhrutdinova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical Sciences, Professor, departments of educational technologies and information systems in Philology, IFMC, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.