Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна

В статье рассматривается актуальные вопросы применения компетентностного подхода. Обозначаются акценты на формирование социально-профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования. Подробно изучаются признаки формирования социальной компетентности в образовании. Выделяются и обосновываются компоненты формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов, содержательно-структурная характеристика, разрабатываются перспективные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

The article discusses topical issues of the application of the competence-based approach. Emphasis on the formation of social and professional competence of future teachers of vocational training in the system of higher education are indicated. Signs of the formation of social competence in education are studied in detail. The components of the formation of the social and professional competence of future teachers, the content-structural characteristics are highlighted and substantiated, promising directions are developed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается актуальные вопросы применения компетентностного подхода. Обозначаются акценты на формирование социально-профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования. Подробно изучаются признаки формирования социальной компетентности в образовании. Выделяются и обосновываются компоненты формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов, содержательно-структурная характеристика, разрабатываются перспективные направления.

Ключевые слова: компетентностный подход, социальная компетентность, социально-профессиональная компетентность, педагог профессионального обучения, социально-профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, личностная готовность, социально-профессиональные знания.

Annоtation. The article discusses topical issues of the application of the competence-based approach. Emphasis on the formation of social and professional competence of future teachers of vocational training in the system of higher education are indicated. Signs of the formation of social competence in education are studied in detail. The components of the formation of the social and professional competence of future teachers, the content-structural characteristics are highlighted and substantiated, promising directions are developed.

Keywords: competence-based approach, social competence, social and professional competence, teacher of vocational training, social and professional activity, vocational training, personal readiness, social and professional knowledge.

Введение. Социально-профессиональная составляющая в условиях образовательной среды часто играет неотъемлемую роль в развитии будущих педагогов. Значение сущностных элементов компетентности, условных факторов формирования, определение классификационных видов, обозначение ролевых позиций и значительных характеристик разных видов компетентностей в условиях профессионально-личностной и социально-профессиональной деятельности - основная потенциальная тенденция и задача гуманитарного образования.

Учитывая факт социализации личности, необходимо рассматривать личность будущего педагога в контексте существа социального, обладающего устойчивой социальной компетентностью. Социальная составляющая педагога включает регулярное взаимодействие, общение и взаимопонимание с обществом, как в образовательных кругах, так и в повседневной жизнедеятельности. Поэтому социальная компетентность часто включает в себя такие компоненты как социально-профессиональный, социально-психологический, социально-педагогический, социально-когнитивный.

Актуальность данной тематики говорит о специфической особенности профессионально-педагогической деятельности будущего педагога, предполагает наличие не только профессионально-образовательных компетенций в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом, но формирование статусных социально-профессиональных компетенций, обеспечивающих индивидуализацию и социализацию обучения в вузе.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и разработать содержание формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психолого-педагогической теории понятие «социально-профессиональная компетентность» используется на сегодняшний день достаточно широко. Так социально-профессиональную компетентность, с точки зрения многих исследователей рассматривают, как способность человека эффективно функционировать, развиваться и социально адаптироваться в социальной жизни, не мешая реализовывать социально-активную профессиональную деятельность через социально-профессиональные направленные перспективы и проекты.

Такое формирование социально-профессиональной компетентности будущего педагога обеспечивает развитие его как профессионала готового к эффективной профессионально-трудовой деятельности в социальном пространстве.

Проблемы формирования социально-профессиональной компетентности студентов-будущих педагогов, а также готовности к социально-трудовой деятельности, реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в социуме, формирование профессионально важных социальных качеств личности всегда волновала исследователей-гуманистов. В.А. Сластенин, В.Г. Бочарова, М.И. Лукьянова, М.А. Галагузова, Г.В. Мухаметзянова, В. Торохтия учитывали в своих работах важность научно-методической и технологической профессиональной подготовке будущего педагога. Ставили акцент на структуризации социально-профессиональной компетентности. Расширение границ сущностных характеристик этого понятия [1, 4].

Понятие «социально-профессиональная компетентность» определяет основной функционал ее реализации; оно обеспечивает параллельно формирование таких компетентностей как социально-психологическая, социально-коммуникативная, профессионально-коммуникативная, психолого-педагогическая.

По мнению А.А. Бодалева, социально-профессиональная компетентность представляет собой социально-перцептивное общение в образовании через научную картину мира. Обозначим принципиальную значимость такого общения [6]. Социально-перцептивное общение не только способствует формированию социально-профессиональной компетентности педагога, но и имеет важную роль для ряда педагогических профессий, связанных с профессионально-управленческой деятельностью.

Социально-перцептивная составляющая в рамках формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов включает в себя индивидуально-типологические особенности личности, психологическое состояние и самочувствие личности педагога; эффективные адаптационно-социализирующие факторы приспособления к образовательному пространству; культурологические особенности и межкультурные отличия, а также специализированную социально-психологическую и профессиональную подготовку.

Современные исследователи, изучая такого рода понятие, предполагают обозначать профессиональную деятельность педагога как интегрированный процесс формирования социально-профессиональной компетентности, включающий четыре основных компонента:

• когнитивно-профессиональный компонент осуществляет интеллектуально-творческую деятельность, формирует рефлексивно-перцептивные знания. Выполняет функцию развития познавательно-профессиональных способностей;

• эмоционально-социальный компонент предполагает осуществление самоорганизующейся деятельности, включающей процессы самооценки и эмпатичных свойств, формирует навыки самопринятия, самообладания и самоотношения. Основная функция рефлексивно-социальная;

• профессионально-деятельностный компонент осуществляет формирование социально-значимых и профессионально необходимых умений и навыков. Способствует формированию основных методов, средств и форм организации будущей профессионально-педагогической деятельности. Выполняет организационно-процессуальные функции социального опыта личности;

• мотивационно-социальный компонент опирается на запросы общества и желание быть профессионалом -специалистом, определяется через значимость профессионально-педагогической профессии в социальном пространстве. Важнейшим функционалом служит социально-профессиональная самоактуализация в деятельности.

Опираясь на работы авторов, мы наблюдаем однозначное и заслуженное обоснование формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов [5]. Особенности формирования такой компетентности в системе профессионального образования выделяет критерии и показатели сформированности данной компетентности, а главное обозначение роли в эффективной будущей профессионально-педагогической деятельности в условиях развития студентов -будущих специалистов.

Отметим также существенное значение социально-профессиональной компетентности в будущей профессионально-педагогической деятельности выпускников вуза. Сформированная компетентность обеспечивает психологическую, педагогическую и профессиональную готовность будущих педагогов.

Социально-профессиональная компетентность как важнейший элемент профессиональной деятельности подразумевает приобретение профессионально-педагогического опыта, осознания значимости собственной деятельности и значимости для будущего поколения, способности эмпатичного поведения в субъект-субъектных отношениях образовательного пространства; познания особенностей обучающихся и развития личности [3].

Приоритетными направлениями формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов должны быть:

• гуманистическая составляющая личности будущего профессионала обеспечивает стремление к профессиональному росту профессионала, стремление к самоактуализации, адекватную педагогическую позицию, формирование значимых ценностей и смыслов, развитие личностной ответственности;

• индивидуальные личностные особенности будущих педагогов; психолого-педагогическая направленность личности; адекватное восприятие мира; потребность воспринимать и принимать окружающих людей; мотивационно-личностная составляющая личности;

• социально-профессиональная позиция будущих педагогов отражает устойчивое осознание и неповторимое представление педагога о самом себе как специалисте-профессионале;

• профессионально-рефлексивная составляющая личности будущего педагога включает умение адекватно оценивать собственное состояние и поведение, так и поведенческие особенности, психологическое состояние субъектов образовательного процесса, умение изучать и осуществлять собственные индивидуально-психологические особенности и понимать разностороннее восприятие и мнения других;

• профессионально-содержательная составляющая личности педагога обеспечивает развитие коммуникативных умений и навыков, психолого-педагогических умений организации социально-образовательного процесса.

Формирование социально-профессиональной компетентности будущих педагогов способствует:

^ увеличению объема знаний; повышению общего качественного уровня образованности; расширению кругозора о себе и окружающем мире;

^ социально-профессиональному становлению личности педагога, участвующего в полноценных социально-образовательных отношениях, взаимодействующего с различными категориями обучающихся. Выполняющего различного рода социальные роли;

^ развитию социально-профессиональных, психолого-педагогических и профессионально-педагогических значимых качеств личности педагога, отвечающие за адекватную реакцию на окружающую действительность и стимулирование саморазвития и самосовершенствование.

Обучение социально-профессиональной компетентности представляет собой сложный многогранный интегративный процесс, обеспечивающий овладение профессионально-технологическим, научно-методическим, дидактическим, социально-педагогическим инструментарием [2]. Такой специалист может считаться конкурентоспособным профессионалом на рынке образовательных услуг. Возможность принимать самостоятельное решение, применять нестандартное мышление, целеустремленность, чувство собственного достоинства и владение теоретическими знаниями и практическими навыками способствует свободе выбора будущему педагогу профессиональной среды.

В результате можем говорить, что формирование социально-профессиональной компетентности будущих педагогов -это процесс, действующий по значимым алгоритмам социально-профессиональной деятельности, осуществляющий рефлексивно-перцептивные умения, реализующийся в соответствие с ожиданиями социально-образовательной среды, подчиняющийся изменениям социально-экономических факторов.

Профессионально-педагогическая практическая деятельность обозначает комплексный компетентностный подход к такому роду явлений [7]. Важность здесь имеет теоретическая фундаментальная база, профессиональная подготовка специальных навыков, личностная готовность компетентного специалиста - будущего педагога. В этом случае наблюдается картина, представляющая непрерывную социально-профессиональную практическую деятельность, которая является системообразующим компонентом формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов. Функциональный компонент формирования социально-профессиональной компетентности проявляется в постоянном овладении современными социально-педагогическими технологиями.

Профессиональная социализация специалистов педагогической сферы предполагает обладание знаниями социальной педагогики, вступать в социально-профессиональное и социально-педагогическое взаимодействие.

Выводы. Таким образом, современное профессионально-педагогическое образование педагогов профессионального обучения должно развиваться в двух направлениях: в аспекте содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и в аспекте содержания профессионального стандарта, а также запросов работодателей. Важную роль в этом играет социальный акцент, которые вписывается в профессиональную среду вуза. Необходимо

обеспечить чёткими инструкциями и рекомендациями по формированию социально-профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях кардинальных изменениях социально-образовательной среды.

Литература:

1. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Г.В. Безюлева, Н.В. Иванова, М.В. Никитин, Г.М. Шеламова. - М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования. 2005. - 82 с.

2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. -2014. - №3. - С. 27.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2

4. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7, № 4. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-14

5. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура образования // Вестник Мининского университета. - 2021. -Том 9, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-4

6. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. - 2010, №3. - С. 4-8

7. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №56-8. - С. 274-280.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

доцент Ларионова Нина Львовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи);

кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВО 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 54.03.01 ДИЗАЙН

Аннотация. В статье показаны особенности подготовки студентов к проектной деятельности в области ландшафтного дизайна при реализации требований компетентностной модели выпускника по ФГОС ВО 3++ по направлению 54.03.01 Дизайн с учетом индикаторов достижения компетенций.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональные компетенции, ландшафтное проектирование, дизайн-проект.

Annotation. The article shows the features of preparing students for project activities in the field of landscape design when implementing the requirements of the competence model of a graduate in the Federal State Educational Standard for Higher Education 3++ in the direction 54.03.01 Design, taking into account the indicators of achieving competencies.

Keywords: project activity, professional competencies, landscape design, design project.

Введение. В современном мире всеобщей глобализации и интернационализации профессиональное и художественно-педагогическое образования все больше приобретают практическую направленность, что полностью отвечает актуальным требованиям жизни. В условиях сегодняшней трансформации целей, задач и содержания образования, к учебным заведениям предъявляются новые, более современные требования по подготовке специалистов к профессиональной деятельности. Поэтому важным шагом было принятие ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, утверждённого приказом Министерства образования и науки России от 13.08 2020 года №1015 с учетом профессиональных стандартов. Одним из важнейших видов профессиональной деятельности по ФГОС является проектный, поэтому центральным моментом в реализации учебного процесса становится формирование проектной деятельности студентов на основе компетентностной модели выпускника, соответствующей требованиям ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн. В данном стандарте указывается, что профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих области и объектам будущей деятельности выпускников, а индикаторы достижения компетенций устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно. Требования к выпускникам определяются с учётом запросов работодателей, рынка образовательных услуг и инновационных технологий и зафиксированы в нормативной базе модернизируемого российского образования.

В направление подготовки 54.03.01 Дизайн входят различные профили, более подробно рассмотрим Средовой дизайн. Данную статью мы посвящаем проблематике обучения ландшафтному дизайну, как составляющей части профиля Средовой дизайн, приводим конкретные рекомендации по осуществлению предпроектного анализа и оформлению проектной документации при ландшафтном проектировании с учетом положений профстандарта. В отличие от остальных профилей, по дизайну среды нет утвержденных профессиональных стандартов, поэтому при определении индикаторов достижения компетенций в области ландшафтного дизайна принята ориентация на профстандарт «Ландшафтный архитектор» [4].

Изложение основного материала статьи. Одна из общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО 3++ по направлению 54.03.01 Дизайн, это ОПК-4 - Создание авторского дизайн-проекта: дизайнер должен быть способен проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, художественные предметно-пространственные комплексы, интерьеры зданий и сооружений архитектурно-пространственной среды, объекты ландшафтного дизайна, используя линейно-конструктивное построение, цветовое решение композиции, современную шрифтовую культуру и способы проектной графики [6]. Компетенция наглядно иллюстрирует профили обучения дизайнеров факультета ИЗО и НР МГОУ, это графический дизайн, средовой дизайн и дизайн костюма. В ФГОС ВО3++ по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн указывается, что бакалавр должен решать ряд профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, к которым относятся и создание проектов для объектов ландшафтного дизайна, поэтому средовой дизайнер занимается совокупным проектированием. Это проектирование и декорирование интерьеров жилых и общественных помещений и ландшафтное благоустройство. В связи с отсутствием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.